Какие проливы и заливы омывают европу

Содержание:

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

Пролив Лонга (146 км)


Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга — американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

Ла-Манш, 578 км

Английский пролив, второе его имя, разделяет побережья Великобритании и Франции. Образовался он сравнительно недавно 200-400 тысяч лет назад в результате крупных наводнений. Ледник, ограничивавший озеро, растаял, и вода затопила перешеек, благодаря которому Британия была полуостровом. Ла-Манш соедини Атлантический океан и Северное море.

Погода здесь переменчивая и опасная. Туманы и штормы – нормальное явление для Ла-Манш. Погодные условия всегда были преимуществом Британского флота.

С 1994 года под проливом действует самый длинный подводный туннель, который соединил две страны: Францию и Великобританию.

Заливы

Аденский залив

Отделяет южное побережье Аравийского полуострова от Африки, а также связывает воды Красного моря с Индийским океаном. Его длина достигает 890 км, а акватория занимает площадь 259 тыс кв. км. Самая глубокая точка залива находится на 4525 м ниже уровня моря.

Персидский залив

Расположен между Аравийским полуостровом и южным берегом Ирана. Его поверхность имеет площадь 239 тыс кв. км, а максимальная глубина равна 102 м. Здесь расположено несколько особенно крупных нефтяных и газовых месторождений, на эксплуатации которых построена экономика местных государств. Из-за непростых отношений Ирана и Саудовской Аравии арабские страны избегают традиционного названия водоема и используют термин «Арабский залив». Вместе с Красным морем считается самым теплым водоемом Мирового океана – здесь была зафиксирована температура воды 35,6 °С.

Оманский залив

Из Персидского залива через Ормузский пролив можно проплыть в Оманский залив. Его площадь оценивается 112 тыс кв. км. Глубина водоема может доходить до 3694 м. Основную часть побережья контролируют Иран на севере и Оман на юг, но также выход к этим водам имеют Пакистан и ОАЭ.

Бенгальский залив

Самый крупный залив на Земле, занимающий площадь около 2,2 млн кв. км. Расположен между восточным побережьем Индии и берегом Мьянмы. Андаманские и Никобарские острова являются границей между заливом и Андаманским морем. Средняя глубина водоема оценивается в 2600 м, а максимальная равна 4694 м.

Сиамский залив

Водоем площадью 320 тыс кв. км расположен между восточным берегом Малаккского полуострова и южным берегом Индокитая. Максимальная глубина достигает 80 м, а средняя оценивается в 45 метров. Является одним из главных туристических центров мира.

Залив Шелехова

Относится к акватории Охотского моря, омывает северо-западный берег Камчатки. Протяженность водоема превышает 650 км, а ширина может доходить до 300 км. В некоторых местах глубина залива доходит до 350 м. Водоем примечателен очень высокими приливами, доходящими почти до 13 м, что позволяет строить в его акватории мощнейшие приливные электростанции. Однако пока энергетический потенциал водоема не используется человеком.

Бохайский залив

Занимает более 77 тыс кв. км у северного побережья Китая. Глубина не превышает 86 м. Так как впадающие в него реки несут много ила, цвет воды водоема – желтый. Примечательно, что под дном пролива, который связывает водоем с Желтым морем, Китай планирует построить тоннель длиной более 90 км, который станет мировым рекордсменом по своей протяженности.

Проливы

Босфор

Соединяет Черное море с Мраморным и является границей между Европой и Азией. На обоих берегах пролива раскинулся город Стамбул, бывший Константинополь. Водоем представляет собой узкую полоску воды толщиной 3,6 км и протяженностью в 30 км. Максимальная глубина – 120 м.

Дарданеллы

Еще один пролив, по которому проходит европейско-азиатская граница. Расположен южнее Босфора и соединяет Мраморное море со Средиземным. Отделяет Галлипольский полуостров от Малой Азии. В древности использовалось название Геллеспонт. Его длина составляет 65 км, а ширина изменяется от 1,5 до 6 км. Максимальная глубина равна 103 м.

Суэцкий канал

Рукотворное сооружение, введенное в эксплуатацию в 1869 году, сегодня считается границей между Азией и Африкой. Построен без шлюзов, поэтому его можно считать проливом. Длина канала равна 160 км. Ширина на уровне воды может достигать 350 м, но на уровне дна не превышает 60 м. Глубина составляет 20 м. Позволяет напрямую проплыть из Средиземного в Красное море.

Баб-эль-Мандебский пролив

В свою очередь, чтобы из Красного моря попасть в Аденский залив и далее в Индийский океан, необходимо пересечь Баб-эль-Мандебский пролив. Его ширина колеблется от 26 до 90 км, а протяженность оценивается в 109 км. Глубочайшая точка водоема находится на 220 м ниже уровня моря.

Ормузский пролив

Соединяет Персидский и Оманский залив, поэтому через него проходит вся нефть, которую государства Персидского залива поставляют на мировой рынок. Его ширина не превышает 54 км, а длина равна 195 км. Глубина может доходить до 229 м. По различным данным, через пролив проходит от 30 до 40% мирового морского экспорта нефти – около 17 млн баррелей в день.

Малаккский пролив

Соединяет акватории Андаманского и Южно-китайского моря. Его протяженность превышает 800 км, а ширина равна 40 км. Глубина водоема может доходить до 113 м. Рядом с выходом из пролива расположен город-государство Сингапур, процветающий за счет обслуживания грузопотока. Пролив отделяет Малайский полуостров от Суматры

Водоем является важной транспортной артерией, через которую ежегодно проходит более 50 тыс судов

Корейский пролив

Отделяет Корею от Японских островов. Длина пролива составляет 324 км, в самом узком месте ширина превышает 180 км. В центре водоема находится остров Цусима. Он делит акваторию пролива на два более мелких пролива – Западный и Восточный проход.

Татарский пролив

Отделяет от Азии остров Сахалин. Ширина пролива сокращается от 324 км в его южной части до 7,3 км на севере, в проливе Невельского. Длина водоема оценивается в 663 км. Существует множество проектов по строительству моста, дамбы или тоннеля через пролив, однако до сих пор ни один из них не реализован.

Берингов пролив

Отделяет Азию от Америки, а также соединяет Северный Ледовитый и Тихий океан. Также через него проходит линия перемены дат и морская граница России и США. Ширина водоема достигает 86 км. Глубина в проливе доходит до 91 м. Считается, что именно через Берингов пролив первые люди смогли попасть в Америку, так как 10 тысяч лет назад уровень воды в Мировом океане был значительно ниже.

Климат и география

В период палеогена наблюдалось устойчивое снижение температуры климата Земли, в сравнении с предшествующим меловым периодом. Лед начал формироваться как на Северном, так и на Южном полюсах, и сезонные изменения были более выраженными в северном и южном полушариях, что оказало значительное влияние на жизнь растений и животных. Северный суперконтинент Лавразия постепенно разделился на Северную Америку на западе и Евразию на востоке, а южный суперконтинент Гондвана продолжал разделятся на Южную Америку, Африку, Австралию и Антарктиду, и все они медленно дрейфовали к их нынешним позициям.

Физико-географическая характеристика:

Общие сведения:

Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге. Граница с Атлантическим океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод)). Граница с Тихим океаном проходит: южнее Австралии — по восточной границе Бассова пролива до острова Тасмания, далее по меридиану 146°55’ в.д. до Антарктиды; севернее Австралии — между Андаманским морем и Малаккским проливом, далее по юго-западному берегу острова Суматра, Зондскому проливу, южному берегу острова Ява, южным границам морей Бали и Саву, северной границе Арафурского моря, юго-западным берегом Новой Гвинеи и западной границе Торресова пролива. Иногда южную часть океана, с северной границей от 35° ю. ш. (по признаку циркуляции воды и атмосферы) до 60° ю. ш. (по характеру рельефа дна), относят к Южному океану, который официально не выделяется.

Моря, заливы, острова:

Площадь морей, заливов и проливов Индийского океана составляет 11,68 миллионов кв. км (15 % от общей площади океана), объём 26,84 миллионов куб. км (9,5 %). Моря и основные заливы располагающиеся вдоль побережья океана (по часовой стрелке): Красное море, Аравийское море (Аденский залив, Оманский залив, Персидский залив), Лаккадивское море, Бенгальский залив, Андаманское море, Тиморское море, Арафурское море (залив Карпентария), Большой Австралийский залив, море Моусона, море Дейвиса, море Содружества, Море Космонавтов (последние четыре иногда относят к Южному океану).

Некоторые острова — например, Мадагаскар, Сокотра, Мальдивские — являются фрагментами древних материков, другие — Андаманские, Никобарские или остров Рождества — имеют вулканическое происхождение. Крупнейший остров Индийского океана — Мадагаскар (590 тысяч кв. км). Крупнейшие острова и архипелаги: Тасмания, Шри-Ланка, архипелаг Кергелен, Андаманские острова, Мелвилл, Маскаренские острова (Реюньон, Маврикий), Кенгуру, Ниас, Ментавайские острова (Сиберут), Сокотра, Грут-Айленд, Коморские острова, острова Тиви (Батерст), Занзибар, Симёлуэ, острова Фюрно (Флиндерс), Никобарские острова, Кешм, Кинг, острова Бахрейн, Сейшельские острова, Мальдивские острова, архипелаг Чагос.

История формирования океана:

В раннеюрское время древний суперконтинент Гондвана начал раскалываться. В результате образовались Африка с Аравией, Индостан и Антарктида с Австралией. Процесс завершился на рубеже юрского и мелового периодов (140—130 миллионов лет назад), и начала образовываться молодая впадина современного Индийского океана. В меловой период дно океана разрасталось за счёт перемещения Индостана к северу и сокращения площади океанов Тихого и Тетиса. В позднемеловое время начался раскол единого Австрало-Антарктического материка. В это же время в результате образования новой рифтовой зоны Аравийская плита откололась от Африканской, и образовались Красное море и Аденский залив. В начале кайнозойской эры прекратилось разрастание Индийского океана в сторону Тихого, но продолжилось в сторону моря Тетис. В конце эоцена — начале олигоцена произошло столкновение Индостана с Азиатским континентом.

Сегодня движение тектонических плит продолжается. Осью этого движения являются срединно-океанические рифтовые зоны Африканско-Антарктического хребта, Центрально-Индийского хребта и Австрало-Антарктического поднятия. Австралийская плита продолжает движение на север со скоростью 5—7 см в год. В том же направлении со скоростью 3—6 см в год продолжает движение Индийская плита. Аравийская плита движется на северо-восток со скоростью 1—3 см в год. От Африканской плиты продолжает откалываться Сомалийская плита по Восточно-Африканской рифтовой зоне, которая движется со скоростью 1—2 см в год в северо-восточном направлении. 26 декабря 2004 года в Индийском океане у острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия), произошло самое крупное за всю историю наблюдений землетрясение магнитудой до 9,3. Причиной послужил сдвиг около 1200 км (по некоторым оценкам — 1600 км) земной коры на расстояние в 15 м вдоль зоны субдукции, в результате чего Индостанская плита сдвинулась под Бирманскую плиту. Землетрясение вызвало цунами, принёсшее громадные разрушения и огромное количество погибших (до 300 тысяч человек).

Береговая линия Мирового океана

Для береговой линии океана характерно наличие заливов, лагун, бухт, эстуариев впадающих рек, полуостровов, кос, лиманов, пляжей или клифов и других форм рельефа.

Заливы

Заливы – это части океана или моря, вдающиеся в сушу, но не отделённые от него подводными порогами (поднятиями). Самый большой по площади залив – Бенгальский, а самый глубокий – Бискайский. В зависимости от происхождения, строения берегов и формы заливы имеют различные, зачастую местные названия:

  • фьорды – норвежское название длинных узких, глубоко вдающихся в сушу морских заливов, образовавшихся в результате затопления морем долин бывшего ледника. Многие из них очень глубокие. Примерами типичных заливов могут быть фьорды Норвежского моря. Викинги на своих кораблях прятались в них и, затаившись, ждали жертв для нападения;
  • бухты – небольшие спокойные участки моря, с трёх сторон отделённые от открытых вод скалами, выступами берегов или островами и защищённые ими от ветра и волн. Образуются они в результате вымывания волнами мягкого скального или глинистого грунта. Примерами бухт могут служить Севастопольская и Балаклавская в Чёрном море, Золотой Рог в Японском море;
  • лагуны – мелководные участки моря, отделённые от него коралловым рифом, косой или баром. От других заливов они отличаются большей степенью изолированности от моря. Часто лагуны встречаются внутри атоллов;
  • лиманы – заливы, отделённые от моря песчаной косой (пересыпью). Обычно это затопленные участки ближайших к морю речных долин (Днепровский, Днестровский лиманы на побережье Чёрного моря). Различают лиманы открытого типа (эстуарного) – постоянно обменивающиеся водами с морем, и закрытого типа (лагунного). На режим лимана в значительной степени оказывает влияние река, которая в него впадает;
  • губы – распространённое на севере России название заливов, образованного работой крупных рек. Они глубоко вдаются в сушу (Невская в Финском заливе, Обская в Карском море).

Фьорд Люсе, Норвегия

Исторически сложилось, что некоторые моря отнесены к заливам (Персидский, Мексиканский, Бенгальский, Гудзонов), а заливы — к морям, хотя по своему режиму должны быть названы заливами (море Бофорта, море Линкольна и др.).

Проливы

Проливы – это сравнительно узкие части мирового океана, разделяющие материки или острова и соединяющие между собой океаны или моря. Самый широкий и глубокий – пролив Дрейка (средняя ширина и глубина, соответственно, 986 км и 3111 км), самый длинный – Мозамбикский пролив – 1760 км. Проливам присущ свой особый гидрологический режим, особая система течений. Проливы, соединяющие два океана, не разделяются между ними, а относятся к одному из них.
Искусственные проливы называются каналами. Например, Суэцкий и Панамский каналы.

Гибралтар

Заливы Евразии

Бискайский залив

Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.

Финский залив

Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.

Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.

Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».

Ботнический залив

Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.

Персидский залив

Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.

Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.

Оманский залив

Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.

Бенгальский залив

Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.

Сиамский залив

Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.

Залив Шелихова

Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.

Бохайский залив

Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.

Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.

Мне нравится2Не нравится

Малый Бельт (500 м)

Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

Пролив Басса (240 км)


Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий — средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.

Международные проливы в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года.

Обычное право, касающееся международных проливов, обобщенное в деле Канала Корфу, было кодифицировано в статье 16.4 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, в которой говорится:

В данном тексте рассматриваются два отдельных вопроса: во-первых, какие виды водных путей квалифицируются как международные проливы, к которым должен применяться специальный режим, а во-вторых, каков этот режим. Что касается водных объектов, соединенных проливами, то существует две группы проливов: первая – связывающая открытое море с открытым морем – всеми специалистами, основываясь на примере Дела об инциденте в Канале Корфу, рассматривается как часть обычного права. Однако некоторые авторы утверждают, что вторая группа проливов – соединяющая открытое море с территориальным морем иностранного государства, является нововведением Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и не исходит из правового обычая.

Что касается функционального элемента в определении – «служат для международного судоходства», то в его основе лежит Дело об инциденте в Канала Корфу, но тут возникают сложности. Трудно установить критерий частоты использования, требуемый для того, чтобы конкретный проход можно было рассматривать как «служащий для международного судоходства» (Дело об инциденте в Канале Корфу, п. 28). Кроме того, непросто получить полную и достоверную информацию о движении судов через пролив.

Рассматривая статью 16.4 Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне совместно с решением МС по Делу об инциденте в Канале Корфу, можно отметить, что правовой режим международных проливов в территориальном море иностранного государства отличается от режима обычного территориального моря в трех отношениях:

  1. в то время как прибрежное государство может временно приостанавливать действие права мирного прохода в своем территориальном море по соображениям безопасности и без дискриминации среди иностранных судов, осуществление права мирного прохода через пролив не может быть приостановлено;
  2. в то время как существуют различные мнения по поводу того, применяется ли в обычном территориальном море право мирного проход только к торговым судам или в равной степени и к военным, но то, что в проливах военные суда пользуются этим правом – прочно установившаяся норма;
  3. в то время как в отношении обычных территориальных морей вопрос о том, как определить, является ли проход «мирным» – лишь на основании объективных факторов, то есть в зависимости от поведения судна при прохождении, либо возможны субъективные соображения прибрежного государства, остается открытым, в отношении прохода через пролив справедливы только объективные критерии.

Большой Бельт (11 км)

На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него – острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.

Малаккский, 937 км

Располагается в Азии и отделяет Малайский полуостров от индонизийского острова Суматра. Малаккский пролив длиной почти километр имеет большое экономическое и стратегическое значение. По нему перевозят тонны грузов из Китая в Индию и прилегающие страны, а количество товаров составляет пятую часть всего мирового товарооборота.

Основные трудности путешествия по проливу связаны с высокой экономической ценностью этих вод. В начале 2000-х здесь бесчинствовали пираты, они захватывали в год более 70 судов. Если бы один из атакованных кораблей встал на мелководье, это привело бы к остановке движения и колоссальному кризису. Поэтому были приняты меры по охране безопасности в проливе. И хоть пираты никуда не исчезли, нападений стало значительно меньше.

Вторая проблема – дым от лесных пожаров. Он снижает видимость до 200 м и дает фору пиратам и террористам.

Таганрогский залив

Залив, на берегу которого стоит одноименный город. Находится на северо-востоке Азовского моря. Имеет длину в 140 км. Водоем неглубокий, средняя глубина меньше 5 метров, что ограничивает размер кораблей, пользующихся портами Таганрогского залива. Самая крупная река, впадающая в него – это Дон. Из-за этой реки восточная часть водоема значительно более пресная, чем западная часть.

Проливы и заливы, омывающие Россию, являются ценными водными ресурсами, которые в отдаленном будущем могут быть использованы для развития экономики страны. Ряд заливов обладает огромным гидрологическим потенциалом, позволяя получать колоссальные объемы электроэнергии, а строительство мостов и туннелей через проливы позволит обеспечить важнейшие транспортные коридоры мира, соединяющие Японию и Северную Америку со странами Евразии. Впрочем, все эти проекты требуют невероятных инвестиций и вряд ли будут реализованы в ближайшие десятилетия.

Тайваньский пролив (130 км)

В прошлом этот пролив, отделяющий остров Тайвань от Азиатского континента, назывался Формозским. Он начинается у Южно-Китайского моря, а заканчивается в Восточно-Китайском море. Пролив имеет большой перепад глубин на фарватере – от 60 м до 1773 м. Материковая береговая линия пролива изрезана заливами, а возле неё есть множество островов, зато берег острова Тайвань имеет ровную береговую линию. На юге пролива находится архипелаг Пэнху. Правительство континентального Китая предложило строительство под проливом транспортного тоннеля длиной в пределах 127-207 километров – в любом случае, если планы будут реализованы, то это получится длиннейший подводный железнодорожный тоннель на планете.

Пролив Лонга (146 км)

Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга – американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

Океаны

Океан (от имени древнегреческого божества Океана) — крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. 

Площадь поверхности Мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 % поверхности Земли (около 361 млн км²). 

Список океанов

Океан Площадь, млн км² Объём, млн км³ Средняя глубина, м Наибольшая глубина, м Моря
Тихий 169,2 710 4280 11 022 (Марианский жёлоб) Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Сулу, Филиппинское, Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тасманово
Атлантический 91,6 329,7 3600 8742 (жёлоб Пуэрто-Рико) Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив
Индийский 73,556 292,1 3890 7725 (Зондский жёлоб) Андаманское, Аравийское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив, Персидский залив
Северный Ледовитый 14,75 18,1 1225 5527 (в Гренландском море) Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна; Гудзонов залив
Южный* 20,327 72,37 3270 8264 (Южно-Сандвичев жёлоб) Море Лазарева, Море Рисер-Ларсена, Море Космонавтов, Море Содружества, Море Дейвиса, Море Моусона, Море Дюрвиля, Море Сомова, Море Росса, Море Амундсена, Море Беллинсгаузена, Море Скоша, Море Уэдделла

*Традиционно одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять. В публикациях Международной гидрографической организации Южный океан из состава Атлантического, Индийского и Тихого был выделен в 1937 году. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались. В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла вариант разделения на пять океанов, но данное решение пока не прошло ратификацию и поэтому юридически остаётся лишь 4 океана. 

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

Проливы и заливы субконтинента

Гудзонов залив расположен на северо-востоке Канады и считается внутренним морем. Он соединяется Ледовитым океаном через залив Фукс и имеет площадь 1.23 млн км2, с глубиной до 258 м. Самый теплый водоем субконтинента — Мексиканский залив, площадью 1.6 км2 граничит с юго-западной частью североамериканской территории и относится к внутренним водам Атлантического.

Залив Аляска омывает южное побережье Аляски. Прибрежная линия залива пересеченная, с множеством островов, образующих архипелаг Александра в честь российского императора, который стал инициатором продажи полуострова американцам.

Залив святого Лаврентия омывает восточные берега субконтинента, в районе, где одноименная река впадает в Атлантику. Он считается наибольшим судоходным эстуарием в мире с площадью в 263 тыс. км2.

Берингов пролив образует морскую границу между евразийским и североамериканским континентами, а также между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Ширина водораздела достигает 86 км. Считается, что 11000 лет назад тут не существовало воды, а был Берингов перешеек, по которому первопроходцы попали в Америку из Евразии, основали в тех местах коренные поселения.

Пролив Шелихова — еще одно из многочисленных названий на карте континента, говорящее об участии России в освоении этой территории. Он назван в честь Григория Шелихова, основоположника Российско-американской компании, занимавшейся освоением Севера. Водоем изолирует полуостров Аляска от 2-х островов — Кадьяк и Афогнак, находящихся южнее.

Заключение.

Режим международных проливов претерпел существенные изменения в ходе истории. В отдаленном прошлом серьезной проблемой была необходимость оплаты сборов, взимаемых прибрежными государствам за проход судов. В дальнейшем на передний план выдвигаются вопросы свободы судоходства

С недавних пор важное значение стало уделяться проблемам загрязнения морской среды нефтетанкерами и судами с ядерными двигателями. В прошлом веке наблюдалась тенденция к либерализации права прохода через международные проливы в мирное время, и можно предположить, что в будущем данная тенденция сохранится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector