«мы в финляндии готовим к жизни, а не к экзаменам». как устроено лучшее в мире школьное образование

Босые, умелые

«Сменная обувь в школе не нужна. При входе дети разуваются и ходят в носках. На полу лежит линолеум, всё чисто, сухо, за этим следят уборщицы. Даже в туалетах нет проблем с тем, чтобы намочить ноги. Раздевалки обычно устроены перед каждым кабинетом. Они у классов постоянные, у ребёнка есть свой стол с ящиками, где хранятся канцтовары, часть учебников. Но что‑то забирается домой, так что проблема тяжёлых портфелей у нас тоже существует.

Учатся на домоводстве все вместе: и мальчики, и девочки. Их вообще разделяют только на уроках физкультуры в старшей школе.

Слабым местом в школьной программе, на мой взгляд как бывшей советской ученицы, я бы назвала точные науки». 

Практичность

Наверное, многие из нас в детстве задавались вопросом: «Зачем мне это изучать? Разве это пригодится мне в жизни?» Многие слышали подобные вопросы от своих детей. И наверняка попадали в неловкое положение, не зная, что ответить.

Если в российской школе дети часто «проходят» совершенно абстрактный материал, то в Финляндии школьники изучают прежде всего то, что нужно в реальной жизни.

Вот пример задачи по математике: «Маша живет в 2 км от школы, а Петя в 5 км. На каком расстоянии друг от друга живут дети?» Российский школьник от такой задачи скорее всего растеряется, ведь не сказано, в каком направлении находятся дома детей. А финским детям такие задания дают для того, чтобы они, поразмыслив, определили, что ответ будет не числом, а областью значений – от минимального до максимально возможного.

Финские школьники очень любят готовить

Самый популярный у финских школьников предмет – домоводство. В 7 классе им занимаются все – и мальчики, и девочки. А в 8 и 9 классах его можно изучать по выбору, и многие отдают ему предпочтение. Учатся готовить, изучают кухню разных народов. Кстати, традиционно «мужским» трудом занимаются и девочки тоже: работают на станках, мастерят полезные в хозяйстве вещицы (табуретки, ковшики для сауны).

Старший воспитатель в финско-русском детском саду: «Мы не учим тому, что не пригодится в жизни»

Выпускники финских школ свободно владеют английским языком. Языковая среда окружает их в жизни (все англоязычные фильмы по телевизору идут без перевода, с финскими субтитрами). Чтобы преодолеть языковой барьер и увеличивать словарный запас, учителя используют открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ (да или нет), а необходимо рассуждать, объяснять.

Этот же принцип применяется и в других дисциплинах. Например, учитель задает вопрос: «Почему рыба не может жить вне воды?» — и дети начинают размышлять, искать ответы. На уроках в финской школе детям дают не готовые решения, а мотивируют на самостоятельный поиск.

А на самом деле?

На верхней ступени средней школы (в лицее) тоже оказываются студенты, имеющие проблемы по одному или нескольким предметам. Чаще всего это иностранные языки и математика. Причем проблемы по математике порой доходят до смешного: студенты профессионального училища (отделение туризма) испытывают проблемы с переводом евро в доллары, не умеют составлять пропорцию. И даже тем, кто сумел поступить в лицей, требуется тьютор, чтобы разобраться с этих несложных математических действиях.

Финские школьники ходят по школе в носках

Нужно ли будет платить за школьное образование?

Тут обрадуем родителей — среднее образование бесплатное. Даже для иностранцев. Дети в школе получают:

  • бесплатное образование;
  • каждый день горячий обед за счет школы;
  • поездки, походы по музеям, выставкам (обязательно!);
  • транспорт, который забирает от дома, отвозит домой
  • учебники, учебные материалы.

Собирать деньги с родителей строго запрещено. Хорошая система, да? О молодом поколении здесь, правда, заботятся. Любые проблемы ребенка можно решить. Разговоры с психологом, например. Тоже бесплатно. Как подготовиться к переезду в Финляндию из России.

Как выбрать школу?

На всей территории Финляндии более 3000 средних учебных заведений. Кстати, очень много русских школ. Лучше там или хуже — сложный вопрос. С одной стороны, финны придерживаются некого равенства на уровне среднего образования. Нельзя сказать, что в одном районе школа престижнее, чем в другом.

Две школы пользуются популярностью:

  • Старшая школа Matinkylän koulu. Здесь более 400 учеников, 19 классов и очень большой бюджет на образование. Находится она в городе Эспоо.
  • Русско-финские есть во всех крупных городах. Точнее, ее отделения. Многие русские родители стараются отдавать именно в них детей. Включает все ступени обучения.

Преимущества финской школьной системы

Многим из вас эти правила покажутся немного странными и необычными. Они работают, что самое удивительное! Может, привычная система образования не так уж хороша? Интересные места Финляндии — расскажу, что стоит посмотреть обязательно.

Как можно меньше лишнего шума. Вся мебель оборудована «бесшумными» наклейками на ножки. Никаких оград, хлопающих калиток

Часто полы выстланы ковровым покрытием.
Все важно! Здесь нельзя сказать, что учить математику важно, а литература или рисование — «второсортные» по важности предметы.
Человек имеет право интересоваться чем-то больше. Это выбор каждого ученика.
Уроки проходят в непринужденной атмосфере

К доске не вызывают. Дети часто готовят проекты, но и здесь никто не заставляет выступать, если не хочется.
Индивидуальный план для каждого! Учителя знают возможности, особенности каждого ребенка. Для него подбирается более-менее индивидуальный план, который включает его сильные стороны, помогает равномерно учиться. Есть проблемы? Учителя и ассистенты с ними помогут. Например, ученик легко отвлекается, быстро устает. Всегда есть решение.
Помощь учителя. Учитель в Финляндии — друг и помощник ученика, который всегда готов прийти на помощь. Остаться после уроков, объяснить еще раз, показать ошибки — это всегда пожалуйста. Критики учителя не боятся. Потому что здесь очень уважительный подход ко всем ученикам. Ошибки ученика — ошибки учителя.

  1. Возможность обучаться в коррекционном классе. Это именно возможность, а не наказание. Если есть проблемы с общением, поведением, агрессией, плохой успеваемостью — коррекционный класс поможет справиться с этим.
  2. Практичность. Знания даются не абстрактно, а именно практично. Для того, чтобы человек закончив школу уже что-то знал о жизни.
  3. Как рассчитывать налоги на бытовом уровне? Ведь потом придется самостоятельно этим заниматься.
  4. Стало скучно на уроке? Можно заняться своими делами. Главное — не мешать другим. Учителя могут выбирать разные методы преподавания по своему выбору. Конечно, стараются сделать так, чтобы всех заинтересовать. Очень много аудио, видеоматериалов, наглядных пособий. Уроки часто проводят в тематических музеях, в парках. Как еще рассказать школьникам об истории или разнообразии живой природы? Лучше читать об этом в книге, или просто выйти в ближайший лес или парк?
  5. Специалист по выявлению индивидуальных особенностей. Есть способности к рисованию? Ребенок уже в 10-12 лет показывает явный талант к музыке или математике? Тогда консультант составляет расписание, нагрузку так, чтобы этим предметам уделялось много внимания.
  6. Самостоятельность обучения. Новые темы не объясняют. Все есть в учебниках, а учебники очень качественные. У каждого ученика есть возможность погрузиться в обучение так, как он хочет. По каждой теме можно читать минимум, а можно — все.
  7. Никогда не делается акцент на социальное положение родителей.
  8. Детей нельзя делить на «хороших» или «плохих» учеников. Именно потому, что у всех свои таланты, своя программа.
  9. Учителя меняются каждый год. Это может быть сложно себе представить. Так они не выбирают себе «особенных» детей из каждой группы. Ко всем совершенно одинаковое отношение. Учителя каждый год переходят из школы в школу, работают по контракту. У большинства степени магистра или профессора.

Образование второй ступени

Наиболее распространенными вариантами образования по окончании школы являются гимназия и профессиональные учебные заведения. Они относятся ко второй ступени образования.

Подросток должен подать заявление на поступление в учреждение второй ступени, если он является учеником 9-го класса основной школы весной 2021 года или позже.

Гимназия

Обучение в гимназии носит общеобразовательный характер и не предполагает получение какой-либо специальности. В гимназии изучаются те же предметы, что и в средней школе, но на более сложном уровне. Кроме того, учёба требует большей самостоятельности. Обучение в гимназии завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Обучение в гимназии длится от 2-х до 4-х лет в зависимости от возможностей и желания учащегося. После этого можно поступать в университет, университет прикладных наук или в учебное заведение, предлагающее профессиональное образование на базе гимназии.

Обучение в большинстве гимназий ведётся на финском или шведском языке. В крупных городах также действует несколько гимназий, обучение в которых ведётся на иностранном языке, например, на английском или французском.

Взрослые могут изучать курсы из программы гимназии в гимназиях для взрослых. В них можно изучить как отдельные курсы, так и всю программу гимназии, а также сдать экзамен на поступление в высшее учебное заведение. Обучение может включать в себя лекции и занятия в учебном учреждении, дистанционные занятия, веб-семинары и самостоятельную работу.

Дополнительная информация об обучении в гимназии представлена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.

Подготовительный курс для обучения в гимназии

Для обучения в гимназии требуется хороший уровень знания языка. Если родным языком учащегося не является финский или шведский, и уровень его знания языка недостаточен для обучения в гимназии, он может пройти подготовительный курс для обучения в гимназии (LUVA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в большей степени, чем гимназическое, ориентировано на практику. Оно даёт возможность получить квалификацию по определённой профессии примерно за три года. После получения среднего профессионального образования можно продолжить учёбу в учреждении профессионального или специализированного профессионального образования

Важной составляющей обучения является обучение на рабочем месте. При желании после получения среднего профессионального образования можно поступить в высшее учебное заведение

Также возможно получение диплома о профессиональном образовании или специализированном профессиональном образовании на основании сдачи демонстрационного экзамена. Для этого вы уже должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для получения соответствующего диплома.

Получить диплом о профессиональном образовании можно также в результате обучения по договору. В этом случае учащийся работает по специальности, получает за свой труд заработную плату, равную как минимум размеру оплаты за прохождение трудовой практики, и одновременно обучается профессии.

Дополнительная информация представлена сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.

Подготовительное обучение для получения профессионального образования

Если ваши языковые или учебные навыки недостаточны для поступления в учреждение среднего профессионального образования, вы можете пройти подготовительное обучения для получения профессионального образования (VALMA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.

Высшее образование

По качеству преподавания отдельных дисциплин многие финские учебные заведения входят даже в мировые топ 10.

Рейтинговые оценки финского высшего образования Баллы
Рейтинг мировой популярности 34
Средний рейтинг университетов (во всем мире) 18
Репутация среди работодателей 37
11
Индекс соотношения иностранных студентов к местным 31

Важнейшими преимуществами обучения в этой стране являются:

  • Признание дипломов в большинстве европейских стран;
  • Большой выбор англоязычных программ и курсов;
  • Бесплатное обучение на государственных языках;
  • Высокая практическая ценность образования.

Если одна из целей учебы в Финляндии – устроиться на работу и переехать на постоянное место жительства, следует иметь в виду, что получившие образование на английском языке имеют мало шансов трудоустройства в Суоми.

Практически все работодатели помимо диплома об образовании требуют от соискателей знания финского языка. Но даже если выпускник-нерезидент хорошо владеет языком, его шансы не особо велики.

Даже при низком уровне безработицы в стране среди выпускников конкурс на рабочие места очень высокий. И при прочих равных условиях работодатели всегда предпочитают местных жителей.

В то же время дипломы, полученные в университетах и политехникумах Финляндии, вполне конкурентоспособны при поиске места работы в странах-участницах Болонской системы (а это почти все страны Европейского Союза). Поэтому шансы устроиться на работу в Европе, имея финский диплом, весьма высоки.

Образование для детей с особыми потребностями

Основной принцип финского образования можно сформулировать так: «Школа для всех». Инклюзивное образование, которое могут получить все дети на равных условиях и на бесплатной основе – вот постулаты, которых придерживаются власти страны. Исходя из этого, государство предоставляет право каждому гражданину страны обучаться на любой ступени образования независимо от его места жительства и физических особенностей.

Дети с особыми потребностями получают все, что им необходимо для успешного учебного процесса:

  • оборудование для обеспечения мобильности;
  • личного помощника;
  • сурдопереводчика и т. д.

Методика обучения предусматривает индивидуальный подход к обучению каждого отдельного ученика. По достижении пятилетнего возраста все малыши проходят психолого-педагогическое обследование, которое позволяет определить, какая именно адаптационная поддержка понадобится им в школе – общая, интенсивная или специальная.

Сравните и объясните

С математикой у финских детей тоже все в порядке. Их математические умения остались на том же высоком уровне, как и при исследовании в 2003 году. Причем, доля учащихся, слабо справившихся с заданиями, была в Суоми самой маленькой по сравнению с другими странами. Со всем, что требуется от математически грамотного человека – иметь пространственные представления, работать с формулами, находить периметра, площади нестандартных фигур и главное – применять эти знания в реальных ситуациях – финские школьники отлично справились.

А в естественнонаучном тесте ученики искали нужную информацию в текстах, таблицах, рисунках и диаграммах. К тому же подростки  анализировали и сравнивали результаты проведенных естественнонаучных экспериментов, объясняли окружающие явления, используя научные понятия и термины. В итоге результат финнов стал вторым после Шанхая.

О важном: каникулы, оценки и экзамены

Учебный год начинается в августе. Какого-то одно конкретного дня начала учебы, как у нас 1 сентября, не существует. Начинают все по-разному, с 8 по 16 число последнего месяца лета. Ну а заканчивается учебный год в мае.

Год делится на два полугодия: осеннее и весеннее. В осеннем полугодии предусмотрены 3-4 дня осенних каникул и длинные двухнедельные каникулы на Рождество. А в весеннем –школьников радуют так называемые «лыжные каникулы» в феврале и еще одни пасхальные.

Учатся ребята пять дней в неделю только в первую смену, пятница – короткий день.

Теперь про оценки. Получить пятерку в финской школе – это не есть хорошо. Так как система оценивания 10-балльная. В первом классе оценок не ставят, так же как и во втором и в третьем, четвертом, пятом и шестом. На нижней ступени обучения возможно только устное оценивание учеников учителем с помощью таких понятий как «хорошо», «удовлетворительно», или «посредственно».

Первые «настоящие» оценки появляются только у семиклассников. Но в дневник их не ставят. Почему? А потому, что такой штуки как дневник у финских школьников просто нет. В стране действует государственная электронная система, типа наших электронных дневников, куда учителя заносят данные об успеваемости, о пропусках уроков, о проблемах и достижениях. А родители к этой системе имеют прямой доступ.

А теперь об экзаменах. Какие там ВПР, ЕГЭ или ОГЭ? Ничего подобного нет. Девиз таков: «Мы готовим не к экзаменам, а к жизни». Поэтому выпускники сдают лишь один обязательный тест в самом конце обучения. А контрольные работы и промежуточные тесты может провести учитель на свое усмотрение.

И никто о результатах данного теста сильно не переживает и не печется, как говорится, что получилось, то и хорошо. И это никак не роняет рейтинг школы или конкретного учителя. И учебные заведения ни перед кем за результаты данного теста отчитываться не должны.

Средняя образовательная ступень

Обучение в школе длится 9-10 лет и состоит их двух уровней. Начало учебного года в Финляндии выпадает на август – примерно с 8-го по 16-е число (единый день для всех не установлен). Окончание учебного процесса приходится на май.

В течение года предусмотрено 4 периода школьных каникул:

  • 3-4 дня осенью;
  • 2 недели на Рождество;
  • 1 неделя в феврале;
  • 1 неделя на Пасху.

Учатся школьники только в первую смену с выходными в субботу и воскресенье. В пятницу Министерство образования установило в школах короткий день.

Финские школы не делятся на элитные и обычные – все имеют одинаковые технические возможности и финансирование.

Классификация возможна только по форме собственности:

  • государственные;
  • частные;
  • частно-государственные.

При приеме в учебное заведение администрации школы запрещено вносить в анкету данные о месте работы родителей и их должности.

Обучение в школе является бесплатным. Кроме того, не вносится плата за обеды, экскурсии, транспорт (если есть школьный автобус), канцелярские принадлежности, учебники, планшеты.

Для оценивания применяется 10-балльная шкала. При этом вплоть до 7-го класса учащиеся получают за свои ответы и выполненные задания только словесную характеристику: хорошо, удовлетворительно, посредственно, отлично.

В младших классах (с 1-го по 3-й) оценивать знания не принято ни в какой форме.

Во всех школах установлена электронная система Willa. Получив индивидуальный доступ к ней, родители могут контролировать успеваемость детей.

В этот виртуальный дневник выставляются все полученные учащимися баллы, отмечаются их успехи, вносятся пропуски, комментарии психолога, врача, учителей. В целом оценивание носит здесь сугубо формальный характер и используется только для мотивации учащегося. Ни на рейтинг школы, ни на другие показатели оценки никак не влияют.

Обучение в начальной школе начинается в 7 лет. Первые два года малыши изучают всего 4 предмета:

  • чтение;
  • математику;
  • родной язык;
  • природоведение.

Все занятия проходят в одном кабинете с одним и тем же педагогом. Отдельным предметом идет физкультура

Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учеников. С каждым годом количество предметов увеличивается, и к 6-му классу дети уже владеют ключевыми знаниями по всем общим предметам

Переход в 7-й класс знаменует собой начало старшей ступени школы. Предметы здесь уже преподаются разными учителями. Занимает процесс 3 года, причем к основным предметам школьники могут добавить дополнительные по своему усмотрению.

Обучение в гимназиях

Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.

Обучение на этой ступени также является бесплатным. Государство оплачивает все, начиная от проезда и питания и заканчивая учебными материалами.

Единственное, к чему должны быть готовы учащиеся, так это к большой нагрузке и серьезной учебе, поскольку гимназия является своего рода подготовкой к поступлению в вуз. По завершении этого этапа обучения предстоит сдать выпускные экзамены.

Средние профессиональные училища

Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.

Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.

Плюсы и минусы

Главный плюс получения образования в Финляндии – это его высокое качество и ценность диплома об окончании одного из ее вузов.

Также немаловажным фактом будет схожесть климатических условий России и Финляндии. Ведь многие очень плохо переносят процесс акклиматизации, здесь он будет практически незаметен.

Из минусов можно выделить следующие: (исключение – если вы знаете финский или шведский языки, которые, по отзывам русскоязычных студентов, очень сложны в изучении), а также могут возникнуть проблемы с жильем (льготного жилья для студентов не хватает, придется, скорее всего, искать его самостоятельно).

Образование для иностранцев

В вузах Финляндии преподают преимущественно на финском и шведском языках, но с каждым годом все больших оборотов набирает англоязычная программа обучения, которая создана в основном для иностранных студентов. Чтобы иностранцу получить высшее образование в Финляндии, он должен в совершенстве владеть английским языком. В противном случае абитуриент просто не будет допущен к обучению. Навыки владения английским языком все приезжие подтверждают посредством сдачи теста. Каждый из иностранных абитуриентов может выбрать из двух тестов: IELTS или TOEFL. Стоит отметить, что первый из них считается стандартным испытанием для любого студента, желающего получить образование за границей, чьим родным языком не является английский. А второй тест чаще всего используется при поступлении в вузы Америки и Канады.

Если иностранный абитуриент хочет поступить на учебу в финский университет, он должен не только сдать вступительные экзамены и доказать знание одного из допустимых языков, но и подтвердить свое финансовое положение. Также от иностранцев, поступающих в финские вузы, требуют оконченного среднего образования. Некоторые вузы вводят квоты на прием иностранцев.

Стоит отметить, что высшее образование в Финляндии для русских и других приезжих проводится по международным программам и имеет более узкую направленность, нежели классическое образование, проводимое на финском языке. Поэтому для получения более качественного и емкого образования желательно овладеть финским языком. К примеру, экономический университет (Хельсинки) честно признается, что на английском языке в вузе преподается гораздо меньше предметов по специальности «международный бизнес», нежели на финском.

Ежегодно в Финляндии обучается примерно 250-300 тысяч своих студентов и около 6-7 тысяч приезжих. Университеты Финляндии пользуются наибольшей популярностью как у местных студентов, так и у приезжих. На них приходится порядка 60-70% человек, получающих высшее образование в этом государстве. Политехникам отдают предпочтение, соответственно, от 30 до 40% студентов. Стоит отметить, что иностранные студенты чаще выбирают университеты, нежели местные. Система образования в Финляндии довольно сложна и проработана. При этом северное государство опекает иностранную молодежь, предоставляя ей право на бесплатное обучение.

Стоимость обучения

До 2016 года получить бесплатно образование в Финляндии могли как местные, так и иностранные студенты. Однако правительство страны решило пойти по пути монетизации образования для приезжих. Это нововведение коснулось программ бакалавра и магистра на английском языке.

Докторские программы и обучение на шведском или финском языках по прежнему бесплатны.

Примерные цены на обучение в некоторых университетах в Финляндии приведены в таблице. Следует отметить, что прикладные, политехнические университеты в среднем обойдутся дешевле, чем классические. А расположенные в небольших городах, соответственно, дешевле, чем в столице и крупных городах.

Название Стоимость обучения на бакалавра, USD Стоимость обучения на магистра, USD
Хельсинский университет 17 000
Университет Турку 13 700
Университет Аалто 13 700 17 200
Университет Оулу 11 500 12 600
Ювяскульский университет 2 000 11 500
Университет восточной Финляндии 13 700
Технологический университет Тампере 11 500 13 700
Технологический университет Лаппенранта 9 100
Университет Вааса 13 700
Университет прикладных наук Турку 11 000 11 000

Возможности бесплатного образования

Бесплатными являются все образовательные программы на финском и шведском языках. Поэтому беспроигрышный вариант – знание языка. Для англоязычного обучения возможностей не так много.

Наиболее реальные шансы обучения в Финляндии без больших финансовых затрат дают программы Правительства РФ. Талантливые дети, в арсенале которых есть значимые достижения (победы на всероссийских и международных олимпиадах по предметам, исследования, публикации, изобретения) могут получить правительственную стипендию, оплачивающую не только учебу за границей, но и содержание на время пребывания в стране.

Государственные гранты и стипендии в самой Финляндии в основном рассчитаны на докторскую степень. Они присуждаются по результатам научных работ, а также фино-угорским народам России для сохранения национальной культуры. Последние предоставляются в области этнографии, истории, народоведения и других направлений в сфере культуры народа.

Бакалаврские и магистерские программы, которые преподаются на английском языке, поддержки финского правительства не получают. Стипендии финских университетов для англоязычных программ встречаются редко, и претендовать на них могут только те, кто уже получил диплом бакалавра.

Программы по обмену

В России существуют программы обмена студентами. Чтобы стать ее участником, нужно быть студентом учебного заведения, которое участвует в программе международного обмена (CIMO, Centre of Interbational Mobility). В основном она затрагивает направления экономики, экологии, туризма и естественных наук.

Получение высшего образования

Высшие учебные заведения страны делятся на два типа:

  • университеты;
  • политехнические институты.

Процесс получения специальности в высшей школе является качественным, современным, дающим студентам уверенность в востребованности своей будущей профессии.

В университетах можно получить диплом об образовании во всех отраслях экономики, социальной сферы и управления.

Следует отметить, что направленность каждого вуза максимально приближена к потребностям региона, в котором он расположен.

Одним из наиболее востребованных является морское образование, позволяющее найти престижную, хорошо оплачиваемую работу.

Политехнические институты дают знания во всех областях прикладных наук. Они отличаются от университетов большим количеством практических занятий, начиная с первого года обучения.

В вузах Финляндии можно получить такие научные степени:

  • бакалавр – присваивается после 3-4 лет обучения в любом вузе страны. На некоторых отделениях требуется написание дипломной работы, в большинстве случаев предстоит углубленное изучение сразу нескольких предметов;
  • магистр – требует еще 2 лет обучения. Выпускники «политехов» обязаны три года отработать по приобретенной специальности;
  • доктор наук – получение степени занимает 4 года учебы и предполагает написание научного труда и защиту диссертации.

В середине обучения студенты получают степень лиценциата, которая не имеет аналогов в других европейских странах.

Преподавание в вузах проводится на шведском и финском языках. Для иностранцев предлагаются отдельные программы на английском языке. В 2021 году получение высшего образования на бесплатной основе возможно как для резидентов, так и для студентов из других стран. Обучение на англоязычных программах с 2021 года является платным.

Прием абитуриентов в некоторые вузы осуществляется на основании вступительных экзаменов, в другие достаточно обычного интервью и среднего выпускного балла. Если процесс увенчается успехом, кандидат получит приглашение из учебного заведения. Этот документ понадобится для запроса студенческой визы в финском консульстве.

Среднее образование

Школьное образование в Финляндии имеет свои особенности, о нем знает весь мир. Причиной тому стали выдающиеся успехи финских школьников. Последние регулярно отличаются в рамках программы по международной оценке образования PISA. В 2000 и 2003 годах страна не только завоевала в этом «конкурсе» первое место, он и стала единственным европейским государством, вошедшим в число лидеров. В чем же причина такого успеха?

Основная школа – так называется вторая ступень финского образования, обучает детей с 7 до 16 лет. В принципе, в этом нет ничего удивительного – привычная мировая практика. Но если копнуть глубже, то можно заметить ряд интересных особенностей финского школьного образования. Во-первых, в школах страны не сдают совершенно никаких экзаменов, и даже выпускных. Во-вторых, в Финляндии совершенно не приветствуется дифференциация обучения, то есть углубленное изучение одних образовательных дисциплин, в ущерб другим. В-третьих, такого понятия как «элитные классы» в государстве не существует. Сектор частных школ здесь если и развит, то совершенно не значительно.

Финское министерство образования активно проводит политику выравнивания образования. Оно стремится к тому, чтобы образование было одинаковым по доступности и содержанию на всей территории страны и для всех слоев населения. Политика выравнивания затрудняется географическими особенностями страны. Согласно данной парадигме, плотность образовательных учреждений должна быть одинаковой на всей территории такой неоднородной, с точки зрения густоты населения, страны, как Финляндия. Хельсинки и другие центральные города, согласно этой политике, должны иметь столько же школ, сколько и слабозаселенные регионы.

Быстро трансформирующееся общество

Информационные технологии формируют один из секторов, который хочет получить программа «Future Learning Finland», продвигая опыт финского образования. Фото: Рийтта Суппери/Team Finland

«Future Learning Finland» принимает участие в таких мероприятиях, как форумы, семинары и презентации. Эта деятельность важна, т.к. позволяет выделить некоторые области деятельности и и найти подход к работе в них. Примером такой области деятельности могут служить информационные технологии. Информацию о деятельности организации распространяют также местные СМИ. Движение идет в обоих направлениях: в Финляндию приезжают делегации из-за рубежа, и сами финны посещают другие страны, куда можно наладить экспорт финской методики образования.

Нуутинен приводит в пример Саудовскую Аравию как наиболее важный регион для «Future Learning Finland» в настоящий момент. Сейчас там проходят масштабные реформы, которые включают в себя значительные инвестиции в образование. Финляндия может поделиться как опытом в области образования, так и своими знаниями в области инфраструктуры. «Они хотят целые школы, например», – говорит Нуутинен. «У нас в Финляндии есть архитектурные бюро, которые проектируют школы, и строительные компании, которые их строят. «Future Learning Finland» также сотрудничает с компаниями, которые поставляют мебель и оборудование для школ».

Кроме стран Персидского залива, Россия, Китай и возможно Гонконг также интересуют финских профессионалов в сфере образования. В феврале 2013 года в Саудовской Аравии прошли ежегодная Международная выставка и Форум «Образование» (IEFA) . По мнению менеджера проекта в Финпро Нико Линдхолма, это имело большое значение для продвижения финского образования в международном масштабе. Был заключен ряд коммерческих сделок, и Финляндия играла заметную роль на мероприятии.

«Когда Саудовская Аравия начала изучать международный опыт в области образования с целью использовать достижения других стран в ходе собственных реформ, оказалось, что наиболее быстрым переход от «общества производства» к «обществу информации» был в Финляндии, Сингапуре и Южной Корее», говорит Линдхолм.

Одна из многочисленных компаний – членов «Future Learning Finland», принявшая участие в форуме «Образование», – 10monkeys.com, компания, работающая в интернете в области математики. Управляющий директор компании Катри Бьёрклунд говорит, что для компании выставка и форум прошли очень успешно, был подписан договор с местным агентом. Бьёрклунд говорит: «Мы небольшая компания, и для нас было большой удачей получить поддержку и доверие такой организации как «Future Learning Finland»».

«Future Learning Finland» рассчитана на три года, после чего на основании результатов оценки работы будет принято решение о продлении программы. «Мы пытаемся определить, каким будет образование в Финляндии в 2018 году», говорит Нуутинен. «Индустрия вряд ли завершит свое развитие и после этого, даже если программа будет закрыта». Не зря «Future Learning Finland» выбрала в качестве своего девиза «Мы видим блестящее будущее».

заключение

Как мы видим, финская система образования обращает внимание на мелкие детали, возможно, это объясняет ее хорошие результаты в отчетах PISA.. Или, возможно, это тот факт, что его главная цель — сосредоточиться на ученике и его способностях, давая им возможность учиться в своем собственном темпе и без стресса или напряжения, так как они не оцениваются по количеству в своих начинаниях в системе образования.

Или, возможно, это тот факт, что его главная цель — сосредоточиться на ученике и его способностях, давая им возможность учиться в своем собственном темпе и без стресса или напряжения, так как они не оцениваются по количеству в своих начинаниях в системе образования..

То есть их ученики живут без страха быть неправыми и мотивированы учиться.

Кроме того, школы считаются продолжением семейного дома, что способствует их обучению. Что касается учителей, мы видим, что, в отличие от других стран, они имеют большое социальное влияние, они высоко ценятся обществом и уважаются им..

Их обучение очень важно, и, поскольку они являются экспертами в области обучения, после того, как они прошли соответствующий контроль, они могут свободно осуществлять свою деятельность без присмотра, что способствует автономии и самосовершенствованию.

ссылки

  1. Роберт, П. (2007). Образование в Финляндии: секреты удивительного успеха. Перевод Мануэля Вальдивии.
  2. Giménez Gracia, F. (2009). Финский образовательный лес. Некоторые ключи к успеху Финляндии в PISA. Тетради политической мысли, 23.
  3. Энквист И. (2010). Финский образовательный успех. Бордон. Педагогический журнал, 62 (3), 49-67.
  4. Министерство образования и культуры. (2013). Финское образование в синтезе. Министерство образования и культуры.
  5. Министерство образования (2008). Образование и наука в Финляндии. Университет Хельсинки.
  6. Международный институт планирования образования. (2007) Учителя как основа хорошей системы образования. Описание подготовки учителей и карьеры в Финляндии. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector