Территориальное деление россии

Административно-территориальное деление России

Любая страна делится на , какие-то части. Делается это для удобства управления ею. Очень естественной формой организации власти является ступенчатая — от центральных органов власти к местным. Поскольку слово «управление» имеет синоним «администрирование», такое деление называется административно-территориальным.

Административно-территориальное деление страны (АТД) формируется под влиянием исторических, экономических, национальных, природных и многих других факторов. В России это деление складывалось в течение длительного времени. Первое упорядочение системы АТД страны было произведено по указу Петра I. Огромная территория России была разделена всего на восемь губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. Несовершенство такого деления очевидно: вся азиатская часть страны, составлявшая примерно 75% её площади, входила в состав одной губернии. В дальнейшем число губерний увеличилось до 68, а площадь каждой из них существенно уменьшилась. Однако это деление не учитывало специфику расселения коренных народов страны. Например, территория современного Татарстана разделялась между пятью губерниями! Позднее, уже в период СССР, губернии и уезды были упразднены, им на смену пришли современные административно-территориальные единицы.

Федеральные округа

В 2000 году указом Президента было создано 7 Федеральных округов. В каждом округе назначается представитель президента из его администрации, который не обладает никакими конституционными полномочиями. В 2010 году в Южном федеральном округе выделился Северо-Кавказкий федеральный округ.

Больше всего субъектов входит в состав Центрального округа, а самый большой по занимаемой площади – Дальневосточный Федеральный округ, центром которого является город Хабаровск. По доле промышленного производства и сельского хозяйства Приволжский федеральный округ (Республика Мордовия, Нижегородская область, Республика Башкортостан) является крупнейшим в экономике.

Центры двух федеральных округов являются одновременно и отдельными субъектами. Это Москва в Центральном округе и Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе.

Рис. 3. Москва.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали об особенностях административно-территориального устройства России. Узнали, что РФ – самая большая по занимаемой территории страна в мире. Для грамотного управления она разделена на отдельные субъекты, наделенными правами и обязанностями. Также территория страны разделена на отдельные федеральные округа, в состав которых входят республики, края и области.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

История

В 1737 году Чердынский, Соликамский, Кунгурский уезды Казанской губернии были объединены в однупровинцию — Кунгурскую (Пермскую) Казанской губернии (с центром в Кунгуре).

20 ноября (1 декабря) 1780 года императрица Екатерина II подписала указ о создании Пермскогонаместничества в составе двух областей — Пермской и Екатеринбургской, и учреждении губернского городаПермь

К бывшей Пермской провинции были присоединены западные районы Сибирской и некоторые районывОренбургской губерний.

Первым генерал-губернатором Пермского и Тобольского наместничеств был назначен генерал-поручикЕвгений Петрович Кашкин. В 1780—1781 годах велась постройка зданий для официальных учреждений, заложены Казанский и Сибирский тракты. Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781года.

Первоначально в состав Пермского наместничества вошли 16 уездов:

В Пермскую область вошли уезды: Пермский, Чердынский, Соликамский, Оханский, Осинский, Кунгурский, Красноуфимский, Обвинский;в Екатеринбургскую область вошли уезды: Екатеринбургский, Верхотуровский, Камышловский, Ирбитский, Шадринский, Челябинский, Далматовский и Алапаевский.

В 1783 году Челябинский уезд отошёл к Оренбургской губернии.

В 1788 году наместником был назначен генерал-поручик Алексей Андреевич Волков, занимавший этот пост досвоей смерти 21 августа (1 сентября) 1796 года. При его правлении было основано главное народное училищев Перми, а 24 ноября (5 декабря) 1789 года были открыты малые народные училища в Екатеринбурге, Ирбите, Шадринске, Верхотурье, Кунгуре, Соликамске и Чердыни. В 1792 году в Перми была открыта перваятипография при наместническом правлении, позднее переименованная в губернскую. Также наместник Волковпригласил на должность губернского врача Фёдора Христофоровича Граля, сделавшего большой вклад вразвитие медицины в губернии.

В период существования Пермского и Тобольского генерал-губернаторства Пермское наместничествовозглавляли И. В. Ламб (1781—1782) и И. В. Колтовский (1782—1796). Известный краевед В. С. Верхоланцевтак охарактеризовал их деятельность: «Оба они, в присутствии наместника, были вшами малозаметными. Они не могли действовать самостоятельно, и потому о их деятельности трудно сказать что-нибудь».

В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства нагубернии» Пермское и Тобольское генерал-губернаторство было разделено на Пермскую и Тобольскуюгубернии. При этом было сокращено число уездов: Обвинск, Алапаевск и Далматов лишились статуса уездныхгородов. Пермским губернатором был назначен Карл Фёдорович Модерах — известный инженер, ранееруководивший строительством каналов в Санкт-Петербурге. Среди его многочисленных достижений особоотмечается вклад в строительство дорог в губернии и планировку улиц Перми. В 1804 году Модерах возглавилспециально учреждённое Пермское и Вятское генерал-губернаторство. В 1811 году по его собственнойпросьбе он был уволен со службы с производством в сенаторы.

В феврале 1918 года административный центр Соликамского уезда перенесен в село Новое Усолье, Соликамский уезд переименован в Усольский уезд.

15 июля 1919 года из состава Пермской губернии была выделена Екатеринбургская губерния в составе 6уездов, располагавшихся в её восточной части, за Уралом.

4 ноября 1920 года в её состав был включён Сарапульский уезд Вятской губернии.

3 ноября 1923 года Пермская губерния была упразднена, а её территория включена в состав Уральскойобласти с центром в Екатеринбурге.

Результаты переписи 1897 года

По данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Пермской губернии было 2 994 302 жителей, изних мужчин — 1 440 124 (48,1 %), женщин — 1 554 178 (51,9 %). По абсолютному числу жителей Пермскаягуберния занимала четвёртое место в России (после Киевской, Подольской и Вятской), а по плотностинаселения — одно из последних в Европейской России (10,4 жит. на 1 кв. версту); реже её были населенытолько Оренбургская (9,7), Астраханская (4,8), Вологодская (3,9), Олонецкая (3,3) и Архангельская (,5) губернии. Городское население составляло 179 339 человек (6, %). Крупнейшими городами были: Пермь — 45 205 чел., Екатеринбург — 43 239, Ирбит — 20 062.

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Характеристики материков

Евразия

Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

Африка

Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Северная Америка

Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.

Южная Америка

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

Австралия

Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

Антарктида

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

  • Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности.

  • Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры.

  • Все субъекты РФ равноправны.

Республики

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации.

Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным.

  1. Республика Адыгея (Майкоп)

  2. Республика Алтай (Горно-Алтайск)

  3. Республика Башкортостан (Уфа)

  4. Республика Бурятия (Улан-Удэ)

  5. Республика Дагестан (Махачкала)

  6. Республика Ингушетия (Магас)

  7. Кабардино-Балкарская Республика (Нальчик)

  8. Республика Калмыкия (Элиста)

  9. Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск)

  10. Республика Карелия (Петрозаводск)

  11. Республика Коми (Сыктывкар)

  12. Республика Марий Эл (Йошкар-Ола)

  13. Республика Мордовия (Саранск)

  14. Республика Саха (Якутия) (Якутск)

  15. Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ)

  16. Республика Татарстан (Казань)

  17. Республика Тыва (Кызыл)

  18. Удмуртская Республика (Ижевск)

  19. Республика Хакасия (Абакан)

  20. Чеченская Республика (Грозный)

  21. Чувашская Республика (Чебоксары)

  22. Республика Крым (Симферополь)

Автономные округа

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции, не используют в государственных учреждениях языков кроме русского.

Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

  1. Ненецкий автономный округ (Нарьян Мар)

  2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (Ханты — Мансийск)

  3. Чукотский автономный округ (Анадырь)

  4. Ямало-Ненецкий автономный округ (Салехард)

Области

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Края

Край – по статусу практически не отличается от области.

  1. Алтайский край (Барнаул)

  2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

  3. Хабаровский край (Хабаровск)

  4. Краснодарский край (Краснодар)

  5. Красноярский край (Красноярск)

  6. Пермский край (Пермь)

  7. Приморский край (Владивосток)

  8. Ставропольский край (Ставрополь)

  9. Забайкальский край (Чита)

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
    • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.

Муниципальное устройство

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Проблемы устройства

Территория, на которую распространен суверенитет, один из важнейших государственных атрибутов. Поэтому понятно, что оптимизация считается критическим фактором обеспечения постепенной интеграции как одного из видов политической и гражданской общности.

Представление об инструментальной сути подразделения обусловило возникновение проектов изменения. Большинство из них рассматривало преобразования на субрегиональном уровне.

Организация низовых звеньев игнорировалась. Отказ от любых попыток проводить радикальные реформы обессмысливал их.

Проекты, выдвигаемые в середине 90-х годов, основывались на принципах устройства, основанных в советский период. Следовательно, ориентировались на соответствие элементов экономическим районам.

По этой модели строится и сегодня система органов, отвечающих за исполнительную власть. Аналогичным образом устроены структуры, находящиеся в системном подчинении.

Такое устройство отражает и сосредоточенность местной инфраструктуры в границах единиц территории райцентра. Разделение происходило только в случае, если центральным был город регионального подчинения.

Реформа территориального деления России по этой причине оказалась бы слишком дорогой. Сделанный во время перестройки выбор в пользу кардинальных преобразований способствовал его сохранению.

У мелких единиц имелось меньше политико-экономических прав. К тому же укрепление дотационных сельских районов не приводило к созданию недотационных образований.

Внешнее преобразование системе организации управления субъектов придали переименования единиц, отражавшие идеологические ориентации элит. Например, волости стали называть сельсоветами.

Так что проблемы реформирования оказались в первую очередь связанными с изменением не «нарезки», а имеющегося статуса. По отношению к регионам, расположенным на карте РФ, вопрос касался действия органов власти или их подразделений.

Административно-территориальное устройство РФ, которое в перестроечное время перетерпело изменения, обусловлено рядом факторов — экономическими, этническими, природными, национальными. С учетом их субъекты наделяются указанными в Конституции правами.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась

Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Юг

(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)

Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.

Уровни административного деления РФ

Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 1 автономная область (Еврейская АО);
  • 4 автономных округа;
  • 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.

Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.

Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

  • собственное законодательство (Конституция или Устав);
  • собственные властные структуры;
  • свой столичный город;
  • право иметь свой флаг, герб, гимн.

Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:

  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация – демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Во главе страны стоит президент, который избирается путем прямых выборов один раз в шесть лет. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федераций.

В состав России входят 88 равноправных субъектов:

  • 21 республика;
  • 7 краев;
  • 48 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • 10 автономных округов;
  • 1 автономная область.

Рис. 1. Регионы Российской Федерации на карте.

Каждый регион имеет свое законодательство и свою Конституцию, однако законы принимаемые в регионе не могут противоречить общероссийским. Субъекты Российской Федерации хоть и имеют определенные полномочия, но не имеют права, например, заключать международные договоры. Каждый регион включает в себя муниципальные округи и муниципальные районы.

Самым крупным по площади регионом является Республика Саха (Якутия), а самым маленьким – город федерального значения Севастополь.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

До 2005 года существовало 89 регионов. Но в 2005 году Пермская область и Коми-Пермятский АО объединили в один субъект – Пермский край.

Рис. 2. Пермский край.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector