Большой гатчинский дворец

Содержание:

Гатчинский дворец часы работы. Приоратский дворец в Гатчине — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

129566

Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было асимметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж — капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2019 г.

  • Летний период (с 18 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 17 июня)

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворецПамятник Павлу IГатчинский дворецГатчинский дворецМемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башнюВид на Гатчинский парк с Сигнальной башниПанорама Гатчины с Сигнальной башниПанорама Гатчинского дворца с Сигнальной башниЧасы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворцаАванзалМраморная столоваяТронный залОвальный будуар императрицы Марии ФедоровныПарадная опочивальняТуалетнаяКартинный залБелый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галереяХрам Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворцеМраморная лестницаПортрет Александра IIIМраморная лестницаТрон Александра IIIЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиКабинет управляющегоГалерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ходГалерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Н.А.Львов и его технология возведения глинобитных зданий

В настоящее время Приорат — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Его предложил использовать архитектор Н.А.Львов (1753-1803), прозванный «русским Леонардо». Он хотел доказать этим, что в России возможно возведение глинобитных зданий, которые дешевле, безопаснее и экономичнее деревянных строений.

Суть технологии в следующем. В специальной форме слой за слоем прессуется суглинок: из 10-сантиметрового слоя получается 6-сантиметровый, затем засыпается новый слой, прессуется и т.д. Полученные блоки скрепляются известковым раствором.

Для проверки Львов по этой технологии возвел несколько сооружений, и только потом приступил к строительству Приората. Так, в 1797 г. для фаворитки императора Павла Е.И.Нелидовой была построена «хижина», а в Гатчинском парке — угол избы.

Форма для изготовления землебита

Дочь архитектора Львова так описывает предысторию Приората:

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками

На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность»

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Гатчина при Павле I

После того как Григория Орлова не стало (1783 г.), Гатчину выкупила у его наследников Екатерина II. Императрица подарила имение со дворцом своему сыну Павлу Петровичу. Он очень полюбил это место, и вскоре перебрался сюда, устроив здесь личную резиденцию. Надо сказать, что до этого Павел много путешествовал по Европе и был под впечатлением от увиденного. Некоторые постройки его особо вдохновили, и он решил построить нечто подобное в Гатчине.

К примеру, павильон Венеры стал копией сохранившегося до нашего времени оригинала из замка Шантильи во Франции. Будущий император решил несколько видоизменить дворец и гатчинский парк. Появились бастионы с пушками, подъемные мосты и рвы.

Перестройкой дворцово-паркового комплекса руководил Винченцо Бренна – известный в те времена архитектор. Он тесно сотрудничал с не менее известным мастером своего дела — В. И. Баженовым. У Большого дворца были сады с регулярной планировкой — Верхний и Нижний Голландские сады, Собственный, а немного дальше – Сильвия. Создавать их начали в 1790 годах. Был вырыт широкий канал, заканчивавшийся восьмиугольным бассейном. В нем когда-то разводили карпов, поэтому его и назвали Карпиным.

Павел Петрович в 1796 году восходит на престол, а Гатчина становится резиденцией императора. После его кончины строительные работы в парке и дворце завершились. В 1851 году перед Большим дворцом на плацу был установлен памятник Павлу I. Его автор — скульптор И. П. Витали. В 1880 годах в Гатчинском дворце жил Александр III со своей семьей.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Цены в Гатчинском парке в 2021 году

Вход в парк бесплатный.

Посещение дворца и еще нескольких объектов, катание на лодках является платным:

  • Павильон Венеры, Берёзовый домик — 100 рублей с человека, льготные категории — 50 рублей;
  • прокат весельной лодки, катамарана — 450 рублей в час + залог 2000 рублей, подлежащий возврату;
  • посещение Гатчинского дворца — 450 рублей полный билет, 250 рублей — для пенсионеров, 200 рублей — для учащихся, 1100 рублей на семью.

Организовывая свадьбу, следует знать, что фотосессия будет платной. Экскурсионных программ достаточно много: обзорная по Гатчинскому дворцу, обзорная по Дворцовому парку, выставка «Семья императора Александра III в. Гатчине», «Музейные сундучки», «Дворец двух императоров», лодочная экскурсия «По глади парковых озер», «Императорские дворцы Гатчины», программа «Ощущение дворца». О стоимости экскурсий в Гатчинском парке и дворце можно узнать на официальном сайте.

Ирина (dualia1)

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Достопримечательности Гатчины

Дворцово-парковый комплекс «Гатчина» состоит из обширных парковых территорий, на которых находится 2 озера, Гатчинский дворец, Приоратский дворец, несколько павильонов и собственный регулярный сад. Вход в парк свободный, вход в другие объекты – по входному билету.

Гатчинский парк

Гатчинский парк имеет обширную территорию и условно делится на Английский сад и Регулярные сады при дворце. В Английском саду (свободной части парка) расположено большинство парковых сооружений, а также два озера – Белое и Серебряное. Парк красиво украшен аллеями, а через озера построены ажурные мостики. В Английском саду расположены такие объекты, как Гатчинский и Приоратский дворцы, Памятник Павлу I, озера и пруды, терраса-пристань, Адмиралтейские и Березовые ворота, Адмиралтейство, водный лабиринт, портал «Маска», павильоны Венеры и Орла, а также некоторые другие.

В Регулярных садах при дворце (вход по отдельному билету) Вы найдете Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад. Все они выполнены с элементами ландшафтного дизайна. Сады украшены скульптурами и галереями.

Гатчинский дворец (замок)

Гатчинский дворец – это огромное трехэтажное здание с башнями, больше похожее на замок, нежели на дворец. Дворец считается доминантой всего Гатчинского парка. Строительство его относится к концу 18 века. Несмотря на преобладающий стиль классицизм, дворец больше напоминает средневековый замок. Осмотреть сооружение можно не только снаружи, но и внутри, где восстановлена часть интерьеров, также выполненных в стиле классицизм. Для осмотра открыты Тронные залы, Белый и Картинный залы, Малиновая гостиная, Мраморная столовая, анфилада, парадная опочивальня, Оружейная и Чесменская галереи, подземный ход и некоторые другие комнаты.


Ninara/Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Приоратский дворец

Приоратский дворец – это небольшое, но чрезвычайно живописное здание, также выполненное в замковом стиле. Расположено на берегу озера. Эффектность зданию придает остроконечная крыша, выложенная контрастной красной черепицей. Внутри дворца сейчас находятся Капелла и залы временных выставок.

Собственный сад

Собственный сад (регулярный) примыкает непосредственно к Гатчинскому дворцу. Вход на территорию сада осуществляется по отдельным билетам. Здесь расположены уникальные статуи 18 века, открытые галереи, ландшафтные решения, выполненные в виде лабиринтов кустарников. Место считается достаточно камерным и уютным.

Павильоны

Гатчинский парк украшает и несколько красивых павильонов, таких как павильон Венеры и павильон Орла. Это небольшие сооружения романтического вида, расположенные на фоне живописной природы. Например, павильон Венеры находится на небольшом острове на озере, в окружении воды. Внутри павильон украшен различными панно и росписями. Павильон Орла – это ротонда, украшенная колоннами.


Alexandra Zharkova/Собственный садик в Гатчине

Дворцовый парк в Гатчине: как добраться, что посмотреть, история

Поблизости от Санкт-Петербурга расположилось множество дворцов и парков. Почему-то Большой Гатчинский дворец и Дворцовый парк не пользуются особой популярностью среди туристов, а зря, здесь есть на что посмотреть. В летнее время в парке также проводится большое количество фестивалей.

История Большого Гатчинского дворца и Дворцового парка

Строительство дворцового и садового комплекса в Гатчине неразрывно связаны с именем Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Именно он начал строительство Большого Гатчинского дворца и Дворцового парка в XVII веке. В это время в Российскую империю приходит мода на пейзажные парки, отличительной особенностью которых является планировка, приближенная к естественному ландшафту.


Гатчинский дворец


Памятник Павлу I


Скульптуры в парке

Следующий активный период развития парка связан с именем Павла I. В это время строится множество сооружений, дополнивших паковый ансамбль и дошедших до наших дней. Например, восьмигранный колодец и Павильон Венеры. Также закладывается парк Сильвия, расположенный слева от дворца и отделенный от основного Дворцового парка.


Карпин мост

В дальнейшем парковые сооружения преимущественно реконструируются. Во время Второй Мировой войны множество построек было разрушено, некоторые из них в последствии были реконструированы. Например, Березовый домик. А некоторые до сих пор ждут своей очереди.

Как добраться

Проще всего добраться до Гатчины на электричке с Балтийского вокзала, а дальше немного пройти пешком до дворца. На август 2018 стоимость проезда составляла 102 рубля.

Что посмотреть

Первое, что попадается вам на глаза — Большой Гатчинский дворец. Выглядит он масштабно и необычно. На площади рядом с дворцом установлена скульптура Павла I. Во дворце разместился музей, мы решили туда пока не ходить, так как летом гораздо приятнее прогуляться по парку. А дворец оставим на более холодное время года.

Собственно, сам Дворцовый парк выглядит очень красиво и масштабно. Он занимает территорию в 143 гектара. Основу ландшафта составляют два больших озера: Белое и Серебряное. Помимо это по всей территории раскинулись пруды, искусственные и естественные острова, соединенные между собой изящными мостками. Гулять по всей этой местности сплошное удовольствие. Из разных точек парка ландшафт открывается с разной стороны и впечатляет по-новому.


Портал Маска и березовый домик


Березовый домик

На территории парка, помимо самого дворца, расположилось еще 2 музея. Павильон Венеры на острове Любви и Березовый домик. Домик обшит аскетичными березовыми бревнами, а внутри блистает великолепной отделкой. К сожалению, это восстановленная копия, оригинал бы утрачен во время Второй Мировой.

Времени у нас было мало, поэтому все достопримечательности увидеть не удалось. Учитесь на наших ошибках и планируйте на посещение Дворцового парка не менее 4 часов, чтобы насладиться всеми достопримечательностями садово-паркового искусства.

Если хотите более активного отдыха, в нескольких километрах от парка можно найти не такие популярные у туристов, но не менее интересные Гатчинские гейзеры.

Кратко, в целом:

  • отличное место для релаксации;
  • прекрасная природа;
  • можно сделать великолепные фото.

Структура и схема Гатчинского парка

Крупнейшая часть Дворцового парка — выверенный в ландшафтном плане Английский сад был запланирован как пейзажный парк, в который входят Белое озеро (с Длинным островом) и имеющее форму полумесяца Серебряное озеро, а также островки Пихтовый, Захаров, прибрежная территория. Она делится на правобережную и левобережную. Достопримечательности Английского сада:

  • Отреставрированная Колонна Орла. Известна как старейшее сохранившееся садово-парковое сооружение на территории 1770 года постройки.
  • Павильон Орла- изящная ротонда в светлых тонах высотой 9,5 метров, расположившаяся у озера.
  • Адмиралтейство с гаванью, где находились суда для прогулок по озеру.
  • Березовый домик с порталом «Маска» с роскошным интерьером, воссозданный после войны в 1975 году. Изначально создает обманчивое впечатление, а внутри имеет шикарное убранство.
  • Горбатый мост постройки 1800 года, соединяющий два острова на Белом озере.
  • Терраса-пристань на Длинном острове, построенная по проекту Винченцо Бренны 1792 года, украшенная скульптурными композициями.
  • Амфитеатр с четырьмя проходами, строительство которого не было завершено. Предназначался для проведения рыцарских боев и имел много дополнительных названий, а том числе «Петушиные бои».
  • Лесная оранжерея, в которой выращивали редкие растения. Вскоре была разрушена, на данный момент не реконструирована.
  • Турецкая палатка — шатер белого цвета с узорами и входом, который поддерживали 2 столба, существовавшая до XX века. На данный момент не реконструирована, а на ее месте длительное время располагались аттракционы.

Ландшафтная часть парка, примыкающая ко дворцу, имеет название «Собственный сад». Его особенность — разнообразие скульптурного декора и зеленые крытые аллеи, расположившиеся на небольшой площади. Опорная стенка украшена балюстрадой. В этом саду собрано больше всего скульптурных композиций.

Верхний и Нижний Голландские сады с живописными аллеями соединены друг с другом несколькими каменными лестницами. С Верхним соседствует Липовый сад, имеющий вытянутую форму. Здесь высажен газон, аллеи и проложены дорожки, каменные лестницы. Сады гармонично переходят один в другой.

Ботанических садов в Дворцовом парке тоже два — Верхний и Нижний. Их общая площадь — 4 гектара, в каждом есть ухоженный пруд: восьмигранный в Верхнем, круглый — в Нижнем. На территории высажены дубы, оформлены аллеи, разбиты дорожки, установлены гранитные лестницы, есть аптекарский огород. Рядом с садами располагается Цветочная горка в форме конуса, она вписана в рельеф местности.

Водный и Лесной лабиринты находятся в восточной части Белого озера. Лесной лабиринт — это сеть аллей, которые пересекаются в одной точке, откуда открывается прекрасный вид на Водный лабиринт. Последний находится в заливе Белого озера и представляет собой 4 малых острова с протоками. Внешне имеет сходство с лабиринтом, отчего и носит такое название.

Еще один регулярный сад, получивший название Остров Любви, располагается в центре искусственного острова Белого озера. К этому острову ведут два ажурных мостика. Здесь расположены террасы, используемые в качестве пристани для судов. 3 аллеи из деревьев и кустарников ведут к Павильону Венеры.

Ирина (dualia1)

Схема Дворцового парка в Гатчине

Коллекции Гатчинского дворца-музея

Ещё при первом владельце Гатчинского дворца — Григории Орлове началось формирование коллекций музея. Граф собирал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров.

Когда Гатчинский дворец перешёл во владение великого князя Павла Петровича, последнему и стали принадлежать все коллекции Орлова. С 1796 по 1917 год дворец служил императорской резиденцией. В течение всего этого времени коллекции Гатчинского дворца постоянно пополнялись его владельцами.

После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей. Уникальный факт состоит в том, что до Великой Отечественной войны дворец-музей оставался самым крупным из всех пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Причём, дворец-музей был лидером как по площади, так и по количеству художественных ценностей — в его фондах насчитывалось свыше 54 000 экспонатов.

После Великой Победы все спасённые экспонаты из пригородных музеев собрали в Центральном хранилище музейных фондов. Из ценностей Гатчинского дворца-музея сохранилось чуть более 16 000 предметов.

В 1976 году начали реставрировать Гатчинский дворец, после открытия которого в мае 1985 года в его экспозицию вернулись немногим больше 8 000 экспонатов. Работа по возврату спасённых произведений продолжается по сей день. Пока некоторые из предметов находятся в распоряжении других музеев. Восполнение утраченных коллекций не прекращалось и ведётся поныне.

В настоящее время в его коллекции содержатся гравюры, литографии и фотографии; металлические изделия и оружие; предметы мебели, ткани и костюмы; редкая книга и научный архив; живопись, акварели и рисунки; нумизматика и старинные чертежи; бытовое собрание, фарфор и стекло; скульптуры и драгоценности, включая сами интерьеры, по которым проводят экскурсии.

Экскурсии

Гатчина – отличное место для самостоятельного осмотра. Но более яркие впечатления оставят, конечно, прогулки с экскурсоводом:

  1. Замок русского Гамлета поразит воображение туристов. Необычная планировка, красочные интерьеры, сочетание рыцарских традиций с домашним уютом семьи Романовых, рассказ гида о призраках подземного хода, живущих также и в замке, заставят время пролететь незаметно.
  2. Изучать историю семьи Романовых можно по истории Гатчинского дворца. Осмотр Приратского замка раскроет тайны масонского течения в России (магистром Ордена был и Павел Петрович), посещение Острова Любви и павильона Венеры добавят в экскурсию романтическую нотку.
  3. Невозможно составить представление о Пригородном Эрмитаже, не походив по уникальному парку, с его тенистыми аллеями. Гости обязательно погуляют с экскурсоводом после осмотра экспозиции Большого дворца. А истории, рассказанные гидом, оставят незабываемые впечатления.

В обслуживание гостей входит трансфер из города Санкт-Петербург. Но бронировать место требуется заранее.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector