Дом инвалидов и могила наполеона

Акт вандализма

Примечательно, что колонну всячески критиковали, как памятник милитаризму и варварству. Свое негодование выказывали известные люди, как Альфонс де Ламартин (писатель и политический деятель), Огюст Конт (философ). В 1871 году парижские коммунары попросту повалили ее на землю, отчего она, естественно, разрушилась.

В первых рядах «вандалов» был известный французский художник Гюстав Курбе. После поражения Коммуны ему пришлось оплачивать издержки за разрушенный памятник. Причем, все его имущество было распродано, а самого художника посадили в тюрьму. Но и после того, как он вышел на свободу, ему вменили в обязанность платить ежегодно 10 000 франков. Умер Курбе через несколько лет в полной нищете. А колонна была полностью восстановлена, и сегодня она украшает Вандомскую площадь.

Собор Дома инвалидов

Дом инвалидов имеет две церкви, одна из них для ветеранов, а вторая — для короля. Военный министр Людовика XIV Лувуэ дал задание архитектору Жюль Ардуэн Мансару, чтобы тот построил храм, в котором Людовик XIV мог бы молиться вместе с ветеранами, но по возможности отдельно. Архитектор создал две церкви по сторонам одного алтаря.

Церковь была возведена в ранг соборов в 1804 году.

Конечно, Солдатская церковь скромна по сравнению с Собором, но она тоже красива. В нее стоит зайти, чтобы увидеть военные трофеи, например, вражеские знамена.

Собор венчает купол диаметром 27 метров с декором из военных трофеев. На вершине — фонарь со шпилем. В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. На внутренней стороне купола удивительная по красоте фреска, выполненная художником Шарлем де ла Фосо.

Главная достопримечательность Собора — порфировый саркофаг с останками Наполеона I.

Истории противоречивые моменты

После того, как французы потерпели позорное поражение в военной франко-прусской компании 1870-1871 гг., когда Франция претерпела огромные человеческие потери, а также уступила Германии Эльзас и Лотарингию, престиж военных сильно упал, а вместе с ним и престиж Дома инвалидов. Пострадали и сами его постояльцы, так как теперь им не разрешалось носить оружие, прекратилось право их участия в смотрах и парадах.

В 1904 года было приостановлено поступление новых постояльцев. В тоже время, освободившиеся помещения учреждения стали использовать под музей. Только после I мировой войны былой статус Дворца инвалидов был в некоторой степени возвращен. Появились новые постояльцы, которых теперь содержали в исключительно благоприятных условиях: в обновленных корпусах, с расположенными вокруг садиками и скверами, под присмотром квалифицированных врачей и медперсонала.

Сегодня в его стенах проживает несколько десятков ветеранов, обслуживание которых находится в ведомстве Национального института инвалидов Франции. В огромный комплекс входит 4 музея:

  • Музей планов и рельефов (1777 г.), основанный на базе коллекций из Дворца Тюильри;
  • Музей Армии (1905 год), который был основан на базе существующих ранее Музея артиллерии (1971 г.) и Музея истории Армии (1896 г.);
  • Музей современной истории (1914 год);
  • Музей Ордена Освобождения (1940 год).

Дворец инвалидов сегодня символизирует воинскую славу, доблесть, отвагу и военные традиции Франции. Его экспонаты – это огромный вклад в военную историю Европы и Мира.

Гробница Наполеона Бонапарта

Дом инвалидов в Париже стал последним пристанищем французского императора, который скончался 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. Только спустя два десятилетия прах Наполеона Бонапарта перевезли на родину. Его решено было перезахоронить именно здесь, в соборе при этом пансионате, и 15 декабря 1840 года кортеж с останками бывшего монарха, сопровождаемый неожиданно налетевшей на город пургой, направился сюда.

Гробницу Наполеона изготовили из красного порфира. Его привезли из так и не завоеванной императором России. Пьедестал сделан из темно-зеленого графита. Саркофаг закрыт тяжелой крышкой, которую поднимают совсем редко. Когда это случается, то можно увидеть через стекло потемневшее лицо Наполеона, грозы Европы своего времени. Сам прах заключен шесть помещенных друг в друга гробов, изготовленные, соответственно, из жести, красного дерева, свинца, дуба и эбенового дерева. Рядом с Бонапартом покоится и прах его сына Наполеона II, который умер в Вене в 1832 году.

Музеи

В начале XX столетия Место призрения отставных солдат приобрело статус музейного объекта. Его коллекции включают в себя более пятисот тысяч экспонатов, связанных с важными эпохами истории Франции, а также с политической, общественной и военной жизнью государства.

Музей армии

Мировую славу этот музей, созданный в 1905 году, снискал тем, что на сегодняшний день является владельцем третьей в мире по количеству экспонатов коллекции доспехов и оружия. Экспозиции разделены на оружейную и историческую части, залы также разбиты по категориям.

Галереи Оружейного помещения представляют собой выставку рыцарского обмундирования. Многие доспехи выглядят так, словно их обладатели только вчера вернулись из боя. В вестибюле выставлены предметы вражеского арсенала, в том числе образцы российского оружия. Здесь же экспонируются знамена и флаги, самые древние из которых воспроизведены по сохранившимся картинам. Особое место отведено вооружению стран Востока: Персии, Японии, Китая и Индии.

Исторический зал вызывает восхищение интерьером — потолок задрапирован шатром, до 1900 года принадлежавшим китайской императрице. Витрины хранят личные вещи Наполеона: его мундиры, мебель, походную шкатулку, чучела любимой лошади и собаки. Здесь выставлен один из самых ценных экспонатов — посмертный слепок лица великого полководца.

Музей Ордена освобождения

Орден освобождения — это одна из важнейших государственных медалей. В ноябре 1940 года генерал Шарль де Голль наградил сторонников движения за независимость Франции, добровольно вставших на защиту страны, отличительным знаком — прямоугольным бронзовым щитом (30х33 мм) с выгравированным лотарингским крестом. Высочайшей награды удостоилось 1061 человек, среди них — шесть женщин.

История ордена и его кавалеров стала основой создания Музея, расположенного на площади 1 тыс. м2. Экспозиции знакомят посетителей с оружием, знаменами, документами, рациями и обмундированием членов братства. В шести залах и трех галереях собрано 4 тыс. оригинальных предметов.

Музей Шарля де Голля

Музей Шарля де Голля является самым молодым в Доме — его открытие датируется 2008 годом. Коллекция экспонатов, размещенных на площади 2 500 м2, полностью интерактивна. Экскурсантов встречает зал, стены которого украшены 80 портретами первого президента Пятой республики, далее, в сферической комнате, гостям предлагается просмотр фильма об этом выдающемся политическом деятеле. Картина демонстрируется на восьми языках.

Личные вещи де Голля, рукописи и награды, анимированные архивы и исторические документы, полиэкраны, видеоматериалы, общая продолжительность которых превышает 20 часов, — все это захватывает туристов с первых минут знакомства. Помещения выстроены здесь по кругу, посетители сами выбирают наиболее интересующий их маршрут.

График работы и стоимость билетов

Государственный Дом инвалидов принимает гостей ежедневно с 7:30 до 19:00 (во вторник — с 7:30 до 21:00). Двери музеев открыты для посещений каждый день:

  • с 01.04 по 31.10 — с 10:00 до 18:00
  • с 01.11 по 31.03 — с 10:00 до 17:00 (до 17:30 во время рождественских праздников)

Выходные дни: 01.01, 01.05 и 25.12. Ежемесячно в первый понедельник туристы допускаются только в собор. В июле и августе время посещения могилы Наполеона продлено до 19:00. Маленькая хитрость: если вы придете к кассам не утром, а после полудня, то время ожидания в очереди сократится до 10—15 минут. Билеты можно купить за 30 минут до закрытия.

Полный тариф — 12 евро, льготный — 10 евро. Право бесплатного входа предоставляется детям до 18 лет, безработным гражданам Евросоюза и журналистам (при предъявлении соответствующего удостоверения), нетрудоспособным и их сопровождающим, военнослужащим в униформе.

Вотчина Людовиков

Людовик XIV

Хотя Людовик XIV больше уделял внимание застройке своей версальской резиденции, на время строительных работ вместе со всем своим окружением предпочел дворец Тюильри, который к этому моменту уже достиг довольно внушительных размеров и был соединен с Лувром переходом. Об этой галерее тоже есть своя легенда

Якобы в течение года пять определенных дней становились временем, когда больные золотухой приходили сюда в ожидании короля. Венценосный отец, идя коридором, прикасался ко всем пораженным вирусом. Далее им следовало выдержать недельный пост, и тогда болезнь отступала

Об этой галерее тоже есть своя легенда. Якобы в течение года пять определенных дней становились временем, когда больные золотухой приходили сюда в ожидании короля. Венценосный отец, идя коридором, прикасался ко всем пораженным вирусом. Далее им следовало выдержать недельный пост, и тогда болезнь отступала.

Конечно, это выдумка, но отлично иллюстрирует отношение людей к своему монарху.

Строительством в 1664-1670 годах занимался придворный архитектор Луи Лево – один из основателей французского классицизма. К проекту он привлек друзей, с которыми предпочитал работать над особенно большими объектами: ландшафтного устроителя Андре Ленотра и художника, мастера по интерьеру – Шарля Лебрена.

Ленотр известен своими работами в королевских парках, и его авторству принадлежит оформление ландшафта Версаля, возле Сен-Жерменского замка и Сен-Клу, сад Тюильри, в котором он расширил аллеи с западного направления, где впоследствии пролегли Елисейские поля.

Людовик XV

Вернувшись в Версаль, король-солнце предпочитал приезжать во дворец Тюильри, чтобы посмотреть очередную театральную постановку. Сюда же он поместил Людовика XV – будущего короля по прозвищу Возлюбленный, где тот провел время с 1716 по 1722 год.

Замок также послужил пристанищем последнему монарху Франции – Людовику XVI, когда в 1789 г. начались первые массовые недовольства. Сбежав из Версаля, который был особенно ненавистен людям, он с супругой Марией-Антуанеттой приезжает в шато, чтобы укрыться от негодующих масс. Тут чета находилась вплоть до конца лета 1792 г., пока не стало слишком «жарко», а затем попыталась сбежать в Варенн.

Как известно, попытка не удалась, и монархия была свержена. Этому событию способствовали и секретные бумаги с царской перепиской, добытые из тайного хранилища и обнародованные в ноябре, что послужило одной из причин скорой казни монарха.

Гробница Наполеона

В полукруглой крипте собора под куполом установлен саркофаг из тёмно-красного гранита с останками Наполеона I. Гробницу окружают двенадцать статуй, символизирующих победы императора, выполненных скульптором Жаном Жаком Прадье. Названия мест сражений, окруженные мозаичным венком, можно прочитать на мраморном полу.

Прах Наполеона перевезен сюда в 1840 году во времена Луи Филиппа с острова Святой Елены. Если хорошо поискать, то в музейном коридоре найдёте тот самый лермонтовский «камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не смог», то есть надгробную плиту, привезенную с острова Святой Елены.

Рядом с императором покоятся останки его сына — «Орлёнка», единственного законнорожденного сына Наполеона I, умершего в Австрии в 1832 году в возрасте 21 года от туберкулеза.

Когда-то гробница Наполеона была местом паломничества французов, сейчас же, большая часть посетителей — это иностранные туристы.

До постройки дворца

Стремление прийти на помощь солдатам, потерявшим на войне способность содержать себя, проявилось во Франции ещё при Карле Великом, который наложил на монастыри обязанность принимать инвалидов в качестве служек; затем их стали назначать в гарнизоны небольших укреплений. В 1254 году Людовик IX учредил «Quinze-Vingts» для 300 рыцарей, ослеплённых сарацинами в крестовом походе. Генрих III образовал из инвалидов нечто вроде кавалерийского ордена, члены которого размещались по монастырям. Генрих IV в 1604 году поселил инвалидов в госпитале «Христианского Милосердия», а Людовик XIII (1632) приказал основать в Бисетрском замке убежище для пострадавших на войне и лишенных средств к жизни офицеров и солдат.

Дом престарелых

Учреждение данного типа может находиться в частной или государственной (муниципальной) собственности

Для пожилых граждан предоставляется круглосуточный уход, внимание и необходимое наблюдение

Дома для престарелых и инвалидов, как правило, располагаются вдали от городской суеты, что создает наиболее благоприятные условия для жизни. В таких домах ведут работу квалифицированные медицинские сотрудники, наблюдающие за здоровьем проживающих граждан.

В настоящее время во многих крупных городах строятся и развиваются дома для престарелых элитного типа. В чем их преимущества:

  • индивидуальный подход к каждому проживающему;
  • проживание в отдельных благоустроенных комнатах;
  • идеальные условия для ежедневного пребывания:
  • выполнение индивидуальных потребностей и пожеланий постояльцев.

В домах престарелых создаются самые благоприятные условия, чтобы пожилые люди чувствовали себя как дома и получали положенный уход и поддержку со стороны персонала.

Стиль

Ардуэн-Мансар был ведущим мастером архитектурного стиля, который стал известен как стиль Людовика XIV или французский классицизм . Особым умением Хардуэна была его способность создавать самые разные конструкции; замки, церкви, павильоны, особняки, парки и городские площади. Он продемонстрировал способность приспосабливаться, модифицировать, увеличивать и восстанавливать, не теряя характера оригинального здания, но добавляя свои собственные оригинальные вариации на тему, как он продемонстрировал, в частности, в Версальском дворце .

Во многом его успех был обусловлен его способностью отбирать и направлять очень талантливых сотрудников. его сотрудниками были дизайнер интерьеров Шарль Лебрен , который спроектировал многие интерьеры Версаля в полной гармонии с его архитектурой, и Роберт де Котт , дизайнер, который также стал его зятем и в 1708 году стал его преемником, завершив основные проекты, которые он начал в Версальском дворце.

Его архитектура особенно отличается упрощением; большие гладкие пространства, повторение форм (особенно аркады с полукруглыми арками и отдельными колоннами; длинные горизонтали и отдельные открытые пространства. Он часто использовал длинные ряды колонн перед фасадом, чтобы придать вид величия и скрыть неровности) Он использовал архитектурные заказы для придания особого величия внутренним поверхностям, особенно в часовне Версаля, а также интерьерам Версальского дворца и Большого Трианона .

Он умел вызывать чувство благоговения, что он особенно продемонстрировал в куполе Дома Инвалидов, в садовом фасаде Версальского дворца и в Зеркальном зале Версаля.

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже 14 декабря 1840 года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

Как устроить инвалида в дом интернат

Чтобы устроить гражданина в дом для престарелых и инвалидов, потребуется начать с обращения в органы социальной защиты населения. Если заявитель не может самостоятельно явиться в данный орган и в силу обстоятельств не имеет родственников, готовых помочь, то для него назначается специалист, выполняющий необходимые действия по оформлению:

  • обращение в соответствующий орган;
  • формирование требуемого пакета бумаг;
  • заполнение медицинской карты;
  • передача готового пакета документов в отделение социальной защиты;
  • получение направления;
  • переезд в дом-интернат.

Важно помнить, что напрямую обращение в дом-интернат не принесет должного результата, так как прием ведется только при наличии направления

Дом инвалидов в Париже: фото

Для того чтобы насладиться божественной архитектурой зданий, величием собора, а также невероятной красоты парком, конечно, нужно отправиться в Париж. Особенно прекрасно сооружение в осенний и весенний периоды, когда парк становится совершенно различным.

Сегодня, благодаря возможностям интернета, можно найти много отличных фотографий собора, но именно в местном музее хранятся уникальные картины и фотографии, сделанные еще в прошлых веках. Все архитектурные произведения показаны как до, так и после реставрации.

На данных фотографиях продемонстрированы основные строения Дома инвалидов в Париже, собор, парк, а также прочие детали, которые смогут заинтересовать настоящих эстетов.

Архитектура Дома инвалидов в Париже

История строительства Дома Инвалидов

Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны.

Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.

Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.

Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь.

Общее пространство Дома Инвалидов составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек.

Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь.

Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Музей ордена Освобождения

Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров.

На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.

За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.

Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой.

Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести.

Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства.

В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом.

Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности,  Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения.

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения.

Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом.

Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов.

Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись.

Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана.

В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий.

Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector