Церковь санта кроче во флоренции: история базилики

История и архитектура базилики Санта Кроче

По преданию, древняя церковь была основана святым Франциском Ассизским в период его пребывания во Флоренции в начале XIII в. Строительство нового каменного здания началось в начале XIV столетия на пожертвования богатых флорентийцев. Освящение культового сооружения состоялось в 1443 (1444) году. В дальнейшем базилика не раз подвергалась реконструкциям, поэтому в ее облике отчетливо различаются элементы готики, неоготики и ренессанса.

Мраморный фасад с бросающейся в глаза шестиконечной звездой Давида и изображенной внутри нее монограммой Христа был выполнен архитектором Никколо Матасом во второй половине XIX столетия (1857-85 гг.). Именно благодаря его усилиям данный элемент декора красуется на католической церкви сегодня. Две кампанилы высотой около 80 метров появились чуть раньше.

Внутреннее пространство церкви Санта Кроче разделено на три нефа рядами соединенных полуарками колонн. Длина центрального нефа составляет более 115 метров, общая протяженность трансепта достигает почти 74 метра. Здание в плане имеет Т-образную форму.

В 1865 году в центре Пьяцца Санта Кроче была установлена монументальная скульптура Данте работы Энрико Пацци. В 1968 году ее перенесли на новое место – слева от центрального фасада базилики. Постамент украшают флорентийские львы Марцокко и гербы итальянских городов.

ДЛЯ СПРАВКИ

На Виа Джузеппе, примыкающей к базилике со стороны северного фасада, находится знаменитая Школа кожи, созданная в 1950 году при поддержке монахов Санта Кроче для обучения детей-сирот навыкам кожевенного ремесла. Сегодня в ее стенах создаются коллекции сумок ручной работы и организовываются экскурсии, в ходе которых участники знакомятся с процессами изготовления изделий, историей школы и выставкой.

Санта-Кроче как пантеон

? церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев —
деятелей культура, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц
в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага.
Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.

Santa Croce — rishao262 @ Flickr

Гробницы великих людей Италии

? базилике находится множества захоронений и памятных досок
известных людей Италии, среди них:

  • Леон Баттиста Альберти (архитектор, XV век)
  • Лоренцо Бартолини (скульптор, XVIII—XIX век)
  • Данте Алигьери (поэт, XIII—XIV век, похоронен в
    Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружённый в 1829).
    Власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию.
    Одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на
    кенотафе (см. фото).
  • Витторио Альфьери (поэт и драматург, XVIII в.)
  • Галилео Галилей (астроном, математик, XVI век). Галилей являлся
    уроженцем Пизы,
    но прожил большую часть жизни во Флоренции. Саркофаг увенчан
    фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии.
    Надгробье Галилея — работы Джулио Фоджини
  • Никколо Макиавелли (мыслитель, XV—XVI век). Надгробье выполнено
    Инноченцо Спинацци. Над саркофагом находится аллегорическая фигура
    Дипломатии
  • Микеланджело Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV—XVI
    век) — гробница работы Джорджо Вазари. Микеланджело скончался в
    Риме в
    возрасте 89 лет. Над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в
    нижней части расположены три аллегорические фигуры.
  • Джоаккино Россини (композитор, XIX век)
  • Гульельмо Маркони (лауреат Нобелевской премии 1909 года за
    создание беспроводного телеграфа, XIX—XX век)
  • Михаил Огинский — польский композитор, автор известного
    полонеза
  • Энрико Ферми — выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии
    1938 года (в базилике находится мемориальная доска).

Церковь всех святых (Chiesa di Ognissanti)

Барочный фасад церкви всех святых доминирует над одноименной площадью, располагающейся на правом берегу Арно, в 500 метрах на запад от Дуомо.

Строительство церкви было начато в 1251 году, она составляла часть монастырского комплекса монахов ордена гумилиатов.

Со временем могущество ордена росло, монастырь и церковь, благодаря меценатству знатных семей, проживавших неподалеку, обогащались произведениями искусства огромной значимости. Около 1310 года главный алтарь церкви был выполнен великим художником Джотто (сейчас находится в Галерее Уффици). В 14 веке около церкви была выстроена стройная колокольня.

В 15 веке в церкви всех святых трудились Сандро Боттичелли (он похоронен в церкви) и Доменико Гирландайо. Кисти Гирландайо принадлежит фреска «Мадонна Милосердная» (1470 – 1472) во втором алтаре правого нефа. В 1480 году Боттичелли и Гирландайо создали фрески в апсиде, ныне перенесенные в центральную часть нефа, тогда же Гирландайо создал великолепную «Тайную вечерю» в рефектории монастыря.

В 16 веке могущество ордена гумилиатов начало меркнуть, в 1571 году монастырь был передан ордену францисканцев-обсервантов.

В начале 17 века произошло радикальное обновление церкви в стиле барокко, результаты которого определяют нынешний внешний вид и интерьер церкви.

Базилика Санта Кроче ин Джерусалемме и ее уникальные реликвии

Расположенная неподалеку от античных стен Аврелиана в квартале Эсквилино, церковь Святого Креста мало знакома обычному туристу, посещающему Вечный город. Однако многим христианам мира базилика Санта Кроче ин Джерусалемме (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme) хорошо известна, так как является частью традиционного 20-ти километрового маршрута, осуществляемого паломниками к семи главным церквям Рима.

На протяжении многих столетий базилика хранит уникальные Реликвии Страстей Христовых, привезенных с холма Голгофа, а сам храм стоит на иерусалимской земле, что и отражено в его названии. Каким же образом все это оказалось в Риме.

Базилика Санта Кроче ин Джерусаллеме

Капеллы Санта Кроче

Каждая капелла (часовня), представляет собой отдельную пристройку, между которыми вы можете свободно перемещаться, рассматривая произведения искусства и архитектуры мастеров того времени. Всего в Санта Кроче 16 капелл. Расположены они в трансептах и носят фамилии знатных итальянских семей, которые вложили свои средства в строительство базилики. Рассмотрим самые интересные из них:

Самая большая и богатая — капелла Пацци, построена по проекту Филиппо Брунелески. Занимательно, что все остальные здания, связанные с этой семьей, были разграблены до последнего камешка, а вот капеллу оставили, потому что красивая.

Капелла Пацци, Frederik Verbeke

  • Капелла Барончелли богато украшена витражами и фресками Таддео Гадди. С потрясающе красивым алтарем, статуями архангела Гавриила и Марии, а также изображение Мадонны с младенцем.
  • В капелле Медичи можно полюбоваться терракотовым барельефом с изображением Мадонны и произведениями художников эпохи Возрождения.
  • Капелла Ринуччини, в которой перед вашими глазами откроется полотно с изображениями Марии Магдалины и Богоматери — одна из лучших работ Джованни да Милано.
  • Капелла Барди, в которой находится распятие работы Донателло, выполненное из дерева — результат соревнования в мастерстве с Брунеллески. Также здесь на нескольких фресках изображены важные события из жизни Франциска Ассизского — работа Джотто.
  • Капелла Кастеллани и капелла Маджоре известны своими фресками, которые были выполнены сыном художника Таддео Гадди — Аньоло Гадди.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

История

Basilica di Santa Croce переводится как Церковь Святого Креста.

Была заложена в 1294 году на том месте, где раньше уже находилась церковь. Легенда говорит, что ту церковь заложил Франциск Ассизский – святой, основатель ордена францисканцев.

Сейчас Санта Кроче считается крупнейшей францисканской церковью в мире.

Архитектурные особенности

За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.

Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.

Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.

Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.

Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?

Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.

Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.

У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Интерьер

Внутри здания нас ждут не менее интересные детали. Например, здесь готические арки вполне мирно соседствуют с деревянными перекрытиями.

По сути же, базилика представляет собой Пантеон, где захоронены флорентийские знаменитости.

Здесь находится множество гробниц рода Галилеев. На одной из них вы увидите надпись «Галилео Галилей». Это — дедушка учёного. Прах же Галилея-учёного хранится в стене.

Гробница Галилео Галилей

Интересно, что сразу после смерти ученого Папа высказывался против его захоронения в базилике, поэтому прах учёного был вынесен в специальную отдельную комнатку. Торжественно перезахоронили его в 1737 году. Саркофаг увенчан аллегорическими изображениями Геометрии и Астрономии.

Присмотритесь повнимательнее к памятнику поэта Никколини. Ничего не замечаете? Это практически статуя Свободы!

Могила политика Макиавелли украшена изображением Дипломатии. Известна надпись его надгробия, которая гласит, что нет эпитафии, которая была бы достойна такого человека.

Ещё раз повторюсь: здесь похоронено очень много знаменитых итальянцев.

Есть здесь и кенотафы. Например, кенотаф Данте Алигьери. Сам поэт похоронен в Равенне.

Росписи

Над фресками базилики Санта Кроче трудились лучшие мастера, начиная с Джотто и Джамболоньи.

Не менее впечатляющи и алтарные украшения, выполненные Донателло.

Над кафедрой, украшенной барельефами, посвященными святому Франциску, трудился знаменитый резчик Бенедетто де Майано.

Всю эту красоту вы наблюдаете при свете проходящим, через многочисленные витражи церкви, которые делают ее интерьер еще более привлекательным и заметно расширяют пространство.

На данный момент базилика больше похожа на музей. Сюда приходят насладиться работами великих художников и скульпторов.

Рядом с церковью находится автобусная остановка Magliabechi С3.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16

История

Базилика построена на руинах императорской виллы Horti Variani ad Spem Veterem, строительство которой было начато Септимием Севером и завершено императором Элагабалом в третьем веке. Эта вилла включала в себя амфитеатр Кастренсе, цирк Вариано и бани Елениан (названные так после реставрации, проведенной императрицей Еленой). Он содержал жилое ядро, в котором находились большой зал (впоследствии ставший основой базилики) и зал апсиды.

Вилла была лишена некоторых частей, когда в 272 году были построены стены Аврелиана. В начале 4 века дворец был выбран в качестве резиденции императрицей Еленой , матерью Константина, с именем Палаццо Сессориано. Название Сессориано происходит от латинского sedeo или «сьедо», так как в конце имперской эпохи императорский совет собирался в зале дворца. По ее инициативе большой прямоугольный зал был преобразован в христианскую базилику около 320 г., первоначально перекрытый плоским потолком, освещенным двадцатью окнами, расположенными по пять с каждой стороны и украшенными ценным мрамором в нижнем регистре. Елене было рассеяно немного земли с Голгофы .

Базилика Санта-Кроче была объявлена ​​титульной церковью Папой Григорием I в 523 году. Несмотря на то, что она была расположена на окраине Рима, она стала местом постоянного паломничества благодаря огромному историческому значению реликвий, которые она хранила. В восьмом веке базилику восстановил папа Григорий II. После того, как базилика пришла в запустение, папа Луций II (1144–1145) восстановил ее, придав ей романский вид с нефом, двумя проходами, колокольней и крыльцом. В косматеско тротуарной даты этого периода.

В хранилище находится мозаика, разработанная Мелоццо да Форли до 1485 года, на которой изображены Благословение Иисуса , Истории Креста и различных святых. В алтаре находится огромная статуя Святой Елены, которая была получена из древней статуи языческой богини Юноны, обнаруженной в Остии .

Базилика также была изменена в XVI веке, но приобрела свой нынешний облик в стиле барокко при Папе Бенедикте XIV (1740–1758 гг.), Который был ее титулом до своего возведения на пост папы. Реструктуризация восемнадцатого века привела к полному обновлению внутренней среды, которую украсил в хранилище Коррадо Джакинто , один из самых знаменитых художников того времени (1743). В 1601 году, во время своего первого пребывания в Риме, Питер Пауль Рубенс завершил свой первый заказ на запрестольный образ Святой Елены с Истинным крестом для часовни Святой Елены. Эрцгерцог Австрии Альберт поручил Рубенсу расписать алтарь с тремя панелями для часовни. Две из этих картин, « Святая Елена с истинным крестом» и «Насмешки над Христом» , сейчас находятся в Грассе , Франция . Третий, Воздвижение Креста , был утерян.

Базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, интерьер

Также были открыты новые улицы, соединяющие базилику с двумя другими главными римскими базиликами , а именно с Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Мария-Маджоре . Фасад базилики, спроектированный Пьетро Пассалаква и Доменико Грегорини , разделяет типичный стиль позднего римского барокко, свойственный другим базиликам.

21-го века

В мае 2011 года цистерцианское аббатство, связанное с базиликой, было запрещено указом Конгрегации институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни после посещения апостолов, вызванного годами серьезных проблем, включая значительные литургические споры. По словам представителя Ватикана, «расследование обнаружило доказательства литургических и финансовых нарушений, а также образа жизни, который, вероятно, не соответствовал образу жизни монаха». По словам Il Messaggero , Симоне Фиорасо, аббат, которого называют «ярким бывшим миланским модельером», «преобразовал церковь, обновив ее разрушающийся интерьер и открыв отель, проводя регулярные концерты, транслируемый по телевидению марафон чтения Библии и регулярно привлекая знаменитостей. с нетрадиционным подходом «.

Где находится церковь и особенности посещения

Церковь Санта Мария дель Санто Спирито расположена в южной части исторического центра Флоренции. Перейдя по мосту Понте Веккьо и двигаясь далее по Via de ‘Guicciardini, вы достигните Палаццо Питти. Минуя дворец, следует повернуть направо на небольшую улицу Sdrucciolo de ‘Pitti, которая проходит перпендикулярно площади. Следуя по ней, через два квартала вы окажетесь на площади Санто Спирито с расположенной на ней одноименной базиликой.

Вход в церковь Санто Спирито свободный. Увидеть недоступные для публики все достопримечательности монументального монастырского комплекса позволяет специальный туристический маршрут, который включает в себя посещение ризницы с Распятием Микеланджело, монастыря, трапезной с фреской Андреа Орканья, а также особый вид на два купола и колокольню Санто Спирито.

Режим работы Понедельник-суббота, с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00. Выходной — среда;
Выходные и праздничные дни В воскресные и религиозные праздники с 11.30 до 13.30 и с 15.00 до 18.00.
Адрес Piazza Santo Spirito, 30, 50125 Firenze FI, Италия
Стоимость билетов Для доступа к маршруту требуется благотворительный взнос в размере 2 евро

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Найти и сравнить!

Дата последнего обновления: 21.09.2021
Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru

Северный неф

В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):

  • картина «Сошествие Святого Духа» (Джорджо Вазари)
  • гробница Карло Марсуппини (итал.)русск. (Дезидерио да Сеттиньяно)
  • фреска «Вознесение Марии» (Аньоло Гадди)
  • картина «Оплакивание Христа» (Аньоло Бронзино)
  • картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569)
  • гробница Витторио Фоссомброни (англ.)русск. (Лоренцо Бартолини)
  • картина «Христос и апостол Фома» (Джорджо Вазари, 1572)
  • гробница Лоренцо и Витторио Гиберти (фото)
  • картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1574)
  • гробница Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини)
  • картина «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Нальдини)
  • фрески с изображениями святых (1-я половина XIV века)

Изобразительное искусство

Алтарь и распятие

Ворота в саду с буквами «OPA» для ora pro animis («молиться о душах»).

Художники, чьи работы присутствуют в церкви, включают:

  • Бенедетто да Майано (кафедра; двери Каппелла деи Пацци, со своим братом Джулиано )
  • Антонио Канова (памятник Альфьери)
  • Чимабуэ ( Распятие , сильно поврежденное наводнением 1966 года, сейчас находится в трапезной)
  • Андреа делла Роббиа (запрестольный образ в Капелле Медичи)
  • Лука делла Роббиа (украшение Cappella dei Pazzi)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Марсуппини; фриз Каппелла деи Пацци)
  • Донателло (рельеф Благовещения на южной стене; распятие в левой капелле Барди; Святой Людовик Тулузский в трапезной, первоначально созданный для Орсанмикеле )
  • Аньоло Гадди (фрески в капелле и алтаре Кастеллани; витраж в алтаре)
  • Таддео Гадди (фрески в капелле Барончелли ; Распятие в ризнице; Тайная вечеря в трапезной, считается его лучшим произведением)
  • Джотто (фрески Капеллы Перуцци и правой Капеллы Барди; возможно, Коронация Богородицы , алтарь в Капелле Барончелли , также приписываемый Таддео Гадди)
  • Джованни да Милано (фрески в капелле Ринуччини) со сценами жития Богородицы и Магдалины
  • Масо ди Банко (фрески в Капелле Барди ди Вернио), изображающие сцены из жизни святого Сильвестра (1335–1338).
  • Генри Мур (статуя воина в Primo Chiostro)
  • Андреа Орканья (фрески в значительной степени исчезли во время реконструкции Вазари, но некоторые фрагменты остались в трапезной)
  • Антонио Росселлино (рельеф Мадонны дель Латте (1478 г.) в южном проходе)
  • Бернардо Росселлино (гробница Бруни)
  • Санти ди Тито ( Ужин в Эммаусе и Воскресение , алтарь в северном проходе)
  • Джорджо Вазари (гробница Микеланджело) со скульптурами Валерио Чиоли, Иованни Бандини и Баттисты Лоренци. Дорога на Голгофу, нарисованная Вазари.
  • Доменико Венециано ( СС Иоанн и Франциск в трапезной)

После того, как настоящее время в Капелла Медичи церкви, но теперь разделены между флорентийской Галереи и Вальсеччи музея Багатти в Милане, является полиптиха от Лоренцо ди Никколо , в то время как послушник алтарем по Филиппо Липпи и пределле по Pesellino была написана для новициате часовни церкви .

Джотто Смерть Святого Франциска (начало 1320-х гг.) С удаленной наложением

В капелле Барди можно увидеть « Смерть Святого Франциска» Джотто , произведение, которое было серьезно отреставрировано в 19 веке; эти реставрации были позже удалены, чтобы изучить области, которые окончательно принадлежали Джотто, в результате чего части картины были потеряны.

История

Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. В архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и элементы. Среди построек примыкающего к церкви бывшего монастыря (ныне музея) особый интерес представляет капелла Пацци, построенная по проекту Филиппо Брунеллески. Церковь и помещения бывшего монастыря украшены множеством фресок, картин и скульптур работы Джотто, Донателло и многих других художников и скульпторов.

История базилики

В 1226 году скончался Франциск Ассизский, основатель монашеского нищенствующего ордена, носившего его имя. Спустя два года его причислили к лику святых. И францисканцы возвели в его память небольшую церковь во Флоренции.

Но город хотел иметь большой собор, который бы соответствовал статусу Флоренции, и в 1294 году на месте церкви было начато строительство. Искусствоведы считают, что архитектором был назначен Арнольфо ди Камбио. Средства были пожертвованы богатыми семьями города. Но Ди Камбрио умер, не доведя до конца это строительство.

Возведение собора затянулось надолго, его освятили только в 1443 году, когда во Флоренцию прибыл папа Евгений Четвертый, и храм получил название Санта-Кроче, базилика Святого Креста. Но храм и тогда не был закончен.

В этом храме крестили в 1452 году Леонардо да Винчи.

Храм подняли на несколько метров, и теперь туда ведут восемь ступенек. Базилику в XV веке наконец достроили, но фасад по-прежнему имел незаконченный вид. Известная всей Италии знатная семья Кваратези согласна была дать деньги на завершение работ, но при одном условии, оказавшемся невыполнимым для монахов-францисканцев: на фасаде собора нужно установить герб семьи Кваратези.

И только в середине XIX века Гаэтано Баккани, известный архитектор, завершил оформление фасада. А деньги на эти работы были собраны протестантами, живущими в Англии, и поэтому на соборе укреплена синяя звезда.

Скульптура

XV век

  • Донателло (Благовещение Кавальканти (итал.)русск. в южном нефе, Распятие (итал.)русск. в капелле Барди ди Вернио, Св. Людовик Тулузский (итал.)русск. в музее)
  • Бернардо Росселлино (гробница Леонардо Бруни (итал.)русск.)
  • Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Карло Марсуппини (итал.)русск.)
  • Бенедетто да Майано (англ.)русск. (кафедра () с барельефами, посвящёнными Cвятому Франциску)
  • Антонио Росселлино (гробница Франческо Нори с рельефом кормящей Марии в южном нефе)

XIX век

  • Антонио Канова (гробница Витторио Альфьери (1810))
  • Джованни Дюпре (барельеф «Триумф креста» (1861) в люнете главного портала)

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Капелла Барончелли

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector