Версаль

Краткая история Версаля

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней,  охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
Статуя Людовика XIV
Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди  Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый — Людовик XIV — оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 — 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в Лувр, а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

После Бурбонов

Версаль стал свидетелем, как абсолютной власти Бурбонов, так и их падения. В 1789 г. началась Революция. Версаль был захвачен, короля и королеву вывезли в Париж и казнили. Дворец остался без присмотра.

Картины, скульптуры были отправлены в Лувр, который стал музеем. Часть ценностей была разграблена. Через несколько лет продали дворцовую мебель, самые ценные предметы купила Англия.

Королевская опера в Версале

Были призывы разрушить Версаль, как символ королевской власти. Крестьяне вместо цветов сажали в садах Версаля лук и картофель. В Малом Трианоне открыли трактир, а в Королевской опере проходили революционные собрания. Дворец использовался как склад для хранения изъятого имущества. Версаль стал музеем в 1795 г.

Когда Наполеон стал императором, Версаль был передан в его собственность. Наполеон использовал Большой Трианон. Императору из музеев доставляют гобелены и скульптуры для украшения резиденции. Были у Наполеона и планы по реконструкции Трианона, но осуществить их он не успел.

Во время войны с Пруссией, в Версале располагается прусский штаб. Зеркальный зал используют как госпиталь. Награждения военных проводят у статуи Короля-Солнца. Именно в Версале объявили о создании немецкой империи.

Через год руководство государством осуществляет Парижская коммуна. Руководящие органы размещаются в Версале. В опере проходят заседания Национальной ассамблеи, а в оранжерее содержат более 20 000 арестованных. Большинство из них позже будут расстреляны в Версальском парке.

5 вещей, которые нужно сделать в Версале

  1. Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
  2. Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
  3. Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
  4. Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
  5. Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.

Музей Ламбине (Lambinet)

Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.

Церковь Нотр-Дам

Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.

Прекрасный Версаль

Собор Сен-Луи

Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).

Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)

Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.

В Версале

В парке Версаля

Многие парижане приезжают в Версальский дворец для отдыха на природе. Вход в сады и парк бесплатный. В парке есть зоны для пикников, для игр в мяч, на большом канале можно покататься на лодке, есть несколько точек общественного питания, предлагающих перекусить, съесть мороженое и выпить прохладительные напитки. Туристам в жаркую погоду тоже не помешает вырваться из города на природу.

Для осмотра садов и фонтанов Версаля можно воспользоваться подробной схемой дворцово-паркового комплекса Версаль на русском языке, приведенной здесь. Там также показано, как дойти до деревушки Марии Антуанетты.

На схеме 1 красной стрелкой отмечено место для свободного прохода в парк и сады. Рядом с Южным министерским крылом на схеме указан знак «i» в красном круге, обозначающий информационный центр. Там же находятся бесплатные туалеты, комната для отдыха, пеленальные столики, оборудование для посетителей с ограниченными возможностями, выдача аудиогидов и билетные кассы.

Билеты в Версаль

Купить билеты можно как в кассах, так и на официальном сайте, что избавит вас от очередей в кассу и позволит заранее выбрать подходящий вариант посещения. Таких вариантов предлагается почти полтора десятка. Ознакомиться с их полным описанием, ценами и купить билеты онлайн можно здесь.

Для понимания уровня цен приведем основные варианты:

  • посещение только Версальского дворца (Billet Château) стоит 18 евро;
  • знакомство с поместьем Трианон (Billet Domaine de Trianon), включая деревню Марии-Антуанетты — 12 евро (билеты в Трианон покупаются в кассах Трианона).

Посещение всех достопримечательностей Версаля:

  • в течение одного дня (Passeport) стоит 20 евро;
  • на два дня (Passeport 2 jours) — 25 евро.

Расписание мероприятий и режим работы Версаля

Расписание мероприятий Дворца: музыкальное шоу фонтанов, музыкальный сад, ночное шоу фонтанов, королевская серенада — можно найти на отдельной официального сайта.

Информация о концертах, оперных и балетных спектаклях во Дворце приведена .

С расписанием экскурсий в Версале и их ценами можно ознакомиться здесь.

Часы работы

Версальский дворец открыт ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон (с 1 апреля по 31 октября): 9:00 — 18:30;
  • низкий сезон: 9:00 — 17:30.

Парк открыт ежедневно:

  • высокий сезон: 7:00 — 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 — 18:00.

Сады и боскеты открыты ежедневно:

  • высокий сезон: 8:00 — 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 — 18:00.

Дворцы Трианона и поместье Марии-Антуанетты открыты ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон: 12:00 — 18:30;
  • низкий сезон: 12:00 — 17:30.

Об изменениях в расписаниях сообщается на официальном сайте Château de Versailles.

В. Белый

Мероприятия

В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.

Музыкальные фонтаны

Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.

Ночное шоу фонтанов

В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.

Бал

Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.

Другие мероприятия

Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.

Первые реформы: от хижины до дворца

Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.

Дворец Версаль в Париже

Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

Версаль при Людовике XIII

Король начинает приобретать владения в Версале с 1623 г. На месте дворца тогда стояла лишь одна ветряная мельница.

В 1623 г. Людовик XIII, страдающий приступами агорафобии (боязни открытых пространств) и желающий духовного отдыха, решает выстроить скромный охотничий павильон из камня и кирпича на вершине Версальского плато, на дороге между Версалем и Трианоном. Он выкупает мельницу и дом мельника, стоявшие на этом окруженном болотами холме. Людовик лично присутствует при разработке архитектурного плана павильона и прилегающих садов. Постройка была скромной и утилитарной. Вместе с окружающими ее земляными валами и рвами она скорее напоминала старинный феодальный замок. Время от времени к Людовику в это скромное жилище приезжают королева-мать Мария Медичи и супруга, королева Анна Австрийская. Правда, всегда проездом, без ночевок, потому что в здании не было предусмотрено женских покоев. Королевские покои состояли из небольшой галереи, где была вывешена картина с изображением осады Ла Рошели, четырех комнат, где стены были увешаны коврами. Королевская комната занимала центр здания, ее размещение соответствует впоследствии спальне Людовика XIV.

В 1630 г. в Версаль тайно приезжает кардинал Ришелье для переговоров с королем по случаю излишнего влияния на политику королевы-матери. Это стало первым важным политическим событием в стенах замка. Ришелье остался премьер-министром, а королева-мать была выслана.

В 1632 г. Людовик XIII выкупает Версальское владение у Жана-Франсуа Гонди. За год до этого начинаются работы по расширению дворца: в каждом углу добавляются маленькие павильоны. В 1634 г. стена, окружающая двор, заменяется на каменный портик с шестью аркадами с металлическими украшениями. Новый замок впервые получает цветочное обрамление: сады разбиты на французский манер Буасо и Менуром, украшены арабесками и прудами. Фасады укреплены кирпичом и камнем. В 1639 г. перед основным фасадом замка обустроена прогулочная  терраса с балюстрадой, украшенной орнаментом. Тот замок соответствует современной части дворца, окружающей знаменитый Мраморный двор.

В 1643 г. Людовик XIII умирает, на трон восходит его четырехлетний сын, Людовик XIV, а бразды правления передаются королеве-матери, Анне Австрийской. Версаль перестает быть королевской резиденцией на 18 лет.

Большой Трианон

Рекомендовать место

4

1

Большой Трианон – дворец на территории Версальского дворцово-паркового комплекса, Франция. Он был построен в XII веке архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром по заказу Людовика XIV в стиле классицизма на месте деревушки Трианон, которую император приобрел в 1668 году с целью увеличения территории Версальского комплекса. Большой Трианон находится в 2 километрах от Версальского дворца.

Второе название Большого Трианона – Мраморный Трианон. Это связано с тем, что облицовка его фасада выполнена из белого и розового мрамора. Арочная колоннада соединяет южный и северный корпусы дворца. Перпендикулярная пристройка–галерея примыкает к северному крылу, а крыша дворца скрыта за невысокой балюстрадой. Вокруг Большого Трианона разбит парк, площадь которого составляет 23 гектара. Здесь можно увидеть яркие цветники и композиции в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. В наши дни здание Большого Трианона служит для приема официальных гостей.

Не зарастет народная тропа – как найти дворец?

Отыскать шедевр несложно, отъехав на двадцать километров от Парижа. Проще поехать на скоростном поезде «Rer», воспользовавшись маршрутом «C-5». Билет обойдется примерно в пять евро, хотя рекомендуется выбрать проезд «туда-обратно». Поездка обещает быть увлекательной. Из окон поезда открываются прекрасные французские пейзажи. Поезд прибывает на остановку Versailles Rive Gauche, откуда нужно идти пешим ходом до дворца примерно 20 минут.

Второй способ приехать во дворец – воспользоваться общественным транспортом. Для этого нужно сесть на автобус 171, курсирующий от станции «Ponte de Serves». Этот способ считается наиболее бюджетным, потому обычному туристу подойдет. У автобусных поездок есть еще одно достоинство: конечная остановка автобусного маршрута находится ближе к Версальскому дворцу. Так турист сможет сэкономить время, чтобы окунуться в исторические достопримечательности, уделив им больше драгоценных минут.

Дворец ежегодно открывает позолоченные двери для десятков сотен поклонников истории и Франции. Некоторые не любят поездки в общественном автотранспорте, потому предпочитают арендовать простенький автомобильчик недорого формата. Приятные эмоции от полезной услуги обходится несколько дороже, но дарят комфортабельную атмосферу во время путешествия. В аристократическом городе Версаль помимо этого комплекса существует еще несколько интересных мест для визита. К таковым относят музей Ламбине или Дворцовый комплекс Мадам Элизабет. Естественным желанием туриста является осмотр всех достопримечательностей, потому рекомендуется остановиться в местном отеле. По мнению местного населения, Версальский дворец обойти за один раз не получится, понадобится, как минимум, двухдневный визит. 

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Фонтан Аполлона

На месте бассейна, где расположен фонтан, при первом строителе резиденции (Людовике 13) был выкопан пруд. Назывался он лебяжьим. Водились здесь лебеди, или нет, неизвестно. Но для сюжета фонтана прежнее название пришлось кстати: эти крылатые создания входили в свиту матери Аполлона. Бог едет на колеснице по небу, повторяя путь небесного светила: ведь именно Аполлон освещает землю. Но в угоду удачному построению композиции, движение повозки проходит совсем в другую сторону.

Зато рябь на воде, солнечный свет создают полное ощущение движения. Аполлон ведет колесницу вдоль большого канала, поэтому и движение бога бесконечно. Струи фонтана образуют лилию: геральдический символ монархов Франции. Центральный поток вырывается на 20 м, а боковые – всего на 15. Но и это впечатляет. Фонтан Аполлон описывал Лафонтен. Литератора потрясло одновременное сочетание огня и дыма, которые создают обычные струи воды.

Версальский дворец

В мире пока нет правительственной резиденции, превосходящей по роскоши дворец Версаль. А начиналось все с того, что королю Франции, Людовику 13, понравились охотничьи угодья вокруг деревушки Версаль, куда он приезжал охотиться во владения выходца из Флоренции Гонди. Людовик немедленно приказал отстроить рядом охотничий домик. После смерти Гонди все окрестные земли стали принадлежать короне. Охотничий домик чуть расширили и значительно укрепили, после чего он стал напоминать небольшую крепость. Именно здесь жил Людовик 14 с 5-летнего возраста и до начала своего официального правления.

Людовик опасался жить в столице, предпочитал отлично укрепленную загородную резиденцию. Ее положение было на редкость удачным: до Парижа всего 20 км. Находясь в отдалении, король одновременно держал аристократов под наблюдением. Но Людовику 14 не чужды и вопросы престижа: он понимал, что величественность дворца позволит ему поднять авторитет у собственных подданных и у соседей, поэтому денег из казны на обустройство Версаля не жалели.

Дворец расширяли, а территорию вокруг благоустраивали, создавали садово-парковый ансамбль. После ареста министра финансов Фуке в дело пошло все конфискованное состояние, а достраивать королевскую резиденцию поручили архитекторам Лево, Лебрену, Ленотру, работавшим над дворцом Фуке: монарха поразила роскошь резиденции опального министра. Даже войны, которые вела Франция, не служили препятствием для ведения работ: строительство лишь приостанавливалось, а затем продолжалось.

Потомки Людовика 14 тоже продолжали улучшать дворец, но масштабы уже были совсем другие. Работы, в основном, касались переделок интерьеров и ландшафтного дизайна. Дворец Версаль – центральная часть города, где вынуждены были селиться аристократы Франции, чтобы не отставать от короля. И каждый строил более или менее пышные апартаменты, которые теперь украшают пригород Парижа.

численность населения

Иммиграция

Место рождения жителей Версаля в 1999 г.

Родился в метрополии Франции.

Родился за пределами метрополии

87,9%

12,1%

Родился за границей во Франции

Родился за границей с французским гражданством при рождении 1

Иммигранты из ЕС-15 2
Иммигранты из стран, не входящих в ЕС-15

0,9%

4,2%

3,2%

3,8%

1 Эта группа состоит в основном из бывших французских поселенцев, таких как Пьедс-Нуар в Северо-Западной Африке , за которыми следуют бывшие колониальные граждане, имевшие французское гражданство при рождении (как это часто бывает с местной элитой во французских колониях), а также в меньшей степени родившиеся за границей дети французских эмигрантов

Обратите внимание, что иностранная страна понимается как страна, не являющаяся частью Франции в 1999 году, поэтому человек, родившийся, например, в 1950 году в Алжире, когда Алжир был неотъемлемой частью Франции, тем не менее, указывается как лицо, родившееся в другой стране на французском языке. статистика.2 Иммигрант — это лицо, родившееся за границей, не имеющее французского гражданства при рождении

Обратите внимание, что иммигрант мог получить французское гражданство после переезда во Францию, но по-прежнему считается иммигрантом во французской статистике. С другой стороны, лица, родившиеся во Франции с иностранным гражданством (дети иммигрантов), не числятся в списке иммигрантов.

Интересные факты

  • Современники Людовика XIV считали, что король решил построить Версаль из-за зависти. Николя Фуке, министр финансов, построил великолепный дворец и устроил по этому поводу праздник. На праздник пригласили короля. Через 2 недели Фуке арестовали. И вскоре в Версале начались масштабные строительные работы. Король не мог допустить, чтобы у кого-то во Франции был дворец лучше королевского.
  • На строительстве Версаля трудились почти 30 000 рабочих. В мирное время на строительные работы отправляли солдат.
  • Когда Версаль был построен, на территории было 1 400 фонтанов.
  • Версаль был местом, где было подписано 9 международных договоров о мире.
  • В дворцовом комплексе 700 комнат, 66 лестниц. В парковой зоне 50 фонтанов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник в царствование Людовика XIII. Отца правившего впоследствии столь долго «Короля-Солнца», Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа превратили в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию. Причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу. Заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов.

Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор. До этого монарх проживал в Тюильри. Ныне не существующем дворце, замыкавшем собой внутренний двор Лувра.

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание, за счет удлинения боковых крыльев. И ныне обрамляющих Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 год. Руководит постройкой другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение. Возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания. Достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк. А декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году, и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров, возникает красивейшая Королевская капелла. Задуманная Мансаром и оконченная Робертом де Котте придворная церковь по сей день используется во множестве исторических фильмов на тему французской монархии.

Большой Трианон

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан. Назвали его просто и без изысков – Большим Трианоном (Trianon по-французски означает павильон).

Впоследствии, во времена Первой империи, Трианон превратил в одну из официальных резиденций император Наполеон

Регенство

После смерти старого короля в 1714 году двор перебрался в Париж. А в Версале стали селить делегации иностранных государств – пускали “пыль в глаза”.

В 1717 году здесь, например, гостил  русский царь Петр I. Впоследствии воплотивший многое из увиденного в Петергофе под Санкт-Петербургом.

Людовики XV и XVI

Французский двор вернулся в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца до серединs XVIII время, в общем, были незначительными. И в основном касались интерьеров.

Для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур,  в обширном дворцовом саду строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

При Людовике XVI дворец Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превратился в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

А возникшая рядом деревня имени королевы стала первым в Европе образцом пасторальной архитектуры. Своеобразным возвратом к “корням”, попыткой развлечь высшее обществом игрой в “обычную жизнь”.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска. В 1871 году в Зеркальной галерее Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Здесь же в 1919 году подписали Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector