Гора арарат

Гора Арарат на карте Турции

Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.

Библейская история

Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.

По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.

Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.

Восхождение на Арарат

Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.

Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.

Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.

Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.

Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю

Что посмотреть в окрестностях?

Монастырь Хоп Вирап (Армения)

Древний раннехристианский монастырь III века в Араратском районе Армении. По легенде на его территории, армянский царь Трдат III бросил в яму Святого Григория Просветителя, который, тем не менее, излечил царя от тяжкого недуга. После этого властитель отпустил святого и утвердил по всей стране христианскую веру, а на месте ямы возник монастырь.

Хосровский заповедник (Армения)

30 000 гектар заповедного леса и степей, которые расположены посреди горных долин и ущелий. Здесь произрастает 1500 растений, 1497 из которых входят в Красную книгу.

Дворец Исхака-паши (Турция)

Дворец XVII века, основанный Визирем Чолак Абди-пашой на месте сельджукской торговой крепости. Строительство закончилось спустя 100 лет, при Великом визире Исхак-паше II. Здание сочетает в себе образцы османской, сельджукской и персидской архитектуры. Он расположен в 5 км от города Догубаязид.

Гора Арарат

Февраль 19th, 2015 bauer86

Легендарная гора Арарат – символ, гордость и, одновременно, боль народа Армении (ныне эта святыня находится на турецкой территории). По сути, Арарат, это не одна, а две горных возвышенности, расположенных в одиннадцати километрах друг от друга — Большой (Масис) и Малый Арарат (Сис). Как уже было упомянуто выше, сейчас гора находится на территории Турции, на правом берегу реки Аракс, неподалеку от турецко-армянской границы. Примечателен тот факт, что с Арарата открывается панорама сразу на три страны — Армению, Турцию и Иран.

Большой Арарат (высочайшая гора Турции) возвышается на 5165 метров над уровнем моря. Высота малого Арарата — 3896 метров. Линия вечных снегов начинается уже на отметке в 4420 метров. Обе горы относятся к стратовулканам, однако, уже очень давно потухшими.

На протяжении сотен лет, Арарат, окутанный множеством легенд, оставался неприступным. Одним из первопроходцев, кому покорилась гора, был Иоганн Фридрих Паррот, немецкий естествоиспытатель и врач. Это знаковое событие состоялось 27 сентября 1829 года. Арарат покорился ему лишь с третьей попытки. В экспедиции Паррота сопровождали еще несколько человек. Первым покорителем-одиночкой стал англичанин Джеймс Брайс, совершивший восхождение 12 сентября 1876.

Гора Арарат является культовым местом для всех, кто чтит Библию. Если верить библейским сказаниям, то после всемирного потопа именно Арарат стал причалом для Ноева ковчега. После потопа Ной выпустил голубя, который вернулся с оливковой ветвью. Это означало что вода ушла. Спустившись с горы, Ной и его семья решили жить в Араратской долине. Здесь Ной посадил виноград, положив начало виноделию. Во времена средневековья на поиск ковчега было отправлено множество экспедиций, однако никому пока так и не удалось отыскать столь ценный артефакт.

Существует легенда, которая гласит, что никому не дано отыскать ковчег Ноя. Ковчег сам появится перед концом света. Эта легенда связана с одним монахом по имени Якоб. Монах в течении нескольких дней пытался покорить гору, но каждое утро просыпался у ее подножия. И вот однажды, пришедший к монаху во сне Ангел, передал Якобу кусок от ковчега и сказал, что увидеть ковчег можно будет лишь тогда, когда сам Бог пожелает этого.

В настоящее время каждый желающий может попытаться совершить восхождение на легендарную гору. Для этого необходимо приобрести туристическую путевку или получить спец. визу у властей Турции.

VN:F

please wait…

Rating: 10.0/10 (2 votes cast)

VN:F

Rating: (from 0 votes)

Гора Арарат, 10.0 out of 10 based on 2 ratings

На вершине горы Арарат

Более 4 тысяч лет библейское сказание о первом вынужденном переселенце будоражит умы людей. Еще в начале 19 века жители армянской деревни Баязет рассказывали о случае с пастухом, который однажды весной увидел в горах огромный деревянный корабль. Турецкая экспедиция 1833 года на Арарат подтвердила историю пастуха в ее сообщении говорится о деревянном носе корабля, выступавшем из ила.

В сентябре 1878 года вершину Арарата в одиночку покорил англичанин Джеймс Брайс, впервые совершивший восхождение без ночевки за 24 часа. На высоте 4000 метров между глыбами застывшей лавы он обнаружил деревянный брус, напомнивший ему фрагмент рукотворной конструкции.

Во время Первой мировой войны, в августе 1916 года, русский авиатор Владимир Росковитский докладывал, что видел с борта аэроплана голубое пятно — озеро, а на его краю — остов большого корабля, на четверть вмерзшего в лед.

Согласно другим источникам, ковчег в то же время видели еще два русских военных пилота — лейтенанты Заболоцкий и Лесин. Совершая разведывательный полет над горным массивом, они зафиксировали на высоте 4,3 тысячи метров в озере странный объект, напоминавший многоэтажный плот. Их рапорт был доставлен царю Николаю II, который приказал направить две специальные военные команды для обследования горы.

В то же лето обе группы поднялись на Арарат и нашли конструкцию, напоминавшую Ноев ковчег. Сооружение было тщательно обследовано, обмерено, были даже взяты пробы дерева. Материалом для изготовления судна оказался олеандр. Это вечнозеленое дерево, растущее в Средиземноморье, отличается прочностью и почти не гниет, к тому же оно было покрыто составом, похожим на современный лак. Отличным «консервантом» для ковчега является также лед, в котором корабль находится 11 месяцев в году. Внутри солдаты обнаружили комнаты и измерили их – от самых больших до самых маленьких.

Ознакомившись с рапортом, Николай II намеревался организовать еще одну экспедицию для спуска судна, но тут грянул выстрел «Авроры».

Есть сведения, что ковчег видели советские летчики в годы Второй мировой войны. Один из них бежал в Америку, где представил снятый объект спецслужбам США. Возможно, он был первым, кто заснял Ноев ковчег. Тогда же судно на Арарате обнаружил американский летчик Эд Дэвис.

Воодушевленный этими сообщениями, американский историк Аарон Смит, собравший за много лет историю Ноева ковчега из 80 тысяч произведений на 72 языках мира, решил сам попытать счастья на Арарате. В 1951 году он с 40 спутниками провел 12 дней на вершине горы, но поиски не увенчались успехом. «Хоть мы и не нашли следов Ноева ковчега, моя вера в библейское описание потопа еще более окрепла», — таинственно произнес он позднее.

Ереванский исследователь Ашот Левонян обнаружил сообщение французского военнослужащего Фернана Наварры. По свидетельству француза, 6 июня 1955 года он нашел в расщелине на склоне Арарата обработанную деревянную балку. Независимая экспертиза в 16 университетах мира показала, что это разновидность дуба, а возраст балки составляет около 5 тысяч лет. Тем не менее, это не являлось доказательством того, что найденный обломок имеет прямое отношение к ковчегу. Кстати, еще один подобный фрагмент выставлен в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви) и представляется как осколок Ноева ковчега.

На чьей территории находится Армянский Арарат

Для армян Арарат является священной горой, но при этом она располагается в 30-и км от границы. Гору хорошо видно на Армянской границе. Два столетия назад появилось предание, что ни один смертный не сможет добраться до вершины.

Согласно Библейским писаниям, Ноев ковчег после всемирного потопа подошел к Арарату. Активисты долгое время считали, что на вершине горы должны быть остатки плота. Они должны находиться под толщей каменной породы и льда, которые никогда и никому не удастся разобрать, чтобы обнаружить остатки ковчега.

Части ковчега хотел увидеть церковный служитель, поэтому и восходил на году. В честь этого события был установлен на склоне Арарата монастырь, который в 1840 г. подвергся разрушению из-за природных катаклизмов.

Армяне почитают гору, поскольку с ней связаны важные исторические события всего христианства. Есть несколько легенд, которые связаны с историей государства и горы. Они не имеют отношения к религии и датируются временами, когда на армянские земли еще не пришли тюркские завоеватели.

История

Эруптивная история

Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.

Человеческое занятие

Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .

Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.

Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .

Первые восхождения

Портрет Фридриха Попугая 1829 года.

Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15  ч  15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.

В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.

В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.

Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.

В Библии

Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.

Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.

По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).

Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].

Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата

Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года

С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Как Арарат стал турецким

В наши дни Арарат располагается на территории турецкого государства, в восточной Анатолии. Неподалеку находятся границы с Арменией и Ираном. Несмотря на многолетние запреты совершать восхождение на гору, в 1829 году впервые до вершины добралась экспедиция из Российской империи. Возглавил ее профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот. Это случилось спустя год после того, как Закавказье с территорией Армянского нагорья перешло к России после войны против Персии (ныне – Иран). Почти сто лет Арарат находился на территории Российской империи, так же, как и Армения. Ситуация изменилась после Первой мировой войны.

Османская империя вышла из мирового конфликта в статусе проигравшего государства и фактически распалась. На ее обломках возникла молодая Турецкая республика под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. В конфликтах с уже независимыми Арменией и Грузией Ататюрку удалось отвоевать земли до Каспийского моря. В 1920 году турки заняли крепости Карс, Артвин, Нахичевань и Батуми. РСФСР могла бы вступиться за Армению, но предпочла не развязывать новую войну. Начались переговоры. Нахичевань и Аджария приобрели статус автономий и не достались туркам, хотя те, вероятно, планировали вернуть их в случае краха советского государства. Граница между Турцией и Арменией прошла по реке Аракс, расположенной на Армянском нагорье. Большой Арарат в 1921 году тоже стал турецким. Через девять лет Турция выменяла у иранского шаха склон Малого Арарата, став единственной обладательницей легендарной горы.

Немного истории

Арарат — горный массив, состоящий из двух потухших конусов вулкана, расположенных на расстоянии одиннадцати километров друг от друга. Исследователи считают, что последний раз извержение было пять тысяч лет назад, а последнее проявление активности вулкана в 1840 году вызвало сильное землетрясение. В результате него была разрушена деревня и расположенный рядом с ней монастырь Святого Якова. С тех пор местные жители покинули его склоны, поселившись в отдалении. Высота Малого Арарата составляет 3896 метров, Большого — 5137 метров. Вершины прячутся в облаках и покрыты белоснежным покровом, под которым оптимисты из года в год надеются найти остатки Ноева ковчега. Ведь именно сюда, как свидетельствует Ветхий Завет, привел свой корабль великий старец.

Издавна для армянского народа гора священна, хотя в разные годы она принадлежала другим странам. Официально Арарат входил в состав Армении всего около года, в 1921 году он был передан Турции в соответствии с заключенным договором между Советским Союзом и Турцией о разделении Армянской Республики.

Новые собственники дали вулканическому массиву свое название — Агры-даг, что означает в переводе «гора страданий». Однако Арарат так и остался на государственном гербе Армении, что постоянно вызывает недовольство законных владельцев. Так что на вопрос «Где находится гора Арарат?» существует вполне однозначный ответ — в Турции.

Современные изыскания на Арарате

Для всех местных жителей вершина Арарата является священной. Восхождение на нее было под запретом. Поэтому на покорение пика, а тем более поиск ковчега, решались только иностранцы.

Первые попытки найти хотя бы какие-либо остатки древнего артефакта датируются IV веком. Исторически достоверные экспедиции на гору засвидетельствованы в XIX и XX столетиях. Находили непонятные предметы, якобы с ковчега, но доказательств до сих пор не существует.

Известно повествование русского летчика Владимира Росковицкого, который в 1916 году, пролетая над Араратом, заметил что-то похожее на громадное судно. Он доложил об этом командованию, предполагая, что видел Ноев ковчег.

Посланная через год экспедиция, в которую входило 150 человек, нашла его и сделала множество фотоснимков. Но после большевистского переворота отчет о поисках бесследно исчез.

В 1955 году француз Фернан Наварра отправился на Арарат, на то место, где располагается, по воспоминаниям Росковицкого, ковчег. Оттуда Наварра привез деревянные предметы, представляющие собой часть остова древнего судна.

Но лабораторные исследования показали настолько разные результаты, что опять пришлось ждать с окончательными выводами.

По мнению многих путешественников, ковчег находится на так называемой Араратской аномалии, представляющей собой объект непонятной природы.

Он расположен на северо-западном отроге горы на 3-километровой высоте. Поскольку данная местность относится к пограничной зоне, доступ туда турецкими властями запрещен.

Религиозное и культурное значение

Арарат популярен не только природной красотой, а, во многом, благодаря библейским сказаниям. Согласно учениям главной книги христиан, Ной во времена Всемирного потопа нашел убежище именно на вершине Арарата. Прямых доказательств, тем более найденных артефактов найти не удалось. Если руководствоваться здравым смыслом, то ковчег должен пристать к самой высокой точке суши в данном регионе, которым и является Арарат. История горы обросла множеством легенд и преданий, многие близлежащие народы считают ее священной и достойной поклонения.

Согласно верованиям древних армян, вершина горы недосягаема для посещения, сему способствовала легенда о Святом Якове, датированная 13 веком.  Монах Яков, желавший найти и поклониться священным реликвиям, трижды отправлялся на вершину горы. Каждый раз, он непостижимым образом, оказывался у подножия. В третий раз ему явился во сне ангел, с объяснениями, что Божьей волей запрещено простым людям подниматься на вершину и тревожить священный ковчег. Желая поощрить старания монаха, подарил ему кусочек дерева с ковчега. В память о знаменательном событии построен монастырь Святого Якова у подножия горы.

С той поры многие смельчаки отправлялись покорять неприступный пик во имя поиска святыни. Необъяснимые вещи, которые сопровождали экспедиции, доказывали правдивость легенды. Лишь в 1876 году Джеймс Брайс в одиночку, затратив на подъем целые сутки, первым ступил на вершину священного пика.

Восхождение на Большой Арарат

По верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считается делом дерзким и богопротивным. Восхождение на Большой Арарат впервые совершили Иоганн Фридрих Паррот, Хачатур Абовян, Алексей Здоровенко, Матвей Чалпанов, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян 27 сентября (9 октября) 1829 года. Так Паррот представляет своих спутников:

«На вершине нас было шестеро: кроме меня — Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян — крестьяне из села Аргури»

«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Иоганн Фридрих Паррот

На сегодняшний день любой желающий может совершить восхождение на Арарат. Для этого достаточно получить специальную визу у турецких властей или купить туристическую путевку.

Арарат – священная гора армян

Находится самая высокая гора Армянского нагорья на востоке Турецкой Республики, на побережье реки Аракс, в шестнадцати километрах от Ирана и в тридцати двух – от Армении (если нужно уточнить по карте, где находится гора Арарат, то её точные географические координаты составляют 39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.).

Входит Арарат в состав Армянского нагорья, площадь которого составляет около 400 тыс. км. кв. (если смотреть по карте, то он расположен на территории сразу пяти стран – Турции, Армении, Грузии, Ирана и Азербайджана). В настоящее время почти все вулканы Армянского нагорья, кроме Немрута, никакой вулканической активности не проявляют – это касается и самой высокой вершины горного хребта, горы Арарат.

Учёные предполагают, что самый высокий вулкан Турции проявлял активную вулканическую деятельность в III тыс. до н. э., поскольку под толщей лавовых наслоений исследователи нашли немало артефактов, относящихся к раннему бронзовому веку и остатки человеческих тел. После этого гора успокоилась и особой активности не проявляла.

Полностью уснувшим вулканом Арарат назвать нельзя, поскольку последние проявления вулканической активности произошли относительно недавно, в середине XIX века, вызвав сильнейшее землетрясение, из-за которого оказались полностью разрушены монастырь Святого Якова, и небольшая деревня Аргури (после этого каких-либо поселений на склонах горы уже не обустраивали). Стоит заметить, что вышеупомянутое извержение было специфическим – происходило оно глубоко в земле, а лава не выбрасывалась.

В поисках утраченной легенды

Вокруг горы Арарат расположен национальный парк, площадь которого превышает 88 тыс. га. При этом интересно, что входят в него не только горные вершины Арарат, но и участок, на котором исследователи до сих пор пытаются отыскать легендарный Ноев ковчег: существует гипотеза, что именно здесь, на самой высокой горе Турции после окончания потопа смог причалить ковчег Ноя и его семейства.

Естественно, никаких подтверждений этой версии археологи на данный момент не нашли. Теологи исходят из предположения, что во время потопа Ноев ковчег находился именно в этой местности. А если так, то логично, что ковчег Ноя должен был причалить к самой высокой точке района, которую воды обнажили прежде всего. Правда, для этого он должен был хотя бы приблизительно определить, где находится гора Арарат (согласно Библии, это сделал посланный на разведку голубь).

Поэтому местные верующие на протяжении долгих столетий были убеждены: гора эта священна и взобраться на её вершину простым смертным не под силу. Существует легенда о том, что святой Яков трижды пытался подняться, чтобы увидеть и поклониться легендарному Ноеву ковчегу, трижды засыпал на дороге, после чего просыпался внизу вулкана. После третей попытки к нему наконец явился ангел, который и поведал о том, что смертным на гору Ноя подниматься категорически запрещено.

Поэтому армяне настолько были убеждены в святости своей горы, что любые попытки восхождения воспринимали как святотатство и считали богопротивным делом. Местные священники и мысли не допускали о том, что подобное возможно совершить: когда английский исследователь Брайс, покорив вершину Ноя в 1876 году, сообщил об этом армянскому священнику, тот ему просто не поверил.

Интересно, что существует история о том, в 1916 г. русским офицером Росковитским на вершине горы был обнаружен вмерзший в один из ледников ковчег Ноя. Легендарная лодка была им не только измерена, но и сфотографирована. Правда, через год началась революция и все документы безвозвратно пропали.

Это не единственная версия о существовании Ноева ковчега. В 70-х годах прошлого века американцы сфотографирован вулкан с высоты птичьего полёта, после чего на увеличенных снимках в одном из ущелий они обнаружили предмет, напоминающий ковчег Ноя. Найти его, правда, впоследствии не смогли, но обнаружили ковчег на горе Арарат, размеры которого совпадали с легендарной лодкой.

Немного истории

Первое извержение, давшее начало Большому Арарату, произошло здесь около 3,5 млн. лет назад. Малый Арарат возник примерно 150 тыс. лет назад.

Наиболее активным периодом жизни вулканов считается бронзовый век, примерно в III до н.э. – это подтверждается артефактами и человеческими останками того периода, которые были найдены в пепле у подножия горы. С тех пор Арарат больше не извергает потоки лавы, а лишь изредка пробуждается, чтобы выбросить горячий пепел и вызвать землетрясение.

В разные эпохи гора принадлежала древним армянам, персам, византийцам, Османской империи, Российской империи, затем Армянской ССР, а после – Туркам. Из племен живших у подножия горы, впоследствии сформировался армянский этнос.

Библейское место

В Священном Писании было сказано, что в ассирийском государстве Урарту некие «Горы Араратские – самые высокие в округе», послужили местом для высадки Ноевого ковчега. По различным намекам и указаниям в Библии, средневековые теологи и географы установили, что этим местом мог являться только пик Масис. В церковных кругах на западе ему дали название Арарат, которое перешло в армянскую культуру.

Вокруг утверждения о похождениях Ноя, у народов, проживающих рядом с горой, сложилась масса легенд о той поре.

Вот лишь некоторые из них:

  • поселение Ахура рядом с горой (разрушено землетрясением 1840 года), служило местом где Ной установил первый жертвенный алтарь и посадил первую лозу винограда;
  • город Маранд в Иране, умерла и была захоронена жена Ноя;
  • название азербайджанской Нахичевани, некоторыми историками трактуется как «место схождения Ноя.
  • халдеи (древнее еврейское племя) поклонялись на Арарате звездам, и трое из них позже ставших известными под названием «Волхвы» впервые увидели здесь Вифлеемскую звезду и последовали за ней к новорожденному Иисусу.

Считается, что первым, кто пытался взобраться на гору, был Святой Иаков, но всякий раз подбираясь к вершине, он засыпал и просыпался наутро снизу. В одно из таких путешествий к нему явился Ангел и воспретил подниматься на гору, но за упорство вознаградил Иакова куском от ковчега. Исходя из этой легенды, армяне считали подъем на гору невозможным и даже святотатским делом.

Покорение святой вершины

Первым кто покорил вершину, был английский историк Джеймс Брайс, совершивший это в 1876 году. Он отмечал, что недостижимость горы настолько укоренилась в армянской культуре, что когда он сказал местному священнику о покорении Арарата, тот ему не поверил и с улыбкой сказал – «это невозможно!». Сейчас на гору может подняться кто угодно и когда угодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector