Палаццо фарнезе в риме

Архитектура замка

Одним из самых значительных произведений Виньолы в жанре дворцовой архитектуры является замок Капрарола близ Витербо, построенный зодчим для кардинала Александра Фарнезе.

Сооружение Капраролы имеет свою историю, связанную с Перуцци и Сангалло.

В 1536 году Перуцци, считавшимся в то время одним из выдающихся фортификаторов, был представлен проект крепости на месте, занимаемом замком Капрарола. Проект этот однако не был осуществлен из-за смерти зодчего.

По сохранившимся наброскам видно, что Перуцци положил в основу сооружения план пятиугольной формы с остроконечными бастионами по его углам, что отвечало требованиям военно-инженерного искусства того времени.

Перуцци умер, и Антонио Сангалло в сотрудничестве с известным веронским архитектором и военным инженером Микеле Санмикели приступил к возведению на этом месте крепости.

Сходство осуществленных ими сооружений, послуживших подножием замку Капрарола, с эскизами Перуцци позволяет допустить, что зодчие руководствовались проектными набросками Перуцци. Сангалло, один из лучших знатоков военно-инженерного искусства, построил ряд крепостей правильной пятиугольной формы, и нет ничего удивительного в том, что он и для рассматриваемой крепости принял вариант Перуцци. Крепость осталась незаконченной. Впоследствии возникла идея использовать построенные уже крепостные стены для возведения загородного дворца-виллы Фарнезе. Красота окружающей природы, возвышенность участка соответствовали осуществлению подобного рода замысла. Виньоле было поручено составить проект.

Бастионы, куртины и стены недостроенной крепости Виньола использовал в качестве основания для самого дворца, стены которого как бы вырастали из нижележащих башен. Не могло быть и речи о веселой, свободно расположенной вилле. Здание должно было походить на замок. Исходя из этого, Виньола добился полного единства прежних крепостных строений с самим замком.

Замок Капрарола расположен на отроге горы и господствует над окрестностями. Величественные массивы стен с отвесными плоскостями, общий замкнутый, полукрепостной характер строения, его монолитность, лаконичная простота архитектурной проработки — все производит должный эффект. В центре здания расположен небольшой круглый двор, архитектура которого контрастна внешней суровости здания. Двор окружают два яруса галерей. Аркады нижнего этажа образованы мощными рустованными столбами, а верхнего — спаренными ионическими колоннами.

Прием круглого двора применяется в данном случае впервые: до этого архитектура Ренессанса оперировала исключительно дворами квадратной или же прямоугольной формы. По архитектурному оформлению двор прост и умерен, пропорции изящны. Единственно, что позволил себе зодчий, — расположить между колоннами овальной формы медальоны. Разбивка внутренних помещений здания так же проста и логична и во многом, видимо, подсказана Виньоле набросками Сангалло.

Одним из наиболее интересных элементов работы Виньолы следует считать симметричную планировку участка вокруг самого замка.

К главному входу в замок ведут двусторонние лестницы и пандусы. Весь участок разбит на террасы, что придает зданию еще более величественный вид. К двум задним сторонам пятиугольника, лежащего в основании сооружения, примыкают большие сады с правильной разбивкой дорожек и террас.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре»  — М.: Стройиздат, 1990
Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
Ожегов С.С.
«История ландшафтной архитектуры»
Архитектура-С. Москва. 2003

Художественная ценность виллы Фарнезина

Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком. В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина. Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа. Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.

Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики. По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности. Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.

В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты. Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения. За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).

Фасад виллы

В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название. На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы. Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.

Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.

Глава 16 СВЕТ И ЦВЕТ

Венеция и Северная Италия. Первая половина XVI века

Теперь мы обратимся к другому художественному центру, второму по значению после Флоренции. Гордая Венеция, расцветшая благодаря морской торговле, была тесно связана со странами Востока, и потому Возрождение наступило здесь с некоторым опозданием. Ренессансный стиль пришел в венецианскую архитектуру праздничными, широко и приветливо распахнувшимися зданиями. Пышность венецианских построек заставляет вспомнить о богатых торговых городах эллинистического мира – Александрии и Антиохии. Характерный образчик венецианского Возрождения – библиотека Сан Марко (илл. 207). Создавший ее архитектор Якопо Сансовино (1486–1570), хотя и прибыл из Флоренции, сумел уловить “гений места”, дух Венеции – ее озаренность ликующим светом, усиленным блеском лагун. Праздничность таких сооружений противится педантичному анализу, и все же стоит присмотреться к ним внимательнее, чтобы понять, как новый архитектурный образ складывался из старых форм. Нижний этаж с колоннадой дорического ордера выстроен по нормам классической архитектуры. Сансовино просто следовал здесь таким образцам, как Колизей (стр. 118, илл. 73). В той же традиции выдержан и верхний ярус здания, где ионические колонны поддерживают так называемый аттик, увенчанный балюстрадой со статуями. Однако утопленные вглубь арки опираются не на столбы, как в Колизее, а на ионические колонны меньших размеров. Таким образом ордерная структура становится двухслойной, переплетающиеся колоннады обогащают пластику здания. С другой стороны, гирлянды на аттике, сквозной рисунок балюстрады со скульптурой вызывают в памяти кружево венецианских готических фасадов (стр. 209, илл. 138).

История виллы Фарнезина

В начале 16-го столетия знаменитый банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, сделал заказ молодому Бальдассаре Перуцци на возведение шикарной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была играть роль его загородной резиденцией. Строение было сооружено в 1512 году и первоначально так и именовалось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

Агостино Киджи

Отправившись в Рим, Агостино Киджи жил в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, преждевременно усопшей в 1508 году, не подарившей банкиру наследника. Еще до кончины супруги Киджи начал отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски. После того, как Маргарита умерла, Франческа формально вошла в дом банкира. Она стала ему фактической женой и родила пятерых детей.

В первой половине 18-го столетия вилла Фарнезина, пребывая в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, преобразовавшись в резиденцию дипломатов. Позднее виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему ряд работ по реставрации (1866 год).

В 1927 году здание купило государство. В скором времени на вилле Фарнезина разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, имевшей место в период с 1929 по 1944 года, нацеленной на развитие и управление итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. А в настоящее время вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei).

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

В скором времени после приобретения земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработку проекта усадьбы. На территории виллы Фарнезина, кроме жилого здания, находилась конюшня – проект Рафаэля, и разрушенная в 1808 году после длительного периода запустения, а еще лоджия, выступавшая на набережную Тибра шикарный сад в итальянском стиле.

Двухэтажное строение в плане – в форме подковы, ориентированной в сторону сада. Сама по себе лоджия, декорированная росписями с четко выраженными флористическими мотивами, по замыслу архитектора должна была послужить порталом, соединяющим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, именованная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, первоначально имела функцию сцены для театральных постановок и прочих выступлений, организовывавшихся хозяином виллы.

Сад, разбитый в итальянском стиле, был неотделяемой частью виллы Фарнезина и ее органическим завершением. С прохождением времени парк перенес основательные изменения и сейчас смотрится абсолютно по-другому, чем в далекую Эпоху Возрождения.

Через два года после начала возведения, Перуцци занялся художественной росписью одного из залов виллы Фарнезина, наделенной именем Станца дель Фрэджо, а через еще три года Агостино Киджи уже перебрался в свое новое жилище и обладал возможностью показывать гостям все красоты своей шикарной усадьбы.

Экспозиции виллы Фарнезина в Риме

Цокольный этаж

Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.

Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.

Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме

Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .

Первый этаж

Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.

Фриз виллы Фарнезия

Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену. Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома. Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.

  • Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
  • Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
  • Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник — суббота, 9:00 — 14600 ( по субботам в 10:00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12:30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9:00 — 17:00, экскурсия в 12:30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15:00 и 16:00 — экскурсии без предварительного резервирования).
  • Цена: взрослые — €6; дети 14 -18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.

Забронируйте прямо сейчас билеты в Рим по лучшей цене!

Расположение и расположение

Расположение в городской зоне Рима

В 1500 году Виа Яникуленсис от Порта Септимиана через Порта Санто Спирито до Борго была только сухопутной дорогой с редкими зданиями. Папа Юлий II расправил дорогу и назвал ее Лунгара. В его конце, недалеко от Порта Септимиана, у семей Риарио и Фарнезе были загородные дома и виноградники. В мае 1505 года Агостино Киджи купил здесь участок земли, доходивший до Тибра, на котором позже была построена вилла.

Сегодня вилла расположена в треугольнике между улицами Via della Lungara 230 и Lungotevere Farnesina и по-прежнему окружена парком. Прежний выход к Тибру был утрачен из-за строительства защитных стен в 1880-х годах и главной дороги вдоль Тибра. На противоположной стороне улицы Виа Лунгара расширяет Палаццо Корсини , построенный в 18 — м веке , в котором Accademia Nazionale деи Lincei ( Академия наук Италии) имеет свою штаб — квартиру сегодня. Встраивание в собственность и расположение на берегу реки раскрывают старинную модель загородной виллы , которая сочетает в себе репрезентативность и уединение в частной жизни.

Сад Фарнезины

В соответствии со вкусом Чинквеченто, дворец был окружен садом на юге Giardino segreto и по направлению к Тибру, среди прочего, адаптированным к местности. декоративный сад, а также виноградники и фруктовые сады, подобные тем, которые принадлежали тем, кто был застенчивым в Риме. К северу от виллы на берегу Тибра находились лоджия или беседка и грот , тоже часть сада для развлечений того времени. Некоторые литературные источники и стихи дают представление о богатстве разнообразия цветов и растений.

Планы Перуцци недоступны для исходной садовой программы, но можно предположить, что здание и сад были спланированы как единое целое. Вдохновением для этого послужила основная концепция, единство между природой и искусством, для назидания тела и разума, идеал, к которому стремились еще в древности. С течением времени планировка сада и его размеры менялись снова и снова, о чем свидетельствуют некоторые ведуте и гравюры, созданные с течением времени .

Римская фреска в Национальном музее — Палаццо Массимо

Вероятно, в саду есть надпись XVII века, происхождение и значение которой не установлены: «Quisquis huc accedis: quod tibi horridum videtur mihi amoenum est; si placet, maneas, si taedet abeas, utrumque gratum » , примерно переведенный:« Кто бы вы ни подошли сюда: то, что вам кажется пугающим , нравится мне ». Если (вам) это нравится, вы можете остаться; если (вам) противно, можете идти — и то, и другое устраивает (меня).

Каса делла Фарнезина

Основная статья : Casa della Farnesina

Под садами виллы и на улице Виа делла Лунгара была обнаружена старинная вилла ранней имперской эпохи, так называемая Casa della Farnesina .

Эта система была открыта в 1880 году, когда берега Тибра укреплялись. Пока раскопана только часть виллы под садом. Считается, что эта вилла urbana была построена по случаю свадьбы Марка Випсания Агриппы и Юлии , дочери Августа . Обнаруженные в ходе раскопок настенные росписи и лепные рельефы сейчас находятся в Национальном римском музее — Палаццо Массимо.

Как доехать до Виллы Фарнезина

Поиск авиабилетов

Адрес виллы: Via della Lungara 230

От вокзала Термини: сядьте на автобус H, остановка рядом со станцией. Сойти после остановки Понте Гарибальди (остановка Piazza Belli), пройтись вдоль реки в направлении Сан-Пьетро до площади Piazza Trilussa, далее по направлению к Via di Santa Dorotea. Пройся площадь Piazza S. Giovanni della Malva, продолжайте движение по дороге и на перекрестке поверните направо, проходя под аркой Porta Settimiana. Следуйте по улице Via della Lungara до номера дома 230.

В качестве альтернативы, сядьте на метро — линия А до станции Термини (направление Баттистини), затем сойдите на остановке Лепанто, откуда вы можете сесть на автобус № 280, в направлении P.le Partigiani. Сойдите на остановке Lungotevere della Farnesina, номер 10. Спуститесь до улицы Salita del Buon Pastore, в конце которой поверните налево на улицу Via della Lungara.

Из аэропорта Фьюмичино:

На такси: Поездка на такси из аэропорта до Академии стоит около 40 евро (убедитесь, что это городское белое такси).

На поезде: сядьте на поезд до вокзала Термини, затем следуйте инструкциям выше.

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были осуществлены работы по художественной росписи, стала Станца дель Фрэджо (Stanza del Fregio) – небольшая комната, имевшая функцию зала ожидания для гостей, а еще для прохождения ряда церемоний.


Станца дель Фрэджо

В том же году Агостино Киджи пригласил на работу молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того периода, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Может быть, банкир был не полностью доволен работой Перуцци, а может быть попросту желал ускорения рабочего процесса. В том или ином случае, художники должны был трудиться в паре, а в скором времени к ним был подключен и Рафаэль.

Росписями люнетов занимался Себастьяно дель Пьомбо. Его рук – девять фресок, на которых сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, базировавшегося на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тогда трудился над созданием «Триумфа Галатеи».


«Триумф Галатеи»

  1. После окончания росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди заморозил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной тому, гипотетически, была занятость Рафаэля в прочих проектах.
  2. Ни для кого не секрет, что Санти в период с 1514 по 1517 года трудился над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.
  3. В 1517 году Рафаэль со своими учениками начал создание росписей основной лоджии виллы Фарнезина – места, которое должно было иметь функцию «визитной карточкой» резиденции знаменитого банкира.
  4. Тогда как великий маэстро работал над своим очередным творением, в одном из помещений наиболее приватной функции – спальне – были начаты работы над росписью интерьера, порученные некому Джованни Антонио Бацци, более наслышанному по прозвищу Содома.

История Виллы Фарнезина

В самом сердце очаровательного района Трастевере расположилось удивительной красоты поместье — вилла Фарнезина.

История происхождения виллы берет начало в 15 веке, когда один из богатейших людей Рима — банкир Агостино Киджи, решил возвести себе хоромы невиданной красоты. Только представьте человека, раздающего кредиты самым знатным людям Рима, начиная с римских пап и заканчивая членами таких влиятельных семей, как Медичи и Борджиа.

Конечно, Агостино обожал закатывать шумные мероприятия и удивлять своих гостей абсолютно разными и порой безрассудными драгоценностями. Например, когда у Агостино родился первенец Лоренцо — Леоне, он решил устроить знатный пир и пригласил в качестве гостей всю буржуазную элиту Вечного города, включая 14 кардиналов и папу римского. Торжество проходило в богато декорированных конюшнях и сопровождалось фантастическим шоу, а в качестве изюминки вечера, чтобы окончательно поразить своих гостей, Агостино приказал слугам избавляться от использованных драгоценных приборов, выбрасывая их из окон (этот процесс должен был повторяться при каждой смене блюд). И можно было бы назвать данный жест полнейшей глупостью и расточительностью, если бы предприимчивые слуги, работавшие в тот вечер, не подготовились и не развесили сети под окнами, чтобы выловить драгоценные столовые приборы. Ознакомившись с характером и личностью Агостино Киджи, можно представить, как он обустраивал свои покои. Давайте же перейдем к подробному их изучению.

Архитектура

План первого этажа.

Его архитектура также отличает его от дворца: вместо того, чтобы быть закрытым блоком вокруг внутреннего двора, защищенным в своем уединении, он выходит в пышные сады.

Двухэтажное здание имеет новаторскую форму подковы , которая открывается в сад с двумя боковыми крыльями, между которыми находится лоджия, расположенная на первом этаже и состоящая из пяти арок, которые в настоящее время закрыты защитными окнами; это решение необходимо для сохранения фресок, которые, однако, изменяют восприятие пустоты и полноты. Эта схема, которая обеспечивает тесную связь между садом и виллой, напоминает модели и архитектурные схемы Витрувия, представленные в работах Франческо ди Джорджо Мартини и ожидаемые в Villa Volte Alte , недалеко от Сиены.

Обширная лоджия на первом этаже служила сценой для вечеринок и театральных представлений, организованных жильцами. Итальянский сад, завершающий виллу, со временем претерпел значительные изменения.

Здание отличается от современных моделей Bramante в Риме на рубеже веков, в том числе и оформлением фасадов  : например, нет ни каменных плит , ни относительных арок на окнах первого этажа, ни колонн, ни мраморной облицовки. Номера оформлены в духе Ренессанса, фасад акцентирован серии пилястрами из тосканского ордера , слегка очерченными на поверхности стены , разделяющей окна на каждом уровне. Вверху фасады заканчиваются нижним этажом, служебным чердаком, с внешней стороны фризом в легком рельефе из путти и гирлянд, где под карнизом открываются маленькие окошечки .

Первоначальный вид здания также представлял собой большие поверхности, украшенные фресками снаружи, даже если сегодня остались лишь небольшие следы: Бальдассарре Перуцци отказывается от обычно используемых методов, таких как искусственный мрамор и архитектурные элементы. Он использует нарисованные перспективы, рисуя фрески на стенах, изображающие сцены пещер, которые представляют собой открытое пространство, видимое через колонны и своды, с иллюзионистическим эффектом.

Вилла завершается отдельным павильоном, возможно, используемым как конюшня, дизайн которого приписывают Рафаэлю. Сегодня за стеной по периметру виллы сохранилось основание здания, характеризующееся системой выступающих крыльев, как и главное здание, и сдвоенными пилястрами.

Эта новаторская архитектура позволит разработать новую модель дворца, более открытую для следующего столетия.

Лоджия Амура и Психеи

После завершения работы над Полифемом и Галатеей Агостино Киджи прервал художественное оформление Фарнезины более чем на пять лет, возможно потому, что Рафаэль ясно дал понять, что может продолжить работу над фресками виллы, но не имеет времени, чтобы сделать это. Когда художник снова стал доступен, около 1517 года, банкир, который в преддверии своего брака с Франческой Ордеаски уже думал о украшении еще не расписанных комнат, сразу же вовлек его в работу, заказав росписи на первом этаже, где он намеревался создать настолько прекрасное место, чтобы все гости неизменно покидали зал пораженными. Здесь Рафаэль, чтобы полностью реализовать свои творческие способности, не удовлетворился изображением отдельных сцен, а захотел прибегнуть к непрерывному повествованию, связанному с сюжетом на тему любви, ввиду предстоящей свадьбы заказчика. Выбор пал на миф об Амуре и Психее, который уже использовался в пятнадцатом веке для росписей на свадебную тему.

Чтобы придать окружающей обстановке праздничный и эффектный характер, художник превратил вход лоджии в цветущую беседку, как будто растительность сада, простирается внутри виллы: она превратилась в богатые гирлянды вокруг опор, а в центре обрамила два гобелена с мифическими сценами с кульминационной фреской «Союз Амура и Психеи». Рафаэль работал над фреской не один: ему помогали многочисленные художники из его мастерской, в том числе Джован Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине, автор, в частности, обильного растительного триумфа в виде гирлянд.

@domusaustraliarome

Достопримечательности рядом

Главный фасад палаццо выходит на одноименную площадь Фарнезе (Piazza Farnese), которая в давние времена носила название Герцогская. В 1545 году территория, прилегающая к дворцу, была вымощена брусчаткой.

Сохранившиеся до наших дней старинные гравюры свидетельствуют о том, что в период расцвета дома Фарнезе площадь служила местом проведения бычьих боев, рыцарских турниров и прочих увеселительных мероприятий.

Сегодня в этой части города редко появляются толпы туристов. Кажется, будто каждый камень здесь пропитан спокойствием, умиротворенностью и некоторым аристократизмом. Удивительная атмосфера придется по душе любителям уединенных прогулок.

Фонтаны

Центр площади украшают два больших фонтана-близнеца, построенные в 20-х годах XVII века по проекту архитектора Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Массивные чаши увенчаны скульптурными композициями в виде бутонов лилий – геральдического символа могущественного рода Фарнезе.

Дабы уберечь фонтаны от посягательств бесцеремонной публики, они были первоначально ограждены невысоким металлическим забором. До 1920 года сооружения оставались собственностью потомков папы римского Павла III, а после перешли под юрисдикцию государства.

Особый интерес представляют чаши, установленные в центре фонтанов. Известно, что каждая из них выполнена из египетского гранита древнеримского периода и является настоящим артефактом, найденным на развалинах терм Каракаллы (Terme di Caracalla) – банного комплекса, считавшегося в V веке н. э. главным чудом Рима.

Примечательно, что одна из старинных ванн была установлена на площади еще в середине XVI столетия, задолго до появления фонтанов и служила своеобразной трибуной для привилегированных особ, наблюдавших за проведением праздничных мероприятий.

Церковь

Справа от палаццо расположена небольшая церковь, возведенная в честь католической святой Бригитты Шведской (Chiesa di Santa Brigida).

Праведница, провозглашенная в 1999 году покровительницей Европы, приехала в Рим в середине XIV века и снискала в «Вечном городе» добрую славу своим милосердием и благочестивостью. Роскошный фасад храма оформлен в стиле барокко. Интерьер украшен великолепными картинами и фресками работы итальянского художника Бьяджо Пуччини (Biagio Puccini).

Вилла Фарнезина

На противоположном, западном берегу реки Тибр находится вилла Фарнезина (Villa Farnesina), принадлежавшая некогда влиятельному купцу и банкиру Агостино Киджи (Agostino Chigi).

В 1577 году здание было приобретено внуком папы римского Павла III, кардиналом Алессандро Фарнезе. Вилла, построенная в начале XVI века по проекту Бальдассаре Перуцци (Baldassare Peruzzi), представляет особый интерес как памятник архитектуры и изобразительного искусства Высокого Возрождения.

Неоднократно возникла идея соорудить мост через реку Тибр, который связал бы внутренний дворик палаццо с родовой виллой, находящейся на противоположном берегу, однако этим планом не было суждено воплотиться в жизнь. В наши дни в здании работает музей, в котором представлены картины, рисунки и гравюры европейских мастеров XV – XIX веков.

Фарнезе в Риме

Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:

  • Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;

Палаццо Фарнезе в Риме

Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;

вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.

Палаццо Фарнезе в Капрароле

Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector