Большой екатерининский дворец

Содержание:

Лучшие советы перед посещением

Для начала надо решить, как вы видите своё путешествие в Царское Село: самостоятельно или при помощи тур-оператора. Ниже вы найдёте информацию относительно того, как добраться самостоятельно до музея и парка, а сейчас поговорим об организованном посещении музея.

Организованное посещения музея

Этот вариант предусматривает возможность воспользоваться услугами тур-фирм, которые с удовольствием предоставят вам и автобус, и профессионального гида. Кого-то конкретно можно не искать, т.к. экскурсии организуются ежедневно у Гостиного двора. Придя туда, вы можете в живую пообщаться с организаторами и выбрать оптимальный вариант для себя. Преимущество здесь одно и оно неоспоримо: вы экономите деньги.

Преимущества второго варианта очевидны. Ваша экскурсия начинается задолго до намеченного пункта назначения. Это действительно интересно и очень познавательно. Ведь кроме ожидаемой информации, вы получите ещё и занимательную вводную лекцию о местах, где будет проезжать ваш автобус.

Решение проблем с билетами. Да-да, есть такие нюансы, о них расскажем немного позже. Так вот, организаторы экскурсий имеют некоторый блат в отношении покупки билетов. А вам это будет выгоднее, как минимум, сохраните силы на осмотр достопримечательностей.

В любой момент по своему желанию вы можете «отколоться» от общей экскурсии, заранее предупредив гида, и продолжить осмотр достопримечательностей самостоятельно.

Но и есть недостатки этого варианта. Естественно, что за это мероприятие вам придётся несколько потратиться деньгами. Как бы вы ни были очарованы вашим гидом, во дворце у вас будет «штатный» экскурсовод, который и проведёт экскурсию.

  • Большой плюс для туристов с детьми: посещение дворца и парка для детей до 16 лет — бесплатное.
  • Стоит учесть, что билеты в Екатерининский дворец продаются при предъявлении входного билета в парк.

Некоторые тонкости при посещении музея

  • Для посещения Екатерининского дворца в период летнего сезона необходимо предварительно приобрести билет в Екатерининский парк.
  • Если вы купили льготный билет, но документа на права льготы у вас нет, то в Музей вас не пропустят, а билет сдать уже не удастся.

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

  • регулярный Голландский (Старый) сад,
  • пейзажный Английский парк.

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галереяКонцертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Характерные черты русского барокко

Одной из особенностей русского
варианта стиля является полихромия
фасадов, где интенсивно окрашенные
стены служат декоративным деталям.
Стиль барокко прекрасно прижился не
только на западноевропейской, но и на
российской почве. Воспроизведенный в
дереве и камне, он сделался символом
роскоши и пышности, избыточности и
чрезмерности.

Симфония барочного изобилия
(или хотя бы отдельные ее ноты) звучит
в наших интерьерах уже три столетия.
Причем фрагменты стиля могут проявляться
на всех ступенях социальной лестницы
и на всех уровнях вкуса — и во дворцах,
и в хижинах. Так, сувенирно-расписная
хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя
гжель были, по сути, вариантами наивного
народного подражания великолепной
«дворцовости», однако дешевыми
материалами. Яркие цветы на крестьянских
платках и кофтах также запечатлели
пусть упрощенное, но непосредственное
народное понимание барокко. Итак, что
же такое русское барокко и чем оно
отличалось от, скажем, итальянского?
Во-первых, это все же отраженный свет
«далекой европейской звезды»
первоисточника, воображаемого счастья
некой прекрасной и благополучной земли.
Причем многократно переосмысленный
европейский образец изменился настолько,
что впору говорить о самобытном и вполне
самостоятельном явлении русского
барокко.

Повсюду — и в мебели, и в
украшении интерьеров — мы видим обилие
декора, текучие и в то же время динамичные
формы, пластичные линии. Не менее важна
для отечественного варианта стиля
яркость цветового пятна. Асимметричные
детали декора или конструктивных
элементов служили для передачи движения.

Русское барокко конца XVII —
начала XVIII веков — первый большой
европейский стиль, легко и органично
вписавшийся в нашу национальную традицию.
Вместе с тем это было время первого
масштабного вторжения европейской
культуры в русскую жизнь.

История дворца

В 1717 году на побережье Невы отстраивался Санкт-Петербург. В это же время в Царском Селе было начато строительство под руководством архитектора Браунштейна первого царского каменного дома. В историю строение вошло под названием каменных палат Екатерины І. Строительство было завершено в 1724 году, в честь чего был организован праздник. На мероприятии присутствовали влиятельные чины и царь. Здание представляло собой типичное строение восемнадцатого века.

В период царствования Елизаветы Петровны было принято решение расширить дворец, используя проект Земцова. Однако смерть архитектора не позволила осуществить замысел. Далее работы в Царском Селе вел Квасов, которого вскоре сменил Чевакинский. И только с 1748 года строительством стал руководить Растрелли. Елизавета Петровна издала указ о перестройке имеющегося здания. А уже в 1756 году царице и иностранным послам Растрелли продемонстрировал свое творение.

Новый дворец был выполнен в стиле барокко и вызывал восхищение своими размерами и живописным декором. Лазоревые фасады с белоснежными колоннами и золотыми орнаментами выглядели очень празднично и торжественно. Стены дворца Растрелли украсил всевозможными фигурами атлантов и прочими лепными элементами, которые были выполнены скульптором Дункером. На украшение позолотой Большого Екатерининского дворца в Пушкине было потрачено 100 килограмм червонного золота. В это же время было окончено оформление парадного плаца и одноэтажных служебных корпусов.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната или как ее еще называют Янтарный кабинет

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Арабский зал

мраморные колонны

парадная лестница

Екатерининский дворец парадная лестница

Александровский парк сверху

Екатерининский дворец зимой

Екатерининский дворец в снегу

Где находится Янтарная комната

В Санкт-Петербурге сегодня можно посетить реконструированный кабинет. В городе Пушкине (пригород Северной столицы) находится Екатерининский дворец. С одной стороны от дворца расположился живописный одноименный парк, рядом стоит Пушкинский Лицей, а с другой стороны находится Александровский парк с одноименным дворцом. В настоящее время Александровский парк закрыт на реконструкцию.

Где в Питере находится Янтарная комната? Полюбоваться произведением искусства можно, посетив государственный музей «Царское село». Который расположен по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, ул. Садовая, д. 7. до музея, где находится Янтарная комната. Можно добраться на электропоезде от Витебского вокзала (до станции «Царское село»), на маршрутных такси (№ 342, 545, 286 от метро «Московская» или № 287, 347, 545, 296 от метро «Купчино»).

Где Янтарная комната на территории музейного комплекса? Достопримечательность доступна к осмотру в Екатерининском дворце. Можно посетить его самостоятельно или в составе туристической группы. Музей работает с 10:00 до 18:00 (вход открыт до 16:45) ежедневно, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.


царский стол


Янтарная комната во всей красе

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Дальше — интереснее!

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.

Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе.

Екатерининский дворец, Царское Село

В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов.

Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.

Большой Царскосельский дворец

Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.

Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.

Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Екатерининский дворец в Пушкине

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.

Режим работы: C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.

В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00

В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).

Жизнь

Франческа Бартоломео Растрелли
родился в Париже в 1700 году в семье
известного архитектора и скульптора
Бартоломео Карло Растрелли и испанской
дворянки. Отец Франческа, Бартоломео
Карло в конце 1715 года принял предложение
от российского посла поехать в Россию
на три года на службу к Петру I. Уже в
феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл
в Петербург с шестнадцатилетним сыном
— своим ближайшим помощником. Франческа
Бартоломео оказался в пору своей юности
на огромной стройке новой русской
столицы, с поразительной быстротой
выраставшей на островах невской дельты.
Ничего подобного этому грандиозному
строительству не видел Растрелли ни у
себя на родине, ни в других странах
Западной Европы, да и нигде в мире не
было в ту пору строительства, хотя бы
отдаленно схожего по своим масштабам
и смелости замысла с застройкой
Петербурга.

Тайна исчезновения «8-го чуда света»

До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.

Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.

Как нацисты похитили Янтарную комнату?

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.

Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.

Куда перевезли ценность Царского Села?

По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.

В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.

Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.

Где находится оригинал сейчас?

В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

История Царского Села (Пушкина): основные сведения о достопримечательностях

История появления замечательного памятника в г. Пушкин —  Екатерининский дворец в Царском селе, связана с красивой легендой. Существовала финская мыза Саари Мойс (в переводе это означает «мыза на возвышенности»), куда часто наведывался Петр Первый. На царя большое впечатление произвело гостеприимство хозяйки фермы голландки Саары, и молочные продукты, которыми она потчевала высокого гостя. В 1710 году Петр подарил эту мызу своей супруге Екатерине Алексеевне. В ее честь построенный позднее дворец стал носить название Екатерининский. Одна из версий истории названия «Царское Село» следующая: «Саари Мойс» переделали в более привычное русскому уху «Сарская мыза», «Сарское Село», а во времена правления Елизаветы Петровны местность получила название «Царское Село». Это была уже не скромная мыза, а огромный загородный дворцовый комплекс, вокруг которого выросла слобода дворцовых служителей, давшая начало городу. После 1917 года, когда дворцы стали музеями,  название поменяли на «Детское Село», потому что дома придворных и  здания дворцового управления были превращены в детские сады и санатории. В 1937 году, в связи со столетием гибели А. С. Пушкина, город стал носить имя поэта. Об основных достопримечательностях и истории г. Пушкин пойдет речь ниже.

Александровский дворец

Александровский дворец (Новый Царскосельский) приказала построить Екатерина II в 1792 году. Здание предназначалось для молодой пары: внука императрицы Великого князя Александра Павловича и его жены Елизаветы Алексеевны. Проект разработал архитектор Джакомо Кваренги, строительством руководил П. В. Неелов, проект был завершен в 1796 году. В XIX веке во дворце часто жил летом Николай I с семьей. В XX веке император Николай II прожил здесь последние тринадцать лет своего правления. В советское время и в годы Второй мировой войны здание ждала тяжелая судьба – дворец был варварски разрушен. В конце 1990-х годов во дворце была открыта экспозиция, посвященная жизни последней царской семьи, в бывших покоях Николая II и Александры Федоровны, а в 2000-х годах – три парадных зала эпохи Кваренги. В 2015 году дворец был закрыт для проведения масштабных реставрационных работ.

Информация для посещения

Екатерининский дворец — режим работы:

С 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 16:45.
По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 19:45.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.

Екатерининский дворец — стоимость билетов:

Взрослые – 400 руб.
Пенсионеры РФ и Республики Беларусь, курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 200 руб.
Студенты – 200 руб.
Посетители до 18 лет – бесплатно (с 1.01.2015)

Жилье в Царком селе — где остановиться на ночь

Обычно в Царское село отправляются на один день, в рамках путешествия в Санкт-Петербург. Но, если вы планируете посмотреть более подробно все достопримечательности Царcкого села, то мы рекомендуем снять отель или квартиру именно там. Вот несколько проверенных вариантов. Недорогой отель Аксинья, стоимостью от 9$ и гостевой дом Гранда, стоимостью от 30$.

Если же вы все-таки решили остановиться в Санкт-Петербурге, чтобы потом отправиться в Екатерининский парк Царского села, то рекомендуем прочесть нашу статью о недорогом жилье в Питере.

  • Промокод Tripinsurance — скидка 10 % на туристическую страховку
  • Недорогие мини-гостиницы в центре Санкт-Петербурга

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.

Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.

А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».

В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.

В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.

Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Как купить электронный билет

Посетить город Пушкин (Янтарная комната, дворец, парк, лицей и другие местные достопримечательности) можно без проблем, если заранее позаботиться о покупке билета через интернет. Сделать это можно на официальном сайте музея-заповедника «Царское село». Покупать билеты стоит не менее, чем за месяц до предполагаемой поездки. Раскупают билеты очень быстро.

Но через всемирную сеть невозможно купить билеты по льготе, да и за обычные приходится серьезно переплачивать. Электронный билет стоит 1500 рублей. Распечатанный ваучер можно обменять в кассе Екатерининского дворца без очереди. Кстати, в стоимость любого билета (хоть купленного в кассе за 600 рублей, хоть приобретенного через интернет за 1500) включено экскурсионное обслуживание.

Это интересно

Изюминка любой экскурсии — это всевозможные интересные факты, которые уводят в сторону от скучных цифр и сухого перечисления исторических событий. У каждого дворца есть свои «зацепки», и большой Екатерининский особняк не стал исключением. Познавательно будет узнать, что:

  • Понятие сусального золота было придумано не каким-нибудь именитым архитектором или мастером или зодчим, а простым крестьянином из подмосковного села Покровского. Именно он впервые изготовил тонкие золотые листки, равные по толщине с папиросной бумагой. Звали народного умельца Семен Сусальщиков, отсюда и название его изобретения.
  • Техника покрытия сусальным золотом активно применяла при отделке наружных интерьеров и экстерьера дворца. В работу ушло более 6 пудов червонного золота или, если перевести на современный счет — порядка 100 килограммов.
  • В 1887 году Царское село стало первым городом Европы, где заработала полноценная электростанция. Причем это знаковое событие произошло на 10 лет раньше, чем в самом Петербурге. Улицы освещали 120 фонарей, а непосредственно на территории Екатерининского дворца было установлено 7 фонарных столбов. Дизайном уличных канделябров занимался итальянский архитектор Сильвио Данини.
  • Первые автогонки в России были организованы также в Царском селе. Знаменитый автопробег датирован октябрем 1898 года. При Императорском гараже была создана и активно функционировала Императорская школа шоферов, что по тем временам было очень прогрессивным новшеством.
  • Екатерининский дворец стал первооткрывателем и по части искусства. Вернее, его «обрамления». Портретный зал, в котором были выставлены парадные картины с изображениями членов императорской семьи и великих княгинь, стал первой картинной галереей в России. Работы итальянских, французских и российских художников по проекту Растрелли украшали золоченную анфиладу залов, придавая интерьеру еще более величественный и царственный вид.

Если верить статистике, то 90% туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, обязательно берут экскурсию в Царское село. Екатерининский дворец входит в ТОП посещаемых мест Северной столицы, а также находится под охраной ЮНЕСКО. Полюбоваться на дворцовые красоты изъявляют желание более двух миллионов человек в год.

Еще немного исторических фактов

Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.

В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.

Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.

Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Растрелли — руководитель проекта

Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.

Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.

Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.

Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.

Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.

Последующие перестройки

Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.

Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.

Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.

Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector