Фонтан четырех рек

Фонтан Четырех Рек в Риме — история

Появление этого фонтана неразрывно связано с семьей Памфили. В 1648 году они заканчивали строительство собственного дворца и для того, чтобы общий образ был завершен, рядом решили возвести что-нибудь красивое и одновременно подчеркивающее статус владельцев имения. Идея поставить обелиск, на котором был бы изображен голубь, держащий оливковую ветвь, принадлежала главе данного семейства, бывшему кардиналу, папе Иннокентию X.

У главы католической церкви на примете был архитектор, который смог бы выполнить такого рода поручение. Это Франческо Борромини. Но Иннокентий X почему-то решает провести конкурс, а позже, неожиданно для всех, выбирает Джованни Бернини. Ходили слухи, что папа случайно увидел проект, архитектор не имел права участвовать в соревновании на лучшую идею. Парадокс был в том, что до момента сотрудничества с семьей Памфили, Бернини был фаворитом предшественника Иннокентия X, папы Урбана VIII.

Получается, что одаренность этого архитектора затмила все политические противоречия, существовавшие до того, сломала принципы нового папы и заставила связаться с человеком, который служил семье Барберини.

Строительство потребовало огромного количества денег. Чтобы возместить убытки, властям даже пришлось поднять налоги. Так появился Фонтан Четырех Рек на пьяцца Навона. Папа сразу же отдал приказ о том, чтобы его подключили к системе акведуков под названием Аква Вигро.

Фонтан Четырех Рек — описание

Фонтан Четырех Рек выполнен в стиле барокко. Как и желал Иннокентий X, в центре фонтана находится обелиск Каракаллы, а вокруг него расположены прекрасные скульптуры. Появление этой колонны в Риме долгое время относили к I веку, но удалось выяснить, что принадлежит она к тем временам, когда при власти был Домициан. По сути, это подделка древней египетской колонны, ее нашли на ипподроме в 1644 году. Длина каменной глыбы, вероятно, пострадала и то, что сохранилось до сегодняшнего дня, имеет высоту 16 метров 54 сантиметра.

Грани обелиска украшены изображениями римских императоров в одеяниях египетских фараонов. Считается, что он символизирует победу христианства. Кроме того, на столбе есть фамильные гербы Памфили, голубь с ветвью оливы.

Экспозиция фонтана – это фигуры духов, или богов, таких рек, как Дунай, Нил, Ганг и Ла Плата. Искусствоведы предполагают, что на некоторые из них выбор пал не случайно: это самая большая река Европы, главная река Египта и священная река Индии, а вот относительно последней практически ничего не известно. Это неб

Все скульптурные фигуры окружены флорой и представителями фауны того континента, где располагаются реки: Европы, Африки, Азии и Америки. На фонтане можно увидеть виноградную лозу, пальмы, фрукты и цветы, а также змеев, льва, коня и дельфина. Внизу, под скульптурами, расположено небольшое искусственное озеро с чистейшей водой из Аква Вигро. Рядом с ним есть чаша, в которую бросают монетки для того, чтобы вернуться в прекрасный Рим и к одному из самых популярных фонтанов города.

Особенно интересна та часть скульптуры, на которой изображен дух реки Дунай. Он держит картуш с фамильными и папскими символами Иннокентия X. В руках Ганга – весло. Богатство Нового Света архитектор подчеркнув монетами под скульптурой Ла Плата, а голову Нила — накрыл. Что же это может означать?

Специалисты и здесь теряются в догадках. Одни считают, что Бернини сделал это в связи с тем, что исток реки на момент создания фонтана был еще не известен, а другие предполагают, что он поступил так, чтобы показать противостояние между собой и Борромини (тем мастером, который до него пользовался уважением папы). У последней теории есть одно кажущееся неоспоримым подтверждение. Все дело в том, что напротив Нила расположено здание церкви Сант Аньезе. Именно Франческо Борромини был ее архитектором. А Бернини пытался показать с помощью скульптуры свое неуважение к сопернику и говорил, что под пристальным глазом Нила ее фасад может обрушиться.

Эта теория вполне вероятна, как и та, которая объясняет «испуг» скульптуры Ла Плата. Последняя вроде бы тоже смотрит со страхом или с презрением на собор, построенный Борромини. Все это очень часто рассказывают экскурсоводы. Но, на сегодняшний день удалось определить точное время строительства церкви и она появилась уже после фонтана. Этот факт вмиг разрушает все легенды и предположения, связанные с противостоянием двух архитекторов. Кроме того, дух Ла Плата смотрит на змею, которая хочет позариться на его золото.

Тот, кто внимательно изучил другие работы Джованни Бернини, сразу же замечает, что Фонтан 4 Реки в Риме отличается от остальных шедевров великого мастера. Скульптура не имеет пластичных линий, свойственных архитектору. Это можно объяснить тем, что ему принадлежали эскизы, а все остальное делали ученики: Антонио Рагги, Джакомо Антонио Фанцелли, Клаудио Пуссен и Антонио Франческо Баратта.

Несмотря на всю красоту фонтана, который считается вторым по посещаемости после Треви, туристы стремятся в эту часть города, чтобы посмотреть еще и на уличных музыкантов, мимов, художников и акробатов, последние давно облюбовали это место. Кроме того, на площади Навона каждый год проходит популярная среди римлян и гостей города рождественская ярмарка.

История строительства

Строительство нового фонтана на Пьяцца делла Бокка делла Верита было задумано папой Климентом XI как часть реконструкции площади и возможность увековечить своё имя рядом с памятниками Древнего Рима.

Выбор места

Акведук Аква Феличе (Acqua Felice) и его сеть водоводов, построенные в 1587 г., позволяли принести воду в самые отдалённые районы Рима, и папа этим воспользовался. В то время многие современники понтифика считали выбор места для фонтана не самым удачным, так как этот район Рима был малонаселённым и часто подвергался затоплению во время подъёма Тибра.

Базилика Санта-Мария-ин-Козмедин находилась на 2 метрах ниже уровня площади, что было причиной постоянной сырости на первом этаже из-за его погружения в воду.

В 1715 г. работы по выравниванию и реконструкции площади совпали со строительством Фонтана Тритонов, который стал своеобразной каменной эмблемой Климента XI.

Архитектор и скульптор

Автором проекта Фонтана тритонов считается перуджийский архитектор Карло Франческо Бицзаккери (Carlo Francesco Bizzaccher), который был учеником Карло Фонтана (Carlo Fontana), но в работе имел свой индивидуальный почерк. Бицзаккери был явно вдохновлён фонтаном Тритона на площади Барберини и, конечно, геральдикой семейства Альбани, к которому принадлежал папа Климент XI.

Скульптурную композицию фонтана создал Франческо Моратти (Francesco Moratti) из Падуи (Padova). Во время понтификата Климента XI талант этого мастера раскрылся в полную силу, и он даже считался личным портретистом папы. Настоящую славу скульптору принесла статуя святого Симона для галереи двенадцати апостолов в центральном нефе Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano).

Заказ для фонтана на площади Уста истины стал для Франческо Моратти последним. Работа была начата в 1717 г. и завершена 3 января 1719 г., а уже 25 января скульптора не стало.

Немного истории…

Строили фонтан в период с 1648 по 1651 год. Началось вообще все с того, что семья Папы Иннокентия Х (в прошлом – кардинала Дамбиттиста Памфили) в то время как раз достраивала фамильный дворец на площади Навона и собиралась окончательно увековечить свое величие установкой египетского обелиска. Считалось, что обелиск привез в Рим якобы император Каракалла. На огромном памятнике (более 16 метров в высоту) должен был расположиться герб Папы Иннокентия Х с голубем, несущим в клюве оливковую веточку.

2. Фонтан вечером

В Риме объявили конкурс на лучший проект. А поскольку конкурс курировал сам Папа, практически никто не сомневался, что разрабатывать его будет Франческо Борромини – папский любимец и едва ли не главный конкурент Джовани Бернини.

Но фортуна любит непокорных: покровитель Бернини – принц Людовизи был супругом племянницы Папы и имел доступ во дворец. Людовизи посоветовал Бернини сделать проект, а затем подстроил так, что Папа будто бы случайно увидел эскиз. Работа Бернини была настолько гармонична и красива, что Иннокентий отменил конкурс и велел Бернини немедленно заниматься фонтаном.

По замыслу мастера, вокруг обелиска должно было разлиться небольшое озерцо – чаша фонтана, а у основания – сесть четыре речных бога, символизирующих континенты: Нил (Африка), Ганг (Азия), Ла-Плата (Новый Свет) и Дунай (Европа).

3. Скульптура реки Нил

Основные скульптуры также поддерживались дополнительными. Ла-Плата сидит на горе золотых монет, символизирующих богатства Нового Света. Ганг держит в руке весло, обозначающее судоходство, возле азиатского бога также изображена лошадь. А голова Нила закрыта покрывалом, как символ того, что исток огромной реки тогда еще не был исследован. Рядом с африканским богом расположился лев. Дунай, символизирующий Европу, поддерживает рукой герб с тем самым голубем, как бы подчеркивая, что находится ближе всех к Папе.

Скульптуры лепились учениками Бернини по его эскизам, и когда все было готово, оставалось только подключить фонтан к водной системе. Как в XV веке, так и сейчас в фонтан поступает вода из акведука Аква Вирго. Ненавистники Бернини говорили, что фонтан сконструирован математически неправильно и при запуске не будет действовать. Но в итоге все оказалось хорошо, и Папа Иннокентий, благословив новое произведение искусства, увидел, как из фонтана забили струи воды, а Бернини подписал авторство ещё под одним доказательством своего гения.

4.

Бернини и фонтан Четырех Рек

Гениальный архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был по достоинству оценен многими поклонниками искусства, которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские.

Фонтан Четырех Рек на площади Пьяцца Навона

Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.

Герб Иннокентия X Памфили

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему. Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось.

Отели возле Пьяцца Навона

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Говорят, что средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб. Для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Советуем прочитать:

ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

О чем молчат статуи, или что хотел сказать Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.


Аллегория Дуная

Booking.com

Тайные смысловые игры Бернини

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини. Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне. Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.


Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать. В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Фонтан Четырех Рек в Риме Лоренцо Бернини

Средняя оценка 5 Проголосовало 19

Джованни Лоренцо Бернини, Достопримечательности Рима, Площадь Навона, Фонтан Четырех Рек, фонтаны Рима

Статуи

Каждая скульптурная композиция Четырёх фонтанов представляет особой интерес и скрывает свои ещё неразгаданные тайны создания. Их сложная иконография до сих пор вызывает споры и неоднозначные толкования в вопросах, кем и когда они были созданы, кому и чему посвящены.

Тибр

Фонтан с изображением Тибра – символа Рима, относится к рионе Монти и расположен в угловом здании, которое является церковью Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.

Храм, посвящённый святому Карлу и Пресвятой Троице – шедевр барокко, созданный по проекту Франческо Борромини (Francesco Borromini) в период между 1638 по 1663 годами. Архитектор удачно вписал уже существующий фонтан в гениальный план церкви.

Аллегория Тибра представлена фигурой бородатого мужчины, лежащего на боку и прикрытого наполовину тканью. Его правая рука опирается на кувшин (горгулью), тогда как левая держит рог изобилия с фруктами – символ богатства Рима.

На заднем фоне раскинулось фиговое дерево и пышная виноградная лоза, которые ассоциируются с плодородием и процветанием города. В правом углу выглядывает Капитолийская волчица – геральдическое животное Вечного города (изображение появилось позже).

Арно

На углу Палаццо Альбани дель Драго, который относится к рионе Кастро Преторио, находится фонтан, изображающий бога реки Арно или Аньене.

Он представлен в более мягком и романтичном образе, чем мужественная фигура Тибра, но в такой же позе, только возлежащим на левом боку. Опираясь одной рукой на кувшин, в другой он держит букет цветов.

Красивейший город Италии был основан римлянами и назван ими как Colonia Florentia (в честь богини цветов и растений). Река Арно была притоком Тибра и источником воды для акведуков Древнего Рима. Многозначительные детали скульптурной композиции напоминают о Флоренции: цветы – о названии города, редкий тростник на заднем фоне – о частично заболоченной долине Арно, голова льва за спиной божества – о геральдическом животном.

Юнона

Изображение возлежащей Юноны украшает фонтан в районе Треви (Rione Trevi) на углу современного государственного учреждения – Института по надзору за страхованием (Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni). В прошлом это здание было известно как Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi).

Узнать богиню – покровительницу Рима, можно по изображению машущего крыльями гуся, напоминающего о знаменитой легенде, согласно которой священные гуси со двора храма Юноны в крепости на Капитолии спасли Рим.

Задний фон ниши скульптуры является отсылкой к другим фонтанам группы: пышная растительность – к Тибру, а сидящий лев слева от фигуры богини – к Арно.

Диана

Статуя Дианы появилась несколько позже, чем остальные из группы Четырёх фонтанов. Она украшает угол здания, относящегося к рионе Треви и находящегося перед Палаццо Барберини. В фасад дома фонтан был встроен только в 1920 г.

Женская фигура в томной позе облачена в длинное платье, которое изящно приспущено, обнажая грудь. Правой рукой богиня опирается на камень, из которого течёт вода. И грудь, и вода являются символами напоминающими, что Диана — богиня женственности и плодородия. На переднем плане сидит собака, которая на многих изображениях сопровождает богиню охоты.

Эта скульптура, в отличие от других, не помещена в нишу, и статуя полулежащей богини имеет в качестве фона только заднюю стену, украшенную растительными узорами. Декоративное окно было добавлено во время реставрации в 1665 г. Среди мотивов листьев на нём можно разглядеть пчелу Барберини.

Фонтан посвящён не только Диане, так как ряд его декоративных замаскированных деталей напоминает о Сиксте V.

Камень, из которого бьёт струя воды и на который локтем опирается фигура богини, – это три горы Сикстинского герба, а звёзды и голова льва, вырезанные на стенке бассейна, – знаки отличия фамильного рода понтифика.

Четыре фонтана не включены в основные туристические маршруты Рима, но, тем не менее, они заслуживают внимания. Среди многочисленных городских фонтанов, помпезных и знаменитых, Quattro Fontane выделяются не только своим оригинальным расположением и композиционным оформлением, но и каким-то неуловимо трогательным очарованием старины и тайной, скрытой под тихим журчанием воды.

Архитектура фонтана

Фонтан четырёх рек исполнен в стиле барокко. В его центральной части расположен столб Каркаллы, который «обвит» скульптурной композицией. Данное строение – репродукция древнеегипетской колонны высотой в 16,5 метров, найденной в 1644 году на территории ипподрома.

На каждой грани монумента – изображение римских властителей в убранстве фараонов, символизировавшего торжество христианства над языческим многобожием. Тут присутствует и голубь с оливковой веточкой – символ рода Памфили.

В руках Дуная – картуш со знаками кардинальской власти Иннокентия Х, у Ганга – весло. Монетки, находящиеся под статуей Ла-Плата, олицетворяют состоятельность Нового Света. Голову Нила архитектор предпочел накрыть.

Все скульптуры пребывают в окружении растительного и животного мира того континента, на котором они расположились. Здесь представлены пальмы, цветущие растения, лоза винограда, фрукты, лев, дельфин, лошадь, змеи. Ниже, под статуями, размещено маленькое искусственное озерцо с чистой водой акведука. В чашу возле него туристы часто кидают монетки с надеждой возвратиться в величественный Рим.

Фонтан четырех рек разительно выделяется среди других творений Бернини, так как не содержит плавных линий, характерных для мастера. Именно поэтому специалисты сходятся во мнении, что достоянием великого зодчего были лишь эскизные зарисовки. Остальные работы выполняли его воспитанники – Рагги, Баратта, Фанцелли, Пуссен.

Описание

Скульптурные композиции Четырёх фонтанов появились на одноимённом перекрёстке в 1588–1593 годах. Они представляют собой единый стилистический ансамбль, разделённый на части, каждая из которых посвящена определённой мифологической теме.

Статуи фонтанов изображают полулежащие фигуры: две мужские — аллегории рек Тибр и Арно, и две женские, представляющие богинь Юнону и Диану, которые символизировали Крепость и Верность, а, возможно, также олицетворяли реки. Декоративный фон и детали-символы, сопровождающие фигуры божеств, раскрывают задумки скульптора и дают много интересных сопоставлений.

Приставленная к статуям небольшая чаша-бассейн собирает воду, вытекающую тонкой струёй из единственной трубы. Подход к фонтану имеет ограждение из ряда коротких столбов, которые защищают скульптуры от случайного наезда и прочих повреждений. При строительстве фонтанов использовались такие материалы, как мрамор, пеперино, травертин, цемент и гипс.

Интересный факт: с разрешения папы Сикста V редкий мрамор был доставлен с места руин античного Септизониума (Septizonium) — монументального нимфея Древнего Рима, построенного у подножия Палатина императором Септимием Севером в 203 году.

Советую почитать про скульптуру в Древнем Риме.

Как добраться

Фонтан Четырех рек расположен в историческом центре Рима. Он находится в небольшом отдалении от остановок транспорта, однако прогулка до него доставит удовольствие.

На общественном транспорте

От основных станций метро до фонтана можно доехать на автобусе. Со станции на площади Барберини (Piazza Barberini) следует автобус № 492. От станции Termini (линия, А) автобус № 70. От станции Colosseo (линия В) следует автобус № 87. Также до площади Навона можно добраться на автобусах маршрутов № 30, 81, 116 и 628.

Схема проезда от площади Барбени до площади Навона на автобусе №492

На такси

В Риме, впрочем, как и в любом туристическом городе, следует пользоваться услугами только легальных такси. Это белые машины с наклеенным номером лицензии. Вызвать такси можно по телефону, через приложение или сесть в машину на официальной стоянке. В Риме работает Uber, местные популярные такси — Cooperative Radiotaxi, Cosmo, La Capitale.

Видео Фонтан четырех рек

История строительства

В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком

Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории

Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.

Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.

Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.

Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.

Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.

Известная композиция Фонтана Четырех рек

По замыслу великого зодчего у подножья скульптуры располагаются статуи, символизирующие речных богов. Они представляют собой четыре больших мировых реки:

  • Дунай, протекающий по Европе;
  • Ганг – крупнейшей речки Азии;
  • Нил – глубоководного бассейна на просторах Африки;
  • Ла-Платы, находящейся в Америке.

Бог Нила выполнен с закрытыми глазами, а его лицо прикрыто тканью, это объясняется тем, что на момент возведения фонтана исток реки не был еще известен. Ганг держит в руках символичное весло, представляющее судоходные реки материка, а вот бог Ла-Плата сидит на куче из монет, на тот момент это символизировало богатство американских колоний. Самым же значимым является Бог Дуная – наиболее приближенный к папскому престолу, поэтому герб семьи Памфили рядом с ним.

Каждую из этих статуй возводил талантливый ученик Лоренцо Бернини, так:

  • Нил ваял Джакомо Антонио Фанцелли;
  • Рио-де-ла-Плату выполнил Антонио Франческо Баратта;
  • Ганг вышел из под рук Клаудио Пуссена;
  • Дунай архитектор доверил Антонио Рагги.

В центре них располагается остроконечный обелиск, достигающий в длину 16,54 метра. Он выступает символом победы католической веры над язычеством. Его вершину венчает голубь, несущий ветку оливы – символ надежды. Он изготовлен из асуанского (египетского) гранита, а иероглифы, которые восхваляют императоров Домициана, Тита и Веспасиана были выбиты на нем уже в Риме.

Вначале Иннокентий X приказал принести на площадь пьяцца Навона (бывшего стадиона Домициана) египетский обелиск и установить прямо в центре ее. А затем уже зодчий расположил у его подножья статуи. Так как вся эта площадь выполнена в стиле барокко, то и фонтан возводился именно в нем, чтобы гармонично вписаться среди остальных вооружений.

Между скульптурами богов можно заметить цветы, виноградную лозу и фрукты, которые произрастают на всех упомянутых континентах, они символизируют изобилие. Не менее впечатляющими выглядят звери – африканский лев, конь, дельфин, дракон, змея и другие, обитающие на этих материках.

Площадь Навона в Риме

Piazza Navona – красивейшая достопримечательность Рима и грандиозный ансамбль 17 века барочного периода, который был возведен на развалинах античного стадиона  (цирка)  Домициана I века  н.э.  Площадь Навона поэтому имеет вытянутую с юга на север форму овала. Именем своим эта площадь обязана искажению первичного выражения «пьяцца ин агоне». «Агони» — это игры, проводившиеся на этом месте в древности. Площадь становилась местом проведения праздников, состязаний по бегу, соревнований в  метании молота, а иногда, залитая водой, превращалась в сцену  миниатюрных морских баталий.   С 15 до середины 19 века  на ней находился городской рынок.

Сегодня Площадь Навона – живописный и любимый уголок отдыха Римлян, отражающая неугомонный дух города. Она окружена дворцами, соборами, скромными домами, многочисленными кафе и маленькими дорогими ресторанчиками.

Пьяцца Навона украшает ансамбль из трех фонтанов: «Фонтан Четырех Рек» (центральный), «Фонтан Нептуна» и «Фонтан Мавра».

«Фонтан Четырех Рек» – центр композиции площади Навона и самое значительное творение Лоренцо Бернини (1640-1651 гг.).
«Фонтан Четырех Рек» – это высокий скалистый грот, вокруг которого находятся аллегорические персонажи, изображающие знаменитые реки мира: Нил, Ла-Плату, Дунай и Ганг.  Четыре Реки олицетворяют собой  соответственно:  Африку, Америку, Европу и Азию. Взметнувшаяся на 16,5 метров стела (римский античный обелиск) воплощает равновесие стихий. Обелиск был сделан из асуанского гранита, привезен из Египта по приказу императора Каракаллы (сына Септимия Севера) и был найден потомками среди развалин Древнего Рима. Только при Папе Иннокентии X его перенесли на площадь Навона и водрузили на центральный фонтан.

Фонтан дель Моро («Фонтан Мавра») расположен в  южной части Площади Навона.
Он сотворен по проекту Джакомо дела Порты, а отреставрирован по проекту Лоренцо Бернини в середине 17 века. Фигура Мавра – это работа скульптора Джованни Антонио Мари, а остальные фигуры выполнены уже в 19 веке.

«Фонтан Нептуна» находится в северной части площади Навона.
«Фонтан Нептуна» начинает писать свою историю с конца 16 века, когда первоначально была изготовлена только одна чаша, наполненная водой. Сама же скульптура Нептуна и другие окружающие ее мифические существа украшают фонтан с начала 19 века.

«Фонтан Нептуна» в площади Навона в Риме.

Достопримечательности Площади Навона

  • Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (1652 год) расположена напротив «Фонтана Четырех Рек». Архитектором  Франческо  Борромини, который продолжил работы по возведению храма, был сооружен мощный купол церкви, изысканный центральный фасад и две колокольни по бокам в 1653-1655 годах. Церковь построена в честь Святой Агнессы;
  • Дворец Памфили – бывшая Папская резиденция Иннокентия X (1644-1650гг.). Сейчас здесь находится посольство Бразилии;
  • Палаццо Браски. В настоящее время тут размещается музей Рима периода средневековья, 16-18 веков, а также собраны фотографии и реквизиты вплоть до середины 20 столетия.

На площади Навона всегда оживленно и весело из-за снующих туристов и часто проводимых праздничных мероприятий города. Ночью площадь Навона блестит огнями иллюминаций! Цены на отели в шаговой доступности от Площади Навона в Риме.

Место на карте города

Выбор места для строительства Четырёх фонтанов был неслучайным.

Перекрёсток на вершине Квиринальского холма существовал ещё на картах Древнего Рима. Он был точкой, через которую проходила одна из самых важных дорог города — Альта-Семита (Alta Semita), ведущая от Коллинских ворот (Porta Collina) в Сервиевой стене к Храму рода Флавиев (Tempio della gens Flavia).

Район, заброшенный в период Средневековья, в XVI в. стал быстро застраиваться богатыми особняками, при этом, известный в античности перекрёсток оставался в плане Рима на том же месте.

В то время он был образован улицами, известными как Via Porta Pia (современные Via del Quirinale — Via XX Settembre) и Via Felice (современная Via delle Quattro Fontane). Первая возобновляла маршрут древней Альта-Семита, а вторая вела от церкви Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) к базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector