Крупные городские агломерации россии

Содержание:

Урбанизированный Кузбасс

Ось урбанизации в Кузбассе протянулась на сотни километров от Анжеро-Судженска до города Таштагола в Горной Шории. В средней ее части сформировалась урбанизированная полоса, города и поселки которой образуют цепь агломераций во главе с городами Кемерово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Это своего рода угольно-металлургический Кузбасский мегалополис протяженностью около 400 км и численностью населения свыше 2 млн чел.

Новокузнецк по людности и экономическому значению превосходит областной центр Кемерово. Преимущества Кемерово в том, что он обладает более развитой промышленной структурой и является центром Южного Кузбасса, весьма перспективного и для развития промышленности, и горного туризма, благодаря рекреационным ресурсам Горной Шории.

Создание плеяды городов Кузбасса в сжатые сроки происходило в тяжелых условиях индустриализации, военного времени и послевоенного восстановления хозяйства. На всех этих этапах значительным был дефицит времени и средств, чем объясняется экологическое неблагополучие, недостаточное благоустройство, разбросанность городов и поселков, монотонность застройки. Города Кузбасса молодые, но во многом сделаны по старым образцам.

Система городов Кузбасса переплетена тесными производственными связями. Новокузнецкие металлургические предприятия получают железную руду из Таштагола, электроэнергию из Калтана. В Белово доставляется цинковый концентрат из Салаира. В основе народнохозяйственного комплекса, как и прежде, лежит уголь – хлеб индустрии.

Бывший в течение десятилетний районом притяжения мигрантов со всей страны, Кузбасс сейчас теряет население. Все города Кузбасса сократили людность: Анжеро-Судженск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Осинники потеряли за период с 1989 г. около1/5 своих жителей. Стабильность Кемерово объясняется включением в его городскую черту пригородных поселений.

Кузбасс обладает разнообразными минеральными, лесными, водными, земельными, рекреационными ресурсами. У Кузбасса два выхода на Транссиб, прямые выходы на Алтай и в Восточную Сибирь. Однако удаленность от внешних рынков, вследствие положения в глубине континента, сдерживают развитие базовой отрасли.

Влияние агломерации на другие регионы

Московская агломерация влияет на дальний областной центр Смоленск и часть Вологодской области. В этом случае (из-за отсутствия поселений между крупными городами) речь идет именно о влиянии столичной структуры, а не об интеграции этих городов в состав мегаполиса в дальнейшем. В соответствии с планом развития Смоленска, в городе предусматривает создание производств, учитывающих интересы Московского региона.

В скором будущем, возможно, в индустриальный пояс столичной агломерации войдет Республика Мордовия, хотя Саранск находится на достаточно отдаленном расстоянии от Москвы и больше тяготеет к Поволжью. Влияние агломерации распространяется и на более дальние регионы. В 2000-х был разработан план развития, который предусматривал создание вокруг столицы крупных промышленных центров, которые оттянули бы часть населения на себя. Но оказалось, что сдержать рост населения столицы и агломерации невозможно.

В настоящее время весь ЦФО находится под влиянием столичной агломерации. Эти регионы замкнуты на московский рынок. Так, в будущем развитие ЦФО будет вестись в рамках перенесения производств за пределы столицы и Московской области. Это должно привести к созданию «Большой Москвы», то есть слиянию ЦФО в Московскую агломерацию.

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (городу-ядру) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов, водоёмов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15% от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города (города-ядра или городов-ядер).

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10% выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж),
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими, поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц, чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса. Формирование городской структуры

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами — как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская – это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Санкт-Петербургская агломерация

Санкт-Петербургская агломерация — крупная городская агломерация, уникальность которой придает Санкт-Петербург — великий город, культурная столица России, в своей исторической части — образец градостроительного искусства.

Санкт-Петербург — единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, промышленных центров, портов.

Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от Санкт-Петербурга) перед Ладожским озером. Карельский перешеек благодаря своим природным условиям, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной ёмкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта.

Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции — портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация в целом, как и ее ядро Санкт-Петербург, многогранна. В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в т.ч. 15 городов. Общая численность населения (на начало 2006 г.) — 5257 тыс. человек; на долю Санкт-Петербурга приходится 87%. Доля населения спутниковой зоны невысока. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре, и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся 8 городов и 21 посёлок городского типа общей численностью 560 тыс.человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

После революции, когда бывшая столица империи была отрезана от традиционных зарубежных сырьевых и топливных баз, вокруг Ленинграда была создана система городов-спутников — производственных дополнений, которые обеспечили его предприятия электроэнергией, топливом, металлом, химическим сырьем. Города при электростанциях разного типа (тепловых, гидравлических, атомной) составили «отряд» энергетиков. В настоящее время происходит развитие городов-портов, предназначенных, в частности, обслуживать экспорт нефти. Санкт-Петербург, будучи крупнейшим научным центром, стимулировал возникновение и развитие наукоградов — центров, ускоряющих научно-технический прогресс. Среди них Сосновый Бор, рожденный Ленинградской АЭС, Приморск, Гатчина, Петродворец, Колпино и др.

В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. Санкт-Петербургская агломерация испытывала значительные трудности, что выразилось в спаде промышленного производства, сокращении научных исследований и рекреационной деятельности, в последовательном уменьшении численности населения. В Санкт-Петербурге (Ленинграде) за 1989–1998 гг. число жителей сократилось на 6,1%, в то время как за предшествующее 10-летие (1979–1989 гг.) увеличилось на 9,5%.

Сокращение числа жителей продолжается. Сказывается дефицит демографических ресурсов в России.

Однако Санкт-Петербургская агломерация — вторая по своему потенциалу в России — сохраняет динамику развития. В 1990-х годах продолжалось образование новых городов, построены и строятся новые порты; район Санкт-Петербурга привлекает значительные инвестиции отечественных и зарубежных предпринимателей, расширяются возможности отечественного и иностранного туризма.

Найдено научных статей по теме — 15

Вопросы развития городской агломерации

Губанова Елена Сергеевна, Селякова Светлана Александровна

В статье раскрыты предпосылки и особенности формирования городской агломерации в Вологодской области, рассмотрены территориальная и функциональная структура городской агломерации, выявлено влияние агломерационного эффекта на эконо

Проблемы развития городских агломераций

Перцик Е. Н.

The development of urban agglomerations is one of the most complicated problems discussed by professional community.

Развитие понятия«Городская агломерация»

Колясников Виктор Александрович

В статье рассматривается эволюция понятия «городская агломерация». Анализ показывает непрерывность разработки новаторских идей формирования агломераций и внедрения таких идей в практику территориального планирования расселения.

Современные модели городских агломераций

Хмелева Г.А.

В статье представлены современные модели развития агломераций: моноцентрическая; полицентрическая; рассеянная (равномерная); лучевая (линейная). Описана их сущность, достоинства и недостатки.

Тенденции развития городских агломераций

Диков Я.А.

В статье рассмотрены современные тенденции укрупнения и развития городских агломераций, которые в последнее время конкурируют между собой за лучшие демографические, природные, финансовые и инвестиционные ресурсы.

Подходы к делимитации городских агломераций

Ижгузина Н.Р.

На сегодняшний день отмечается высокий всплеск интереса ученых-исследователей к теоретическим и практическим вопросам развития и функционирования городских агломераций.

К проблемам формирования городских агломераций

Малоян Гаррик Андреевич

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.

Транспортные узлы крупных городских агломераций

Пасечная Е.В., Трапенов В.В.

В статье рассматриваются основные понятия размещения пассажирских и грузовых устройств в транспортных узлах городских агломераций.

Городские агломерации: мысли о настоящем и будущем

Шубенков Михаил Валерьевич, Хомяков Дмитрий Александрович

Due to the superposition of new territorial entities upon the existing traditional forms of the urban environment, the nonurban formations began to be perceived as playing an important role in urban processes and the city itself a

Современный опыт формирования городских агломераций

Алексеев Александр Юрьевич, Соколова Светлана Викторовна, Шапошников Святослав Вячеславович

Городская агломерация одна из современных форм территориальной организации населения, появление которой связано с современным этапом урбанизации.

Статус городской агломерации в правовом пространстве

Осипов Алексей Григорьевич, Овсянников Вадим Адольфович, Сибирякова Вера Ефимовна

В статье рассматриваются различные модели правового регулирования процесса формирования городских агломераций с учетом существующей законодательной базы для местного самоуправления.

Подходы к исследованию структуры городских агломераций

Сирина Дарья Андреевна

В данной статье раскрывается многоаспектность понятия «городская агломерация» и его возможная интерпретация в градостроительном понимании для применения к формированию систем расселения.

Методика оценки кредитоспособности городских агломераций

Зарипова Д. А.

Устойчивое развитие экономики города требует постоянных инвестиций в объекты, составляющие основу городского хозяйства.

Краснодарская городская агломерация: развитие и управление

Лаврова Т.Г.

Рассматриваются основные признаки городской агломерации и анализируется, насколько г. Краснодар способен стать агломерационным ядром, способствующим развитию связанных с ним соседних территорий.

К вопросу о городских агломерациях в республике Узбекистан

Умаров Е. К., Умаров Б.

В настоящее время в Республике Узбекистан проводится последовательная работа по повышению социальноорганизационных условий проживания населения, на основе использования достижении геоурбанистики.

Общее понятие – почему оно применимо ко многому

Это понятие включает в себя несколько смыслов. Так уж случилось, что слово агломерация произошло от латинского слова “agglomerare“, и обозначает буквально: накоплять, присоединять. Так как это слово обозначает действие, имеет в себе смысловое глагольное наполнение, то стало применимо для широкого спектра явлений действительности. Это слово стало применяться, когда надо обозначить концентрацию объектов:

  • на местности;
  • при анализе состояния вещества металла в металлургии;
  • при определении характеристик микроорганизмов;
  • везде, где есть наполнение смысла слов: накоплять, присоединять.

Слово «агломерация» в отношении местности употребляется в смысле скопления, концентрации поселений. Это понятие, в свою очередь, имеет расширенное толкование.

Агломерация как территориальное понятие

Чаще всего это слово подразумевает город вместе со всеми его пригородами и близлежащими посёлками. Причём сам город тоже можно рассматривать как систему сконцентрированных уплотнений: центр города, промышленные объекты, жилые (спальные районы), пригороды. Толкование, применимое к городу, стало расширенным в связи с тем, что часто на густо населённых территориях бывают рядом два города, тесно связанные разнообразными связями. Это могут быть транспортные, культурные и прочие взаимоотношения. Поэтому понятие агломерация в отношении города стало по-разному толковаться.

Одно дело, когда территориальное образование обозначает одно ядро, вокруг которого концентрируются пригороды и посёлки города. Второе – обозначает два ядра, два крупные населённые образования, находящихся рядом, имеющие тесные связи между собой. Это явление имеет ещё одно название – конурбация. Оно уже обозначает даже не два ядра, а могут быть несколько ядер, и все равнозначные друг другу по плотности, связям, товарам и ресурсам.

Агломерация – что это такое простыми словами

При определении качества “А” учитывается динамика плотности связей. Учитывается вся совокупность концентрации территориального образования со всеми его составляющими: населением, объектами, промышленностью. Поэтому понятие это несколько изменчиво, как изменчиво всё живое. К примеру, на местности в разное время людей может быть больше или меньше, транспорт в течение года начинает работать интенсивней или медленней. Всё это применимо и к другим показателям и характеристикам этого явления. Показатели “А” населённых пунктов, городов периодически уточняются и дополняются.

Агломерацию как территориальное понятие можно толковать шире. Как скопление населённых пунктов, населения в стране. К примеру, в России она преобладает в европейской части страны. А вот на Дальнем Востоке в масштабе страны есть только точечная. Поселения там расположены реже, населения меньше. Точно также можно рассматривать континентальную агломерацию. К примеру, в Европе “А” больше, чем в Австралии. Или так: центральная часть Индийского полуострова имеет плотную, высокую агло-цию, а в центральной части Тибета этот показатель незначительный.

Другие понятия

В металлургии обозначается этим словом концентрация мелких материалов руды в более крупные (кусковые) при специальном термическом процессе на металлургических агрегатах. При нагревании и соблюдении определённых технологий происходит окускование мелких частиц руды. Этот процесс хорошо используется при производстве чугуна в доменных печах. Руда и кокс разогреваются. При нужном процентном соотношении элементов вещества руды, кокса и шихты при определённой температуре нагрева происходит выплавка чугуна, которая возможна при правильном спекании шихты в необходимой концентрации с рудными элементами.

Агло-ция в микробиологии обозначает скопления микробов и прочих микроорганизмов. Есть и другие области, где применяется это понятие. Его можно применить везде, где есть хоть какое-то смысловое наполнение слов: накоплять, присоединять. Уже описанный выше пример её в металлургии является результатом химической и физической агломерации элементов. То есть понятие агломерации применимо ко всем явлениям в физике и химии, где есть соответствующий процесс.

Также есть понятие «образовательная агломерация». Подразумевает укрупнение и усложнение получаемых знаний учащимися в результате систематического обучения. Когда учащийся 10 класса, к примеру, по русскому языку получает уже знания во всём спектре изучения.

Это интересно: Табун

История появления агломерации

Процессы урбанизации и появление городских агломераций получили интенсивный толчок во времена промышленной революции XVIII века. В это время интенсивно развивались технологии производства, появлялись заводы и фабрики, что неизбежно тянуло населения в города на заработки.

В результате расширение инфраструктуры и увеличения городского населения росли города, которые присоединяли к себе отдельные поселения.

Данная тенденция сохранилась и в XIX-XX веках. В СССР интенсивно начали развиваться города после Второй Мировой Войны, когда большая часть промышленных предприятий была эвакуирована на Урал и в Сибирь. После 1945 года началось интенсивное восстановление экономики и промышленности страны, вследствие чего появлялись новые города и расширялись старые.

Этапы формирования таких форм поселений в Истории

Порядок формирования агломераций:

  • Индустриализация: появление промышленных связей между городом и соседними поселениями.
  • Создание единого рынка, увеличение миграций.
  • Перенос производства на окраины агломераций – в города-спутники.
  • Постиндустриализация – переход к преобладанию услуг над промышленностью в экономике.

Это интересно: Фосфор треххлористый

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. Трудовые ресурсы привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Что такое городская агломерация?

Городские агломерации образуются в результате урбанизации – увеличение доли городского населения стран по отношению к сельскому. Населенные пункты объединяются друг с другом, между ними стираются границы. Такие скопления образуют большую динамическую систему с взаимосвязанными экономиками, промышленностью и культурой.

Самые крупные городские агломерации мира приведены в таблице:

Агломерация Страна Население, чел. Плотность населения, чел./кв.км.
Токио – Иокогама Япония 38 600 000 4 710
Джакарта Индонезия 34 400 000 10 220
Дели Индия 28 200 000 12 615
Манила Филиппины 25 100 000 13800
Сеул – Инчхон Южная Корея 24 400 000 8 913
Мумбаи Индия 23 800 000 26 915
Шанхай Китай 22 200 000 5 500
Нью-Йорк США 21 100 000 1 700
Сан-Паулу Бразилия 21 000 000 6 910
Мехико Мексика 20 400 000 8 600
Гуанчжоу — Фошань Китай 20 200 000 5 205
Пекин Китай 19 500 000 4 705
Дакка Бангладеш 18 600 000 41 100
Осака – Кобе – Киото Япония 17 200 000 5 510
Каир Египет 16 900 000 8 800
Москва Россия 16 600 000 2 900
Бангкок Таиланд 16 000 000 5 305

Мировая агломерация за 2011 год

Агломерация – это в географии возможность более эффективно выстраивать социально-экономические отношения между населением, так как снижаются потери от дальности расположения производства (все они сконцентрированы рядом). Другой экономический плюс – это удобное взаимодействие покупателей и продавцов, находящихся в географической близости друг от друга.

Образование агломераций обеспечивает следующие эффекты:

  • Огромный масштаб для рыночных отношений между покупателями и продавцами, увеличение рынков товаров и услуг, увеличение спроса и предложения.
  • Развитая инфраструктура позволяет эффективно использовать экономический потенциал страны. Именно в агломерациях транспортная инфраструктура (порты, дороги, железнодорожный транспорт) имеют наибольшую экономическую отдачу.
  • Огромный рынок трудовых ресурсов – большое количество работников разных квалификаций и специальностей.
  • Опора на традиции государства, образование и науку.

Как видно из списка, преимущества агломераций перед обычными городами огромно.

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские,
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий, и является важной частью экономики государства. Формируется подобное поселение на основе рынка, возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации, и лишь со временем перемещаются в периферийные города

В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система

Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации, и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система

Формируется подобное поселение на основе рынка, возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации, и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр,
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией,
  • от 5 и более поглощенных спутников,
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно,
  • общая инфраструктура,
  • логистическая сеть,
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Значение слова «агломерация»

Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

Плюсы и минусы таких образований

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  1. Экономическая выгода для некоторых предприятий. Слияние функциональное и территориальное позволяет им работать более успешно.
  2. Более быстрое развитие инфраструктур. Оно развивается вместе с развитием транспортного сообщения, дорожным строительством. Вместе с ними начинают развиваться пересадочные узлы, и далее.
  3. Более эффективное управление и администрирование. Управление передаётся ядру образования: администрации самого крупного населённого пункта.Впрочем, передача функций администрирования может иметь и отрицательные последствия. Многие вопросы «на местах» решались бы проще и быстрее, а в ядре неотвратимо начнут проявляться бюрократические сложности.

Они попадают под сильное влияние ядра, и некоторые отрасли в них замедляют или прекращают свою работу, так как перестают быть нужными для полноценного функционирования населённого пункта.

Процесс продолжается, и его скорость нарастает, поэтому уже очень скоро количество агломераций увеличится на порядок, наиболее вероятно такое развитие событий в развивающихся странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector