Другие колизеи: чем они интересны
Содержание:
После игр
История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.
Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:
- для жилья;
- в качестве крепости;
- как религиозную обитель.
За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.
Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.
По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.
Колизей в наше время
В настоящее время Колизей охраняется и изучается мировым научным сообществом. Находятся новые исторические артефакты, проливающие свет на историю строительства амфитеатра.
Каждый камень этого грандиозного памятника является объектом ЮНЕСКО и тщательно охраняется 24 часа в сутки.
Предпринимаются меры по реставрации здания, страдающего от загрязнений и интенсивного движения. Вибрации, создаваемые оживленным движением на автомобильной дороге, разрушительно сказываются на состоянии памятника.
Правительство Рима хорошо осознает символическую и знаковую роль Колизея в массовом сознании человечества. Веками ассоциирующийся с жестокостью и смертью, Колизей силами римских властей постепенно меняет свой имидж. Так, с 2000 года принято менять цвет ночной подсветки амфитеатра каждый раз, когда в мире отменяется смертная казнь или какой-либо смертный приговор не приводится в действие.
Колизей по-прежнему считается памятником истории христианства, каждую Страстную пятницу здесь проходит крестный ход, объединяющий сотни тысяч верующих христиан.
В 2007 году по результатам голосования Колизей оказался в списке Семи новых чудес света. Заслуженное место в этом перечне он занял почти сразу после начала голосования.
Колизей внутри
Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.
Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com
Арки
Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.
Ярусы
Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.
Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.
В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.
Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.
Веларий (навес из парусины)
На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.
Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.
Места для зрителей
Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).
Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.
Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.
Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.
Арена
Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.
В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.
Фото: SF photo / Shutterstock.com
У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.
Гипогей
Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.
Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.
Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.
Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.
Предназначение амфитеатра
В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).
На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.
Посещать Колизей могли все – от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.
Гладиаторские бои в Колизее
Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.
Западная дверь Колизея – Дверь смерти
Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня.
Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.
Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.
Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными: от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.
Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.
Император Коммод в образе гладиатора
Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.
Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.
Структура Колизея
- Экстерьер Колизея был перенят у театров, характерных для периода позднего Рима.
- В плане амфитеатр имеет эллипс, параметры которого: 189 метров на 156 метров, с площадью основания – 24 тысяч м2.
- Высота внешней стены в прежние времена была 48-50 метров, а периметр — 545 метра.
- Сама арена Колизея представлена овалом с шириной 55 метров и длиной 87 метров.
- От зрителей арену отгораживала стена в 5-ь метров высотой.
Внешний вид
На возведение внешней стены Колизея было потрачено примерно 100 000 м3 травертина. Положенные без цемента камни были соединены металлическими сваями общим весом — 300 т. Прошедшие века и мощное землетрясение отняли у Колизея прежний блеск.
От оригинальной постройки остался лишь северный сегмент. Все прочее разошлось на стройматериалы для средневековых горожан Рима. И лишь в девятнадцатом столетии власти столицы принялись за реставрацию памятника истории. Сохранившаяся часть Колизея – 3 яруса арок, поставленных друг на друга. Всю конструкцию завершает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. В эпоху Древнего Рима любая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, являвшегося одним из божественных покровителей латинян.
Внутренний вид Колизея
Перед архитекторами античности возникла нелегкая задача: устроить легкий доступ к внушительных габаритов трибунам Колизея. С данной целью было создано 80 входов в подземном этаже сооружения. 76 из них предназначались для обычных смертных — прочие 4 — для влиятельных особ. Основной северный выход Колизея был забронирован для императора и его свиты.
Четыре «элитных» входа были художественно оформлены из искусственного мрамора и выигрышно различались с обыкновенными порталами. Древние зрители для визита в Колизей приобретали билеты, на которых были выбиты номер ряда и места. Дойти до своего места зрители могли по вомиториям — проходам, находящимся под трибунами. Еще при помощи вомиториев проходила экстренная эвакуация посетителей из Колизея.
В соответствии с историческим записями четвертого столетия нашего века, Colosseo вмещал в себя до 87 000 посетителей.
Зрители размещались с учетом своего социального статуса:
- Отдельные ложи были предназначены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея сообразно. Из данных лож раскрывался наилучший обзор арены.
- Немного выше находились ложи знати, в которых были устроены именные места.
- Еще выше располагались трибуны римских воителей.
- Очередной уровень предназначался для состоятельных римлян, после следовали места для простых людей.
- Отдельные места в Колизее были устроены для разных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, иноземных гостей, жрецов и прочее.
- Во времена Домициана на крыше Колизея была создана галерея, в которую пускали: рабов, женщин и наиболее бедных зрителей. Там предусматривались лишь стоячие места.
Арена
Базой арены Колизея был плотный деревянный помост 83 на 43 метра, сверху обильно присыпанный песком, что по латыни обозначалось «harena». Данный настил укрывал под собой глубокое подземелье, именовавшееся «hypogeum». Сегодня мало что сохранилось от оригинальной римской арены, но гипогеум возможно разглядеть в деталях. Он представляет собой систему двух-уровневых тоннелей и клетей, находящихся под массивом арены Колизея. Как раз в данном месте держали гладиаторов и диких зверей, до того, как их пускали в бой. 80 вертикальных подъемников гарантировали доставку животных, включая и слонов на арену Колизея.
Настолько непростые механизмы предусматривали бесперебойный ремонт и обновление.
Гипогеум был соединен цепью подземных тоннелей с разными точками Колизея и обладал ходами за его пределами. Воинов и животных привозили к месту представления из ближайших бараков и хлевов. Еще в подземелье был оборудован специальный ход для потребностей императора и весталок.
Много механизмов разного типа находились в подземелье. К примеру, предтечи лифтов и структуры, распахивающие клети крайне опасных хищников. Еще ученые нашли остатки древней гидравлической системы, которая давала возможность быстро опустить либо поднять всю арену!
Невдалеке от Колизея располагалось несколько вспомогательных учреждений:
- К примеру, Ludus Magnus («Большой полигон»), по-другому — школа гладиаторов.
- Одна из 4-х прославленных гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище посредством специального подземного тоннеля.
- Еще поблизости находилась школа Ludus Matutinus, где подготавливались воины, специализирующиеся на боях с животными.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Колизей в Древнем Риме
Амфитеатр Флавиев вызывает двоякие чувства. С одной стороны, Колизей считается олицетворением могущественной когда-то Римской империи. А с другой — является немым свидетелем и хранителем драматических событий о далеком прошлом. Началось все со времен строительства гигантского сооружения, когда десятки, а то и сотни тысяч плененных рабов высекали в каменных карьерах тонны травертина, продолжилось ликованиями толпы при виде кровавых схваток гладиаторов и закончилось 15-ти вековым забвением.
Тем не менее в Древнем Риме Колизей имел огромное значение. Он был местом сбора императоров, сенаторов и простолюдинов, плебеев и патрициев, горожан и сельских жителей. Здесь проходили не только смертоубийственные поединки, но и массовые увеселительные, спортивные мероприятия. По заверениям древнеримского историка Светония Транквилла, при освящении Колизея на его арене была устроена навма́хия — имитация морского сражения с участием небольшой флотилии кораблей. Но доказательств, что такое действо могло происходить в границах Амфитеатра Флавиев, нет. Возможно, речь идет об озере, располагавшемся ближе к Тибру.
Один из фасадов Колизея, Екатерина
Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей — и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима — Д. Г. Байрон.
Строительство Колизея в 70–72 гг. начал римский император Веспасиан (9-79гг.), пришедший к власти вслед за четырьмя правителями, сменившими друг друга в течение одного года. Он являлся основателем императорской династии Флавиев, представители которой удержались на троне всего лишь 27 лет. Но, тем не менее, память о них увековечена на века в Амфитеатре Флавиев.
Продолжил возведение грандиозного сооружения сын Веспасиана — император Тит. Об этом Дион Кассий (155/164 — 230 гг.) упоминает в своем 80-томном труде «Римская история». Автору удалось настолько досконально проработать и структурировать доступные в ту пору документальные свидетельства прошлого, что его цитируют даже те, кто глубоко занимается исследованиями событий, связанных с периодом Древнего Рима.
По окончании строительства римского Колизея в 80-м году, на его арене в течение ста дней проводились гладиаторские бои и кровавая охота на глазах ликующих зрителей. За это время было забито несколько тысяч животных.
Римляне были в восторге от невиданной ранее масштабности, зрелищности и щедрости правителей. Площадку полностью засыпа́ли песком (в переводе с ит. — arena). Его предварительно подкрашивали, чтобы не пугать пришедших обилием разливающейся крови.
Ярусы Колизея, Елена Елякова
В 217 году Колизей серьезно пострадал вследствие сильнейшего пожара, но его удалось восстановить. Гладиаторские бои здесь проводились вплоть до середины V века, а звериные травли — до начала VI столетия. После этого Амфитеатр постепенно пришел в запустение.
Краткая история и описание
Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.
Римский Колизей с высоты птичьего полёта
Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.
Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.
Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги
1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.
«Фишки» архитектуры Колизея в Риме
Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.
- В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
- В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы, похожее на наконечник копья.
- Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.
Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи: дыры хорошо видны.
Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений
Полы здания были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.
К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней.
Посетить Колизей в Риме:
Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!
Время работы колизея:
- Открытие — 8:30
- Закрытие:
- с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
- с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
- с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
- с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
- с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
- с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
- Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря
Билеты в Колизей Рима:
Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.
- Полный тариф: 12,00 €
- Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;
Бронирование билетов онлайн:
- заказ билетов: +2.00 €.
- Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18, суббота 9-14)
- Coopculture
Строительство Колизея
Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.
Архитектура Колизея
В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.
Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.
В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.
История Колизея в Риме
В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима