Крупнейшие городские агломерации зарубежной европы

Содержание:

Контр-концепция столичному региону

Школа Блумингтона или Школа Индианы, отрасль экономики и политических наук, возникла из движения, противостоящего Движению за реформу столицы 1970-х годов: в то время как последнее хотело централизованно перепланировать административные структуры и единицы столичных регионов , его представители выступили за поддержание существующих, якобы неэффективных избыточных структур. Винсент Остром, например, провел эмпирические исследования в поддержку своей диссертации ( «Организация правительства в столичных регионах» , 1961). Самый известный представитель Блумингтонской школы — лауреат Нобелевской премии Элинор Остром .

Опасность цунами

Опасность, которую с собой несет цунами, имеет сразу несколько факторов. Для начала, это недюжинная сила разрушения, которая движется вместе с водой. Человек по сравнению с этой мощью – просто маленькая соломинка. Во-вторых, предугадать время появления цунами и конкретное местоположение очень сложно, практически невозможно. В третьих, увидеть толщу воды, которая двигается по направлению к берегу невозможно ни с воздуха, ни с корабля. Дело в том, что волна, которая принесет на берег цунами, визуально не отличается от любой другой. Особенность ее таится внизу, в самой воде. Она захватывает с собой не только верхнюю поверхность жидкости, а «зачерпывает» ее с самого дна.

В конце концов, от места «рождения» волны цунами до ее смертоносного прихода могут лежать расстояния в несколько тысяч километров. То есть, всю эту дистанцию волна проходит в водной толще, а, как известно, при таких обстоятельствах она не очень-то лояльна ко всех предметам, что встают у нее на пути. Из-за отсутствия сопротивления на пути она сохраняет и накапливает колоссальный запас энергии, который потом обрушивается на сушу и людей.

Материалы по теме:

Волны, приливы и отливы

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах ‒ есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках ‒ от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ ‒ они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежной Европы ‒ это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта. Узнали на стыке каких частей света расположена западная Европа.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Значение слова «агломерация»

Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

Плюсы и минусы таких образований

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  1. Экономическая выгода для некоторых предприятий. Слияние функциональное и территориальное позволяет им работать более успешно.
  2. Более быстрое развитие инфраструктур. Оно развивается вместе с развитием транспортного сообщения, дорожным строительством. Вместе с ними начинают развиваться пересадочные узлы, и далее.
  3. Более эффективное управление и администрирование. Управление передаётся ядру образования: администрации самого крупного населённого пункта.Впрочем, передача функций администрирования может иметь и отрицательные последствия. Многие вопросы «на местах» решались бы проще и быстрее, а в ядре неотвратимо начнут проявляться бюрократические сложности.

Они попадают под сильное влияние ядра, и некоторые отрасли в них замедляют или прекращают свою работу, так как перестают быть нужными для полноценного функционирования населённого пункта.

Процесс продолжается, и его скорость нарастает, поэтому уже очень скоро количество агломераций увеличится на порядок, наиболее вероятно такое развитие событий в развивающихся странах.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы – городские и миллионеры в таблице

В XXI веке процесс урбанизации (увеличение числа жителей городов) стал стремительнее. Исторически сложилось, что Европа стала родиной городских агломераций. Их плотность здесь очень велика, а общее число достигло четырёхсот.

Городские агломерации Зарубежной Европы

В Центральной Европе существует зрелая и разветвлённая городская сеть, сформировавшаяся на основе:

  • древних поселений;
  • крупных феодальных центров;
  • городов-государств:
  • ганзейских городов;
  • городов-портов;
  • промышленных городов;
  • столиц.

В Южной и Северной Европе городские агломерации имею ярко выраженный приморский характер. В Восточной Зарубежной Европе показатели урбанизации самые низкие. Самыми крупными агломерациями считаются столицы.

Рис. 1 Городские агломерации Зарубежной Европы (карта)

Структура городской агломерации

Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя:

  • историческое ядро города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
  • центральные городские зоны с интенсивно застроенной территорией (например, всё бывшее Лондонское графство – Сити +12 округов внутреннего кольца);
  • внешние зоны с менее интенсивной застройкой;
  • первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
  • вторая пригородная зона;
  • территория всего столичного региона.

Первые три зоны, как правило, образуют непосредственного город, первые пять зон – агломерацию, а все шесть зон – урбанизированный район.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы

Самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы – Парижская и Лондонская с населением в 1086900 и 9576000 человек соответственно. Далее идут:

  • Рурская агломерация (боле 7 миллионов человек);
  • Мадридская агломерация (более 6 миллионов человек);
  • Миланская агломерация (более 5 миллионов);
  • Барселонская агломерация (около 5 миллионов);
  • Берлинская агломерация (4 миллиона);
  • Римская (3,8 миллиона);
  • Неапольская агломерация (3,7 миллиона);
  • Афинская (3,5 миллиона);
  • Лиссабонская агломерация (2,6 миллионов);
  • Катовицевская агломерация (2,5 миллиона человек);
  • Франкфуртская агломерация (2,3 миллиона);
  • Бирмингемская агломерация(2,2 миллиона);
  • Манчестерская агломерация (около 2,2 миллиона);
  • Агломерация Роттердам-Гаага (2,1 миллиона)
  • Агломерация Кёльн-Бонн (2 миллиона человек).

Рис. 2 Лондонская агломерация

Если представить информацию об агломерациях миллионерах Зарубежной Европы в форме таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

Количество проживающих человек

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы – городские и миллионеры в таблице

В XXI веке процесс урбанизации (увеличение числа жителей городов) стал стремительнее. Исторически сложилось, что Европа стала родиной городских агломераций. Их плотность здесь очень велика, а общее число достигло четырёхсот.

Городские агломерации Зарубежной Европы

В Центральной Европе существует зрелая и разветвлённая городская сеть, сформировавшаяся на основе:

  • древних поселений;
  • крупных феодальных центров;
  • городов-государств:
  • ганзейских городов;
  • городов-портов;
  • промышленных городов;
  • столиц.

В Южной и Северной Европе городские агломерации имею ярко выраженный приморский характер. В Восточной Зарубежной Европе показатели урбанизации самые низкие. Самыми крупными агломерациями считаются столицы.

Рис. 1 Городские агломерации Зарубежной Европы (карта)

Структура городской агломерации

Все городские агломерации имеют сложную внутреннюю структуру, которая включает в себя:

  • историческое ядро города (например, Сити, Вестминстер и Вест-Энд в Лондоне);
  • центральные городские зоны с интенсивно застроенной территорией (например, всё бывшее Лондонское графство – Сити +12 округов внутреннего кольца);
  • внешние зоны с менее интенсивной застройкой;
  • первая пригородная зона (парки и ближайшие города-спутники);
  • вторая пригородная зона;
  • территория всего столичного региона.

Первые три зоны, как правило, образуют непосредственного город, первые пять зон – агломерацию, а все шесть зон – урбанизированный район.

Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы

Самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы – Парижская и Лондонская с населением в 1086900 и 9576000 человек соответственно. Далее идут:

  • Рурская агломерация (боле 7 миллионов человек);
  • Мадридская агломерация (более 6 миллионов человек);
  • Миланская агломерация (более 5 миллионов);
  • Барселонская агломерация (около 5 миллионов);
  • Берлинская агломерация (4 миллиона);
  • Римская (3,8 миллиона);
  • Неапольская агломерация (3,7 миллиона);
  • Афинская (3,5 миллиона);
  • Лиссабонская агломерация (2,6 миллионов);
  • Катовицевская агломерация (2,5 миллиона человек);
  • Франкфуртская агломерация (2,3 миллиона);
  • Бирмингемская агломерация(2,2 миллиона);
  • Манчестерская агломерация (около 2,2 миллиона);
  • Агломерация Роттердам-Гаага (2,1 миллиона)
  • Агломерация Кёльн-Бонн (2 миллиона человек).

Рис. 2 Лондонская агломерация

Если представить информацию об агломерациях миллионерах Зарубежной Европы в форме таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:

Количество проживающих человек

Крупнейшие города России по населению

Несмотря на большое количество городов в России, а их по последним данным около 1117, лишь немногие из них на 2021 год являются городами миллиониками. Всего в России 16 городов-миллионеров:

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Новосибирск
  • Екатеринбург
  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Челябинск
  • Омск
  • Самара
  • Уфа
  • Ростов-на-Дону
  • Красноярск
  • Воронеж
  • Пермь
  • Волгоград
  • Краснодар

Возможно число городов миллионеров было бы значительно выше, если бы не катаклизмы 20 века, которым была подвержена наша страна не ухудшили . Ниже в таблице вы можете ознакомится со списком топ 50 самых больших городов России по населению.

Город Население
1 Москва 12615279
2 Санкт-Петербург 5383890
3 Новосибирск 1618039
4 Екатеринбург 1515832
5 Нижний Новгород 1261823
6 Казань 1251969
7 Челябинск 1200719
8 Омск 1164815
9 Самара 1156644
10 Уфа 1135480
11 Ростов-на-Дону 1133307
12 Красноярск 1096086
13 Воронеж 1054111
14 Пермь 1053938
15 Волгоград 1013468
16 Краснодар 1007964
17 Саратов 841902
18 Тюмень 788666
19 Махачкала 732517
20 Тольятти 702831
21 Барнаул 696735
22 Ульяновск 650652
23 Ижевск 648944
24 Владивосток 633144
25 Иркутск 623479
26 Хабаровск 617473
27 Ярославль 609828
28 Томск 596446
29 Оренбург 580261
30 Кемерово 558662
31 Новокузнецк 552105
32 Тула 546896
33 Рязань 539789
34 Киров 538724
35 Астрахань 534241
36 Набережные Челны 533907
37 Сочи 524023
38 Пенза 522317
39 Липецк 509420
40 Чебоксары 505800
41 Балашиха 501610
42 Калининград 482443
43 Курск 449556
44 Ставрополь 437552
45 Улан-Удэ 435496
46 Брянск 422796
47 Тверь 420850
48 Магнитогорск 413267
49 Иваново 405053
50 Белгород 392426

Российский мегаполис

В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов — самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и Нижним Новгородом, наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом.
Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел.

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20—40 км. Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов.

Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это — колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники.

Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника.

Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей.

Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города — Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово.

Новые города — центры отраслей нового века — качественной металлургии (Электросталь), электроэнергетики (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово),приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука — высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) — высшее образование.
Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской — западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области.

Проблемы и экономическая ситуация

Европа — наиболее привлекательный регион с точки зрения трудоустройства, уровня заработной платы и предоставляемых услуг. Кроме того, она богата полезными ископаемыми, чему способствует разнообразный рельеф местности. В горных районах производится добыча железа и марганца, олова и цинка. На многочисленных европейских равнинах сконцентрированы огромные запасы калийной соли, бурого и каменного угля. Добывающими лидерами являются Германия и Польша, а крупнейшее месторождение — Рурско-Рейнский бассейн.

В приморских населенных пунктах Северной Европы обнаружены топливные ресурсы, но из-за слишком активной выработки в последнее время наблюдается заметное истощение самых известных залежей. Это приводит к тому, что регионам приходится заключать договоры об экспорте многих продуктов из других стран. Такие были подписаны с РФ, Китаем, Японией и т. д.

На сегодняшний день в европейских государствах остается наиболее востребованной территориальная структура хозяйства, которая определилась еще в XIX веке. Это обусловлено размещением природных ресурсов. Так, основу экономики составляют Франция, Британия и Германия. Рост хозяйства в этих регионах характеризуется высокой динамичностью.

С экономикой наблюдаются определенные трудности у Италии, Испании, Португалии и Греции. Здесь практически нет движения показателей вверх, зато быстрыми темпами растет безработица. Структуру всего хозяйства в этом регионе составляют промышленные отрасли:

  • металлургия;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • топливно-энергетический комплекс.

Огромную ценность для Европы представляют газовые и нефтяные месторождения. Основными добывающими лидерами считаются Великобритания и Норвегия. Лесную промышленность на протяжении многих десятилетий успешно развивают Швеция и Финляндия.

Отдельным направлением развития экономики стала ядерная энергетика. Однако с развитием технологий появляются электростанции, которые способны работать на возобновляемых энергоисточниках.

Стоит отметить, что европейские страны отличаются высоким уровнем развития образовательной сферы и науки. Здесь расположены многие известные высшие учебные заведения, которые признаны наиболее престижными во всем мире.

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж),
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими, поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц, чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса. Формирование городской структуры

Соотношение в агломерации

Агломерации редко объединяются в единую политико-административную единицу. Как правило, существует сильный политический контраст между центральным городом и политически независимыми пригородами, который в некоторых случаях усугубляется традиционным соперничеством, но почти всегда социальными , финансовыми и структурными эффектами пригородов .

В связи с продолжающимся внутрирегиональным сдвигом в значимости и населении в пользу прилегающих территорий, скоплением социально незащищенных людей в основных городах, предоставление или финансирование инфраструктуры регионального значения (например, транспортных сетей, культурных и развлекательных объектов) за счет основных города без финансового участия пригородов, получающих от этого выгоду. Помимо разрушительной конкуренции за поселение компаний ( демпинг торгового налога ), основные города сталкиваются с еще большими трудностями. Финансовое и функциональное истощение может ослабить центральный город до такой степени, что он больше не сможет выполнять свои центральные региональные функции, что в конечном итоге наносит ущерб всему городскому региону, включая пригороды.

Для создания справедливого баланса интересов в пределах городского региона и координации городского региона в межрегиональной конкуренции во многих городских регионах существуют институты межмуниципального сотрудничества :

Добровольное сотрудничество
  • Совместное сотрудничество по частному праву ( GmbH и др.)
  • Региональные конференции, региональные форумы и т. Д.
Модели ассоциации
  • Специальные ассоциации для решения индивидуальных задач (например, утилизация отходов , водоснабжение , местный общественный транспорт ).
  • Планировочные ассоциации для совместного планирования землепользования , регионального планирования или транспортного планирования .
  • Объединения городов и окрестностей, в которых объединены несколько таких задач, что создает лучшую возможность для поиска компромиссов.
Модели местного самоуправления
  • z. Б. Региональные округа (ФРГ), городские провинции (Нидерланды)
  • Областные города

Большие города и их «расползание»

В начале 20 столетия в мире было не так уж много больших городов – всего 360. Но уже к концу их количество заметно возросло – 2500. На сегодняшний день это число приблизилось к 4 тысячам. Стоит отметить, что если раньше к большим относили города свыше 100 тысяч жителей, то сегодня исследования «крутятся» главным образом вокруг городов-миллионеров с населением свыше одного миллиона. В Европе таких городов немало. Среди них стоит отметить Лондон (свыше 8 млн.), Берлин (свыше 3 млн.), Мадрид (свыше 3 млн.), Рим (свыше 2 млн.) и другие.

Данная тенденция стала возможна из-за развития научно-технического прогресса, возрастания роли науки в развитии производства, повышения общего уровня образования, развития непроизводственной сферы.

Отличительной чертой современного процесса урбанизации является «расползание» больших городов – разрастание их и так немалой территории. Иными словами, крупные промышленные центры, портовые города, столицы выходят за пределы своих границ, перерастая в нечто большее – городскую агломерацию.

Но это не предел: многие агломерации объединяются в мегаполисы. В Зарубежной Европе самыми крупными столичными агломерациями являются Парижская и Лондонская. Кроме того, выделяют такие крупные промышленные агломерации, как Гданьск-Гдыня (Польша), Рейнско-Рурская (Франция), Южно-Йоркширская (Англия) и другие.

Европейская урбанизация имеет свои отличительные черты. Среди них субурбанизация (расселение городских жителей в пригородах), дезурбанизация (отток горожан в сельские поселения) и рурализация (распространение городских норм, образа жизни в сельской местности).

Рис. 3 Город-миллионер Лондон

Что мы узнали?

Сегодня мы познакомились с термином «урбанизация», под которым понимается не только увеличение количества городов, больших и малых, рост городского населения, но и увеличение их влияния на социальную, политическую и культурную жизнь общества. По степени урбанизации страны Зарубежной Европы занимают лидирующие позиции: доля городского населения находится на самом высоком уровне.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Крупнейшие города мира 100 лет назад

Занимательно, но чуть более 100 лет назад ситуация в мире по крупнейшим городам мира по численности населения была совсем другой. В топ 11 городов мира на 1907 год входили:

  1. Лондон (4,7 — 7,1 млн человек)
  2. Нью-Йорк (4,1 млн)
  3. Берлин (2,9 млн человек)
  4. Париж (2,7 млн человек)
  5. Чикаго (2 млн человек)
  6. Вена (1,9 млн человек)
  7. Токио (1,8 млн человек)
  8. Пекин (1,6 млн человек)
  9. Филадельфия (1,4 млн человек)
  10. Санкт-Петербург (1,3 млн человек)
  11. Москва (1,1 млн человек)

Эти данные я взял из инфографики атласа Гикмана и Маркса. Ниже вы можете увидеть ее полностью. Это очень интересные данные, ведь в те времена только начиналась урбанизация и рост численности населения городов.

Численность городов мира 1907 год из атласа Гикмана и Маркса. Для увеличения щелкните по картинке

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (городу-ядру) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов, водоёмов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15% от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города (города-ядра или городов-ядер).

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10% выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Национальный состав

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 — 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

Рис. 2. Турки в Германии (Источник)

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

— однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

— с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

— двунациональные (Бельгия);

— многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Берлин, 3 601 тыс. чел.

  • Страна: Германия
  • Площадь: 892 км²

Многие путешественники утверждают, что в Берлине должен побывать каждый. История этого города берет свое начало в XIII веке. В городе много памятников событиям, произошедшим в XX веке. Помимо исторических ценностей, в Берлине хорошо развита культура

Особое внимание уделяют современным художникам, архитекторам и скульпторам

Правительство города поддерживает неординарные проекты, за счет этого на улицах города появляются необычные объекты. Например, филармония золотого цвета с крышей в форме циркового шатра. На данный момент в Берлине проживает 3 601 тысяча человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector