Университеты японии и получение высшего образования в 2020 году

Проблемы, которые могут привести к снижению доверия между странами

Конечно, пандемия коронавируса – это глобальная и историческая катастрофа, и строгие иммиграционные ограничения, я думаю, естественны. Однако японское правительство должно по крайней мере предоставить какие-то рекомендации, чтобы остановившаяся жизнь иностранных студентов снова пришла в движение.

Если въехать в страну нельзя – скажите это определённо, иначе живущие в состоянии неопределённости молодые люди будут просто впустую тратить своё время жизни.

Вообще-то говоря, причина сильного роста количества иностранных студентов в Японии связана с планом добиться количества в 300 000 иностранных студентов, установленным правительством в 2008 году. С этой целью за рубежом активно рекламировали обучение в Японии, в стране было создано множество учебных заведений по изучению японского языка, университеты и аспирантуры поощряли принимать иностранцев. План был выполнен в 2019 году, но если вот так с приходом коронавируса внезапно выбить опору из-под ног, то это приведёт к потере кредита доверия в международных масштабах.

Ямамото Хироко говорит: «При этом студенты, которые посещают онлайн-классы, действительно серьёзно и с интересом относятся к учёбе. Я думаю, что они – сокровище (для Японии), и считаю, что в нынешней ситуации мы должны поступать с ними честно».

Я искренне надеюсь, что правительство Японии будет обращать внимание не только на Олимпийские игры, но будет учитывать то, насколько драгоценен каждый год жизни для молодых иностранных студентов. Ямамото Хироко, представительница школы японского языка «Кай», сетует, что многие иностранные студенты не могут въехать в Японию, хотя потратили много лет на подготовку и учёбу, и даже избавились от вещей

Ямамото Хироко, представительница школы японского языка «Кай», сетует, что многие иностранные студенты не могут въехать в Японию, хотя потратили много лет на подготовку и учёбу, и даже избавились от вещей

Дошкольное образование в Японии

Детские сады преимущественно частые, а попасть в государственные почти невозможно. Кроме этого, существуют детские ясли. Посещение этих заведений не является обязательным. Группы в детских садах небольшие, по 5-6 человек, и их состав меняется каждые полгода, как и воспитательский. Обстановка в таких учреждениях скромная: дети играют, учатся, спят в одной комнате. Смена воспитателей придумана для того, чтобы развивать у ребенка навык общения.

Кроме вышеперечисленных заведений есть ещё и специальные учреждения для инвалидов. Продолжительность дошкольного образования составляет 3 года, затем ребенок идет в начальную школу.

Поступление в японский вуз

Поскольку в большинстве стран СНГ средний школьный этап длится 11 лет, русским, украинским и другим абитуриентам необходимо пройти годичные подготовительные курсы в Японии или год отучиться в вузе на родине.

Экзамен включает три этапа:

  • проверка знаний лексики и иероглифов;
  • чтение;
  • аудирование.

Чтобы успешно пройти испытание, необходимо хорошо знать около 2 000 иероглифов. Экзамен подразделяется на 2 типа:

  • нихонго норёку сикэн – проверяет знания исключительно по японскому языку;
  • нихон рюгаку сикэн – проверяет запас знаний по некоторым основным школьным предметам.

Для поступления на английскую программу понадобится сертификат о прохождении TOEFL или IELTS. Из документов японские вузы чаще всего запрашивают:

  1. Копию заграничного паспорта.
  2. Фото.
  3. Диплом об окончании первого курса вуза в стране гражданства или об окончании подготовительных курсов.
  4. Школьный аттестат с выпиской об оценках.
  5. Мотивационное письмо.
  6. Рекомендации от учителей.
  7. Автобиографию.
  8. Сертификат о прохождении языкового экзамена.
  9. Справку о финансовой состоятельности (не менее 15 тысяч долларов в год).

Для въезда на японскую территорию понадобится студенческая виза. Выдается она на основании приглашения из вуза, который по отношению к иностранному студенту выступает в качестве гаранта. Помимо перечисленных выше документов, для подачи в консульство понадобятся медицинская страховка, справка об отсутствии опасных заболеваний, справка об отсутствии судимостей.

Программы обмена

IUJ разработал программы обмена студентами с более чем 50 учреждениями в Азии, Европе и Северной Америке. Цель состоит в том, чтобы дать студентам различные возможности учиться в разных образовательных средах и расширить свой кругозор. До десяти кредитов, заработанных в принимающем учебном заведении, могут быть переведены в IUJ без дополнительной оплаты обучения в принимающем вузе.

Обновленные списки школ-партнеров GSIR и GSIM на веб-сайтах соответствующих школ.

Ниже перечислены партнеры GSIR по обмену студентами:

  1. Школа международных отношений Нормана Патерсона , Карлтонский университет (Канада)
  2. Факультет социальных наук — Чарльз (чешский)
  3. Университет Боккони (Италия)
  4. Школа международной торговли и экономики -UIBE (Китай)
  5. Высшая школа международных исследований — SNU (Корея)
  6. Высшая школа международных исследований -Йонсей (Корея)
  7. Высшая школа международных исследований — Ива (Корея)
  8. Университет Таммасат (Таиланд)
  9. Колледж социальных наук (Тайвань)

Ниже перечислены партнеры GSIM по обмену студентами:

  1. Школа бизнеса Така , Дартмутский колледж (США)
  2. Школа бизнеса Леонарда Н. Стерна , Нью-Йоркский университет (США)
  3. Школа бизнеса Kenan-Flagler — UNC (США)
  4. Высшая школа менеджмента Оуэна — Вандербильт (США)
  5. Бизнес-школа Саймона — Рочестер (США)
  6. Уоррингтонский колледж делового администрирования -UF (США)
  7. Школа бизнеса Джона Молсона — Конкордия (Канада)
  8. Школа бизнеса Шулиха — Йорк (Канада)
  9. Бизнес-школа Уорика , Уорикский университет (Соединенное Королевство)
  10. Университет Аалто (Финляндия)
  11. Школа менеджмента SDA Bocconi (Италия)
  12. Бизнес-школа EMLYON (Франция)
  13. Бизнес-школа NEOMA (Франция)
  14. Университет Санкт-Галлена (Швейцария)
  15. WHU — Школа менеджмента Отто Байсхайма (Германия)
  16. Норвежская школа экономики (Норвегия)
  17. Бизнес-школа ESADE (Испания)
  18. Бизнес-школа IESE (Испания)
  19. Школа бизнеса — Жэньминь (Китай)
  20. Школа экономики Университета Фудань (Китай)
  21. Бизнес-школа HKUST (Гонконг)
  22. Бизнес-школа CUHK (Гонконг)
  23. Колледж торговли — NCCU (Тайвань)
  24. Бизнес-школа NUS , Национальный университет Сингапура (Сингапур)
  25. Институт делового администрирования им. Сасина , Университет Чулалонгкорн (Таиланд)
  26. Куллийя, специалист по экономике и менеджменту, Международный исламский университет Малайзии
  27. Магистр менеджмента, Университет Гаджа Мада (Индонезия)
  28. Индийский институт менеджмента , Ахмедабад (Индия)
  29. Индийский институт менеджмента, Бангалор (INdia)

История

Современная японская система высшего образования была адаптирована на основе ряда методов и идей, вдохновленных западными системами образования, которые были интегрированы с их традиционными синтоистскими, буддийскими и конфуцианскими педагогическими философиями. На протяжении 19 и 20 веков в сфере высшего образования по всей Японии было проведено множество крупных реформ, которые способствовали индивидуальной работе студентов, а также общей самобытности, творчеству, индивидуальности, самобытности и интернационализации высшего образования нации. Погрузившись в активный процесс вестернизации во время Реставрации Мэйдзи в 1868 году, Япония стремилась оживить всю свою систему образования, особенно на уровне высшего образования, чтобы передать западные знания для современной индустриализации. Многие японские студенты были отправлены за границу для обучения в Европу, также как и ряд иностранных ученых из западных стран были представлены в Японии. В течение 1880-х годов Япония стремилась найти прототип системы высшего образования, который можно было бы смоделировать в соответствии с ее национальными потребностями. В 1881 году правительство решило преобразовать свою институциональную модель под влиянием различных западных стран, таких как Великобритания, США и Франция, в строго немецкую модель, поскольку ориентированная на Пруссию модель высшего образования очень заинтересовала правительство Мэйдзи. время.

Германия послужила самым большим источником вдохновения для современной японской системы высшего образования, поскольку немецкие университеты считались одними из самых инновационных во всей Европе, в дополнение к тому, что Германия 19-го века была близка к Японии в своих целях индустриализации. Кроме того, правительство Мэйдзи глубоко восхищалось немецкой правительственной бюрократией, в которой преобладали выпускники юридических факультетов, и оно стремилось впитать немецкий прототип в уникальную японскую модель. Вдохновленная американскими, британскими и французскими моделями на основе преимущественно немецкого прототипа, его современная система высшего образования стала катализирующим импульсом, который стимулировал развитие Японии как крупной мировой державы в конце 19-го и начале 20-го веков.

На уровне высшего образования Япония стремилась воплотить ряд идей высшего образования в соответствии со своими национальными потребностями. Многие книги, рукописи и документы с Запада были переведены, и в эпоху Мэйдзи иностранные профессора были обычным делом для распространения западных знаний в области искусства и науки, а также западных педагогических методов обучения. Для современной университетской модели Япония вобрала в себя многие прусские элементы, присущие модели Германии, поскольку Германская империя в то время была похожа на Японию с точки зрения целей колониальной экспансии и национального развития. Немецкая модель продолжала вдохновлять японскую систему высшего образования до конца Первой мировой войны. Во время американской оккупации Второй мировой войны Япония внедрила идеи высшего образования, разработанные в Соединенных Штатах, чтобы модернизировать свое высшее образование для современной эпохи. Современная японская система высшего образования теперь может похвастаться элементами, заимствованными из Соединенных Штатов, помимо своих европейских корней. Расширение и развитие современного высшего образования в Японии способствовало ее экономическому росту после Второй мировой войны, который продолжался до конца 1980-х годов.

Особенности обучения в Японии

Для иностранных студентов Япония была долгое время закрыта. Университеты страны начали массово открывать свои двери для поступающих из-за рубежа в конце ХХ – начале XXI века. Сегодня в Японии обучаются более 100 тысяч иностранцев.

Типы учебных заведений

В Японии учебные заведения можно разделить на несколько видов:

  • институт японского языка;
  • высшая школа;
  • колледж;
  • университет.

В свою очередь университет может быть национальным, государственным и частным. Дороже всего стоит обучаться в частных вузах, так как они не получают финансирования от государства и префектур (как национальные и государственные, соответственно).

Колледжи принимают учащихся как после окончания всего школьного курса, так и после 9-го класса. Выпускники колледжей обзаводятся подготовительной степенью и дипломом, на основании которого поступают в вуз.

Высшие школы – это структуры, которые созданы, чтобы преподавать программы для магистров и для докторантуры. Они могут быть автономными или являться подразделением университета.

Стоимость обучения в Японии

Если сравнивать стоимость высшего образования в Японии с другими заграничными странами, то цены находятся на уровне средних:

  • подготовка к вузу обойдется в районе 5 500 долларов в год;
  • бакалаврат – около 7 800 долларов в год;
  • магистратура и докторантура – 8 000 долларов в год.

Хотите получить гарантированное второе гражданство? Посмотрите рейтинг надёжных миграционных компаний!

Посмотреть

Стипендии и гранты

Бесплатного обучения в Японии не существует. При этом правительство страны предусмотрело множество программ – стипендий и грантов, которые направлены на поддержку обучения в Японии для иностранцев в финансовом плане.

  1. Государственные стипендии. Такие стипендии полностью покрывают стоимость обучения в вузе, а также предоставляют билеты в Японию. Чтобы стать стипендиатом нужно сдавать экзамены непосредственно в университете или посольстве страны на отлично, а также пройти специальное интервью.
  2. Эту стипендию предоставляют для студентов некоммерческие организации. Главным требованием для будущих стипендиатов является наличие высоких аттестационных баллов за обучение годом ранее. По международной системе Grade Point Average (GPA) он должен составлять не менее 2.30.
  3. Локальные стипендии. Такие стипендии предусмотрены местными организациями или префектурами конкретно для определенного города и вуза. Студенту, претендующему на такую финансовую помощь, необходимо иметь хорошие оценки, рекомендации, а также быть активным участником различных социальных программ или общественных мероприятий.
  4. Частные стипендии. В Японии также много частных организаций, которые готовы предоставлять помощь студентам. Условия участия в таких программах зависят от каждой организации.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

Система школьного образования в Японии

Как получают образование в Японии? Если российская система образования предполагает 9 или 11 лет непрерывного обучения, в Японии всё несколько иначе. Каждому ребёнку с детства внушают, что нужно хорошо учиться. В противном случае он не сможет найти приличную работу и устроиться в жизни.

Школьное образование в стране Восходящего Солнца включает три этапа:

  1. Начальная школа.
  2. Средняя школа.
  3. Старшая школа.

Специфика обязательного школьного образования в Японии заключается в том, что оно длится только девять лет: шесть лет в начальной школе и три года в средней. Старшая школа считается необязательной, однако 96% всех школьников её оканчивают.

Начальная школа в Японии

Начальная школа в Японии считается одним из самых сложных периодов в жизни. Это связано с большой нагрузкой, которая ложится на детей во время обучения.

Чтобы поступить в начальную школу, дети должны знать технику чтения хироганы и катаканы, а также владеть основами арифметики. В школе детей обучают японскому языку, каллиграфии, математике, общественным и естественно-научным дисциплинам, дают уроки музыки, рисования, домашнего хозяйства, физической культуре.

Особенность начальной школы — в ней не задают домашние задания. Они появляются только в средней и старшей школах и почти сразу становятся очень объёмными.

В конце начальной школы ученики сдают экзамен на знание 1006 иероглифов. Это значит, что нужно знать больше половины символов системы кандзи (всего их 1945).

В Японии используют сразу три японские азбуки: хирогану — слоговую систему для обозначения традиционных понятий и предлогов, катакану — для заимствованных слов, и кандзи — иероглифическую систему.

Средняя школа

После экзаменов в начальной школе, ученики переходят в среднюю. Здесь добавляются английский язык и предметы по выбору.

В системе начального и среднего образования в Японии нет единой утверждённой Министерством образования программы. Каждая школа определяет свой набор учебников для изучения.

Репетиторские школы

Со средней школы в расписании у детей часто появляются занятия в дополнительных школах мастерства Дзюку. Это особенность образовательной системы Японии, нигде в мире такого больше нет. В них дети занимаются с репетиторами, делают бесконечное количество тестов и упражнений. Считается, что без учёбы в Дзюку шансы поступить в престижный университет малы.

Репетиторские школы — совсем недешёвое удовольствие. Ежегодно их доход составляет более триллиона иен.

Неудивительно, что школьники считаются самыми занятыми людьми в Японии. В средней школе они первую половину дня проводят в классе, потом идут на кружки, потом в Дзюку, а ещё нужно успеть выполнить все домашние задания!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Старшая школа

Образовательная система в Японии даёт возможность ученикам после средней продолжить обучение в старшей школе. Здесь школьники активно готовятся к поступлению и более глубоко осваивают специализацию. Их можно условно сравнить с нашими техникумами и колледжами.

Сколько стоит обучение в школе в Японии

Обучение в японской школе — недешёвое удовольствие. В год родители школьников отдают примерно 415 000 иен (298 000 рублей). Всё зависит от престижности учебного заведения. В частных сумма будет выше, чем в государственных. Плюс дополнительно оплачивается обучение в репетиторских школах Дзюка.

Урок в японской школе

Больше года ожидать разрешения на въезд в страну

Для учёбы в Японии иностранцы сначала должны получить сертификат приемлемости (CoE). Обычно его выдаёт принимающее учебное заведение с японской стороны, подающее заявление в иммиграционное бюро в Японии от имени кандидата. Иностранные студенты с этим сертификатом подают заявку в японское посольство и получают студенческую визу.

Таким образом, сертификат практически гарантирует возможность въезда для обучения, и немало людей, получив сертификат, или уже студенческую визу, рассчитывали на отъезд, уволились с работы и съехали со съёмного жилья – но в Японию уехать не смогли.

Колумбийская аспирантка Мария Алехандра рассказывает, что она получила CoE, официальный документ, но ждёт уже больше года, с ней никто не связывается по поводу возможности въезда в Японию.

В Колумбии, где она выросла, существуют серьёзные проблемы с безопасностью, и она как-то услышала о Конституции Японии от японца, которого встретила во время учёбы в Канаде. Идея законодательного запрета войны её впечатлила, и она около двух лет готовилась к изучению японской правовой системы и культуры.

Чтобы поехать по обмену в аспирантуру в Японии, она много училась, успешно сдала экзамен, получила CoE, и в феврале 2020 года – студенческую визу. В марте, когда она вот-вот должна была ехать, разразилась пандемия. Во всём мире ужесточились иммиграционные ограничения, Япония закрыла границы.

После этого Япония ослабила иммиграционные ограничения в октябре 2020 года. Мария сделала необходимые приготовления, снова получила визу и купила билет на январь 2021 года, но незадолго до вылета иммиграционные ограничения снова усилились.

«У меня нет никакой информации о том, смогу ли я поехать или нет. Я слышала, что Япония примет к Олимпиаде 90 000 спортсменов и официальных лиц, но мы, иностранные студенты, остались брошенными уже более года».

Мария, колумбийка, создавшая страницу в Facebook для иностранных студентов, которые не могут въехать в Японию. Сфотографировано автором статьи во время онлайн-интервью

Структура и принципы дошкольной ступени

Период дошкольного воспитания дети проходят в яслях и детских садах. Ясли фактически не исполняют никаких образовательных функций. Этот вид учреждений служит исключительно в качестве ухода за детьми и курируется Министерством благосостояния и труда Японии. Посещают ясли, как правило, дети возрастом от 1 до 3 лет.

Японские детские сады, в отличие от яслей, уже официально причислены к образовательной системе и входят в список учреждений, подчиняющихся Министерству культуры и образования Японии. Наряду с функциями ухода, детсады подготавливают аудиторию к начальной школе. Стандартный возраст детей, посещающих детсады, 3 — 6 лет.

Примечательным требованием большинства японских воспитательных учреждений является единая униформа для воспитанников. Значительная часть таких учреждений имеет статус дочерних организаций японских школ, колледжей, университетов.

Подготовка к сдаче вступительных экзаменов

В зависимости от способа изучения японского языка существует 3 способа подготовки к вступительным экзаменам:

1. Студент изучает японский язык в своей родной стране, затем приезжает в Японию для сдачи вступительных экзаменов. Если целью поездки является только сдача экзамена, студент получает краткосрочную визу.

2. Студент изучает японский язык и сдает экзамены в родной стране.

* Обычно вступительные экзамены сдаются в Японии, но некоторые учебные заведения проводят экзамены и за пределами Японии. Также некоторые университеты принимают студентов на основании сдачи экзамена “Нихон Рюгаку сикэн” (Examination for Japanese University) до въезда в Японию. Необходимо уточнять способ приема экзаменов в конкретном учебном заведении (ВУЗе).

3. Студен изучает японский язык в Японии (в школе японского языка, в колледже на отделении японского языка, на подготовительном отделении при университете и т.п.) и затем сдает вступительные экзамены или экзамен “Нихон Рюгаку сикэн”(EJU) в Японии. Большинство студентов, обучающихся за свой счет, выбирают последний способ. Такие студенты, изучая японский язык в стране-носителе, одновременно изучают культуру страны Восходящего Солнца и аспекты японского общества непосредственно в Японии, посещают дни открытых дверей и семинары в ВУЗах, затем сдают вступительные экзамены в выбранный университет или колледж.

Всем студентам, которые выбирают последний путь, полную поддержку в выборе языкового курса, учебного заведения, подготовке документов для поступления, помощь в оформлении японской студенческой визы и прочее оказывает наш центр Study in Japan Guide. Подробную информацию вы можете найти на нашем сайте https://study-in-japan-guide.com/ru/

Формат занятий и особенности японских вузах

Также, как и в большинстве стран мира, обучение в японских высших учебных заведениях ведет к получению степени бакалавра, затем магистра и доктора. В среднем, для получения степени бакалавра необходимо 4 года, еще два обучения ведет к званию магистра. Курсовые, дипломные, исследовательские проекты на первой ступени высшего образования в большинстве вузов необязательны, их заменяют отчеты и тесты. Докторами наук в Японии становятся не за год-два — эту ученую степень здесь присваивают реже, чем в Европе и США. До получения степени доктора философии молодые ученые трудятся над научными проектами по 3-6 лет. Высокая конкуренция на рынке труда перешла не только в университеты, даже в японские школы: учащиеся средних школ и студенты высших стараются посещать все занятия. За посещаемость дают баллы. Балло-рейтинговая система оценки знаний распространена практически во всех учебных заведениях. В отличие от учебных заведений Соединенных Штатов и стран Европы, обучение в японских школах и вузах начинается в апреле. Но это правило не распространяется на все вузы: например, обучение по некоторым программам для студентов из других стран в Токийском университете начинается в сентябре. Поэтому иностранным абитуриентам необходимо заранее ознакомиться с дедлайнами приемной кампании в том или ином университете.

Это интересно: Работа и вакансии в Женеве для русских и украинцев — средняя зарплата в 2020 году в городе

Специальное образование по-японски

В Японии широко используется сеть специального образования, в том числе учреждения для детей с ограниченными возможностями. Список открывают так называемые школы мастерства — Дзюку. Современный прообраз древних Дзюку изменён кардинально, но принципы обучения остаются на высоком уровне. Созданные в XVII веке школы мастерства предназначались в основном для обучения искусству владения оружием (самурайским мечом). Чуть позже учителя Дзюку стали преподавать мастерство живописи и обучать каллиграфии.

Современная специальная подготовка Дзюку даёт значительно больше знаний и навыков ученикам по сравнению со стандартным школьным обучением. Поэтому в Японии этот уровень образования очень популярен, несмотря на существенные финансовые расходы (до 20 тыс. иен за месяц посещения), которые ложатся на родителей.

Согласно статистике, учащиеся примерно 15% младших, 50% средних и 99% старших школ дополнительно проходят уровень Дзюку. Каждый из тех, кто желает сдать экзамены в колледж, технический институт, университет, непременно обращается к Дзюку. Система специального образования Дзюку натаскивает будущих абитуриентов для прохождения экзамена вузов если не на 100%, то на 95% точно.

Образованием специального назначения обеспечивают японцев ПТУ из серии Senmon Gakko, Tanki Daigaku, младшие и технологические колледжи, смешанные школы. Эти виды учебных заведений готовят профессиональные кадры с последующей выдачей соответствующих технических лицензий и гуманитарных сертификатов. В основном все они представлены частными заведениями. Отсюда достаточно высокая стоимость обучения.

Образовательные специальные курсы колледжей, кроме всего прочего, помогают подготовиться к поступлению в японские университеты. Престиж этих учебных заведений, конечно же, несравним с японскими вузами. Однако колледжи пользуются огромной популярностью среди населения, так как дают возможность легко найти работу на рынке труда. Часть из них является дочерними структурами известных японских университетов.

Колледжи пользуются популярностью в Японии

Некоторые учебные заведения ПТО Японии:

  • Aichi Kiwami College of Nursing (Колледж медсестёр Aichi Kiwami),
  • Chukyo Junior College (Младший колледж Chukyo),
  • Fukuoka College of Health Sciences (Колледж медицинских наук Fukuoka),
  • Honan College (Колледж Хенань),
  • Iwaki Junior College (Младший колледж Iwaki).

Как я поступила в шведскую магистратуру

Поступать в магистратуру я не собиралась, поскольку очень устала от учёбы. В Вышке настолько насыщенная образовательная программа, что приходится постоянно думать о занятиях. Даже когда домашние задания выполнены, голова занята мыслями о курсах, грядущих зачётах и проектах.

Я вернулась в Москву в середине 4-го курса, сдала экзамены вместе с одногруппниками, написала и защитила диплом. Параллельно начала работать. Меня пригласили в компанию, которая занимается крупными международными мероприятиями. Я занимаюсь деловой программой, приглашением спикеров, организацией сессий. Делегаты из Японии не всегда владеют английским, так что мне довелось применить знания японского несколько раз.

В Японии я познакомилась с молодым человеком из Швеции, мы начали встречаться. Для россиянки не так просто приехать в Швецию, поэтому я решила, что стоит получить студенческую визу. В зарубежную магистратуру я не планировала поступать так скоро, но жизнь распорядилась иначе.

Я подала документы на 4 магистерских программы и указала свои приоритеты. Если студент соответствует критериям отбора, он участвует в общем конкурсе. Например, на востоковедение берут только после аналогичного бакалавриата, причём нужно иметь определённое количество кредитов по одному из восточных языков. В прошлом году меня взяли на эту программу, но я не была готова платить за обучение, а стипендию получить не удалось.

Для неграждан Евросоюза учёба в шведской магистратуре стоит около 1,5 млн рублей — сейчас это 180 000 шведских крон. Я подавала заявки на две основные стипендии: от Стокгольмского университета и Шведского института. Первая покрывает только расходы на обучение. Вторая — полностью обеспечивает стипендиата: оплата обучения, страховка, а также 10 000 крон (около 88 000 рублей) в месяц на бытовые расходы и 5 000 крон (около 44 000 рублей) в год на путешествия.

В 2020-м году я получила стипендию Стокгольмского университета, и меня зачислили в магистратуру. Из-за ситуации с коронавирусом первый семестр проходит в режиме онлайн, так что оснований для пребывания в Швеции у меня формально нет. Надеюсь, что в следующем семестре мы будем учиться очно. Я хочу поскорее поехать в Стокгольм и перестать просиживать за компьютером дни напролёт.

Советы старшеклассникам

Лучше сразу принять как данность: в 11-м классе нет свободного времени. У вас было время до и будет после. Если хотите поступить в нормальный университет, этот год жизни придётся посвятить учёбе и ЕГЭ.

Некоторые ребята идут изучать японский, потому что любят аниме и сакуру, читали мангу и считают японцев дружелюбными. Такая мотивация может подвести. Через полгода учёбы вы поймёте, что в жизни разговаривают совсем не так, как в мультфильмах, манга в изучении языка бесполезна, а вежливость японцев обусловлена высокой плотностью населения.

Если вы сомневаетесь в выборе азиатского языка, поговорите со студентами. Второкурсники и ребята постарше подскажут, каких сложностей вам ждать и какие способности пригодятся в учёбе.

Перед подачей документов найдите на сайте вуза информацию о программе студенческого обмена. После зачисления узнавайте, в какие сроки следует подавать заявку, чтобы вас включили в программу.

Обязательно поезжайте в страну изучаемого языка после 1-го курса. Изучать восточные языки сложно и долго

Поэтому важно на опыте убедиться, что вам это нужно, что ваши усилия приносят ощутимый результат. Я провела в г

Сэндай замечательный год. Если вы всерьёз намерены связать свою жизнь с языком и культурой страны, ищите возможность туда поехать.

Помимо стажировок существуют различные волонтёрские программы для студентов. Вы можете собирать клубнику в японской деревне или учить английскому японских детишек. Потребуется купить себе билет, а остальным необходимым вас обеспечат.

Если вы не уверены в себе, стесняетесь или даже боитесь чего-то — подумайте, для чего вам это и попробуйте сделать. Помните — хуже не будет: перед вами либо откроются возможности, либо вы получите опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector