Храм на красной площади в москве (собор василия блаженного). история, расписание богослужений
Содержание:
- Архитектурная композиция собора
- Фото и видео храма Василия Блаженного в Москве
- Храм Василия Блаженного
- webmandry.com
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Особенности архитектурного стиля храма
- Как попасть в храм Василия Блаженного
- Второе название собора и место расположения
- Где остановиться неподалеку от собора
- Доработки и изменения
- Июльский гость
- История строительства
- Покровский собор
- Путешествие сквозь время
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Фото и видео храма Василия Блаженного в Москве
- Поскольку храм Василия Блаженного находится непосредственно на Красной площади, на фото можно полюбоваться и собором, и главной площадью страны.
- Любоваться собором стоит, обходя его со всех сторон.
- Не менее прекрасен храм и ночью.
- В зимнее время снег словно оттеняет красоту собора.
- Рядом с храмом установлен памятник Пожарскому и Минину (ранее находился в стороне от собора).
- Каждый купол по-своему прекрасен.
- Посмотрев на собор Василия Блаженного с высоты (именно вид сверху изображен на фото), возникают ассоциации с прекрасными цветами.
- Изнутри храм поражает роскошной росписью.
- Сегодня в этом соборе сохранился филиал Исторического музея.
- Купольная роспись храма удивляет тонкостью работы.
- В церквях сохранились полные иконостасы.
- Внутреннее убранство каждой церкви неповторимо.
Собор Василия Блаженного называют одним из главных российских храмов, который удивляет своим оригинальным обликом, интересной историей. Сегодня здесь действуют и экспозиции Исторического музея. Приятного просмотра!
https://www.youtube.com/watch?v=iSereShQZ0w
Храм Василия Блаженного
Настоящее название храма — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но в народе его знают как Храм Василия Блаженного. Существует несколько легенд о создателях собора: согласно одной из них собор выстроил мастер из Пскова Постник Яковлев; согласно другой, у здания было два архитектора — Постник и Барма. А по третьей версии, архитектором вообще выступил неизвестный итальянский мастер, соединивший причудливым образом каноны русской и западноевропейской архитектуры.
Собор был создан по приказанию Ивана Грозного как память о взятии Казани в 1555—1561 годах. Легенда гласит, что когда царь увидел финальный результат, он был столь поражён красотой собора, что приказал ослепить мастера, дабы тот не смог больше сотворить ничего столь же прекрасного.
По своей архитектуре собор уникален: он представляет собой девять самостоятельных столпообразных церквей, каждая из которых названа в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боёв в Казани. Все они внутри объединены общим основанием и обходной галереей. Собор замечателен и внутренним убранством: в нём сохранились иконопись и монументальная живопись XVI века, по которым можно проследить более чем четырёхвековую историю развития русского иконописного искусства.
Интересно, что в качестве материала для строительства Храма Василия Блаженного мастерами был выбран кирпич — довольно большая редкость для XVI столетия. Это было смелым новаторским решением, ведь в то время для возведения подобных зданий обычно использовали гораздо более традиционные материалы — тёсаный камень или плинфу. Главная отличительная особенность архитектурного шедевра заключается в том, что в его конструкции совершенно не предусмотрен определённо выраженный фасад, проще говоря, с какой стороны к собору ни подойди, кажется, что именно эта сторона и является главной.
Высота храма составляет порядка 65 метров, поэтому в течение многих лет это здание принято было считать самым высоким в Москве. За всю свою многовековую историю собор много раз перекрашивался и реставрировался, а с приходом большевиков он чудом избежал печальной участи многих других храмов и церквей — полного разрушения, как того требовала советская идеология.
В настоящее время здесь находится филиал Государственного исторического музея, экспозиция которого представляет историю строительства и существования собора, также нередки временные выставки, посвящённые той или иной исторической эпохе на Руси. Начиная с 1991 года в храме проводятся и православные богослужения.
webmandry.com
Пожалуй, главной достопримечательностью не только нашей столицы, но и во всей мировой архитектуры, по праву является Собор Василия Блаженного. Этот старейший православный храм расположен в Москве на Красной площади. Он также известен как Собор Покрова Пресвятой Богородицы или как Покровский собор. До 17 века он именовался Троицким.
История собора ведётся от правления Ивана Грозного. Именно он приказал в 1555 году воздвигнуть храм в честь победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о том, кто являлся его архитектором. По историческим данным авторство могло принадлежать трём разным мастерам, которые представляли разные архитектурные школы, что отразилось на облике собора.
См. также: Московский Кремль.
Изначально в архитектурном плане собор имел арочные проёмы и отдельный вход. После пожара в 16 веке появились прототипы сегодняшних фигурных куполов. К 1683 году, после многократных реставраций, собор приобрёл те формы, которые сохранил до сегодняшнего дня.
Собор насчитывает 11 куполов, высота которых достигает 65 метров. Купола разделены по числу престолов. Всего их десять. Сам собор состоит из восьми храмов освящённых в честь боёв за Казань. Четыре из них являются осевыми, те, которые поменьше расположены между ними. Все восемь церквей венчают главы в виде луковичной формы и группируются вокруг более высокой по уровню девятой церкви Покрова Божьей Матери. У всех церквей есть общее основание, галерея и внутренние переходы. Каждая из церквей имеет своё название в честь важнейших событий и в честь святых.
Имя Василия Блаженного, собор получил в 1588 году, когда к храму пристроили придел в честь русского святого на месте его захоронения.
После революции 1917 года собор стал памятником культуры не только в нашем государстве, но и в мире. В 20- х годах он становится историческим музеем. Храм постоянно был открыт для посетителей, за исключением Великой отечественной войны. Чудом храм избежал сноса в 30 – х годах. Лишь после реставрационных работ храм вновь принял посетителей в 1947 году.
Собор Василия Блаженного один из самых красивых храмов мира и один из самых ярких соборов России. Уникальная архитектура делает его самым узнаваемым. Одновременно он совершенно не похож на русские храмы, как и сама жизнь Василия Блаженного.
Видео: «Чудеса России». Собор Василия Блаженного:
https://www.youtube.com/watch?v=97YHuQkVOgA
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Особенности архитектурного стиля храма
По своей структуре строение очень сложное. Основной частью храма считается столпообразная церковь, возведенная в честь Покрова Богородицы. Со всех сторон ее окружают церкви поменьше (их принято называть осевыми)
Важной составляющей комплекса считается и Шатровая колокольня, которую, согласно данным, предоставленным историками, пристроили только в XVII веке
Интерьер храма сильно контрастирует с экстерьером, если обращать внимание на цветовую гамму и стилистику в целом. В качестве основного украшения стен выступает роспись маслом
Ее гармонично дополняют древние фрески (относятся к XVI веку). Главный акцент внутреннего убранства храма – резная арка, которая по совместительству является святыней комплекса (рядом захоронен сам Василий Блаженный).
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
- Для взрослых — 500 руб.;
- Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 200 руб.;
- Семейный билет для граждан РФ и СНГ (2 родителя + 1 или 2 ребенка до 16 лет) — 600 руб.
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Второе название собора и место расположения
Несмотря на прижившееся и распространенное упоминание храма, его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Этот ров был частью Кремлевской стены в качестве ее укрепления.
Собор находится недалеко от транспортных путей. Доехать к нему удобно от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд» через Манежную площадь. Оттуда обзор закрывает Исторический музей, но если его обойти, то на противоположной стороне площади будет располагаться Покровский собор.
Также доехать можно с помощью другого транспорта, поскольку в округе налажены автобусные маршруты и троллейбусные пути. Доехать автобусом удобнее всего до остановки «Красная площадь» или «Театральная площадь», троллейбусом – «Метро Китай-город», так называемая Славянская площадь.
Где остановиться неподалеку от собора
Если вы думаете, где можно остановиться туристам рядом с этим храмом, удобнее всего сделать это в таких гостиницах:
- Метрополь – этот отель модернового стиля является одним из наиболее известных в столице, поскольку над его оформлением работали Врубель, Коровин, другие известные художники; пятизвездочная гостиница предлагает одно- и двухместные номера;
- Акварель – небольшой отель в центре города, в котором есть одно- и двухместные номера; расположен в историческом здании, а на стенах размещены акварели современных столичных художников;
- Националь – еще одна знаменитая гостиница, которая в свое принимала известнейших гостей: Римского-Корсакова, Шаляпина; сегодня это строение также является памятником культуры и истории.
Доработки и изменения
Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.
Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.
Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.
Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.
Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.
Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.
Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва
Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали
Июльский гость
Плюс 12 500 новых подписчиков в соцсетях и 500 тысяч виртуальных посетителей, с такими итогами музей завершает онлайн-период своего существования во время пандемии.
Но открывая 1 июля двери музея и музыкой живого оркестра встречая первых посетителей («Мы очень соскучились по зрителям», — признается Левыкин), музей пока не ставит перед собой задачи выйти на докарантинное число посещений. Главное для него — восстановиться и обеспечить безопасность своих посетителей. Режимы посещений музея пока предполагают экскурсионные группы не более 5 человек, посещение главного здания будет разбито на 15-минутные сеансы, храма Василия Блаженного — на 10-минутные, а палат бояр Романовых — на 20-минутные (правда, войдя, оставаться в музеях ГИМа можно будет как угодно долго). При этом главное здание и музей 1812 года будут открыты с 10 до 21 часа, собор Василия Блаженного и Палаты бояр Романовых — с 10 до 19. Музей ГИМа будет работать без выходных. Приоритетной будет онлайн-продажа билетов
Социальная дистанция, маски, перчатки (которые можно будет купить и в музейном киоске), все предосторожности останутся в силе до 1 августа
Уникальные экспонаты Исторического музея соскучились по «живому взгляду»
Алексей Левыкин пригласил посетителей на бьющую все рекорды популярности выставку Фаберже, время работы которой продлится до осени, и обратил внимание на ставшую в карантин особенно актуальной выставку, подготовленную к 75-летию Победы и посвященную подвигу медицинских служб в годы Великой Отечественной войны. Вход на выставку (а стало быть, и в музей) для медиков — бесплатный
В конце июля музей планирует открыть выставку Рокотова, но другие выставочные планы, по словам Левыкина, возможно, придется свернуть, перенося их на 2021 год. Часть онлайн-мероприятий (а их за время карантина набралось 1000) музей оставит в силе, зачем сворачивать, например, пользующиеся большой популярностью короткие онлайн-лекции, посвященные какому-то одному музейному предмету? Тем более что прирост посещений (и особенно 250 тысяч виртуальных визитов в ГИМ в знаменитую «Ночь музеев», также прошедшую в этому году онлайн) говорит о нарастании интереса к истории и культуре у молодого поколения.
ГИМ собирается продолжить работу по созданию филиала в Туле и гордится новым изданием, посвященным «Золотой кладовой» музея, появившимся как раз в карантин. Левыкин напомнил, что продолжается сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, и сама реставрация начнется уже в этом году. Отвечая на вопрос журналистов, ждут ли в ГИМе, например, китайских туристов, Алексей Левыкин подчеркнул: «Конечно, как и других иностранных гостей». Но добавил, что процент иностранных посетителей в музее доходил до 4 и только после чемпионата мира достиг 25. Главный зритель музея — россиянин. Как специалист по русскому и зарубежному антикварному оружию, он напомнил июльским зрителям об оружейных шедеврах ГИМа — королевского уровня коллекции доспехов XVI-XVII веков, прекрасной коллекции огнестрельного оружия и уникальной сабле Александра II, бывшей с ним во время покушения. Сразу захотелось пощупать это оружие «живым взглядом».
История строительства
В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.
Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.
В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.
В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.
Значение собора в СССР
После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.
В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.
В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.
Собор в 1991-2014 гг.
Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.
В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.
Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:
- «Чудо России» (2008)
- «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
- «Лучшие из лучших в туризме» (2014)
20 самых красивых мест Москвы
Покровский собор
Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.
А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.
Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.
Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).
После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.
Путешествие сквозь время
Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.
В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.
С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.
2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.