Остров пасхи: «таинственный рапа-нуи» ?

Раскопки на острове

Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.

В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.

Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.

Занятия и праздники древних рапануйцев

Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.

Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.

Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.

Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.

Исчезновение цивилизации

В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.

Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Истуканы острова Пасхи

У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».

До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.

Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.

Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.

В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.

В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.

На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.

Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Символ Юникода

Этот раздел содержит . Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вместо предполагаемых символов.

В 2010 году моаи был включен в качестве эмодзи «мойай» () в Unicode версии 6.0 под кодовым знаком «Японская каменная статуя, такая как Моаи на острове Пасхи».

Официальное имя смайлика в Unicode пишется «moyai», поскольку на самом деле смайлик изображает статую Moyai   возле станции Shibuya в Токио. Статуя Мояи была вдохновлена ​​моаи, а название статуи было получено из сочетания моаи и японского слова moyai (催 合 い) «помогать друг другу» .

Поскольку Unicode принял проприетарные эмодзи, первоначально использовавшиеся японскими операторами мобильной связи в 1990-х годах, разные компании использовали несогласованные рисунки для этих эмодзи с собственными изображениями эмодзи, изображающими моаи или статую Мойя. Изначально смайлы Google и Microsoft напоминали статую Мояи в Токио, но позже смайлики были изменены, чтобы напоминать моаи.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Письмо и символы.

Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.

Рис. 8

Из книги АллатРа:

У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в «шнурковом колдовстве». Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:

  • эскимосы;
  • индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
  • все африканские народы;
  • островные племена Океании;
  • исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.

В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.

На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.

Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.

Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

• карьер Рано Рараку;• святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

В книге АллатРа (рекомендую к прочтению для пытливых умов) дано много знаний в разных областях жизни, но эти знания, на мой взгляд, приоткрывают завесу неизвестного и служат лишь указателем направления поиска для ищущих истину. На сайте «Точка зрения» недавно появился целый цикл статей про наиболее древние архитектурные сооружения на планете, а также культовые постройки древних. В этих текстах они были рассмотрены с точки зрения исконных знаний из Аллатры и являлись своего рода продолжением поднятых в книге вопросов старинной символики. Раскрывая тему острова Пасхи, напрашивается вопрос, а, собственно, зачем на небольшом участке суши посреди Тихого океана кому-то понадобилось вырезать из камня статуи огромного размера? Если это были простые идолы для поклонения, как утверждают многие официальные историки, то почему бы не вырезать их из той же пальмы или, на худой конец, из той же вулканической породы, но размером с обыкновенного современного человека? И быстрее, и легче транспортировать, да не то что легче, но и понятней, каким образом вообще осуществлялся данный процесс. На сегодняшний день существует множество предположений и гипотез, как многотонные статуи перемещались с места изготовления к месту, где они сейчас находятся.

Таинственная тетрадь.

Как-то раз Тур Хейердал решил навестить на острове Пасхи одну лачугу. Владелец хижины утверждал, что у него есть некая тетрадь, написанная еще его дедом, который был в курсе тайны кохау ронго-ронго. В ней отображены основные иероглифы древней письменности, а также расшифровка их значения, обозначенная латинскими буквами. Но когда тетрадь попробовал изучить ученый, Эстебан незамедлительно ее скрыл. В скором времени после этого события свидетели утверждают, что видели, как он в небольшой лодке уплывал к острову Таити. Вероятней всего, тетрадь тоже была с ним. С тех пор об Эстебане никто ничего не слышал. Поэтому что стало с тетрадью также не понятно.

Как-то раз миссионеры заметили удивительное сходство письменности, существовавшей на острове Пасхи с иероглифами Древнего Египта. При этом оказалось, что сто семьдесят пять знаков кохау ронго-ронго абсолютно идентичны с начертаниями Индостана. А их сходство с древнекитайской письменностью установил австрийский археолог Роберт Тельдерн в 1951 году. Американские и немецкие ученые убеждены, что когда-то существовавшая в Полинезии письменность чудом не потерялась и осталась на острове Пасхи.

Необычная традиция туземцев добиваться отвисающих мочек ушей свидетельствует о почитании возможностей острого слуха, который в свое время был основным достоинством лемурийцев. Именно они могли улавливать такие звуки, которые для современного человека абсолютно непостижимы.

О таком удивительном слухе еще упоминалось в книге «Фрагменты забытой истории». Там утверждалось, что такие физические данные возникали благодаря совершенствованию духа. Им были доступны звуки, которые мы слышать не способны, и в этом было их счастье. Именно в качестве почитания такого дара предшествующие поколения лемурийцев награждали себя отвисающими мочками ушей. Таким образом они хотели походить на своих дальних предков.

Кто открыл остров Пасхи

В 1722 г. на остров Пасхи впервые ступила нога европейца. Им оказался нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен. В тот день христиане отмечали Пасху, благодаря чему Рапануи стали называть «островом Пасхи».

В 1774 г. остров Пасхи посетил капитан Джеймс Кук. Он надеялся увидеть на нем множество людей, поскольку, по словам Роггевена, остров населяло около 20000 человек. Однако Кук с трудом насчитал 4000 жителей, ютившихся в пещерах.

Позже археологам удалось найти этому объяснение. Дело в том, что после отплытия голландцев на острове стало рождаться все больше людей, что привело к голоду.

Аборигены продолжали изготавливать истуканов, в связи с чем уничтожили почти все деревья. Помимо этого, несколько неурожайный лет подряд еще больше усугубили положение. Между племенами начались кровопролитные войны.

В 1862 г. на остров Пасхи приплыли перуанские воины и поработили почти 1000 островитян. После этого местных жителей продолжали забирать в рабство, отправляя их в Перу.

Положением на 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. В 1888 г. он вошел в состав Чили. Интересен факт, что вплоть до 1966 г. на острове Пасхи отсутствовало самоуправление.

Столицей острова является Анга-Роа, где находится 6 чиновников и аэропорт «Матавери». Главным источником дохода населения по-прежнему остается туризм. В связи с этим в городе работают несколько гостиниц.

Когда приезжать на остров Пасхи

Посещать остров Пасхи лучше всего с октября по апрель. В этот период средняя температура составляет около 25 °С, а вода в океане прогревается до 22 °С. В другие месяцы здесь идут ливни и дуют ветра.

Пляжи острова Пасхи

Местные пляжи считаются одними из самых комфортных в Чили, в связи с чем на берегу острова всегда много отдыхающих. Наибольшей популярностью пользуется пляж Анакена.

Рядом с ним растут высокие пальмы, безмолвно стоят моаи и лежит песок, который при намокании приобретает розовый оттенок.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Этот праздник проходит в конце января. В данный период островитяне наблюдают за состязанием танцевально-музыкальных ансамблей. Кроме этого на фестивале избирается Королева.

Победительницей становится девушка, которая не только отличается красотой, но и родственникам которой удается выловить наибольшее количество рыбы и соткать самое длинное полотно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector