Санта-мария-маджоре

О чем «говорят» камни?

Сколько на планете существует городов? Сложно ответить, но то, что в каждом есть площади, знают все. Предназначение их — массовое общение, проведение знаменательных дат, фестивалей, торговля. Ничем не отличается в этом и Рим. Что же привлекает туристов на эту площадь, красивую, многолюдную, имеющую возможность вместить до 65 тысяч человек? Почему называют ее народной? Точно никто не скажет. Через северные римские врата стекался народ в древнюю столицу, возможно, поэтому? Или причиной послужила церковь, построенная на народные средства? Слово «пополо» полностью соответствует своему содержанию — народная.Не всегда, к сожалению, слышался здесь веселый шум толпы, чаще становилась она лобным местом. Римляне жаждали хлеба и зрелищ, даже таких кровавых, особенно во времена правления Нерона, считавшегося жесточайшим из людей, когда-либо рожденных женщиной. Исчадием ада называли правителя, убившего собственную мать, отравившего сводного брата, обрекавшего на страшные муки христиан, поплатившихся жизнью за пожар 64-го г. в Риме. Многих хватали прямо на улицах, забивая до смерти. Нерон устривал «цирковые представления»: «поджигателей» бросали на растерзание львам и собакам. Несчастных людей император превратил в светильники, привязав к столбам, сжигая заживо. Это наиболее жуткая иллюминация за всю историю человечества. До сих пор ощущается здесь присутствие неупокоенных душ, задержавшихся между небом и землей. Их призраки иногда попадают в объективы фотокамер. На протяжении двух тысячелетий никто не опроверг обвинений, страшных и жестоких. Только недавно появились голоса историков, внесших диссонанс в эту темную страницу жизни императора: Жорж Ру и Жильбер-Шарль Пикар неожиданно спросили: «А что, если Нерона оклеветали?» Местом захоронения цесаря стала площадь, но душа не могла обрести покой в шумном многолюдном месте, и призрак стал появляться по ночам над могилой, наводя ужас на прохожих. Конец страшной истории положил Папа Римский Пасхалий II, увидевший во сне Пресвятую Деву Марию, повелевшую очистить место от скверны, извлечь останки императора, бросив в реку, и воздвигнуть там храм. Так появилась Санта-Мария-дель-Пополо

Нельзя обойти ее вниманием

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо

Это целая сокровищница искусства эпохи Возрождения, храм, смотрящий на посетителей ликами святых. Стены, потолки украшены величайшими творениями кисти Рафаэля, Караваджо, Пинтуриччи, Караччи. Конечно же, сохранены работы Бернини, разработавшего проект фасада в стиле барокко. В первой часовне поражают картины Караваджо, особенно «Распятие Святого Петра». Заставляет о многом задуматься полотнище «Обращение Савла». Вначале Савл, ставший святым Павлом, был яростным противником христиан. Но однажды произошло событие, преобразившее его жизнь. Ослепленный в дороге ярчайшим светом он свалился на землю, услышав глас Господний: «По что гонишь меня?». Испуганный человек спросил: «Кто ты, Господи?», — а в ответ: «Я тот, которого ты прогоняешь». Люди, шедшие с ним, все слышали, виден Иисус был одному — Савлу. Так стал он христианином. Алтарь украшает «Пресвятая Богородица» — работа Карраччи, фрески на своде храма выполнены им же. Скульптуры «Даниила» и «Аввакума с ангелом» работы Бернини украшают часовню. Они смотрят на прихожан с терпением и лаской, приглашая войти, покаяться, побыть наедине с Творцом. В апсиде, за счет которой расширил церковь Донато Браманте, установлен основной алтарь со знаменитой иконой Божьей Матери, написанной евангелистом Лукой.

Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто

На базилики невозможно не обратить внимания, настолько они отражают одна другую, но это первое впечатление. На самом деле архитектор их задумал зеркально-симметричными, пожелав установить на месте схождения трех улиц, где они не вмещались, поэтому одну пришлось «сжать», придав ей слегка овальную форму. Присмотревшись внимательно, нельзя назвать их «однояйцевыми близнецами». Одна имеет восьмиугольный купол, другая завершена двенадцатиугольным. Сгущаются сумерки над Вечным городом, опускаясь на знаменитую площадь, от которой веером расходятся три дороги, ведущие к площадям Венеции и Испании, к мавзолею самого Августа. В лучах заходящего солнца панорама выглядит еще прекрасней. «В ночи лазурной почивает Рим… Взошла луна и овладела им», — говорил о ночном городе Тютчев. Настал час уходить. Прощай, легендарная пьяцца. Ничто и никогда не сотрет с памяти эти прекрасные ощущения.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

История

Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных. Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.

75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI

Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.

Salus populi romani — Спасение народа римского

VII в. (?), с поновлениями XII–XIII в.

Энкаустика, доска (?).
117 × 79 см

См. в «Галерее»:

Лиддская (Римская) Богоматерь

  К истокам 2009  

Богородица Salus Populi Romani

Рим, VII век (?), поновления XII–XIII вв., базилика Санта Мария Маджоре.
Энкаустика, доска (?); 117 × 79 см.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке — маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.

С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605–1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606–1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны. Древнейшие тексты об этом праздновании ничего не говорят о том, чтобы образ Девы Марии действительно ожидал в эсквилинской базилике икону Спаса; возможно, что в первые века во время процессии эта встреча не осуществлялась. Первое свидетельство о ней мы находим в письме некоего каноника Иоанна (1170). Соединение Спасителя с Богородицей в церкви Санта Мария Маджоре надолго стало кульминационным событием ежегодного шествия вплоть до отмены этого богослужения при Пие V (1566–1572).

Трудно сегодня определить, как изначально выглядела икона: реставрация 1931 года — лишь один пример поновления образа, в том числе средневековыми художниками, в череде многих предшествующих, которые сильно изменили ее облик и размеры, о чем говорит доска, обрезанная по нижнему краю. Поэтому многие ученые склоняются к датировке XII–XIII вв. Другие находят следы намного более древние. Мария Андалоро предлагает датировку VII веком. На раннесредневековое происхождение указывают скрещенные руки Марии (интересную параллель можно видеть во фрагментарном изображении Богоматери с Младенцем на левом пилястре пресбитерия церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме первой половины VII в.), направленные навстречу друг другу движения Богородицы и Христа и редкая деталь — маппула, — использование которой Ханс Бельтинг связывает с изображениями консулов.

Даниэла Сгерри

Литература:


Кондаков 1914-15.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. — СПб.: Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914–15. — Т. 2, стр. 170-172, рис. 77.

К истокам 2009.
К истокам: Раннехристианские иконы: . — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2009. — Табл. XIII, стр. 26.

Мраморный слоник

Площадь украшает совершенно замечательный мраморный слоник, работы Бернини, с египетским обелиском на спине. Это довольно странная для Европы композиция установлена на площади по желанию очередного Папы в 1667 году. Любопытно, что описание слона с обелиском на спине впервые было опубликовано в романе эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила» (1499 год). Т.е. слоник Бернини это скульптурная иллюстрация популярного романа. Его содержание есть в Википедии.


Слон с египетским обелиском на спине


Замечательный слоник Бернини

Первая мысль, которая пришла в мою голову после прочтения краткого пересказа «Гипнэротомахии Полифила» была: «А ученые точно уверены, что в 1499 году римляне были христианами?». Можете сами почитать пересказ этого опуса. Главные герои романа собирались служить Венере, даже страшно представить, что они под этим подразумевали. Сегодня ученые мужи утверждают, что не нужно это все понимать буквально, мол это аллегории.

Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре

Один из главных храмов Вечного города расположен в 5 минутах ходьбы от вокзала Термини.

Советуем ознакомиться

Рядом с базиликой Санта Мария Маджоре находятся остановки общественного транспорта:

  • трамваев № 5 и 14;
  • автобусов № 16, 70, 71, 75, 360, 590, 649, 714.

Напоследок хотелось бы напомнить, что в базилике Санта Мария Маджоре ежегодно 5 августа можно наблюдать ниспадающие из-под купола базилики лепестки белых роз. Кроме этого, начиная с 1983 года, в ночь с 4 на 5 августа на площади перед базиликой для многочисленных паломников и туристов, приехавших в Вечный город, также можно увидеть необыкновенное зрелище воссоздания легенды, посвященное чуду Мадонны делла Неве.

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Экскурсии на русском
  • Экскурсионные автобусы
  • Дегустации
  • Кулинарный путеводитель
  • Рим с детьми

Полезные ссылки:

  • Где остановиться в Риме — обзоры отелей, апартаментов и других вариантов для проживания. Особенности бронирования, цены на жилье и другая полезная информация.
  • Транспорт в Риме — все о городском транспорте Рима. Маршруты, расписания, билеты и туристические карты.
  • Трансферы из аэропорта, в аэропорт, в другие города.
  • Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Капеллы

Большой интерес представляют три капеллы.

Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.

Пройдя из этой капеллы в левый неф, можно попасть в Капеллу Паолина — капеллу папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе, отсюда второе название: Капелла Боргезе. Строительство было поручено Павлом V архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы Мадонны «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani) и с расчётом на захоронение самого папы. Икона — один из наиболее почитаемых в Риме образов Девы Марии — написана в XII веке (с последующими прописями XIII века) римским мастером по византийскому оригиналу VIII века, одному из «списков» иконы, написанным, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икону в пышной барочной раме «поддерживают» золочёные фигуры ангелов работы скульптора Стефано Мадерно. Росписи в 1612 году осуществил Чиголи (Лодовико Карди). В капелле похоронены римские папы Климент VIII и Павел V.

Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.

Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история

История этой церкви основывается на легенде, которая передается из поколения в поколение. Эта легенда гласит, что летом 352 года Папе Либерию и местному аристократу Патрицио приснился одинаковый сон: будто к ним явилась Дева Мария и сказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа в летнюю пор

Спустя столетие Папа Сикст III на этом месте церковь перестроил в базилику и посвятил ее Богоматери. В 1377 году к базилике достроили колокольню, высота которой составляет 75 метров и она является самой высокой в городе. А через несколько веков в 1740-х годах здесь сделали лоджию и фасад.
С каждым годом новые папы все больше расстраивали и украшали Санту-Марию-Маджоре, и уже в 18 столетии она приобрела современный облик. Сегодня эта церковь – одна из самых старинных, которая почти целиком сохранила первичный облик.

С 352 года каждый год 5 августа существует традиция осыпать прихожан белыми лепестками цветов в память о сне или видении, которое стало стимулом для сооружения этого собора. Кроме того, его часто называют «Божья Матерь в снегах», поэтому не удивляйтесь, если услышите это название.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

История базилики

Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.

  1. В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
  2. В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
  3. Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли  церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
  4. В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
  5. Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.

Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.

История

Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных.

Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.

75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI

Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.

Интерьер

Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт

О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.

Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.

Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.

Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.

Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.

Полезная информация

2.1. Где находится и как добраться

Адрес: Piazza della Stazione, 1

Расположение на карте:

Как можно добраться?

на городском автобусе. Остановка Stazione Scalette – автобусы 6, 11, 12, 17, 22, 23, С2, С4.

Очень удобно добираться из любой точки города! Автобусы останавливаются прямо перед станцией.

на трамвае. Остановка Alamanni – трамваи T1.3, T2.

Остановка прямо около вокзала:

И еще удобно — через дорогу от вокзала остановка трамвая до вокзала Villa Costanza:

на такси

Главное – не перепутать с одноименной церковью. Вам нужно на Stazione Santa Maria Novella. Вообще такси во Флоренции особой популярностью не пользуются.

пешком

От центра города, площади Дуомо можно дойти по прямой — Via de’Carritani до Via dei Banchi, продолжайте идти по ней еще минут 5-7 – попадете на станцию.

на туристическом автобусе hop-on / hop-off

Остановка Stazione FS SMN – это первая остановка обоих маршрутов автобусов hop-on /hop-off по городу.

Купить билеты на автобус можно заранее онлайн или здесь, в туристическом офисе не станции:

Вместе с экскурсией

Мне понравилась вот эта обзорная экскурсия по Флоренции. Каждый день она стартует от церкви Санта Мария Новелла в 15:15. Прогулка продлится 2 часа, стоит 20 евро. Церковь находится в шаговой доступности от станции – с левой стороны, на площади Piazza Santa Maria Novella. Классно использовать время рационально, совмещая экскурсию с днем приезда (я так и сделала).

После приезда во Флоренцию первым делом я сдала чемодан в камеру хранения (о ней ниже в статье), купила туристическую карту Firenze card, перекусила и как раз подошло время экскурсии. После экскурсии (она заканчивается около дворца Питти) я вернулась на вокзал за чемоданом и уже поехала заселяться в квартиру.

Или еще вариант  – интересная прогулка с местным гидом. Проводится на английском языке, а стоит 29 евро. Гид покажет вам город и научит ориентироваться в центре. Обязательно увидите площадь Санта Мария Новелла и вокзал.

2.2. Куда можно уехать

2.2.1. Направления и маршруты /с примерами цен

Поезда идут по всей Италии, останавливаются во всех значимых городах:

  • Рим;
  • Венеция;
  • Сиена;
  • Милан;
  • Турин;
  • Неаполь;
  • Генуя.

Стоит обратить внимание – со всеми остановками маршруты дешевле, но идет поезд дольше. Так, от Флоренции до Рима можно доехать всего за 1 час 20 минут на экспрессе, а на обычном поезде будете более 2 часов ехать

Например, до Милана можно доехать за 1 час 45 минут, билет будет стоить 45-50 евро.

транспортные компании:

TrenItalia, Italo.

2.2.2. Как добраться до аэропорта

Как от жд вокзала добраться до аэропортов?

До Америго Веспуччи: автобусом ATAF „Vola in Bus“, отходят от вокзала каждые 30 минут.

До Галилео Галилей в Пизе: поезд ездит шесть раз в рабочие дни и субботу, и три раза в воскресенье.

От аэропорта до станции можно доехать на такси, либо заказать трансфер онлайн на сайте kiwitaxi, просто закажите автомобиль на то время, которое вас устраивает. Стоит от 4700 до 5500 рублей, зависит от комфорта авто.

2.3. Камера хранения

Хранение багажа — 6 евро за первые 5 часов, далее 1 евро каждый час. Работает с 6.00 до 23.00.

В конце этой дорожки слева — камера хранения:

Камера хранения:

Здесь можно оставить багаж, а можно купить чемодан:

Приготовьте документы:

Оставьте багаж на станции – он будет под надежным присмотром:

Когда багаж сдаете, у вас берут данные паспорта и выдают чек на багаж, оплачивать пока ничего не надо. А вот когда возвращаетесь за багажом, сразу идите на кассу и оплачивайте (стоимость зависит от времени хранения):

2.4. Парковка

Парковка работает каждый день, 24 часа в сутки. Первые 15 минут бесплатно, а потом по 3 евро в час для автомобиля, 0,5 евро в час для мотоциклов.

Оплата парковки через автомат:

2.5 Общественная прачечная

Да, на вокзале можно постирать вещи. И сразу высушить. Интернет там бесплатный — закидываете грязную одежду и сидите ждете, пока постирается. Платите за количество килограмм белья – за 9 килограмм 3 евро. Полностью самообслуживание.

Вот и она:

Удобно и быстро, подходит для путешественников:

Интерьер

При всех произошедших переменах и перестройках, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сберегла свой аутентичный облик.

Наибольший интерес у посетителей вызывают элементы мозаики Santa Maria Maggiore, сохранившиеся до современности из 5-го столетия нашей эры. Основной неф церкви и триумфальная арка были декорированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.

Вход в базилику декорирован мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отправляет посетителей к легендарному былому храма. В XIII веке на апсиде базилики была еще выложена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Поразительная картина была исполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Геометрические узоры пола перекликаются с замысловатым потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). На деревянные потолочные панели нанесено золото, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Не имеющая цены реликвия базилики – Святая колыбель, располагающаяся под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX – символ веры и уважения к древней святыне.

Драгоценная хрустальная урна, с росписью из серебра, прячет в себе элементы деревянных яслей, в которых в свое время лежал младенец Иисус.

Развивает тему Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Капеллы и святыни

Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.

В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.

Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус

Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.

Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.

На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).

Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:

Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.

Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики

  • Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода. Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
  • Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.

Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке

Внутреннее убранство

Интерьер базилики — Санта-Мария-Маджоре во всей красе!

Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре максимально сохранен в традициях ранних христиан. Широкий центральный неф отделен от боковых нефов 40 мраморными колоннами, которые прерываются в апсиде двумя арками.

Апсиду украшает фреска с изображением Иисуса Христа, коронующего Матерь Божью. Ее относят к XIII веку. Золотом горит кессонный потолок. Каждая его плита изготовлена из дерева и покрыта золотом, привезенным из Америки и подаренным королем Испании Филиппом IV. При входе в базилику, справа, установлена его статуя.

Обращает на себя внимание мозаичный пол. Выложенный из мрамора мастером Космой, он напоминает огромный красочный ковер

В одном из боковых алтарей можно увидеть простое надгробие. Здесь захоронен один из талантливейших архитекторов и скульпторов Италии — мастер Бернини.

Базилика Санта Мария Маджоре одна из самых посещаемых туристами. Но не удивляйтесь, что не найдете места, где бы могли приобрести церковные восковые свечи. Здесь их нет. Сюда вместе с цивилизацией пришла автоматизация.

У скульптуры Мадонна с младенцем стоит автомат, на котором расположился ряд светильников в виде оплавленных свечей. Бросив в него монету, лампочка зажжется. В зависимости от номинала монеты и будет зависеть время ее горения.

Церковь внутри

Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело «Христос около Креста».

Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли такой натурализм чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.

В церкви также находятся работы:

  • Сангалло
  • Романо
  • гробницы нескольких пап
  • гробница св. Екатерины Сиенской (1347–1380), которая являлась пророчицей и духовидицей покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения.

Особо стоит отметить капеллу Карафы, расположенную справа от алтаря.

Она названа в честь папы-инквизитора Павла IV Карафы – автора «Индекса запрещенных книг».

Капелла украшена гармоничной балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо.

Также здесь находятся шедевры Ф. Липпи: «Вознесение Богоматери» и «Апофеоз Фомы Аквинского».

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839). На алтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610)

Баптистерий и барельеф работы Пьетро Бернини на алтарной стене

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Фасад базилики Санта Мария Маджоре

Современный фасад базилики был возведен в 1741-1743 гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади.

Базилика Санта Мария Маджоре

Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.

Мозаики лоджии Филиппо Русути, 1288-1297

Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только при посещении базилики в экскурсионном туре в сопровождении гида.

Скульптуры верхней части фасада базилики Санта Мария Маджоре

Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных фигур святых понтификов, а также епископов Карла Борромео и Благословенного Николо Альбергати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector