Собор святого вита в праге

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi, или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Южный фасад

Южный фасад базилики имеет помпезный и великолепный вид. Он украшен массивными стрельчатыми окнами, декорированными витиеватыми решётками, резными каменным орнаментами и выступающими вертикальными рёбрами с небольшими пирамидальными столбами. В нижнем ярусе расположены главные ворота, которые состоят из трёх арок.

Доминантным сооружением этой части базилики является часовая башня, увенчанная барочным куполом. Её высота достигает 96 метров. Позолоченный часовой механизм имеет два циферблата, расположенные друг над другом и разделённые арочными окнами. В башне установлены четыре колокола, один из которых самый большой весит 18 тонн. Узкая средневековая винтовая лестница, состоящая из 287 ступеней, ведёт к смотровой площадке, откуда открывается потрясающий вид на весь город.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Восточная сторона собора св. Вита

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов

Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

Орган

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

И вот так

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
  • Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

До встречи!

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон — трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого — шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта — усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен — символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом — св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали «Библией для неграмотных»: на нем размещали статуи-горгули, чудовища — пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

История строительства собора

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все — статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Как выглядит собор внутри

Внутреннее убранство Собора Святого Вита отличается изысканностью и величием. Храм украшают поражающие воображение витражи, на которых изображены жития святых и моменты из священной истории. Проходя через витражные окна, солнечный свет преломляется и переливается множеством оттенков, образуя удивительное сияние. Свод собора поддерживают великолепные могучие колонны. Галерея, называемая трифориумом, условно разделяет храм на сферы неба и земли. Бюсты создателей и основателей собора и монархов из правивших Чехией в разные века династий венчают эту галерею. В храме находятся и усыпальницы королей, украшенные скульптурами, изображающими самих правителей и членов королевских семей.

Крипта и ротонда

Из часовни Святого Креста можно попасть в королевскую крипту, где сохранились остатки древней ротонды и базилики, ставших прародительницами собора. Там же расположен склеп, где покоятся прежние легендарные монархи.

Капеллы

В храме имеется свыше двадцати капелл, которые в былые годы являлись собственностью аристократических богатых семей. Здесь находятся величественные надгробия, в том числе и зодчих, благодаря многолетнему труду которых создавался собор. Капеллы словно соперничают друг с другом элегантностью и роскошью отделки. Привлекает взор капелла святого Яна из Непомук с саркофагом из 2 тонн серебра, украшенная платиной и золотом. Изображающие святых и ангелов искусные скульптуры, созданные благодаря талантливому мастеру фон Эрлаху, можно разглядывать бесконечно – настолько тонко переданы их черты и характеры.

Наиболее известные своей красотой капеллы:

  • Владиславская;
  • Девы Марии;
  • святой Анежки Чешской;
  • Яна Непомуцкого;
  • Гильберта;
  • новая архиепископская;
  • св. Сигизмунда и св. Анны.

Капелла святого Вацлава

Самой примечательной является капелла святого Вацлава, чьи стены покрыты чудесной росписью и фресками и инкрустированы самоцветами. Над часовней расположена Коронная палата – сокровищница, хранящая в себе ценные артефакты средневековой истории страны.

Орган и библиотека

В храме имеется собственная библиотека, в которой можно найти уникальные средневековые рукописи, в том числе и редчайшее Евангелие, датированное XI веком. Невозможно пройти мимо потрясающего органа в стиле рококо, который смело можно назвать одним из лучших в Европе. В соборе регулярно устраиваются концерты прекрасной органной музыки, завораживающей своим звучанием.

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена , чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Строительство самого храма Святого Вита началось в 1344 году 21 ноября.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Капеллы собора

Пражский собор Св. Вита имеет круг капелл (часовен), которые занимают весь северный неф, далее идут по окружности готической алтарной части, и размещаются почти по всей протяженности южного нефа. Если включать и галерею, где установлен орган, то в храме находится 21 капелла. Многие из них украшены витражами и росписями, над созданием которых трудилось более десяти художников, среди которых и Макс Швабинский, и Карл Сволинский.

Когда посетители только входят в храм, они могут увидеть всего лишь три часовни с левой стороны – Святой Анежки, Шварценбергов и новую архиепископскую капеллу. Справа, начиная от входа, следуют капеллы Святой Людмилы, Гроба Господня и Туновская.

Уже здесь можно познакомиться с произведением, которое создал знаменитый чешский художник Альфонс Муха. Это витраж в архиепископской часовне. Сразу же за этой часовней находится великолепная каменная лестница:

На этом детальный осмотр и завершится, если вы не приобрели билет, к примеру, на малый экскурсионный круг Пражского Града, куда входит посещение собора. Мы же идем знакомиться с интерьером далее.

Почти рядом с узорчатой лестницей располагается органная галерея, где на балконе установлен орган XVIII века в стиле барокко. Данный музыкальный инструмент имеет почтенный возраст, а более ранний ренессансный был разрушен прусской армией в 1757 году.

За галереей размещается просторная капелла Святого Сигизмунда. Капелла создавалась очень знатным Чернинским родом как семейная молельня. Пожалуй, это одна из самых богато украшенных капелл:

Далее следуют часовня Святой Анны, старая архиепископская со скульптурой кардинала Шварценберга  и капелла Иоанна Крестителя. В часовнях находятся мраморные надгробия и реликварии, стены расписаны картинами из жизни святых, украшены соответствующими атрибутами.

В капелле Святой Троицы и Девы Марии, которая находится в центре хоров, запоминается созданный без помпезности алтарь, где гармонично сочетаются скульптурные элементы и фоновая решетка:

Все часовни отличаются своим уникальным оформлением. Разумеется, в них нельзя войти, но они открыты для обзора. Как правило, красивые кованые решетки закрывают только нижнюю часть пространства, но ничто не мешает рассмотреть скульптурное и живописное оформление.

У южной стены идут одна за другой капеллы Святых Мощей, Яна Непомуцкого, Марии Магдалены, Святого Креста и Святого Андрея. Замыкает круг перед южным порталом Святовацлавская капелла.

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Название собора

Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Советы туристам и статьи о Праге

Что посмотреть в Праге за один день
Прага — идеальный пример машины времени. Здесь средневековье соседствует с высокими технол…

4489

Новый год 2020 в Праге
Новый год в Праге у многих ассоциируется со сказочным приключением. Древние замки, грандио…

5248

Что посмотреть в Праге за 3 дня
Три дня в Праге — это возможность без суеты посмотреть основные достопримечательности горо…

15034

Что посмотреть в Праге за 7 дней
Приехать в Прагу и прожить здесь несколько дней — все равно что сесть в машину времени и н…

5596

Как интересно провести 8 марта в Праге
Разве Прага не идеальный город для поездки на 8 марта? Сложно найти еще более сказочный и …

3570

Сады и парки Праги
Парки и сады Праги — отдельная тема для разговора, когда речь заходит о благоустройстве и …

4779

Пиво и пивные в Праге
Пиво
и пивные в Праге вызывают у туристов не меньший интерес, чем Карлов мост и Староместс…

3643

Метро Праги
Метро в Праге — один из самых масштабных долгостроев Чехии, который буквально спас город в…

4561

Полезные советы всяк входящим в собор

— Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

— Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

— Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

— Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

— В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

— Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

Выводы

Очень популярное место в Праге, поэтому здесь всегда очень многолюдно. Лучше сразу купить билеты на смотровую площадку, и уже спокойно на нее подниматься. Кстати, приходите лучше не к самому открытию собора – смотровая площадка открывается чуть позже. На посещение собора с учетом подъема на смотровую площадку потребуется около 1,5 – 2 часов, если на площадку не идти, то хватит и часа.

 Можно прийти с детьми старшего школьного возраста. Очень рекомендуем воспользоваться аудиогидом – так будет гораздо интереснее и познавательнее.

Кстати, если вы только собираетесь в Прагу, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector