Церкви в москве
Содержание:
- Архитектурные особенности храмовых построек
- Собор Успения Божией Матери, 1479 год
- Колокольня Ивана Великого
- Определение слова «Храм» по БСЭ:
- Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение
- Собор Успения Божией Матери, 1479 год
- Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
- Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
- Казанский собор
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
- Православный храм: история формирования
- Никольская церковь в селе Каменское, 1300-е годы
- Успенский собор
- Современное состояние
- История
- Собор Василия Блаженного
- Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)
- В словаре Даля
- Части храма
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Храм Василия Блаженного
- Древний предшественник нынешнего собора
- Устройство православного храма
- Православный храм: алтарная часть
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.
Внешнее устройство православного храма
По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).
Формы храма
В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:
- крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
- прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
- круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
- восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.
Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.
Купол храма
Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:
- одна – означает единство Господа;
- три – являются знаком Святой Троицы;
- пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
- семь – по числу главных церковных Таинств;
- тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.
Разновидности церковных куполов
Церковные колокола
Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:
- благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
- трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
- перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.
Крест на храме
Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:
- четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
- шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
- восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Колокольня Ивана Великого
Фото: Pixabay.com
Православные знают: богослужения непременно сопровождаются колокольным перезвоном. Колокола должны призывать к молитве, избавить от суеты и спешки. После установления советской власти колокольня утратила свое предназначение. Звон больше не раздавался.
1992-й год ознаменовался чудесным событием. Колокола вновь зазвучали. С той поры звон не прекращается. Он созывает прихожан на молитву и напоминает о необходимости духовного развития.
Первый кирпич заложили еще в 16-и веке в память о почившем Иване III. Возвели двухъярусное здание. На втором ярусе поместили колокола и соорудили звонницу. Сейчас там находится 34 колокола, некоторые из них сохранились с 16-го века.
Чтобы добиться совершенного звона для изготовления колоколов использовали особый сплав. В него входили:
- серебро;
- золото;
- медь;
- олово.
Послушать колокольные переливы съезжаются не только паломники, но и далекие от религии туристы. Звук церковных колоколов забыть невозможно.
Определение слова «Храм» по БСЭ:
Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура Х. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские Х.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение Х. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства Х. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно — в средние века в Европе) Х. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания Х., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура Х. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение Х., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания Х., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение
Самый распространенный термин – это храм.
- Храмом можно называть любую религиозную постройку любого направления. К примеру, мусульманскую мечеть, костел католиков, собор. Слово «храм» — это церковнославянское понятие, которое было образовано благодаря слову «хоромы».
- Ранее люди так называли огромные, просторные здания. От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы».
Определение церковных построек Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.
- Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций.
- Собор – это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города.
Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:
- Часовня имела колокол, звонящий через 1 час
- «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы».
Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.
- Размеры. Церковь – небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь – это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории.
- Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины. Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины – в мужской.
Отличие церкви от монастыря
- Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники.
- Проживание. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено.
- Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет ауру послабее.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
Казанский собор
Фото: Flickr.com
Собор восстанавливали 2 раза. Первую деревянную церковь, возведенную еще в 1625-м году, уничтожил пожар. После этого правитель отдал приказ выстроить каменное сооружение. Эта святыня принимала прихожан до 1936-го года. Но и ее затем уничтожили большевики, захватившие власть.
В начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение о восстановлении церкви. Проектом занялся Олег Журин. Гениальный архитектор сумел выстроить точную копию разрушенной обители.
В стенах храма хранится ценнейшая реликвия христиан – Икона Казанской Божьей Матери с рамкой для святых мощей. Сюда ежегодно устремляются миллионы паломников.
С Казанским собором связана удивительная легенда. Согласно преданию дочери стрельца Онучина приснился сон. Богородица просила девочку отыскать образ. По словам Божьей Матери, он находился под развалинами сгоревшего дома. Поутру Матрона отыскала чудотворную икону.
Собор находится на Никольской улице, неподалеку от Охотного ряда. Открыта святыня ежедневно, посетить ее может каждый желающий.
Примечателен факт того, что в России существует два храма с подобным названием. Один расположен в столице, а второй возвели в Санкт-Петербурге.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Фото: Fotokto.ru
Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.
К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.
Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.
Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
Православный храм: история формирования
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.
Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).
Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.
Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.
Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.
Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.
Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.
Никольская церковь в селе Каменское, 1300-е годы
Небольшой одноглавый храм из белого камня располагается на берегу реки Нара. Предполагается, что инициатором строительства был сам князь Московский Иван Калита.
Первые упоминания о церкви датированы 1612 годом. В дозорной книге писали, что она давно превратилась в руины, и вести службу там некому. В 1649 году ее восстановили.
Никольская церковь была свидетелем многих сражений. Она чудом уцелела. В советское время была отреставрирована. Получила статус музейного экспоната, но посетителей там не было, церковь закрыли.
Еще одна реставрация в 2000-х годах. У церкви появился притвор, ее освятили. Сейчас храм действует, каждый желающий может посетить его и помолиться.
Успенский собор
Фото: Elohov.ru
Строение 15-го века признали образцом нового архитектурного направления. Стиль отличают характерные черты. Они отсутствуют у других московских религиозных памятников.
Для архитектуры Успенского собора характерны:
- четкость линий;
- строгость экстерьера;
- богатое внутреннее убранство.
Интерьеры поражают великолепной полихромной росписью, обилием паникадил, ликами святых.
Иллюстрация Страшного Суда на западной стене оставляет яркое впечатление. Лица грешников с удивительной точностью передают страдания и муки, которые ждут каждого нераскаявшегося христианина. Картина служит напоминанием о необходимости вести праведную жизнь.
Здесь проходили венчания на государственную службу, епископов возводили в сан, оглашались указы правителей.
Храм входит в состав Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещать его лучше в составе экскурсии. Гид подробно расскажет историю обители, поведает немало любопытных преданий и легенд.
Современное состояние
Возрождённый Храм — духовное средоточие деятельности Русской Православной Церкви, он стал центром многих общественных и культурных событий, просветительской деятельности. В храме торжественно отмечаются всенародные праздники и юбилеи. В двунадесятые и великие праздники церковного календаря здесь совершает богослужения настоятель Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Зале Церковных Соборов проходят заседания Архиерейских Соборов и других церковных форумов.
Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…
Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.
Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.
Храм Христа Спасителя — сложнейшее современное сооружение, требующее неустанного труда сотен людей. Фонд Храма Христа Спасителя силами своих подразделений обеспечивает жизнедеятельность Храма — главного собора Москвы и всей России.
История
Самым первым храмом считается горница, где происходила Тайная Вечеря. На ней Христос установил Таинство Евхаристии. Потом первые христиане выбирали под храмы чистые просторные помещения. Позже, во время гонений на христиан, приходилось молиться в потаенных местах. Они располагались в подземельях и назывались катакомбами. До сих пор сохранились эти молитвенные места, например в Риме.
Потом стали строить храмы лицом на восток. В Риме между гонениями появилось около тридцати церквей. Сначала священники стояли лицом к народу и так молились, видя в каждом присутствующем образ Самого Бога. Но потом во избежание искушений они стали поворачиваться лицом на восток. Появились первые алтари, иконостасы.
Особый всплеск в строительстве храмов пришелся на времена святых Константина и Елены. Среди них – храм на Гробе Господнем. В христианские храмы превращали бывшие языческие капища или административные здания (базилики). Они были прямоугольной формы. Постепенно стали появляться пристройки под алтарь, притворы.
Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на РвуСобор Василия Блаженного
Год постройки:
Между 1555 и 1561.
Престолы:
Покрова Пресвятой Богородицы, Адриана и Наталии, Григория Армянского (Просветителя), Николая Чудотворца Великорецкого образа, Рождества Пресвятой Богородицы, Василия Московского (Блаженного), Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Входа Господня в Иерусалим, Троицы Живоначальной, Иоанна Милостивого
Богослужение:
в дни главных Престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
Адрес:
103012, г.Москва, Красная площадь
Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)
Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.
В словаре Даля
м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи… стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Кор. Телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящ. — праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящ. Храмоздание, самое дело, построенье церкви. -зданная, -здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви. -здатель, -ница, строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.
Части храма
Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.
В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),
По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Храм Василия Блаженного
Фото: Flickr.com
Это, пожалуй, самый узнаваемый храм столицы. На его разноцветные купола приезжают полюбоваться туристы со всех уголков планеты.
Первая церковь заложена в честь победы над Казанским Ханством, в середине 16-го века. Авторами проекта считают зодчих Постника и Барму. Архитекторы работали под руководством мастера из Италии.
В комплекс входит 10 церквей. Первые 9 построек возвели еще во времена Ивана Грозного. Последний храм добавлен позже, когда был захоронен Василий Блаженный. Это в его честь названа святыня.
Историки до сих пор не могут дать ответ на вопрос, почему купола у храмового комплекса цветные. Чаще всего склоняются к версии о том, что факт связан с Андреем Юродивым. Ему приснилось, что купола должны быть оформлены златою листвой, плодами и цветами.
Древний предшественник нынешнего собора
Храм Успения Пресвятой Богородицы – предшественник ныне существующего Успенского собора Кремля — был построен и освящен в 1326 году, когда на российском престоле восседал Великий князь Иван Калита. Едва ли его можно назвать самой первой церковью в Москве, поскольку к тому времени Первопрестольная уже являлась как административным, так и духовным центром государства, и православие стало основой всей жизни тогдашнего общества. Тем не менее в отечественной истории он занимает прочное место, поскольку был основан предстоятелем Русской православной церкви митрополитом Петром по случаю перенесения его престола из Владимира в Москву.
Простояв менее полувека, храм сильно пострадал в огне пожара, охватившего Кремль в 1470 году. Повреждения были столь велики, что встал вопрос о его полной перестройке. Кроме того, возведения на месте пожарища нового величественного сооружения требовал и изменившийся к тому времени политический статус Москвы, ставшей административным центром Русского государства.
Устройство православного храма
Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.
Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.
На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.