Гатчинский дворец музей-заповедник гатчина, санкт-петербург

Содержание:

Самые интересные музеи

В городе работают музеи, которые могут быть интересны любителям истории, техники, искусства.

Музей-усадьба П. Е. Щербова

Один из старейших музеев области открыт в 1967 году. Ранее он располагался в Приоратском дворце, а в 1992 году переехал в отреставрированную усадьбу карикатуриста П.Е. Щербова, известного в начале XX века. Принимает 14 тыс. посетителей в год, располагает коллекцией из 16 тыс. предметов.

Экспозиция музея в настоящее время выставлена на 2-х этажах, на площади 200 кв. м:

  • 1 этаж – коллекция, повествующая о жизни и творчестве бывшего хозяина усадьбы и его друзей;
  • 2 этаж – история Гатчины, развитие авиации и военные годы.

Дом художника тоже является музейным экспонатом, отличается от построек Санкт-Петербурга в стиле модерн, выделяется смелостью использованных архитектором приемов.

Музей работает ежедневно с 10 до 17. Выходной – понедельник. Стоимость взрослого билета – 100 руб. Есть льготы.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Лучшие горнолыжные курорты Азербайджана.

Музей города Гатчины

В 2009 году музей города, созданный по инициативе ветеранов, открыл свои двери по адресу: пр. 25 Октября, 18. Постоянная экспозиция рассказывает о жизни края в допетровские времена, о развитии Гатчины при правлении Павла I, о событиях последующих веков.

Здесь проводятся экскурсии по творчеству местных художников, о научных изобретениях, о знаменитых земляках гатчинцев. Музей владеет 14 тыс. единиц хранения, ведет просветительскую и научную работу.

Интересные факты

Заповедник окружен легендами. Каждое здание таит события, которые сопровождали его возведение.

Начало глинобитного строительства в России

Император Павел Петрович в разговоре с русским Леонардо да Винчи, архитектором Львовым, сказал, что видел, как в Европе строят дома из смеси земли, извести и песка. И такие здания довольно крепки. Царь приказал зодчему возвести в Гатчине угол избы с крышей по такой же технологии.

Львов выписал двух мужиков и начал возводить постройку. Павел Петрович регулярно приходил с сыном Александром и невесткой смотреть, как продвигается дело. Однажды цесаревна попробовала проковырять в стене отверстие острым концом зонтика. Это ей не удалось: таким образом, была доказана прочность опытного образца. Сегодня Приоратский дворец – единственное здание в России, построенное по технологии землебитного строительства.

Как выбиралось место для Приоратского дворца

Император Павел Петрович, после утверждения представленного Львовым плана, поручил архитектору выбрать место для Приоратского дворца по собственному усмотрению. Но Обольянинов, который в то время управлял парком, отрицал все указанные зодчим места. В конце концов, Львов сказал, что построит здание там, где укажет капризный генерал.

Обольянинов выделил место, такое болотистое, что увязала собака. Но Львов заявил, что выстроит дворец и здесь, но смета будет слишком высока, потому что придется осушать болото. Обольянинов смирился и позволил архитектору выбирать место самому. В итоге, строительство обошлось Павлу Петровичу в 27 000 рублей, из которых собственно возведение дворца и стен из земли стоило 2 000 рублей, а остальные 25 000 ушли на каменное строительство, крышу, столярные и плотницкие работы.

Символ Гатчины

Символом дворцово-паркового ансамбля является орел. По преданию, император Павел Петрович подстрелил из ружья орла. Гордая птица упала на землю в парке. В этом месте император приказал построить колонну, а в том месте, где во время выстрела стоял сам, – павильон. Но здесь имеется некоторая недосказанность: павильон построен при Павле Петровиче, а колонна – при первом хозяине, Григории Орлове. Но то, что на павильоне изображен орел, который держит в лапах монограмму Павла, очевидно. А почему два возведенных в разное время сооружения составляют ансамбль, точно сказать невозможно.

Грот Эхо

Подземный ход из дворца оканчивается на берегу озера Белое. И он стилизован под грот. Но архитектурные особенности постройки делают возможным появление эха из нескольких слогов. Например, если крикнуть в тоннель: кто недолго правил, то эхо возвращает ответ: Павел.

Тайна побега Керенского

Керенский в воспоминаниях описывает свое бегство из Гатчинского дворца в 1917 году через подземный ход. В эти сложные дни солдаты и матросы заняли единственный выход из царской резиденции. Дождавшись темноты, политик вышел через подземелье. Но он не уточняет, через тот ход, который оканчивается гротом Эхо, или через какой-то другой.

Большевик в единственном числе

Был «разогнан» гатчинский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Как вспоминала ставшая свидетельницей тех событий К.А. Куприна, дочь писателя А.И. Куприна, «с первого дня хозяйничанья в городе отрядов Керенского — Краснова было объявлено осадное положение. Юнкера разгоняли все собрания и сходки. За агитацию против Керенского было приказано немедленно вешать»7.

Опираясь на это распоряжение, утром 28 октября, как воспоминала гатчинская социалистка М.А. Флиднер, «во время своего пребывания в Гатчине Керенский распорядился арестовать местный исполнительный комитет, из числа членов в Совете случайно остался один большевик» — Хохлов, рабочий-пекарь запасного авиационного батальона8. Совет, помещавшийся тогда на Михайловской, сейчас Красной, улице, в доме N 16, был окружен пушками и войсками. В здании «же в тот момент находились только Хохлов с женой и тремя маленькими детьми — и Хохлов был арестован, но вскоре выпущен по просьбе местных эсеров»9.

Эти записи дополняются воспоминаниями графа В.П. Зубова о том, что руководил этим арестом лейтенант Книрша, которого Керенский из своих адъютантов повысил в управляющие делами. Арестовав всю семью Хохловых, Книрша отчитался Керенскому, что «накануне арестовал «самых видных большевиков Гатчины». Более того, «он чуть было их не повесил, но счастливая звезда удержала его в последнюю минуту»10.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Современная история шедевра зодчества XVIII века

Хорошо сохранившийся Приоратский дворец, устоявший во время Великой Отечественной войны, оказался никому не нужным и даже получил прозвище «тающий». Постепенно здание стало приходить в запустение

Только в 80-е годы прошлого века ситуация изменилась в лучшую сторону, и на строение обратили внимание власти, после чего началось его возрождение к новой жизни. Шедевр зодчества отреставрировали, и вскоре исторический памятник открыл двери для всех посетителей

Сейчас здесь находится музей, в котором можно познакомиться с интересной историей не очень известной в России достопримечательности. Конечно, она не является в привычном для нас понимании роскошным дворцом. Довольно скромное здание, лишенное помпезного убранства, больше похоже на небольшой охотничий домик, нежели на богатую резиденцию молодого императора России.

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворецПамятник Павлу IГатчинский дворецГатчинский дворецМемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башнюВид на Гатчинский парк с Сигнальной башниПанорама Гатчины с Сигнальной башниПанорама Гатчинского дворца с Сигнальной башниЧасы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворцаАванзалМраморная столоваяТронный залОвальный будуар императрицы Марии ФедоровныПарадная опочивальняТуалетнаяКартинный залБелый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галереяХрам Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворцеМраморная лестницаПортрет Александра IIIМраморная лестницаТрон Александра IIIЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиКабинет управляющегоГалерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ходГалерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Где поесть в Гатчине

При посещении Гатчины одним днём, вы как раз успеете посмотреть главные достопримечательности: Большой Гатчинский дворец, Дворцовый парк и Приоратский дворец.

Если останется время до отъезда и решите выпить кофе или посидеть в кафе, то смело направляйтесь на Соборную улицу. Она одна из старейших улиц города и в настоящее время является пешеходной зоной.

Соборная улицаСоборная улица является пешеходной зоной

На этой улице расположено множество ресторанов и кафе на любой вкус.

В Гатчине можно найти кафе или ресторан на любой вкус

Если вы посещали Гатчину, посоветуете это место для посещения другим?

Рекомендую Гатчину5Не рекомендую1

Гатчинский дворец графа Орлова

Григорий Орлов самолично взялся за возведение дворца. Для разработки проекта граф и Екатерина II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его работа удачно сочетала в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства:

По завершению строительства Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Санкт-Петербурга. Это было здание, которое состояло из 3-х связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.

Главный корпус был соединён двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, что всё вместе представляло собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами. По их углам располагались восьмиугольные башни.

Фасад дворца был облицован парицким известняком, который добывали близ Гатчины, в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.

Вот дворце Григорий Орлов прожил недолго, графу не удалось в полной мере насладиться красотой и уютом его интерьеров. После его смерти, у его братьев в начале 1783 года Гатчину обратно выкупила Екатерина Великая и подарила в 1783 год своему сыну — великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Большой Гатчинский дворец и кино

В XX и XXI веках Гатчинский дворец стал служить съёмочной площадкой. Его здание и интерьеры «приняли участие» в съёмках нескольких отечественных фильмов. В их числе: «Левша», «Юнкера», «Три мушкетера», «Суворов», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Андерсен. Жизнь без любви», «Серебряный самурай», «Война и мир» и другие.

Внешний вид и интерьеры Большого Гатчинского дворца всегда привлекали внимание кинематографистов и других деятелей искусства. Замковая архитектура и внутреннее убранство нередко становились декорациями при съёмках художественных фильмов, ставшими знаменитыми

Привлекательность Гатчинского дворца-музея очевидна, сюда массово тянутся туристы со всего света.

Культовые сооружения

Сегодня в Гатчине проживает более 90 тыс. человек. По национальному составу – большинство русские, по вероисповеданию преобладает православие.

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы

Домовая церковь Гатчинского дворца строилась при графе Орлове одновременно с основным зданием (вторая половина XVIII века) и тем же архитектором (Антонио Ринальди). После смерти графа дворец принадлежал поочередно правящим членам царской семьи или великим князьям, и храм использовался ими по назначению: здесь проходили молебны, свершались таинства, хранились святыни.

Домовая церковь многократно перестраивалась. В последний раз проектированием ее интерьера занимался в середине XIX века придворный зодчий Р.И. Кузьмин по указанию Николая I. Он оформил молельный зал в стиле итальянского ренессанса: окна с арочным завершением, колонны, ажурные решетки.

После революционных событий церковь была закрыта, пребывала в запустении и вновь возродилась в 1999 году. Уникальность храма в том, что пережив тяжелые времена, он не погиб. Реставраторы сумели восстановить подлинный декор середины XIX века.

Самый старый храм города является действующей православной церковью (службы проходят по субботам) и ценным памятником архитектуры. Он находится по адресу: Красноармейский проспект, 1.

Собор Святого апостола Павла

Главный городской собор, построенный в XIX веке по проекту архитектора Р. И. Кузьмина, находится на Соборной улице, 26. Городу был необходим кафедральный собор.

Место установки на возвышении определил сам император, храм должен был парить над городом. Пятикупольный собор Николай I ставил в память об отце, испытывая угрызения совести в связи с кончиной родителя, царь приказал оформить здание в строгости и величии, без излишней роскоши и позолоты.

Павловский собор закрывался лишь однажды на короткий срок, перед самой войной, в остальное время выполнял все культовые обряды и принимал верующих даже во время оккупации.

Правда, его стратегическое положение использовалось обеими армиями для корректировки огня, ведения наблюдений и установки пулеметных расчетов. После войны была проведена реставрация здания, и храм города продолжает свою деятельность уже более 165 лет.

История парка

Гатчина поражала своей красотой современников издавна, но подлинного расцвета эта местность достигла в конце 18 столетия. Императрица Екатерина II, после смерти Бориса Куракина, владельца Гатчинской мызы, решила подарить имение графу Григорию Орлову, знаменитому фавориту императрицы. Орлову подарок пришелся по душе, уже с весны 1766 года здесь закипело грандиозное строительство. По желанию Орлова на этих землях возводился роскошный охотничий замок, вокруг которого на прилегающих территориях проводилась разбивка элегантного парка.


Резиденция Гатчина

Благодаря искусству мастеров садовых дел, а также огромному количеству подсобных рабочих, дикая природа Гатчины через несколько лет предстает перед взором Орлова в совершенно новом обличьи – модного пейзажного (или английского) парка, каждым кустиком, и каждой дорожкой соответствуя идеалам и вкусам той эпохи. Повсеместно устроенные подпоры и запруды воды привели к тому, что Белое озеро существенно увеличилось в размерах, общая береговая линия также была изменена: образовались многочисленные искусственные островки и острова. В ходе землеустроительных работ в Гатчинском парке возникли каналы, пруды и террасы. Были высажены около тысячи деревьев разнообразных пород.


Белое озеро

Изюминкой парка стала задумка архитектора Антонио Ринальди, который исхитрился связать подземным ходом волшебный и таинственный Гатчинский дворец с гротом «Эхо», который располагался на берегу Серебряного пруда. Украсил Ринальди парк символической скульптурой – Колонной Орла, как бы намекая на гордую фамилию владельца Гатчины. Архитектору принадлежит и создание Чесменского обелиска, а также исследователи приписывают его таланту и чудесный восьмигранный колодец.


Колонна Орла

Гатчинский парк графа Орлова

Природа Гатчины издавна славилась своей красотой. Живописные берега озер и рек как нельзя лучше располагали к прогулкам, а леса вокруг них были отличным местом для охоты. В своем письме Жан Жаку Руссо Григорий Орлов писал, что воздух здесь здоров, а вода удивительна, местность приятна для прогулок и возбуждает к мечтательности.

Граф был страстным любителем охотничьих забав и светских развлечений, поэтому большую территорию рядом с домом он превратил в Зверинец — Охотничий заповедник, где были устроены загоны, в которых жили на свободе привезенные дикие козы, лани и олени, а также обитатели местных лесов — лоси и зайцы.

В 1766 году под руководством знаменитого архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца, а вокруг него разбивается парк в модном в то время пейзажном (английском) стиле. С 1771 года работы по его обустройству возглавляет английский мастер садового искусства Джон Буш, также ему помогают садовники, приглашенные из Петербурга, и тысячи крестьян из окрестных деревень.


129556

Озеро Белое

Основой преобразований служили два озера — Белое и Серебряное, где проводятся работы по углублению дна, строятся каналы и запруды, создаются острова и островки. В Гатчину привозят тысячи деревьев самых разных пород из окрестностей Москвы и Нижнего Новгорода. Дикая природа преобразуется в прекрасный ландшафтный парк с живописными озерами и прудами.

После смерти графа Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила поместье у родственников графа и подарила его сыну Павлу Петровичу.

История

В писцовых книгах первое упоминание о Гатчине встречается в 15 веке. Тогда эти земли относились к Новгороду. Затем их передали шведскому королю, который владел ими до 1702 года. Победа Петра в Северной войне обеспечила возвращение земель российской короне. В 1765 году Гатчину получил в дар от императрицы Екатерины II Григорий Орлов.

Он начал строить дворец практически через год. Проект создавал Ринальди. По желанию хозяина, сооружение должно было напоминать английский замок. Первоначально постройка имела 3 этажа и форму каре. С Серебряным озером здание соединялось подземным ходом. Дворец венчали 10 башен, а фасады отделывались местным (гатчинским) известняком.

Гатчина после смерти Григория Орлова

Григорий Орлов умер в 1783 году, и Гатчина вернулась в собственность царской семьи. Теперь ее хозяин – будущий император Павел I. Его не устраивает дворец, и Великий князь начинает перестройку. Для выполнения этой задачи приглашен архитектор Бренна.

Теперь ансамбль меняется:

  1. Галереи становятся закрытыми, стены каре достраиваются до уровня галерей.
  2. Двор преобразован в плац. На нем выкопан ров, сооружены мосты и установлены пушки.

Такие изменения приводят к тому, что постройка становится тождественна английским замкам. С 1801 года Гатчиной владеет вдовствующая императрица Мария Федоровна. В этот период Воронихин вновь перестраивает дворец, но перемены коснулись, в основном, интерьеров. Значительные перемены ожидали дворец в период владения Николаем I.

Приглашенный архитектор Кузьмин:

  • перестроил каре
  • увеличил башни корпусов на целый этаж
  • заново облицевал стены фасадов плиткой
  • построил церковь в боковом каре
  • отделал апартаменты для хозяев в Арсенальном каре
  • пристроил центральную лестницу
  • установил статую Павла I

Александр III был сторонником технических новинок: он ввел калориферы вместо печей, обустроил дворец водопроводом и канализацией.

Гатчина после Октябрьского переворота

После революции комплекс стал самым крупным в области музеем. Его коллекция содержала бесценные артефакты, и увидеть их мог каждый желающий. В специально отведенных зданиях устраивались тематические выставки. Продвижение немецких войск на восток было слишком быстрым, сотрудники Гатчины не успели провести полную эвакуацию артефактов: спасли основные фонды и архив.

В январе 1944 года при отступлении фашисты почти полностью уничтожили Большой дворец. В уцелевших постройках после Отечественной войны поочередно располагались Военно-Морское училище и ВНИИ Электростандарт. Реставрация поврежденных корпусов началась в 60-е годы, а первые посетители увидели экспозицию только в 1985 году.

Приоратский дворец

Когда Наполеон захватил Мальту, Павел I предоставил рыцарям ордена убежище в Петербурге. Император приказал построить в Гатчине летнюю резиденцию для принца Конде – приора беглецов. Приоратский дворец расположился на юго-восточном берегу Чёрного озера и был стилизован под средневековые католические монастыри.

Здание построено по уникальной землебитной технологии архитектором Николаем Львовым. Талантливый учёный самостоятельно придумал состав, из которого всего за три месяца возвёл стены дворца. Он использовал обычную землю, которую утрамбовывал в опалубках и заливал известковым раствором. Получался прочный строительный материал.

Подпорная стена Приората сделана из знаменитого пудостского камня, а башня – из парицкого известняка.

Проект дворца оказался настолько оригинальным, что каждая точка обзора даёт новый результат. Со стороны озера создается иллюзия, будто здание расположено на острове. С юга Приорат имеет сходство с готической капеллой, а со стороны подпорной стены появляются черты крепости. Со стороны главного входа дворец напоминает загородную усадьбу.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Гатчинский дворец часы работы. Приоратский дворец в Гатчине — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

129566

Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было асимметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж — капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2019 г.

  • Летний период (с 18 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 17 июня)

Средневековая история Гатчины

Реки и озера, богатый дичью лес, плодородная почва — такие прекрасные условия для проживания людей создала природа на Ижорских землях. Поэтому неудивительно, что уже в 13 веке здесь появились первые поселения. Подтверждением тому стали находки, обнаруженные во время археологических раскопок в начале 20 века.

Первое официальное упоминание об ижорцах появилось в 1499 году в Новгородской писцовой книге, где летописец рассказывает о селе Хотчина. Название этого поселения и дало имя будущему городу.

История происхождения названия города имеет две версии. Одна из них указывает на древнеславянское имя Хот, а другая на слово «гать», которым называли деревянный настил для проезда по болотистым местам.

Гатчинская земля на протяжении многих веков была местом столкновения интересов России и Швеции. В 1617 году согласно Столбовскому мирному договору территория современной Гатчины отошла Швеции. Село Хотчино на протяжении почти столетия принадлежало шведским дворянам – семейству Оксенштернов.

В 1702 году во время Северной войны ижорские земли вновь вошли в состав Российской империи. На этот раз – навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector