Храм артемиды в эфесе (турция)
Содержание:
- Как выглядела Артемида
- Источники
- Повторное открытие храма
- Краткое описание, история
- В середине чуда света
- Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской
- Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние
- Закат храма Артемиды и останки настоящего времени
- Основные сайты
- Краткое описание храма
- Храм Артемиды славился своим богатством
- Рождение близнецов
- Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты
- Восстановление Храма Артемиды Эфесской
- Древний город Эфес
- Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
- Гибель святилища
Как выглядела Артемида
Зачастую греки представляли Артемиду как невероятно красивую и вечно молодую девушку с прекрасной белой кожей и золотистыми волосами, практически всегда собранными в прическу «пучок» на затылке, чтобы волосы не мешали во время охоты.
Что касается фигуры, то богиня представала в образе стройной и подтянутой девушки, что, впрочем, объясняется ее постоянным участием в охоте, а также жизни на свежем воздухе в принципе.
Что касается атрибутов богини, то самыми известными ее артефактами являются серебряный лук и стрелы, которые выковал Гефест (по другим легендам – Посейдон) и который стал неотъемлемой частью образа богини. Кроме того, практически всегда Артемида изображалась вместе с животными, как хищниками, так и травоядными. Впоследствии ее лук стал ассоциироваться с полумесяцем.
Стоит еще раз отметить одеяние Артемиды – короткий хитон и пояс, удерживающий его. В таком обличии можно было часто встретить мужчин того времени, однако на это Артемида испросила разрешения у самого Зевса, так что постыдного в этом ничего не было.
Источники
- Cruickshank, Дэн (2000). . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: публикации Watson-Guptill. ISBN 978-0-8230-0289-4 .
- Ганц, Тимоти (1996). Ранний греческий миф: путеводитель по литературным и художественным источникам . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5360-9 .
- Хурвит, Джеффри М. (1985). . . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9401-7 .
- Робертсон, Мартин (1981). . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-28084-6 .
- Рель, Джон CG (1998). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-49752-7 .
Повторное открытие храма
Реконструктивный план храма Артемиды в Эфесе согласно Джону Черепашьему лесу (1877 г.)
После шести лет поисков место храма было заново открыто в 1869 году экспедицией под руководством Джона Тертл Вуда, спонсируемой Британским музеем . Эти раскопки продолжались до 1874 года. Еще несколько фрагментов скульптуры были обнаружены во время раскопок 1904–1906 годов, проводимых Дэвидом Джорджем Хогартом . Восстановленные скульптурные фрагменты перестройки 4-го века и несколько фрагментов более раннего храма, которые использовались в качестве насыпи щебня для восстановления, были собраны и выставлены в «Эфесском зале» Британского музея. Кроме того, в музее есть часть, возможно, старейшего хранилища монет в мире (600 г. до н.э.), которое было захоронено в основании архаического храма.
Сегодня место храма, которое находится недалеко от Сельчука , отмечено единственной колонной, построенной из разрозненных фрагментов, обнаруженных на этом месте.
Краткое описание, история
Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.
Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.
Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.
Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:
- рельеф колонн — Скопас;
- украшение алтарной части — Пракситель;
- росписи и фрески — Апеллес.
Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.
Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.
В середине чуда света
Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.
Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.
Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.
Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.
Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.
Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.
Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.
В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.
Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.
Это интересно: 903,Эфесский храм: кратко
Окончательное разрушение храма и нынешнее состояние
В течение шести веков храм стоял нетронутым, и даже появление христианских миссионеров не помешало проводить там праздники. Но всё изменилось в 268 году н. э. Именно тогда здание пострадало в результате нападения готов. В текстах готских историков содержится рассказ о том, что вожди готов Респа, Ведук и Туруар захватили корабль и прибыли в Азию. Там они грабили большие города. Этой участи не избежал и Эфес, а сам храм Артемиды Эфесской готы подожгли и разграбили.
После этого в истории древнего храма достаточно много белых пятен. Судя по некоторым источникам, его всё же восстановили заново, т.к. можно найти упоминания о проведении обрядов и в более позднее время.
Примерно во времена заката Римской империи храм Артемиды Эфесской был окончательно закрыт в результате преследований язычества, однако точная дата неизвестна.
В качестве даты закрытия храма называют начало или середину V века, иногда указывается более точный год – 407 г. до н.э. Неизвестно, сколько времени с момента закрытия прошло до полного разрушения. Но культ Артемиды за это время был предан почти полному забвению. Имя богини стёрли со всех надписей, которые встречались по городу. Культ оказался под запретом.
Украшения храма разобрали и вывезли из Эфеса, их использовали при строительстве других сооружений. Например, колонны святилища перевезли в Константинополь (современный Стамбул), где они нашли своё место в Соборе Святой Софии. В самом городе установили скульптуры и другие элементы храма.
Руины храма были найдены в 1869 г. при проведении раскопок, которые финансировал Британский музей.
Эти раскопки продолжились в 1904-1906 гг., во время которых были найдены другие фрагменты. Многие из найденных сокровищ и скульптур перевезли в сам Британский музей, где была организована «Эфесская комната».
До настоящего момента от древнего храма сохранилась только одна-единственная колонна. Таким образом, храм Артемиды Эфесской пополнил список чудес света, навсегда стёртых с лица земли.
Закат храма Артемиды и останки настоящего времени
В 263 году н.э. великая постройка была разграблена и разрушена племенами готов, однако окончательное разрушен был храм в 400 году н.э., когда культ Артемиды сошёл на нет.
Стало активно распространяться христианство, и все языческие храмы стали подвергаться варварским нападкам.
Практически все жители Эфеса в эту эпоху стали христианами, а храм разгромила группа религиозных людей во главе с Иоанном Златоустом. На руинах была воздвигнута церковь, но она простояла недолго.
Останки храма Артемиды были заново открыты в 1869 году английским археологом Вудом после нескольких месяцев поисков и раскопок.
А вот фундамент постройки был откопан только в 20 веке. Причём под основой второго храма был обнаружен фундамент первоначального храма, сожжённым Геростратом, что заставило вновь вспомнить о прославившемся преступнике.
Годом позднее были найдены обломки фриза и мелкие детали.
Всё это теперь храниться в музеях Стамбула и Лондона.
В наше время от великого чуда света осталась одна-единственная колонная 14-ти метров в высоту — это меньше оригинала на 4 метра.
Посмотреть на руины грандиозной постройки прошлого можно, посетив Эфес.
После рекомендуется посетить музей Эфеса в Сельчуке, где можно увидеть редкостные артефакты, относящиеся к чуду света.
Храм Артемиды — это великое творение, и важно знать, что он действительно существовал, ведь это свидетельствует о несгибаемом стремлении человеку к созиданию, прекрасному и возвышенному
Основные сайты
Ворота Августа в Эфесе были построены в честь императора Августа и его семьи.
Эфес — один из крупнейших римских археологических памятников в восточном Средиземноморье. Видимые руины все еще дают некоторое представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней жизни. Театр доминирует над видом на Харбор-стрит, которая ведет к заиленной гавани.
Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира , когда-то был размером 418 на 239 футов с более чем 100 мраморными колоннами высотой 56 футов каждая. Храм принес городу титул «Слуга Богини». Плиний сообщает нам, что на создание этого великолепного сооружения ушло 120 лет, но сейчас оно представлено только одной неприметной колонной, обнаруженной во время археологических раскопок Британским музеем в 1870-х годах. Некоторые фрагменты фриза (которых недостаточно для определения формы оригинала) и другие небольшие находки были вывезены — некоторые в Лондон, а некоторые — в Археологические музеи Стамбула .
Библиотека Цельса, вид сбоку
Библиотека Цельса, фасад которой был тщательно реконструирован по оригинальным частям, изначально была построена c. 125 в память Тиберия Юлия Цельса Полемаана , древнего грека, который был правителем Римской Азии (105–107 гг.) В Римской империи . Цельс заплатил за строительство библиотеки из своего личного состояния и похоронен в саркофаге под ним. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Акилой и когда-то хранила около 12000 свитков. Спроектированное с преувеличенным входом — чтобы увеличить его размер, предполагают многие историки — здание выходит на восток, чтобы читальные залы могли наилучшим образом использовать утренний свет.
Интерьер библиотеки составлял примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов) и, возможно, содержал до 12000 свитков. К 400 году нашей эры библиотека перестала использоваться после повреждения в 262 году нашей эры. Фасад был реконструирован в период с 1970 по 1978 год с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были отправлены в музеи.
Театр, рассчитанный на 25 000 зрителей , считается самым большим в древнем мире. Этот театр под открытым небом первоначально использовался для драматических постановок, но в более поздние римские времена на его сцене также проводились гладиаторские бои; Первые археологические свидетельства кладбища гладиаторов были найдены в мае 2007 года.
Было две агоры : коммерческая и государственная.
Акведук близ Эфеса — Майер Луиджи — 1810 г.
В Эфесе также было несколько крупных банных комплексов , построенных в разное время, когда город находился под властью римлян.
В городе была одна из самых передовых систем акведуков в древнем мире, по крайней мере, с шестью акведуками разного размера, снабжающими различные районы города. Они питали несколько водяных мельниц, одна из которых была определена как лесопилка для мрамора .
Odeon был маленьким навесом театр построен Публия Vedius Антонин и его жена около 150 AD. Это был небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 ступеньки. Верхнюю часть театра украшали колонны из красного гранита в коринфском стиле. Входы располагались по обе стороны сцены, и до них можно было пройти всего несколько ступенек.
Могила Иоанна Апостола в базилике Святого Иоанна .
В Храме Адриана датируется 2 — го века , но прошел ремонт в 4 — м века и были reerected из уцелевших архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних частях — отливки, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса . На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном. Храм был изображен на реверсе банкноты 20 миллионов турецких лир 2001–2005 годов и банкноты 20 новых лир 2005–2009 годов.
Храм Sebastoi (иногда называемый Храм Домициана ), посвященный Флавиев династии , был один из самых больших храмов в городе. Он возведен по псевдодиптеральному плану с колоннами 8 × 13. Храм и его статуя — одни из немногих останков, связанных с Домицианом .
Гробница / Фонтан Поллиона была возведена в 97 г. н.э. в честь К. Секстилиуса Поллиона, построившего акведук Марны Офилиусом Прокулом. Имеет вогнутый фасад.
Часть этого места, базилика Святого Иоанна , была построена в VI веке при императоре Юстиниане I на месте предполагаемой гробницы апостола. Сейчас он окружен Сельчуком.
Краткое описание храма
Артемисион охватывал огромное пространство
прямоугольник 110 на 55 метров. Окружали храм 127 восемнадцатиметровых колонн, стоявших в 9 рядов. Вход предваряли широкие ступени. Портик украшали красивые барельефы, а центральную часть храма опоясывали два ряда колонн с резными капителями.
После реконструкции храм стал местом собраний лучших умов того времени: ораторов, историков, жрецов и адвокатов.
Хранилище храма
Артемисион можно назвать величайшей сокровищницей и музеем античных мастеров. Ведь лучшие из них украсили его своими работами. Афинский скульптор Пракситель создал барельефы, мастер Скопас украсил колонны резьбой, художник Апеллес написал фрески и росписи.
Знатные гости из других государств приносили в дар храму красивые статуи, вазы и другие предметы искусства.
Но сокровищницей Артемисион являлся не только поэтому. Он был прообразом современных банков. И частные лица, и государства оставляли в храме на хранение свои деньги и драгоценности.
Одним из таких частных лиц был знаменитый полководец Ксенофонт. Перед отправлением в поход он оставил в храме свои деньги. До его возвращения жрецы могли распоряжаться ими по своему усмотрению, в случае же его гибели, деньги навсегда переходили Артемисиону. Но он вернулся с победой и в благодарность построил в Греции уменьшенную копию храма Артемиды.
Даже в более поздний период, когда Эфес стал римской провинцией, римляне чтили храм и называли его «сокровищницей Азии». Правда при них храм был не в честь богини Артемиды, а в честь римской богини охоты, Дианы.
Многие цари и государства оставляли в Артемисионе свои деньги, ведь несмотря на все войны, храм никто не рискнул разорить, а значит деньги в нём оставались в безопасности.
Справка! Во все времена храм Артемиды был защитой для всех, кто в нём укрывался, обеспечивая неприкосновенность даже преступникам и беглым рабам. Но для получения неприкосновенности человек должен был прийти в храм без оружия.
Второе разрушение
Артемисион был известен на весь мир. И в конце концов, эта известность сыграла с ним дурную шутку, сюда пришли племена готов. Римская империя на тот момент уже доживала последние дни, ни о какой защите границ не могло быть и речи. Готы напали на Эфес и разграбили храм.
Затем в Малой Азии распространилось христианство. Артемисион христианами воспринимался как языческое святилище, они относились к нему с пренебрежением. Византийские власти разрешали горожанам разрушать храм, забирая из него мраморные глыбы для строительства своих домов. Из обломков святилища была построена и византийская часовня, которая стоит и по сей день. Затем, когда в Стамбуле воздвигали Софийский Собор, из храма Артемиды взяли восемь колонн для его украшения.
Остатки бывшего великолепия поглотило болото, то самое, которое должно было защитить храм от землетрясений.
Сейчас на месте храма стоит одинокая отреставрированная ионическая колонна. Правда она на 4 метра меньше, чем в древности.
Храм Артемиды славился своим богатством
Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.
На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.
Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.
Рождение близнецов
Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.
Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы – Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.
Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.
Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты
Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.
Артемида
В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.
Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.
Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.
Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.
В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.
К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.
31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.
Восстановление Храма Артемиды Эфесской
Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.
Древний город Эфес
Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.
Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.
Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».
Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.
Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.
Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.
Гибель святилища
Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.
На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.
Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.