Сикстинская капелла в ватикане

Где находится Сикстинская капелла

Адрес: 00120 Città del Vaticano

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса

Свою капеллу Папа Римский хотел видеть великой, настоящим чудом света. Для украшения и росписи сооружения в Ватикан пригласили флорентийского архитектора Микеланджело.

Сомнения Микеланджело

Узнав, что от него ожидает понтифик, 33-летний Микеланджело с
возмущением отказался: он, скульптор, не имел опыта работы в технике фрески. Под давлением властей Флоренции архитектор соглашается, уверенный в том, что работа принесет ему страдание и позор.

Получив в свое распоряжение свод Сикстинской капеллы и полную свободу изобразить на нем все, что пожелает, Микеланджело решил написать образы 12 апостолов, на что согласился и Папа.

Потолок Сикстинской капеллы с изображением лазурного неба с золотыми звездами, как символ небесного свода, баснословно дорогой, но с трещинами по центру, по мнению Папы, нуждался в ремонте. Прежнее изображение убрали, и Микеланджело приступил к работе.

Подготовка к необычной работе

Микеланджело ненавидел потолок, который пришлось разрисовывать по поручению Папы, но талант и воля молодого гения победили. Для сложной работы художник изобрел «летящие леса» и составил план того, что должно появиться на сводах капеллы:

  • в центре – эпизоды сотворения мира, грехопадения и история жизни Ноя;
  • на конструкциях, соединяющих свод со стенами, – полная родословная Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках – история чудесного спасения израильского народа;
  • на потолке – 5 языческих прорицательниц и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободное пространство заполнено 10 парами фигур обнаженных юношей с античными медальонами.

Такую грандиозную задачу художнику сложно решить технически, поэтому на помощь он позвал друзей – живописцев из Флоренции. Увидев, что старания друзей далеки от его замыслов, Микеланджело отказался от помощи. Он работает один ожесточенно, вдохновенно, закрывает дверь капеллы для всех, включая Папу, который страшно гневается за это на художника.

Первые фрески

Первые фрески принесли Микеланджело большие мучения. Работа шла медленно и тяжело. Он по нескольку раз переделывал свои произведения, но на свежих фресках выступала плесень. Когда Папа узнал об этой беде, он тайно от Микеланджело направил на помощь ему архитектора Джулиано Сангалло, и тот научил исправлять досадное недоразумение.

По мере продвижения к алтарной стене замысел автора становился определенней, а работа продвигалась быстрей и легче.

Микеланджело признавался, что и резцом, и кистью он научился работать быстро. Много времени уходило на раздумья о том, как подготовить эскизы и рисунки с натуры. Художник серьезно и скрупулезно исследовал человеческое тело и его движение. Изучению молодого обнаженного атлетического мужского (именно мужского!) тела, которое он считал венцом творения, Микеланджело посвятил свою жизнь.

Практическая информация

Часы работы Музеев Ватикана: с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00 и каждое последнее воскресенье месяца с 9.00 до 14.00.

Адрес: Viale Vaticano, станция метро Ottaviano или Cipro.

Стоимость билета в Музеи Ватикана составляет 16 евро. Студенты в возрасте до 25 лет (включительно), предъявив документы, подтверждающие их статус, могут приобрести льготный билет, который стоит 8 евро. Вход для детей от 6 до 18 лет бесплатный.

Обратите внимание, чтобы купить билет на месте вам придется отстоять действительно огромную очередь в кассы, среднее время прохождения которой не менее 2-х часов!. Многие туристы думают, что их специально пугают очередями, чтобы они переплачивали за билеты онлайн

Но поверьте, когда вы увидите этот хвост — ни капли не пожалеете, что верхом оплатили несколько евро в счет комиссии.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Достопримечательности Рима, на которые стоит покупать билеты заранее

Билеты в музеи Ватикана онлайн можно заказать здесь, при этом необходимо будет уплатить 4 евро за онлайн-бронирование каждого билета. Мы советуем вам воспользоваться этой возможностью, чтобы не тратить время на стояние в очередях на 30-градусной жаре.

Также рекомендуем брать вот такие билеты с русским аудиогидом, чтобы узнать много интересной информации, а не просто ходить по залам.

Еще одна возможность попасть в музеи Ватикана без очереди — приобрести туристические карты OMNIA Vatican & Rome Card или Rome City Pass. Обе карты включают в себя бесплатное посещение музеев Ватикана с быстрым входом.

OMNIA Vatican & Rome Card действительна 72 часа и стоит 113 евро. Помимо бесплатного посещения музеев Ватикана, OMNIA Vatican & Rome Card включает в себя бесплатный осмотр двух римских достопримечательностей на выбор, бесплатный проезд на туристическом автобусе в течение трех дней, скидки на посещение интересных мест и музеев Рима. OMNIA Vatican & Rome Card также дает право пройти без очереди в Собор Святого Петра и Колизей.

Примерно по такому же принципу работает и Rome City Pass. Эта карта даст вам возможность бесплатно осмотреть достопримечательности Рима и Ватикана без очереди, в качестве бонуса вы получите тур на экскурсионном автобусе и бесплатный проезд на общественном транспорте

Rome City Pass можно приобрести на два дня (89,9 евро), три дня (99,9 евро) и шесть дней (159,9 евро).
Обратите внимание, что Rome City Pass отличается от Roma Pass: Roma Pass действует только на территории Рима, но не Ватикана

Кстати, возможно вам повезет попасть в Музеи Ватикана бесплатно: все государственные музеи Рима бесплатны для посещения в последнее воскресенье каждого месяца и 27 сентября в честь Всемирного дня туризма. Подробнее читайте здесь.

Фрески и украшения, фото росписей

Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!

Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?

Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.

После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.

Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).

К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.

Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.

До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.

Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.

Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.

Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.

История

Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.

Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.

Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)

Сикстинская капелла в 2017 году

Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .

Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .

Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .

Папский конклав

Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.

Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.

Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.

Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


«Афинская школа» Рафаэля. (wikipedia.org)

Учеников у Рафаэля было немало, правда самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Фрески Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла в Ватикану украшена от пола до потолка великолепными фресками, которые повeствуют о жизни Моисея и Xриста. Они были написаны в 1481—1483 гoдаx xyдoжниками Боттичелли, Пинтуриккьо,  Дoмeнико Гирландайо и Козимо Росселли. Haд библeйскими сцeнами pacпoлoжeно 24 портpета римскиx пап рaннeго пeриода xpиcтианства, погибшиx мучeничeской смeртью.

Жизнь Моисeя изoбpaжeна нa южной и вocточной стeнаx, жизнь Иисуса Xриста — нa вocточной и сeвepной. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.

Цикл фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле

«Жизнь Моисeя», нaчинaя c южной стeны, соcтoит из слeдующиx фрeсок: «Путeшecтвиe Моисeя в Eгипeт» А1 (Пeруджино), «Сцeны из жизни Моисeя» А2 (Боттичeлли), «Пeрexод чeрeз Красноe морe» А3 (Россeлли), «Получeниe Моисeeм скрижалeй» А4 (Россeлли), «Наказаниe Корeя, Дафана и Авирона» А5 (Боттичелли), «Завeщаниe Моисея» А6 (Лука Синьорелли), «Спор y тeла Моисeя» А7 (вocточная стeна, Маттeо да Лeччe).

Цикл фресок «Жизнь Иисуса Христа»

Цикл «Жизнь Иисуса Xриста» соcтoит из «Воскрeсeния Xриста» А8 (вocточная стeна, Ариго Паллудано), «Тайной вeчeри» А9 (Россeлли), «Вручeния ключeй Пeтру» А10 (Пeруджино), «Нагорной проповeди» А11 (Россeлли), «Призвания пepвыx апостолов» А12 (Гирландайо), «Искушeния Иисуса» А13 (Боттичeлли) и «Крeщeния Иисуса» А14 (Пeруджино).

Описание[ | ]

Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод:

Деталь «Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

использованная литература

Цитаты
Библиография

Деймлинг, Барбара (2000), , Кельн: , ISBN 3-8228-5992-3

  • Эрлз, Ирэн (1987), Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь , Вестпорт: Greenwood Press, ISBN 0-313-24658-0
  • Экелунд, Роберт Б .; Эбер, Роберт Ф .; Толлисон, Роберт Д. (2006), Рынок христианства , Кембридж: MIT Press , ISBN 0-262-05082-X
  • Херси, Джордж (1993), , Чикаго: University of Chicago Press , ISBN 0-226-32782-5
  • Микеланджело (1999), Бык, Джордж (редактор), Микеланджело, Жизнь, Письма и Поэзия , Оксфорд, Оксфордшир: Oxford University Press , ISBN 0-19-283770-2
  • Пьетранджели, Карло, изд. (1986), Сикстинская капелла , Нью-Йорк: Книги Гармонии, ISBN 0-517-56274-X
  • Стингер, Чарльз (1998), Возрождение в Риме , Блумингтон: Индианаполис, ISBN 0-253-21208-1
  • Талваккия, Бетт (2007), Рафаэль , Оксфорд, Оксфордшир: Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-4786-3
  • Вазари, Джорджио (1987), , Джордж Булл, Нью-Йорк: Penguin Books, ISBN 0-14-044500-5
  • Райт, Лоуренс (1983), перспектива в перспективе , Лондон: Рутледж и К. Пол, ISBN 0-7100-0791-4

Роспись стен капеллы

Для росписи стен Сикст IV заключил договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Боттчинелли, Гирландайо, Роселли. Знаменитые художники, ограниченные рамками договора с Папой, работали, как одна команда. Изумительные фрески, украсившие капеллу, успели сдать в срок. На двух противоположных стенах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, с историями из жизни Моисея и Иисуса Христа.

Северная сторона капеллы включает цикл фресок из жизни Спасителя:

  • крещение Христа;
  • искушение Христа и очищение прокаженного;
  • призвание первых апостолов;
  • Нагорная проповедь;
  • вручение ключей апостолу Петру;
  • тайная вечеря.

Дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить жажду, броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если он отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет Дьявола, и тогда тот предстает в истинном обличье.

На переднем плане фресок – юноша, исцеленный от проказы, пришел к верховному жрецу Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В руках его – жертвенная чаша, женщины подносят жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец – символ Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь в искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.

Южная сторона – история пророка Моисея, представленная шестью фресками:

  • путешествие Моисея в Египет;
  • призвание и испытание Моисея;
  • переход через Красное море;
  • получение Моисеем Скрижалей Завета;
  • наказание восставших;
  • смерть и завещание Моисея.

Пророк убивает египетских надсмотрщиков, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит глас Божий, приказывающий вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, приведя народ в Землю Обетованную.

Портреты первых понтификов выполнены теми же мастерами – с каждой стороны по 12 портретов и 4 – на стене над входом.

Образы «Сотворения Адама»

Именно этот библейский эпизод Ветхого Завета иллюстрируется в гениальной работе мастера. События, описанные одним предложением, открываются нам ярчайшей историей, написанной кистью Микеланджело.

Саму композицию творения можно условно разделить на две части. В верхней правой части фрески находится сам Бог. Это седовласый старец, в котором, несмотря на почтенный возраст, чувствуется невероятная физическая сила.

На мой взгляд, его внешность и одежды созданы в античной манере, что была близка Микеланджело. Создаётся впечатление, будто Бог только что вышел из далёких времён Древней Греции, чтобы вступить в новую эпоху.

Здание Сикстинской капеллы Ватикан, Рим, Италия / Stefano Petroni / holidaygid.ru

Рядом с Творцом – сонм ангелов, которые создают “воздушность” изображения. Красные драпировки рядом с Богом усиливают впечатление силы и власти.Не возникает сомнений в могуществе изображённого человека, даже если не знать, чей образ воплощён мастером.

Левая нижняя часть фрески – изображение Адама. Это прекрасный юноша, что протягивает к Господу свою руку. В положении пальцев, самом этом простом жесте чувствуется элемент неуверенности, слабости. Силы Адама ещё не разбужены, он пока не чувствует и не осознаёт своих возможностей.

Но мы понимаем, что вскоре он ощутит энергию, “искру”, заложенную в нём. Руки Бога и Адама почти касаются и, без сомнения, в миг соприкосновения произойдёт завершения акта творения.

В положении пальцев, кисти руки чувствуется элемент неуверенности, слабости, но могучая рука творца словно вливает жизненную энергию в Адама, протягивающего к Господу свою руку

Архитектура

Состав

Внешний вид Сикстинской капеллы

Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, точные размеры которого трудно определить, поскольку доступные размеры относятся к внутреннему: 40,9 метра (134 фута) в длину и 13,4 метра (44 фута) в ширину.

Его внешний вид не украшен архитектурными или декоративными деталями, как это принято во многих итальянских церквях средневековья и эпохи Возрождения . У него нет внешнего фасада или внешних дверных проемов для процессии, так как вход всегда происходил из внутренних комнат Апостольского дворца (Папского дворца), а внешний вид можно увидеть только из близлежащих окон и фонарей во дворце. Проседание и растрескивание кладки, которые, должно быть, также повлияли на Каппелла Маджоре, потребовали строительства очень больших контрфорсов, чтобы укрепить внешние стены. Нарастание других построек еще больше изменило внешний вид часовни.

Здание разделено на три этажа, нижний из которых — очень высокий цокольный этаж с несколькими утилитарными окнами и дверным проемом, выходящим во двор. Внутри подвал имеет мощные сводчатые потолки, чтобы поддерживать часовню. Выше находится главное пространство — Сикстинская капелла, сводчатый потолок которой достигает 20,7 метра (68 футов). В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и два с обеих сторон, некоторые из которых были заблокированы. Над сводом находится третий этаж с каютами для стражи. На этом уровне был сооружен выступающий открытый проход , который окружал здание, опираясь на аркаду, выходящую из стен. Трап был покрыт крышей, так как это был постоянный источник воды, просачивающейся в свод часовни.

Интерьер Сикстинской капеллы

Общие пропорции часовни используют длину как единицу измерения. Он был разделен на три, чтобы получить ширину, и на два, чтобы получить высоту. При сохранении пропорции было шесть окон с каждой стороны и по два с каждой стороны. Определенные пропорции были характерной чертой архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Рима.

Реконструкция внешнего вида часовни Западной стены в 1480-х годах до росписи потолка.

Рисунок Пинтуриккьо с изображением утерянного Успения Перуджино в Сикстинской капелле.

Гобелены Рафаэля в Сикстинской капелле

Потолок часовни представляет собой сплюснутый цилиндрический свод, выходящий из ряда, опоясывающего стены на уровне подпружиненных оконных арок. Этот цилиндрический свод поперечно прорезан меньшими сводами над каждым окном, которые делят цилиндрический свод на самом нижнем уровне на серию больших подвесов, поднимающихся из неглубоких пилястр между каждым окном. По проекту Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия баррельский свод изначально был окрашен в ярко-синий цвет и усеян золотыми звездами . Тротуар выполнен в opus alexandrinum , декоративном стиле с использованием мрамора и цветного камня в узоре, который отражает более раннюю пропорцию разделения интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, которую Папа использовал в важных случаях, таких как Пальма. Воскресенье .

Экран или transenna в мраморе Мино да Фьезоле , Андреа Брегно и Дукнович делит часовню на две части. Первоначально они обеспечивали равное пространство для членов Папской капеллы в святилище возле алтаря и паломников и горожан за его пределами. Однако с ростом числа тех, кто посещает Папу, ширму передвинули, уменьшив площадь для верных мирян. Transenna увенчана рядом декоративных подсвечников, когда — то позолота, и имеет деревянную дверь, где когда — то было богато двери из позолоченных кованого железа. В скульпторы transenna также предоставил Cantoria или выступающие хоры.

Фрески

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни.


Фото: BriYYZ / Wikimedia Commons

В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт. За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап.

Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.


Фото: Fabio Poggi / Wikimedia Commons

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма.

Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим.


Фото: Slices of Light / flickr.com

Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину.

С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…». По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение.


Фото: Trimlack / pixabay.com

На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector