Исаакиевский собор. как маятник фуко в соборе стал символом борьбы между наукой и религией?

Содержание:

Исаакиевский собор при царизме

Архитектора Огюста Монферрана и возведение его детища, нового, четвертого по счету, построенного на этом же месте, кафедрального собора в честь Исаакия Далматского, контролировал сам император Николай I. Начатые в 1818 году проектные работы, внесение исправлений в первоначальный вариант и само строительство храма продолжались 40 лет.

Торжественное освящение собора 30 мая 1858 года посетила семья императора Александра II. Величественное здание поражало своими размерами и красотой как снаружи, так и внутри. Были выстроены в параде войска. Для народа на двух прилегающих площадях поставили трибуны. Это был великий праздник для всего Санкт-Петербурга.

Вскоре здание было передано в руки Министерства внутренних дел и с 1883 года находилось в двойном подчинении: православному ведомству – в «хозяйственном отношении», Министерству – в «технико-художественном». На неоднократные просьбы митрополитов обеих столиц передать Исаакиевский собор в единоличное управление духовенства звучал решительный отказ.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время

Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей

Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея

Святыни

В дореволюционное время храм Исаакия Далматского служил хранилищем для почитаемых православных святынь. В их число входили:

  • крест с частичками от животворящего древа Господнего
  • иконы – Тихвинской Пресвятой Богородицы, Корсунской Богоматери, Спаса Нерукотворного, св. Пантелеймона с частицами его мощей
  • рака с мощами Андрея Первозванного

Помимо религиозных атрибутов, в церкви сберегались воинские реликвии:

  • знамя ополченцев Отечественной войны 1812 г.
  • 4 стяга петербургского ополчения 1855-1856 гг.

Лик Тихвинской Богоматери, по преданию, был создан св.Лукой. Он представляет деву Марию в образе Путеводительницы. На руках матери изображен младенец Иисус, держащий свиток в руке. Чудотворная икона служила одним из главных оберегов русских земель. Ежегодно ее обносили во время крестного хода по всем территориям государства Российского. Тихвинским образом был благословлен на царствование первый монарх из династии Романовых- Михаил Федорович. Икону высоко ценил Иван Грозный.

По его повелению она была перенесена из города Тихвин в Москву. Иван Грозный считал Богородицу своей заступницей и приказал сделать копии иконы, которые передавались в разные храмы. Подлинное изображение было вывезено из СССР в годы войны. С 1950 по 1995 гг. она находилась в США и была торжественно возвращена Русской Православной Церкви.

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы музея: Пн, Вт, Чт, Сб, Вс – с 10:00 до 18.00; среда – выходной день. С 1.05 по 30.09 музей также открыт в вечернее время с 18.00 до 22.30 все дни, за исключением среды. Стоимость билетов для взрослых – 250 рублей, для лиц от 7 до 18 лет, пенсионеров, студентов вузов РФ и Белоруссии стоимость входа – 50 рублей, небольшую привилегию имеют также обладатели карты ISIC, для них стоимость входа – 150 рублей.

Существует также категория граждан, для которой вход абсолютно бесплатный. Ознакомиться с информацией подробнее можно здесь. Билеты на нужную дату за полную стоимость лучше всего приобретать заранее на официальном сайте. Это поможет сэкономить ваше время. Если же вы, например, студент, то придется постоять в очереди в кассу. Касса находится неподалеку от самого собора, как только увидите большую очередь – вам туда. Работа касс обычно прекращается за полчаса, за полчаса вас также перестанут пускать в собор. Советую рассчитывать свое время заранее и выделить на посещение этой достопримечательности хотя бы полтора часа, а если не планируете покупать билет заранее, то лучше два. Как только вы окажетесь внутри Исаакия, сразу поймете, почему ему присвоили статус музея. Здесь вы будете окружены красотой, а подняв голову, увидите восхитительный потолок. Меня редко впечатляют убранства каких-либо соборов, но Исаакий покорил мое сердце, и я обязательно вернусь сюда еще не один раз.

История создания Исаакиевского собора

Основан Исааакиевский собор в 1710 году, российским императором Петром Великим. По указу монарха в 1710 году был издан указ, по которому вблизи Санкт-Петербургского Адмиралтейства намечалось строительство храма в честь византийского канонизированного монаха Исаакия Далматского. Изначально на месте будущей святыни размещалась адмиралтейская чертёжная, которая была реконструирована и на её месте появилась рубленая церковь, ставшая оплотом будущего собора. В 1717 согласно указа Петра Первого проходило обустройство каменными храмами и церквями столицы государства Российского, новому плану обустройства подверглась и Исаакиевская церковь.

Так, через 10 лет завершилась «генеральная реконструкция» церкви, после чего она преобразилась в лучших чертах петровского барокко. Интересно заметить, что за всё время десятилетней модернизации руководили работами три разных архитектора.

В 1761 году по указу городского сената, была принято решение о необходимости переноса святыни (в то время он находился на месте площади, где сегодня воздвигнут памятник — «Медный всадник»). Причиной тому стало непрочное основание фундамента здания на подмываемых грунтах, вследствие чего ежегодно происходило частичное разрушение церкви, что вынуждало городские власти выделять значительные средства на его ремонт. Однако фактическое начало работ по строительству «третьей» Исаакиевской церкви произошло лишь в 1768 году с личного одобрения императрицы Екатерины Второй.

По изначальному проекту Исаакиевская церковь должна была стать роскошным собором с мраморным фасадом и пятью куполами с сусальным золотом. Сама же архитектурная концепция здания отличалась сложным и уникальным проектом, отличавшимся роскошью и изяществом характерных концу 18-го века. Из-за смерти императрицы и неожиданной смены архитектора верхняя часть собора была достроена в спешке. Что повлекло диссонанс внешнего облика здания, в виду плохого сочетания роскошного мраморного основания с великолепными узорами и грандиозными элементами фасада с простой кирпичной надстройкой и одним купольным возвышением (менее высоким, чем планировалось заранее), выполненной согласно упрощённого проекта нового архитектора.

Освящен храм был лишь в 1802 году, однако, неудовлетворительный внешний облик и плохое сочетание с общим архитектурным обликом столицы мотивировало власти на создание проекта реконструкции собора, который был составлен в 1809 году. Его создателем был французский архитектор О. Монферран, проект которого получил одобрение в 1818 году, длительность процесса одобрения объяснялась требованиями императора Александра Первого желавшего сохранить отдельные части собора, в частности алтарную зону. Также произошло значительное увеличение собора и изменение его внешних очертаний и общего стиля исполнения. В ходе строительства проект неоднократно подвергался различным видоизменениям, так появился огромный центральный купол с окружающими его четырьмя более мелкими куполами, вместо пяти одинаковых куполов. Однако, невзирая на это общий колорит здания и его архитектурный облик не потеряли своей уникальности, и в 1858 году состоялась новое освящение Исаакиевского собора.

Судьба храма после революции

До 1922 года Исаакиевский собор являлся кафедральным собором Русской Православной церкви, после чего этот статус был отменён, а в 1923 году его передали «обновленцам», поддерживающим советскую власть.

В июне 1928 года Исаакиевский собор закрыли для прихожан.

В 1931 году в его стенах был организован Государственный антирелигиозный музей, один из первых в стране.

С 1948 года работает как музей «Исаакиевский собор».

С 1990 года в Исаакиевском соборе проводятся церковные службы.

Гироскоп Фуко

Чтобы продемонстрировать вращение прямо, а не косвенно через качающийся маятник, Фуко использовал гироскоп (слово, придуманное Фуко в 1852 году) в эксперименте 1852 года. Внутренний кардан гироскопа Фуко был уравновешен на ножевых подшипниках на внешнем кардане, а внешний кардан был подвешен на тонкой резьбе без скручивания таким образом, что нижняя точка поворота почти не несла веса. Гироскоп был раскручен до 9000–12000 оборотов в минуту с помощью ряда шестерен перед установкой в ​​нужное положение, что было достаточным временем, чтобы сбалансировать гироскоп и провести 10 минут экспериментов. За прибором можно было наблюдать либо в микроскоп с точностью до десятых долей градуса, либо по длинной стрелке. Еще как минимум три копии гироскопа Фуко были изготовлены в удобных дорожных и демонстрационных боксах, а копии сохранились в Великобритании, Франции и США. Гироскоп Фуко стал проблемой и источником вдохновения для опытных любителей науки, таких как Д. Б. Адамсон .

История возникновения Исаакиевского собора

Думаю, будет интересно узнать, что то здание, которое открыто для нашего взора сейчас, четвертое по счету. Самый первый храм был деревянным и строился по приказу Петра I в 1707 году. Другие два были каменные. Но, к счастью или к сожалению, сейчас мы знакомы с абсолютно другим зданием, на мой взгляд, уникальным. Собор был построен французским архитектором Огюстом Монферраном, которому предсказывали скорую смерть по окончании строительства, многие шутили, что именно поэтому Исаакий строится десятки лет. Архитектор действительно умер вскоре после освящения храма – 10 июля 1858 – и, вопреки европейской традиции, не был похоронен в построенном им соборе. Его захоронение находится в Париже на кладбище Монмартр. Официально храм был открыт лишь в конце мая 1858 года в присутствии Александра II и царской семьи. В строительстве Исаакия приняли участие более 400 тысяч крестьян, около четверти из них, исходя из документов тех лет, погибли за время строительства, многие в результате несчастного случая. Благодаря всем, кто в той или иной мере был причастен к строительству, наше поколение видит сейчас поистине уникальный памятник архитектуры невообразимой красоты. Собор выполнен в стиле неоклассической архитектуры, а его высота составляет 102 метра.

Режим работы Исаакиевского собора

Вход в музей возможен только в гигиенических масках и регламентирован временным интервалом в 15 минут. Администрация музея имеет право изменить данный интервал в зависимости от заполняемости соборов. При посещении объектов музея необходимо следовать обозначенному однонаправленному маршруту осмотра, придерживаясь рекомендаций специалистов музея и соблюдая нормы социального дистанцирования (1,5–2 метра).

Программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также выставка «Чтобы помнили…» временно недоступны.

Музей-памятник «Исаакиевский собор» работает круглый год, с 10:30 до 18:00.

В высокий туристический сезон, то есть с 1 мая по 30 сентября, проходят вечерние программы. В это время возможен вход позже, до 21:00, но без экскурсионного обслуживания. Закрытие комплекса – в 21:30.

Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы собора.

Среда – выходной день, в любое время года.

Время работы колоннады и смотровой площадки Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора открыта с 10:00 до 18:00, в высокий сезон (с 1 мая по 30 сентября) – до 21:30. Вход для посетителей и кассы закрываются за полчаса до конца рабочего дня.

С 1 мая по 30 сентября колоннада открыта ежедневно. В другое время, то есть с 1 октября по 30 апреля, каждая третья среда месяца – выходной день.

Интересные факты об Исаакиевском соборе

  • На кафедре собора впервые в Санкт-Петербурге основали Общество проповедников.
  • В процессе золочения куполов храма от отравления ртутными испарениями погибло шестьдесят мастеров, а всего в сооружении собора приняло участие около четырехсот тысяч человек.
  • По одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку Монферрану предсказали смерть после возведения собора. Архитектор умер в течение месяца после завершения главного проекта своей жизни.
  • Фотографии возведения собора были одними из первых кадров, сделанных в России.
  • При строительстве применили одну из инновационных технологий – гальванопластику. Таким образом, впервые в мировой архитектуре удалось разместить статуи из меди на значительной высоте от земли.
  • В советские времена открыли антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе – это был один из первых музеев такого рода в стране.

Колоннада

В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.

Верхняя колоннада

При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:

  • высота – 14 м;
  • вес – 64 – 114 т.

Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:

  • основание (база)
  • длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
  • капитель (венец в виде растительного орнамента)

Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:

  • южная – для входа
  • северная – для выхода

Нижняя колоннада

Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.

Оригинальный маятник Фуко

Гравюра с маятником Фуко, 1895 г.

Маятник Фуко в COSI Columbus сбивает мяч

Маятник Фуко в Пантеоне, Париж

Первая публичная выставка маятника Фуко состоялась в феврале 1851 года на меридиане Парижской обсерватории . Несколькими неделями позже Фуко сделал свой самый известный маятник, когда подвесил 28-килограммовый (62 фунта) свинцовый боб с латунным покрытием на 67-метровой проволоке на куполе Пантеона в Париже . Собственный период маятника составлял приблизительно секунды. Поскольку широта его местоположения была = 48 ° 52 ‘северной широты, плоскость качания маятника сделала полный круг примерно за 31,8 часа (31 час 50 минут), вращаясь по часовой стрелке примерно на 11,3 ° в час.
2πлграмм≈16,5{\ displaystyle 2 \ pi {\ sqrt {\ frac {l} {g}}} \ приблизительно 16,5}ϕ{\ displaystyle \ phi \,}23час56′грех⁡ϕ{\ displaystyle {\ frac {23h56 ‘} {\ sin \ phi}}}

Оригинальный каре, который использовался в 1851 году в Пантеоне, был перемещен в 1855 году в Консерваторию искусств и ремесел в Париже. Вторая временная установка была сооружена к 50-летнему юбилею в 1902 году.

Во время реконструкции музея в 1990-х годах оригинальный маятник был временно выставлен в Пантеоне (1995), но позже был возвращен в Музей искусств и ремесел, прежде чем он снова открылся в 2000 году. Музей искусств и ремесел сломался, причинив непоправимый ущерб маятнику и мраморному полу музея. Исходный, теперь поврежденный маятник отображается в отдельном ящике рядом с текущим маятниковым дисплеем.

Точная копия оригинального маятника работает под куполом Пантеона в Париже с 1995 года.

История строительства

Собор св. Исаакия Далматского представляет собой эталон классического стиля в архитектуре. Его правильные формы и строгое убранство соответствуют духу Санкт-Петербурга.

Первая церковь

По распоряжению Петра I рядом с Адмиралтейством был выделен участок для небольшой церкви. Она предназначалась для работников верфи. Под храм решили переоборудовать чертежный сарай. Работами руководил архитектор из Голландии Герман ван Болес.

Одноэтажное здание увенчали шпилем и возвели небольшой купол над алтарным пространством. Богослужения в церкви начались в 1710 г. На службах часто присутствовал царь. Именно ему принадлежала идея дать имя храму в честь святого, в день памяти которого он родился. В 1712 г. в церкви провели венчание Петра I со второй супругой – Екатериной Алексеевной. Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

По мере разрастания города, церковь уже не могла удовлетворить нужды прихожан. Корпус был маленьким и тесным, не вмещающим всех желающих. Потому решили построить новое здание на берегу Невы. Деревянный остов разобрали.

Вторая церковь

Камень в фундамент нового храма был торжественно заложен Петром I в августе 1717 г. В строительных работах принимало участие несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовал тенденциям «петровского барокко». В разрезе основание напоминало латинский вытянутый крест. Внутри церковь делилась на 3 нефа и имела боковые притворы. Общая протяженность здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение – 32,4 м. Практически никакого декора внутреннего интерьера не предусматривалось. Окна застеклили, а крышу покрыли железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором. Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем. Она была оборудована часами-курантами, привезенными из Европы. Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Верхушка заканчивалась флюгером – фигурка ангела с крестом в руках. Иконостас для церкви расписывали московские иконописцы из мастерской И.Зарудного.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат распорядился назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения. Но, составленный им план не был реализован. В разработке эскиза деятельное участие приняла императрица Екатерина II. Она подсказала идею вновь обустроить звонницу над базиликой. Закладка фундамента была произведена в 1868 г. В честь этого знаменательного события даже отчеканили специальную памятную медаль. По приказу Екатерины II, для строительства собора привозили шлифованный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства Исаакиевской церкви предложил итальянский зодчий А. Ринальди. Он предусматривал воздвижение колокольни и 5 куполов, в верхней части сооружения. Для облицовки стен архитектор рекомендовал использовать мрамор. Смерть императрицы не позволила воплотить идею в жизнь. Преемником Ринальди был назначен В. Бренне. Дефицит финансирования вынудили его внести значительные изменения в первоначальный рисунок здания. Оно стало меньшего размера и имело всего один купол. Высота колокольни также была сокращена. Мрамор, заготовленный для отделки, отдали в Михайловский замок.

Храм Исаакия получился малогабаритным и недостаточно красивым. Буквально сразу же после освящения в мае 1802 г, возник вопрос о его переделке.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Посещение Колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор обладает красотой и величием, как своих размеров, так и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру.

Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием. Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй.

Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений, здесь располагается смотровая площадка.

Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.

Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года, смотровая площадка работает ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.

Режим работы колоннады совпадает с графиком работы самого музея. Однако, посетить колоннаду можно каждый день, в том числе и по средам, в период с 1 мая по 31 октября.

При этом с 1 ноября по 30 апреля третья среда каждого месяца является выходным днём. Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10:30 до 18:00.

В период с 27 апреля по 30 сентября также доступно вечернее посещение колоннады. «Вечерняя колоннада» открыта для посещений с 18:00 до 22:30.

Лайфхак: вход на колоннаду платный, днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время. Впуск посетителей, так же как и в сам Исаакиевский собор, прекращается за 30 минут до закрытия объекта. Тогда же прекращают работу и кассы.

Маятник в соборе

В восьмидесятые годы прошлого столетия Православная церковь стала возвращать свое влияние. Прекратился контроль за посещением гражданами храмов и совершением церковных таинств. Первые лица по праздникам бывали на службе в кафедральном соборе столицы.

В знак своей лояльности к церкви государство обратило внимание на Исаакиевский собор. Маятник в соборе демонтировали под благовидным предлогом: поломка подвесной системы

Это было в 1986 году, а четырьмя годами позже здесь возобновились богослужения.

Физический прибор Фуко, принесенный в жертву ради мира и согласия между двумя могущественными структурами власти, государством и церковью, лежит в хранилище музея. Там, где в Исаакиевском соборе в Петербурге висел маятник, вновь летит голубь.

В 2015 году духовенством был поднят в третий раз (два раза – до революции) вопрос о передаче Исаакиеского собора церкви. Было много публикаций, споров и выступлений граждан «за» и «против». Наконец в январе 2017 года губернатор Санкт-Петербурга объявил о решении властей: «Вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ решён, но здание полностью сохранит музейно-просветительскую функцию».

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Сколько стоит подняться на Исаакиевский собор

Стоимость билетов в вечернее время

  • Исаакиевский собор в вечернее время — 400 рублей для всех категорий посетителей
  • Колоннада в вечернее время — 400 рублей для всех категорий посетителей

Экскурсии «Вечерняя колоннада» проводятся ежедневно с 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30

Режим работы колоннады Исаакиевского собора

Колоннада в дневное время:

  • С 1 октября по 30 апреля С 10:00 до 18:00
  • Выходной день — третья среда месяца
  • Касса закрывается в 17:30

С 1 мая по 31 сентября

  • С 10:00 до 18:00 ежедневно

Вечерняя колоннада:

  • 1 мая по 30 сентября:
  • с 18:00 до 21:30, без выходных.
  • Работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.

Телефон Исаакиевского собора: +7

История собора

Впервые упоминание о храме начинается в 1706 году. По приказу Петра изначально была построена деревянная церковь. Она была необходима, чтобы ее посещали работники, которые трудились на верфи. Расположили ее на лугу, напротив Адмиралтейства. По историческим данным здесь венчались сам Петр Великий и Екатерина I.

Собор из дерева был мал по своим размерам, через одиннадцать лет император приказывает возвести каменную церковь. Ее расположили чуть дальше от берега, на месте же старой деревянной теперь находится памятник Медный всадник.

Шпиль новой церкви по высоте был такой же, как шпиль на здании Адмиралтейства, а с виду она напоминала Петропавловский собор. В 1735 году возник сильный пожар, в купол попала молния. У церкви сильно размыло грунт, это произошло из-за того, что она находилась недалеко от реки Невы. От Адмиралтейства по каналу сливались отходы, которые так же способствовали ухудшению состояния фундамента церкви.

Только в 1768 году, уже по приказу Екатерины II, было начато строительство еще одного собора в честь преподобного Исаакия Далматского, но уже гораздо дальше от берега Невы. При жизни императрицы были возведены фундамент и стены, которые полностью были обложены мрамором.

После ее смерти, на царский престол взошел Павел I. Новый правитель решил завершить строительство. Пришлось видоизменить проект из-за нехватки денег, поэтому было принято решение возводить верхнюю часть собора из кирпича, но выглядело это со стороны очень криво и нелепо.

При правлении императора Александра I кирпичную кладку разобрали, и строительство завершили на скорую руку. Но действующий царь все же хотел видеть лаконично законченный собор, поэтому объявил конкурс на переделку храма, причем он хотел оставить нижнюю мраморную часть, возведенную при Екатерине Великой.

Только в 1818 году проект перестройки собора был утвержден Александром, и началось строительство нового храма, но комиссия, которая вместе с архитектором проверяла расчеты, постановила, что старый фундамент может не выдержать вес купола и четырех башен, предложенных проектом, поэтому стройку приостановили. Еще семь лет ушло у архитектора Монферрана на устранения ошибок в проекте.

Сначала принялись укреплять фундамент, чтобы он выдержал вес стен и новых колонн, его сделали целиковым и соединили со старым. Гранитные колонны отливали под Выборгом в мастерской, потом переправляли по воде, по специальной технологии их поднимали, устанавливали, закрепляли. Под первой установленной колонной заложена медаль Александра I.

Толщина стен в некоторых местах Исаакиевского собора доходит до пяти метров. Одним из сложных этапов являлось изготовление купола, так как по своим габаритам он был огромен. По проекту он должен был бы быть выполнен из кирпича, но зодчий решил сделать его максимально легким, поэтому было решено выполнить его из металла.

Наружный диаметр купола составляет почти двадцать шесть метров. Далее нужно было нанести позолоту, на тот момент в России одним из основных являлся метод огневого золочения. Золото закладывали в ртуть и прокаливали до полного растворения ртути, при этом выделялись очень вредные для организма человека пары. Процесс золочения длился четыре года, при этом погибло до ста двадцати мастеров.

Позже на купол были установлены двадцать четыре ангела с различными символами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector