Тынский храм или храм девы марии перед тыном

Эпопея с крышей собора

Основные заслуги в возведении приписывают Матье Аррасскому и Петру Парлержу, известнейшим архитекторам своего времени. Аррасский спроектировал и собор Св. Вита, однако после его смерти достраивать тот храм пригласили Парлержа, который заодно уж занялся и Тынским храмом.

К началу XV столетия храму Девы Марии не хватало только башен, крыши да фронтона. Но потом строительство сильно замедлилось – из-за гуситских войн было немного не до того, хотя одну башню все же построить удалось. Но наибольшие проблемы возникли с крышей.

Ее взялись строить уже после окончания всех волнений, однако, как оказалось, еще не все было кончено. Вскоре после того, как к собору подвезли бревна для крыши, был пойман Ян Рогач – последний лидер радикальных гуситов. Вместе с ним попали в плен 52 его соратника. Всех привезли на Староместскую площадь, чтобы казнить, а для сооружения виселицы взяли те самые бревна, предназначавшиеся для крыши. Как видно, строительство собора на было приоритетным.

Подходящий случай построить-таки крышу подвернулся только спустя два десятилетия. Король Ладислав Постум собирался жениться на французской принцессе Магдалене, и для свадьбы собирались возвести деревянные трибуны. Но Ладислав умер, не дождавшись бракосочетания, и материал для трибун пустили на кровлю Тынского храма. Нет худа без добра.

История создания кафедрального собора

В 1063 году пизанцы захватили Палермо и основательно пограбили арабский город и его мечети. А венецианцы в том же году приступили к возведению новой базилики Сан-Марко. Амбициозные пизанцы решили превзойти венецианцев и награбленные в Палермо богатства  пустили на строительство роскошного кафедрального собора, к возведению которого приступили уже через год, в 1064 году.

Проект собора подготовил архитектор Бускето и 36 лет руководил строительством.  В соборе он и был похоронен – его гробница находится сразу при входе, у левой двери. Его дело продолжил архитектор Райнальдо, который спроектировал фасад. Украшением фасада занимались скульпторы Гильельмо и Бидуино.

В 1118 году еще неоконченный собор был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы (Санта-Мария Ассунта).

В 1595 году в соборе случился страшный пожар. В результате восстановления и дальнейших реконструкций интерьер собора был сильно изменен.

Что посмотреть в Тынском соборе

Собор примечателен как снаружи, так и внутри. Кажется, в нем слились два стиля. Во внешнем облике прослеживается строгость средневековой готики, а внутри пространство наполнено изысканными тонами раннего барокко.

Все туристы без исключения фотографируют Тынский храм. Однако, вместить его целиком в один кадр оказывается невозможным. Советуем подняться на смотровую площадку здания напротив, и вам откроется потрясающий вид на всю Староместскую площадь, а Тынский собор предстанет перед вами во всей красе.

Храм представляет собой кладезь артефактов. Здесь можно увидеть древнюю оловянную купель 1414 года, 14 полотен авторства Ф. Чермака, статуя Мадонны с младенцем, 19 изысканных алтарей, готические лавочки, высеченную из камня готическую кафедру XV века.

Зайдя в храм, обратите внимание на орган. Именно орган храма Девы Марии перед Тыном считается старейшим в городе

Инструмент был изготовлен в 1673 году мастером Мундтом.

В храме можно увидеть плиты, которые напоминают о том, что он является местом захоронения людей, в свое время оказавших влияние на жизнь города. Их в соборе насчитывается 60. Среди них захоронен знаменитый астроном Тихо Браге и епископ Луциано. Под одной из плит находится могила мальчика Шимона Абелеса, еврея, который вначале втайне посещал богослужения, а затем принял христианство. Его отец, узнав об этом, велел убить его, подвергнув мукам, что и было исполнено. Когда впоследствии могила мальчика была вскрыта, оказалось, что его тело идеально сохранилось, и было принято решение захоронить его в Тынском соборе как мученика.

Обязательно стоит остановиться у главного алтаря и внимательно рассмотреть картины кисти К.Шкреты. Уникальным признан и каменный балдахин — произведение искусства М. Рейсека, выполненное в 1493 году.

Наконец, в наши дни есть шанс увидеть фреску в стиле готики, изображающую святого Иеронима со львом. Дело в том, что эта фреска XIV века была скрыта, и найти ее удалось только во время реставрационных работ в 2000 году.

Сегодня храм Девы Марии перед Тыном открыт для посещения туристов, и обязательно должен быть включен в программу путешествия. Кроме этого, храм участвует в религиозной жизни, и в нем регулярно проводятся мессы. Любители классической музыки также могут посетить органный концерт.

Архитектурные особенности Тынского храма

Двести лет строительства не могли не повлиять на архитектурный стиль Тынского храма. Как часто бывает в таких случаях, он представляет собой смешение направлений — здесь это готика и барокко. Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть о том, что проектировал храм автор собора Святого Вита — Матьё Арасский.

С архитектурной точки зрения здание храма имеет сразу несколько уникальных особенностей. Прежде всего, это огромные размеры внутреннего помещения (длина составляет 52 м, а ширина — 28 м) и две башни высотой 70 м с нарушенной симметрией. Вопреки распространенному мнению о том, что имела место ошибка проектировщиков, причина здесь — в Священном Писании. Высокая башня носит имя Адама, более низкая — Евы, что символизировало положение мужчин и женщин в семье и обществе.

История Тынского храма

Свое название Тынский храм получил от места расположения в Тынском дворе – огражденного места, где в 13 веке жили иностранные торговцы. Но тогда это еще не был величественный храм, который туристы смотрят сейчас. Здесь стоял небольшой Костел Девы Марии, о нем впервые упоминается в документах от 1135 года.

К 13 веку костел стал приходской церковью, а на рубеже 13 и 14 веков уже требовалось серьезное расширение здания. Облик старого костела неизвестен, а новый имел три нефа, гробницу и колокол.

Впечатляющий всех храм начинает строиться в 1360 году. Фламандский зодчий Матье Арасский разработал проект церкви, которая стала еще одним шедевром архитектора наряду с собором Святого Вита в Пражском Граде. За 20 лет возводятся хора и боковые корабли. К началу 15 века был построен западный фасад.

В период гуситских войн и позже строительство было приостановлено. Впрочем, это коснулось почти всех строек в стране, это было сложное время в истории Чехии. Гуситы, захватив церковь, проводили в ней свои богослужения. Именно в это время в храме ставится статуя короля гуситов Иржи из Подебрад. В руках он держал золотую чашу.

После казни предводителей гуситов статую убрали, на ее месте появился образ Девы Марии. Из золотой чаши короля выплавили нимб над головой Богородицы.

Только в 1457 году в церкви была достроена крыша. В 1463 году заканчивается сооружение западного фронтона, через три года завершается возведение северной башни. Южная башня создается с 1506 по 1511 годы.

В 1679 году храм переживает пожар, причиной которого стала молния. Готические башни заменяют барочными высотой 80 метров. Они стали разными по ширине и высоте, получив негласное наименование в честь первых людей: Адама и Евы.

Храм Девы Марии и его длинная история

Строить легендарный собор начали еще в 14 веке. Окончание строительства пришлось на 1511 год. В 15 веке Старый Город в Праге не знал храма величественнее, чем этот. Поэтому его провозгласили главным гуситским костелом Праги.

Позднее собор стал собственностью иезуитской общины. После таких реформ из храма изъяли золотую чашу. Все это время храм продолжали строить и реконструировать. Считается, что к его современному облику причастны два архитектора: Матье Арасский и Петр Парлер.

Внутреннее убранство Тынского храма оформлено в стиле барокко. Готика прослеживается на оконных фасадах, а также в изломах арок. Храмовый алтарь тоже сделан в барочном стиле. Его автором был художник Карел Шкрет.

Название храма происходит от слова «тын», что прямо указывает на ограждение от чего-либо. Возможно, здесь имеется ввиду ограждение верующих от нечистот внешнего мира, или чисто физическое ограждение территории. В средние века было принято огораживать, как города в целом, так и церковные приходы в частности. У церквей часто торговали купцы, так как эти места считались безопасными.

Советы туристам, отправляющимся в храм Девы Марии

— Посещение храма может быть затруднено или вообще отложено из-за строительных работ или торжественных богослужений. Будьте к этому морально готовы.

— Рассказы гида об истории церкви возможны только за стенами храма. В самом здании запрещено нарушать тишину, есть, пить, трогать руками предметы и убранство церкви. За такое могут даже арестовать полицейские. Читайте подробности в нашей статье “Что нельзя делать туристам в Чехии”.

— На сайте церкви сказано и о запрете фотографировать внутри здания, но туристы делают снимки, и даже со вспышкой. Мы не рекомендуем использовать вспышку.

— С животными входить в храм нельзя.

— Посещение группы туристов возможно только по заблаговременной договоренности с руководством храма, но количество туристов в группе не должно превышать 20 человек.

— Паломники могут зайти в церковь в любое время в течение дня. Они могут помолиться, отдохнуть здесь, принять участие в приходских богослужениях.

— Если путешествуете сами, то приходите в церковь после обеда: с утра вполне вероятны богослужения или церковные обряды (крещения, венчания).

— Хотя в Чехии большинство церквей сродни музеям, и вход в них не включает соблюдения ограничений в выборе одежды, но все-таки нужно проявлять уважение к культуре и религие страны, в которой пребываешь с визитом. Думаем, нетрудно будет прикрыть плечи женщинам, одеть брюки мужчинам. Об оптимальном наборе одежды для путешествия мы говорили в статье “Что брать с собой в Чехию”.

— На площади возле храма увидите лотки с сувенирами. Какой турист не купит на память недорогую безделушку, напоминающую о посещении достопримечательности? О чешских сувенирах и подарках читайте в нашей статье “Что привезти из Чехии”.

Удачных прогулок по историческому центру Праги, и читайте наши интересные для туристов статьи о Чехии (ссылки ниже).

Храм Девы Марии Победоносной

Рекомендовать место

Паломничество католиков со всего мира в Храм Девы Марии Победоносной происходит уже не одно столетие.

Их сюда влечет умилительная статуэтка из воска Иисуса-младенца – Пражского Езулатка, которую в 1628 году подарила костелу княжна Поликсена из Лобковиц. Эту статуэтку во всем мире знают как «Bambinо di Praga». Фигурка находится в стеклянной шкатулке на роскошно оформленном алтаре из мрамора. Гардероб маленького Иисуса внушительный – в нем более чем 150 ценных вышитых вручную облачений разных фасонов и цветов. Самым ценным считается облачение вышитое австрийской императрицей Марией Терезией.

Координаты: 50.08559200,14.40382700

История Тынского храма

История храма Девы Марии перед Тыном складывалась долгие столетия. Откуда исходит ее начало, подсказывает само название: храм перед тыном… Это сейчас невозможно понять, о каком тыне идет речь, если величественный собор стоит в окружении других сооружений:

Фасад собора укрыт двумя зданиями. Левее с семейством фигурных башенок располагается Тынская школа, а правее – особняк «У Белого единорога».

В основании Тынского собора находятся фундаменты небольшой романской церкви, которую построили в XI веке в важном по тем временам месте. Там, где в настоящее время раскинулась Староместская площадь, в прошлые столетия был рынок

А неподалеку от рынка обосновали постоялый двор для иноземных купцов, чтобы те имели возможность остановиться, прибыв в Чехию с товаром.

Обнесли постоялый двор изгородью – тыном. А перед тыном построили церковь Девы Марии. Сейчас бывший постоялый двор находится за Тынским храмом и известен как дворик Унгельт. Дворик и его история весьма занятны. В блоге уже есть о нем .

Когда в XIII веке при Отакаре II началась стремительная застройка города, наряду с обновлением старейшего монастыря Анежки и костела Святого Якуба, действующих в этой же части Праги, развернулось строительство нового костела Девы Марии перед Тыном. Но еще большие перемены ожидали храм век спустя при Карле IV, когда Тынский храм стал почти таким:

Разительно маленькими кажутся все строения на фоне Тынского храма.

Основная часть костела, шириной 28 м и длиной 52 м, была возведена в годы правления Карла IV, но о тех изящных готических башнях еще не было и речи. Руководил строительством выдающийся архитектор карловских времен Петр Парлерж.

Прекрасное готическое окно с орнаментом, украшающее фасад Тынского костела – это заслуга Парлержа. Кстати, лучший вид храма открывается взору, если подняться на башню Староместской ратуши. И только с высоты ратушной галереи можно увидеть готическое окно, высота которого достигает 28 метров:

Находясь на площади, можно осмотреть только верхнюю часть сооружения. Да, башни впечатляют! Но чтобы увидеть собор по-настоящему, все же нужно подняться на смотровую площадку ратуши.

Изящный верх Тынского собора достраивался постепенно. Строительство завершилось возведением южной башни в 1511 году. Интересно, что башни собора Девы Марии названы так же, как и башни костела Святого Иржи на Пражском Граде – Адам и Ева. И точно так же, одна из башен шире другой. Определите, где широкий Адам, а где Ева:

Ко всем различиям, южная башня еще и выше на 1 метр. По которой из башен определяют высоту храма 80 м, неизвестно…

Претерпевала изменения и центральная верхняя часть фасада. Последние столетия в центре сверкает золотом скульптура Девы Марии с младенцем. Эта деталь появилась на фасаде в 1626 году, а перед этим на храме помещалась позолоченная чаша, установленная гуситами.

Архитектурным достоянием храма также является его северный портал. Увидеть портал можно, если пройти вдоль северной стороны храма в направлении Тынского дворика:

Портал создал Петр Парлерж в 1390 г. На тимпане воссозданы сцены страданий Иисуса Христа:

Желающие посетить храм обращают внимание на этот парадный вход и на то, что он практически всегда закрыт. И делают выводы, что в Тынский храм нельзя войти

Неудивительны подобные выводы, так как доступ в собор возможен через укрытую из поля зрения галерею Тынской школы, что совершенно неожиданно для посетителей.

Что обязательно посмотреть внутри храма

Храм Девы Марии перед Тыном привлекает массу туристов не только своим сказочно красивым и величественным экстерьером, но и таит внутри себя немало тайн, символов, а также произведений искусства.

Как только вы попадаете внутрь, то сразу понимаете, что попали в совершенно другой мир, в котором величественные вытянутые вверх окна лишь подчеркивают ощущение необычности происходящего. Внимательно осмотрите буквально каждый метр Тынского храма: вы найдете немало интересного!

Здесь есть настоящие жемчужины теологического и светского искусства — например, пасторская кафедра, вырезанная из камня в середине 1400-х годов; купель, выполненная из олова в 1414 г. и украшенная изображениями 12 апостолов — одна из старейших во всей Праге; статуя Мадонны со Спасителем, датируемая 1420 годом.

Любители живописи смогут познакомиться с монументальными полотнами, которые размещены на стенах и главном из 19 алтарей — и, разумеется, не обойдите своим вниманием необычный монумент в виде каменного балдахина (изготовлен в конце XV века). Дополнит картину знаменитый старый храмовый орган, отреставрированный в 2000 г

в Германии, который стоит того, чтобы увидеть его своими глазами.

История

Тынский храм не всегда был величественным и виднеющимся на десятки километров вокруг. Впервые упомянутый в документах, датированных 1135 годом, он тогда являл собой небольшой Костел Девы Марии. Вокруг него жили торговцы, благодаря чему сперва это место так и назвали.

Гравюра с изображением внешнего вида церкви в 19-м веке

Сначала изменился статус костела: он стал приходской церковью. А затем пришел черед и внешнего облика. Костел расширили, облагородили и прозвали храмом Девы Марии перед Тыном. Он имел три нефа, колокол и гробницу.

Почтовая открытка с фотографией Тынского храма, начало 20-го века

Строительство длилось очень долго. Само по себе возведение сильно растягивалось по времени, а в период развернувшихся гуситских войн работы и вовсе прекратились. К тому моменту успели выполнить хора, боковые корабли и западный фасад. Именно во время этих битв гуситы заняли церковь и дополнили ее убранство статуей с золотой чашей.

Чаша и барочный рельеф Мадонны и младенца Иисуса на готическом фронтоне церкви

Статую убрали после казни предводителей гуситов и заменили на образ Девы Марии. А золотую чашу переплавили в нимб для Богородицы. Следующие события были таковы:

  • 1457 год — достроена крыша;
  • 1463 год — заканчивается возведение западного фронтона;
  • 1466 год — завершается строительство северной башни;
  • 1506-1511 года — сооружается Южная башня;
  • 1679 год — переживает пожар из-за молнии;
  • 1819 год — еще один пожар;
  • 1835 год — полное восстановление здания;
  • 1876-1895 года — на реконструкции;
  • 1908 год — восстановлен северный портал;
  • 1973-1995 года — ремонт внутренней и внешней отделки.

Восстановительные работы продолжаются до сих пор.

Вид на Староместскую площадь, храм Богоматери перед Тыном и квартал Йозефов

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты

Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Как посетить Тынский собор

Если мы уже стоим на Староместской площади, то посещение Тынского храма, до которого рукой подать, чрезвычайно заманчиво. Поясню, куда нужно идти, и проиллюстрирую с помощью фото:

За моей спиной располагаются Тынская школа и храм. Здание школы обладает галереей, и не одной. Посетителям нужно войти в угловую арку и пройти далее по галерее, проложенной в направлении храма:

Тынская школа, по сути, являлась мастерской архитекторов и скульпторов. Известный архитектор Матей Рейсек руководил школой. Ему принадлежит идея позднеготического навеса, ведущего ко входу в Тынский храм. Преодолев несколько метров, вы окажетесь перед внутренним скромно оформленным порталом:

Посещение храма не требует обязательной оплаты (она возможна в виде пожертвования, но не является обязательной), фотографирование запрещено.

В соборе покоится известный астроном Тихо Браге, работавший при дворе Рудольфа II. Имя ученого известно всем, кто хотя бы краешком интересовался астрономией.

Друзья, теперь вы знаете не только, где находится собор Девы Марии перед Тыном, но и в курсе, как отыскать вход. Тынский собор является действующим, вы не всегда можете застать его открытым. Но я уверена, при желании посетить собор удастся. Только по понедельникам посещение Тынского храма невозможно. В другие дни недели собор открыт с 10 до 13 часов и еще с 15.00 до 17.00. Исключением является воскресенье, когда собор открыт только в первой половине дня.

На оригинальные башни собора Девы Марии перед Тыном вы будете обращать внимание, где бы вы не находились в Праге – очень уж они запоминающиеся. Вот в таком ансамбле с куполом другого сакрального сооружения увидите Тынскую готику из Вртбовского сада:

Без запинки вычислите в панораме Праги Тынский храм, находясь и в южных садах Пражского Града, и с высоты Петршинской вышки. Вряд ли вы теперь будете спрашивать, где находятся такие важные достопримечательности как Тынский собор или Староместская площадь, так как знаете главный ориентир исторической правобережной Праги.

Друзья, я знаю, что многие из вас бывали в Праге и наяву любовались Тынским храмом. Удалось ли посетить? Что больше всего впечатлило? Надеюсь, что вы дополните мой рассказ интересными сведениями.

Ваш euro-проводник Татьяна

Эмаузский монастырь

Эмаузы – один из тех культовых объектов, которые появились в Новом  городе первыми. Другое название комплекса — монастырь на Словенах. Монастырь был заложен Карлом IV в 1347 году и предназначался монахам-бенедиктинцам восточного обряда. Богослужения в монастыре велись на церковнославянском языке, несмотря на принадлежность католической церкви.

Главенствует в этом комплексе костел Девы Марии, который имеет уникальное завершение, отличающее этот храм от всех других соборов, и не только в Праге. Верхняя часть фасада представлена двумя изогнутыми стелами:

Откуда взялось такое оригинальное решение? С 1712 года монастырь и храм приобрели барочный облик. Современная ассиметричная конструкция появилась в минувшем веке в послевоенные годы, так как костел серьезно пострадал во время бомбежки. Высота стел, устремившихся в небо, 32 метра. Они выполнены из белого бетона.

Мы подошли к костелу под моросящим дождиком, поэтому увидели подмокшие стелы-пластины. А в солнечную погоду они выглядят как светлые паруса:

Монастырь Эмаузы не менее необычно и расположен. Фасад костела смотрит на Влтаву. Перед ним находится монастырская площадь, завершающаяся невысоким бетонным ограждение, за которым обрыв. Поэтому фасад костела сложно сфотографировать – при всем желании невозможно отойди дальше, чтобы захватить здание в кадр.

На фото костел выглядит довольно компактным, на самом деле, это мощное сооружение. Габариты здания вы оцените, когда будете подходить к монастырю Эмаузы со стороны улицы Вышеградской:

На улицу Вышеградская удобно свернуть в южной части Карловой площади, пройдя мимо скандально известного дома Фауста.

Где находится и как добраться

Тынский храм находится на Староместской площади, являющейся историческим районом Праги. Базилика на сегодня действующая римско-католическая церковь, поэтому необходимо уважать религиозные чувства прихожан. Время посещения храма туристами осуществляется с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00. По понедельникам собор закрыт. Желательно приходить после обеда, так как в утренние часы здесь проводятся обряды венчания, богослужения и крещения. Вход бесплатный. Туристы могут внести добровольные пожертвования на нужды базилики.

Добраться до собора Девы Марии удобно на метро. В 500 метрах от церкви расположена станция «Staromestska». Также можно туда доехать на трамваях маршрутов №2,№4, №17 и на автобусах №194 и №207. Все остановки находятся неподалёку от Староместской площади. Две готические башни Тынского храма служат прекрасным ориентиром.

Архитектура

Поразительно вертикальный трехэтажный готический церковь содержит пару готических призматических башни на Западе. На востоке церковь заканчивается короткой пресвитерия одного прямоугольного поля, многоугольного замкнутого четырьмя сторонами восьмиугольника. В боковые проходы завершаются глубокими многоугольными часовнями с пятью сторонами восьмиугольника. Боковые проходы сводчато с пятью ребристыми сводами на почти квадратном плане этажа, которые соединены одним сводом с поперечными ребрами в башне. Неф и пресвитерий затем сводятся к шести прямоугольным широким полям сжатых арок в стиле барокко с треугольными секциями. Боковые проходы сохранили оригинальный готический ребристый свод. Церковь освещена несколькими консольными готическими окнами с каменным узором, к церкви ведут четыре готические порталы. Северный портал имеет рельеф в тимпан изображающие три сцены из Страстей Христовых в многофигурных композициях. Качественная скульптурная работа — один из важнейших памятников готической скульптуры эпохи догуситский период в нашей стране. Пара башен увенчана богато украшенными консольными восьмиугольными шлемами в стиле поздней готики, которые дополняются галереей, четырьмя угловыми башнями и, что еще более ярко, посередине еще четырьмя декоративными башенками. Есть готический фронтон с барочным барельефом Мадонна, который окружен богато украшенными рядами украшений между башнями.

Архитектура

Поразительно вертикальный трехнефный готический храм в базилике содержит пару готических призматических башен на западе. На востоке церковь завершается коротким пресвитерием из одного прямоугольного поля, многоугольного замкнутого четырьмя сторонами восьмиугольника. В боковых проходах закончены с глубокими полигональными часовнями с пяти сторон восьмиугольника. Боковые проходы сводчато с пятью ребристыми сводами на почти квадратном плане этажа, которые соединены одним сводом с поперечными ребрами в башне. Неф и пресвитерий затем сводятся к шести прямоугольным широким полям сжатых арок в стиле барокко с треугольными секциями. Боковые проходы сохранили оригинальный готический ребристый свод. Церковь освещена несколькими консольными готическими окнами с каменным узором. В церковь можно попасть через четыре готических портала . Северный портал имеет рельеф в тимпане, изображающий три сцены из Страстей Христовых в многофигурных композициях. Качественная скульптурная работа — один из важнейших памятников готической скульптуры догуситского периода в нашей стране. Пара башен увенчана богато украшенными консольными восьмиугольными шлемами в стиле поздней готики, которые дополняются галереей, четырьмя угловыми башенками и, что еще более ярко, посередине еще четырьмя декоративными башенками. Между башнями находится готический фронтон с барочным рельефом Мадонны , окруженный богато украшенными рядами украшений.

Как добраться

Храм расположен по адресу: Staromestske namesti, Praha 1 (Староместская площадь, Прага 1). Удобнее всего доехать до него не подземном транспорте, выход на станции «Staromestska» («Староместская»), по зленной линии А. Выйдя из метро, до храма можно добраться пешком, преодолев всего полкилометра. Купола башен станут ориентиром для всех желающих найти костёл.

По городу до площади идут трамваи: 2,6,14,17,18, 22, 23, 41, 53, 57, 59, ночью 93, автобусы 194, 207. Из любой точки города до храма можно доехать на такси, нужно просто сказать водителю: «Староместска намести», по-чешски название звучит так: «Храм Матки Боже пред Тинэм».

Храм Девы Марии перед Тыном

Рекомендовать место

3

Строительство храма Девы Марии перед Тыном началось в XIV столетии, и с тех пор эта церковь была главной в Старом городе. Это величественное готическое сооружение и один из символов Праги.Он расположен на Староместской площади.

Строился храм Девы Марии перед Тыном долго и упорно.Сменялись правители, начинались и заканчивались войны,происходили революции.И все это время храм строился и изменялся.Таким образом, сегодня мы можем любоваться монументальным зданием,высота которого 52 метра. Ширина здания достигает 28 м, высота боковых нефов – 24 м, среднего 44 м. Высота башен составляет 70 м.

Две башни храма Девы Марии перед Тыном на первый взгляд кажутся одинаковыми, но на самом деле одна из них является более массивной. Над церковью возвышается четыре шпиля. Интерьер здания отличается особым богатством. Один из алтарей украшает картина Карла Скрета «Возвышение Девы Марии к небесам». В храме Девы Марии перед Тыном хранится картина по дереву Войтеха Хеллиха. На фронтоне размещена скульптура Пресвятой Девы с огромным нимбом. Один из сводов был разрушен ударом молнии и заменен новым, выполненным в стиле барокко. В храме погребен знаменитый датский астроном Тихо Браге.

достопримечательности Праги:

  • Базилика Святого Георгия
  • Базилика Святых Петра и Павла
  • Валленштейнский дворец
  • Вацлавская площадь
  • Вифлеемская площадь
  • Высокая синагога
  • Вышеград
  • Голодная стена
  • Градчаны
  • Дом Фауста
  • Еврейская ратуша
  • Еврейский квартал — Йозефов
  • Жижковская телевизионная башня
  • Завод Старопрамен
  • Золотая улочка
  • Карлов мост
  • Карлова площадь
  • Каролинум
  • Клаусова синагога
  • Клементинум
  • Костёл Святого Духа
  • Костел Святого Иосифа
  • Костел святого Креста
  • Костел святого Мартина в стене
  • Кршижиковы фонтаны
  • Летний дворец королевы Анны
  • Лобковицкий дворец
  • Майзелова синагога
  • Мала Страна
  • Малостранская площадь
  • Марианская площадь
  • Монастырь св. Агнессы Чешской
  • Музей Альфонса Мухи
  • Национальный Музей
  • Национальный памятник на Виткове
  • Национальный проспект
  • Национальный театр
  • Национальный технический музей
  • Новоместская ратуша
  • Новый Королевский город
  • Общественный дом
  • Остров Кампа
  • Памятник Святому Вацлаву
  • Памятник Францу Кафке
  • Памятник Яну Гусу
  • Парижская улица
  • Пассаж «Люцерна»
  • Петршин
  • Петршинская башня
  • Пинкасова синагога
  • Площадь Крестоносцев
  • Площадь Республики
  • Площадь Юнгмана
  • Пороховая башня
  • Пражская Лорета
  • Пражские куранты
  • Пражские острова
  • Пражский Град
  • Пражский зоопарк
  • Пражский музей пива
  • Пражский фуникулёр
  • Пругоницкий парк и замок
  • Рудольфинум
  • Скульптуры Давида Черны
  • Славин
  • Собор Девы Марии Торжествующей
  • Собор Карла IV и Девы Марии
  • Собор Святого Вита
  • Собор Святых Кирилла и Мефодия
  • Сословный театр
  • Старая замковая лестница
  • Старе-Место
  • Старое еврейское кладбище
  • Староместская ратуша
  • Староместсткая площадь
  • Староновая синагога
  • Старый королевский дворец
  • Страговский монастырь
  • Танцующий дом
  • Францисканский сад
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Храм Девы Марии Снежной
  • Храм Святого Франциска Ассизского
  • Храм Святой Людмилы
  • Целетна
  • Церковь Пресвятого Сердца Господня
  • Церковь Святого Игнатия Лойолы
  • Церковь Святого Николая
  • Церковь Святого Николая (Мала-Страна)
  • Церковь Святого Якуба
  • Церковь святой Екатерины
  • Чернинский дворец

История храма

Как было сказано выше, Тынский храм был заложен в XI веке, однако его полноценное строительство началось только в XIV веке. Первое упоминание о старте работ датируется 1339 годом, когда властями Чехии было принято решение заменить старую романскую ротонду, располагающуюся на Староместкой площади в центре Праги и служившую церковью для купцов, на полноценный каменный костел. Проектировка здания будущего храма была поручена архитектору Петру Парлежу, который также создал знаменитый Карлов мост, собор святого Вита и другие значимые достопримечательности Праги. Существует еще одна версия, по которой проект храма разработал фламандский архитектор Матье Аррасский. Доподлинно известно, что по его чертежам построена еще одна культовая постройка Праги — замок Карлштейн. Однако строительство Тынского храма затянулось. Из-за недостатка средств работы по возведению костела то и дело приостанавливались. Для своих посетителей он открыл свои двери только в 1551 году.

В XVI веке с приходом Реформации в Чехию Тынский храм перешел в руки протестантов и стал главным собором гуситов. В это же время костел становится главным духовным центром Праги. В это время у главной статуи здесь появляется золотая чаша, ставшая символом новой церкви, и знаменитая надпись «Правда побеждает». Но уже в 1621 году собор переходит к радикальным католикам — иезуитам, которые уничтожают эти реликвии. В 1679 году здание серьезно пострадало во время пожара, после которого фасад храма был изменен. Известно, что главный неф стал значительно ниже, а вместо двух старых башен были возведены новые, которые были оформлены в барочном стиле. Кроме того, они были гораздо выше своих предшественниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector