Гиюр для мужчин и женщин

Позиция Торы о гиюре

Тора признает исключительность еврейского народа. Считается, что евреи выполняют особую задачу – служат проводником провидения и присутствия, возглашают славу Всевышнему и хвалят имя Его. Тора признает, что и неевреи (гои) созданы по образу божиему. Евреи уважают задачу гоев в мире, но и гои должны уважать уникальность и особое предназначение народа Исраэля. Считается, что бог наделил евреев особыми качествами и свойствами – правом учить человечество вере, демонстрируя другим народам монотеизм.

Влияние Израиля эффективно, когда он выделяет себя из числа других народов, не ассимилируясь и не изменяя своим качествам. Этот принцип еще с библейских времен реализуется на примере Авраама, который обращался ко всем народам, но при этом сохранял дистанцию и запрещал своему потомству заключать браки с представителями другого народа. Наоборот, он благословлял все семьи земли, прививая другие народы к древу еврейства через гиюр. С тех пор признается только ортодоксальный гиюр для женщин и мужчин, другие течения считаются негалахическими.

Учения Авраама распространялись также и через других персонажей ­– Ишмаэля и Эсава, которые соединялись с другими народами и в результате проповедей создали иудаизм и христианство соответственно. Созданные на основе Танахи, они являются способом донесения божиих заповедей до неевреев.

Почему евреи «избранный народ», кто их из­брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5–6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра­диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы­вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна. 

другие религии

11 вопросов про ислам

Чем шииты отличаются от суннитов, как одеваются мусульманки и что такое халяль

9 вопросов про буддизм

Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии

Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикетка дня

ДражеДизайн дня

Консольный стулРеклама дня

Читайте журнал «Молодая гвардия»

Архив

Молодежные групповые и летние лагеря

Знак входа в лагерь Свиг в Саратога, Калифорния.

NFTY существует для того, чтобы дополнять и поддерживать реформаторские молодежные группы на уровне синагог. К организации присоединились около 750 местных молодежных групп, в состав которых входит более 8 500 молодых людей.

URJ Camp & Israel Programs — крупнейшая еврейская система кемпингов в мире, включающая 15 летних лагерей по всей Северной Америке, в том числе специализированные лагеря в области науки и технологий, искусства и спорта, а также программы для молодежи с особыми потребностями. Многие из лагерей уже давно предоставляют ученикам старших классов возможность поехать в Израиль летом через NFTY в Израиле. Союз предлагает различные израильские программы для семинаристов и студентов. Включая молодежный съезд раз в два года.

(3). Принятие гиюра по семейным обстоятельствам (для заключения брака) или для получения той или иной «выгоды».

Талмуд, и постановили, что если человек делает гиюр ради женитьбы или выгоды, его не принимают. Спор между махмирим и макилим в этом аспекте в том есть ли какая либо выгода (кроме психологической) сегодня для принимающего гиюр и если ее нет. Как известно на сегодняшний день в Израиле и в экономическом плане и в плане продвижения по карьерной лестнице нет никакой разницы между евреем и «израильтянином — галахическим неевреем». Любой человек может также заключить брак не через раввинат а за границей или «гражданский брак» и он будет иметь все привилегии, положенные семье, поэтому и в этом случае нет «гиюра ради выгоды». Кроме этого Рав Узиэль постановил, что Зэра Исраэль уже «часть еврейской семьи» и поэтому его не отвергают из-за брака.

Истинный гиюр

Истинный гиюр полностью инициирован неевреем. По законам Торы строго запрещено зазывать неофитов, или даже намекать им на путь гиюра, как предпочтительный. Тора описывает человечество, разделенным на нации, по замыслу Всевышнего. У каждого народа — свой праотец основатель. Иногда, жизни «отцов наций» посвящены в Торе многие страницы

Это подчеркивает их важность, как «глобальных» людей, отчего и их жизненные события приобретают общий характер. У каждого народа свой ангел

У каждого народа своя миссия на земле. Если евреи избраны Б-гом, чтобы служить Ему исполнением 613-и заповедей, то от неевреев Всевышний ожидает служение, в виде 7 заповедей сыновей Ноаха. Национальные рамки святы и незыблемы, в особенности граница между евреями и другими народами. Тот, кто пытается стушевать эти разграничения, борется с самим Творцом. В свете этого ясно, почему еврею ни в коем случае не разрешается приглашать неофитов.

Истинный гиюр состоит из двух фундаментальных частей: искренность намерений неофита и принятие обязанности исполнения всех заповедей Торы.

Искренность неофита означает, что единственной целью принятия гиюра для него является приближение к еврейскому Б-гу и служение ему по «еврейским требованиям». Если вместо (или даже вместе) этого мотива выступает любое другое соображение — такой человек уже попадает под определение «навязавшегося гера», которое будет описано ниже. Чуждыми мотивами могут служить как самые меркантильные помыслы (матримониальные, финансовые, социальные), так и самые возвышенные (увлечение еврейской историей и философией, национальным характером, любовь к государству Израиль, духовные переживания, связанные с евреями и т.д.). Также, как в постулате единства Б-га, еврею запрещено примешивать любые другие понятия, даже духовные и возвышенные, так и желающий стать неофитом не должен прибавлять к единству еврейского Б-га, как к мотиву гиюра, ничего чуждого.

Обязанность выяснения искренности мотивов неофита лежит на раввинском суде. Еще до диалога с самим кандидатом, судьи обязаны любым методом удостовериться, что претендентом не движут побочные намерения. Если подобные мотивы обнаружены — кандидату должно быть отказано в гиюре (до слушания его претензии).

Второй часть истинного гиюра является принятие обязанности исполнения заповедей. Еврейский религиозный образ жизни предполагает великое множество запретов и указаний, относящихся как к духовным сферам человеческой деятельности, так и к самым обыденным. Неофит обязан принять на себя исполнение всех еврейских законов, имеющих к нему отношение. Если даже один пункт еврейского законодательства показался ему неприемлемым, или необязательным, гиюр не засчитывается

Важно отметить, что еврей по происхождению никогда не проходит подобную процедуру принятия исполнения заповедей, и его еврейство от нее не зависит. Поэтому и нерелигиозный еврей, и еврей-атеист, никоим образом не становятся «меньше» евреями по факту неисполнения заповедей

Еще важным моментов в истинном гиюре является готовность претендента полностью порвать со своим прошлым. Речь идет не только об образе жизни, но и буквально о родственных связях. «Новообщенный гер похож на новорожденного ребенка», гласит Талмуд. По букве закона, если брат и сестра прошли гиюр — они родственниками больше не являются, и теоретически могли бы пожениться. Однако мудрецы запретили это, «чтобы не говорили, будто гер деградировал в уровне своей святости по прошествии гиюра».

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Что такое гиюр для женщин

Гиюр – это обряд посвящения неевреев в евреи, который подразумевает долгую подготовку, получение согласия Главного Раввината. Для женщин и мужчин он практически одинаков, но имеет несколько отличий.

Церемония гиюра основана на истории возникновения еврейского народа, изложенной в Библии. Вкратце, она заключается в том, что вышедшие с Моисеем из Египта люди, прошедшие через расступившееся море и подошедшие к Синаю, очистились и услышали голос Господа. По истории Всевышним были определены три основных ритуала:

  • обрезание;
  • окунание в микву;
  • жертвоприношение.

Первый ритуал касается только представителей мужского пола, жертвоприношение уже давно отменили, поэтому женщинам, решившим принять еврейскую веру, остаётся только окунание в микву – резервуар с водой, для очищения от нечистот.

Обнажённая женщина  по ступеням спускается в микву, после первого окунания выходит и надевает специальную одежду. Обычно это свободный халат, хорошо пропускающий воду к телу. Затем окунание проходит уже в халате, так как в зал зайдут судьи, ответственные за проведение обряда. Женщине зададут ещё пару вопросов, попросят повторить за ними ритуальные фразы, прочитать благословение и окунуться в бассейн с головой.

Сам процесс обряда посвящения нееврея в иудеи несложный, чего нельзя сказать о всех этапах подготовки к нему.

(1). Отношение к претенденту на гиюр

(Отношение к претенденту на гиюр, когда он потомок евреев или состоит в браке с евреем\еврейкой, и с социальной точки зрения является частью еврейского народа («нееврей живущий среди евреев»), при том что он не является евреем галахически).

В Талмуде, книгах ришоним и в Шульхан Арухе сказано, что нужно усложнять жизнь претенденту на гиюр и уговаривать его отказаться от своей затеи, а тем более не призывать его принять гиюр. Однако р. Хаим Озер Грудзинский изменил такое понимание и ввел новое понятие «нееврей живущий среди евреев и являющийся членом еврейской семьи» – и постановил, что такого не надо отговаривать, поскольку , мудрецы и говорили о «нееврее, постороннем для еврейства» не о таком «нееврее, социально еврейском». Позже Главный сефардский раввин Б.М.Х.Узиэль для обозначения этого различия ввел понятие «зэра Исраэль» («нееврей, являющий членом семьи или потомком евреев»), – и постановил, чтот такого претендента на гиюр не только не отвергают, а наоборот, есть заповедь приближать его к гиюру и помогать его пройти. В дальнейшем махмирим не согласились принять эту разницу между видами неевреев, тогда как макилим (и в том числе Бейт Дины под руководством р. Друкмана) принимают ее, и в отношении к «зэра Исраэль» придерживаются подхода как это было принято Главным Раввинатом Израиля со времен р. Узиэля.

Кто такие геры

Гер и гиерет – официальные названия мужчин и женщин, прошедших процесс обращения из неевреев в иудеев. Причём это касается только тех, кто прошли гиюр по всем правилам Галахи (еврейского закона)

Не все гиюры одинаково признаются действительными в стране – это важно учесть перед выбором той или иной его разновидности

Например, существует реформистский (прогрессивный) и консервативный гиюр, имеющие в своей основе совсем другие представления, отличающиеся от подлинного. Представители этих течений считают, что заветы Торы – простая формальность и могут изменяться с течением времени. Поэтому в Израиле признается только ортодоксальный гиюр, проходящий по всем правилам. Главный Раввинат признает только его, несмотря на то, что реформисты и консерваторы проводят те же ритуалы.

Также считается недействительным фиктивный гиюр, который проводится по причинам, отличающимся от главной – желания проникнуться верой иудаизма. Фиктивный гиюры распространены среди неевреев, желающих создать семью с евреем и совершить иммиграцию в Израиль. Без соответствующего обучения и сдачи экзамена это невозможно. Такого понятия, как „ускоренный гиюр,  не существует. Конечно, можно попытаться сдать экзамен без обучения, но навряд ли эта попытка увенчается успехом – чтобы выучить молитвы на иврите, проштудировать всю необходимую литературу, понять её, нужно проникнуться верой иудеев и иметь о ней ясное представление. Кроме того, судьи на экзамене смогут легко определить, будет ли в будущей семье соблюдаться религиозный образ жизни: по поведению, манере одеваться и ряду других факторов. Поэтому особого смысла просить о гиюр без соответствующей подготовки – нет.

Таким образом, чтобы стать гером, нужно пройти обращение в иудаизм в соответствии с правильным, ортодоксальным гиюром.

Динамика изменения отношения к гиюру

(Динамика изменения отношеня к гиюру в исторической перспективе и общественно-политический конфликт вокруг проблемы гиюра в Израиле в последнее десятилетие).

Изменение подхода в отношении гиюра в 19-20 веке произошло, прежде всего, в связи с тем, что к еврейству начали приходить люди, являющиеся по происхождению частично евреями, или находящиеся в браке с евреями, отошедшими от иудаизма. И, тем самым, вопрос возник не в отношении просто «неевреев, приходящих к иудаизму», а в отношении тех, кто национальным образом уже связан с еврейским народом и в социальном смысле является его частью.

Яркий пример такого рода мы можем найти в постановлении венгерских раввинов 19 века, которые описывают ситуацию, когда еврей отошел от иудаизма, женился на нееврейке, у них есть теперь дети, и эта семья постепенно решила вернуться к иудаизму, поэтому он с женой и детьми приходит в бейт-дин и просит сделать жене и детям гиюр. И в этом постановлении отмечается, что если мы не сделаем гиюр этой женщине и ее детям, то этот еврей ведь не разведется с ней, он будет продолжать жить в запрещенном браке, и еще более отойдет от иудаизма. И поэтому эти раввины решают сделать этой женщине и ее детям гиюр, и после этого сделать этой паре хупу и правильный еврейский брак, (хотя по Шулхан Аруху не положено разрешать брак в случае, если еврей и нееврейка были в интимных отношениях до гиюра) потому что в противоположном случае последствия будут очень отрицательные. В этом вопросе венгерские раввины положились на сказанное Рамбамом в его респонсе (издательство Блау симан 211) о таких случаях, что из-за правила «таканат hа-шавим» («пусть лучше ест подливу, а не сам жир»), разрешить брак после гиюра.

В 20 веке эти проблемы усилилось в связи с тем, что параллельно с построением и продвижением все больше «частично евреев» хочет приблизиться к иудаизму. В частности, острая проблема возникла в конце 1930-х гг. в связи с алией в Израиль евреев из Германии, значительная часть которых была в смешанных браках, и они привезли с собой нееврейских жен. Проблема обострилась после Катастрофы, когда в Израиль приехало большое количество переживших с нееврейскими мужьями или женами, которые зачастую были теми, кто спас своего еврейского супруга от смерти. Рав Б.М.Х.Узиэль, который в то время был Главным раввином Тель-Авива, а затем Главным раввином Израиля, придерживался позиции облегчения гиюра, поэтому провел гиюр всем нееврейским членам семьи, и проблема была закрыта. В то время она не вызывала никакого общественного резонанса.

В отличие от этого, в процессе приезда алии из СССР-СНГ проблема решена не была. В этой алие сложность была не только в том, что был большой процент нееврейских членов семьи, но и в том, что, в отличие от евреев Германии 30-х гг и переживших , они были настолько сильно оторваны от религии, то у них не только не было соблюдения заповедей, но не было даже представления о конфессиональной принадлежности, о принадлежности к иудаизму в плане общего принятия религии, и в связи с этим они не были настроены изначально на прохождение гиюра Кроме того, в этот период в Главном Раввинате гораздо большее число голосов, чем раньше, стало придерживаться харедимной позиции, и не был, как в 1930-е -1950-е гг., нацелен на решение общенациональных проблем. Поэтому занял позицию требования полного соблюдения заповедей для гиюра, а не только «общего принятия заповедей», — в результате чего не только кандидаты на гиюр в составе алии из СССР-СНГ не стали продвигаться к гиюру, — но и, наоборот, вся алия в целом еще более отдалилась от иудаизма.

Оценка кандидатов для гиюра

Главная задача раввинского суда – оценить истинность и искренность намерений кандидата в геры, степень проявления его желания соблюдать заповеди, возможность их соблюдать и прочие важные факторы. Если раввин хотя бы на толику усомнится в искренности намерений кандидата, его прошение не принимается.

Даже если гиюр совершен, но прошедший его гер совершенно не собирается соблюдать заповеди, обряд считается недействительным. Если гиюр проведен, но на момент его проведения истинные намерения гера неизвестны раввинам, гиюр считается сомнительным и при определенных обстоятельствах может также быть признан недействительным. Если впоследствии гер соблюдает заповеди, сомнительный обряд признается действительным.

Так как евреям запрещено, заключать браки с неевреями, многие кандидаты обосновывают свое желание принять иудаизм стремлением заключить брак. Некоторые раввины разрешают проводить такие гиюры, но в большинстве случаев вероятность того, что такой гер будет соблюдать заповеди, довольно низка, тем более, что супруг, который уже выбрал себе в супруги нееврея, уже продемонстрировал отношение к иудейским ценностям.

Кроме них, неподходящими кандидатами также признаются:

  • умственно неполноценные, так как они не несут ответственности за свое поведение;
  • глухонемые – те, кто не могут слышать и говорить, не могут пройти гиюр;
  • люди, которые живут в месте, где не смогут соблюдать заповеди;
  • мужчины-амалекитяне, некоторые итальянцы.

Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус­ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

Условия гиюра

Переход в еврейство означает слияние с еврейским народом и принятие на себя ярма заповедей (обязательства их исполнять) с момента совершения гиюра. Хотя это самостоятельные процессы и этапы, они глубоко взаимосвязаны, потому что человек не может принять Тору, пока не является частью еврейской общины. По этой причине, объясняет Раши, Тора не была дана евреям, пока не стало очевидно, что они сплотились в единый народ. Комментируя слова Торы «и остановился у горы Синай» (Шмот 19, 2), Раши отмечает, что глагол здесь стоит в единственном числе (ваихан) , а везде в Торе в подобных случаях используется глагол во множественном числе (ваяхану — «и остановились»). Комментатор объясняет это тем, что во время всех прочих стоянок в народе преобладало разделение, но когда евреи достигли Синая, они были «как один человек с единым сердцем». Увидев это единство у горы Синай, Всевышний сказал: «Это время даровать Тору».

По той же причине еврей, который отдаляется от общины, теряет значительную часть своей уникальности как еврей и не может считаться полноценным представителем своего народа. О таких людях написано:

Учили наши мудрецы: когда Израиль в беде и один человек отделяется от общины, два ангела, которые сопровождают каждого человека, приходят и возлагают ему на голову руки со словами: «Тот, кто отделяет себя от общины, не получит и доли, когда она будет утешена». А в другой барайте сказано: пусть не говорит человек, когда община в беде: «Пойду домой, буду есть и пить, и всё у меня будет хорошо»… Должен человек разделить общую беду, подобно Моше, как написано: «Но отяжелели руки Моше; и взяли они камень и подложили под него, и он сидел на нём» (Шмот 17, 12). Что, у Моше не было сидения или подушки, чтобы сесть? Но Моше хотел этим показать: когда народ Израиля в беде, я разделяю с ним беду. Тот, кто делит беду с общиной, удостоится увидеть её утешение» (Таанит 11а).

Причина, по которой Израиль и Тора так глубоко связаны, заключается в том, что еврейский народ является носителем слова Творца, и это единственный канал, по которому может быть получена Тора. Когда мы молим Всевышнего: Шомер Исраэль, шмор шеэрит Исраэль, вэ-аль йовад Исраэль а-омрим Шма Исраэль («Страж Израиля, сохрани остаток Израиля; и пусть не пропадёт Израиль, провозглашающий Шма Исраэль»), мы выражаем эту идею и утверждаем: Израиль заслуживает, чтобы его защитили, потому что это единственный народ, который свидетельствует о единстве Б-га.

А если человек хочет пройти «гиюр» в Израиле?

Для этого он должен быть либо гражданином, либо иметь временный вид на жительство (виза Алеф-5) минимум два года. В таких случаях он может обратиться в раввинат и записаться на курсы «гиюра».

В Армии Обороны Израиля также есть своя система прохождения «гиюра» для солдат срочной службы – не являющихся галахическими евреями (евреями по матери).

Следует отметить, что по иудейским законам «гиюр» может провести любой раввин. Поэтому в Израиле можно найти немало неформальных рамок для прохождения «гиюра», куда принимают всех желающих. Такие «гиюры» обычно не признаются ни раввинатом, ни МВД Израиля. Причем, в такой ситуации бывает проще убедить раввинат в «кошерности» такого «гиюра», чем МВД, которое в таких случаях занимает непоколебимую принципиальную позицию. Только виртуозные адвокаты, специалисты по иммиграционному праву, имеют шансы добиться признания такого «гиюра».

Процесс принятия еврейства

Процесс встреч с раввинами и прохождение экзамена – это только подготовка к гиюру. Сама процедура гиюра проводится уже после одобрительного решения раввинского суда и состоит из двух обязательных ритуалов:

  • Брит-мила или обрезание для мужчин. Это некий знак союза между Господом и Израилем, предписание, которое помогает сохранить святость еврейского народа. Если кандидату врачи запрещают делать обрезание, проведение обряда не допускается, потому ответ на вопрос, возможен ли гиюр без обрезания, очевиден – нет, невозможен. Если обрезание было проведено еще до обряда, при его проведении с части тела, в котором делается обрезание, выпускается несколько капель крови. Обрезание проводится под анестезией и под наблюдением судей раввинского суда.
  • Твила – ритуальное погружение в воды миквэ для женщин и мужчин, символизирует процесс очищения. В это время судьи повторяют геру основы иудаизма, смысл некоторых заповедей.

После прохождения ритуала гер получает новое еврейское имя, даже если его старое имя также было еврейским.

Особые случаи

В отношении некоторых кандидатов действуют особые правила. Например, мальчики до 13 и девочки до 12 лет не могут пройти гиюр, однако дети геров, представших перед судом, также могут быть обращены в еврейство до достижения этого возраста. Но делается это только для детей, которые будут воспитываться в атмосфере Торы и обучаться заповедям.

Если ребенок рожден до принятия иудаизма его матерью, он не признается евреем – он должен пройти ритуал самостоятельно. Если рожден после ритуала – признается полноценным иудеем.

Если процесс зачатия произошел до того, как проходит гиюр, а рождение – после, ребенок признается не евреем, а гером, прошедшим ритуал совместно с матерью. Чтоб можно было точно определить статус новорожденного, после прохождения твилы женщине рекомендуется 3 месяца воздерживаться от близости с мужчиной.

(2). Понятие «кабалат hа-мицвот» и его практическое применение.

Суть конфликта состоит в разном толковании термина «кабалат hа-мицвот» и его применения на практике.

Талмуд (Критот 9а), говоря об условиях вступления гера в союз с Богом, не упоминает принятия заповедей, и также согласно большинству мнений ришоним и ахроним «кабалат мицвот» не является обязательным требованием процесса вступления в союз со Всевышним, т.е. гиюра. Например считает «кабалат мицвот» вытекающим из вступления в союз с Творцом, а не обязательным условием собственно вступления в этот союз. Однако постановил, что принятие заповедей обязательно, и такова теперь галаха (хотя этого нет по «икар hа-дин»), и сегодня все согласны, что для гиюра нужно кабалат мицвот. При этом в другом месте (Бхорот 30б) говорит, что если нееврей не готов принять хоть одну заповедь и даже самое мелкое постановления мудрецов, ему не делают гиюр и его отвергают, и это постановление Талмуда тоже галлаха принятая всеми (хотя, отметим, указывает ее в законах гер тошав, а не гер цедек) Таким образом, имеется противоречие между двумя высказываниями Талмуда, на тему чего многими галахическими авторитетами дано объяснение, что есть большая разница между «явным неприятием и заявлением об этом» (что делает гиюр невозможным) и между тем, что в принципе человек принимает все, но исполняет не все (будь то по незнанию или по слабости человеческой). И поэтому если человек хочет быть как все евреи и принимает все, что делает человека евреем, — то даже если он не будет соблюдать ту или иную галаху (не по идеологическим причинам, а из-за незнания или соблазнов, которые ему мешают соблюдать), то его гиюр полностью кошерен с точки зрения «кабалат hа-мицвот».

Таким образом, по мнению одной из сторон, устрожающим в этом вопросе, «кабалат мицвот» означает обещание соблюдения заповедей и само это соблюдение после гиюра, а по мнению другой стороны, облегчающими в этом вопросе, «кабалат мицвот» означает принятие заповедей в смысле того, что «это моя религия, заповеди обязательность которых я признаю, но это не означает полного их соблюдения» (конечно при условии, что нет явного заявления о непринятии той или иной заповеди).

Некоторые ввели понятие «умдана де-мухах» (или «анан саhадей»), в соответствии с которым если человек после гиюра не соблюдает, то это доказывает, что изначально он не собирался принимать заповеди. Другие не принимают это понятие. Однако в любом случае оно неприменимо, когда человек продолжает соблюдать те или иные заповеди, хотя не соблюдает все. Например, в Израиле живет огромное число «масортиим» (около 40 процентов еврейского населения Израиля), которые, безусловно, принимают все заповеди, иудаизм – это их религия, но они вовсе не соблюдают все заповеди. На практике это означает, что человек празднует еврейские праздники, что он зажигает субботние свечи, что он устраивает пасхальный седер и постится в , но не соблюдает полностью шабат, кашрут и т.д.

В нет однозначного решения о том, какое толкование должно быть у термина кабалат мицвот, и есть разные точки зрения. (Например р. Ихиэль Яаков Вайнберг, «Сридей Эш», постановил, что с точки зрения кабалат мицвот достаточно шаббата, кошрута и чистоты семейной жизни). Поэтому существующий спор – это легитимный галахический спор двух галахических подходов, а отнюдь не «праведники с одной стороны или злодеи с другой стороны».

Где можно пройти гиюр в России

Основное место проведения обряда принятия в иудаизм – это гиюр в Москве. Раввинский суд при является одним из нескольких ортодоксальных галахических судов, чьи обряды беспрекословно признаются как с духовной, так и с правовой точки зрения.

Геры, проживающие за пределами Москвы, также могут пройти ритуал, но для начала им необходимо обратиться для получения консультации к представителю главного раввината в городе проживания еврейской общины, членом которой является кандидат. Например, место прохождения гиюра в Санкт-Петербурге можно узнать у  .  можно узнать информацию о других городах.

Получить необходимую информацию также можно и в общинных центрах, например, в Москве таковым является – синагога в Марьиной роще.

Равенство мужчин и женщин

Одной из отличительных черт современного реформистского иудаизма является признание равенства мужчины и женщины, в том числе во всем, что касается религиозного образа жизни. В ходе богослужения в синагоге женщины и мужчины сидят вместе, женщина может занимать любую общественную или профессиональную должность, в том числе исполнять обязанности раввина и кантора, читать и изучать Тору, надевать молитвенное покрывало (талит).

Реформистский иудаизм активно работает со смешанными семьями, уделяя особое внимание вопросам гиюра. Гиюр, пройденный в признанных реформистских общинах диаспоры, дает право на репатриацию в Израиль

Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос­становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину  Период истории с конца I века н. э. до со­здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль­шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан­ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен­денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.)  Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век)  Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век)  Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявив­ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова­телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать. 

Что такое гиюр

Если обратиться к Википедии,мы найдем следующее определение слову «гиюр»: обращение нееврея в иудаизм,а также связанный с этим обряд. Непросвещенные читатели могут задаться вопросом: как неевреи типа меня в принципе могут жить в Израиле,если закон страны позволяет приезжать сюда на ПМЖ только лицам еврейской национальности(вопрос о рабочих визах опустим).

Объяснение простое: по закону Израиля «О возвращении» евреем считается человек,родившийся от матери-еврейки или принявший иудаизм,и он не принадлежит к другой религии. И если первая часть — «родившийся от матери-еврейки» — на практике означает,что достаточно хотя бы одной прабабушки-еврейки в семье,чтобы репатриироваться в Израиль,в религиозном плане эта фраза интерпретируется буквально: национальность передается только по матери. А поскольку Израиль — страна религиозная,этот факт влияет на многие аспекты жизни.

Граждане Израиля,которые являются неевреями с религиозной точки зрения,не могут жениться в стране(при этом брак,заключенный за границей,страна признает), быть похороненными на одном кладбище с евреями,а иногда даже быть принятыми на работу,хотя это бывает крайне редко. Кроме того,это влияет и на статус будущих детей. Родственников не выбирают,но религию выбрать можно,решило еврейское сообщество,и позволило желающим пройти обряд посвящения в евреи. Гиюр можно проходить не только в Израиле,но и в других странах мира,в том числе в России,Беларуси и Украине. Главное,чтобы судьи,которые будут выносить решение по вашему случаю,были «аккредитованы» главным раввинатом Израиля. Судом называется экзамен,в ходе которого три рава проверяют истинность ваших намерений стать евреем и действительность соблюдения еврейских заповедей. Но об этом ниже.

Подача прошения о гиюре

Перед тем как женщине принять гиюр в России, так и мужчине, необходимо предстать перед раввинским судом и выразить искреннее желание принять обязательства соблюдения божьих заповедей и разделить судьбу еврейского народа. При подаче прошения кандидат проходит собеседование с уполномоченным раввином и – при необходимости – экзамен на знание Торы. Если его прошение принимают, он начинает готовиться к гиюру. Например, в Москве действует «» – нечто вроде обучающих курсов для допущенных к гиюру лиц.

При необходимости проводится вторая встреча, на которой кандидат демонстрирует приобретенные знания и допускается к раввинскому суду. Суд из трех праведных раввинов выясняет обстоятельства его жизни и проводит строгий экзамен, по результатам которого определяется, можно ли провести гиюр. Решение оглашается сразу после проведения суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector