Топ-10. самые старые церкви в москве и московской области

Содержание:

Архитектура храма

Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.

Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.

Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.

Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба

Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.

Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.

История названия храма

Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.

Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.

Постройки, входящие в комплекс храма

Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.

Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.

Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Расположен в поселке Дубровицы, Московской области. Каменный храм был построен на месте деревянной церкви на средства князя Бориса Голицына в 1967 году. Глава русской православной церкви патриарх Адриан не дал согласия на его освящение, т.к. сооружение было выполнено в духе православных традиций, но с элементами католического зодчества и иконографии. На его стенах сохранились горельефы, изображающие сцены из Библии, и стихи на латинском языке. В 1704 году храм все же был освящен. На его освящении присутствовал сам Петр I с царевичем Алексеем. Во времена Октябрьской революции церковь была разорена. Богослужения возобновились лишь в 1990 году.

Храм действующий, отнесен к памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО. Есть воскресная школа. Почитаемая икона – Божией Матери «Знамение», которой уже более 150 лет.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, с. Городище, Коломна

Одна из красивейших построек конца XIV века в Подмосковье. Относится к тому же архитектурному стилю, что и Церковь Николы в Каменском. Нижний этаж построен из грубо обтесанного известняка. Верхняя часть храма перестроена в XVI веке и сложена из кирпича и гладкого камня. Внешнее и внутреннее убранство характерно для того времени, лишено вычурности и помпезности. Попадая в храм отвлекаешься от всего земного, оставаясь наедине с Богом.

Слева от входа на стене есть барельеф с изображением мифического зверя, похожего на волка или василиска. Он изображен также на гербе города Коломна.

Этот древний храм живет. В нем проходят богослужения, есть воскресная школа.

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Собор Успения Божией Матери, 1479 год

Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.

Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.

Святые источники в Подмосковье

Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:

  1. Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
  2. Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
  3. Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.

Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад

Относится к постройкам начала XV века. Был воздвигнут в честь покойного чудотворца Сергия Радонежского, чьи мощи были найдены во время строительства. Ныне они покоятся в храме в серебряной раке и являются объектом поклонения верующих. Это главным храм Троице-Сергиевой лавры, в стенах которого и поныне принимают постриг монахи.

Внутренние стены и иконостас собора были расписаны знаменитыми Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески удалось сохранить до нашего времени лишь благодаря реставрационным работам, которые в точности повторяют первоначальные росписи.

Храм часто посещали представители царской фамилии: Иван Грозный, царевна Софья, Петр Великий.

На территории лавры проводятся экскурсии, действуют Московская Духовная Семинария, исторический музей, мастерские, издательство. Это музей-заповедник. Охраняется ЮНЕСКО.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, с. Быково

Инициатором постройки был сенатор и владелец поместья в селе Быково Михаил Измайлов. Возведена в 1789 году по проекту В.И. Баженова. Некоторые историки приписывают авторство М.Ф. Козакову.

По внешнему виду напоминает старинный средневековый замок. В архитектуре удачно сочетаются готика и барокко. Декорирована богато. Достойного аналога такой церкви в русской архитектуре нет.

Первый этаж храма – действующая церковь. На верхних этажах ведутся реставрационные работы.

Внутри находится чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Также икона Николая Чудотворца, подаренная царем Николаем I.

Автобусные экскурсии

В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:

  • Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
  • Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
  • Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
  • Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
  • Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
  • Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
  • Даниловский — один из первых в московской земле;
  • Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.

Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:

  • св. Николая (в Котельниках),
  • Николы (в Подкопая),
  • Николы у Таганских ворот,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Троицы (в Серебряниках),
  • Усекновении главы Иоанна Предтечи,
  • Успения (в Гончарах),
  • Петра и Павла.

Никольская церковь (село Каменское)

Так, древнейшей каменной церковью Подмосковья считается Никольская церковь, которая находится в селе Каменском и была построена, по мнению историков, во второй половине XIV века. Правда, учёные и по сей день не могут понять, почему один из самых первых каменных храмов Московии был построен в этом дальнем селе.

Что касается самой Никольской церкви, то её архитектурный образ очень лаконичен. Он одновременно строг и изящен. Это одноглавый трехапсидный храм, полностью выложенный из белого камня, обработанного «получистой» техникой. Он построен по «пилонному типу», что в русской архитектуре встречается довольно редко.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)

Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.

Святые источники Москвы

Источники милостью Божией имеют особую благодать, некоторые из них оснащены купальнями. Верующие окунаются в святые воды и получают исцеления.

В столице расположено несколько источников:

  1. Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
  2. Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.

Православные храмы и монастыри Москвы

Современная столица России – это не самый старый город страны, но в нем сохранилось множество древних храмов. Сейчас Москва сияет куполами новых обителей, а старые после реставрации не отличаются от только что возведенных.

Храм Христа Спасителя

Молодой храм можно назвать сердцем города. Его возвели еще в XIX ст., но он был полностью разрушен большевиками. Восстановлением занялись только после перестройки. В настоящее время проводятся обзорные экскурсии по этому храму. Он находится на ул. Волхонка 15, ближайшая станция метро – «Кропоткинская».


Храм Христа Спасителя

Покровский монастырь

Обитель известная на весь мир. Здесь находятся мощи матушки Матронушки Московской. Чудесные исцеления в стенах монастыря для насельников стали привычными. Обитель находится на ул. Таганская, в районе кольцевой станции метро.


Покровский женский монастырь

Новодевичий монастырь

Больше всего в обители привлекает внимание Софьина башня. Именно здесь была заперта царевна Софья, когда было поднято восстание против ее брата – будущего императора Петра Великого

Существует суеверие, утверждающее, что загаданные желания в этой башне сбудутся. Разумеется, к православию это не имеет никакого отношения. Обитель находится на Новодевичьем проезде.

Чтобы внимательно осмотреть Новодевичье кладбище и монастырь, стоит записаться на экскурсию.

Совет автора


Новодевичий монастырь в Москве

Часовни на Введенском кладбище

Среди каменных надгробий и склепов на кладбище находится несколько часовен. Одна из них была установлена у места захоронения известного старца Зосимы. Кладбище находится по адресу: ул. Наличная, 1. Ближайшие станции метро – «Лефортово» и «Авиамоторная». Не стоит забывать, что посещения кладбища требует соблюдения определенных правил поведения.

Храм Сергия Радонежского

В храм стекается множество верующих, чтобы приложиться к чудотворному Кийскому Кресту. Предание гласит, что он является точной копией креста, на котором был распят Спаситель. Храм находится на Крапивенском переулке.

Ивановский монастырь

В храме находится чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем. По молитвам перед ней верующие получают исцеления от болезней и помощь в разрешении различных тяжелых ситуаций. Церковь стоит на Малом Ивановском переулке около станций метро «Китай-город» и «Лубянка».


Ивановский монастырь


Храм Сергия Радонежского


Часовни на Введенском кладбище

Свято-Троицкий мужской монастырь

На территории обители в стенах храма Воскресения Христова хранятся мощи вмч. целителя Пантелеимона и его икона. Великомученик Пантелеимон лечил людей во время своей земной жизни и после отшествия ко Господу помогает православным в болезнях. Обитель находится на Сокольнической пл., 6.


Свято-Троицкий мужской монастырь

Успенский собор Божией Матери

Адрес храма: ул. Манежная, 2-10 сооружение 2. Метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».


Успенский собор Божией Матери

Высоко-Петровский мужской монастырь

Обитель была основана святителем Петром, который в XIV ст. был примирителем в борьбе князей за престол. Основанный им монастырь стал сердцем страны, именно там началось рождение православной Москвы.

Обитель несложно найти на карте и на местности. Она расположена по адресу: улица Петровка, дом 28/2, около станций метро «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская».


Высоко-Петровский мужской монастырь

Никольский собор в Можайске

Расположен в г. Можайске, Московской области на территории древней Можайской крепости. Собор строился с 1802 по 1814 гг. по проекту архитектора Алексея Бакарева. Это двухэтажное здание в стиле русской готики, сочетающей в себе элементы европейской и русской архитектуры. Первый этаж храма сложен из природного камня. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находилась чудотворная резная икона святителя Николы Можайского. Образ передан Третьяковской галерее, а в соборе — точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Ныне храм действующий. Есть детский хор, ежедневная благотворительная столовая.

