Римский колизей

Полезные советы туристу о Колизее:

  • Помните о том, что в Колизее, как и в других популярных туристических местах, могут промышлять воры, поэтому не теряйте бдительность, следите за сумкой и кошельком и не оставляйте без присмотра ценные вещи. Больше о том, как уберечься от римских карманников читайте здесь.

  • Держитесь подальше от уличных торговцев, оккупировавших территорию возле Колизея, и ни в коем случае ничего у них не покупайте. Качество их товара оставляет желать лучшего, а цены завышены в несколько раз.

  • Наденьте максимально удобную обувь, чтобы ходить по неровным дорожкам и крутым ступенькам Колизея.

  • Прихватите бутылку воды, особенно если вы планируете детальное знакомство с Колизеем. Даже весной и осенью в Риме может быть очень жарко. Не помешает заранее как следует подкрепиться и взять с собой легкую закуску, ведь осмотр Колизея может занять несколько часов!
  • Меньше всего туристов и соответственно нет очередей в Колизее с ноября по февраль.

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

Смерть и слава

Первые игры Колизея были проведены в 81 году нашей эры, после того, как первый этап строительства был завершен. Римский историк Дио Кассий писал, что более 9000 животных были убиты во время первых празднований, и гладиаторские соревнования и театральные демонстрации проводились почти ежедневно.

В течение ранней жизни Колизея, есть также некоторые свидетельства, чтобы предположить, что иногда арена была затоплена, чтобы использоваться для фиктивных морских сражений. По-видимому, они прекратились ко времени модификаций Домициана, когда под полом стадиона была построена сеть туннелей и камер для размещения животных и рабов.

В дополнение к проблемам военного мастерства, которые определяли гладиаторские бои в Колизее, это место также использовалось для публичных казней. Осужденных заключенных часто выпускали на арену во время перерывов в основных событиях и заставляли сталкиваться с различными смертельными существами.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы,  похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец, который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи:  дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания  были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины  на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней.

Местонахождение Колизея

Такая достопримечательность как Колизей располагается в Риме между тремя холмами. Это строение считается самым главным местом в Риме, как и во всей стране. Соорудили это строение на бывшем месте дворца, который считался когда-то великолепием. На его большой местности располагался прудик с красивыми птицами и различными видами растений. Знаменитый император захотел убрать с памяти это строение и решил снести этот красивый дворец вместе со всеми постройками. Затем он построил эту достопримечательность, величественный Колизей, который служил долгое время для боев и других мероприятий.

Колизей на карте Рима

Краткая история и описание

Колизей — один из самых монументальных памятников римской эпохи — является символом Италии в той же степени, как Эйфелева башня для Франции или Кремль для России.

Римский Колизей с высоты птичьего полёта

Название «Колизей» памятник получил в Средние века от искаженного латинского слова «сolosseum» (колоссальный), а в Имперском Риме его называли амфитеатром Флавиев — в честь императорской династии. Амфитеатр был построен за 8 лет — строительство начал император Веспасиан в 72 году и завершил в 80 году его сын Тит. Открытие Колизея ознаменовалось 100-дневными увеселительными мероприятиями. За это время в гладиаторских турнирах погибло несколько тысяч воинов и 5 тысяч хищных зверей, привезенных из Африки.

Арена театра имела раздвижной пол, который поднимался и опускался, а с помощью водопровода, подведенного к Колизею, сцену заполняли водой и устраивали морские сражения. На арене могли одновременно сражаться до 3000 гладиаторов, а 50 тысяч зрителей, неистово требующих «хлеба и зрелищ», напряжённо следили за кровавыми битвами, гонками на колесницах и театральными представлениями. По размаху торжеств, посвящённых открытию Колизея, мог сравниться лишь кроваво отпразднованный 1000-летний юбилей Рима в 248 году, когда всего за 3 дня были убиты десятки львов, тигров, леопардов, слонов, жирафов, лошадей, ослов и гиен.

Вид на Колизей со стороны Лабиканской дороги

1000-летний юбилей «вечного города» стал последним днём жизни для 2000 гладиаторов. Гладиаторские битвы и звериные травли продолжали происходить на арене Колизея до IV века. Однажды в разгар одного из сражений монах Телемах ринулся на сцену Колизея и начал разнимать гладиаторов. Возмущённая публика забила насмерть камнями ни в чём неповинного старика, и это убийство так потрясло императора Гонория, что он запретил кровавые забавы как противоречащие духу христианства. Гладиаторские игры пришли в упадок ещё и потому, что для Рима наступили сложные времена, город постоянно подвергался набегам вандалов.

Интересные факты о Колизее

Любопытно, что:

  • имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
  • колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
  • на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
  • интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
  • в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.

Как добраться до Колизея

Добраться до Колизея можно следующим образом:

на поезде:

от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;

на автобусе:

Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;

на машине:

Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.

Часы посещения

Колизей открыт каждый день по следующей схеме:

  • 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
  • 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
  • 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
  • 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
  • 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
  • 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября

Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.

Стоимость билета

  • 12,00 €: полная стоимость
  • 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
  • для всех граждан в возрасте до 18 лет

Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.

Аудио и видео гиды на русском языке:

  • аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
  • видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.

Внутреннее устройство

Истинным шедевром сооружения считалась гладиаторская арена, размером 80×40 метров. Она представляла собой деревянный настил, засыпанный песком. Пол мог опускаться и подниматься. Нижняя часть амфитеатра уходит на 9 метров под землю. Там находилось техническое оборудование (ручной подъёмник), водопровод, а также клетки с рабами и дикими животными. Зрительские места в Колизее говорили о социальном положении римлян в обществе. Амфитеатр наглядно демонстрировал иерархию граждан. Простые люди (плебеи) сидели на верхних ярусах. Сектора расположенные ближе к арене предназначались для сенаторов, предпринимателей и аристократов. Сидения трибун были высечены из мрамора.

Одной из самых удивительных особенностей Колизея является его сложная внутренняя организация. Амфитеатр разделён кольцевыми и поперечными проходами. У каждого римлянина на руках был билет. Пронумерованные арочные входы (всего их насчитывалось 80) вели посетителей в определённые сектора и яруса. Большие ворота предназначались для прохода в Колизей знатных особ. Простым гражданам доводилось входить в чашу арены через малые проходы, которые вели в узкие коридоры, а затем подниматься по многочисленным крутым ступеням вверх.

Познавательные факты

Об античном амфитеатре можно говорить бесконечно. Однако значимые факты скажут гораздо больше, чем длинные рассказы:

  1. Посещение Колизея было бесплатное. Ни за какую плату рабу не удавалось пройти в ряды для знати.
  2. В Колизее было ежедневное расписание событий: утром — шоу со зверями, вечером — гладиаторские сражения. Кроме того, всякий раз после победы над внешним врагом император организовывал здесь военные парады. В определенные даты раздавали пищу бездомным, показывали фокусы, проводили фестивали и пели.
  3. Сооружение накрывали тентом, дабы не останавливать представления во время дождя или знойной жары. Для натягивания огромного полотна пользовались кораблями. Его крепили канатами к мачтам, судно начинало двигаться и натягивало материал. Поддерживался навес тросами, привязанными к каменным столбам по периметру амфитеатра.
  4. Впервые в мире здесь придумали систему лифтов, дабы поднимать гладиаторов и зверей на арену с подземного этажа.
  5. После развала южной стены Колизея материал растащили люди для своих нужд, из него выстроили 6 церквей, 23 дома для аристократов и бо́льшую часть мостов того времени.
  6. Это самая популярная итальянская достопримечательность, поэтому туристы всегда интересуются, в какой стране и где находится Колизей. Адрес и координаты древнего амфитеатра наизусть знает каждый римлянин.

https://youtube.com/watch?v=wC_Y-9r3604

Информация для туристов

Для комфортного путешествия и осмотра достопримечательности стоит заранее обзавестись билетами, картой и узнать маршруты.

График работы

Первое воскресенье каждого месяца — вход бесплатный. Время посещений: с 8:30 и до заката в зависимости от сезона. 1 мая, 25 декабря и 1 января Колизей официально закрыт.

Стоимость билетов

Чтобы не дежурить в очереди несколько часов, лучше оплатить вход онлайн. Цена билета, купленного через интернет немного выше, чем в кассе, но зато такие туристы проходят без очереди. Приобрести билет можно для разных экскурсий: прогулки по наземной части, под ареной или два в одном. Купить полный билет можно за 12-14 евро. Пользуются популярностью аудиогиды — Вы гуляете по Колизею, а когда что-то конкретное заинтересовало, выбираете это на пульте и слушаете подробное описание места на родном языке.

История

Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.

Строительство Колизея

Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.

Плоская территория меж 3-я холмами Рима: Кайлием, Эсквилином и Палатином безупречно соответствовала этим целям. Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.

Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.

Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры. К данному моменту император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.

Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей. В Колизее проходили гладиаторские бои, бои с участием диких зверей, морские состязания, казни, воссоздание исторических сражений и даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов.

Ранние века

Colosseo быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.

В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но Colosseo оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.

Средневековье

В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские. Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.

В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.

Новое время

С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.

В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник. На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.

Наши дни

В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей – несколько миллионов.

Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.

Запустение и разрушения

После падения Римской империи Колизей постепенно начал разрушаться. Здесь обосновались ремесленные мастерские и торговые лавки, овощехранилище. Предприимчивые люди пытались приспособить помещение под суконную фабрику с жильем на верхних ярусах и рабочим местом на арене.

Колизей пережил три сильнейших землетрясения и разрушительный пожар. Средневековые римляне организовали здесь мусорную свалку и каменоломню. Из камня травертина и мрамора, добытого из стен амфитеатра, строили церкви, мосты, дома аристократов и даже здание канцелярии Римского папы. Могущественная римская семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Архитектура и строительство

Настоящий итальянский колосс стал поистине невиданным для тех времен сооружением. Размеры грандиозного древнеримского амфитеатра составили:

  • высота стен — 48 м;
  • длина наружной окружности — 524 м;
  • ширина арены — 53 м;
  • большая ось — 187 м;
  • малая ось — 155 м;
  • толщина основания — 13 м;
  • длина арены — 85 м.

Великое строительство римского Колизея началось в 72 году до н. э., а завершилось оно при сыне императора Тита в 80 году. В этот важный период в Риме проживало около миллиона человек. Амфитеатр был достаточно огромен, чтобы свободно разместить 50 тыс. зрителей одновременно. Его прочность позволяла выдерживать такую тяжесть. Большинство архитектурных решений инженеров стали революционными для того времени.

Инженерная мысль гениальна и проста. Каркас конструкции представил собой сооружение арочного типа из пересекающихся концентрических и радиальных стен. Постепенно по особой технологии было возведено 80 радиальных и 7 концентрических стен, над которыми располагались зрительские ряды.

Внешняя стена состоит из четырех ярусов. В трех первых находится по восемьдесят семиметровых арок. В каждом из ярусов использовали полуколонны тосканского, ионического и коринфского ордеров.

Завершающий ярус (четвертый) — сплошная стена с прямоугольными маленькими окошками. Между оконными простенками расположили бронзовые щиты, а в арочных проемах второго и третьего этажа поставили памятники.

Используемые материалы

Основные радиальные и концентрические стены выложили природным известняком (травертином). Его добыча производилась в 35 км от Рима. По мнению ученых, на стадии добычи травертина, его доставки и первоначальной обработки было задействовано не менее 100 тыс. пленных. Только потом камни передавались римским мастерам. Обработка материала и качество строительства потрясают воображение!

Каждый из блоков известняка присоединялся железными большими скобами без использования цемента. В Средневековье их извлекли, что значительно ослабило строение. На изготовление скобок для Колизеума было потрачено около 300 тонн металла. В наше время вместо них остались лишь сквозные дыры.

Наряду с травертином инженеры Рима часто использовали бетон, вулканический туф, кирпич. Легкие блоки туфа пригодились для верхнего яруса амфитеатра, а кирпич с бетоном применялись для внутренних перекрытий и перегородок.

Многочисленные входы

Логистические и архитектурные тонкости, использованные при строительстве Колизея, применяются сегодня во время возведения стадионов. Все входы располагают по периметру равномерно. Это позволяет публике быстро заполнить и покинуть площадку. В Колизее построили 80 отдельных входов:

  • 4 — для магистрата и сенаторов;
  • 14 — для всадников;
  • 52 — для остальных слоев населения.

В зависимости от своего статуса зритель получал билет, в котором указывались вход и место посадки. Более важным гражданам было проще добраться до своих мест. Интересный ход инженерской мысли заключался в том, что люди разных социальных слоев не пересекались в Колизее благодаря правильной планировке лестниц и коридоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector