Казанский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Настоятели

С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:

  • Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
  • Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
  • Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
  • Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
  • Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
  • Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
  • Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
  • Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
  • Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
  • Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
  • Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
  • Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
  • Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
  • Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
  • Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
  • Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
  • Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.


Казанский собор памятник Кутузову

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.


Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

Как добраться до Казанского кафедрального собора

Одна из главных достопримечательностей располагается на главной городской магистрали Санкт-Петербурга — Невском проспекте. Добраться до Казанской церкви можно несколькими способами.

Точный адрес: Санкт-Петербург, Центральный район, Невский проспект, 25.

  • Вариант 1

    Пешком:600 метров.

    Метро:от станции Маяковская по зеленой ветке 3 до станции Гостиный двор (3 мин.).

    Пешком:600 метров.

  • Вариант 2

    Пешком:400 метров.

    Автобус:от остановки Площадь Восстания на автобусе №1, 3, 7, 22, 24, 27 или 191 до остановки Невский Проспект (4 мин.).

    Пешком:240 метров.

Как добраться от Московского вокзала:

Вариант 1Пешком:37 метров.
Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до остановки Московская (30 мин.).
Пешком:500 метров.
Метро:от станции Московская по синей ветке 2 до станции Невский проспект (16 мин.).
Пешком:250 метров.

История

Казанский собор в Санкт-Петербурге построен вначале 19 столетия. Это место захоронения И. Кутузова. Здесь находятся ключи от захваченных поселений, а также вражеская добыча.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1733 г. начато строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где имелся купол из дерева и колокольня. Создал схему церкви Михаил Земцов. На освящение храма пригласили племянницу Петра I – императрицу Анну Иоанновну. Образ святой принесли в церковь за сутки до религиозного обряда. 1747-1748 г.г. знаменуются созданием храмового лика «Рождества Богородицы».

В этой церкви получил благословение брака сын Екатерины II и Петра III – император Всероссийский Павел Петрович. Большинство побед в военных битвах праздновали здесь.

В середине 18 столетия архитектором Семеном Волковым создана схема обновленной колокольни, чтобы придать собору большей торжественности. Но задумка осталась невоплощенной.

Строительство Казанского собора

Павел I в последнем десятилетии 18 века принял решение построить новый собор вместо ветхого церковного сооружения. Свои проекты предлагали лучшие архитекторы, но ничья идея не была одобрена императором.

В 1800 г. Строганов А.С. приехал к императору с очередной схемой построения храма, автором которой являлся гениальный А. Воронихин. Этот проект был утвержден, Строганову досталась должность главы попечительского совета при строительстве религиозного сооружения.

В следующем году началось воздвижение новой церкви, в котором принимал участие Александр I. Гравер Н.Ф. Алферов помогал главному архитектору строить собор на добровольной основе.

Строительство длилось 10 лет, полная его стоимость составляла почти 5 млн. руб. Создателю проекта вручили орден Святого Владимира 4 степени. Митрополит Амвросий освятил храм в год его открытия. Тогда же и было снесено старое здание.

Собор в XIX – начале XX века

Для людей религиозное сооружение было объектом боевых достижений русского населения в Отечественной войне 1812 г. Здесь хранятся священные предметы, добытые на войне: посох, принадлежащий Даву (маршалу Наполеона), военные флаги Франции.

Под руководством Огюста Монферрана в церкви длились отделочные работы вплоть до окончания 1829 г. Впервые осуществлена реставрация храма в 1844-1845 г.г. В следующий раз – в 1862-1865 г.г. с восстановлением церковных ликов и росписей на стенах. В конце 19 века в храм привезли тело П. Чайковского для проведения обряда отпевания.

Здание собора имело огромную популярность среди кардинально настроенного населения. Здесь проводились молодежные демонстрации, которые брали начало у Аничкова моста. В 1905 г. народ сделал заграждения из лавочек во вновь образовавшемся сквере возле храма.

В феврале 1913 г. в господнем сооружении отмечалось 300 лет со дня образования династии Романовых. В этот день погибло 34 человека в результате движения толпы. Спустя 4 года народ выбрал Гдовского Вениамина правящим архиереем.

С 1930-х годов

Религиозные сообщества христиан притеснялись советской властью. Эти преследования сказались и на Казанском соборе. Его убранство стало менее привлекательным после того, как во 2-м десятилетии 20 века из храма забрали предметы, представляющие религиозную значимость.

По предположительным сведениям, отсюда вынесено приблизительно 2000 кг серебра. Исчез иконостас, серебро которого пропало в неизвестном направлении.

В 30-х годах 20 столетия храм закрыли, а немного позднее здесь образовался Музей истории религии и атеизма. Спустя 20 лет его внешний вид обновили, а еще через 10 лет реставрировали наружную сторону сооружения.


В СССР Казанский собор в Санкт-Петербурге был музеем истории религии и атеизма. На фото буклет

С 1991 г. возвратились религиозные церемонии в левой части помещения. В 1992 г. освятили главное здание. Полностью провел освящение храма митрополит Владимир в 1998 г.

Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы

Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:

  • мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
  • в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
  • говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
  • согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.

Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.

Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:

  • 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
  • 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
  • 18:00 0 вечерняя служба.

В праздничные и воскресные:

  • 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
  • 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
  • 18:00 – вечернее служение.

Лучшая статья для Вас, переходите: Англиканский собор Святого Андрея в Москве

В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.

Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.

Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора

План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.

   

Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.

При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.

Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.

   

Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.

В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.

25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.

С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Внутренний облик и интерьер

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.

Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.

В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.

Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.

В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.

Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector