Исаакиевский собор

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Интересные факты

  • Исаакиевский собор называют музеем самоцветов. В оформлении интерьеров использованы различные породы мрамора, лазурит, малахит и порфир. Ведущие мастера академической школы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин и В. К. Шабуев создали монументальные живописные композиции, многие из которых были переведены в мозаику.
  • Для XIX века металлическая конструкция купола собора считалась оригинальной и новаторской. Подобно лондонскому собору Святого Павла, купол состоит из трёх оболочек, средняя из которых имеет коническую форму. Нижний и конический купола впервые в истории строительства были собраны из чугунных и металлических элементов.

Особенности архитектуры, что посмотреть

Каждый уголок собора заслуживает внимания – в его строительстве было занято более 400 тысяч рабочих.

Купола – первое, что бросается в глаза. При их золочении, от отравления ртутью, скончались 60 мастеров. Для отливки понадобилось 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, почти 50 тонн меди и 30 бронзы. Удивительно, что купола были построены полностью из металла, без кирпичей. До этого было лишь 2 подобных сооружения в мире.

Часто Исаакиевский собор называют музеем цветного камня. Здесь использован русский, итальянский и французский мрамор 3 разных цветов, с использованием яшмы и порфира.

Особенно красива роспись храма. Над ней работали знаменитые художники Брюллов, Бруни, Бурухин, Рисс и Шебуев

Обратите внимание на главный купол – на нем изображены 12 апостолов, а также на витражи, мозаики и скульптуры

Как добраться до Исаакиевского собора

Исаакиевский собор находится в Адмиралтейском районе Северной столицы, недалеко от Васильевского острова, между набережными Невы и Мойки. В такое место не составит труда доехать на разных видах общественного транспорта или самостоятельно дойти пешком в ходе экскурсии по городу. Ближе всего расположены станции метро Адмиралтейская (линия 5) и Невский проспект (линия 2).

Точный адрес: Исаакиевская пл., 4, Санкт-Петербург, Россия, 190000.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №3 ехать от вокзала до Исаакиевской площади 12 минут.

    Пешком:300 м.

  • Вариант 2

    Пешком:через Невский проспект расстояние около 3,5 км.

Как добраться от Балтийского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №10 ехать до остановки Исаакиевская площадь 15 минут.

    Пешком:400 м.

  • Вариант 2

    Пешком:через Лермонтовский и Вознесенский проспекты расстояние около 3,6 км.

Интересные факты об Исаакиевском соборе

  • На кафедре собора впервые в Санкт-Петербурге основали Общество проповедников.
  • В процессе золочения куполов храма от отравления ртутными испарениями погибло шестьдесят мастеров, а всего в сооружении собора приняло участие около четырехсот тысяч человек.
  • По одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку Монферрану предсказали смерть после возведения собора. Архитектор умер в течение месяца после завершения главного проекта своей жизни.
  • Фотографии возведения собора были одними из первых кадров, сделанных в России.
  • При строительстве применили одну из инновационных технологий – гальванопластику. Таким образом, впервые в мировой архитектуре удалось разместить статуи из меди на значительной высоте от земли.
  • В советские времена открыли антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе – это был один из первых музеев такого рода в стране.

Где находится и как добраться

Расположен Исаакиевский собор по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, строение 4.

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.

Как добраться:

  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.

Интересные факты

  • Исаакиевский собор называют музеем самоцветов. В оформлении интерьеров использованы различные породы мрамора, лазурит, малахит и порфир. Ведущие мастера академической школы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин и В. К. Шабуев создали монументальные живописные композиции, многие из которых были переведены в мозаику.
  • Для XIX века металлическая конструкция купола собора считалась оригинальной и новаторской. Подобно лондонскому собору Святого Павла, купол состоит из трёх оболочек, средняя из которых имеет коническую форму. Нижний и конический купола впервые в истории строительства были собраны из чугунных и металлических элементов.

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время

Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей

Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея

Архитектура

Исаакиевский храм является знаковым образцом классицизма, он имеет пять глав, одна из которых отчетливо доминирует. Малые главки завершают колокольни квадратной формы. Фасады собора декорированы торжественными портиками. Главный вход находится с западной стороны.


Панорама Исаакиевского собора

Расположение здания позволяет людям видеть его со всех сторон. За счет своих монументальных форм и архитектурной мощи собор несколько принижает достоинства близлежащих строений.

  • Во внутреннем дворе собора находится 350 скульптур, бо́льшая часть из них посвящена Христу и его земному бытию. Эти творения искусства удачно сочетаются с массивностью и архитектурным стилем строения.
  • Внутри собора находится три алтаря, посвященные И. Далматскому, великомученице Екатерине Александрийской и А. Невскому. Интерьер разделяется тремя нефами, впечатления цельности достигаются за счёт архитектурных приемов и декора. Стены и пол облицованы дорогим мрамором разных оттенков. Резной иконостас отделан малахитом и лазуритом.
  • Особенное впечатление производит скульптурное оформление внутреннего пространства. Убранство центрального купола создавалось под влиянием идей итальянского Ренессанса. В интерьер хорошо вписывается изначально католический элемент убранства, который называется витраж.

Современный вид

В 1809 г. прошел конкурс проектов нового (уже четвертого по счёту) храма. Однако ни один из участников не смог удовлетворит желание Александра I, требующего перестройки, а не создания нового сооружения.

Работы начались в 1818 г, главным архитектором назначили молодого О. Монферана, взявшего за основу формы и стиль уникальных парижских зданий. Некоторые мастера критиковали эти способы, ссылаясь на неопытность зодчего и непонимание им всей сложности.


Иконостас собора Исаакия Далматского, Санкт-Петербург

Вскоре Александр I понял, что поставил неразрешимую задачу, поэтому рассмотрение чертежей отложили до 1825 г. Все тот же О. Монферан переработал свой первоначальный план, который и был утвержден государем.

  • Срок строительства растянулся на сорок лет. Есть предположение, что главному архитектору пророчили смерть после освящения собора, поэтому он не спешил с окончанием. О. Монферан скончался спустя месяц после ритуала освящения.
  • В 1841 г. знаменитые отечественные художники и скульпторы начали работать над оформлением храма. Однако и здесь мастера столкнулись с большими трудностями, им приходилось переписывать картины из-за высокой влажности, которая приводила к отхождению краски и штукатурки.
  • Торжественное освящение прошло в 1858 г., в день памяти святителя Исаакия Далматского. На празднестве присутствовала императорская семья, духовенство и государственные войска. Люди, участвовавшие в этом трудном строительном проекте, получали соответствующие награды.
  • В 1883 г. статус Исаакиевского собора стал двойственным. С одной стороны, он принадлежал ведомству православных организаций, с другой — относился к Министерству внутренних дел как «технически-художественный» объект. Однако вопрос о таком положении храма не давал покоя властям.
  • В 1918 г. здание оказалось под присмотром народного комиссариата, а через год право на пользование получили прихожане. В 1922 г. Исаакиевский собор разграбили, изъяв большое количество золота и серебра. В апреле этого года настоятель Леонид был арестован. В 1923 г. собор закрыли, а через 5 лет ему присвоили статус музейного памятника.
  • Во время ВОВ церковь пострадала от авиаударов, на стенах остались следы от взрывных снарядов. С 1948 г. церковь начала функционировать в качестве музея. С 1950-х здесь проводились реставрационные работы, на центральном куполе соорудили смотровую площадку. Богослужения возобновились в 1990 г., и по сегодняшний день они проходят ежедневно.

На заметку! В 2015 г. вновь поднялся важный вопрос о передаче храма под официальное управление РПЦ. Митрополит Варсонофий получил отказ от властей, а через год православные активисты подали иск по этому поводу. В 2017 г. РПЦ добилась своей цели и получила в управление Исаакиевский храм, но разделяя её с музейной организацией.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Колонны и купол

Первое, чем привлекает Исаакиевский собор – гранитные колонны. На нижнем ярусе установили 48 штук (по 12 на портик): каждая весит 114 тонн и имеет высоту 17 метров. Колонны ставили на основание с помощью специально выстроенных лесов. И никак не закрепили – они держатся только силой тяготения. Большая часть колонн ставилась до возведения стен. Поскольку технологий, позволяющих их ставить после, тогда не существовало.

Гигантские цилиндры выбили из карельского гранита в каменоломне под Выборгом. И затем на баржах доставляли в Санкт-Петербург

На верхнем ярусе собора установлено 24 гранитные колонн существенно меньшего веса: “всего” по 64 тонны!

Сегодня для посещения доступна лишь одна колоннада – ее высота 42 метра. Некогда посетители поднимались и выше – винтовую лестницу на открытую анфиладу можно увидеть.

Купол Исаакиевского собора, видимый из множества мест Старого города Санкт-Петербурга, позолотили лишь раз. И с тех пор он не требовал подновления. Причина кроется в технологии – покрытие осуществлялось амальгамированием, то есть растворением золота в ртути и затем выпариванием последней. Способ стоил жизни нескольким десяткам позолотчиков. Их не спасли даже стеклянные шары, надевавшиеся на голову.

Вся позолота внутри собора выполнялось куда более безопасным методом гальванопластики

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector