Жарихин: «россии не стать из большого медведя зайчиком для стран снг»

В СНГ была своя объединенная армия

Распад СССР был осложнен тем, что все 15 союзных республик объединяли Вооруженные Силы Союза ССР. Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы.

Последний министр обороны СССР Евгений Шапошников в итоге стал Главнокомандующим Объединенных вооруженных сил СНГ, которые были созданы в феврале 1992 года. Идея ОВС была в том, что границы СНГ охраняли бы единые Пограничные войска, а РВСН переходили под контроль РФ.

Однако с самого начала все пошло не так – Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.

Но главное, что положило конец ОВС – тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы – по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.

Однако в структуре СНГ все же есть единый военный орган – это Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), который был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте. Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же – вышли. К настоящему моменту в ОДКБ остается 6 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан, а руководящую роль играет Россия (для которой ОДКБ – это еще и способ влиять на политику безопасности в Центральной Азии).

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Цели организации

Среди целей Содружества стоит выделить следующие:

  • взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
  • всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
  • взаимопомощь в правовой области;
  • мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.

Нас держат друг у друга обстоятельства

— Представим на минуту, что блока ОДКБ нет, и на границе таджикско-афганской у нас нет базы. Что будет тогда? Может Россия им сказать: «Ну и ладно, давайте мы сейчас выведем все наши базы. Живите как хотите»? Или мы к такому не готовы?

— У нас, например, с Казахстаном самая протяженная в мире сухопутная граница, которая просто не оборудована. И это далеко не единицы миллиардов долларов, нужные обеим сторонам, чтоб эту границу всерьез оборудовать. И это касается многих других республик.

— Обстоятельства нас держат друг у друга.

— Надо подчеркнуть, взаимные обстоятельства. И многие это понимают. Есть разговоры среди вольных жителей интернета, мол, Россия нам не нужна, мы без нее вместе с Китаем проживем. Вы расскажите это казахам, которые боятся, например, только двух вещей: резкого падения цены на нефть и китайцев.

— Там у них ксенофобия еще похлеще, чем русофобия. Все же есть у России такая программа — по сборке постсоветского пространства?

— Предыдущая идея, что никуда вы не денетесь, вот вам газ по 50 рублей за тысячу кубометров и не создавайте проблем — эта идея провалилась. Особенно хорошо это заметно по Украине. А новая стратегия, которая прагматично основывается на взаимной выгоде, а не только на выигрыше для них — она только формируется.

Мы, с другой стороны, помогаем белорусской власти укреплять обороноспособность, в том числе от внутренних врагов. Помогаем с энергообеспечением, хотя после постройки атомных электростанций Белоруссии потребуется значительно меньше нефти и газа из России.

И республика становится энергоизбыточной страной впервые в своей истории, она свою энергию сможет экспортировать. Тогда философия ее несколько поменяется, но сейчас она энергонедостаточна.

— Вот и Таджикистан с Киргизией на границе друг с другом что-то поделить не могут.

— Там проблема Центральной Азии — вода. Есть страны с избытком органических энергоресурсов — Казахстан и Узбекистан, но с недостатком воды. Есть страны с ее избытком, которые воду используют как энергоресурс, сокращают из-за этого потребление водонедостаточных стран, потому все время конфликты.

Тем более, что органические энергоресурсы имеют определенную цену на лондонской бирже, а вода цены не имеет, поэтому трудно наладить взаимовыгодный обмен: мы вам нефть, а вы нам воду. И деление этих энергоресурсов иногда даже создает проблемы и между водоизбыточными странами, такими как Киргизия и Таджикистан.

— Какие страны СНГ наиболее активны в налаживании контактов, инициировании общих дел с Россией?

— Такие страны входят, и не случайно, в Евразийское экономическое сообщество.

— В плане политики мы, например, хотели бы от Казахстана иметь какую-то политическую поддержку, тем более Казахстан, по-моему, сейчас входит в СБ ООН и не голосует часто за наши резолюции. А от Таджикистана что мы можем увидеть?

— Немало. Например, возможность создавать совместный барьер между нами и неспокойным Афганистаном, барьер от проникновения людей и идей. К тому же, из-за афганской границы мощные потоки наркотиков идут.

— А почему мы не можем до сих пор перекрыть эти поставки на границе там? Они идут по горным маршрутам, но все равно, в советские времена как-то с этим справлялись.

— Вы мне задаете вопросы, которые надо задавать специальным службам, я к этим службам не отношусь.

— Это коррупционная какая-то составляющая, да?

— Ну, естественно, люди есть люди, это все непросто. В конце концов у тех же американцы, уж вроде имея мощнейшие системы, тратят огромное состояние, а тем не менее того несчастного негра, которого задушили, задушили в состоянии наркотического опьянения. Значит, туда как-то наркотики попадают.

— Чем для нас являются Таджикистан, страны Центральной Азии в плане будущего с ними сотрудничества, что мы должны как-то в первую очередь сделать, чтобы все-таки не вытолкнуть их на орбиту?

— Наш бизнес должен более активно идти туда, открывать там предприятия. В конце концов ведь очень выгодно. У гастарбайтеров производительность труда за счет того, что они отрываются от семей и так далее, значительно ниже, чем если бы они были там на месте со своими семьями. То есть открывать там принадлежащие нам предприятия.

А так они сами выталкивают своих людей к нам — для них место не находится. Китайцы тоже не вкладывают в предприятия, больше в дороги для своего «великого шелкового пути».

Узбекистан вот делает немало. Они могут выходить на огромный российский рынок со своими фруктами, овощами — но опять же надо развивать инфраструктуру.

Беседовала Любовь Степушова

К публикации подготовил Михаил Закурдаев

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Таджикистан — надежный союзник России по ОДКБ?

Куратор: Любовь Степушова

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Критический взгляд на роль СНГ сегодня

Проанализировав новейшую историю субъектов СНГ, нельзя не отметить существование большого количества конфликтов разного уровня, среди которых имеются даже военные столкновения как между разными государствами, так и внутри одного. На настоящий момент продолжают существовать проблемы демонстрации национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции.

А также систематически возникают конфликтные ситуации в экономической сфере между Россией, с одной стороны, Украиной и Беларусью — с другой. Основной проблемой, возникающей постоянно, является тарифный вопрос относительно сырья. Множество раз на Россию как на самый крупный субъект СНГ, имеющи1 наиболее значимые экономические и военные возможности, осуществлялись нападки по поводу нарушений основополагающего соглашения с российской стороны.

Итак, СНГ представляет собой международную организацию регионального значения. Членами СНГ являются страны, которые до распада СССР входили в его состав. Изначально, эта организация была учреждена как механизм «цивилизованного развода», но и на данный момент её путь превращения в инструмент эффективного сотрудничества ещё не завершился.

Экономика

В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.

В 2009 году было начато новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Первоначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года Казахстан, Армения и Молдова также завершили ратификацию. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.

Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.

Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.

Экономические данные

Данные взяты из  Статистического управления ООН и Всемирного банка .
Страна Население (2018) ВВП (долл. США) Рост ВВП (2012 г.) ВВП на душу населения Индекс человеческого развития (2017)
2007 г. 2012 г. 2007 г. 2012 г.
Беларусь 9 452 617 45 275 738 770 65 685 000 000 4,3% 4 656 6 940 0,808
Казахстан 18 319 618 104 849 915 344 196 642 000 000 5,2% 6 805 11 700 0,800
Кыргызстан 6 304 030 3 802 570 572 6,197,000,000 0,8% 711 1,100 0,664
Россия 145 734 038 1 294 381 844 081 2 022 000 000 000 3,4% 9 119 14 240 0,816
Таджикистан 9 100 835 3 695 939 000 7 263 000 000 2,1% 526 960 0,650
Узбекистан 32 476 244 22 355 214 805 63 622 000 000 4,1% 831 2137 0,710
Азербайджан 9 949 537 33 049 426 816 71 043 000 000 3,8% 3 829 7 500 0,757
Молдова 4 051 944 4 401 137 824 7 589 000 000 4,4% 1,200 2100 0,700
Армения 2 951 745 9 204 496 419 10 551 000 000 2,1% 2,996 3500 0,755

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ

В 2008 году после операции «Принуждения к миру» проведенной Россией в отношении Грузии, парламент этой страны постановил выйти из СНГ.  Таким образом с 18 августа 2009 года Грузия перестала быть членом организации.

Украина всегда имевшая особый статус учредителя организации не присоединившегося к уставу окончательно порвала с союзом в 2018 году из-за политических разногласий с Россией.

Остается болезненной и тема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Карабахская проблема имеет долгую историю и обострилась в постперестроечные годы.

Особую остроту конфронтация приняла в 1991 – 1995 годах, когда с обеих сторон велись настоящие военные действия.

Столкновение закончилась подписанием Бишкекского протокола о перемирии. Ситуация могла привести к недовольству одной из сторон и ультимативному выходу из состава СНГ.

Но к счастью, были приняты грамотные политические решения и оба государства остаются в организации, которая, в том числе, является гарантом сохранения мира в регионе.

Еще одна точка напряженности существует в Молдавии. Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе.

Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер. Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации

Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность.

Бюджет СНГ

Организация, международный договор предписывает которой широкое поле деятельности вынуждена иметь собственную систему финансирования.

Бюджет формируется из взносов стран участниц и служит для финансирования:

  • деятельности органов Содружества;
  • совместных организационных мероприятий.

Работа по созданию и исполнению бюджета возлагается на плечи Исполнительного комитета. Выделение средств происходит с учетом предоставляемых смет на обеспечение деятельности различных органов Союза. Утверждение производится Советом глав правительств СНГ минимум один раз за два года.

Долевые взносы рассчитываются исходя из численности населения и национальных показателей государств-участников в сумме общего валового продукта. Перерасчет взносов происходит согласно статистическим данным каждые три года.

Единой расчетной валютой
бюджетных органов является российский рубль. Раз в два года проводятся ревизии
финансовой и хозяйственной деятельности адресатов бюджетного финансирования,
осуществляемые представителями стран СНГ по распоряжению Председателя Совета
глав Правительств.

Бюджет на 2019 год
согласно решению Совета глав правительств Союза от 2 ноября 2018 года
составляет 983,8 миллионов российских рублей.

Интеграционные процессы
на постсоветском пространстве разноуровневы и разнонаправлены. Межгосударственное
объединение большинства стран бывшего СССР не так интенсивно и эффективно, как
этого бы хотелось. Остается ряд нерешенных проблем, но недостаточно прозрачные
границы и мелкие проблемы все же лучше решаются в рамках союза, нежели в
двусторонних форматах. СНГ — это организация с большим потенциалом, который
пока не раскрыт в полной мере.

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

  • Литва, Латвия и Эстония изначально не вступали в СНГ. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз – Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас;
  • Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. Формально Грузия оставалась в составе СНГ еще год – этого требовал Устав СНГ;
  • Украина, будучи государством-учредителем СНГ, формально изначально не была его членом (так как ее представители не подписали Устав СНГ). После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В прошлом году МВФ исключил Украину из группы стран СНГ, тем не менее, с точки зрения содружества статус Украины остается спорным;
  • Туркменистан в декабре 1991 года ратифицировал Соглашение о создании СНГ и протокол к нему, однако парламент этой республики не ратифицировал Устав СНГ. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства.

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

В СНГ пытались вступить 5 непризнанных республик и даже Татарстан отдельно от России

История постсоветских республик богата на территориальные конфликты. Большинство из них начались с распадом СССР, какие-то уже закончились, а какие-то все еще существуют в «замороженном» виде. Основной «сценарий» сепаратизма примерно один – регион или группа регионов пытается выйти их состава государства (и чаще всего – присоединиться к другому государству), возникает вооруженный конфликт, который или подавляется силовым путем, или временно урегулируется.

Понятно, что для каждого непризнанного государства главное – это признание. И почти все непризнанные субъекты постсоветского пространства пытались вступить в СНГ. В частности, это были:

  • признанная в России террористической Чеченская Республика Ичкерия (существовала с 1991 по 2000 годы на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР);
  • Приднестровье (непризнанная часть Молдавии);
  • Абхазия и Южная Осетия (спорные территории, на которые претендует Грузия);
  • Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах – спорная территория Азербайджана, на которую претендует Армения).

Считается, что заявления о намерениях вступить в СНГ эти образования делали, чтобы подчеркнуть свою независимость и получить признание в международной политике. Однако в СНГ эти непризнанные государства приняты не были.

Но, что еще интереснее, в СНГ пытался вступить и Татарстан – отдельно от России. Как известно, вопрос со статусом республики решался достаточно долго – с 1990 года ее называли «Татарской Советской Социалистической Республикой» или Республикой Татарстан (что предполагает статус, равный другим союзным республикам). В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости (больше половины голосов – «За»), а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости.

В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

  • товаров;
  • услуг;
  • капитала;
  • рабочей силы.

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Цели и задачи

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector