Пантеон в риме

Содержание:

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект

Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Как добраться до Пантеона

Храм находится в центральной части города на правом берегу Тибра.

Точный адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Roma RM, Италия

Как добраться от железнодорожного вокзала Termini:

Как добраться из аэропорта Фьюмчино:

Что не тратить время на дорогу до храма и окружающих его достопримечательностей, можно подобрать один из отелей, расположенных в шаговой доступности:

  • на улице Minerva, 5 от 155 евро (~13 229 руб.) за сутки
  • на улице Seminario, 87 от 140 евро (~11 949 руб.) за сутки
  • на улице Salita dei Crescenzi, 30 от 160 евро (~13 656 руб.) за сутки
  • на площади Rotonda, 70 от 130 евро (~11 096 руб.) за сутки
Пантеон на карте

Часы работы и стоимость билетов

Работает сооружение круглогодично за исключением праздничных дней 1 мая, 25 декабря и 1 января. Часы работы зависят от дня недели:

  • С понедельника по субботу храм доступен с 8:30 до 19:30;
  • По воскресеньям попасть в него можно с 9:00 до 18:00.

Последних посетителей запускают за 15 минут до завершения работы.

Вход в сооружение является бесплатным для всех желающих, поэтому искать кассы и информацию о цене на билет не стоит.

Правила посещения

Как и в любое другое религиозное сооружение, в этот храм следует отправляться с прикрытыми плечами, а также стоит избегать коротких шорт и юбок. По церковным традициям девушкам лучше входить внутрь с прикрытой головой. При необходимости взять платок можно в одной из корзин, стоящих при входе.

Сегодня Пантеон не только храм, но и Мавзолей. Здесь похоронены знаменитые итальянские художники, в том числе Рафаэль

Запрещено входить в храм с открытой едой и напитками. Это может расцениться как знак неуважения к святыне, а также помешать другим посетителям.

Находясь внутри, стоит соблюдать тишину и не повышать голос, а также отключить звук на гаджетах.

Делать фото и снимать видео для личного архива в храме разрешается.

Интересные факты

  • В разные периоды храм использовался как место захоронения известных граждан страны. Например, здесь находится могила Рафаэля Санти, а также могилы Виктор Эммануил II и Умберто I.
  • В день летнего равноденствия ровно в полдень столб света, проходящий через окулюс, падает точно на главный портал храма.
  • По легенде сооружение стоит именно на том месте, с которого отправился на небо один из создателей столицы — Ромул.
Панорама Пантеона в Риме
Пантеон в Риме на видео

Заглянуть в Пантеон стоит всем гостям римских кварталов. Он стал значимым образцом искусства и верхом инженерной и строительной мысли своей эпохи. И именно поэтому сумел заслужить звание одного из самых важных строений античности.

Интерьер

Изящный купол Пантеона, конечно же, был высшим достижением Римской архитектуры. Но внутреннее пространство с гармоничными пропорциями тоже заслуживают внимания. Высота храма равна диаметру купола, а высота цилиндра, поддерживающего купол, равна его радиусу.

В стенах толщиной 6,2 метра расположились полукруглые и прямоугольные ниши. Они не только визуально изменяют пространство, но и как бы облегчают его. Строгая отделка значительно усиливает архитектурный эффект.

Надо отметить, что внутри Римский Пантеон выглядит просто великолепно

Гармония и идеальные пропорции, основанные на изображении Земли со сводом небесного свода над ней, сегодня так же впечатляют, как и 2000 лет назад.

Загадочный oculus в куполе Пантеона

Одной из особенностей Пантеона является отверстие в крыше. В полдень через него проходит гигантский световой луч, со стороны кажущийся вполне осязаемым, как будто его можно потрогать на ощупь.

Хотя Пантеон, несомненно, являлся культовым сооружением, о том, как именно он функционировал, достоверно не известно. Тем более, по структуре постройка сильно отличается от других традиционных римских храмов.

Центральное место занимает купол, олицетворяющий небесную сферу — обитель богов. Предполагается, что в древности его поверхность украшали розетки или звезды, но никаких документальных подтверждений этому нет. К основной части храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала колоннадой. Изнутри здание отделано охристо-коричневым и местами белым мрамором.

Храм продолжал функционировать и в эпоху христианства. 13 мая 609 года, когда он был подарен византийским императором Фокой папе Бонифацию IV, его освятили в честь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), а дата 13 мая стала отмечаться как праздник всех святых — до той поры, пока в середине VIII столетия папа Григорий III освятил 1 ноября одну из капелл собора Святого Петра в честь всех святых. Так символическое значение 13 мая было утеряно, а 1 ноября стали отныне праздновать и католики, и протестанты — речь идет о знаменитом Хэллоуине…

Пантеон стал местом погребения для многих выдающихся людей Италии. В частности, здесь захоронены знаменитый художник Рафаэль, а также итальянские короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Но вернемся к уже упомянутому выше отверстию в куполе Пантеона. Oculus (или, по-нашему, «глазок»), как называли его с давних пор, представляет собой оригинальное инженерное решение, являясь основным источником света в здании. Окулус никогда не бывает закрыт, дождь падает внутрь и вода отводится с помощью древних водосточных труб…

Архитектура

Архитектура сооружения стала уникальным опытом для своего времени. Исследования специалистов позволили утверждать, что при строительстве храма использовалось правило золотого сечения, и именно поэтому здание выглядит так органично. Центральным элементом в плане этого сооружения является ротонда высотой 43 метра. Ее венчает купол, размеры которого поражают архитекторов уже много столетий и вызывают восторженные отзывы до сих пор: его диаметр достигает также 43 метров. В центре этой купольной крыши находится 9-метровое отверстие или окулюс, через которое в храм попадает дневной свет.

Кто же построил Пантеон в Риме?

Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры.  А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?

Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?

Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска. Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Правила посещения и время работы Пантеона

Вход в Пантеон бесплатный, но с 2021 года для посещения в выходные дни требуется предварительное бронирование.

Как забронировать посещение в Пантеон? Пошаговая инструкция.

4. Нажимаем Add reservation, выбираем дату, время, добавляем имена и фамилии всех посетителей, нажимаем Confirm reservation

Внимание! Забронировать посещение можно только на ближайшие выходные. 

5. На следующем шаге будет автоматически сформирован QR-код

6. Нажимаем кнопку Download и сохраняем бронирование себе на телефон. В день посещение необходимо вовремя подойти к Пантеону и показать сотрудникам QR-код. 

Забронируем посещение в Пантеон за вас при заказе обзорной экскурсии по Риму. Напишите или позвоните нам +39 334 8496564 (WhatsApp/Telegram).

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться. 

Время работы (ежедневно): С 9:00 до 19:00. Последний вход в 18:45.

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

  • 1 января
  • 1 мая
  • 25 декабря

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Пантеон входит в маршрут нашей обзорной экскурсии по Риму и детского квеста-экскурсии «История Древнего Рима». Заказ экскурсий можно сделать, отправив заявку на planmytrip@wowitaly.ru или напишите нам в WhatsApp +39 334 8496564 . 

  1. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — прекрасный пример готической архитектуры в Венеции
  2. Экскурсия по римским базиликам «Христианский Рим»

Больше интересных статей об Италии:

Как сделать предложение девушке выйти замуж: 5 идей в Риме

Террачина – итальянский город-курорт на «побережье Одиссея»

Рим в мае: погода, праздники, чем заняться

Вкусно поесть в Риме: советы местного жителя

Аперитив в Риме: что, где, сколько стоит?

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 12
    Поделились

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

Полезная информация о Пантеоне для туристов

Как добраться?

Поскольку Пантеон располагается в самом сердце Рима, добраться до него очень просто, даже если вы не знаете город. Это достопримечательность по линии римского метро, поэтому достаточно спуститься в метрополитен и, выбрав красную линию А, доехать до станции Barberini и выйти на площадь Ротонда.

Часы работы Пантеона

Достопримечательность открыта для посещений с понедельника по субботу. Воскресный день сокращенный, зайти внутрь можно только до 13:00. Летом часы работы Пантеона с 9:00 до 18:00, а зимой – до 16:00.

Стоит помнить, что 1 января и 1 мая являются особыми днями для храма, в которые посещать его туристам нельзя.

Стоимость билетов

Платы за вход в Пантеон нет, это одна из редких бесплатных достопримечательностей Рима. Но в некоторые дни на территории храма проводятся мероприятия, направленные на сбор пожертвований, в которых может принять участие и внести свой вклад каждый посетитель.

Прекрасного путешествия!

Интересные факты

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии

Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился Римский Форум.

После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору Колизей и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид.

Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.

По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи.

К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.

У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана

Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами.

Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.

Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.

Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам.

Можно сказать, что Пантеон в Риме – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.

Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем

Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников.

С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.

С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м).

Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.

Пантеон богов

Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.

Пантеон богов Древней Греции

“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”

В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.

Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.

Главными Олимпийскими богами были:

  • Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
  • Посейдон (морская стихия);
  • Аполлон (солнечный свет, искусство);
  • Аид (царство мёртвых);
  • Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
  • Артемида (леса, мир животных и охота);
  • Деметра (производительная сила природы);
  • Арес (битва и война);
  • Афродита (любовь и красота);
  • Геба (юность);
  • Гера (брак и супружеская любовь);
  • Гименей (брак);
  • Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
  • Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
  • Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
  • Гестия (домашний очаг, семейные связи);
  • Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).

Узнайте больше про Богов Древней Греции.

Славянский пантеон

В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.

Главный бог пантеона — Перун

Некоторые представители пантеона славянских богов:

  • Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
  • Хорс — бог солнца, повелитель молний;
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
  • Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
  • Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
  • Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
  • Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

Египетский пантеон богов

Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год

Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:

  • Ра — бог солнца и верховный правитель;
  • Апофис — бог тьмы;
  • Анубис — бог смерти;
  • Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
  • Тот — бог знаний;
  • Геб — бог земли;
  • Сет — бог войны и разрушения;
  • Апис — бог плодородия;
  • Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
  • Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
  • Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
  • Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
  • Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
  • Себек — бог воды, рек и озёр;
  • Хапи — бог реки Нил и урожаев;
  • Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
  • Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
  • Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
  • Мин — бог плодородия;
  • Шу — бог воздуха;
  • Ях — бог луны.

Гробницы Пантеона

Пантеон в Риме — это не только храм всех богов, но и место захоронения знатных людей.

Во второй нише справа покоится прах итальянского короля Виктора Эммануила II. А во второй нише слева гробница короля Умберто I и его жены королевы Маргариты. Великий кардинал — Государственный секретарь Консальви увековечен в памятнике, созданном в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном, в третьей нише слева. Гробница великого художника эпохи Возрождения Рафаэля находится между второй и третьей нишами слева.

Над главным алтарем, прямо напротив входа, находится оригинальная икона 7-го века Мадонна с младенцем. Её восстановили под более поздними слоями краски. Это одна из редких сохранившихся икон, распространенных в римских церквях того периода. Над иконой полукупол апсиды, покрытый золотой мозаикой крестовых узоров. В нише справа можно увидеть фрагменты декора II века.

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector