Станцы рафаэля
Содержание:
- Станца делла Сеньятура[ | ]
- Происхождение и детство
- Зал Константина (Sala di Costantino)
- Как добраться
- Вилла Фарнезина
- Отражение в искусстве[править | править код]
- Флорентийский период
- Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
- Алтарная живопись, портреты и архитектура
- Как выбрать время для посещения
- Графические работы
- Творчество Рафаэля
- Как лучше спланировать посещение Ватикана
- Станца Пожара в Борго[править | править код]
- Рафаэль Санти: портреты
- Станца Константина
- Станцы Рафаэля
- Купол собора святого Петра
- Площадь святого Петра в Ватикане
- Примечания
Станца делла Сеньятура[ | ]
Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.
«Афинская школа»
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.
Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью
и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.
Фреска «Парнас». В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.
Фрески Станца делла Сеньятура
- «Афинская школа» (философия)
- «Диспут» (спор о причастии)
- «Парнас» (великие поэты и музыканты)
- «Добродетели и закон»
Происхождение и детство
Коронование Марии
Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.
Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.
Зал Константина (Sala di Costantino)
Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет.
Видение Креста
Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.
Битва между Константином и Максенцием
Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.
Крещение Константина
«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов.
Дарение Рима
Как добраться
Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.
Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.
Метро
Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.
Автобусы
Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.
Автомобиль
От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.
Такси
Самый удобный способ передвижения по Риму — такси. Муниципальные машины выкрашены в белый цвет и имеют опознавательные знаки. Садясь в них, можно не беспокоиться. У водителей есть разрешение на въезд в Ватикан. В среднем поездка будет стоить 20–50 евро в зависимости от расстояния.
Вилла Фарнезина
Трастевере, Via della Lungara, 230
На правом берегу Тибра, в районе Трастевере, расположена прекрасная вилла Фарнезина, построенная в первой половине XVI века по заказу банкира Агостино Киджи. Здание возведено по проекту известного итальянского архитектора и художника Бальдассарэ Перуцци, а интерьеры расписаны лучшими мастерами того времени. В конце XVI века, после смерти Киджи, виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе.
Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи, над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками. Цикл фресок посвящен мифологическим персонажам, а главный сюжет рассказывает об Истории Амура и Психеи. Еще одно помещение, в росписи которого принимал непосредственное участие выдающийся мастер эпохи Возрождения – Зал Галатеи, соединенный с Лоджией. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем Санти в 1512 году.
Советуем прочитать
Отражение в искусстве[править | править код]
Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).
Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».
Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.
Флорентийский период
С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.
Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода – «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.
Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.
Станца дель Инчендио ди Борго[ | ]
«Пожар в Борго » (Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo
) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго ».
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
Алтарная живопись, портреты и архитектура
Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.
Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.
В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.
В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.
Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.
Как выбрать время для посещения
При скромных размерах Ватикана, к нему ежедневно стекаются огромные очереди туристов и верующих со всех концов света. Чтобы сохранить силы, успеть увидеть больше и при этом не толкаться в толпе, лучше всего отправляться в Ватикан утром, пока Вы полны сил и пока его не наполнили туристические группы. Собор святого Петра работает с 7 утра, Музеи Ватикана – с 9.00.
По наблюдениям многих путешественников, самые свободные от столпотворения дни – это вторник и четверг. Самый загруженный день – среда, так как по средам на площади Святого Петра выступает Папа. В воскресенье в Ватикане довольно свободно, но только потому, что все музеи закрыты.
Время года также влияет на количество посетителей Ватикана. Январь и февраль – самые лучшие месяцы для тех, кто ценит искусство и хочет насладиться им в полной мере, в относительно спокойном темпе и не оказываясь в итоге невероятно плотной толпе, концентрирующейся в Сикстинской капелле.
В последнее воскресенье месяца вход в музеи Ватикана бесплатный. На это соблазняются многие туристы, однако, невероятная перегруженность Ватикана количеством посетителей в эти дни может испортить впечатление и не принести ничего, кроме усталости.
Также следует помнить, что в некоторых случаях Ватикан полностью закрывается для туристов – это связано с мероприятиями и визитами высокопоставленных гостей.
Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.
Режим работы Музеев Ватикана: с понедельника по субботу – 9.00-18.00 (вход и кассы – до 16.00). С 6 мая по 29 июля и со 2 сентября по 28 октября музеи также открыты ночью в пятницу (19.00-23.00, вход до 21.30). Закрыты по воскресениям, за исключением последнего воскресения месяца (с 9.00 до 12.30 вход бесплатный!)
Графические работы
Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.
На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.
Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.
Творчество Рафаэля
Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.
Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.
При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении. Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508–1520 гг.)
Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508–1520 гг.).
Как лучше спланировать посещение Ватикана
Два места в Ватикане привлекают особенно много туристов. И каждое из них отличается гигантскими размерами и обилием достопримечательностей. Это собор Святого Петра и Музеи Ватикана. В каждое из этих мест отдельный вход (в Музеи – платный, в Собор – бесплатный). При планировании посещения учитывайте, что на одно только изучение музейных коллекций может уйти целый день! И это при том, что для туристов в музеях выставлена на обозрение лишь небольшая часть сокровищницы мирового искусства – некоторые залы закрыты для посещения. Как, впрочем, закрыта и та часть Ватикана, где живет и занимается своими делами Папа и административные органы католической церкви.
Стоит ли посещать и собор, и Музеи Ватикана в один день? Это зависит от Ваших интересов и физических возможностей. Если Вы планируете внимательное изучение богатейшей коллекции Музеев, мы рекомендуем запланировать их посещение на отдельный день. Даже простая прогулка по территории огромного музейного комплекса Ватикана может быть утомительной, а если Вы задерживаетесь в каждом из залов, чтобы рассмотреть экспонаты, то посещение точно будет продолжительным. Останутся ли после этого силы на осмотр собора? Это очень индивидуально. А собор святого Петра заслуживает отдельного внимательного изучения.
Оплачивается только вход в Музеи Ватикана. За посещение собора Святого Петра не взимается плата, он в течение всего дня (кроме тех случаев, когда весь Ватикан полностью закрывается) доступен для желающих. Таким образом, можно сэкономить силы, разбив визит в Ватикан на две части, одна из которых будет полностью посвящена осмотру музейного комплекса, а вторая – посещению собора Святого Петра и прилегающей площади.
Если же у Вас мало времени в Риме, и Вы хотите успеть как можно больше в короткий срок, то вполне можете посетить и Музеи Ватикана, и собор святого Петра за один раз. Но в этом случае заранее определите, что именно хотите увидеть в Музеях, чтобы сразу устремиться в интересные Вам залы. В противном случае Вы рискуете задержаться там надолго.
Если стандартной программы Вам мало, а время позволяет, Вы можете также заказать дополнительную экскурсию в Сады Ватикана (Giardini Vaticani) – «зеленое сердце» крошечного государства. Красивые скульптуры, исторические фонтаны, редкие растения, великолепный ландшафтный дизайн делают эту парковую зону, занимающую более 20 га, приятным островком природы и искусства. Посещение Ватиканских садов возможно только с организованной экскурсией, которую необходимо бронировать заранее.
Одно из наиболее труднодоступных, но интересных мест Ватикана – древний Некрополь, расположенный под собором святого Петра, под Гротами Ватикана, на уровне пола самой древней базилики, построенной еще в IV веке. В некрополе сохранились старинные фрески раннехристианского периода. А главной святыней и ценностью этих «подземелий Ватикана» является гробница святого апостола Петра. Именно над ней когда-то была построена базилика, именно место упокоения апостола является духовным центром Ватикана, именно над этой гробницей установлен главный алтарь собора. Чтобы попасть к гробнице святого Петра и в древнеримский некрополь, необходимо особое предварительное бронирование.
Станца Пожара в Борго[править | править код]
Это последнее помещение, в росписях которого ещё заметна работа Рафаэля. Далее выполнение фресок было поручено его помощникам: Джулио Романо, Джован Франческо Пенни, Джованни да Удине и другим. Рафаэль к этому времени был занят другими важными папскими поручениями: изготовлением картонов для шпалер Сикстинской капеллы и руководством строительством базилики Св. Петра, должность которую он занял поле кончины Браманте в 1514 году. Фрески были созданы между 1514 и 1517 годами. Основная идея цикла — прославление Папы Льва X с посредством историй, почерпнутых из жизни двух других пап с таким же именем: Льва III и Льва IV. Каждая сцена, взятая из «Liber Pontificalis», содержит намёки на нынешний понтификат, многочисленные классические аллюзии и литературные цитаты.
В композиции «Пожар в Борго» (итал. Incendio di Borgo) (1514), первой из фресок созданных в этой комнате, более всего ощущается рука Рафаэля, но также очевидны мотивы, заимствованные у великого Микеланджело. Фреска повествует о событиях, происходивших в одном из центральных районов Рима. По легенде когда в Борго (в районе, примыкающем к папскому дворцу) в 847 году произошел пожар, то он бушевал до тех пор, пока на балконе Ватиканского дворца не появился папа Лев IV и укротил стихию. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста. В центре картины на дальнем плане виднеется здание, в котором можно узнать фасад старой базилики святого Петра (ещё существовавшей до её перестройки). На балконе — папа Лев IV, направляющий крестное знамение на необъятное пламя.
В этой композиции можно увидеть много прекрасно нарисованных фигур. Справа, не раз повторяемая многими художниками, женская фигура с кувшинами воды, в центре — женщина, воздевшая руки, и юноша, пытающийся взобраться на стену. Слева — Эней, выносящий на плечах старика-отца Анхиза из горящего дома. Рядом с ним его жена Креуза и сын Асканий. Эта группа фигур говорит об использовании сюжета поэмы Вергилия «Энеида», в которой описан пожар Трои. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. Поэтому он считается одним из основателей Рима.
Фреска «Битва при Остии» (итал. Battaglia di Ostia) (1514—1515) посвящена сражению при Остии (портовый город в устье Тибра) в 849 году, когда галеры морских республик Амальфи, Гаэта, Неаполя и Сорренто под командованием консула Сезарио, сына Серджио I, герцога Неаполитанского, пришли на помощь папе. Лев IV победно атаковал сарацинский флот, который планировал подняться по Тибру, чтобы разграбить и опустошить Рим. На фреске слева изображён папа Лев IV , но он имеет черты Льва X: намек на крестовый поход, организованный последним против турок-османов.
Фреска «Коронование Карла Великого» (итал. Incoronazione di Carlo Magno) (1516—1517) представляет важное историческое событие: коронацию императора франков Карла Великого папой Львом III в канун Рождества 800 года в древней базилике Святого Петра в Ватикане. Событие символизирует конкордат между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанный в 1515 году в Болонье
Папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл — Франциска I, французского короля на момент создания фрески.
Четвёртая композиция зала: «Клятва Льва III» (итал. Giuramento di Leone III) (1517) напоминает о клятве, данной Львом III в старой базилике Святого Петра 23 декабря 800 г., в которой он очистил себя от ложных обвинений племянников Адриана I за день до коронации Карла Великого. Как и на других фресках, папа Лев III изображен в образе Льва X. Внизу на картуше имеется надпись: «Dei non hominum est episcopos iudicare» (Бог, но не люди судят епископов). Эти слова указывают на подтверждение, данное в 1516 году V Латеранским собором, буллы Unam sanctam Бонифация VIII, в которой был утвержден принцип непогрешимости римских пап: их ответственность может быть осуждена только Богом.
Рафаэль с учениками. Пожар в Борго. Станца «Пожара в Борго»
Рафаэль Санти: портреты
Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.
Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.
Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.
Станца Константина
Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина – первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.
Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием – тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.
Станцы Рафаэля
В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.
Станца делла Сеньятура
Комната подписей, с итальянского станцы делла Сеньятура, была рабочим кабинетом пап, здесь подписывались многие важные документы. Эту комнату Рафаэль расписал первой из всех: в 1508-1511 годах.
Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:
- философия (фреска «Афинская школа»); Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля. Центральными фигурами являются Платон, воздевший руку к небу, и Аристотель, указывающий вниз. Они символизируют мир идей, обретающихся в высших сферах, но связанных с земным опытом.
- богословие («Диспут»); На фреске «Диспут» изображены Бог-отец, под ним — Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, ниже голубь, как символ Святого Духа, и апостолы, еще ниже — священнослужители и верующие.
- поэзия («Парнас»); На фреске «Парнас» присутствуют Аполлон в окружении девяти муз и поэтов разных эпох: Гомера, Данте, Горация и многих других.
- юриспруденция («Мудрость, Мера и Сила»). На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.
Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество. Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.
Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.
Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.
Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.
Станца д’Элиодоро
В 1511-1514 годах Рафаэль расписал вторую комнату, известную как «Зал Элиодора», на тему божественного покровительства. Тема фресок в этой комнате – защита земной церкви, которую гарантировали небеса.
Комната названа по сюжету одноименной фрески «Изгнание Элиодора», в которой повествуется, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из иерусалимского храма. В левой части картины присутствует папа Юлий II.
Другая фреска «Месса в Больсене» посвящена чуду, произошедшем в 1263 году, когда у неверующего священника хлеб обагрился кровью. На этой картине также присутствует папа Юлий II, преклонивший колена.
Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения.
Роспись четвертой стены называется «Папа Лев I останавливает Аттилу».
Станца дель Инчендио ди Борго
После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.
Лучшей фреской в третьей станце является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что в 847 году папа Лев IV остановил распространение огня, осенив крестным знамением спасавшуюся толпу. На стенах комнаты также присутствуют фрески «Коронация папой Львом III Карла Великого», «Битва при Остии» и «Обет папы Льва III». Потолок станцы расписал учитель Рафаэля — Перуджино.
Станца Константина
Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.
Тема фресок в станце Константина связана с темой победы христианства над язычеством, здесь изображены эпизоды из жизни императора Константина, сделавший христианство официальной религией в Риме. В частности, представлены сцены «Видение креста» и «Крещение Константина».
Купол собора святого Петра
Грандиозный купол собора святого Петра в Ватикане, спроектированный Микеланджело, является одним из символов всего Рима. Находясь на площади перед собором, его трудно рассмотреть – купол частично закрывается великолепным фасадом. Но если немного отойти в сторону Замка святого Ангела по Улице Via della Conciliazione, грандиозный купол откроется во всем своем величии и красоте.
Почти у каждого, кто попадает в собор, возникает желание подняться наверх. При желании примерно половину пути на купол собора святого Петра можно преодолеть на лифте. В этом случае билет будет стоить немного дороже. Но даже при подъеме на лифте оставшиеся 320 ступенек придется преодолеть пешком по узкой и крутой винтовой лестнице. Имейте это в виду и трезво оценивайте свои физические возможности.
С высоты купола открывается фантастический вид на площадь Святого Петра. Именно с этой высоты можно оценить грандиозный замысел великих архитекторов, проектировавших площадь – колоннады, опоясывающие площадь, вместе с собором создают форму гигантского ключа, символизируя так называемые «ключи Святого Петра».
Площадь святого Петра в Ватикане
Архитектурный облик грандиозной площади святого Петра создан мастером стиля барокко Джанлоренцо Бернини в середине 17 века. Примечательна знаменитая «колоннада Бернини» – она будто обнимает площадь с двух сторон, по собственному выражению архитектора, «подобно распростертым объятиям».
В центре площади установлен древний обелиск, когда-то привезенный из Египта и стоявший в цирке Нерона – том самом, в котором был распят Петр. Предположительно, этот цирк, а значит, и место казни апостола располагались как раз в этой местности, где впоследствии был выстроен собор святого Петра.
Узнайте множество интересных историй и фактов о площади, соборе святого Петра и о Ватикане в целом в аудиоэкскурсии «Ватикан и Замок святого Ангела» с путеводителем по Риму Travelry. Путешествуйте с вдохновением!
Примечания
- Роджер Джонс и Николас Пенни, Рафаэль, Нью-Хейвен, 1983, 113; Ингрид Д. Роуленд, «Ватиканский стан», в «Кембриджском компаньоне Рафаэля», изд. Марсия Б. Холл , Кембридж, 2005, стр. 111.
- Джонс и Пенни, 117; Роуленд, 112.
- Джонс и Пенни, 117; Джон Поуп-Хеннесси, Рафаэль, Лондон, 1970, 112; Роуленд, 113.
- Джонс и Пенни, 118–121; Папа-Хеннесси, 115.
- Джонс и Пенни, 118; Роуленд, 112–113.
- Рафаэль , Phaidon Publishers, 1948, стр. 24.
- Рафаэль, Марсия Б. Холл (редактор), Кембриджский компаньон Рафаэля , Cambridge University Press, 2005, стр. 195.
- Джонс и Пенни, стр. 74: «Казнь Афинской школы … вероятно, последовала заказнью Парнаса ».
- М. Smolizza, Рафаэль у эль Amor. La Escuela de Atenas como protréptico a la filosofia , в Idea y Sentimiento. Itinerarios por el dibujo de Rafael a Cézanne , Барселона, 2007, стр. 29–77.