Свято-троицкая александро-невская лавра, санкт-петербург — монастырский комплекс

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

Мемориальная часовня в честь святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского в память о воинах, павших в ходе героической обороны Ленинграда

Рахьинское городское поселение, посёлок при станции Ладожское Озеро (Всеволожский район Ленинградской области), на территории музея «Дорога жизни»

Часовня весьма молода в сравнении с аналогичными культовыми сооружениями. Она была заложена 29 мая 2018 года и возведена при поддержке Федеральной службы безопасности и Министерства обороны Российской Федерации. Инициаторами выступили Центральный военно-морской музей и Межрегиональная общественная организация «Ветераны военной контрразведки».

Торжественное открытие и освящение состоялось 22 июня 2018 года.

Подобные часовни возведены в Псковской, Смоленской, Ленинградской (пос. Невская Дубровка), Калининградской, Мурманской областях, а также городах-героях Волгограде и Севастополе, городах воинской славы Волоколамске и Хабаровске.

Фото: globus.aquaviva.ru

Ювелирная мастерская

Художественная ювелирная мастерская существует в Лавре с 1998 года. У истоков стояли разные специалисты:

  • мастера, ранее работавшие на заводе «Русские самоцветы»;
  • специалисты из мастерских по ремонту ювелирных изделий с улицы Бармалеева;
  • специалисты Монетного двора и выпускники Мухинского училища.

Кто-то из мастеров пришёл сюда с определённым профессиональным багажом и навыками, кто-то приобретал опыт здесь. Благодаря сотрудничеству представителей разных ювелирных школ Санкт-Петербурга в мастерской сложился свой, особый лаврский стиль.

Предметы церковного прикладного искусства — неотъемлемая вещественная часть богослужения. Они создаются вдохновением православных ювелиров и резчиков из различных металлов, поделочных и полудрагоценных камней, множества пород — в том числе ценных — дерева, цветных эмалей. Мастера в Лавре создают настоящие произведения искусства, сочетая старинные традиции с современными технологиями. Используется всё разнообразие ювелирных техник: художественное литьё и гравировка по металлам, тончайшая скань, чеканка, финифть и перегородчатая эмаль, резьба по кости и дереву.

Разработана своя модельная база. Она изготовлена вручную и основывается на канонических образцах и технологиях изготовления. Изделия выпускаются как по особому заказу единичными экземплярами, так и массовым тиражом.

В ювелирной мастерской создают разные предметы: наперсные кресты, панагийные образы, церковные награды, оклады икон, келейные иконы, нательные кресты, кольца с Иисусовой молитвой, цепочки и образки, браслеты и многое другое. Монастырские ювелиры занимаются также реставрацией и созданием церковной утвари и священных предметов. Выполняют особые заказы для храмов:

  • мощевики (ёмкости для хранения частиц мощей);
  • потиры (чаши в богослужениях, применяемые при освящении вина и принятии Святого Причастия);
  • оклады для богослужебных книг.

Также здесь делают статуэтки и памятные медали.

Художественно-ювелирная мастерская — постоянный участник православных выставок. Награждена многочисленными похвальными листами, грамотами и медалями за возрождение монастырских ремесел.

Руководитель мастерской: Дмитрий Олегович Былинкин-Богатырев.

Так создают оттиски на металле в ювелирной мастерской:

Так создают и обрабатывают цепочки:

Присвоение обители статуса Александро-Невская лавра

Монастырь задумывался Петром I, как духовный и учебно-культурный центр православия. Он стремился использовать монашество для служения государственным интересам. Первым членом монастырского братства стал архимандрит Феодосий. Царь назначил его в 1712 году.

Феодосий составил списки монастырского штата и вскоре, выполняя царские распоряжения, в монастырь потянулись монахи из разных обителей.

По ходу строительства были организованы типография, госпиталь и богадельня. В 1720 году император издает указ об открытии Славянской школы в пределах монастыря, ставшей вскоре Духовной семинарией.

Монастырь в ходе своего развития ведет активную Духовную и религиозную деятельность. К началу 19 века он по праву считается духовно-культурным центром северной столицы. В 1797 году император Павел I издает указ о присуждении монастырю высшего церковного статуса – Лавры.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Интересно! Греческое слово «лавра» изначально означает – центральная улица города. Со временем значение слова изменилось на «монастырский город».

Духовная семинария в этом же году повышает свой статус и становится в сфере богословия высшим учебным заведением – Духовной академией.

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

Наше время — 20 век

К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

Возвращение Свято-Троицкого собора церкви произошло 5 апреля 1956 года.

На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

Швейная мастерская

Швейная мастерская работает в Александро-Невской Лавре с 2006 года. Она расположена на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры в специально оборудованном помещении.

Основная задача мастерской — обновление ризницы монастыря, то есть пошив всех служебных облачений для священства и праздничного украшения храмов обители. За 15 лет трудами швейной мастерской были пошиты все служебные облачения для Лавры и выполнено множество заказов для храмов Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

В мастерской разработан собственный стиль изготовления облачений, начиная с подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц, разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации стали запасники музеев и методические указания из журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое воссоздано, исходя из возможностей современных материалов и технологий.

Вышивка на изделиях мастерской — как машинная, так и ручная. На иконных изображениях большой площади лики и открытые части тела вышиваются вручную мастерицами на дому, а одежда и остальные детали икон — на машине. Разработкой вышивки занимается заместитель руководителя мастерской Илона Викторовна Сабель.

Ещё в мастерской создают эскизы уникальных тканей. В дизайн включена лаврская символика: ангел, держащий щит с перекрещенными символами архиерейской и игуменской власти — жезлом и посохом, — а над ними два херувима, несущие корону. Над некоторыми эскизами, которые используют в мастерской, работали студенты Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Мастерская выполняет также проекты, не связанные с церковными облачениями. В 2015 году для Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи здесь изготовили копии знамён Нахимовского и Суворовского училищ. Оригинальные знамёна сильно обветшали, поэтому возникла необходимость заменить их копиями.

Руководитель мастерской: Андрей Николаевич Коваленко, художник-дизайнер, выпускник института текстильной и легкой промышленности и Королевской академии художеств Антверпена по специальности «дизайн одежды».

Редакция портала «Культура Петербурга» благодарит Анастасию Мясоедову, сотрудника пресс-центра Александро-Невской Лавры, за неоценимую поддержку и активное участие в подготовке материала.

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых выставок

Время посещения

Свято-Троицкий собор

Собор открыт с 5:45 до 20:00 (после вечерней службы начинается уборка храма и подход к святыням может быть ограничен). Вход на территорию монастыря и во все храмы свободный.

Некрополи

Казачье и Никольское кладбища вы можете посетить свободно. Никольское открыто с 9:00 до 17:00 (октябрь — апрель), 9:00 — 19:00 (май — сентябрь), 1 января: выходной.

Некрополь XVIII века открыт для посещения ежедневно с 9:30 до 16:00; касса работает до 15:30

Некрополь Мастеров искусств — ежедневно с 10:0 до 16:00; касса работает до 15:30.

Посещение одного из некрополей:

  • взрослый билет — 150 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей.

Посещение двух некрополей:

  • взрослый билет — 250 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей.

Развитие монастырского комплекса

Пока строился Троицкий собор, формировался современный облик монастыря. За это время были полностью достроены Федоровский и Духовской корпуса и возведена Федоровская церковь.

Просфорный и Семинарский корпуса были завершены к середине 18 века. В это же время архитектор М. Расторгуев создает проект Метрополичьего дома, и он вскоре тоже выстраивается.

Святые врата обители, от которых начинается Невский проспект, появились в третьей четверти 18 века – надвратная церковь над ними освящена в 1786 году.

В 1829 году, после завершения Обводного канала, Черная речка разделились этим каналом на части и после этого часть, протекающая возле монастырских стен, называется Монастыркой.

В результате, теперь территория монастыря очерчена тремя реками. С одной стороны это Нева, с других сторон – Обводной канал и Монастырка.

Строительство

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года. 

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года.  Раку с мощами  Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

Интересные факты

Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

На своей территории  монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов:  «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».

Реставрационная мастерская

Реставрационная мастерская была основана в 2002 году. Здесь реставрируют иконы и картины не только для Александро-Невской Лавры, но и для других монастырей и храмов — причём не только Санкт-Петербургской епархии, но и по всей России, а также зарубежных. Сотрудники мастерской участвовали в масштабных реставрационных работах в Свято-Троицком соборе Лавры к 300-летию монастыря в 2013 году. Они реставрировали живопись и росписи с изображениями евангелистов в парусах собора.

Мастерская специализируется на реставрации темперной и масляной живописи на дереве и холсте, а также фрески. Квалифицированные специалисты с обширным опытом проводят полный комплекс реставрационных работ — от консервации и раскрытия любой сложности до художественной реконструкции. Для каждого памятника разрабатывают индивидуальный подход, упор делают на деликатность, что подразумевает, прежде всего, использование щадящих (натуральных) материалов.

В 2021 году реставрационная мастерская особое внимание уделяет реставрации образов святого благоверного князя Александра Невского из собрания монастыря и лаврского Древлехранилища. Руководитель мастерской: старший художник-реставратор Татьяна Ивановна Моргунова, выпускница Санкт-Петербургского художественного училища им

Н.  К. Рериха и факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина

Руководитель мастерской: старший художник-реставратор Татьяна Ивановна Моргунова, выпускница Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.  К. Рериха и факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина.

Иконописная мастерская

Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.

С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.

Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.

Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:

  • на одной из них князь изображён вместе с Александро-Невской Лаврой;
  • на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.

За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector