Александро-невская лавра

Содержание:

Благоустройство территории

Благоустройство вокруг монастыря продолжается до настоящего времени. В 2021 году объявили конкурс проектов по реставрации Митрополичьего сада – ландшафтного памятника всего монастырского комплекса.

Митрополичий сад

Расположен он вблизи Митрополичьего корпуса и реки Монастырки. В 1723 году немецкий архитектор Теодор Швертфегер разработал проект парка, началось его обустройство: организовали оранжереи, высадили множество плодоносных деревьев и кустов, проложили радиальные дорожки. В середине парка вырыли пруд, вода из которого стекала в канал, соединяющий Черную речку с Невой.

Территорию парка закрыли вместе со всем лавровым комплексом и полностью изъяли его у Русской Православной Церкви, сад вырубили. Вновь воссоздали его в 50-е годы прошлого века, но еще долго он оставался в запустении.

В 2001 году на основании Постановления Правительства России парк объявлен объектом культурного наследия Федерального значения. В 2012 году его снова передали в ведение Русской Православной Церкви, там начались работы по благоустройству.

Планируется восстановить историческую планировку сада, высадить новые фруктовые деревья, укрепить подпорную стенку набережной Монастырки.

Памятники

На территории лавры в последние годы установлено несколько памятников работы скульптора Эвелины Павловны Соловьевой.

  • 2000 лет от Рождества Христова. Это без малого 7-метровый монумент с изображением молящейся Богоматери, напоминающий гранитную часовню на ступенчатом основании.
  • За веру Христову пострадавшим. Гранитный крест высотой 2 метра, заключенный в круг, установлен в память о мучениках, принявших смерть во имя Христа. На монументе лик Спасителя и слова: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
  • Поклонный крест в Митрополичьем саду. Его установка ознаменовала 5-летний юбилей воссоединения русской и зарубежной Православной Церкви.

Помимо этих монументов, в день 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры, 12 сентября 2013 года, закрепили еще один памятный знак. Это рельефное бронзовое панно, украшающее Просфорский корпус. Оно символизирует историю возникновения обители.

Андреевский скит

В десяти километрах от Санкт-Петербурга, на Агафоновом лугу, который находится около деревни Коркино, расположился скит имени святого апостола Андрея Первозванного.

Это место для уединенных молитв выбрано не случайно: здесь проходит Дорога смерти, ведущая к Невскому пятачку.

А по церковному преданию через Агафонов луг когда-то проходил конный путь апостола Андрея. Доказательством этого считали огромный валун с отпечатком подковы. Считалось, что этот след от копыт апостольской лошади. За этим валуном закрепилась слава обладающего исцеляющей силой. Но во времена гонений на церковь камень уничтожили, расколов на три части. На лугу осталась только одна из них. Около этого валуна летом 1996 года и закрепили поклонный крест.

Андреевский скит стал первым, основанным в 1998 году, при возрождении монастырской обители. На территории скита построена церковь имени преподобных Зосимы и Савватия, в которой проводятся регулярные богослужения. А также деревянная колокольня с 5-тонным колоколом.

Строительство и обустройство скита продолжается по сей день. Ждет своего воплощения в жизнь спроектированный каменный собор.

История[править | править код]

Первый храмправить | править код

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. Он представлял из себя грандиозное сооружение с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в —1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

Строительство нового храмаправить | править код

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года архиепископом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на южной двухъярусной башне-колокольне установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы была перенесена в собор серебряная рака с мощами благоверного князя.

Капитульный храмправить | править код

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящён придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

После 1917 годаправить | править код

В 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

В —1926 годах собор принадлежал обновленцам, в 1928 году — «непоминающим».

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-х годах часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.

Знак в память 2000-летия Рождества Христова

Собор был возвращён верующим в 1956 году, после 10 лет ходатайств, с обязательством произвести ремонтно-реставрационные работы за счёт общины. К счастью, в нём сохранился первоначальный иконостас. 12 сентября 1957 года, после первоочередного ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым). Старостой собора был назначен Николай Людоговский.

В — и —1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

В августе 1961 года, при изъятии у Ленинградского епархиального управления Духовского корпуса лавры, в подклет собора были перенесены останки митрополитов Григория и Елевферия.

3 июня 1989 года крестным ходом от Святых ворот лавры в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

На горнем месте собора после его открытия около 40 лет находился мраморный архиерейский трон из алтаря московского храма Христа Спасителя, ставший в 1931 году экспонатом антирелигиозного музея и впоследствии вывезенный в Ленинград. При воссоздании храма каменный трон вернулся в Москву, а в Троицком соборе установлена его копия, вырезанная из дерева.

С по 28 июля 2017 года в храме находились для поклонения мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, прибывшие из Бари, где они находятся постоянно.

Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры

Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.

Духовно-просветительский центр Святодуховский

Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:

  • огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
  • экскурсий и музыкальных концертов
  • традиционных выставок-ярмарок
  • конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья

Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.

Вокальный мужской ансамбль

При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.

Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:

  • русская церковная музыка
  • народные песни
  • западноевропейские композиции

Мастерские

При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:

  • иконописная и реставрационная
  • иконно-киотная
  • ювелирная
  • швейная
  • гончарная
  • фарфоровая
  • эстампная

Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:

  • иконы
  • служебные и праздничные облачения священнослужителей
  • предметы украшения храмов
  • ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
  • нательные крестики и медальоны, кольца
  • художественные произведения ручной и печатной графики
  • фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.

Помимо этого, 5 февраля 2021 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.

Монастырская трапезная

В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.

Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.

Информация для посещения и контакты

Лавра находится в самом конце Невского проспекта, в восточной его части.

Адрес

Набережная реки Монастырки, дом 1, лит. А.

Где найти и как добраться

Метро

Площадь Александра Невского.

Перед выходом из нее располагается площадь с установленным памятником полководцу, за которым видно желтое здание надвратной церкви. Это и есть вход в монастырский комплекс. Еще один ориентир – расположенное напротив здание гостиницы Москва.

Режим работы и стоимость посещения

Монастырь доступен для бесплатного посещения в любой день с 5:30 до 23:00.

Свято-Троицкий Собор, по причине уборки после церковной службы, закрывается раньше – в 20:00.

Осмотреть музеи-некрополи можно ежедневно с 9:30 до 16:00 предварительно, до 15:30, купив билет в кассе.

  • При покупке билета сразу в оба Некрополя цена составит 250 рублей
  • Стоимость посещения одного некрополя – 150 рублей для взрослых
  • Для учащихся и пенсионеров установлена льготная цена – 50 рублей

Подразделения лавры: контактные телефоны

В зависимости от цели посещения и интересующего вопроса обратиться можно в соответствующие подразделения лавры:

Канцелярия

  • режим работы: с 10-00 до 17-00
  • телефон: 8 812-274-17-02

Паломнический центр

телефон: 8 812-274-16-12

Духовно-просветительский центр

телефон: 8 812-710-20-39

Александро-Невская обитель остается привлекательным туристическим объектом и почитаемым местом для верующих. Здесь проводятся национальные праздники, торжества, а так же разнообразные религиозные мероприятия, оказывающие влияние на духовное воспитание.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

2000-е гг

Возрождение Киновии началось только в 2000-х годах, когда полуразрушенный собор был передан под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря, который находится в Лужском районе Ленинградской области. Однако реальные работы по восстановлению памятника архитектуры начались только в 2015 году.

Четыре года потребовалось реставраторам, чтобы вернуть собору на Октябрьской набережной в Петербурге первозданный вид.

Восстановленный Собор открыли в 2019 году на День Святой Троицы. В августе 2019 года установили иконостас, который удалось восстановить по сохранившимся фотографиям.

На территории храмового ансамбля установлен памятник смотрителю Киновии, иеромонаху Паисию Кривоборскому. Интересно, что при реставрации нашли всего одно надгробие, и оно принадлежало иеромонаху Паисию Кривоборскому.

На территории храма стоит отдельно звонница. Она с электронными колоколами, но есть и звонарь, который часто созывает прихожан на службу своим удивительным звоном колоколов.

Восстановлены все храмовые и прихрамовые постройки. Великолепное здание трапезной с белым роялем, библиотеки, бани, дома Паломника, воскресной школы.

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 19:00. Богослужения совершаются по установленному расписанию, которое можно всегда найти на сайте храма kinoviaspb.ru

История Киновеевского кладбища

Интересен тот факт, что рядом с территорией храма по инициативе иеромонаха Паисия в 1848г стали производится захоронения за церковью Всех Святых. Вначале это были временно проживающие на территории Лавры иноки из других епархий.

Причем участки для захоронений отличались разрядностью:

  • Для монашествующих и почетных мирян сразу за зданием храма
  • Второй, за канавой – тоже для почетных мирян и монахов
  • А в поле, за забором хоронили самых бедных рабочих кирпичного завода

Так на привилегированном участке похоронена супруга действительного статского советника Л.И. Вагнера.

В связи с недостаточностью средств, для содержания монастыря и проведения в нем различного рода работ денег не хватало. И в 1879 было решено увеличить годовое содержание с 1200 до 1500 руб., но при этом на следующий день Духовный собор Лавры усмотрел причину недостаточности средств Киновии в том, что «Киновийское кладбище очень быстро замещается, вероятно, по причине низкой цены за место».

Цены на могильные места выставлялись высокие по тем временам, а люд жил там очень бедный. Поэтому захоронения вели на других кладбищах, менее дорогих: Малоохтинском и на кладбище у Фарфорового завода.

На территории Киновеевского кладбища находятся исторические захоронения:

  • Братская могила советских воинов со времен Великой Отечественной Войны
  • Мирные жители Блокадного Ленинграда
  • Могила участника Октябрьской революции и Гражданской Войны Титова Н.И. (захоронение на Коммунистической площадке)

На кладбище похоронены известные ученые, воины, артисты, просто известные люди 19-20 века.

Иконописная мастерская

Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.

С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.

Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.

Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:

  • на одной из них князь изображён вместе с Александро-Невской Лаврой;
  • на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.

За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Святыни

Ныне среди икон и духовно значимых реликвий есть как исторически пребывавшие в этих стенах, так и относительно новые, но уже прославленные.

Мощи 

В правом приделе Троицкого собора можно поклониться частицам чудотворных останков блгв. князя Александра. Их удалось вернуть обители с началом возрождения иноческой жизни. Свои особенности имеет рака князя: на ее крышке – еще 79 мощевиков разных святых, среди которых свв. Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Евангелисты, Апостолы.

Кроме того, паломники стремятся:

  • поклониться частице мощей блгв. князя Феодора (она вделана в икону князя);
  • ковчегу с честными останками Киево-Печерских преподобных; он сравнительно недавно появился в лавре.

Особо почитаемые иконы 

Невская Скоропослушница

Число их к настоящему времени не менее 15. Среди наиболее прославленных:

  • образ-мощевик блгв. Александра; он был келейным у митр. Серафима (Чичагова), а сейчас находится в Троицком соборе; это одна из первых икон, где Александр написан в княжеских, а не монашеских одеждах;
  • образ Господа, облеченного белыми одеждами; он стоит близ раки блгв. Александра; и эта икона также связана со сщмч. Серафимом, ибо написана им лично;
  • икона Богородицы, именуемая «Невская Скоропослушница», созданная для обители монахами Афона в конце XIX в.; ее удалось сохранить от поругания, а с возрождением лавры – вернуть в храм.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector