Александро-невская лавра в санкт-петербурге
Содержание:
- Экскурсии по лавре
- Изданные книги
- Развитие монастырского комплекса
- История постройки
- Ярмарки
- Кладбища Александро-Невской лавры
- Кладбища
- Некрополь Алексанро-Невской лавры
- Архитектурный стиль Киновии
- История возникновения и существования
- Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра
- Императорские захоронения
- Информация для посещения и контакты
Экскурсии по лавре
Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.
Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12
Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.
Наталья Сазонова
Изданные книги
«Кипр. Путешествие по благословенному острову»На сегодняшний день наиболее полное описание Кипра, которое включает в себя историю острова, историю Кипрской Церкви, подробный путеводитель по острову. Отдельная глава издания посвящена более чем 900-летним духовным связям России и Кипра. В приложении дана справочная информация для читателей и путешественников, русско-греческий разговорник и словарь паломника. Издание иллюстрировано 370 фотографиями и подробными картами. Книга рассчитана на широкий круг читателей: от тех, кто интересуется историей Кипра и духовным наследием Православия, до туристов, выезжающих на остров Кипр на отдых. |
|
«Преодоление зависимости»Книга священника Алексия Мороза о преодолении алкогольной зависимости. В книге освещены актуальные вопросы по проблеме алкоголизации общества, которая в последнее время приобрела широкий размах в нашей стране. Как научиться противостоять «зеленому змию» и жить здоровой, трезвой жизнью по Божьим законам — читайте в этой брошюре. |
|
«Религия и право»Российское и международное законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях. В настоящем сборнике впервые сделана попытка собрать воедино основные нормативные акты о свободе совести в России (полные тексты или извлечения): Конституция, федеральные законы, постановления правительства и ведомственные нормативные акты. Указанные документы регламентируют вопросы создания и функционирования религиозных объединений в России, имущественные отношения, компетенцию и взаимодействие федеральных органов власти в части контроля и надзора за функционированием религиозных объединений, ответственность за нарушения законодательства о свободе совести, права и обязанности верующих и священнослужителей. Сборник предназначен для епархиальных управлений, священнослужителей — настоятелей приходов, монастырей; руководителей, бухгалтеров и юристов религиозных организаций, а также работников органов и учреждений юстиции субъектов Российской Федерации, сотрудников налоговых, судебных и правоохранительных органов, студентов и всех интересующихся вопросами правового регулирования религиозной жизни в нашей стране. Документы представлены в редакции по состоянию на сентябрь 2006 года, значительная часть их труднодоступна для широкого читателя и не публиковалась ранее в подобных изданиях. |
|
«День Восьмой»Восьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая в свет в издательстве «Русское слово». Автор — член Союза писателей России, лауреат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская культура», журнала «Наш современник». Стихи о Родине, о Вере, о христианской Любви и Надежде в преддверии Апокалипсиса. День Восьмой — эта та «жизнь будущего века», о которой мы поем в Символе веры. Начало его — Второе Славное Пришествие и Страшный Суд Господень. Книга — напоминание! |
|
«Седьмая печать»Седьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая из печати в издательстве «Русское слово». Автор — член Союза писателей России, лауреат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская культура», журнала «Наш современник». Стихи пронизаны болью и заботой о родном народе, его языке и культуре. Поэт-священник напоминает о драгоценности краткой земной жизни, завершение которой символизировано снятием Седьмой печати Апокалипсиса. |
Развитие монастырского комплекса
Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.
Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.
Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.
В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.
В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Ярмарки
В Митрополичьем саду регулярно устраивают православные выставки-ярмарки, приуроченные к временам года. У подобного мероприятия несколько составляющих: духовно-просветительская, культурная и гастрономическая.
Посетители ярмарки могут подать молитвенные прошения о родных и близких, узнать ответы на интересующие вопросы о церковной жизни, сделать полезные приобретения. Каждый желающий может купить:
- церковную утварь, иконы, свечи
- сезонные натуральные продукты: мед, травы, ягоды, грибы, орехи, сухофрукты
- прочие деликатесы от фермерских хозяйств: мясную и рыбную продукцию, выпечку, сыр
- товары для здоровья: травяные настойки, мази
- предметы одежды, ткани
- сувенирную продукцию от мастеров искусств
Также в программу ярмарки входят выступления различных музыкальных ансамблей.
Кладбища Александро-Невской лавры
Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».
Никольское кладбище
Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.
Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.
Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева
Лазаревское кладбище
По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.
Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.
В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.
Тихвинское кладбище
Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.
Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.
Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева
Казачье кладбище
До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.
Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина
Благовещенская усыпальница
Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.
В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.
Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра
Кладбища
В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.
Лазаревское кладбище
Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.
Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.
Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:
- Дж. Кваренги
- К. И. Росси
- А. Н. Воронихин
- И. Е. Старов
На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.
Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств
При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.
Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:
- Ф. М. Достоевский
- П. И. Чайковский
- И. А. Крылов
- И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства
Никольское кладбище
Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.
К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.
Некрополь Алексанро-Невской лавры
По православной традиции в непосредственной близости от монастыря было организовано кладбище, получившее название Лазаревского (1716 год). На территории некрополя заработала церковь Святого Лазаря.
Здесь нашли свое последнее пристанище В. Шереметев, писатели Д. И. Фонвизин и Ф. М. Достоевский, баснописец И. Крылов, поэт В. А. Жуковский, историк и поэт Н. М. Карамзин. Здесь же покоится прах музыкантов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Похоронен здесь и гений русской земли М. В. Ломоносов.
В 1823 году Лазаревское кладбище было объединено с Тихвинским под общим названием Некрополь. В 1861 году к Некрополю было присоединено Никольское кладбище Санкт-Петербурга, названное по церкви, находящейся на территории и освященной в честь Николая Мирликийского. К сожалению, в послевоенные годы часть Никольского кладбища была снесена, когда строился Невский проспект и набережные. На Никольском кладбище и в настоящее время хоронят людей, внесших заметный вклад в жизнь страны или города.
Архитектурный стиль Киновии
17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый Троицкий храм по проекту архитектора из Епархии Карпова. Он, в свою очередь использовал мотивы проекта Брандта. За постройкой храма наблюдала строительная комиссия, в которую вошли игумен Киновии Аполлинарий, а также брат Ф.Ф. Набилкова Василий.
В 1864 году черновые постройки храма были закончены, поскольку сумма денег, выделенная Ф.Ф. Набилковым закончилась. Тогда Василий Федорович Набилков выделил деньги еще почти 30 тысяч рублей на дальнейшие работы своему сыну Николаю.
Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).
Согласно отзывам современников, церковь в русско-византийском стиле имела “величественный вид” и отличалась “роскошной внутренней отделкой”, отделка и убранство были «исполнены весьма тщательно в строгом византийском стиле». Русский стиль здания восходит к церковным сооружениям К. А. Тона.
«Главный фасад обращен на Неву с красивой лестницей о 8 ступенях. Также красив снаружи храм, поднятый над всей местностью. Внутренняя отделка его весьма изящна, особенно иконостас и живопись куполов, сводов, арок, стен и пилонов. Орнаменты превосходно исполнены.
В окнах церкви, поднятых на значительную высоту от пола, устроены железные закладные переплеты, с такими же закладными, заделанными в стену, рамами, снаружи которых вставлены красивые железные решетки. Пол мозаический из цветных кусков мрамора».
Три деревянных иконостаса были украшены колонками и резьбой в виде «византийской плетенки», под которой размещался слой фольги. Клиросов не было, певчие располагались на хорах.
Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин.
Росписи стен (в том числе, вероятно, изображения Евангелистов в парусах) выполнил И. Ф. Михайлов, утварь изготовили на фабрике И. Н. Алексеева (преемника Дубинина), а паникадило — на бронзолитейной фабрике Шопена.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения», полы в котором были выстланы лещадной плитой. В настоящее время в храме под церковью находится музей, в котором сохранилось много экспонатов из далекого прошлого:
- Чернила в чернильнице
- Закладные записки купцов Набилковых
- Старинные церковные книги и утварь
До сих пор неизвестно где хранится главная святыня храма того времени икона Божией Матери всех скорбящих Радости 17 века. Она была привезена с Афона. Она отличалась от той, которую мы привыкли видеть.
На территории храма как описано во многих исторических изданиях, было кладбище. Его история не менее интересна.
История возникновения и существования
Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.
Начало строительства
Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.
Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.
XVIII — XIX века
XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.
XX век
После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.
Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.
Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра
Монастырь задумывался Петром I, как духовный и учебно-культурный центр православия. Он стремился использовать монашество для служения государственным интересам. Первым членом монастырского братства стал архимандрит Феодосий. Царь назначил его в 1712 году.
Феодосий составил списки монастырского штата и вскоре, выполняя царские распоряжения, в монастырь потянулись монахи из разных обителей.
По ходу строительства были организованы типография, госпиталь и богадельня. В 1720 году император издает указ об открытии Славянской школы в пределах монастыря, ставшей вскоре Духовной семинарией.
Монастырь в ходе своего развития ведет активную Духовную и религиозную деятельность. К началу 19 века он по праву считается духовно-культурным центром северной столицы. В 1797 году император Павел I издает указ о присуждении монастырю высшего церковного статуса – Лавры.
Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Интересно! Греческое слово «лавра» изначально означает – центральная улица города. Со временем значение слова изменилось на «монастырский город».
Духовная семинария в этом же году повышает свой статус и становится в сфере богословия высшим учебным заведением – Духовной академией.
Императорские захоронения
Надгробия членов семьи Романовых
Первым погребением было погребение царицы Прасковьи Салтыковой , жены царя Ивана V , 24 октября 1723 года. По приказу Петра прах его сестры Натальи Алексеевны и его маленького сына Петра Петровича, первоначально захороненных в монастыре. , были перенесены в усыпальницу. Позже в церкви были похоронены несколько других членов императорской семьи, в том числе те, кто потерял свое положение в результате дворцовых переворотов . Среди них были Анна Леопольдовна , мать царя Ивана VI, регентша во время недолгого правления сына; и император Петр III, который был свергнут и убит в результате дворцового переворота, в результате которого его жена взошла на престол в качестве императрицы Екатерины II . Петр III был тихо похоронен в церкви в июле 1762 года, что лишило его возможности погребения в традиционном месте упокоения постпетровских правителей — Петропавловском соборе . Останки Петра III были впоследствии удалены из церкви и перезахоронены в Петропавловском соборе по приказу своего сына , когда он взошел на престол Павла I . В церкви похоронены и другие члены императорской семьи: Екатерина Ивановна , племянница Петра Великого; Наталья Алексеевна , первая жена Павла I; и несколько детей, умерших в младенчестве, в том числе две дочери императора Александра I и Елизавета Алексеевна ; Ольга Павловна , дочь императора Павла I и Марии Федоровны .
Здесь же были похоронены те, кто имел тесные связи с императорским двором. Среди них были придворные Евдокия Юсупова , Анастасия Трубецкая и Анна Матюшкина ; а также Алексей Разумовский , любовник и, по слухам, муж императрицы Елизаветы ; и Мария Румянцева , любовница Петра Великого. Здесь также были похоронены члены нескольких важных дворянских семей, в том числе Шуваловы , Бецкие, Вяземские, Нарышкины и Юсуповы . 12 мая 1800 года герой Французской революционной войны генералиссимус Александр Суворов был похоронен в церкви под белой мраморной плитой с простой надписью, выбранной самим генералиссимусом : «Здесь лежит Суворов». Пристройка вдоль юго-восточной части церкви была построена в 1783 году, в ней разместились фамильные памятники нескольких дворянских домов, в том числе Шуваловых , Бецких, Вяземских и Нарышкиных . С восточной стороны церкви была пристроена небольшая ризница , в которой позже разместились памятники семье Юсуповых . В 1860-х годах семья Якунчиковых построила небольшой склеп в северо-западном углу церкви, а в 1871 году П. Д. Соханский построил мраморную гробницу для семьи Бобринских под лестничной пристройкой.
Информация для посещения и контакты
Лавра находится в самом конце Невского проспекта, в восточной его части.
Адрес
Набережная реки Монастырки, дом 1, лит. А.
Где найти и как добраться
Метро
Площадь Александра Невского.
Перед выходом из нее располагается площадь с установленным памятником полководцу, за которым видно желтое здание надвратной церкви. Это и есть вход в монастырский комплекс. Еще один ориентир – расположенное напротив здание гостиницы Москва.
Режим работы и стоимость посещения
Монастырь доступен для бесплатного посещения в любой день с 5:30 до 23:00.
Свято-Троицкий Собор, по причине уборки после церковной службы, закрывается раньше – в 20:00.
Осмотреть музеи-некрополи можно ежедневно с 9:30 до 16:00 предварительно, до 15:30, купив билет в кассе.
- При покупке билета сразу в оба Некрополя цена составит 250 рублей
- Стоимость посещения одного некрополя – 150 рублей для взрослых
- Для учащихся и пенсионеров установлена льготная цена – 50 рублей
Подразделения лавры: контактные телефоны
В зависимости от цели посещения и интересующего вопроса обратиться можно в соответствующие подразделения лавры:
Канцелярия
- режим работы: с 10-00 до 17-00
- телефон: 8 812-274-17-02
Паломнический центр
телефон: 8 812-274-16-12
Духовно-просветительский центр
телефон: 8 812-710-20-39
Александро-Невская обитель остается привлекательным туристическим объектом и почитаемым местом для верующих. Здесь проводятся национальные праздники, торжества, а так же разнообразные религиозные мероприятия, оказывающие влияние на духовное воспитание.