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово

Находится в селе Подмоклово, Московской области. Деревянная церковь построена еще в начале XVII века. По приказу князя Григория Долгорукова, владельца села, в 1714 году на месте старой началось возведение каменной церкви, которая выполнена в стиле итальянского ренессанса с элементами барокко. Сейчас это сооружение представляет собой восьмигранную ротонду с галереей и статуями 4-х евангелистов и 12-ти апостолов.

В церкви находятся древняя икона Божьей матери Владимирской, иконы итальянских мастеров живописи. Впечатляют росписи на стенах и картина «Страшного суда». Долгое время вокруг нее был скандал из-за портретного сходства одного из мучеников с М.Ю. Лермонтовым. В начале ХХ века по требованию литературных эстетов лицо мученика изменили.

Особую ценность представляет резьба по камню, выполненная резчиками из артели мастера Зимина.

В церкви проводятся богослужения, есть библиотека. Уже стало традицией проведение в конце июня на ее территории фестиваля классической музыки.

Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад

Относится к постройкам начала XV века. Был воздвигнут в честь покойного чудотворца Сергия Радонежского, чьи мощи были найдены во время строительства. Ныне они покоятся в храме в серебряной раке и являются объектом поклонения верующих. Это главным храм Троице-Сергиевой лавры, в стенах которого и поныне принимают постриг монахи.

Внутренние стены и иконостас собора были расписаны знаменитыми Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески удалось сохранить до нашего времени лишь благодаря реставрационным работам, которые в точности повторяют первоначальные росписи.

Храм часто посещали представители царской фамилии: Иван Грозный, царевна Софья, Петр Великий.

На территории лавры проводятся экскурсии, действуют Московская Духовная Семинария, исторический музей, мастерские, издательство. Это музей-заповедник. Охраняется ЮНЕСКО.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, с. Быково

Инициатором постройки был сенатор и владелец поместья в селе Быково Михаил Измайлов. Возведена в 1789 году по проекту В.И. Баженова. Некоторые историки приписывают авторство М.Ф. Козакову.

По внешнему виду напоминает старинный средневековый замок. В архитектуре удачно сочетаются готика и барокко. Декорирована богато. Достойного аналога такой церкви в русской архитектуре нет.

Первый этаж храма – действующая церковь. На верхних этажах ведутся реставрационные работы.

Внутри находится чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Также икона Николая Чудотворца, подаренная царем Николаем I.

События XVIII и XIX веков

Пожары, являющиеся настоящим бедствием всех русских городов, не щадили ни жилых домов, ни храмовых сооружений. Один из них, случившийся в Москве в 1737 году, вновь повредил стены Успенского собора и уничтожил значительную часть внутренней росписи. Взошедшая на престол тремя годами позже императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся, как известно, глубокой набожностью, повелела незамедлительно начать его реставрацию.

Что же касается пострадавших от огня фресок, то их восстановление было осуществлено уже при Екатерине II по приказу ее ближайшего сподвижника и фаворита − князя Григория Потемкина. Им же было передано в храм много драгоценной церковной утвари. Во время нашествия наполеоновских войск здание самой древней в Москве церкви не пострадало, но из него было похищено большое количество золотых и серебряных изделий, а также вынесены многие иконы, представлявшие историческую и художественную ценность.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, с. Городище, Коломна

Одна из красивейших построек конца XIV века в Подмосковье. Относится к тому же архитектурному стилю, что и Церковь Николы в Каменском. Нижний этаж построен из грубо обтесанного известняка. Верхняя часть храма перестроена в XVI веке и сложена из кирпича и гладкого камня. Внешнее и внутреннее убранство характерно для того времени, лишено вычурности и помпезности. Попадая в храм отвлекаешься от всего земного, оставаясь наедине с Богом.

Слева от входа на стене есть барельеф с изображением мифического зверя, похожего на волка или василиска. Он изображен также на гербе города Коломна.

Этот древний храм живет. В нем проходят богослужения, есть воскресная школа.

Никольский собор в Можайске

Расположен в г. Можайске, Московской области на территории древней Можайской крепости. Собор строился с 1802 по 1814 гг. по проекту архитектора Алексея Бакарева. Это двухэтажное здание в стиле русской готики, сочетающей в себе элементы европейской и русской архитектуры. Первый этаж храма сложен из природного камня. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находилась чудотворная резная икона святителя Николы Можайского. Образ передан Третьяковской галерее, а в соборе — точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Ныне храм действующий. Есть детский хор, ежедневная благотворительная столовая.

Легендарное происхождение

Еще в 1593 году картограф Джон Норден в своей заметил, что полуразрушенная церковь Сент-Панкрас выглядит старше Собора Святого Павла . К 18-му веку, похоже, местные жители считали, что Сент-Панкрас очень стар, возможно, это самая старая церковь в Англии. Современный лондонский историк Уильям Мейтленд назвал это «вульгарной традицией» и предположил, что на территории аббатства Святого Августина в Кентербери возникла путаница с древней церковью с таким же посвящением , которая, как говорили, была преобразована из языческого храма. от Августина Кентерберийского в 598.

В 1870 году местный историк Сэмюэл Палмер сообщил: «Эта старая и почтенная церковь считается первым христианским местом поклонения в графстве Мидлсекс в восьмом или девятом веке». Более поздние попытки доказать раннюю дату основания церкви включают утверждение Дж. Картера Ренделла (викарий 1912–1926 гг.) О том, что средневековая алтарная плита с пятью освящающими крестами , найденная во время строительных работ XIX века, может быть датирована до 6 века.

Говорят, что один из более ранних священников утверждал, что видел в Ватиканской библиотеке рукопись, в которой упоминается, что церковь Святого Панкраса была построена в 9 веке, а другой — видел, как аналогичный документ закладывал фундамент в 4 веке.

Информационные панели за пределами церкви сегодня заявляют, что она «стоит на одном из самых древних в Европе мест христианского поклонения, возможно, относящемся к началу 4 века» и является «местом молитв и медитаций с 314 года нашей эры». Аргументы в пользу этих утверждений, по-видимому, впервые были выдвинуты местным историком Чарльзом Ли в 1955 году, который писал:

«Римским лагерем» Ли был «Лагерь Цезаря в Панкрасе, называемый Брилл», идентифицированный антикваром Уильямом Стьюкли в 1750-х годах. Однако даже современники Стьюкли не видели никаких следов этого лагеря и считали, что Стьюкли позволил своему воображению уйти вместе с ним. Джиллиан Тиндалл предположила, что комки и неровности на полях к западу от церкви, которые Стьюкли интерпретировал как римский лагерь, на самом деле были следами первоначальной средневековой деревни Сент-Панкрас до того, как центр поселения переместился на север, в этот район. известный как Кентиш-Таун.

Использование Ли слова compitum , собственно римский храм или святилище, расположенное на перекрестке, указывает на то, что он обязан работе Монтегю Шарпа (1856–1942), магистрата Мидлсекса , бывшего председателя Совета графства Мидлсекс, историка-любителя и археолога. В книге, впервые опубликованной в 1919 году, Шарп предположил, что территория графства Мидлсекс во времена Римской империи была предметом земельного раздела, известного как центуриация , отмеченного дорогами в виде регулярной сетки, покрывающей все графство. При построении линий сетки Шарп отметил, что ряд древних приходских церквей, по-видимому, находился на перекрестках или рядом с ними, или, по крайней мере, на трассах дорог. Он пришел к выводу, что эти церкви должны, следовательно, стоять на местах языческих собраний и представлять собой преднамеренное преобразование языческих храмов в христианское использование ранними миссионерами для средних саксов в VII веке. А старая церковь Сент-Панкрас — одна из тех, что отмечены на карте Шарпа.

Вышеизложенное ясно дает понять, что нет никаких надежных доказательств ранней датировки Сент-Панкрас, и что все утверждения основаны на неподтвержденных предположениях, без археологических или документальных свидетельств, подтверждающих эти предположения.

Луксорский храм Египта

Египет славится пирамидами и сфинксами, но хватает здесь и других достопримечательностей.

Так, останки Луксорского храма с 1979 года входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а его появление датируется 1400 годом до н. э. Святыня участвовала в проводившемся ежегодно обряде обновления земли. В последней декаде августа, после того, как вода Нила становилась красного цвета, покидая свои берега, жрецы и верующие помещали изваяние божества Солнца Ра в освещенную ладью и совершали паломничество из Карнакского храма в Луксорский – это событие означало начало нового жизненного этапа.

Посреди бескрайней Нубийской пустыни, в недрах одной из скал, находится еще один величественный храм под названием Абу-Симбел. Он появился в 1244 году до н.э., а на его строительстве настоял фараон Рамзес II. Один корпус религиозной постройки достался ему, а второй – его возлюбленной. Работы по возведению храма продолжались 20 лет, а его фасад украшен четырьмя статуями высотой 20 м каждая.

Фото Луксорского храма

Успенский собор на Городке (Звенигород)

К лучшим памятникам раннемосковского зодчества рубежа XIV-XV веков учёные относят и Успенский собор на Городке, что в Звенигороде. Этот известный храм Подмосковья был построен в 1399-1401 годах по велению князя Юрия Дмитриевича (Звенигородского) и долгое время оставался единственным каменным сооружением Звенигородского кремля.

Облик этого одноглавого четырехстолпного древнего собора походит на домонгольские храмы, однако имеет особые черты так называемого «московского стиля» XV века, что придаёт ему аристократичный вид. Наибольшую же ценность представляют сохранившиеся в соборе фрески мастеров «рублевской школы». Некоторые специалисты считают, что это работы самого Рублева, а также Даниила Черного. Среди них – знаменитый Звенигородский деисус, на котором изображены: Спас, Апостол Павел и Архангел Михаил. Правда, сегодня все эти иконы находятся в Третьяковской галерее.

Успенский собор Московского Кремля[править]

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Современный статус

Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Адрес:

Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5

Проезд:

Метро «Площадь Ильича», «Римская».

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочныйиконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Cтарая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь

В село Верховлянь мы пойдем по полевой дороге.

Обычно названия сел оканчиваются на -о как Авдулово. В названии села Верховлянь
отражено его местоположение в верховьях реки Осенка. Раньше село Верховлянь
(а известно оно с 1577 г.) называлось Верховляны.

Оно лежало на пути из Москвы в Коломну и было богатым и процветающим селом.

Вокруг села Верховлянь поля с поспевающими хлебами.

15 июля. Самая середина лета.

Вокруг луга цветут.

Вот зеленое пятно клевера в окружении розовых пятен василька лугового.

Под белыми зонтиками бессмертника пламенеет буквица лекарственная.

Несмотря на свою разрушенность, старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь поражает своим величием. Ведь она построена в начале XX
на пике процветания села.

А разрушена и оскорблена старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь была сильно.

В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили мастерскую по ремонту тракторов,
позднее обрушили южную и северную стены.

Ребятам с Геокэшинга удалось записать рассказ старожила села Лидии Михайловны.

Весьма поучительная история для любителей поглумиться над святынями.

«Большевики и местные жители растащили иконы в драгоценных окладах и прочую
ритуальную утварь. Колокол сняли…
Череда
несчастий постигла одну из семей, принимавшей участие в разграблении. Отец
умер, попав под лошадь, а сын – под поезд. Затем повесился второй сын. Но
и позже не пошла на лад жизнь вдовы: дотла сгорел дом её замужней дочери» (Источник geocaching.su).

Таких историй по Руси не счесть числа.

Что больше всего потрясло в старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь, так это фрески.

Да, церковь разрушена, на земле валяются могильные плиты.

Но на стенах чудесным образом сохранились фрески неизвестного гениального
художника.

И, несмотря на все издевательства, несмотря на то, что в стены вбиты какие-то
крюки, полы заросли крапивой — старая церковь продолжает оставаться живой.
Она излучает любовь и доброту.

Люди здесь продолжают молиться.

Старая церковь пронизана солнечным светом. Миша Гар поет «Царю небесный».

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище
благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша».

Восстановить бы эту красоту.

С чувством благоговения мы пошли дальше.

Более подробно о старой церкви читай в приложении к очерку Старая
церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector