Пантеон (рим)

Пантеон послужил вдохновением для создания самых известных соборов

Тот самый флорентийский собор — Санта-Мариядель-Фьоре — был создан Филиппо Брунеллески по образцу Пантеона. Кроме того, гигантский купол в Риме послужил вдохновением для проектирования купола собора Святого Петра в Ватикане, того самого, ради которого потом с Пантеона содрали бронзовые листы. Кроме того, в Париже есть также свой Пантеон — значительно более скромных размеров, но также созданный по мотивам своего римского «старшего брата».

В нашей статье “Исчезающая Италия” можно увидеть снимки культового фотографа, на которых он запечатлел жизнь вокруг себя такой, какой ее видят только настоящие итальянцы.

6. Римский Пантеон – христианская церковь

Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

Легенды Рима о Пантеоне

Римляне сочинили немало легенд про достопримечательности Вечного города, некоторые из которых уже так укоренились в сознании, что передаются как факты. Например, легенда про Капитолийскую волчицу.

Красивые истории подстегивают интерес туристов, приносящих немалые доходы итальянской столице.

Легенды про Пантеон в Риме не менее фантастические, чем история про волчицу, якобы вскормившую основателей города.

  • Легенда №1. Одно из преданий гласит, что Пантеон строили на месте, откуда Ромул (основатель Рима) после своей смерти вознесся с божественным орлом на небо.
  • Легенда №2. По второй легенде, чтобы соорудить купол Пантеона, все здание доверху засыпали землей, перемешанной с монетками. Это послужило своеобразной строительной лесой и опалубкой. А по завершению купола римлянам разрешили забрать землю с деньгами, и здание якобы за день очистилось от земли. Вторая вариация этого предания — чтобы строители могли строить купол, насыпной холм сделали рядом со стенами. А после постройки пустили слух, что в холме зарыты монеты от императора.
  • Легенда №3. Окулюс (отверстие в куполе) Пантеона был творением ада. Его якобы создал дьявол, когда в церкви началась месса. Злая сила не выдержала литургии и, спасаясь, вылетела из храма, пронзив купол. Окулюс также упоминается в книге Д.Брауна “Ангелы и Демоны” как “алтарь просвещенных” и “дьявольская дыра”.
  • Легенда №4. Еще одна римская легенда о Пантеоне сообщает о роли древнегреческой богини Кибелы, матери всего пантеона богов Рима. Она приснилась императору Агриппе и велела построить святилище.

Римляне любят рассказывать легенды о Пантеоне

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Архитектура

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда, поддерживающими глубокий портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями. Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально ко входу в храм вели четыре ступени, которые в течение многовековых наслоений оказались под слоем земли.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звёзды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объёму храма примыкают ниши, отделённые от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов.

В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет. В полдень световой столб наиболее ярок (благодаря ориентации на юг) и «не растекается» по объёму храма.Когда идёт дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система.

Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.

Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.

Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.

Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.

Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.

В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.

С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».

Интересные факты про Пантеон

Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.

«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.

Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.

Архитектура Пантеона в Риме

«Реконструкция Пантеона в Риме», гравюра Антонио Лафрери, 1553 год

Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.

Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.

На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.

Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.

Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).

Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.

Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.

Архитектура

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

Фото: givaga / Shutterstock.com

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры здания касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.

Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

Фото: Rafael Dias Katayama / Shutterstock.com

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима.

На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Пантеон — что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона.  Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне  великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работыС 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17 Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Архитектура Римского Пантеона и ее символы

Чтобы попасть внутрь нужно пройти пронаос, переднюю часть храма, с его внушительными гранитными колоннами. Вход в храм предшествуют шестнадцать монолитных колонн, высотой более 14-ти метров: некоторые из них серые, другие — из розового асуанского гранита, привезенные из Древнего Египта. Бронзовая дверь в конце колонн, не менее впечатляющих размеров, огромная, высотой 7 метров, была настоящим рекордом той эпохи.

Зайдя в храм через эти монументальные ворота мы испытываем намеренно подавляющий эффект. Внезапно мы оказываемся в этом огромном пустом пространстве, от которого начинает кружиться голова и которое заставляет нас чувствовать себя очень маленькими. Так нужно было чувствовать себя перед богами, и каждый, кто входит в Пантеон сегодня, испытывает то же чувство, что и римляне почти две тысячи лет назад.

Пространство выглядит в виде идеальной сферы, символизирующей небесный свод. Все здание покрыто огромным куполом — настоящим шедевром архитектуры. Купол имеет полукруглую форму и покрыт кессонными украшениями, особым ромбообразным видом лепнины сводов, высеченных в камне по 28 в каждом ряду. Число 28 считалось идеальным в Древнем Риме, полученное из суммы первых семи чисел: 1+2+3+4+5+6+7. Число 7 — символ совершенства. Так было семь pignora imperii (предметов «гаранта империи»), семь холмов, семь первых царей и, конечно же, семь чудес света. На стенах 7 ниш с изображениями семи богов-космократов, правителей Мира. Так же семь лежит в основе купола — пять кессонных колец, кольцо, окружающее окулюс, и сам окулюс.

Почти два тысячелетия спустя после своего строительства купол Пантеона остается самым большим куполом в мире из бетона без арматуры. Бетон был облегчен за счет смешивания все менее тяжелых камней, приближаясь к самой высокой точке. Изначально бетон смешивался с травертином, очень тяжелым камнем, и поднимаясь вверх использовались все более и более легкие материалы, таких как туф. Последний слой изготовлен с использованием пемзы, самого легкого камня.

Но это еще не все. Размеры конструкции также, в свою очередь, отражают классическое совершенство: высота здания, 43 м, вычисленная по окулюсу, высшей части купола, равна диаметру ротонды, создавая идеальный баланс и неповторимую гармонию. Круглость формы предполагала равноправие всех богов, позволявшая расставить их на одном уровене. В семи великолепных нишах, между двумя коринфскими колоннами, находились семь богов, связанных  с культом планет — Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса, символизирующих космическую динамику небесной гармонии.

Церковь святой Пуденцианы (Chiesa di Santa Pudenziana al Viminale)

Среди старейших церквей Рима также выделяется церковь святой Пуденцианы. Она построена на месте, где когда-то стоял дом римского сенатора Пуда, отца святой Пуденцианы. Остатки древнего дома I века, принадлежавшего Пуду (Palazzo di San Pudente), находятся под церковью. Именно в этом доме собиралась первая христианская община Рима. Сенатор Пуд принимал в своем доме апостолов Петра и Павла, а также и других верующих. Древнее предание называет его «другом апостолов». Впоследствии сам Пуд был причислен к лику 70 святых апостолов. А церковь посвящена одной из его дочерей – святой Пуденциане.

Во втором веке на месте дома Пуда соорудили термы. А в конце IV века, после принятия христианства, здесь появилась одна из первых римских церквей. Церковь неоднократно перестраивалась в течение веков. В церкви примечательна древняя мозаика над главным престолом в полукуполе – она датируется концом IV – началом V века и считается одной из древнейших в Риме

Кроме того, обращают на себя внимание старинные картины и фрески

Сейчас церковь Санта Пуденциана является национальной церковью филиппинской общины в Риме.

Адрес: Via Urbana, 160
Режим работы: 8.30 – 12.00 и 15.00 – 18.00 (перерыв с 12 до 15.00)

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе, который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции, при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Архитектура и фото

Округлая форма основной части Храма получилась из-за того, что во времена Древнего Рима на месте постройки будущего храмового комплекса располагался бассейн. Частично разрушенный, но с уцелевшим фундаментом, он стал основой для будущего святилища, строительством которого руководил Агриппа.

Вокруг Храма небольшая площадь была выложены плитами травертина, а фасад здания украшали статуи богов и кариатиды.

После пожара комплекс пришлось восстанавливать, и разрабатывал проект молодой архитектор Аполлодор Дамасский. Он же пристроил к основному круглому сооружению портик, где находился вход в храм. Таким Пантеон остался и по сей день.

Ну, или почти таким же. Сегодня нет уже порога из зеленого африканского мрамора, а бронзовую дверь, ведущую в храм, установили только в эпоху Возрождения.

Вход украшает портик с колоннами в греческом стиле. Они являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.

Само здание сложено из травертина (известковые плиты), а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол (диаметр купола равен 43 метрам). Сама конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой, а олицетворял собой небесный свод.

Первоначально купол покрывало множество позолоченных и бронзовых пластин. Но когда при строительстве в Риме Собора Святого Петра не хватило материала для постройки алтаря, их пришлось позаимствовать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены.

В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни, которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали.

В центре огромного купола – «окулюс» (небесное всевидящее око), округлое отверстие диаметром 8 метров. С этим отверстием связана своя легенда, согласно которой ее проделали злые духи, заметавшиеся по Пантеону в поисках выхода при первых звуках мессы.

Через «окулюс» в храм поступает воздух и свет, причем в полдень свет не рассеивается, а становится почти осязаемым, превращаясь в своеобразный «световой столб». В течение дня свет перемещается по нишам, где установлены статуи богов. Древние римляне считали, что таким образом древним богам воздается честь.

Толщина стен Пантеона – без малого 6 метров. А иначе как выдержать такую мощь купола? Материалом для купола послужили плиты из травертина и легкой пемзы.

Для облегчения конструкции вся ротонда разделена на 5 рядов (каждый ряд имеет по 28 кессонов – углублений), а ярусом ниже – на множество секций и ниш. В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения (например, автор сохранившейся фрески «Коронование Богоматери» так и остался неизвестным).

Апсиды и ниши алтарей были выполнены в середине XVIII века мастером Алессандро Спекки, а хоры выполнены веком позже Луиджи Полетти.

Лишь небольшой фрагмент ротонды сохранился практически в первозданном виде – с ренессансными рисунками и изящной отделкой стен. Это то, что уцелело после многочисленных реставраций.

Ниши и алтари украшены статуями богов. Ранее стены были покрыты позолотой, сегодня от позолоты мало что осталась, но посетители могут полюбоваться на разноцветную плитку на стенах и мозаичный пол.

Кстати, пол в ротонде не везде ровный: небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом (специально сконструированные для этой цели 22 отверстия) в храме нет сырости и влаги.

В центре храма находятся скамьи для молящихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector