Музеи ватикана

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano)

Это комплекс из четырех музеев, посвященных периоду античного Рима. Включает одно из богатейших собраний скульптур того периода.

Палаццо Массимо алле Терме (Palazzo Massimo alle Terme)

Фактически штаб-квартира Национального римского музея. Содержит богатые коллекции древнего искусства – скульптура, живопись, мозаики, ювелирные украшения, а также самое большое в Италии собрание монет периода античности и средневековья. Один из залов посвящен мумии, которая была найдена в богато украшенном саркофаге при раскопках на древнеримской Кассиевой дороге.

В музее, расположенном во дворце Palazzo Massimo alle Terme, хранится одна из крупнейших коллекций античного классического искусства в мире.

Адрес: Largo di Villa Peretti, 2.

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. 1 мая: 14-20.00
Касса закрывается на час раньше.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный!

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/musei/museo-nazionale-romano-palazzo-massimo

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano)

Были построены в период с 298 по 305 годы. В этом некогда огромном комплексе площадью более 13 га и вместимостью порядка 3200 человек можно было не только помыться, но и почитать свитки в библиотеке, заняться физкультурой и спортом, полюбоваться собранием статуй и картин, расслабиться в тишине зимних садов. Доступна вся эта роскошь была буквально всем свободным римлянам, даже самым последним беднякам.

Ныне сохранилась часть руин по соседству с площадью Республики. На месте основного зала и частично прямо в стенах бывших бань в XIV веке была возведена Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (считается, что автором проекта церкви стал Микеланджело). Другой зал (тот, в котором предположительно играли в мяч) также в XIV столетии перестроили в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. А в некоторых помещениях расположились экспозиции Национального римского музея, где представлено античное искусство.

Адрес: Viale Enrico De Nicola, 79

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.30 (вход до 18.30). Пн. – выходной (за исключением особых событий).

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-baths-diocletian

Палаццо Альтемпс (Palazzo Altemps)

Прекрасное палаццо, построенное по проекту Мартина Лонги, являет собой образец резиденции римской аристократии с частным театром, часовней, чудесным внутренним двориком, прекрасной башней-бельведером и большой коллекцией художественных ценностей. Сегодня в палаццо располагается часть коллекции Национального Музея Рима. Здесь можно полюбоваться античными скульптурами, принадлежавшими аристократическим семьям Людовизи, Маттеи, Дель Драго и другим представителям римской знати. Среди них: статуя юного безбородого бога войны Ареса и скульптурная группа Галл, убивающий свою жену и себя (известный также как «Галл Лудовизи» или как «Самоубийство галата»).

Палаццо Альтемпс входит в маршрут экскурсии «Сердце Рима» с аудиогидом Travelry!

Адрес: Piazza di Sant’Apollinare, 46

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-palazzo-altemps

Крипта Бальби (Crypta Balbi)

Музей открыт в 2001 году. В его подвале (куда доступ осуществляется только с гидом в составе группы) можно видеть часть руин бывшего театра, который в I веке н.э. построил полководец Луций Корнелий Бальба. На этажах выше разместились различные археологические находки, а также коллекции, рассказывающие об истории развития древнего Рима.

Адрес: via delle Botteghe Oscure, 31

Режим работы: вт.-вс. 9.00 – 19.45, пн. выходной. Касса закрывается на час раньше.

Сайт: http://archeoroma.beniculturali.it/en/museums/national-roman-museum-crypta-balbi

Посещение всех четырех комплексов, входящих в состав Национального римского музея, возможно по единому билету, который действителен в течение 3 дней. Билет можно приобрести онлайн на официальном сайте (на английском или итальянском языке) или через сервис Ticketbar (доступно бронирование на русском, но стоит чуть дороже).

Экспонаты музеев Ватикана

В музейных коллекциях собраны античные древнегреческие и древнеримские скульптуры, бюсты и саркофаги; греческие, римские, христианские и еврейские лапидарии (высеченные в камне древние надписи); этрусские предметы быта, найденные в некрополях; раннехристианские произведения искусства, работы фламандцев, византийцев и др. Средневековье и эпоха Возрождения представлены уникальными иконами, шедеврами Тициана, Леонардо да Винчи, Гвидо Рени, Карраччи, Веронезе, Караваджо, Липпи, Джотто и др.

Среди скульптур — работы Кановы, Антонио Францони, портретные статуи императоров, мраморные фигуры животных и пр. Капеллы, галереи и залы украшены восхитительными фресками Микеланджело, Рафаэля, Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо и целого ряда др. мастеров. Здесь многогранно представлено мозаичное искусство, есть витражные произведения.

Мозаика в Зале греческого креста, Ольга Потемпа

В Ватиканской библиотеке хранится огромное собрание древних манускриптов, гравюр, старопечатных книг, рисунков, репродукций и артефактов. Здесь же находятся коллекции монет и медалей. В числе экспонатов музеев Ватикана есть гобелены, канделябры, светские и культовые предметы, личные вещи римских пап и кардиналов. Коллекция современного религиозного искусства представлена работами Матисса, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Ван Гога, Джорджо де Кирико и др.

Экспозиция Гаражного павильона заполнена каретами, папамобилями, первым папским паровозным вагоном и др. транспортными средствами. В Музее филателии и нумизматики представлено огромное собрание монет, марок и открыток, имеющих отношение к Ватикану. Уникальной считается коллекция из 40 географических карт, украшающих стены одноименной галереи. Здесь крупным планом изображены важные территории Италии во времена понтификата Григория XIII.

Потолок галереи Географических карт, Ольга Потемпа

Все экспонаты и коллекции Ватиканских музеев описать сложно. Сюда нужно обязательно прийти, чтобы увидеть все своими глазами. На просмотр следует выделить не менее 3–4 часов. А еще лучше — планировать визиты каждый раз, приезжая в Рим. Выставленных здесь шедевров хватит на несколько посещений.

Историческая справка

Основателем ватиканских коллекций, которые со временем оформились в комплекс разных тематических музеев, можно считать папу Юлия II, гуманиста, мецената и истинного ценителя искусств. Небольшая коллекция древностей, собранная этим папой, время от времени демонстрировалась знатным гостям Ватикана. Наверняка, о собирательском азарте папы был наслышан владелец виноградника, расположенного на одном из римских холмов, который в 1506 году наткнулся на своем участке на мраморную статую и решил доставить ее в резиденцию римских понтификов. По рекомендации Микеланджело и Джулиано да Сангалло, которые пришли к выводу, что это известная античная скульптура родосских мастеров – «Лаокоон и его сыновья», папа Юлий II приобрел находку для своей коллекции. Вскоре, скульптура была выставлена во дворе Бельведерского дворца для всеобщего обозрения.

Со временем многие папы следовали примеру Юлия II и дополняли сокровища Ватиканского дворца ценными экспонатами, но в полноценные музейные объекты все эти бесценные коллекции стали превращаться только в 18 веке. При Бенедикте XIV в октябре 1757 был образован музей Christianum, христианский музей, который занимался экспонированием предметов культуры и искусства христиан первых веков нашей эры. В 1770-х годах появились экспозиции музея Пио-Клементино, названного так в честь опекавших его двух пап – Климента XIV Ганганели и Пия VI. В 1854 году папа Пий IX учредил Латеранский музей, античные коллекции которого в конце 20 века стали ядром экспозиций музея Лапидарио Профано. В целом за несколько веков музейный комплекс Ватикана разросся настолько, что насчитывает свыше 50 музеев, капелл, галерей и даже отдельных комнат.

Пинакотека Ватикана – картинная галерея

Ватиканская картинная галерея – одна из самых важных художественных галерей в Европе.

Ватиканская пинакотека была открыта в 1932 году. В галерее представлены картины сотен известных мастеров живописи, среди которых работы Леонардо Да Винчи и Рафаэля.

В 16 больших залах посетители могут увидеть шедевры искусства.

Большинство картин относится к периоду между 11-м и 19-м веками

Основное внимание уделяется тому, как это могло бы быть по-другому в Италии, в эпоху Возрождения

Художественный музей является частью Музеев Ватикана. “Пинакотека Ватикана” (итальянское название музея) может быть посещена только с билетом на весь музей Ватикана.

Пинакотека Ватикана расположена в большом здании рядом с главным зданием Ватиканского музея.


Пинакотека Ватикан.

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля, открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Стоимость билетов в музеи Ватикана в 2019 г.

  • Музеи Ватикана и Сикстинская капелла, самостоятельный осмотр

    • Полный билет — 17 евро
    • Дети до 6 лет — бесплатно
    • Дети от 6 до 18 лет — 8 евро
    • Сбор за бронирование на официальном сайте — 4 евро
    • Рекомендуем взять в аренду аудиогид (есть на русском языке), стоимость аренды аудиогида 7 евро
  • Музеи Ватикана и Сикстинская капелла с гидом

    • Полный билет — 33 евро
    • Дети до 6 лет — бесплатно
    • Дети от 6 до 18 лет — 24 евро
    • Экскурсии с гидом на русском языке проводятся только в определенные даты. Проверить доступность и купить билет можно на .
  • Сады Ватикана

    • Полный билет — 33 евро
    • Дети до 6 лет — бесплатно
    • Дети от 6 до 18 лет — 24 евро
    • Экскурсии с гидом на русском языке проводятся только в определенные даты в летний период. Проверить доступность и купить билет можно на . Продолжительность экскурсии 2 часа. После экскурсии посетители могут самостоятельно осмотреть музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу (билеты в музей входят в стоимость, аудиогид можно арендовать за дополнительную плату).

Также предлагаются другие экскурсии. Их доступность и стоимость можно проверить на официальном сайте.

Среди музеев и галерей Ватикана можно выделить:

  • Музей египетского искусства
  • Музей этрусского искусства
  • Музей Пио Клементино с великолепной коллекцией
  • Музей Кьярамонти
  • Ватиканская Пинакотека с большой коллекцией работ итальянских мастеров.

Вместе с тем, любой гид и музейный указатель расценивают большинство экспонатов как увертюру к главному — к таким шедеврам, как Сикстинская капелла с потолочными фресками работы Микеланджело, Лаокоон и Рафаэлевы Станцы, оформленные знаменитым итальянским художником Рафаэлем. Причем весь путь к этим шедеврам спланирован так, чтобы прийти к ним кратчайшим путем.

Идя по музеям, Вы ничего не пропустите и не заблудитесь, даже если будете очень стараться. Возможно, что какой-то зал будет закрыт, поскольку они отдыхают по очереди и кому-то не достанутся Этрусские саркофаги, а кому-то — египетские мумии.

А начинается все с Египетского зала, где представлены расписные крышки саркофагов и лазурные украшения, пара мумий и горельефы с фараонами. Пройдя через ассиро-вавилонский зал, Вы придете во дворец Бельведер или Восьмиугольный двор — красу и гордость Музея Пио-Клементия, где находятся скульптура Лаокоона и Аполлон Бельведерский — образец классической красоты.

В следующем зале Муз можно увидеть мраморный Бельведерский торс, а также портреты и гигантские изваяния императоров. Здесь представлен Нерон в роли Геракла и фигурой греческого бога Антиноя, а также имеется античная живопись. А главный экспонат зала — картина «Свадьба Альдобрандини», являющаяся доказательством того, что древние римляне владели не только техникой исполнения скульптуры, но и живописью. Считается, что на картине изображена свадьба Микеланджело и Роксаны, хотя существуют и другие предположения.

Организованные группы обычно быстро проносятся мимо мумий и Роксаны, а также всего того, что преграждает им доступ к самому главному — Рафаэлю и Микеланджело.

Обратите внимание на Зал светотени, это бывшая опочивальня папы, а позднее в ней проходили тайные заседания главного папского суда, так называемого консистория. Здесь умер Юлий II, который принял решение перестроить собор Святого Петра

Часовни Ватикана

Помещения культового предназначения, украшенные средневековыми фресками, сегодня являются величайшими художественными и культурными ценностями Ватикана. Музеи предоставляют возможность воочию увидеть шедевры великих мастеров и посетить следующие из них:

  • Сикстинскую капеллу – находится в Апостольском дворце. Ее стены были украшены в 1481г. фресками Пьетро Перуджино, Сандро Ботичелли, Козимо Росселини. Закончил работу в 1512 году великий Микеланджело Буонарроти, изменив оформление, сделанное предшествующей группой художников;
  • капеллу Урбана VIII Барберини – личную часовню Папы, расписанную в 1631 году Пьетро да Кортона золотыми фресками;
  • капеллу Николина – когда-то была частью квартиры папы Николая V. Она содержит одну из главных работ Беато Анджелико, сделанную им в период 1447 – 1448 гг.;
  • капеллу Сан Пьетро Мартир – украшена росписью Джорджо Вазари в 1570 г.

Билеты онлайн

Визит в музеи Ватикана будет неполным без посещения комнат Рафаэля и лоджий, украшенных его гениальным мастерством, папских апартаментов и многочисленных залов с мозаичными полами. Помимо этого, комплекс музеев включает в себя несколько археологических раскопок, папских вилл и садов понтификов.

Советуем прочитать

Палаццо консерваторов (Palazzo dei conservatori)

Ренессансный дворец середины XV века является важной частью архитектурного комплекса Капитолийской площади и частью музейного комплекса Капитолийских музеев (Musei Capitolini). Название дворца связано с тем, что когда-то в нем заседал сенат и судьи («консерваторы»)

Среди наиболее известных произведений, хранящихся в этом дворце – «Умирающий галл», «Капитолийская волчица», «Мальчик, вытаскивающий занозу», «Голова медузы» Джанлоренцо Бернини, оригинал статуи Марка Аврелия и многие другие.

Частью музея является Капитолийская пинакотека, в которой хранятся шедевры Тициана, Тинторетто, Гвидо Рении, Караваджо, Рубенса, Веронезе и других мастеров. А во внутреннем дворе палаццо можно увидеть фрагменты гигантской статуи («колосса») Константина Великого.

Сады Ватикана

Сады Ватикана

Сады Ватикана — парковая зона, охватывающая более половины площади Ватикана, расположенная в западной части государства.

Сады впечатляют своим неповторимым стилем и ухоженностью. А возле каждого растения расположена табличка с его названием.

Здесь свободно живут животные: белки. кролики, летучие мыши, хомяки, ящерицы, змеи, а по веткам порхают стаи попугаев и других птиц.

В садах можно увидеть грандиозный Palazzo Governatorato — дворец правительства Ватикана, виллу Казина — небольшую, живописную дачу папы Пия IV, выстроенную по примеру древнеримских вилл, а также древние башни Ветров, Иоанна, Галлинара, церковь Санто-Стефано-дельи-Абиссини и Палаццо Сан-Карло.

В садах находится фонтан Галеона XVII века, который представляет собой уменьшенную копию итальянского корабля, стреляющего водой из шестнадцати пушек, а также многочисленные каменные скамейки, скульптуры, лестницы, старые ватиканские стены, вышка радио Ватикана, ватиканский гелипорт и вокзал.

Попасть в сады Ватикана можно только по предварительному  бронированию, которое открывается за два месяца до посещения.

В стоимость экскурсии по садам Ватикана входит посещение Ватиканских музеев и Сикстинской капеллы.

Стоимость экскурсии, в которую входит самостоятельное посещение музеев Ватикана и экскурсия по садам Ватикана в сопровождении гида, составляет 33 евро.

Национальный музей Замка Святого Ангела (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo)

Наряду с Колизеем, замок Святого Ангела – одна из главных достопримечательностей Рима. Его построили еще в 135 году как мавзолей для упокоения императора Адриана и членов его семьи. В дальнейшем он перестраивался, укреплялся и был то мощной крепостью, то папской резиденцией, а то и тюрьмой (в частности, в застенках Сант-Анджело провел 6 лет Джордано Бруно).

Название замка Святого Ангела связан с легендой: в 590 году, в разгар чумы, когда римляне шли крестным ходом с чудотворной иконой Богородицы (о ней мы, кстати, рассказываем в аудиоэкскурсии «Шедевры и реликвии»),  на его вершине увидели Архангела Михаила с обнаженным мечом. Это видение расценили как знак скорого окончания эпидемии. И действительно, мор скоро прекратился.

С 1901 года замок преобразован в Национальный музей. Помимо интересной коллекции оружия, картин, уникальных фресок, а также разнообразных тематических выставок, замок интересен сам по себе – хотя бы благодаря его удивительной истории. Кроме того, терраса замка является отличной смотровой площадкой с прекрасным видом на древний город.

Интересный рассказ о Замке Ангела можно послушать в нашей экскурсии с аудиогидом «Ватикан и Замок Ангела»

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Режим работы музея: 9.00-19.30 (касса закрывается на час раньше).

Сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it

Купить билет онлайн: www.tosc.it

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера —  Музее Пия-Клемента . Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства  является папа Клемент XIV, бывший у власти в  70-х годах XVIII столетия

Его приемник —  Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей . Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки  можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой – это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Библиотека

Едва ли такой обширной коллекцией книг, рукописей и манускриптов могут похвастаться какие-либо другие музеи мира. Ватикан такую возможность имеет: в его библиотеке, основанной еще в 15 веке, собрано более 1.6 млн только печатных книг, не говоря уже о 150 тысячах манускриптов и огромном количестве монет и медалей

Библиотека привлекает внимание не только своим культурным богатством, но и шикарным оформлением. Лишь малая часть фолиантов доступна туристам, однако исследователи и преподаватели местных университетов могут свободно работать здесь над своими диссертациями

В среднем в библиотеке ежедневно бывает около 150 ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector