Собор парижской богоматери (нотр-дам де пари) в париже — величайший католический собор в мире

Содержание:

Ранняя история собора

История всемирно известного собора началась в эпоху Высокого Средневековья, когда Париж укрепился в статусе столицы новой европейской державы. Процветание города во многом зависело от торговли, но не меньшую славу и богатство сулило Парижу существование в качестве духовного центра страны. Вокруг местного мученика, святого Дионисия Парижского уже несколько веков развивался священный культ, ставший причиной основания аббатства Сен-Дени – главного монастыря средневековой Франции, который пользовался покровительством монархов. В первой половине 12 века в Сен-Дени была возведена новая церковь, ставшая первым сооружением в стиле готика и поразившая своим обликом епископа Мориса де Сюлли настолько, что он решил создать конкурирующее строение. Новый собор по его задумке должен был стать настоящим чудом христианского мира и посвящаться не святому, а самой Деве Марии.
Ранняя история собора

Место для строительства нового собора честолюбивый епископ выбрал также очень удачное – на укрепленном острове Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа, рядом с королевской резиденцией и епископским дворцом. Удача сопутствовала проекту Сюлли: Франция переживала в этот период экономический подъем, и щедрая финансовая поддержка со стороны короны не заставила себя долго ждать. В 1160 году епископ заключил контракт с архитектором, чье имя не сохранилось в анналах истории. Чтобы освободить место в тесном средневековом районе пришлось снести старый романский собор, посвященный святому Этьену, который в свою очередь несколько веков назад был воздвигнут на месте древнего галло-римского храма Юпитера. Первый камень в фундамент будущего собора Нотр-Дам де Пари заложили в июне 1163 года на торжественной церемонии, главными гостями которой были Людовик VII и Римский папа Александр III.

Броски

Оригинальный парижский актерский состав

  • Элен Сегара : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Патрик Фиори : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Жюли Зенатти : Флер-де-Лис

Оригинальный состав из Лас-Вегаса

  • Женьен Масс: Эсмеральда
  • Дуг Сторм: Квазимодо
  • Фрэнсис Руививар, Т. Эрик Харт: Фролло
  • Девен Мэй : Гренгуар
  • Марк В. Смит: Феб
  • Дэвид Дженнингс: Клопен
  • Джессика Грове: Флер-де-Лис

Оригинальный французский состав

  • Франция D’Amour : Эсмеральда
  • Марио Пельчат : Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Сильвен Коссетт : Гренгуар
  • Пьер Бенар-Конвей: Феб
  • Чарльз Биддл-младший: Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный канадский английский актерский состав

  • Алессандра Феррари: Эсмеральда
  • Мэтт Лоран: Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Ричард Шарест: Гренгуар
  • Иван Педно: Феб
  • Ян Карлайл: Клопен
  • Мириам Брюссо: Флер-де-Лис

Оригинальный лондонский состав

  • Тина Арена : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Стив Бальзамо : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный испанский состав

  • Тайс Чурана / Лили Дахаб: Эсмеральда
  • Альберт Мартинес: Квазимодо
  • Энрике Секеро: Фролло
  • Даниэль Англес   : Гренгуар
  • Лисардо Гуаринос : Феб
  • Пако Арроджо: Клопен
  • Эльвира Прадо   : Fleur-de-Lys

Оригинальный итальянский состав

  • Лола Понсе : Эсмеральда
  • Джо Ди Тонно : Квазимодо
  • Витторио Маттеуччи   : Фролло
  • Маттео Сетти: Гренгуар
  • Грациано Галатоне   : Фебус
  • Марко Герцони   : Клопен
  • Клаудиа д’Оттави: Флер-де-Лис

Оригинальный русский состав

  • Теона Дольникова : Эсмеральда
  • Вячеслав Петкун : Квазимодо
  • Александр Маракулин : Фролло
  • Владимир Дыбский : Гренгуар
  • Антон Макарский : Феб
  • Сергей Ли : Клопен
  • Анастасия Стоцкая  : Fleur-de-Lys

Оригинальный корейский состав

  • Бада , О Джин Ён, Мун Хе Вон   : Эсмеральда
  • Юн Хён-рёль   , Ким Беоп-рэ   : Квазимодо
  • Со Бом Сок   , Рю Чан У   : Фролло
  • Ким Тэ Хун, Пак Ын Тхэ   , Чон Дон Сок: Гренгуар
  • Ким Сон Мин, Ким Тэ Хён: Фебус
  • Ли Чон Ёль   , Мун Чжон Вон   : Клопен
  • Ким Чон Хён, Гвак Сон Ён: Флер-де-Лис

Оригинальный фламандский состав

  • Сандрин Ван Handenhoven   : Эсмеральда
  • Гюнтер Томас   : Квазимодо
  • Вим Ван Ден Дрише   : Фролло
  • Деннис тен Вергерт   : Гренгуар
  • Тим Дризен : Феб
  • Клейтон Пероти   : Клопен
  • Жориен Зееваарт: Флер-де-Лис

Оригинальный польский состав

  • Майя Гадзинская, Ева Клосович — Эсмеральда
  • Михал Гробельный   , Януш Кручинский   : Квазимодо
  • Артур Гуза, Петр Плуска: Фролло
  • Ян Трачик, Мацей Подгужак: Гренгуар
  • Пшемыслав Зубович, Мацей Подгужак, Рафал Шатан: Феб
  • Кшиштоф Войцеховский, Лукаш Zagrobelny   : Клопен
  • Кая Мианована   , Вероника Валенсиак: Флер-де-Лис

Оригинальный украинский состав

  • Ольга Жмурин — Эсмеральда
  • Зиновий Карач — Квазимодо
  • Антон Копытин — Фролло
  • Виктория Васалатий — Флер-де-Лис
  • Виктор Романченко — Клопен
  • Михаил Димов — Гренгуар
  • Аркадий Войтюк — Феб

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Интересные факты о Соборе

История о парижских волках

Голодной зимой 1450 года на парижан обрушилась напасть. Сквозь городские стены проникла стая волков. Животные зверствовали, грызли жителей и держали всех в страхе. Особый ужас внушал вожак стаи, прозванный «куцый хвост».

Жертвами стаи стали уже 40 человек. Необходимо было принимать крайние меры. Хитростью жители умудрились заманить вожака в самое сердце города, к собору Богоматери. Вся стая последовала за ним.

Здесь на тесной соборной площади, на самых ступенях собора, вооружившись палками, вилами и камнями, парижане окружили стаю. Завязалась настоящая схватка.

Когда силы горожан уже были на исходе, с балюстрады собора на морду «куцего хвоста» обрушился тяжелый камень. Потеряв вожака, стая распалась и была уничтожена. Парижане посчитали, что Богоматерь – покровительница собора, помогла им справиться с волками.

Ворота Нотр-Дам-де-Пари

История создания ворот Нотр-Дам окутана легендой. До сих пор остается неясным способ их изготовления. Литье или ковка?

Говорят, что кузнец Бискорне, которому было поручено создать ворота для самого красивого храма в Париже, боялся, что его работа не сможет тягаться в изяществе с самим собором, призвал в помощники дьявола. Невиданные по своей красоте ворота украсили порталы собора, но не открывались, пока их не окропили святой водой.

По городу пошли слухи, которые не смог развеять и сам мастер. Вскоре после изготовления шедевра он умер. По мнению горожан, дьявол забрал его душу в обмен на оказанную помощь.

Горгульи и химеры

Удивительные фигуры фантастических существ первыми приветствуют вас на галерее. Это горгульи и химеры, они появились во время реставрации Виолле-ле-Дюка. Вызвали взрыв негодования одних и восторженные комплименты других.

В средневековье горгульи использовались для отпугивания злых духов от жилищ и святилищ. На самом деле они играют роль водостоков.

Нулевой километр

На площади перед собором расположен нулевой километр Франции. Существует примета, что если постоять на нем, обязательно вернешься в Париж.

Жанна д’Арк

Справа от портала Сент-Этьен расположена статуя Жанны д’Арк. Именно здесь в 1455 году Изабелла Роме, мать Жанны, обратилась с петицией об отмене решения суда по обвинению ее дочери в ереси, принятом 24 годами ранее.

Здесь же в 1909 году Жанна д’Арк была причислена к лику святых, а 16 мая 1920 года канонизирована.

Существует версия, согласно которой Жанна не была сожжена на костре, а вернулась к королевскому двору после четырех летнего заточения. Она получила под командования войска, а затем вышла замуж.

Шпиль

С галереи хорошо виден утонченный шпиль собора. Первый был возведен в 1250 году и служил колокольней.

Как и многие элементы собора, шпиль не пережил Великую французскую революцию. Виолле-ле-Дюк воссоздал его, но легким и невесомым, теперь он не является колокольней. Шпиль венчает флюгер в виде петуха, который держит в клюве частицу тернового венка мощей Сен-Дени и святой Женевьевы.

12 бронзовых фигур апостолов расположились у основания шпиля. Существует мнение, что моделями служили реставраторы. Себя Виолее-ле-Дюк изобразил в образе Святого Томаса. Высота шпиля с флюгером 96 метров.

Колокола собора

Четыре колокола расположенные на северной башне ежедневно оповещают парижан о наступлении каждого нового часа, а также созывают на службу. Сегодняшние колокола были установлены на башню в 1854 году.

Темы

  1. Любовь – любовь, по мнению Гюго, представляет собой огромную силу. Это чувство способно пробудить в человеке нечто новое и потаённое. Влюблённый человек способен как на хорошие поступки, так и на самые отвратительные преступления, если не сможет найти душевное равновесие.
  2. Красота – внешняя красота, по мнению писателя, может быть обманчивой, только поступки обнажают истинное нутро человека. Уродливый Квазимодо оказался самым добрым и чистым персонажем романа, а внешне привлекательный Феб — ничего не стоящей пустышкой.
  3. Вера – на примере Клода Фролло Гюго хотел показать, что вера являет собой ширму, с помощью которой человек отгораживается от самого себя, боясь встретиться лицом к лицу со своими недостатками. Но в итоге человеческая природа начнёт брать своё, проявляясь в ещё более страшных формах.
  4. Быт и нравы Парижа – жизнь обитателей французской столицы полна противоречий. Народные массы у Гюго показаны максимально натуралистично и поначалу отталкивают читателя своей грубостью, необразованностью и ограниченностью, но постепенно нам открываются и светлые черты простого народа, который способен на искренне сочувствие и даже настоящий подвиг ради того, что он считает справедливым.
  5. Свобода. Граждане Парижа находятся под железной пятой господствующих элит, но все же всем своим существом тянутся к свободе. В день шутов толпа, наконец, сбрасывает маску лицемерия и обнажает истинное отношение к своим хозяевам, сметая все приличия и традиции. Ее гнев разрушителен, но требования справедливы.
  6. Национальное самосознание. Французы переживают переходный период между абсолютным рабством и первыми ростками самосознания. Они обретают готовность к сопротивлению тем, кто ими помыкал, и символом их гнева становится неприступный собор.

Книга вторая

Пьер Гренгуар отправляется на Гревскую площадь, где танцует Эсмеральда – ослепительно красивая шестнадцатилетняя цыганка. Закончив танец, девушка заставляет белоснежную козочку Джали отвечать на свои вопросы с помощью бубна. Представление красавицы прерывает затворница Роландовой башни – женщина, ненавидящая цыган. Шутовской парад останавливает архидьякон Клод Фролло. Он «свергает» Квазимодо и уводит его за собой. Пьер Гренгуар следует за Эсмеральдой. Он видит сцену похищения девушки Квазимодо и её последующее освобождение начальником королевских стрелков – Фебом де Шатопером.

Плутая по улочкам Парижа, Пьер оказывается в воровском квартале «Двор чудес». Эсмеральда спасает его от смерти, взяв в мужья на четыре года.

В каморке цыганка отказывается от любовных ласк Пьера. Гренгуар не интересен ей, как мужчина – она хотела спасти его от виселицы и не более того. Пьер рассказывает историю своей жизни в надежде на то, что Эсмеральда, полюбит его, узнав получше. Девушка не слышит поэта – она думает о Фебе.

Суть: о чём роман?

Действие романа «Собор Парижской Богоматери» разворачивается в Париже 1482 года, во время празднования средневекового «Дня шутов» и помолвки знатных королевских особ, которое читатель наблюдает глазами молодого драматурга Пьера Гренгуара. Практически сразу нам представляют всех главных героев романа: отвратительного горбуна звонаря Квазимодо, строгого архидиакона Клода Фролло, обворожительную цыганскую танцовщицу Эсмеральду и капитана королевских стрелков Феба де Шатопера.

Ночью Гренгуар становится свидетелем того, как Квазимодо с таинственным подельником пытается похитить Эсмеральду, но на помощь девушке приходит капитан Феб. После этого драматург попадает в руки нищих, но от расправы его спасает Эсмеральда, которая становится его фиктивной женой на четыре года. Таким образом Гренгуар становится не только наблюдателем, но и активным участником всех будущих событий.

Через некоторое время начинается суд над Квазимодо. Горбуна привязывают к позорному столбу над городской площади, подвергают жестким унижениям, морят жаждой, но в этот момент появляется Эсмеральда, дающая несчастному воды из фляги. Толпа смягчается, и экзекуция заканчивается.

Образуется любовный четырёхугольник. Квазимодо влюбляется в Эсмеральду, не зная, что в неё также влюблён и его воспитатель Клод Фролло, который и был тем самым таинственным подельником горбуна. Однако сама девушка влюблена в своего спасителя – Феба, и верит в то, что он — её судьба, хотя сам де Шатопер не испытывает к ней никаких глубоких чувств.

Однажды ночью танцовщица и де Шатопер тайно встречаются, но следующий за ними архидиакон в приступе ревности набрасывается на Феба и ранит его. Эсмеральду арестовывают, и под пытками та сознаётся во всех обвинениях, включая обвинения в колдовстве и призыве демонов. Ночью перед казнью девушку посещает Клод, обещая ей спасение в обмен на её любовь, но та остаётся верна своему капитану.

Во время казни, за которой равнодушно наблюдал живой и невредимый Феб, начинает действовать Квазимодо, он врывается на эшафот и уносит Эсмеральду в Собор Парижской Богоматери, где по древнему обычаю никто не имеет права тронуть её. Горбун искренне заботится об Эсмеральде и защищает её, поднимая руку даже на своего приёмного отца Фролло. Однако та испытывает к горбуну только страх и отвращение, продолжая мечтать о Фебе.

Через некоторое время спасти Эсмеральду решают нищие Парижа, они штурмуют собор, чтобы вызволить оттуда девушку и спрятать её в городе, но на их пути становится Квазимодо, который решил, что нищие хотят расправиться с его возлюбленной. Король Людовик XI приказывает подавить бунт, и под стенами собора разворачивается кровавая бойня.

Тем временем Фролло и Гренгуар под покровом ночи выводят Эсмеральду из собора. Клод в очередной раз клянётся ей в любви, но та снова отвергает его. Взбесившийся архидиакон оставляет Эсмеральду на попечение затворницы Роландовой башни и направляется за стражей, чтобы лично отдать им девушку. Затворница Пакетта всем сердцем ненавидит цыганскую танцовщицу, так как когда-то цыгане украли у неё дочь, но внезапно выясняется, что Эсмеральда — это и есть давно пропавший ребёнок Пакетты. Несчастная мать прячет дочь в своём убежище, но, к несчастью, та видит капитана Феба и криком выдаёт себя. Эсмеральду хватают, а Паккета, пытаясь её защитить, погибает.

С высоты собора Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за казнью Эсмеральды. Когда приговор приводят в исполнение, архидиакон начинает смеяться, и Квазимодо, не говоря ни слова, сталкивает его вниз, и, пока Фролло отчаянно пытается удержаться за водосточную трубу, звонарь молча смотрит на умирающую в петле Эсмеральду. С последними судорогами девушки архидиакон падает и разбивается насмерть.

Спустя несколько лет в склепе Монфокона, куда относили тела всех повешенных преступников, случайно находят скелеты Эсмеральды и обнимающего её Квазимодо. При попытке разъединить их останки горбуна рассыпаются в прах.

История

Notre-Dame de Paris расположен на острове Сите. На этом месте еще до постройки Нотр Дам была христианская церковь Святого Стефана. Интересно, что ее построили на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Всего 3 разные церкви разных эпох. Так что – место силы во всех смыслах. Представляете себе, сколько людей приходило сюда возносить молитвы с самых древних времен?

Строили его долго – с 1163 по 1345 год. В это легко поверить, как только вы его увидите. Монументальное строение со сложной архитектурой и множеством украшения. Готический собор у архитекторов знаменит еще тем, что является одним из первых c шестичастным нервюрным сводом. Сложно объяснить, так что лучше покажу: Все про французские вина — в моей прошлой статье. А еще читайте про французские блюда и деликатесы.

Дело в том, что такой стиль оформления свода церкви был очень редким в тот период переходного этапа от романского стиля.Нотр Дам признан шедевром архитектуры. Немного о габаритах:

  • Общая высота — 35 м;
  • длина — 130 м;
  • ширина — 48 м;
  • колокольни (каждая) — 69 м;
  • знаменитый колокол Эммануэль (южная башня) — 13 тонн;
  • а язык колокола весит — 500 кг.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.

Интересные факты о Нотр Дам

Несколько фактов, которые точно убедят вас посетить это место:

  • Видели горгулий на вершине? Раньше это были водосточные трубы, но сегодня решено было лишить их первоначальной функции. Теперь это просто украшение.
  • Вместо привычных изображений святых – огромные витражные окна, которые можно рассмотреть только находясь внутри. Выглядят они удивительно.
  • Сразу после завершения строительства собор стал одним из важнейших религиозных центров страны.
  • Внутри было что-то типа современного банка с ячейками. Под охрану Нотр Дам богачи приносили ценности и сокровища, которые монахи охраняли. Более надежного места не было.
  • Каждый день в 8:00 и 19:00 звонят колокола. Нотр Дам – действующий собор.
  • Главное – туристы тоже могут войти в него! А внутри удивительные и ценные реликвии.

Интересно, да?

Вы знали, что внутри хранится настоящее сокровище всех верующих? Например, несколько щепок из креста. Они попали в Нотр Дам из Рима.

А еще, если присмотреться, то вы увидите много зашифрованных символов в архитектуре и убранстве собора. Для людей из Среднего Века небо было отражение высшего мира, загадки. Ему приписывалось много магического.

Например, центральный круглый витраж из голубого стекла. Рядом с фигурой Девы Марии в окружении символов знаков зодиака. Но все не так просто! Обычно зодиакальный круг начинается со знака Тельца. А здесь – Рыбы.

Это не соответствует понятиям об астрологии на западе, зато соответствует индуистской астрологии. Рыба – символ Иисуса Христа. «Ихтус» — греческое слово «рыба».

Вам захотелось побывать в этом красивейшем соборе? Вас ждет длинная очередь перед входом, готовы? А если уже посетили Нотр Дам де Пари – напишите нам пару слов о своих впечатлениях.

С вами была я, Наталья Глухова, удачного дня!

История строительства

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка – восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Храм Парижской Богоматери в цифрах

Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.

Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.

Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.

Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.

Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.

Сюжет, композиция произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора – в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии – Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни – он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» – пристанище воров и нищих – кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце – видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа – горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector