Как жили, сражались и умирали римские гладиаторы

7 интересных фактов о Колизее в Риме

Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.

1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно

В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.

Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.


Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.

Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.

Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.

2. Не все события и игры заканчивались смертью

В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:

  • Утром устраивали шоу с животными;
  • К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
  • Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
  • Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
  • Организовывали спортивные соревнования.

Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.

3. Колизей накрывался огромным тентом

Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!

Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.

Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.

4. Колизей построен без использования цемента

Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.

Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.

5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов

Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.

В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.


Эту ловушку восстановили по старым чертежам

6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима

После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:

  • 23 больших аристократических дома;
  • 6 церквей;
  • Большинство строящихся на тот момент мостов.

Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.

Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.


Собор Святого Петра

В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.

7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии

Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Структура здания

Колизей построен на мощном туфовом фундаменте. Несущие стены фасада полностью выполнены из туфа внутри и травертина снаружи. Блоки травертинов когда-то были соединены друг с другом металлическими штифтами, которые в средние века извлекались для использования материала в строительстве. На внешнем фасаде хорошо видны многочисленные отверстия, оставленные в результате этой операции.

Колизей, отверстия на стенах фасада, оставшиеся после извлечения металлических штифтов

Крестовые своды, одни из древнейших в римском мире, арки, кольцевые коридоры, поддерживающие зрительские места, выполнены из бетона. Когда-то Колизей был оснащен серьезной гидравлической системой, подававшей воду в многочисленные фонтаны, распределенные по различным секторам амфитеатра. Сложная канализационная система обеспечивала устранение воды и органических материалов, собираемых из туалетов.

Систему опорных сводов в КолизееКолизей, внутренний коридор

Велариум

В случаях необходимости зрителей защищали от слишком жаркого солнца или дождя с помощью велариума. Велариум — это гигантское тканевое покрытие, которое открывалось и закрывалось над зрительскими местами, благодаря сложной канатной системе, управляемой специализированными рабочими, моряками римского флота, базировавшегося в Мизено. Вероятно, велариум также был прикреплен к земле благодаря длинным веревкам, привязанным к тяжёлым камням, размещенным вне амфитеатра.

Колизей, реконструкция с велариумом

Интересные факты о Колизее

Любопытно, что:

  • имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
  • колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
  • на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
  • интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
  • в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.

Как добраться до Колизея

Добраться до Колизея можно следующим образом:

на поезде:

от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;

на автобусе:

Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;

на машине:

Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.

Часы посещения

Колизей открыт каждый день по следующей схеме:

  • 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
  • 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
  • 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
  • 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
  • 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
  • 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября

Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.

Стоимость билета

  • 12,00 €: полная стоимость
  • 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
  • для всех граждан в возрасте до 18 лет

Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.

Аудио и видео гиды на русском языке:

  • аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
  • видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.

Как купить билеты в Колизей?

Планируя визит в Колизей, помните о том, что это одна из главных достопримечательностей Рима (и планеты Земля), поэтому здесь всегда собираются огромные очереди. В высокий туристический сезон, с мая по сентябрь, можно простоять несколько часов. А на жаре это не шутки! Надеясь купить входные билеты на месте возле Колизея, вы рискуете потерять очень много времени и сил.

Еще одна причина, по которой туристы стоят в этих очередях, — стоимость билета. В кассе билет стоит 16 евро. Но сколько стоит время вашего отпуска?

Есть четыре способа купить билеты в Колизей с меньшими потерями.

Самый быстрый

Купить билет заранее онлайн. Для этого существуют разные сайты, но не все они одинаково полезны. На наших партнеров Tiqets.com можно положиться, они действительно продают билеты. Выберите дату в форме ниже и бронируйте свой билет. 

Два способа с бонусами

  • Купить туристическую карту Roma Pass, по которой можно бесплатно зайти в одну или две римских достопримечательности, например, в Колизей. Остальные музеи и монументы с Roma Pass можно посетить со скидкой. И еще карта действует как проездной на общественный транспорт. Есть два вида туристических карт: на 48 часов и одну достопримечательность (32 евро) или 72 часа и два посещения (52 евро). Заказать эту полезную карту можно здесь.

  • Забронировать экскурсию по Колизею и римским древностям с русскоязычным гидом по этой ссылке. Стоимость прогулки — 57 евро, билет с приоритетным входом включен. Три часа увлекательной истории гораздо интереснее, чем просто побродить по развалинам!

Для экстремальной экономии

Если вы не хотите переплачивать ни евро, есть одна хитрость, которая поможет купить билет в Колизей без очереди непосредственно на месте. Дело в том, что для посещения Колизея, Римского форума и Палатина действует единый билет. Это означает, что приобретая за 16 евро билет в одном из этих мест, вы потом можете использовать этот же билет для посещения двух других достопримечательностей. Вы можете приобрести билет в Римский форум или Палатин, в кассах которых обычно меньше очередей (но не факт, что совсем нет), и потом использовать этот билет для посещения Колизея. 

Помните о том, что единый билет в Колизей, Римский форум и Палатин действует два дня, но каждую из этих достопримечательностей вы можете посетить только по одному разу.

Вход в Колизей для детей до 18 лет – бесплатный.

Еще обратите внимание, что , поэтому забронировать билеты на эти даты невозможно. Подробнее читайте в нашей статье «Как попасть в музеи Рима бесплатно».

Имейте в виду, что с обычным билетом за 16 евро вы можете посетить только часть Колизея, а именно первый и второй ярусы

Посещение арены, третьего яруса и подземелья возможно только в рамках групповой экскурсии, для этого нужно приобрести отдельный билет за 9 евро как для взрослых, так и для детей.

Где проходили гладиаторские бои в Древнем Риме?

Для зрелищ подобного рода строились специальные сооружения, которые назывались амфитеатры. Они представляли собой круглые многоярусные трибуны, окружавшие небольшие арены, засыпанные песком. Крыш у таких сооружений не было, однако на случай непогоды были предусмотрены тенты.

Так выглядела внешняя часть. Под трибунами и частично под землёй располагалось множество помещений бытового и подсобного назначения: комнат ожидания, клеток для животных, морг, кладовые, лечебное отделение, помещения для предсказателей, отдельно – для судей, для обслуги (уборщиков), глубокие колодцы, куда сбрасывали трупы людей и животных.

Самый известный амфитеатр Античного мира – Колизей. Он же является самым вместительным: рассчитанный на 52 тысячи человек, он неоднократно вмещал и по 80 тысяч. Это один из немногих артефактов, дошедших до наших дней, где проводились реальные гладиаторские бои. Под ареной Колизея располагалась сложная система инженерных сооружений, позволяющая менять декорации.

Достопримечательность

История упадка Колизея началась с расцветом христианства. Римляне, приняв новую веру, не могли продолжать смотреть кровавые бои. Правда, еще некоторое время в Колизее устраивались травли животных, но в 523 году н. эры, после народных протестов, римские власти запретили убийство хищников.

Впоследствии заброшенный Колизей много страдал от набегов варваров. В 14 веке его использовали как хозяйственную постройку. После сильного землетрясения, произошедшего в начале 18 века, Колизей пришел в полное запустение. Да и сами римляне после землетрясения вывозили глыбы травертина со стен древнего Колизея для строительства римских дворцов. В середине 18 века римская католическая церковь в лице папы Бенедикта XIV придала Колизею статус святого места, поскольку он являлся местом гибели первых христианских мучеников.

19 июля 2000 года Колизей был снова открыт для публичных представлений. Сегодня это одно из самых посещаемых мест туристического Рима и одно из самых известных мест на планете. «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда Колизей падет, падет Рим; когда падет Рим, падет мир». И стоит Колизей…

Фасад

Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.

На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.

Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.

Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).

В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.

Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.

Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.

Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.

На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).

Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.

Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.

Конец гладиаторских игр

Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он предпринимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.

Тем не менее, в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.

Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.

Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.

Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.

Арена

Арена имеет овальную форму, ее длина составляет 83 метра, а ширина-48 метров. Пол был пол, местами замененный кирпичом.

Для игр, которые там проходили, там было засыпано от 20 до 25 см песка, который старые представления показывают довольно упакованным, люди не тонут в нем. Иногда, в некоторых особых случаях, блестящие частицы смешивались с песком, что придавало ему особый вид.

Арена была на 3 м ниже первых трибун, это было сделано для безопасности зрителей. Но иногда этого было недостаточно, так как дикие животные, загнанные в угол, могут совершать невероятные прыжки.

Чтобы избежать этого, мы добавили сеть вокруг первых рядов, и всегда были лучники на месте, чтобы убить животное, которое сумело подняться на трибуны. Опасность всегда исходила от животных, гладиаторов, они были профессионалами, которые не пытались посягать на жизнь зрителей.

Стена высотой 3 м, которая возвышает трибуны, в архитектуре называется подиумом.


Затопление Колизея.

Различные наборы были доставлены на арену разными способами, один из них использовал лифты.

И да, в Колизее было несколько лифтов, это были механические машины, которые поднимали клетки, в которые помещали то, что мы хотели подняться на арену.

Если они использовались для украшения, то также использовались для того, чтобы оседлать диких животных.

После игр

История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.

Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:

  • для жилья;
  • в качестве крепости;
  • как религиозную обитель.

За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.

Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.

По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.

Колизей внутри

Пол арены, который до наших дней не сохранился, был выполнен наполовину из каменной кладки и из дерева. Он был полностью покрыт песком, служившим для впитывания крови, пролитой людьми и животными во время боев. Подземная часть, которая сейчас оказалась открытой, была в те времена темной, освещаемой только факелами и керосиновыми лампами. Имелись различные служебные помещения, в том числе камеры приговоренных к смертной казни, клетки для зверей, комнаты для бойцов, где гладиаторы готовились к выходу на арену, кладовые для хранения оружия и сценического оборудования.

Колизей, вид сверху

Нужно думать, что в дни представлений этот темный лабиринт пересекали сотни людей (гладиаторы, обслуживающий персонал, организаторы). Все помещения были соединены сложной системой проходов и туннелей: по широкому центральному проходу, пересекающему главную ось, было проложено 12 извилистых коридоров. Восемьдесят подъемников с эффективной системой противовесов, позволили обслуживающему персоналу выходить на арену и быстро менять декорации.

Амфитеатр Флавия или Колизей. Вид на арену

Секторы

Публика Колизея была защищена сложной системой безопасности. Арена была фактически окружена высокой стеной, или подиумом, около 4 метров, украшенной нишами и мрамором с высокой защитной сеткой. В верхней части подиума серия барьеров не позволяла животным забраться и перепрыгнуть ограждение. Внутри зрительные места были разделены на пять концентрических горизонтальных секторов (maeniana), предназначенных для разных категорий аудитории, соединенных между собой радиальными лестницами. В нижнем секторе, ближе всего к арене, с широкими, низкими ступеньками и элегантными деревянными креслами, находились места для сенаторов и их семей.

Амфитеатр Флавия или Колизей. Секторы

Императорская трибуна с северной стороны предназначалась для императора, консулов и весталок. На противоположном конце находилась вторая почётная ложа, для остальных высокопоставленных лиц. Затем следовал первый горизонтальный сектор (maenianum primum), второй горизонтальный сектор (maenianum secundum), разделённые, в свою очередь, на нижний (imum) и верхний (summum), и верхний сектор. Последний был частью колонного портика, венчавшего зрительные ряды, и имел около одиннадцати деревянных ступеней. Здесь находились места для женщин, так как им запрещалось смешиваться со зрителями противоположного пола.

Амфитеатр Флавия или Колизей. 72-76 гг до н.э. Рим

Иркутский кремль

Николаас Витсен. План Иркутского кремля, 1692

Он мог быть самым восточным кремлем России, если бы дожил до наших дней. Однако теперь в Сибири остался лишь один кремль — в Тобольске. Когда в XVII веке осваивали восточную Сибирь и Иркутск, то построили деревянный острог, а позже на его месте кремль.

Спасская церковь в Иркутстке

За свою историю он ни разу ни от кого не оборонялся, а границы России расширились и смысл в крепости совсем пропал, к тому же большой пожар сильно повредил стены. В XIX веке на территории бывшего кремля разбили сад, а о самом сооружении напоминает теперь лишь одна из самых старых каменных построек города — Спасская церковь.

Амфитеатр Флавиев – арена смерти

Колизей был построен за 10 лет более чем 60 000 еврейскими рабами. Его первоначальное название было «Амфитеатр Флавиев», потому что он был построен императором Веспасианом, принадлежавшим к этой династии. Однако он умер, и здание было завершено его сыновьями Титом и Домицианом.

Кровавые зрелища в амфитеатре были одними из самых жестоких в истории человечества. Неслучайно западный выход из амфитеатра был назван «Воротами Смерти», потому что через них вывозили мертвых гладиаторов.

По мнению историков, самый большой амфитеатр в мире для аудитории в 70 000 человек вряд ли существовал, если бы император Веспасиан не обладал амбициями уничтожить все следы своего предшественника Нерона – одного из величайших деспотов в истории человечества, убившего свою семью.

— Реклама —

После самоубийства Нерона, как только Веспасиан пришел к власти, он разрушил свой дворец и построил на его месте тюрьму.

Озеро, которое когда-то принадлежало парку Золотого дома Нерона, было засыпано землей и на его месте, рядом с гигантской высотой более 30 метров бронзовой статуей Нерона, созданной по образцу Колосса Родосского, был построен Колизей. Именно из-за этой огромной статуи амфитеатр был назван Колизеем.

Бронзовая статуя Нерона

Внутри амфитеатр был разделен на сектора, соответственно, для зрителей-римлян разного социального статуса и благосостояния.

Общая архитектура

Архитектура Колизея изображает яйцевидную плоскость, то есть в форме яйца. Это эллипс с несколькими центрами, но по общему виду он довольно близок к овальной плоскости.

Самая длинная длина составляет 187,75 м, а ширина-155,60 м, при постоянной высоте 50,75 м. Он состоит из блока амфитеатра, окружающего арену, окруженную фасадом, который идет вокруг. Здесь четыре этажа.


Схема рядов.

Пространство между амфитеатром и фасадом состоит из двух смежных круглых коридоров на этаже.

Фасад и внутренние коридоры пронизаны 80 арками больших размеров, сводчатыми полукруглыми арками, отделенными друг от друга украшенными полуколоннами. Эта последовательность арок существует только на первых трех уровнях, четвертый, задний, представляет собой сплошную стену, произведение архитектуры, которое называется “чердак” и которое пронизано маленькими прямоугольными окнами в ритме аркады из двух.

Наверху есть каменная установка для поддержания циновки вертикально повторенной 240 раз, эта установка образовала корону из вертикальных столбов, между которыми мы могли бы растянуть холст: велариум.

Трибуны были расставлены вдоль изгиба амфитеатра.

Ближайшие к арене сиденья были высотой 3 метра, а разделявшая их стена называлась трибуной.

От первого ряда до последнего мы пересекаем 7 концентрических колец, которые становятся все больше и больше по мере того, как мы поднимаемся по этажам. Эти кольца составляют структуру здания, они опираются на арки, разгруженные стенами из камней, которые перпендикулярны им.

Чем выше вы поднимаетесь по этажам, тем выше кривая высоты увеличивает свой коэффициент: это означает, что чем выше вы находитесь, тем больше вы “выше” человека впереди, в то время как ниже, мы скорее “позади” этого человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector