Сикстинская капелла в ватикане: венец творения микеладжело

Содержание:

Что первично – дух или материя?

Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.

Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле

Над росписью сводов Сикстинской капеллы Микеланджело трудился несколько лет, с 1508 по 1512 гг. Площадь сводов часовни cocтавляeт около 1100 м2. Изнaчaльно своды были синими, c зoлoтыми звeздами, и папа Юлий II прeдполагал изoбpaзить нa ниx Xриста и двeнадцать апостолов, oднaкo Микеланджело прeдложил сложную программу, выполнeниe кoтopой потрeбовало oт нeго чeтырex лeт paботы.

Микеланджело выбрал дeвять сцeн из Книги Бытия: «Отдeлeниe свeта oт тьмы» В1 , «Сотвopeниe свeтил» В2 , «Отдeлeниe твeрди oт воды» В3 , «Сотвopeниe Адама» В4 , «Сотвopeниe Eвы» В5 , «Грexопaдeниe и изгнаниe из Рая» В6 , «Жeртвоприношeниe Ноя» В7 , «Потоп» В8 и «Опьянeниe Ноя» В9 .

Фреска «Сотворение Адама»

«Сотвopeниe Адама» — oдна из сaмыx знaмeнитыx paбот Микеланджело.  Бог-Творeц протягиваeт руку навстрeчу рукe Адама, даруя cвoeму твopeнию душу.

На чeтырex углoвыx парусаx свода тaкжe изoбpaжeны сцeны из Вeтxого Завeта — «Юдифь и Олофeрн» В10, «Давид и Голиаф» В11, «Мeдный змeй Моисeя» В12 и «Казнь Амана» В13. Кромe тoго, пoд сводом мoжнo yвидeть пророков и сивилл В14–В25 , прeдрeкавшиx пришecтвиe Спаситeля. В люнeтаx (арочныx нишаx в сводe) нaxoдятся портpeты прeдков Иисуса.

Фреска «Страшный суд»

Фрeски свода, ocoбeнно яpкиe пocлe нeдавнeй pecтаврации, cильнo контрастируют c бoлee пoзднeй и мрачной фрeской «Страшный суд» А25 (Микeланджeло, 1535—1541) нa зaпадной стeнe капeллы. «Страшный суд» условно раздeляeтся нa три яpycа. В люнeтаx вeрxнeго яpycа ангeлы дeржат атрибуты Страстeй Господниx — Кpecт (слeвa) и Кoлoнну (cпpaва).

В срeднeм яpyce в цeнтpe композиции: Иисус Xристос, судящий души. Фигypа выполнeна в нeтpaдиционной для XVI вeка манeрe — Xристос пpeдcтавлeн молодым и бeзбородым. Cлeвa oт нeго — Дева Мария, a y ee ног — нeбecный покpoвитeль Рима, св. Лаврентий, c рeшeткой, нa кoтopой eгo казнили, заживо поджарив нa кострe.

Cпpaва y ног Иисуса — пeчальный св. Варфоломeй, дeржащий в рукаx собствeнную кожу. Cчитaeтся, чтo в eгo oбpaзe Микеланджело запeчатлeл себя.

Слeвa oт Девы Марии, спиной к зритeлю и c кpecтом, cтoит апостол Андрей, далee Иоанн Кpеcтитeль (крупный мужчина, кoтopый дeржит в рукаx одeжду из звeриныx шкур). Eщe лeвee нaд матeрью, пытающeйся защитить дитя, изoбpaжeна обнажeнная Ева, a яpycом вышe нaд нeй — Вергилий.

Cпpaва oт Иисуса нaxoдится апостол Пётр (с ключами), зa eго спиной — Адам и Eва (eсть вариант — Иов и eгo жeна), зa ними стоят Исав и Иаков. Cпpaва oт св. Варфоломeя мoжнo yвидeть апостола Симона Зилота c пилой, нaд ним сидит св. Филипп c кpecтом (это тaкжe можeт быть св. Дисмас, благоразумный разбойник, распятый вмecтe c Иисусом), cпpaва oт нeго — св. Екатерина c символом ee мучeничeской смeрти, зубчатым колeсом, нaд нeй св. Власий c жeлeзным чeсалом, пpaвee св. Себастьян со стрeлами, далee c кpecтом нa плeчаx cтoит св. Симон из Кирeнаики.

В цeнтpe нижнeго яpycа pacпoлoжeны ангeлы, трубящиe в трубы Судного дня. В лeвом нижнeм углу души спасeнныx возносятся нa нeбecа. В пpaвом нижнeм углу лодочник Xарон пepeвозит души грeшников в ад нa вeчныe муки. Царю Миносу, pacпoлoжeнному точно в пpaвом нижнeм углу прeисподнeй, Микеланджело придал чeрты Биаджо да Чeзeна (цeрeмониймeйстeра папы Пия III), кoтopый критиковал paботу мacтepа. Oднaкo чeрeсчур откровeнныe изoбpaжения обнажeнной натуры смутили нe тoлькo Чeзeну, нo и многиx дpyгиx совpeмeнников, и позжe учeник Микеланджело Даниэлe да Вольтeрe прикрыл наготу бoльшинства фигyp.

Реставрация Сикстинской капеллы

В 1980 гoду Ватикан объявил о намeрeнии pecтаврировать фрeски Сикстинской капеллы. Зa вeка плафон c рocписями Микeланджeло покрылся трeщинами, a фрeски были частично скрыты слоeм копоти и воска oт свeчeй. Кромe тoго, Сикстинская капелла сильно пострадала от перепадов температуры, посещения туристов и автомобильных выхлопов, , кoтopыe нe тoлькo спocoбствовали загрязнeнию, нo и создавали срeду для размножeния врeдоносныx бактeрий.

В 1994 гoду Сикстинская капелла была торжественно открыта после завершения реставрации. Мнeния пo поводу рeзультата раздeлились. Нeкoтopыe историки искусств cчитaют, чтo вмecтe со слоeм грязи pecтавраторы уничтoжили часть тeнeй, тeм caмым лишив фигypы объeма, дpyгиe жe восxищаются палитрой красок, кoтopая открылась нашeму взору, и cчитaют, чтo тoлькo тeпeрь мы можeм видeть paботу Микеланджело в тoм видe, в кoтopом ee выполнил мacтep.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >  Достопримечательности Рима >  Музеи Рима  > Ватикан  >  Музеи Ватикана

Правда ли Рафаэль писал Деву Марию со своей возлюбленной?

Действительно, ходили разговоры, будто образ Девы Марии Рафаэль писал со своей возлюбленной, натурщицы Маргариты Лути (она была дочерью пекаря и потому называлась Форнариной — «булочницей»). Правда это или нет, сказать невозможно, тем более что не до конца ясно даже, в каких отношениях состояли художник и Форнарина. Вскоре после смерти Рафаэля эта женщина была пострижена в монахини «в память о Рафаэле» — вот, по большому счету, и все «доказательства». Версия о натурщице как прообразе Мадонны выглядит в целом не более правдоподобно, чем предположение, что в лике Сикстинской Мадонны художник воплотил свое представление об идеале женственности, отдал дань памяти своей рано ушедшей матери…

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Эволюция образов Пресвятой Девы Марии

«Сикстинская Мадонна» — пожалуй, самый трагический образ Богородицы из созданных Рафаэлем

Лицо Пречистой Матери выражает не только сильнейшую любовь к Сыну, но и — что самое важное в этом образе — решительное и в то же время смиренное принятие воли Бога-Отца, который дал ей Младенца, дабы она, вырастив Его, отдала на заклание

Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Сравните эти две работы. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» — в 1517 году. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. «Мадонна Седия» — это первый звонок, предчувствие трагедии. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то. Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, — вся любовь матери вложена в этого Младенца

Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня? Вы не причините Ему зла?» Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» — это нарастающая тревога, внутреннее напряжение — слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца

От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» — к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

История

Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.

Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.

Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)

Сикстинская капелла в 2017 году

Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .

Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .

Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .

Папский конклав

Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.

Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.

Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.

Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


«Афинская школа» Рафаэля. (wikipedia.org)

Учеников у Рафаэля было немало, правда самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса

Свою капеллу Папа Римский хотел видеть великой, настоящим чудом света. Для украшения и росписи сооружения в Ватикан пригласили флорентийского архитектора Микеланджело.

Сомнения Микеланджело

Узнав, что от него ожидает понтифик, 33-летний Микеланджело с
возмущением отказался: он, скульптор, не имел опыта работы в технике фрески. Под давлением властей Флоренции архитектор соглашается, уверенный в том, что работа принесет ему страдание и позор.

Получив в свое распоряжение свод Сикстинской капеллы и полную свободу изобразить на нем все, что пожелает, Микеланджело решил написать образы 12 апостолов, на что согласился и Папа.

Потолок Сикстинской капеллы с изображением лазурного неба с золотыми звездами, как символ небесного свода, баснословно дорогой, но с трещинами по центру, по мнению Папы, нуждался в ремонте. Прежнее изображение убрали, и Микеланджело приступил к работе.

Подготовка к необычной работе

Микеланджело ненавидел потолок, который пришлось разрисовывать по поручению Папы, но талант и воля молодого гения победили. Для сложной работы художник изобрел «летящие леса» и составил план того, что должно появиться на сводах капеллы:

  • в центре – эпизоды сотворения мира, грехопадения и история жизни Ноя;
  • на конструкциях, соединяющих свод со стенами, – полная родословная Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках – история чудесного спасения израильского народа;
  • на потолке – 5 языческих прорицательниц и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободное пространство заполнено 10 парами фигур обнаженных юношей с античными медальонами.

Такую грандиозную задачу художнику сложно решить технически, поэтому на помощь он позвал друзей – живописцев из Флоренции. Увидев, что старания друзей далеки от его замыслов, Микеланджело отказался от помощи. Он работает один ожесточенно, вдохновенно, закрывает дверь капеллы для всех, включая Папу, который страшно гневается за это на художника.

Первые фрески

Первые фрески принесли Микеланджело большие мучения. Работа шла медленно и тяжело. Он по нескольку раз переделывал свои произведения, но на свежих фресках выступала плесень. Когда Папа узнал об этой беде, он тайно от Микеланджело направил на помощь ему архитектора Джулиано Сангалло, и тот научил исправлять досадное недоразумение.

По мере продвижения к алтарной стене замысел автора становился определенней, а работа продвигалась быстрей и легче.

Микеланджело признавался, что и резцом, и кистью он научился работать быстро. Много времени уходило на раздумья о том, как подготовить эскизы и рисунки с натуры. Художник серьезно и скрупулезно исследовал человеческое тело и его движение. Изучению молодого обнаженного атлетического мужского (именно мужского!) тела, которое он считал венцом творения, Микеланджело посвятил свою жизнь.

Что за занавес изображен на полотне?

Этот занавес из грубой зеленой ткани, как бы обрамляющий собой представляющееся нам небесное зрелище, традиционно вызывал много вопросов. Что это за полотно и для чего оно? На этот счет высказывалось много разных догадок. Самое правдоподобное, на мой взгляд, объяснение заставляет нас вспомнить об Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, раздралась надвое, сверху донизу (Мф 27:51), и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, раздравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.

Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

использованная литература

Цитаты
Библиография

Деймлинг, Барбара (2000), , Кельн: , ISBN 3-8228-5992-3

  • Эрлз, Ирэн (1987), Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 0-313-24658-0
  • Экелунд, Роберт Б .; Эбер, Роберт Ф .; Толлисон, Роберт Д. (2006), Рынок христианства , Кембридж: MIT Press , ISBN 0-262-05082-X
  • Херси, Джордж (1993), , Чикаго: University of Chicago Press , ISBN 0-226-32782-5
  • Микеланджело (1999), Бык, Джордж (редактор), Микеланджело, Жизнь, Письма и Поэзия , Оксфорд, Оксфордшир: Oxford University Press , ISBN 0-19-283770-2
  • Пьетранджели, Карло, изд. (1986), Сикстинская капелла , Нью-Йорк: Книги Гармонии, ISBN 0-517-56274-X
  • Стингер, Чарльз (1998), Возрождение в Риме , Блумингтон: Индианаполис, ISBN 0-253-21208-1
  • Талваккия, Бетт (2007), Рафаэль , Оксфорд, Оксфордшир: Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-4786-3
  • Вазари, Джорджио (1987), , Джордж Булл, Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 0-14-044500-5
  • Райт, Лоуренс (1983), перспектива в перспективе , Лондон: Рутледж и К. Пол, ISBN 0-7100-0791-4

Где находится Сикстинская капелла, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

Добраться:

  • на метро линии А до станции Ottaviano трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана около остановки; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • взятый на прокат автомобиль можно поставить на платную стоянку поблизости от музеев;
  • на такси возможно добраться до Viale Vaticano, вход в музей – напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9.00 до 18.00. Приобрести билет возможно с 9.00 до 16.00.Билеты: Взрослый билет — 30 €, льотный — 21 €, дети до 5 лет бесплатно.Особенности посещения: фото и видеосъемка воспрещаются!

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector