Одно из чудес света древнего мира

Культ и влияние

В архаическом теметоне под более поздними храмами явно находилась некоторая форма « Великой Богини », но о ее культе ничего не известно. Литературные источники, описывающие его как « амазонский », относятся к более поздним мифам-основателям греческих эмигрантов, которые развили культ и храм Артемиды Эфесской . Богатство и великолепие храма и города были восприняты как свидетельство могущества Артемиды Эфесии и стали основой ее местного и международного престижа: несмотря на последовательные травмы разрушения Храма, каждое восстановление — дар и честь богине — приносило дальнейшее процветание. . Большое количество людей приехало в Эфес в марте и начале мая, чтобы принять участие в главном шествии Артемиды.

Святыни, храмы и фестивали Артемиды ( Artemisia ) можно было найти по всему греческому миру, но Эфесская Артемида была уникальной. Ефесяне считали ее своей и негодовали на любые иностранные притязания на ее защиту. После того, как Персия изгнала и заменила своего лидийского повелителя Креза , ефесяне преуменьшили его вклад в восстановление храма. В целом персы справедливо поступили с Эфесом, но перенесли некоторые религиозные артефакты из храма Артемиды в Сарды и вовлекли персидских священников в ее эфесский культ; это не было прощено. Когда Александр завоевал персов, его предложение профинансировать вторую перестройку храма было вежливо, но решительно отклонено. Эфесианская Артемида придала дипломатии своего города мощное религиозное преимущество.

Под властью эллинов, а затем и под властью Рима, фестиваль полыни в Эфесе все больше продвигался как ключевой элемент в кругообороте панэллинских фестивалей

Это было частью определенно греческой политической и культурной самобытности, важной для экономической жизни региона и прекрасной возможностью для молодых, не состоящих в браке греков обоих полов искать партнеров по браку. Игры, конкурсы и театрализованные представления проводились во имя богини, и Плиний описывает ее процессию как великолепную толпу; он был изображен на одной из лучших картин Апеллеса , на которой был изображен образ богини, проносящейся по улицам в окружении девушек

В эпоху Римской Империи император Коммод дал свое имя фестивальным играм и, возможно, спонсировал их.

Трудные времена Артимесона

В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и роскошь святилища взволновали местного юношу Герострата. Его сверстники, сильные и ловкие, крепкие и мужественные, участвовали в соревнованиях и битвах, и душой Герострата завладела зависть и скорбь. Он – ни умный, ни ловкий, страстно желал славы и решил, что в этом ему поможет Артемида.

Герострат поджег храм. Огонь мгновенно охватил потолок, изготовленный из дорогого ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник с гордостью заявил, что хочет оставить в истории память о себе как о величайшем разрушителе.

Суд приговорил его к смертной казни, а разгневанные жители Эфеса постановили навсегда вычеркнуть Герострата из списков и никогда о нем не вспоминать. Древнегреческий историк Феополт, нарушив запрет, оставил в записях имя Герострата как величайшего глупца, который уничтожил одно из чудес света.

Возрождение после пожара

Храм, подожженный летом 356 года, полностью выгорел изнутри, остались закопченные колонны и свод. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В III веке до н.э.храм возродился, стал более величественным и пышным. Руководил работой Александр Дейнократ, который повысил храм ещё на один уровень.

Теперь гранитные колонны храма возвышались на 22 метра. В центре зала – статуя Артемиды в пышном драгоценном убранстве. Испорченные плиты облицовки заменили другими. Внутренние помещения украсили статуями и драгоценными вазами, которые преподносили посетители.

Благодарные жители города в знак признательности заказали Апеллесу портрет полководца Алесандра Македонского, который разместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил Македонского в образе Зевса с мечом-молнией в руках. При взгляде на картину складывается впечатление, будто остриё меча выходит за рамки картины, а глаза Зевса следят за перемещением посетителей.

Упадок и разорение

Слава о красоте и сокровищах Артемисона облетела античный мир, и в 263 году до н.э. сюда нагрянули орды готских племен, которые захватили Эфес и разорили святилище.

После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушался. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище пришло в упадок.

Для украшения церковных постаментов разобрали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать , и их отправили на постройку Софийского храма. Горожане брали в развалинах Артимесона мраморные плиты для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.

В 1426 году Эфес захватили турки, которые обнаружили на месте храма развалины. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь на окраине провинциального турецкого городка – болото, поглотившее остатки храма.

Храм Артемиды — одно из семи чудес света

Строительство храма Артемиды

Новый храм был построен во время грандиозного расцвета Эфеса, между 550 и 460 годами до нашей эры. Этот храм значительно превосходил своими великолепием и величественностью все другие постройки того времени. И он был самым большим сооружением, возведённым из мрамора, на тот момент.

На заметку! Существует легенда, что мрамор для постройки храма был найден с помощью двух баранов. Они подрались, и один ударил рогами по скале, в результате чего открылся мраморный скол.

Строительство осуществлял знаменитый архитектор Херсифрон из Кносса. Он решил строить храм на болоте на окраине города. Такой необычный выбор объяснялся тем, что Эфес был местом частых землетрясений. А болото должно было смягчить подземные толчки и не дать храму разрушиться. Для закладки фундамента был вырыт котлован, который заполнили древесным углём и хлопком, для большей устойчивости сооружения.

Храм Артемиды или Артемисион строился в течение 120 лет. Естественно, за это время Херсифрон умер, и ему на смену пришёл сначала его сын, Метаген, а затем прославленные архитекторы, Деметрий и Пеонит. Каждый из них внёс в план свои изменения. Например, Метаген придумал, как сделать так, чтобы у храма были идеальные геометрические пропорции. На колонны он водрузил мешки с песком, а уже на них положил крышу. От тяжести крыши мешки лопались, песок высыпался, и крыша плавно вставала в пазы колонн.

Свой вклад в строительство внесли все малоазиатские государства. В итоге, храм получился настолько великолепным, что вызывал восхищение у всех, кто его видел.

Первое разрушение храма

Впервые непоправимый урон храму был нанесён юношей по имени Герострат. Он был глуп и труслив, завидовал своим друзьям, которые ходили в военные походы и зарабатывали себе славу в сражениях. Герострат тоже хотел прославиться на века и не нашёл ничего лучше, чем сжечь храм в 365 году до нашей эры. Огонь быстро охватил деревянные перекрытия и элементы внутреннего убранства и вскоре от величественного строения осталась лишь груда камней.

Впервые к стенам Эфеса царь подошёл в самый разгар строительства нового храма. Эфесцы встретили его дружелюбно, и Александр внёс большое пожертвование на храм. Но при этом он попросил, чтобы его деяния были перечислены в храме на мраморной стеле. Допустить этого эфесцы не могли, ведь Александр даже не говорил по-гречески, а значит был для них варваром. Но обижать великого царя им тоже не хотелось. И вот какой выход они нашли.

Жрецы Эфеса провозгласили Александра богом. А потом отказали царю со словами, что нельзя одному богу строить храм другому. Однако царя всё-таки почтили. В Артемисионе повесили картину, на ней Александр был изображён в виде Зевса с мечом-молнией в руке. Картина была выполнена так искусно, что в любой точке храма казалось, что царь следит за тобой. А ещё создавалась иллюзия, что остриё меча торчит из картины.

Строительством нового храма руководил архитектор Хейрократ. Для восстановления культового сооружения он пользовался проектом предыдущих зодчих, но при этом внёс в него свои изменения, сделал храм выше.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Храм Артемиды и христиане

Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте  была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Храм Артемиды славился своим богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Восстановление храма


Статуя Артемиды

Согласно мифологии, именно в ночь поджога царица Македонии Олимпиада родила сына, которому суждено было стать властителем всего античного мира. Счастливый отец нарек его Александром. Предсказанию суждено было сбыться. Спустя 23 года, когда Александр Македонский подошел к воротам древнего города Эфес, где полным ходом шли работы по восстановлению храма. К тому времени император уже получил всемирную славу воинственного завоевателя.

Горожане-эфесцы радушно встретили полководца. За это он щедро наградил новых союзников. Он внес большие пожертвования на восстановление храма. При этом он пожелал, чтобы в Артемисионе была возведена мраморная стена, на которой были бы запечатлены его великие деяния. Однако при всем уважении к персоне императора, для эфесцев он оставался варваром, то есть человеком, родным языком которого является не греческий. Чтобы не разгневать Александра прямым отказом, эллинцы пошли на хитрость. Они провозгласили полководца «равным Богу», а потом разъяснили, что он не может возводить святилища в честь других святых. Царь посчитал такое правило разумным. Строительство Артемисиона завершилось без участия Македонского.

Работами руководил Хейрократ. За основу он взял проекты своих предшественников, но сделал здание более высоким.

  • Святилище занимало невероятную площадь – 55 на 110 метров.
  • Римский ученый Плиний Старший свидетельствовал, что главный корпус окружают 127 мраморных колонн. В высоту они достигали 18 метров. Если провести параллель, то это высота шестиэтажного дома.
  • В святилище, построенном из белоснежных мраморных плит, на 15 метров возвышалась статуя богини. Она была создана из драгоценных пород древесины, слоновой кости и золота.

Долгое время ученые не могли воссоздать ее внешний облик. Но в 50 годах прошлого века была обнаружена удивительная находка – небольшая золотая монета с изображением статуи, а затем нашли и уменьшенную копию.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

Это интересно: 858,Храм Артемиды

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом. Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, — это одна уцелевшая колонна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector