Урбанизация

Причины и предпосылки урбанизации

Предпосылки урбанизации — развитие торговли, ремесла, науки и рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, механизация сельского хозяйства, безработица в сельской местности. Урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации идёт за счёт:

  • преобразования сельских населённых пунктов в городские;
  • формирования широких пригородных зон;
  • миграции из сельской местности (провинции) в городскую.

Явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные, под влиянием застройки, обозначают понятием «урбанизация природы».
Процесс ко- или соэволюции искусственных и природных факторов развития называют геоурбанизацией, его изучает геоурбанистика.

Процесс / стадии, история урбанизации, этапы

Понятие об урбанизации появилось еще в древнем мире. Палестина, Месопотамия и Египет были первыми государствами, которые образовались из городов. Особенности урбанизации тех времен были обусловлены степенью развитости общества, имеющимися знаниями по географии, земледелию и другим естественным наукам. Конкретные примеры того, как проходила урбанизация в древности, видны в истории Афин, Рима, Константинополя и других городов. Для того чтобы понять, каковы причины роста числа городских жителей и когда зародились первые предпосылки миграции жителей в город, следует кратко рассмотреть историю.

Римская империя была одним из самых могущественных государств в мировой истории

В 4-5 столетии, во время упадка Римской империи, заметны признаки и проявления противоположного процесса – урбанизированные территории сокращаются, идет отток ремесленников к сельскому хозяйству, что называется дезурбанизацией (или рурализацией).

В средние века, в период феодализма, значительно увеличилось значение ремесленных и торговых центров, а значит, возобновилась урбанизация городов. Однако, с установлением абсолютной монархии в большой части Западной Европы, права и привилегии городов сильно ограничились, и урбанизированный населенный пункт стал мало чем отличаться от других.

Урбанизация в мировом масштабе может быть представлена в виде нескольких этапов, для каждого из которых характерны определенные особенности и временной промежуток.

Выделяют следующие этапы урбанизации:

  1. локальный;
  2. планетарный;
  3. глобальный.

Первый этап длился около 150 лет с конца 18 до начала 20 века, территориально был сконцентрирован в странах Северной Америки и Западной Европы. Так, например, в Англии в 19 веке в городе проживало 50% граждан, а уже в начале 20 века – 75%. Это в несколько раз больше, чем в предыдущем, 18 веке. Великобритания за счет владения огромными территориальными колониями на тот момент была самая урбанизированная страна.

Ко второму этапу ученые относят промежуток в 50 лет (1900-1950), которые значительно повлияли на степень перемещения людей в города, на территории всего земного шара. В это время происходит активное промышленное развитие и усовершенствование производства, утверждается империализм, углубляются процессы миграции капитала и рабочей силы. В совокупности городское население за 50 лет увеличилось на полмиллиарда людей, свидетельствуя, что это один из самых активных периодов развития общества, когда коэффициент урбанизации достигал значительного уровня.

Третий этап, начавшийся после 1950 г., продолжается и до сих пор. Основными его предпосылками стала научно-техническая революция, значительно повысившая уровень развития промышленности, и разрастающаяся сфера услуг и обслуживания. На сегодняшний момент характеристика урбанизации выступает одним из основополагающих факторов мировой глобализации.

Урбанистический пейзаж Токио

Наука урбанистика подробно изучает процесс урбанизации, этапы урбанизации, виды урбанизации, новые значения слова «урабанизация» и, в частности, путь урбанизации различных государств.

В теории урбанизации выделяются несколько направлений исследований, согласно которым урбанизация на самом деле не является линейным процессом. В 60-х годах на основе изучения динамики урбанизации в США и Западной Европе были выделены стадии урбанизации по Джиббсу. Согласно этой концепции самой динамичной является 3 и 4 стадия, характеризующаяся максимальным ростом доли городского населения. На пятой стадии, которая соответствует уже постиндустриальному типу общества, происходит прекращение роста городов и показатель доли городского населения может даже снизится в силу торможения притока новых граждан.

Капиталы и урбанизация

Одним из первых и по-прежнему актуальных документов Urban Sociology является публикация Макса Вебера «Рост городов в ХIХ столетии» от 1905 г.. В ней автор четко указывает на взаимосвязь роста городов с ростом промышленности, а также культурного климата. В современных условиях, катализатором считается не только промышленность, но и получение любой экономической выгоды.

Новый город или новый район – возможность для предпринимателей и инвесторов расширить свои бизнес территории. Современную урбанизацию запускает именно капитал. Возводятся здания, открываются филиалы компаний и производств, институтов и медицинских комплексов, торговые центры, спортивные клубы и рестораны — все эти шаги направлены, ни столько на повышение уровня комфорта горожан, сколько для получения прибыли отдельных его представителей.

Городские реалии (а точнее продуманные рекламные кампании) «диктуют» его жителям, какие района респектабельнее других, какое образование престижнее, и какие специальности следует выбирать для работы. В мире капиталов не город создается для людей, а люди «подгоняются» под стандарты города. И это превращается в проблему.

Несмотря на вышесказанное, преимуществ жизни в городе в социологическом плане по-прежнему больше, чем недостатков

Если не брать во внимание экономическую выгоду для всех участников, то урбанизация, со всеми ее инфраструктурами и культурными объектами, предоставляет возможность легко и за короткий промежуток времени создавать собственные уникальные структуры, направления и общины

Это могут быть ценители определенного направления в искусстве, или мастера, готовые поделиться опытом, а может люди, увлеченные одним хобби. В многомиллионном городе найти единомышленников гораздо проще, чем в небольшом поселке.

Кроме того, в городе гораздо больше возможностей для реализации идей: материалы, курсы и т.д.

Как результат: перенаселение и большая конкуренция среди его жителей. Люди часто не могут справиться с психологическим давлением, а также не всегда успевают подстраиваться под новые условия. Безработица, нищета, высокий уровень преступности – обратная сторона урбанизированного общества.

Негативные последствия лишают городских жителей чувства защищенности. Для поддержания необходимого облика, районы городов делят на сектора в соответствии с уровнем дохода их жителей. Такой подход разрушает чувство общности, изолирует индивидуумов, и требует повышения расходов на безопасность.

Урбанизация в социальной жизни: психологические проблемы

Французский социолог Жан Бодрийяр говорит о том, что определяющая роль урбанизации в социальной жизни – гонка за мнимыми стандартами, что приводит к дискомфорту и обостряет страхи у людей. Это толкает к желанию изолироваться и отстаивать свои личные границы. Одним из символов мегаполисов являются наушники, позволяющие защищаться от шума и разговоров извне.

Еще одна негативная черта урбанизированного общества – пассивная агрессия (нет насильственных проявлений в реальности). Она заключается в повышенной раздраженности и беспредметности (например, злимся не на пассажира, занявшего свободное место в маршрутке, а на саму «маршрутку» или абстрактную власть, создавшую такие условия).

Также психолог Гавайского университета Леон Джеймс дал определение одной из черт, присущей городским жителям — синдром агрессивного пешехода. Главный «симптом» — беспочвенно нарастающее чувство агрессии у человека, находящего в толпе.

Образование, медицина, карьера – главные блага городской жизни

Считается, что жители городов более образованы и успешны, а продолжительность их жизни выше, чем у сельских жителей. И с этим сложно поспорить: у квалифицированного специалиста есть намного больше шансов найти хорошую работу в мегаполисе.

Однако, с ростом населения в городе, достичь этого с каждым годом сложнее: на одно высокооплачиваемое или перспективное место, приходиться несколько кандидатов.

Аналогичная ситуация касается образования и здравоохранения: на всех попросту не хватает мест и специалистов. Кроме того, утверждение, что продолжительность жизни зависит исключительно от проживания в городской черте, достаточно спорно. Специалисты согласны с тем, что жители городов имеют более широкий доступ к медицинским услугам, чем на периферии, но при этом они подвержены гораздо большему риску инфекционных болезней.

Несмотря на то, что урбанизация в социальной жизни имеет немало недостатков, урбанистику нельзя называть тотальным злом. Развитые инфраструктуры, технологические решения в науке, космосе и архитектуре, правоохранительная система и банковская сфера – все это тоже об урбанизации.

Будущее урбанизации

THE LINE — это линейная урбанистическая застройка протяженностью 170 км, состоящая из «гипер-связанных сообществ будущего». Революция в городской жизни будет построена вокруг природы без машин и дорог. Проект будет разработан таким образом, чтобы все необходимое было в шаговой доступности.

Мохаммед бен Салман, наследный принц Саудовской Аравиии председатель совета директоров NEOM, поделился:

На протяжении всей истории города строились для защиты своих граждан. После промышленной революции города ставили машины, автомобили и фабрики выше людей. В городах, которые считаются самыми развитыми в мире, люди проводят годы в пути. Дорожная структура неэффективна.

К 2050 году продолжительность поездок увеличится вдвое. К 2050 году одному миллиарду человек придется переехать из-за роста выбросов CO2 и повышения уровня моря.

90% людей дышат загрязненным воздухом.

Почему мы должны жертвовать природой ради развития? Почему семь миллионов человек должны ежегодно умирать из-за загрязнения?

Почему мы должны ежегодно терять миллион человек из-за дорожно-транспортных происшествий? И почему мы должны мириться с потраченными годами на поездки на работу?

Урбанизация в России

Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале XX века в сёлах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением, нехваткой земельных наделов, всё больше безземельных крестьян в поисках заработка переселялись в города.

Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни», производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации), безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского.

Урбанизация в России

Вначале XX в. в тогда еще существовавшей Российской империи в ее центральной зоне было сосредоточено около 20% городских жителей державы. В этот же период в Сибирском регионе и на Дальнем Востоке численность градожителей не превышала 3%, учитывая крупнейшие мегаполисы.

Заселение в деревенской местности, где обитало порядка 82% населения государства, отличалось значительной разбросанностью, перенаселением в одних районах и вынужденным военно-земледельческим порабощением других. В казахских степях, на среднеазиатской территории, а также на Севере народонаселение вело кочевую жизнь. В деревнях не было социально-культурного сервиса и хороших дорог.

В 1926 г. в стране насчитывалось около 1925 населенных пунктов городского типа, в которых жили 26 млн. чел. (18% от общего народонаселения) и 860 тыс. деревенских поселков. Огромными культурными центрами выступали только 30 городов, из которых были миллионниками Ленинград и Москва. В настоящее время основная масса россиян состоит из коренных градожителей.

Самыми крупными городскими агломерациями России являются такие скопления:

Название Численность, млн. чел. Особенности
Московская 14,5 Состоит из более 50 городов, входящих в пригородную зону, радиус которой — 70 км
Санкт-Петербургская 5,4 Моноцентрическое скопление, простирающееся на 50 км. от своего центра
Самаро-Тольяттинская 2,5 Двухядерная (оба ядра состоят в списке крупнейших городов)
Екатеринбургская Более 2-х Значимый межрегиональный центр Уральского макрорегиона
Нижегородская 2 Отмечена как малоперспективная, может со временем войти в «центральный мегаполис»
Ростовская 1,8 Внутрирегиональный центр притяжения макрозоны юга государства
Новосибирская 1,7 Значимая область Сибири
Волгоградская 1,5 Один из межрегиональных очагов Поволжья
Казанская 1,4 Благодаря политическим и экономическим характеристикам имеет бурное развитие
Челябинская 1,6 Выступает конкурентом Екатеринбурга
Омская 1,2 Исторически конкурирует с Новосибирском
Саратовская 1,2 Характеризуется уделом второго города (после Энгельса)
Пермская 1,2 Слабое внутрирегиональное звено Урала
Красноярская 1,2 Служит центром культурного развития в Восточной Сибири
Краснодарская 1,1 Благодаря климатическому положению имеет серьезные перспективы
Иркутская 1,1 Возникла в период индустриализации из нескольких городов-спутников
Воронежская 1,1 Выступает центром Черноземья

Любая форма урбанизации в географии влияет на многие грани социальной жизни, и это создает новые теории, цель которых – объяснить роль урбанистических процессов в формировании общества. Тем не менее, городская культура и жизнь являются органичной формой социального аспекта в настоящее время.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Понятие урбанизации в различных дисциплинах (в географии, в истории, обществознании)

В зависимости от дисциплины понятие урбанизации и урбанизированных городов / стран может несколько отличаться. Так, например, приведенное выше определение чаще всего включено в курс «Безопасность жизнедеятельности».

Значение слова урбанизация не изменяется в науке, однако если попытаться дать определение понятий, связанных с данным термином, в истории или обществознании, то урбанизация представляет собой более глобальный процесс перехода от традиционного (аграрного) типа общества к более развитым индустриальному (промышленному) и далее постиндустриальному (информационному) типу. Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от промышленного к информационному типу общества.

Само слово «урбанизация» произошло от латинского «urbs» (город) и появилось в 19 веке, хотя изучать тенденции и особенности совместной жизнедеятельности людей начинали еще древнегреческие философы.

Урбанизация

Увеличение численности городского населения, рост количества городов, в том числе крупных и крупнейших, распространение городского образа жизни называется урбанизацией. Урбанизация — одно из важнейших глобальных явлений современного мира. Ее причины — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Доля городского населения по регионам и странам мира существенно различается. В Европе, Латинской Америке, Северной Америке, Австралии и Океании городское население составляет 3/4 всего населения, а в Азии и Африке — 1/3. Среднемировой уровень урбанизации составляет 47 %. По уровню урбанизации выделяются страны Европейского союза — около 80 %.

Высокоурбанизированными странами являются те, где доля городского населения превышает 70 %. В эту группу входят все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %. Это Нидерланды, ФРГ, Дания, Аргентина, Венесуэла, Австралия, Новая Зеландия. Бельгия, Сингапур, Израиль — страны, где уровень урбанизации выше 90 %. Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство стран Азии: Китай, Индия, Индонезия, в Африке — Египет, Нигерия и др. В слабоурбанизированных странах доля городского населения составляет менее 20 % (Афганистан, Нигер, Эфиопия, Чад и др.).

В экономически развитых странах городское население растет в основном благодаря социально-экономическому развитию и собственному естественному приросту, а не притоку населения из сельской местности. В последнее время отмечается даже отток населения в пригороды и сельскую местность.

В развивающихся странах темпы роста городского населения выше, чем в развитых странах (рис. 29). Безземелье и отсутствие возможности получить работу «выталкивает» миллионы людей из села в город в поисках лучшей жизни даже при отсутствии жилья и работы.

Возникает так называемая «ложная урбанизация» — стихийный процесс роста численности городского населения, сопровождающийся ухудшением жилищных и социальных условий, обострением экологических проблем. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. В результате именно в развивающихся странах сконцентрирована значительная часть крупнейших городов мира (Юго-Восточная Азия, Южная Америка). Начиная со второй половины XX в. отмечается преимущественный рост больших городов, формирование городских агломераций, мегалополисов, распространение городского образа жизни.

В 1900 г. в мире было примерно 360 городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек. В них проживало немногим более 5 % всего населения. К 1950 г. число таких городов увеличилось до 950, а доля их в мировом населении выросла до 16 %. В 2000 г. насчитывалось примерно 4000 больших городов, в них проживала 1/3 населения мира.

В современном мире отмечается ускоренный рост сверхбольших агломераций с населением более 10 млн человек. Агломерация — это территориальная концентрация городских поселений, срастающихся друг с другом, объединенных в одну систему хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Самыми крупными городскими агломерациями мира считаются Токийская, Нью-Йоркская, Сан-Паулу, Мехико, Мумбайская, Шанхайская. Каждая из них насчитывает от 15 до 25 млн жителей. (Покажите на карте основные городские агломерации мира.)

Рост и развитие агломераций часто приводит к образованию мегалополисов — скоплений соседних, близко расположенных агломераций и урбанизированных зон.

Выделяют 6 крупных мегалополисов: Токайдо (20 агломераций от Токио до Осаки с населением 60 млн человек); Босваш (40 агломераций, протянувшихся от Бостона до Вашингтона, с общей численностью населения 50 млн человек); Чипитс (35 агломераций от Чикаго до Питтсбурга с населением 40 млн человек); Английский (30 агломераций от Лондона до Ливерпуля с населением 35 млн человек); Рейнский (30 агломераций от Рандстадта до Майна с населением 30 млн человек); Сансан (15 агломераций от Сан-Диего до Сан-Франциско с населением около 20 млн человек).

Плюсы и минусы урбанизации

Очевидно, что урбанизация представляет собой процесс, оказывающий ощутимое влияние на все сферы жизни современного общества и на всё человечество в целом. При этом отдельные аспекты этого влияния могут быть как положительными, так и отрицательными. Рассмотрим преимущества и недостатки данного процесса подробнее.

Плюсы урбанизации:

  • Повышение уровня жизни населения. В городе гораздо больше внимания уделяется качеству жизни граждан. Хорошо организован городской транспорт, благодаря чему люди могут быстро перемещаться на значительные расстояния. В отличие от сельской местности, в городе хорошо налажена подача холодной и горячей воды, присутствует быстрый доступ к интернету, кабельному телевидению и другим телекоммуникационным технологиям. Медицинские и образовательные учреждения также выполняют свои функции гораздо качественнее.
  • Доступ к большему числу благ. В городе у человека присутствует гораздо больше возможностей для работы, развития и отдыха. Здесь есть круглосуточные магазины, рестораны, развлекательные заведения и всевозможные салоны, обслуживающие различные сферы жизни.
  • Больше возможностей для самореализации. Благодаря большому количеству больших и малых предприятий, любой человек может найти себе подходящую сферу деятельности. Это не отменяет безработицы, однако если говорить именно о количестве возможностей, город в этом плане значительно превосходит сельскую местность. Кроме того, есть множество возможностей для саморазвития и образования.
  • Более качественное обслуживание. В каждой сфере услуг работает большое количество компаний, вынужденных конкурировать. В этой конкурентной борьбе они стремятся найти необходимый баланс между стоимостью и качеством обслуживания. Кроме того, горожане пользуются услугами централизованного водо- и теплоснабжения, у них есть канализация и другие коммунальные услуги, облегчающие жизнь.

Минусы урбанизации:

  • Перенаселённость. Плотность населения в городах очень высока по сравнению с сельской местностью, а в последние десятилетия она ещё и растёт намного быстрее, чем раньше. Поскольку инфраструктура развивается медленнее, наблюдаются такие проблемы как постоянные пробки на дорогах, нехватка готового жилья, заполненность детских садов и школ, большие очереди на получение различных услуг и прочее.
  • Жилищные проблемы. Поскольку готового жилья недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности постоянно увеличивающегося городского населения, это приводит к быстрому росту стоимости квартир. Нехватка жилья и высокая цена делают его менее доступным не только для приезжих, но и для самих горожан.
  • Безработица. Данная проблема типична для городов. Характерной особенностью городской безработицы является то, что она особенно распространена среди образованных людей, а также среди молодёжи. Социологические исследования показывают, что более 50% безработных молодых людей в большинстве стран проживает в столицах.
  • Преступность. Уровень преступности в городах выше, чем в сельской местности. Это объясняется значительной безработицей, высокими ценами, слишком очевидной разницей в уровне жизни и многими другими факторами. Особенно сильно проблемы с преступностью проявляются в быстрорастущих городах.
  • Проблемы со здоровьем. Уровень медицинского обслуживания в городах несравнимо выше, чем в сельской местности. Но медицина доступна не всем, а экологические проблемы, стресс, городской образ жизни и специфическое питание (в частности, фастфуд) оказывают существенное влияние на здоровье.
  • Пробки. Это, пожалуй, самая очевидная проблема крупных городов, возникающая из-за того, что развитие транспортной инфраструктуры не успевает за ростом населения.
  • Проблемы с мусором. Среднестатистический горожанин производит несколько килограмм мусора в день, не задумываясь о том, как будет происходить его утилизация. Для города с миллионным населением это тысячи тонн мусора в день и более миллиона тонн в год. Мусоросжигательные заводы справляются лишь с малой долей отходов, поэтому рядом с городами образуются огромные свалки.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое урбанизация, важно иметь представление и о смежных явлениях, таких как деурбанизация, субурбанизация и ложная урбанизация. Рассмотрим каждое из них подробнее:

  • Рурализация (деурбанизация). Данный процесс противоположен урбанизации. Он проявляется в оттоке городского населения в сельскую местность. Характерной особенностью рурализации является стремление сохранить городской уровень жизни и комфорта (в первую очередь доступ к интернету и прочим технологиям). Термин «рурализация» образован от латинского слова ruralis (деревенский).
  • Субурбанизация. Это явление дополняет урбанизацию. Некоторые сельские жители не хотят переезжать в крупный город, но их привлекает пригород, дающий им гораздо больше возможностей для самореализации, чем родное село. Многие люди, работая в городе, предпочитают жить за его пределами – в более экологичной местности. Термин «субурбанизация» образован от латинского слова suburbium (пригород).
  • Ложная урбанизация. Данное явление распространено в развивающихся странах, в которых огромное количество сельского населения перебирается в город и выполняет низкооплачиваемую работу. При этом на окраинах городов формируются трущобы – жилые районы, густо застроенные дешевым жильём (часто это примитивные постройки без водоснабжения, канализации и прочих удобств).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector