Дом инвалидов в париже: гробница наполеона, собор, фото

Музеи Дома инвалидов

На территории строения расположены музеи, которые рассказывают о Франции различных эпох. Например, есть сборник карт рельефов и планов, который раскрывает многие тайны построения французской столицы. Топография – это важная наука, которая позволяла в разные периоды истории оберегать спокойствие граждан и реализовывать их интересы. Около 100 макетов представлены широкой общественности в качестве экспозиции.

В музее армии собраны различные военные экспонаты разных лет. Ретро-оружие, одежда французских солдат, письма, стихи, написанные на фронте, – все это способно погрузить в самую невероятную атмосферу.

Музей армии Дома инвалидов

В музее современной истории путешественники могут открыть несколько новую для себя Францию, которая способна покорить не только своими архитектурными сооружениями древности, но и современными произведениями искусства.

Музей ордена Освобождения

Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров. На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.

Музей ордена Освобождения

За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.

Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой. С 1945 г. она имела аналогичные преимущества, как и орден Почетного легиона, а в 1967 г. Дворец Инвалидов стал местом, где открылся музей в честь кавалеров ордена, где можно увидеть список всех награжденных героев.

Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести. Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства. В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом. Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.

Краткая история захоронения

5 мая 1821 года Наполеон умер на острове Св. Елены, где он находился в изгнании с 1815 года. Он был похоронен возле родника, в тени плакучих ив, в местности, носящей название «Долина герани». Его останки пребывали там до 1840 года, когда король Луи-Филиппом принял решение о переносе праха императора. На борту корабля «Belle Poule».

французские моряки, под командованием принца де Жуанвиля, перевезли гроб с останками Наполеона во Францию. Государственная похоронная церемония была устроена в честь возвращения праха императора Наполеона, который был помещён в Дом Инвалидов 15 декабря 1840 года в ожидании строительства гробницы. В 1842 году король Луи-Филипп поручил возведение гробницы архитектору Висконти (1791-1853), который провёл в Домском соборе значительные преобразования, прорыв огромную яму для размещения гробницы. Прах Наполеона был окончательно захоронен там 2 апреля 1861 года.

Внутренний декор

Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.

Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.

Пантеон внутри (Париж)

С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.

Пантеон в Париже (внутри)

На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.

Париж (Пантеон внутри)

Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.

Что посмотреть рядом

  • Эйфелева башня – узнаваемый символ Франции. Все кто совершает путешествие в Париж, обязательно посещают эту достопримечательность. Интересно, что сооружение возводилось как временное, к Всемирной выставке. Парижанам башня не понравилась, в ее адрес было много критики. И только популярность этого сооружения у туристов, примирила горожан с новой достопримечательностью.
  • Марсово поле получило название в честь бога войны. В XVIII столетии на этом месте был военный плац. Здесь проводили массовые празднования, парады. Именно здесь запустили первый воздушный шар.
  • Мост Александра III являлся символом дружбы между двумя странами – Францией и Россией. Первый камень заложил Николай II. Одновременно в Петербурге начинают строить мост, и при закладке первого камня присутствует руководитель Французской Республики Ф. Фор. Оба моста строились синхронно.

Дом Инвалидов, построенный в XVII столетии для ветеранов, и сегодня выполняет свою основную функцию. Здесь проживают и проходят лечение военные. Одновременно, это сооружение является музеем, все экспозиции которого посвящены военной истории различных эпох.

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности,  Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения.

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения.

Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом.

Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.

Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись.

Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана.

В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий.

Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

Как добраться до Дворца Инвалидов

Государственный Дом Инвалидов, расположенный в VII округе, должен посетить каждый, кто приехал в Париж. Путь к нему знает любой таксист, и вы с комфортом и без проблем доедете к нему из любой точки города.

Предлагаем воспользоваться дешевым такси:

Другой вариант – развитая сеть городского транспорта недорого и без пробок тоже прекрасно справится с этой задачей.

Добираемся до Дворца Инвалидов на Метро:

  • Ветка 8 – станции Latour-Maubourg и Invalides.
  • Ветка 13 – Varenne и Saint François-Xavier.
  • Городская электричка RER:
  • Ветка С – остановка Invalides.

Читайте больше информации про метро Парижа

Автобусы которые довезут до Дома Инвалидов:

Остановка Invalides, маршруты №: 69 или 63, 92 или 93, 80, 87 или 83, 82, а также 28.

Скачайте подробную карту автобусных маршрутов

Собор Святого Людовика

В 1676 году Людовик XIV, которого не устроил первоначальный вид часовни, возводимой в центральной части комплекса Дома инвалидов, возложил строительство церкви на Жюля Ардуэна-Марсара. Молодому архитектору удалось угодить королю. Фасад созданной им базилики восхищает симметричными линиями и изяществом конструкции, сочетающей в себе круг и квадрат.

Его выступающая вперед центральная часть отделана монументальным фронтоном, а также дорическими и коринфскими колоннами, придающими сооружению симметрию и изящество. Купол храма виден со всех городских холмов. Возле прихода разбит небольшой парк, где разноцветные клумбы гармонируют с идеально подстриженными конусами кустарников.

Внутри собор представляет собой вписанный в квадрат греческий крест. За алтарем угадываются черты солдатской церкви, выходящей на Парадный двор. Для лучшего освещения Ардуэн-Марсар использовал систему тройного купола. Во внутренней части было вырезано отверстие, сквозь которое видна роспись среднего купола. Дневной свет поступал в помещение через третье наружное покрытие.

Центральный зал имеет четыре выхода-коридора, оканчивающихся капеллами, где спят вечным сном великие люди Франции. Здесь нашли последний приют братья Наполеона, сын императора, генералы Бертран, Дюрок, маршалы Вобан, Тюренн, Леонте, Фош и автор Марсельезы Руже де Лиль. Сердце некрополя и основная достопримечательность — спроектированная архитектором Луи Висконти крипта, в которой покоится прах Наполеона.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Примечательные вехи истории

К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня. В середине лета 1804 г. в местной церквушке проходит торжественный церемониал вручения офицерам первых орденов Почетного легиона самим Наполеоном I. Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.

Наполеон I

В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.

Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков. Музей артиллерии открылся в 1872 г., а четверть века спустя – Музей истории армии. В таком виде они просуществовали вплоть до 1905 г., дабы затем объединиться в Музей армии.

В период Второй мировой дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.

Галерея эпохи Людовика XIV — Наполеона III

Во втором полугодии 2007 года была закончена реконструкция восточного крыла музея и открыта новая галерея, что впоследствии помогло оживить историю французских вооруженных сил эпохи королей, от времени правления Людовика XIV вплоть до Наполеона III. Большая коллекция музея посвящена Наполеону, она даже включает несколько личных вещей императора, в том числе его лошадь (в виде чучела), походную палатку, а также знаменитую шляпу и плащ.

Наверху, под крышей восточного крыла, в Музее планов и макетов (часы работы и билеты те же, что и для Музея армии) экспонируются уменьшенные макеты французских портов и укрепленных городов, которым не хватает разве что миниатюрных армий. Изготовленные в свое время как трехмерные карты, эти макеты помогали разрабатывать планы обороны и расположение будущих артиллерийских позиций.

Коллекция была основана в 1668 году военным министром Людовика XIV маркизом де Лувуа и в 1927 году была признана памятником истории, практическое использование этих макетов потеряло свое значение в результате технических новшеств, появившихся во время Первой мировой войны.

Следует отметить, что в плохо освещенном, удлиненном помещении верхнего этажа, где экспонируется эта коллекция, от мрачного зеленого блеска ландшафтов на макетах слегка бросает в дрожь. В центре комплекса Дома инвалидов находится своеобразная сдвоенная церковь, построенная Жюлем Ардуэном-Мансаром в 1670-х годах. Она была задумана как место, где бы король мог молиться вместе со своими ветеранами, но по возможности отдельно.

Одна половина этого сооружения — огромный роскошный Собор Дома инвалидов (Эглиз-де-Дом) — расположена с южной стороны; эта часть была королевской церковью, предназначавшейся исключительно для нужд Людовика XIV и его семьи. Вторая, северная церковь известна как Солдатская церковь (Сен-Луи-дез-Энвалид). Она выглядит гораздо более скромно, но тоже красива. Обе церкви разделены стеклянной перегородкой.

Это архитектурное новшество позволяло верующим в обеих церквях молиться перед одним и тем же высоким алтарем без необходимости прямого контакта друг с другом. Вход в Солдатскую церковь (билеты туда не требуется) находится в главном северном дворе ансамбля. Внутри церкви светло и просторно, а стены увешаны сотнями вражеских знамен, захваченных французской армией на протяжении многовековой истории ее побед.

Когда-то эта коллекция насчитывала до трех тысяч трофеев, но в 1817 году, когда глава Дома инвалидов передал коллекцию в руки торжествующих врагов Наполеона, ей был нанесен серьезный ущерб. Каждый год 5 мая, в день смерти императора, в этой церкви по-прежнему служат по нему поминальную мессу.

Больше фотографий Музея армии и Собора Дома инвалидов здесь: Фотогалерея

Музеи Большого дворца

На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».

Музей Большого Дворца

Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.

В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.

Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.

Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.

Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.

Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.

Архитектура

Комплекс строений прекрасно просматривается с набережной Сены и моста, возведенного в честь императора всея Руси Александра III. Отсюда к Дому ведет эспланада, творцом которой стал Роберт де Кот. На площади раскинулись газоны, ряд артиллерийских трофеев и французских пушек.

Внутренний двор Дома призрения, пересекаясь с эспланадой, создает крупнейшее в городе открытое пространство, где также находятся здания посольств и Министерства иностранных дел Франции. Большой и Малый дворцы, расположенные на противоположном берегу Сены, завершают гармоничный городской ансамбль. Украшением 196-метрового парадного фасада L’hôtel des Invalides, являющего собой образец архитектуры классицизма, стал арочный портал с выгравированной фигурой Короля Солнца верхом на коне.

Весь комплекс состоит из четырехэтажных построек, образующих пятнадцать дворов, в главном из которых находится архитектурный центр — барочный собор. Его круглый купол, декорированный стилизованным изображением военных трофеев и увенчанный фонарем со шпилем, доминирует над всей системой сооружений. На реставрацию купола диаметром 27 м в 1989 году было потрачено 12 кг золота.

Сад Тюильри в наши дни

Сад не очень изменился со времен Ленотра. Классический парк вытянут вдоль зеркальных водоемов, уходящих в перспективу и расположенных на центральной оси, называемой Исторической осью Парижа.

Парижане и гости города любят приходить в сад, чтобы среди мегаполиса отдохнуть от шума и суеты, полюбоваться прекрасными деревьями и цветами.

Сад идеально подходит для прогулок с детьми, романтического свидания или фотосессии. Все лужайки, клумбы и деревья Сада Тюильри всегда идеально ухоженные. На пяти широких аллеях сада установлено множество скульптур и каменных элементов.

Julia Halianiuk

Статуи в саду Тюильри

Кроме прекрасных растений, сад Тюильри наполнен множеством скульптур. Большинство из них — мраморные и бронзовые копии изваяний, но есть и оригиналы, прибывшие в сад из Версаля и дворца Марли.

Застывшие в камне и металле образы представляют несколько эпох, начиная от средневековья и до современности, став своего рода прихожей Лувра.

В Саду Тюильри установлена копия «Поцелуя» Родена, которую он впервые представил на Всемирной выставке в Париже. Среди изваяний два шедевра французского скульптора эпохи барокко Антуана Куазевокса — конные монументы «Меркурий» и «Слава верхом на Пегасе».

Vassil

Также в саду Тюильри можно увидеть 20 скульптур Аристида Майоля, переданных французскому правительству натурщицей скульптора Диной Верни, и множество других исторических или современных скульптур, благодаря которым Сад Тюильри часто называют музеем скульптур под открытым небом. И это неудивительно, ведь здесь представлены работы, как современных скульпторов, так и мастеров прошлых веков.

В 1836 на Площади Согласия был установлен луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный правителем Египта Мехметом Али Луи-Филиппу. В свое время этот обелиск украшал центральный храм Амон-Ра в Луксоре, на берегу Нила.

Виктория Саркисова

Музей Оранжери

Музей Оранжери расположен в западной части Сада Тюильри и является его частью. Эта оранжерея планировалась для выращивания апельсинов, но в реальности здание использовалось для проведения городских выставок.

В музее можно посмотреть картины импрессионистов и постимпрессионистов, включая Ренуара, Матисса, Пикассо, Матисса, Сезанна и Модильяни

Внимание посетителей привлекают «Кувшинки» Клода Моне, работавшего над этой серией картин 10 лет

Галерея Же-де-Пом

Галерея Же-де-Пом расположена в северо-западной части сада. Галерея построена для игры с мячом на кортах, прообраза тенниса, и получила название в честь этой игры.

Триумфальная арка

Триумфальную арку построили в 1808 году по распоряжению императора Наполеона I. Этим сооружением Бонапарт планировал восславить победы, одержанные его армией.

Виктория Саркисова

История

Своим возникновением Дом инвалидов обязан Королю Солнца — Людовику XIV, решившему поднять престиж французской армии и обеспечить состарившимся и искалеченным в боях военным достойную старость. В 1671 году на левом берегу Сены, где в то время находился огромный пустырь, началось строительство богоугодного заведения, архитектором которого стал Либераль Брюан.

Первые ветераны заселились уже через три года; полностью работы завершились в 1677 году. Первоначально планировалось, что социальное учреждение примет шесть тысяч человек, но по окончании строительства выяснилось, что более четырех тысяч постояльцев здание вместить не может. К концу XVIII столетия комплекс, создававшийся как приют, превратился в миниатюрный город, в котором размещались казармы, лазарет, трапезные и место для парадов. В 1706 году в центральном дворе по приказу короля была построена базилика, прообразом которой стал римский Собор Святого Петра.

Жильцы Дома соблюдали почти военные дисциплинарные требования: в помещениях действовал запрет на курение и алкоголь, обязательным условием проживания было соблюдение поста и постоянное ношение униформы. Ветераны, объединенные в отряды, по мере сил работали в ремесленных мастерских и участвовали в караулах. За несоблюдение правил провинившихся подвергали наказаниям: от ограничений в еде до исключения.

Со временем монументальный комплекс построек стал приобретать «гражданские» черты: в 1777 году сооружение приняло часть коллекции рельефных планов, перевезенную из Лувра, а еще через 95 лет открылся Музей артиллерии. В начале XVIII века здесь побывал Петр I. Во время проживания в столице Франции русский царь получил в безраздельное пользование апартаменты на втором этаже.

Гробница Наполеона в Доме инвалидов

В полукруглой крипте собора под куполом установлен саркофаг из темно-красного гранита с останками Наполеона I. Гробницу окружают двенадцать статуй, символизирующих победы императора, выполненных скульптором Жаном Жаком Прадье. Названия мест сражений, окруженные мозаичным венком, можно прочитать на мраморном полу.

Прах Наполеона перевезен сюда в 1840 году во времена Луи Филиппа с острова Святой Елены. Если хорошо поискать, то в музейном коридоре найдёте тот самый лермонтовский «камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не смог», то есть надгробную плиту, привезенную с острова Святой Елены.

Рядом с императором покоятся останки его сына — «Орленка», единственного законнорожденного сына Наполеона I, умершего в Австрии в 1832 году в возрасте 21 года от туберкулеза.

Когда-то гробница Наполеона была местом паломничества французов, сейчас же, большая часть посетителей – это иностранные туристы.

Гробница Наполеона

В полукруглой крипте собора под куполом установлен саркофаг из тёмно-красного гранита с останками Наполеона I. Гробницу окружают двенадцать статуй, символизирующих победы императора, выполненных скульптором Жаном Жаком Прадье. Названия мест сражений, окруженные мозаичным венком, можно прочитать на мраморном полу.

Прах Наполеона перевезен сюда в 1840 году во времена Луи Филиппа с острова Святой Елены. Если хорошо поискать, то в музейном коридоре найдёте тот самый лермонтовский «камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не смог», то есть надгробную плиту, привезенную с острова Святой Елены.

Рядом с императором покоятся останки его сына — «Орлёнка», единственного законнорожденного сына Наполеона I, умершего в Австрии в 1832 году в возрасте 21 года от туберкулеза.

Когда-то гробница Наполеона была местом паломничества французов, сейчас же, большая часть посетителей — это иностранные туристы.

Париж. Дом инвалидов. Наполеон

Вряд ли можно встретить француза, который не сможет сказать хотя бы пару слов о столь великом государственном деятеле, как Наполеон. Всего за несколько десятилетий он смог сделать Францию по-настоящему великой страной, которая на равных могла противостоять многим империям того времени.

Наполеон Бонапарт всегда признавался великим полководцем, который блестяще владел искусством войны. Именно при нем Франция достигла наибольшего расцвета. Память о Наполеоне и его подвигах бережно хранится во французской истории, передается из поколения в поколение. Конечно, есть и смутные моменты, которые позволяют задуматься о безупречной репутации Наполеона, однако это лишь исторические догадки. В целом Наполеона Первого Бонапарта можно назвать национальным героем Франции.

Памятник Наполеону Бонапарту в Доме инвалидов в Париже

Жизнь императора завершилась печально. Суд постановил практически безнадежное решение: ссылка на остров Святой Елены, который располагается во много морских миль от Европы. Все знали неудержимый характер Наполеона, его веру в собственные силы, целеустремленность, любовь к отчизне и власти. Однако приговор был подписан, и монарх отправился в ссылку, как оказалось, безвозвратно.

Конец жизни Наполеона можно назвать действительно трагичным. Он больше не увидел ни семью, ни верных слуг, ни преданных генералов, ни славы, ни любви. Всего за 4 года его здоровье ухудшилось до предела. Лечащий врач сосланного императора максимально точно определил диагноз – гепатит.

5 мая 1821 года вечного завоевателя не стало. Несмотря на то, что культ Наполеона был запрещен, для французов этот день стал днем скорби. Народная любовь оказалась сильнее ссылок и запретов. Так история приобрела еще одну знаменательную, феноменальную личность, а Франция потеряла одного из лучших своих правителей.

Саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже

Первоначально похороны прошли на острове Святой Елены, в так называемой Долине герани. Сам же Наполеон просил, чтобы его непременно похоронили во Франции, на родной земле. Последняя воля императора была осуществлена спустя почти 20 лет после смерти. Специальная делегация отправилась на остров за останками. После возвращения во Францию они были помещены в специальный саркофаг, выполненный из кварцита. Столь величественное решение должно было продемонстрировать уважение к личности Наполеона Бонапарта. Саркофаг был установлен в Доме инвалидов. Для такого события здесь специально сконструировали гробницу, оформлением которой занялся знаменитый французский архитектор Жан Жак Прадье. Его решением было окружить саркофаг 12 статуями вокруг и поставить две статуи, которые держат знаменитые императорские символы: скипетр, державу и корону.

Гробница Наполеона в Доме инвалидов

Сегодня увидеть все это может каждый желающий, кроме того, в расположенном на территории здания музее можно найти более подробные сведения о перевозке останков знаменитого монарха обратно во Францию.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector