История таджикистана
Содержание:
- Присоединение к России
- Нашествие арабов
- Нашествие арабов
- Численность и расселение таджиков
- ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ, ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ.
- Происхождение термина «таджик»
- Ричард Нельсон о таджиках
- Монгольское нашествие
- Золотые руки
- Происхождение народа.
- Этнос
- Язык
- Культура
- Период завоеваний
- В составе Российской империи
- Кухня.
- Религия
- История
- Происхождение народа.
- литература
Присоединение к России
Новый виток развития народа начался только в 1868 году. Постоянно нуждающаяся в новых рынках сбыта Российская Империя, борясь с Англией, ускорила присоединение Средней Азии к себе. Практически весь эмират стал частью Туркестанского генерал-губернаторства, чем автоматически лишил себя возможности вести самостоятельные торговые и дипломатические отношения с иными странами. стал вассальной территорией России, а позднее к нему была присоединена и северная часть современного Таджикистана в 1976 году. Постепенно была проведена граница между Таджикистаном и Афганистаном, которые поделили между собой Англия и Российская империя.
Нельзя не признавать, что в этот период таджики находились под двойным гнетом, как своих правителей, так и российских императоров. Именно поэтому было огромное количество народных восстаний, которые пытались свергнуть эксплуататоров. Однако присоединение к России имело и свои светлые моменты. Первым делом прекратились междоусобные войны, а также постепенно в страну начал проникать капитализм. Таджики постепенно приобщались к русскому народу, происходило смешение русских и таджикских слов, а также начал образовываться рабочий класс.
Нашествие арабов
Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли…Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.
В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением «мусульманин».Но на века уже закрепилось соответствие: таджик — житель Персии, исповедующий ислам.
Нашествие арабов
Конный воин Сассанидов
Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли…Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.
В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением «мусульманин».Но на века уже закрепилось соответствие: таджик — житель Персии, исповедующий ислам.
Численность и расселение таджиков
Афганистанот 6,400,000 до 13,000,000 (от 27 до 39% населения страны)Таджикистанот 4,758,400 (перепись 2000 г.) до 6,584,000 (до 80% населения страны)Узбекистан(разные оценки численности):от 1,165,713 (2000 г.) до 3,500,000 и даже до 7,000,000 (оценка) (от 5 % до 25 % населения страны)Пакистан (провинция Мултан):от 220 000 до 850 000Иранот 500,000 до 1,000,000[источник не указан 161 день]Германияот 10,000 до 90,000[источник не указан 161 день]США50,000[источник не указан 161 день]Катарот 45 000 до 87,000[источник не указан 161 день]Россияот 120 136 (перепись 2002 г.).) до 1,000,000 (факт. оценка)Киргизия42 636 (перепись 1999 г.)Китай (памирские народы (горные «таджики») Памира и Сарыкола, в основном ваханцы, сарыкольцы):от 41 028 (перепись 2000 г.) до 100 000 (оценка)Казахстан25 657 (перепись 1999 г.)
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ, ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ.
Этнический состав населения приобрел однородный характер. Таджики, согласно переписи 2000, составляют 80,0%, узбеки – 15,3, русские – 1,1, киргизы – 1,0, туркмены – 0,3, татары – 0,3, на остальные этнические группы приходится 2%, причем это главным образом коренное население – арабы, лакайцы, кунграты. По некоторым изданиям, доля таджиков в современном населении страны составляет 64,9%, узбеков – 25, русских – 3,5%. Согласно переписи 1989, таджики составляли 62,3% (в 1970 – 56,2), на долю узбеков приходилось 23,5%, русских – 7,6% (в 1970 – 11,9), татар – 1,5%, киргиз – 1,2%. Остальное население (3,9%) состояло (в убывающем порядке) из украинцев, немцев, туркмен, корейцев, евреев (европейских по происхождению и т.н. бухарских, чьи предки проживали в Средней Азии в течение столетий), белорусов, крымских татар, армян, цыган и др.
Таджики проживают также за пределами республики: в Афганистане, где они составляют не менее четверти населения (примерно 7 млн. человек), в Узбекистане, Киргизии, Туркмении, а также в Иране, России и Казахстане. Хотя официальное число таджиков в Узбекистане невелико (4,8%), многие его жители, особенно в городах Самарканде и Бухаре, относят себя к представителям таджикского этноса как наиболее древнего и обладающего глубокими культурными традициями. Особое место в Таджикистане занимают т.н. горные таджики, представители памирских народов, составляющие большинство (100–150 тыс.) в Горно-Бадахшанской автономной области. Общая численность населения ГБАО – 213 тыс. (2002).
Коренные жители говорят на языках, отличающихся от таджикского и в отличие от суннитов-таджиков придерживаются исмаилизма, за исключением язгулемцев. По диалекту и месту традиционного проживания они подразделяются на шугнанцев и рушанцев (40–100 тыс.), ваханцев (20–30 тыс.), а также ишкашимцев, бартангцев, оршорцев, язгулемцев. Особняком стоят ягнобцы (2 тыс.), носители языка, родственного древнему согдийскому. Узбеки, представители наиболее крупного тюркского этноса Средней Азии, населяют в основном северную Согдийскую (до 2003 – Ленинабадскую) область и юго-западную Хатлонскую (в пограничных с Узбекистаном районах). Русское и русскоязычное население сосредоточено в крупных городах, прежде всего в Душанбе и Худжанде (Ходженте), главном городе Согдийской области. Киргизы традиционно проживают в прилегающих к Кыргызстану Джиргатальском и Ходжентском районах и на Восточном Памире. Поселения туркмен находятся в пограничном с Туркменистаном Джаликульском районе.
Таджикский язык принадлежит к западно-иранской группе индоевропейской семьи языков. Он является родным для двух третей населения, а ввиду распространенного двуязычия используется в ряде мест и представителями других национальных групп. Памирские народы говорят на восточно-иранских языках и диалектах, не имеющих письменной формы; попытки ее создания и развития местных языков предпринимались в 1930-х и в конце 1980-х.
В 1989 году таджикский был провозглашен в республике государственным языком. Одновременно русский остается языком межнационального общения, широко применяемым в делопроизводстве и бизнесе. Его понимают и используют, согласно оценкам, 38 % населения республики. По мере удаления от столичного района и городских центров число понимающих русский уменьшается. Среди сельского населения распространена грамотность на местных языках (таджикском, узбекском, киргизском, туркменском).
85% жителей (таджики, узбеки и др.) принадлежит к мусульманам-суннитам, придерживающимся ханафитского толка (мазхаба, богословско-правовой школы, основателем которой является Абу Ханифа, ум. в 767). 5% – мусульмане-шииты, часть из них приверженцы имамитского шиизма, другая, прежде всего представители памирских народов, принадлежат к исмаилитам (низаритам), последователям учения о семи имамах (семеричники). Возглавляет общину низаритов наследственный духовный лидер (имам), носящий титул ага-хана. Нынешний имам, Карим Ага-хан IV, – один из богатейших людей в мире, имеет многочисленных последователей в Индии, Пакистане, Англии и других странах. Небольшой процент жителей не являются мусульманами, среди них более всего православных христиан, а также представителей других христианских конфессий.
Происхождение термина «таджик»
Таджик, более ранняя форма тажик (у Махмуда Кашгарского I, 324: тежик) — название народа, первоначально в значении «араб» (позже это значение сохранила только форма тазй), позднее в значении «иранец» в противоположность «тюрку». Слово это образовано из названия арабского племени тай. Среди арабских племён тай были ближайшими соседями иранцев, поэтому имя этого племени было перенесено на весь арабский народ. Тай «уже в начале II века, наряду с саракенами, названы одним уроженцем Эдессы как представители всех бедуинов» (Cureton, Spicilegium Syriacum, p. 16 sq.; Noldeke, ZDMG, Bd XUX, S. 713). Слову таджик в значении «араб» соответствует в пехлеви тачйк, в армянском тачик (ср. Horn, Neupersische Schriftsprache. S. 187), в китайском даши. По-видимому, и в Средней Азии иранское население называло так завоевателей-мусульман; ввиду того что, по воззрениям той эпохи, всякий иранец, принявший ислам, становился арабом (ср. Табари, II, 1508,]3), это слово пришло к тюркам в значении «мусульманин, муж из области распространения мусульманской культуры»; а так как большинство известных тюркам мусульман были иранцы, то слово теджик получило в тюркском, как название народа, значение «иранцы». Махмуд Кашгарский (1, 324) объясняет слово тежик как «перс» (ал-фариси); также и в относящемся к тому же времени Кутадгу билик (изд. Радлова, особенно 8;]) «теджики» отличаются от арабов как персы (ср. Радлов, Словарь, III, 1096). Сами иранцы, противополагая себя тюркским правителям, в то время также уже именовали себя тазик; напр., Бейхаки, изд. Морлея, стр. 746, наверху. Особенно часто подчеркивается противоположность между тюрком и таджиком; так, утверждали, что как дружественные, так и родственные связи между тюрком и таджиком всегда оканчивались плохо и что таджик никогда не может полагаться на тюрка (Захир ад-дин Мар’ашн, 248, 253 и ел.). Об отношении слова «таджик» к слову «сарт» см. Barthold, Sart; наст, изд., т. II, ч. 2. В употреблении обоих этих слов выступает на первый план значение иранцев как торгового народа. Слово сарт появляется в тюркском вначале как имя нарицательное со значением «купец» и позднее становится именем народа — иранцев, рассматриваемых преимущественно как торговый народ; имя же народа таджик (тезик), наоборот, позднее, по крайней мере у волжских татар, употреблялось как нарицательное со значением «купец». Согласно одному из первоисточников по истории завоевания Казани русскими в г. (отчет князя Курбского), цитадель Казани окружал «ров тезиков» («тезицкий», или «тешицкий» ров), причем слово тезик объясняется как «купец» (ср. Карамзин. История государства Российского, т. VIII, с. 110; Заринский. Очерки древней Казани, с. 8).
В наше время таджиками иногда называют восточных иранцев в противоположность собственно персам; в качестве западной границы расселения таджиков приводится линия между Астрабадом и Йездом. В Туркестане, особенно в эпоху господства узбеков, таджики постепенно были вытеснены с равнины в горные области. Русские объединяют под именем «таджик» все иранские народности Туркестана — как собственно таджиков, то есть население, говорящее на таджикском языке, так и занимающие в языковом отношении особое положение горные народы по реке Пяндж (см. Barthold, Atii-Daryii) и в верхнем течении Зерафшана. Исходя из этого значения, в 1924 году была создана автономная республика Таджикистан со столицей Душанбе (в верхнем течении Кафирнигана).Интересно, что в современном тибетском языке слово «таджик» означает просто «перс». Для жителей Тибета таким образом все персоязычное население региона, включая тех, кто живет в Иране «таджики».
Ричард Нельсон о таджиках
Согласно иранисту Ричарду Нельсону Фраю, период перемещения персов-мусульман в Центральную Азию (VIII—X века) необходимо рассматривать как «начало» процесса объединения восточных (таджиков) и западных (персов) иранцев. Так, персы, также как и бактрийцы, согдийцы и хорезмийцы, внесли особый вклад в процесс формирования таджикского этноса. Ираноязычными в Центральной Азии являются также хазарейцы и аймаки, этнически принадлежавшие ветвям отделившихся в XIII веке монголов, и перенявшие местные языки восточных иранцев. К группе иранских народностей относятся и так называемые «горные таджики» — восточные иранцы, населяющие горную область Бадахшан — в Таджикистане, Афганистане, Пакистане и на юго-западе области Синцзян, в Народной Республике Китай.
Монгольское нашествие
Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять…Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.
Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века…А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название «таджик» и «узбек» стали синонимами и татарского воина.Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.
Золотые руки
В Таджикистане очень развиты народные промыслы. Таджики всегда умели создавать из натуральных материалов ковры, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, мебель, посуду и ткани. Особого внимания заслуживает ткачество. Самые популярные виды таджикских тканей – зандона, алоча, бекасам, шохи-камус, чит. Они такие же красивые и необычные, как и их названия. Ну и, конечно же, всемирно известная парча. Примечательно, что ткачеством занимались мужчины. Умелые таджикские мастерицы оформляли изделия великолепной художественной вышивкой. Главным украшением таджикского дома является сюзане. Это красиво вышитое панно, которое смотрится не менее великолепно, чем хороший ковер. Таджикские мастера искусно владеют также декоративной резьбой. Ею украшают посуду, мебель, музыкальные инструменты, интерьеры. Резьба выполняется не только на дереве, но и на камне.
Происхождение народа.
Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев. Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.
Этнос
Процессы этногенеза, предшествовавшие формированию таджикского народа, восходят к концу 2-го — началу 1-го тысячелетия до н. э., когда Центральную Азию и степи Евразии населяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена. Начиная со времён Ахеменидов (5 век до н. э.) происходит политическая, культурная и религиозная (зороастризм) консолидация оседлых и кочевых иранцев в рамках Ахеменидской державы. Границей западных и восточных иранцев была и остается пустыня Дашти Кабир (Деште-Кевир), расположенная в центре Иранского плато.
Процесс унификации языка иранских народов продолжался в течение последнего тысячелетия, когда политически рассредоточенные восточные иранцы приспосабливали родственный персидский язык (западную группу иранских языков) и становились персоязычными. Персидский язык объединил западных и восточных иранцев с образованием государства Саманидов в 9 веке. К началу XI века завершился и процесс постепенной исламизации всех иранцев.
Первоначально под словом «таджик»-от «тази, този» восточные иранцы (бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.) подразумевали западных иранцев (персов), обращенных раньше них в ислам, которые наряду с арабами и другими народами совершали ранние набеги на их земли (т. н. войны-газиев). В то время этот термин у арабов-мусульман был синонимом официального «Ахль уль-Аджам» — «иранские народы». По мере развития самосознания, иранские народы возвращаются к древнему самоназванию — «иранцы». Этот процесс развивался длительно и по-разному.
В настоящее время восточные иранцы Афганистана и Центральной Азии (исторические области Хорасан и Мавераннахр) продолжают называть себя таджиками. Термин «таджик», со временем, приобрел «собирательное» значение для всех восточно-иранских народов. Так, на протяжении веков таджики, наряду с персами западного Ирана, являются полноправными наследниками истории, культуры и литературы всего иранского мира.
Язык
Литературный язык таджиков до XX века был единым с языком персов в Иране и назывался فارسی fārsī «персидский» или دری darī «придворный», язык двора. «Таджикскими» (تاجیکی tāǰīkī) иногда называли многочисленные разговорные формы этого языка (язык «таджиков», то есть персоязычного простонародья в противоположность языку аристократии и образованного класса), но в целом этот термин имел слабое распространение.
Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу (с 1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.
Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся значительному влиянию узбекского и русского языков.
Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».
Культура
Несмотря на то, что в Таджикистан имел в советский период несколько видных писателей и ученых, никто из них не прославился так, как Садриддин Айни. Именно этот человек стал основоположником таджикской советской литературы, а также видным общественным деятелем и ученым. Помимо составления нескольких книг по истории Средней Азии, он помогал создать Самаркандский государственный университет. Именно Садриддину Айни выпала честь называться первым президентом Академии наук Таджикской ССР, а также быть в числе депутатов Верховного Совета СССР. Как можно увидеть, он оставил свой след не только в культуре страны, но и в ее политике.
Период завоеваний
Следующие несколько веков территория современного Таджикистана переходила из одного государства к другому, его постоянно завоевывали. Все это не дало утвердиться Таджикистану на карте мира, стать самостоятельной страной. А в 13 веке началось вдобавок вторжение войск полководца Чингисхана. Несмотря на то, что против него оказывалось сильное сопротивление, завоеватель смог подчинить себе Среднюю Азию, однако сопровождалось это кровью, а также разрушениями. Страна стала находиться после этого в составе Чагатайского улуса обширной монгольской империи.
Для таджикского народа в период завоеваний произошло немаловажное событие. В их этническую группу начали проникать тюрки и монголы, что привело к тому, что в равнинных народах начала происходить тюркизация, которая в меньшей степени проникла в горные племена и в города
В составе Российской империи
Важнейшие события истории Таджикистана происходят во второй половине XIX века, когда территории таджиков примыкают к России. Находясь в противостоянии с Англией, Российская империя нуждалась в новых землях и рынках сбыта, благодаря чему происходит покорение Средней Азии. Увы, для населения Таджикистана эти времена оказались крайне сложными.
Большинство людей находилось как под властью своих правителей, так и под русскими, что усугубляло ситуацию. Недовольство людей выливалось в постоянные бунты и восстания. Несмотря на это, нельзя оценить и положительные стороны присоединения земель к России.
Таджики получили возможность улучшить торговлю в своём регионе, разрешили междоусобицы, прежде создававшие нестабильную обстановку. Кроме того, начинается активный культурный обмен с русскими, что способствовало укреплению отношений и образованию классового построения общества.
С. М. Прокудин-Горский «Самарканд, 1911 год»
В прежние времена Таджикская ССР считалась не слишком развитым регионом, но сегодня благодаря усилиям самих таджиков республика следует собственным принципам, уделяя немалое внимание реализации экономическому потенциалу. Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей
Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди
Конечно сегодня в Таджикистане немало проблемных аспектов, к примеру, незначительная урбанизация или постоянные миграции людей. Но хочется верить, что эти сложности народ сумеет преодолеть, ведь, как показывает история, таджики — стойкие и сильные люди.
Кухня.
Кухня богата и разнообразна, что обусловлено прохождением через территорию проживания таджиков, нескольких климатических поясов: континентального и внутриконтинентального субтропических, а также горного. Настоящий рубин таджикской кулинарии, конечно же, плов. Горячий и рассыпчатый, он подаётся к столу на традиционном общем блюде. Его запивают зелёным чаем, поднося ко рту руками, или кусочком сухой лепёшки
Сегодня, таджики — народ, имеющий своё независимое государство и язык, и что самое важное, ощущение исторической и культурной идентичности со всеми своими соплеменниками, вне зависимости от их места проживания
— (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАДЖИКИ
Современная энциклопедия
ТАДЖИКИ
— народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь
ТАДЖИКИ
— ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТАДЖИКИ
— ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТАДЖИКИ
— (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история
Таджики
— (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
таджики
Этнопсихологический словарь
ТАДЖИКИ
— представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
таджики
— ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Таджики. Ч. 1 , А.П. Шишов. Этнографическое и антропологическое исследование. Часть 1. Этнография. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года (издательство`Ташкент, издание А. Л.… Купить за 1941 грн (только Украина)
- Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1 , Б. Г. Гафуров. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1989 года (издательство «Ирфон»…
С древних времен там, где сейчас находится территория Таджикистана, жил один из древнейших народов мира, который сейчас повсеместно называют таджиками. Однако, несмотря на столь долгую историю этого народа, сейчас очень малое количество людей не только в мире, но и в России воспринимают древнюю историю и культуру таджикского народа. В частности, произошло это из-за огромного количества трудовых мигрантов, которые приехали для заработков. Именно они убрали с древнего народа тот ореол загадочности. Эта статья раскроет картину происхождения таджикского народа, а также его становление до настоящего времени.
Религия
Традиционно, начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам суннитского толка. С востока Большого Ирана происходят такие выдающиеся суннитские деятели как аль-Бухари и Абу Ханифа. Важную роль издавна играли суфийские тарикаты (ордена), наиболее известным из которых является Накшбанди, основанный в XIV веке в Бухаре. В настоящее время большинство таджиков являются суннитами ханафитского мазхаба. Немногочисленные шиитские общины Средней Азии (потомки населения Ирана, угнанного Бухарскими эмирами) традиционно называются «иранцами» (тадж. эронӣ, см. самаркандские иранцы)
Особые группы составляют фарсиваны запада Афганистана — преимущественно шииты и таджики Памира, вслед за памирскими народами исповедующие исмаилизм.
В традиционных верованиях таджиков широко проявляется и наследие древнеиранских верований и прежде всего зороастризма. Особую роль в мифологии таджиков играет Бобо-Дехкон (тадж. Бобо-Деҳқон) «Дед-Земледелец» — культурный герой и прародитель таджикского народа, научивший их пахать землю и сеять хлеб.
История
Таджики в Бамиане, Афганистан
Фото таджикских мужчин и женщин XIX века
Таджики — иранский народ, говорящий на различных персидских языках, проживающий в бассейне реки Оксус , долине Фарнана (Таджикистан и часть Узбекистана) и на обоих берегах верхней части Оксуса, то есть в горах Памира (гора Баданьшан, в Таджикистане). и северо-восточный Афганистан (Баданьшан). Исторически древние таджики были в основном земледельцами до арабского завоевания Ирана . В то время как сельское хозяйство оставалось оплотом, исламизация Ирана также привела к быстрой урбанизации исторического Хорасана и Трансоксианы, которая продолжалась до разрушительного монгольского вторжения. Несколько уцелевших древних городских центров таджиков включают Самарканд , Бухару , Худжанд и Термез .
Современные таджики являются потомками древних восточно-иранских жителей Центральной Азии, в частности, согдийцев и бактрийцев и, возможно, других групп, с примесью западноиранских персов и неиранских народов. По словам Ричарда Нельсона Фрая , ведущего историка истории Ирана и Центральной Азии, миграцию персов в Среднюю Азию можно считать началом современной таджикской нации, а этнических персов, наряду с некоторыми элементами восточноиранских бактрийцев и согдийцев, как основные предки современных таджиков. В более поздних работах Фрай раскрывает сложность исторического происхождения таджиков
В публикации 1996 года Фрай объясняет, что многие «факторы должны быть приняты во внимание при объяснении эволюции народов, остатками которых являются таджики в Центральной Азии» и что «народы Центральной Азии, будь то иранские или тюркоязычные , имеют одну культуру. , одна религия, один набор социальных ценностей и традиций, а их разделяет только язык «.
Что касается таджиков, в Британской энциклопедии говорится:
Исторически сложилось так, что географическое разделение между восточными и западными иранцами в настоящее время представляет собой пустыню Дашт-э-Кавир , расположенную в центре иранского плато.
Далее по словам Ричарда Фольца :
Происхождение народа.
Таджики – традиционный, и древнейший народ в Центральной Азии. Их происхождение и обособление в отдельно стоящую группу, учёные связывают с событиями происходившими в Древнем Мире, более 4 тыс. лет назад. Общим же, корневым, для таджиков, индусов, афганцев и иранцев народом, считаются кочевые племена легендарных, древних ариев.
Само слово «таджик» (от персидского «тожи»), употреблялось восточными иранцами (бактрийцами, согдийцами, хорезмийцами) для указания на иранцев западных (персов), что в результате многочисленных то накатывавших, то отступавших волн мусульманства, всё же утвердились в нём. Широко практикуемая в то время «политика» захватнических воин, приводила к постепенному стиранию культурных границ между западными и восточными иранцами. Так обозначение «таджик» перекочевало на всех жителей и тогдашних восточно-иранских территорий. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории.
литература
- Йозеф Визехёфер : Ранняя Персия. История древней мировой империи. Мюнхен 1999
- Джаханшах Дерахшани: Арийцы в ближневосточных источниках 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры. Chr .. 2-е издание. 1999, ISBN 964-90368-6-5
- Ричард Фрай : Персия. Цюрих 1963
- Фридрих Рюкерт: Книга королей Фирдози (Шахнаме) Мудрец I-XIII. Отредактировано из имения EA Bayer. Перепечатка первого издания. epubli, Берлин 2010, ISBN 978-3-86931-356-6 .
- Фирдоуси, Э.А. Байер — 1890 г. — стр. 26, 31; Леопольд Хиршберг, Сборник разрозненных стихов и переводов 1910 г.
- Якоб Крюгер, История ассирийцев и иранцев с 13 по 5 век до н.э., Франкфурт а. М., 1856 г.
- Ежегодники литературы, том 77, 1837 г., стр. 3
- Йозеф фон Хаммер-Пургшталл, реклама Siebenmeer: вместе с указателем со словами Germanischer , Вена, 1831 г.
- Питер Сони, в Willi Kraus (Ed.) Афганистан, 3-е изд. 1975 г.
- Фабио Геда: Крокодилы плавают в море. Правдивая история. Кнаус, Мюнхен, 2011 г.
- Конрад Шеттер, Этничность и этнические конфликты в Афганистане, Берлин, 2003 г.