Гора моисея

Экскурсии на Синай

Добраться до вершины горы можно двумя путями – один долгий, широкий и пологий, а второй короткий, с каменными ступенями. Они соединяются воедино неподалеку от вершины. Короткий путь очень непрост, подъем здесь осуществляется по крутым ступеням. Поэтому эту тропу выбирают верующие туристы и монахи. Длина этой дороги составляет почти 3100 ступеней. Преодолеть путь получится только в светлое время суток и исключительно пешком. Но, выбрав эту непростую тропу, паломники имеют замечательную возможность увидеть часовню Богородицы церкви Ильи Пророка.

Длинная тропа предназначена для тех, кто не может преодолеть множество крутых ступеней. Эта категория паломников может воспользоваться верблюдами. Стоимость аренды животного составляет 15 долларов. У этого паломнического тура особая специфика. На гору Моисея стремятся попасть люди, нуждающиеся в исцелении от тяжких недугов. К этой же категории относятся паломники с маленькими детьми и люди преклонного возраста.

Также эту тропу выбирают туристы, разбивающие по дороге палатки, чтобы отдохнуть. Для них это своеобразное путешествие, полное приключений. По дороге можно купить напитки. На горе расположены часовни и храмы, но они закрыты для посетителей. Чтобы попасть туда, необходимо заручиться особой договоренностью, к тому же, для этого необходим провожатый из монастыря. Самым благоприятным, с точки зрения погодных условий, временем для путешествия на гору Синай считается зима. Тем не менее, поездку лучше запланировать на весну-осень.

Библейская история

Впервые гора Синай упоминается в Библии тогда, когда Господь является Моисею в образе горящего куста (Неопалимой Купины) и говорит с ним. Моисей был призван вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную. Также по прошествии третьего месяца после Исхода израильтяне останавливаются у подножия этой горы и разбивают здесь лагерь на длительное время (Исход 19: 1 – 25). Отсюда народ Израиля наблюдает за явлением Господа.

Бог призвал Моисея подняться на гору. Там пророк услышал слова Господа, которые передал после своего возвращения народу Израиля. Моисей соорудил алтарь, окруженный двенадцатью колоннами, как знак двенадцати колен Израиля.Затем он снова поднялся на гору в сопровождении Арона, его сыновей Авиуда и Надаба, и семидесяти старейшин израилевых. Но на самую вершину горы Моисей взобрался по приказу Господа в одиночестве. Он пребывал там сорок дней и сорок ночей и получил от Бога десять заповедей, начертанных на двух каменных скрижалях (Исход 20: 1 – 26).

 Десять заповедей представляют собой список религиозных и этических правил и норм (предписаний и запретов, касающихся поведения по отношению к Богу и окружающим людям), которые в иудаизме и христианстве имеют основополагающее значение. Они заложили вектор развития истории и культуры человечества. Позднее этическая составляющая десяти заповедей была признана во всем мире как основные нравственные нормы любого общества.

С этого момента гора Синай становится священным местом поклонения Богу, «Богу Авраама, Исаака и Иакова, Богу отцов наших» (Деян. 7:32). Это был также наиважнейший момент приближения человека к Богу для того, чтобы лучше познать себя и подняться по ступеням достижения совершенства. Скалистая вершина была и остается этим знаменитым символом. Моисей дал вдохновляющий пример всем христианским монахам не только на Синае, но и во всем мире. Этим событием была заложена основа личного самоотречения и строгой духовной дисциплины.

Второй из двух великих ветхозаветных пророков, связанных с горой Синай, – это пророк Илия. По преданию, пророк Илия не единожды предупреждал царя Израиля, что Господь нашлет на его землю засуху, если жена его, Иезавель, не прекратит поклоняться языческому богу Ваалу. Когда пришла засуха, Иезавель приказала убить пророка. Тогда Илия устроил жертвоприношение на горе Кармель, дабы сравнить могущество Господа и Ваала. Он велел 450 языческим жрецам возвести множество жертвенников Ваалу, тогда как он сам устроил только один и обильно полил свою жертву водой. Языческие жрецы напрасно взывали к своему богу, тогда как жертва Илии возгорелась без поджигания после того, как пророк обратился к Господу. Это знамение заставило народ Израиля покаяться истинному Богу, а языческие жрецы были преданы смерти. После Илия был вынужден бежать на гору Хорив.

Преследуемый Иезавелью, он под покровительством ангела добирался в течении сорока дней и ночей до горы Хорив(3-я Книга Царств 18:1 – 19).Илия нашел убежище в пещере на горе. Но эта пещера была не только местом отдохновения и безопасности, но, как и в случае с Моисеем, местом личной встречи с Богом. В ночи Божий голос призвал: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним!». Затем следует одно из величайших повествований о Богоявлении или Эпифании (от греч. «явление или самооткровение Бога людям»):Сначала шторм, затем землетрясение, затем огонь, но Господь не был в шторме, и не в землетрясении, и не в огне; сущность Бога проявилась не в сокрущающих элементах творения. Затем произошло нечто необычное, «веяние тихого ветра», можно было бы сказать «бесшумный шум», что-то сверх чувственного восприятия. Илия спрятал голову, вышел из пещеры и только слушал, но ничего не видел. Тут Господь заговорил с ним.

Оба этих наиважнейших пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – закрепили святость горы Синай как места аскетической и духовной жизни.

История

Сегодня сложно говорить о точном месторасположении этой святыни. Культура еврейского народа не сохранила достоверную информацию о том, в каком именно месте пустыни Моисей говорил с Богом. Библейскую гору Синай стали отождествлять с Хаар-Кархом, это гора в пустыне Негев. Здесь были обнаружены артефакты, дающие возможность предполагать, что то самое место – гора Синай – расположена здесь.

Со II века н.э. эту часть Синая заселили отшельники, исповедовавшие христианство. Уже тогда у них не было точных данных о месте, где происходили события, называемые в Ветхом Завете Исходом. Именно в этой части библейского повествования упомянута гора Синай. В IV веке н.э. христиане стали почитать это место, посчитав его верным.

Первым паломников эти святые места можно считать императрицу Византии Елену. Она посетила гору, чтобы посмотреть на куст, который, если верить библейской притче, воспылал при пророке Моисее. После путешествия императрица Елена отдала приказ построить на святом месте маленькую часовню. Спустя некоторое время часовня превратилась в большой красивый монастырь благодаря императору Юстиниану. Монастырь получил название в честь святой Екатерины. Она была христианкой, принявшей мученическую смерть. Современные путешественники, отправляясь сюда, могут воочию увидеть самый древний монастырь на земле. Но попасть в сам монастырь можно только ранним утром, все остальное время отдано монахам, которые молятся здесь.

Бесконечные вереницы паломников поднимаются на самую вершину Синая, преодолевая 3750 ступеней. Каждая ступенька была вырублена руками древних монахов. Но для тех, кто не в состоянии преодолеть столь непростой подъем, существует тропа, которую местные люди называют «Верблюжья тропа». По ней путь на гору прост – добраться до вершины горы можно верхом на верблюде. Существует легенда, что всем известный пророк Мохаммед посещал это место, и был хорошо принят христианскими монахами, жившими тогда у самого подножья Синая. Ежегодно путешественники со всего мира преодолевают этот непростой путь – пеший подъем на гору Моисея.

Паломничество к святому месту

Египет, где находится Синай, занимает особое место в истории мировых религий. В христианстве святая возвышенность связана с явлением Бога пророку Моисею и вручением человечеству Закона жизни. Поэтому понятно стремление паломников попасть в эту точку земного шара.

Исторические сведения о паломниках

Сразу после крещения Руси разворачивается паломническая деятельность. В Киево-Печерском патерике, составленном в первой трети XIII века, чернец Поликарп упоминает о путешествии в Иерусалим и на Синай. Первое литературное описание паломничества сделал иеромонах Варсонофий в 1461 году. В рассказе инок подробно описывает маршрут и свои впечатления.

Замечательную книгу «Путешествие» написал Трифон Коробейников. По приказу Ивана IV Грозного в 1582 году московский купец вместе с товарищами посетил Иерусалим, Египет и Синай. Во время паломничества раздавалась милостыня об упокоении погибшего царевича Ивана. Описание странствия наполнено яркими образами, а повествование разворачивается динамически.

Старец Арсений, которого в миру звали Антон Путилович Суханов, по указу царя Алексея Михайловича и с благословения патриарха Иосифа совершил поездку в ближневосточные страны в середине XVII века. Выполняя дипломатическую миссию, монах посещал святые места, в том числе гору Моисея. Отчет о паломничестве изложен в книге «Проскинитарий».

Синай посещали государственные деятели Российской империи:

  1. Д. В. Дашков, министр юстиции с 1832 по 1839 гг.
  2. А. Н. Муравьев, который с 1843 года служил в Министерстве внутренних дел. В 1846 году был назначен членом Совета при МВД.
  3. А. С. Норов — член Государственного совета при Александре II.

В 1866 году в церкви на вершине Синая отец Паисий с монахами Саровской пустыни отслужил божественную литургию и молебен Богоматери с пением акафиста Святой Троице. Об этом свидетельствуют путевые заметки иеромонаха, опубликованные в 1881 году. Примечательно, что в конце богослужения началось землетрясение.

Экскурсии и возможности посещения

Чтобы побывать на горе Господа, нужно посетить курортный город Шарм-эль-Шейх в Арабской республике Египет. Приятный отдых сочетается с познавательными экскурсиями, а православным паломникам представится уникальная возможность организовать богослужение в Троицком храме на святой вершине. Планируя вояж, следует обратиться в проверенную и надежную туристическую фирму, где дадут квалифицированную консультацию.

Из Москвы в Шарм-эль-Шейх ежедневно совершают вылеты лайнеры восьми авиакомпаний. Расстояние между столицей России и египетским курортом 3109 км. Полет занимает 4 часа. Стоимость билета меняется каждый день, но не опускается ниже 10 тысяч рублей.

Из любого отеля в городе регулярно организуются поездки на автобусе к монастырю святой Екатерины. Расстояние от города до подножия горы — около 80 км. Перед подъемом проводится инструктаж и указывается, сколько километров придется идти, выдаются фонарики.

Гора Моисея в Египте сколько километров идти для прощения грехов

Наша программа экскурсии включала в себя поход на гору, встреча рассвета, посещение храма Святой Троицы и маленькой мечети, которые находятся на её вершине. После спуска – посещение Монастыря Святой Екатерины.

Мы добирались с Шарм Эль Шейха до места на мини-автобусе, похожем на нашу «газель». После наших дорог, египетские дороги кажутся совершенными – гладкое полотно без единой щербинки. Но надежда выспаться в дороге не оправдалась – водила гнал так, что под ногами свистело. На поворотах вместо того чтобы сбросить, он почему-то набирал скорость. Дорогу я провела в молитвах. Гид нас развлекал как мог, болтал без умолку и был абсолютно спокоен – видимо езда на такой скорости у них привычное дело.

Пока ехали через гида успели познакомится с остальными участниками мероприятия. К слову, с нами была девушка — немка, так вот она рассказала, что не случайно едет подниматься на гору. В своей родной стране ей приснился сон в котором она говорила с … Моисеем. И он дал ей указание паковать чемодан и лететь в Египет за покорением вершины. Насколько правдива была история никто не знает. Но одета она была весьма не к месту — в длинном платье в пол и легкой кофточке. Всю дорогу при поднятии на гору Моисея она молилась и припадала на одно колено.

Мы приехали к подножию горы Моисея около 2 часов ночи. Гид выдал нам фонарики, которые следовало нацепить на голову. Нас проинструктировали и прикрепили к нашей группе местного проводника. Это был чернокожий араб похожий на местных бедуинов, он был в одежде похожей на ковер, только с отверстием для головы и в пляжных сланцах надетых на босу ногу.

Для тех, кто не хотел подниматься пешком – можно было взять за отдельную плату верблюда. Одногорбое животное, называется дромедар, и предназначен специально для хождения по горным тропам. В нашей группе никто не согласился оседлать такой спецтранспорт.

Мы в кромешной темноте, не считая фонариков на голове, начали идти по тропе, вслед за нашим проводником. Цепочка людей была огромная: впереди нас шли люди из других экскурсионных групп, позади тоже потом присоединялись другие группы. Горы на этом отрезке пути мы не видели, впереди маячили спины, под ногами хрустели камни. Кругом слышалась разноязычная речь. Мы были единственными русскоговорящими туристами в нашей группе.

Стоит отметить о подготовке туристов к этой экскурсии. Точнее об обмундировании. Было такое впечатление, что многие просто не понимали, куда они идут. Была группа из Китая, состоящая из людей, одетых в альпинистское снаряжение, и тут же рядом шли тетки в норковых шубах и сапогах на каблуках под ручку с кавалерами в пляжных шортиках и сланцах.

Хоть и не такая уж впечатляющая высота, которую имеет гора Моисея — 2285 метров, не все участники экскурсии смогли покорить эту вершину. К слову сказать, что наивысшая точка мира гора Джомолунгма имеет высоту в 8760 метров.

Восхождение на гору Синай

Пока некоторые археологи сомневаются, была ли гора Синай действительно той библейской горой, где Моисей получил десять заповедей, трудно не согласиться с Джоном Ллойдом Стивенсом, что «среди всех изумительных произведений природы нет более подходящего места для демонстрации силы Всемогущего Бога». Крутой и неровный, отвесный горный массив из серого и красного гранита «как мстительный кинжал, который был погружён в кровь много лет назад».

Его самая высокая вершина поднимается на 2285 метров над уровнем моря. Бедуины называют эту вершину Гебель Муса («Гора Моисея»), хотя это название относится, как правило, и ко всему массиву в целом. Некоторые исследователи Библии считают, что Моисей провозгласил заповеди с Рас Сафсафа, на противоположном конце горного хребта, который возвышается над широкой долиной, где израильтяне могли разбить лагерь.

Поднимаясь к вершине горы Синай

Ни для одного из двух маршрутов к вершине не требуется проводник, но вы не должны пытаться подняться на вершину ночью без фонаря и, безусловно, не зимой – несчастные случаи нередки. Более долгий, но и более лёгкий маршрут проходит через напоминающую американские горки верблюжью тропу, начинающуюся в 50 метрах за монастырём.

Можно арендовать верблюда для большей части подъёма по крутому склону у бедуинов у подножия горы (40 фунтов, 15 фунтов днём; 2 часа), но действительно стоит приложить усилия и пройти пешком, это займёт от двух до трёх часов. Вы можете запастись водой в монастырском магазине перед отправлением в путь, киоски с напитками и закусками стоят на протяжении всего пути.

Их цены повышаются по мере того, как вы поднимаетесь вверх, но зато вам не надо нести дополнительный груз. Бедуины на вершине дают напрокат одеяла и матрасы для ночёвки (5-10 фунтов). За расщелиной под вершиной, к тропинке присоединяется другая, известная как Сиккет Сайидна Муса («Тропа нашего господина Моисея»), или Ступени покаяния, высеченные кающимся монахом; 3750 крутых ступеней делают это восхождение от монастыря очень трудным и долгим (1 час 30 минут). Некоторые ступени высотой в метр.

Два строения находятся на вершине – мечеть и греческая православная церковь; обе обычно закрыты. Рядом с мечетью пещера, где Господь укрыл Моисея: «Я поставлю тебя в расщелине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». Немного ниже по склону расположено ещё несколько построек, предлагающих усталым путникам место для сна. Многие люди поднимаются по верблюжьей тропе и спускаются по ступеням.

Начните своё восхождение около 17:00 (зимой раньше), чтобы избежать жары и прибыть вовремя, чтобы увидеть рассвет. С фонариком вы также можете взобраться по верблюжьей тропе (но не по ступеням) ночью, хотя не зимой. Спускаясь по ступеням, вы увидите 500-летнее кипарисовое дерево в лощине, известной как Равнина кипарисов, или Пещера Илии, где паломники молятся и поют. Здесь Илия слышал голос Бога и прятался от Иезавель, вороны приносили ему еду. Одна из двух часовен посвящена ему, другая – его последователю Элиша.

Споры вокруг расположения горы Синай

Несмотря на то, что многие считают именно этот пик горой Синай, есть предположения, что на самом деле библейская гора находится в другом месте.

В частности, ранние христианские источники ассоциируют библейскую гору с горой Сербал (в 35 км к западу). У её подножия в 4 веке был построен монастырь, а в 6-м веке этот монастырь перенесли к горе Екатерины.

Некоторые исследователи Библии говорят, что израильтяне пересекали Синайский полуостров севернее по прямому маршруту, а не по южной оконечности. Следовательно, гору Моисея надо искать в другом месте. Другие же утверждают, что Бог обитал на горе Сеир в Набатеа в Иордании.

Иногда библейский Синай сравнивают с вулканом и относят к Саудовской Аравии. К Синайскому полуострову его приписать не могут, так как здесь нет вулканов.

Археолог Эммануэль Анати говорит, что истинный Синай это гора Хар-Карком в Израиле. Здесь он нашел останки нескольких святилищ.

Как бы то ни было, подавляющее большинство историков и верующих людей полагают, что библейская гора – это именно гора Синай, указанная в самом начале.

Гора Синай, ночное восхождение

С наступлением темноты начинается подготовка к подъёму. Вверх ведут две тропы разной сложности, которые потом соединяются: Короткая тропа – традиционно по ней поднимаются паломники и монахи, она более трудная и насчитывает около 4 000 ступенек. Длинная тропа – верблюжий путь, пологая, поэтому считается лёгкой. Можно за небольшую плату проехать на двугорбом практически большую часть, чем пользуются пожилые, немощные и те кто с детьми. На ней в большом количестве расположены небольшие кафе, где можно отдохнуть, согреться горячим чаем, одеялами или немного подкрепиться.

Что вам может пригодиться:

  • Позаботьтесь, чтобы одежда и обувь были тёплыми и удобными, так как дорога дальняя.
  • Для церкви запасите подходящие аксессуары, закрывающие руки, ноги и голову (для женщин).
  • Если на улице зима, то обязательны шарф и перчатки.
  • Не забудьте взять с собой камеру или фотоаппарат – главным сувениром будут фотографии. Не надейтесь на местных фотографов, их снимки плохого качества.

Легенда о Неопалимой Купине

Как уже упоминалось, Неопалимая Купина — это библейский терновый куст.

В Библии (гл. 3, ст. 4, «Исход») описано о том, как Моисей, кочуя с вверенными ему стадами, набрёл на гору Хорив. Там он увидел чудо — пылающий терновый куст. И «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает». Позднее, этот горящий, но не сгорающий куст получил название Неопалимая Купина.

По-латыни Dictamnus albus — «карающий куст» или «куст Моисея». На Руси его знают как ясенец белый. Соцветия куста источают сильный притягательный аромат, но тот, кто дерзнётся сорвать их, рискует получить сильнейшие ожоги рук. А если к кусту в жаркую безветренную погоду поднести горящую спичку, то можно увидеть вспышку голубого пламени. Порой достаточно прямых солнечных лучей для самовозгорания куста. Это связано с тем, что пары эфирных масел, выделяемые растением, окутывают его как одеялом. Достигнув максимально допустимой концентрации, пары масел способны самовоспламеняться. Несмотря на это куст остаётся невредимым.

Долгое время ботаники считали, что это растение — вымысел, пока его не обнаружили на Синайском полуостове. Сегодня увидеть Священный куст возможно на территории монастыря Св. Екатерины. Однако приблизиться к нему разрешено лишь на расстоянии 10 метров, теперь он ограждён метровым забором. Такие меры были приняты после того, как многие туристы пытались сорвать на память и засушить хотя бы листочек с куста Моисея.

Достопримечательности

На вершине горы Моисея расположено несколько религиозных строений, среди них храм Святой Троицы, Моисеева пещера, храм пророка Илии и его колодец, часовня Богородицы, монастырь святой Елены и небольшая мечеть. Сюда стекаются христиане и мусульмане для почитания святых мест и поклонения Богу.

Монастырь святой Екатерины

Мужская обитель св. Екатерины управляется архиепископом, который возглавляет Синайскую автономную церковь. Монастырь расположился на высоте 1500 метров над морем между двумя горами: Моисея и св. Епистимии, в ущелье Вади Шуед.


Монастырь Святой Екатерины на Синае

Монашеская жизнь здесь зародилась во II веке несмотря на то, что здание было построено только в VI веке. Иноки пережили турецкие войны, набеги арабов и крестовые походы, они непрестанно на этом месте поклоняются Богу.

На заметку! Для паломников интерес представляет не только само святое место тут, но и реликвии обители. Монахи хранят мощи святой Екатерины, в честь которой и назван монастырь, которая была мучима и казнена за веру в Христа. Также тут находится целая коллекция святых древних рукописей и икон.

На территории монастыря расположено несколько строений, которые заслуживают отдельного внимания. Среди них:

  1. Часовня Неопалимой Купины — изначально маленькая часовня была поставлена на месте тернового куста, из которого к Моисею обратился Господь в пламени. Эта часть здания самая старая во всей обители, поскольку упоминания о ней относят к IV веку.
  2. Базилика Преображения — главный храм обители, построенный в 542-552 гг. Стены храма сделаны из гранита, который настолько крепок, что уже 14 столетий здание не перестраивалось и не переделывалось. Для кровли использовали кипарис, а высокие внутренние двери из ливанского кедра. Внутри храма можно увидеть мозаику Преображения (VI век) и позолоченный иконостас с распятием. В храме хранятся мощи святых.
  3. Колодец Моисея — на севере от центральной церкви обители выкопан колодец, у которого по преданию Моисей встретился с Сепфорой, своей будущей женой. Колодец до сих пор работает и снабжает водой монахов.

На территории монастыря расположена большая библиотека, в которой хранится обширная коллекция древних манускриптов — их более 3000, и почти 2000 свитков. Тут же можно увидеть обширную коллекцию икон, среди них 12 самых редких и старинных (до X века).

Православный храм Святой Троицы

Он расположен на самой вершине горы Хорив — 2285 метров над уровнем моря. Первая церковь была воздвигнута преподобным Юлианом в IV веке, но позже в 532 году старое здание было перестроено, но простояло только до 1782 года. После разорения арабами храм восстанавливали заново в 1930-х годах.


Православный греческий храм Святой Троицы на вершине горы Синай

Внутри здания сохранились древние фрески с ветхозаветными сюжетами. Хотя тут не проводится в данное время регулярных богослужений, но священники, совершающие восхождения, могут отслужить паломникам.

Другие православные святыни

По дороге от монастыря к вершине расположилась на утесе небольшая каменная часовня Богородицы. Ее построили в VI веке в честь Богородицы Экономиссы, которая по преданию явилась настоятелю обители на этом месте. По одной легенде Богородица спасла иноков от голодной смерти, по другой — от нашествия насекомых. На скале над зданием начертан белый крест.

К северу от церкви Троицы находится пещера Моисея, в которой по преданию вождь евреев провел 40 суток постясь и молясь, прежде чем Бог обратился к нему с заповедями. Спуститься в расщелину можно по короткой лестнице, вход не выше 50 см, а внутри пещера не более 2 метров.

Есть на вершине и пещерный храм — он был возведен в начале XII века Давидом Строителем, царем Абхазии и Иверии. По преданию на этом месте пророк Илия прятался от царя Ахава и именно сюда вороны приносили ему пищу.


Колодец пророка Илии на горе Синай

Недалеко от стен храма расположился и колодец Илии, который по утверждению иноков обладает чудодейственными свойствами.

Мечеть пророка Мухаммеда

В VII веке на Синае хозяйничали арабы, которые пощадили все христианские постройки на вершине. Главный пророк ислама Мухаммед посетил Синай и за гостеприимство пожаловал монахам обители охранную грамоту, благодаря которой их не тронули иноверцы. Этот документ до сих пор находится в местной библиотеке. Именно после посещения Мухаммеда в стенах обители построили мечеть в его честь, которую можно найти в восточной части подворья.

Ученые датируют постройку началом XII века. Как и для базилики Преображения для стен мечети использовались гранитные блоки, внутри которые были расписаны арабскими священными текстами. В настоящее время там совершаются мусульманские намазы для паломников.

Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины был основан православными греками, а не коптами. Он возник в 337 году нашей эры, когда византийская императрица Елена приказала возвести часовню вокруг предполагаемой Неопалимой Купины, куда стекались отшельники и паломники. На протяжении VI века участились нападения разбойников на паломников, что убедило императора Юстиниана построить укреплённое ограждение и базилику и поставить там 200 стражников для охраны – половина из них были греками или славянами. Согласно местной легенде, от этого гарнизона происходят бедуины племени джабалия.

Хотя пророк Мухаммед обещал обеспечить защиту монастыря после мусульманского завоевания, количество монахов постепенно уменьшалось до «открытия» мощей Святой Екатерины, что увеличило поток паломников, продолжавшийся и в период владычества крестоносцев (1099-1270). С тех пор были периоды и подъёма, и упадка, случалось, что монастырь был полностью заброшен. Сейчас там 22 монаха, большинство которых пришли из монастырей Афона в Греции.

Посещение монастыря Святой Екатерины

Монастырь открыт для посетителей с 9:00 до полудня. Он официально закрыт по пятницам, воскресеньям и всем праздникам, отмечаемым Греческой православной церковью, но иногда открывается с 11:00 до полудня и в эти дни по просьбе туристов. Входная плата отсутствует, но посетители должны быть скромно одеты. Вы входите через небольшие ворота в северной стене рядом с башней Клебера (названной в честь генерала наполеоновской армии, который приказал её восстановить), а не в главные ворота, выходящие на запад. Главные ворота усилены специальными отверстиями, через которые в случае осады выливали на нападавших кипящее масло.

Построенные из гранита, высотой 10-15 метров и толщиной 2-3 метра, стены монастыря практически не изменились с тех пор, как Стефанос Айлисиос спроектировал их в VI веке. После прохода, повернув направо, вы оказываетесь у источника Моисея, где он встретился с Сепфорой, одной из семи дочерей Иефро, на которой он женился в возрасте 40 лет. Пройдя другим путём и завернув за угол, вы увидите колючий вечнозелёный куст, переросший ограждение.

Это пересаженный куст Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с Моисеем: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Скептиков может поколебать тот факт, что это единственный куст такого вида на всём полуострове и что все попытки вырастить черенки от него где-либо ещё не удались. Куст был перенесён на его настоящее место, когда часовня Елены была построена поверх его корней, за апсидой церкви Святой Екатерины.

Гранитная базилика церкви Святой Екатерины была возведена Юстинианом между 542 и 551 годами; стены, колонны и двери из кедра между притвором и нефом подлинные. Двенадцать колонн, представляющие месяцы года, увешаны иконами святых; вырезанные капители с украшениями, полные символизма. В дальнем углу искусно вырезанный и позолоченный иконостас указывает на великолепную мозаику, изображающую Иисуса, окружённого с двух сторон Моисеем и Илией, и Петра, Иоанна и Иакова, упавших на колени, внизу.

К сожалению, мозаика огорожена, и её трудно рассмотреть за богато украшенными канделябрами, подвешенными к кессону потолка XVIII века. За иконостасом находится часовня Неопалимой Купины, которую можно осмотреть только по специальному разрешению. В притворе выставлена часть обширного монастырского собрания икон, включающего в себя весь спектр византийских стилей и техник, от восковых красок (энкаустики) до темперы. Церковный колокол звонит 33 раза, поднимая монахов до восхода солнца.

Остальные части монастыря часто бывают закрыты для любопытных. Среди них мечеть XI века, построенная по инициативе мусульманских правителей; библиотека, состоящая из более чем 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг, её превосходит лишь библиотека Ватикана; и трапезная с готическими арками и византийскими фресками. В большинстве случаев вы можете войти в склеп, где покоятся останки монахов; кладбище маленькое, так что останки приходится вынимать из могилы через год и переносить в склеп. Скелет в одежде принадлежит Стефанию, охранявшему в VI веке одну из дорог, ведущих к горе.

Привал с чаепитием на горе Моисея

Подниматься было не сложно. Мы шли по спирали, несколько раз обогнув гору. Через некоторое время мы остановились на привале, на котором мы смогли подкрепиться и немного отдохнуть. Наш гид сказал, что мы прошли самую легкую часть пути и теперь здесь, группа разделиться. Каждый должен решить пойдет ли он дальше. Как нам объяснили, следующий отрезок пути – самый трудный. Предстоит подняться по 750 ступеням. Мы решили идти дальше, некоторые уже задыхались от усталости и решили остаться.

Единственный привал перед ступенями. Здесь можно было выпить горячего чаю, но мы предпочли ром, так как начинало уже сильно морозить и хотелось побыстрее согреться. Адреналин зашкаливает — совсем скоро мы окажемся на культовом месте и увидим незабываемый восход солнца!

Что же представляют собой эти самые ступени. Как я говорила, в народе их называют лестницей покаяния. По преданию по ней когда-то прошел Моисей и получил на вершине горы от Господа скрижали, с десятью заповедями, которые по сегодняшний день являются нравственными законами человечества — почитай отца твоего и мать свою, не убивай, не делай себе кумира, не прелюбодействуй, не кради и т.д. Это упоминание можно прочитать не только в Библии, но и в Коране.

В реальности лестница, представляет собой уложенные валуны, без ограждений. Неверный шаг – покатишься в пропасть. Так как карабкались мы по ней в темноте и края лестницы не было видно, то паники среди туристов не было.

Кое как мы поднялись на вершину. А там уже места нет встать, везде люди, стоят ждут восхода солнца. Честно сказать, зрелище стоило потраченных усилий. Ты стоишь на самой высокой точке Синайского полуострова, вокруг лишь заснеженные верхушки гор, и смотришь, как огромный желтый диск солнца, начинает подниматься и освещать все вокруг. Усталость как рукой сняло.

Демография

Два молодых бедуина пекут хлеб в пустыне

Общая численность населения двух провинций Северный и Южный Синай составляет 597 000 человек (январь 2013 г.). Эта цифра возрастает до 1 400 000 человек, включая Западный Синай, части провинций Порт-Саид , Исмаилию и Суэц, лежащие к востоку от Суэцкого канала. Только в Порт-Саиде проживает около 500 000 человек (январь 2013 г.). Часть населения Исмаилии и Суэца проживает на западе Синая, а остальные живут на западной стороне Суэцкого канала.

Население Синая в основном состоит из бедуинов, живущих в пустыне, с их яркими традиционными костюмами и богатой культурой. Большое количество египтян из долины и дельты Нила переехали в этот район для работы в сфере туризма, но развитие отрицательно сказалось на коренном бедуинском населении. Чтобы помочь облегчить их проблемы, в регионе начали работать различные НПО , в том числе « Махад Траст» , благотворительная организация Великобритании, которая помогает бедуинам получать стабильный доход, защищая при этом окружающую среду, наследие и культуру Синая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector