Собор святых апостолов петра и павла

Содержание:

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.

Это интересно: Старец Серафим Тяпочкин (видео)

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего». Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился. Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт. Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Храм в Казани

Собор святых апостолов Петра и Павла, Казань.

Этот уникальный не только для Казани, но для всего Поволжья храм появился как память о пребывании здесь Петра I (1722 г.). Идея строительства принадлежала местному купцу Ивану Михляеву, в доме которого несколько дней прожил царь.

Двухэтажный 52-метровый собор стиля так называемого «петровского барокко», сочетавшего русские и европейские традиции строительства, украшенный богатым декором, быстро стал любим казанцами. Приезжали сюда бывавшие здесь русские цари, начиная с Екатерины II. Побывать в Петропавловском не удалось лишь последнему императору, Николаю II.

Любимый верующим народом храм после революции удалось закрыть только с 1939 г., попросту арестовав все духовенство. 50 лет здание постепенно разрушалось, пока «в руинированном состоянии», как говорили документы, не было возвращено Церкви. Ныне здесь восстановлен уникальный 25-метровый иконостас начала XVIII в., но самое главное – церковь стала средоточием множества святынь. Среди них:

  • чудотворный образ Богородицы Седмиезерная (XVII в.);
  • мироточивая Иверская икона Пречистой;
  • образ Апостолов, единственный, сохранившийся здесь с XVIII в.

Интересный фактОсобенность собора – то, что здесь находятся мощи непрославленных пока святых. Это митрополит Казанский Ефрем (Хвостов) и ученики свт. Гурия Казанского, монахи Иона и Нектарий. Сейчас готовится их прославление. 

Стоимость билетов в Петропавловский собор

Так как Петропавловский собор является музеем, вход на его экспозиции платный. Стоимость посещения собора и усыпальницы:

  • для взрослых — 550 руб.
  • для учащихся — 300 руб.
  • для пенсионеров — 250 руб.

Также есть возможность приобрести комплексный билет, охватывающий 8 экспозиций, 2 из них — Петропавловский собор с усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона посещаются с экскурсией.

Стоимость комплексного билета:

  • для взрослых — 750 руб.
  • для учащихся — 400 руб.
  • для пенсионеров — 300 руб.

Также можно подняться с экскурсией на колокольню, цена билетов — 250/150/150 руб. для соответствующих категорий.

Перед посещением Петропавловского собора стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея истории Петербурга.

Константин

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в. по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое. Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

История собора

Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

В — гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С по г. являлся кафедральным собором Минской епархии.

В — гг. был основательно перестроен, в частности на башнях-звонницах появились купола православного стиля, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов.

В декабре г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива. В ходе боевых действий храм был поврежден, в частности была разрушена одна из колоколен (северная), в результате чего здание потеряло симметрию.

После Великой Отечественной войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР.

С 1972 по 1978 годы здание претерпело масштабную реставрацию с целью воссоздания его изначального облика. Была восстановлена северная колокольня, изменена форма куполов на шатровые завершения.

7 декабря г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла.

В 1990-2000-е годы проводилась реставрация внутренней части храма.

Сегодня[когда?] церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения.

При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в г.).

Настоятель храма — протоиерей Георгий Латушко (с 1991 года).

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.


Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор был самым высоким сооружением в Северной столице до строительства небоскрёба Лахта центр. Высота — 122,5 метров, высота шпиля — 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны. В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолётах.

Петропавловский собор в советское время.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей. Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

Описание Петропавловского собора

Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.

Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.

Константин

По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.

Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести

Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.

Санкт-Петербургская епархия

С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.

Архитектура

Внешний вид Петропавловского собора напоминает европейские культовые постройки. Стены прямоугольного в плане здания окрашены в жёлтый цвет и украшены белыми пилястрами. В верхней части восточного фасада расположена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Маленький барабан, увенчанный небольшим куполом, расположен в восточной части храма над приалтарной частью.


Фреска на восточной части храма

Главной архитектурной деталью здания является колокольня, высота которой долгое время позволяла считать собор самым высоким зданием Санкт-Петербурга. Первые два уровня колокольни имеют декоративные волюты, которые обеспечивают плавный переход от основной части здания к колокольне. Третий уровень увенчан позолоченной крышей. В её западном окне установлен циферблат курантов. Далее следует небольшой барабан с позолоченной крышей, на который установлен цилиндр. Он служит основанием для 44-х метрового шпиля, на конце которого размещён трёхметровый ангел.

Интересно: на первом уровне колокольни находится макет первоначального здания. На нём видно, что стены храма были выкрашены в розовый, а крыша в синий цвет. Также отчётливо видно, что фигура ангела имела другой внешний вид.

Современность

Сегодня здание Петропавловского храма является частью музея истории Санкт-Петербурга. При этом в нём регулярно проводятся богослужения. Но работа прихода налаживалась в течение десятилетия.


Интерьер Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Богослужения и престольные праздники

Богослужения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга проводятся каждую неделю по субботам и воскресеньям:

  • суббота в 18.00 — Всенощное бдение;
  • воскресенье в 7.30 исповедь и в 8.00 Божественная литургия.

Также богослужения проводятся в престольный праздник 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла; двунадесятые праздники и в праздник Пасхи. В начале XXI века в соборе проводятся панихиды по представителям рода Романовых. Расписание поминовения членов императорской семьи уточняют в храме или на его официальном сайте.

Деятельность прихода

Современный приход и храм возглавляет архимандрит Александр Фёдоров. Так как собор является усыпальницей российской императорской династии, в нём не проводятся обряды крещения и венчания. На базе соборной колокольни ежегодно проводятся фестивали пасхальных колокольных концертов. В конце XX века в соборе и в прикреплённой к ней усыпальнице проводились захоронения членов Дома Романовых:

  • Владимир Кириллович Романов (1992 г);
  • Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна (1995 г);
  • Леонида Георгиевна (супруга Владимира Кирилловича) (2010 г);
  • император Николай II с супругой, дочерями Ольгой, Татьяной, Анастасией и их слуги (1998 г);
  • императрица Мария Фёдоровна — супруга Александра III (2006 г).

Деятельность музея

Собор открыт для туристов ежедневно:

  • понедельник — пятница с 10 до 19 часов;
  • суббота с 10 до 18 часов;
  • воскресенье с 11 до 19 часов.

Расписание работы музея согласовывается с проведением богослужений. Стоимость входных билетов:

  • взрослый — 450 р.;
  • студенческий (ученический) — 250 р.;
  • пенсионный — 200 р.

Экскурсии на колокольню проводятся в тёплое время года и бронируются заранее. Подробности и стоимость билетов уточняют на сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Следует знать: при посещении собора соблюдают правила поведения и рекомендации к внешнему виду в православных культовых заведениях.

Собор в Минске

Собор святых апостолов Петра и Павла, Минск.

Собор Петра и Павла — это один из самых старых храмов белорусской столицы, он известен с 1612 г., когда пожертвования на него собрали 52 дворянина Минского воеводства (Белоруссия тогда находилась в составе Польши). Это был главный храм иноческой обители, посвященной Апостолам. Строительство каменного здания продолжалось около 20 лет. После вхождения территории в состав Российской империи Петропавловский – кафедральный для Минской епархии. 

Интересный фактИнтересно, что с 1790-х собор стал Екатерининским, то есть переосвящен в честь великомученицы, небесной покровительницы Екатерины II, принявшей живое участие в реставрации собора.  

Еще одна реконструкция приходится на 1870-е, когда появились уникальные росписи. К сожалению, они были утрачены после закрытия (1933).

Службы здесь начались лишь с декабря 1941 г. Тогда главный престол еще раз переосвятили как Петропавловский. Однако действовал храм лишь до конца оккупации. Несколько послевоенных десятилетий он был даже жилым домом.

Богослужения

Только, по возвращении здания верующим, с 1991 г. начались здесь первые богослужения. Сейчас они проходят с 8 и 17 ч. Великим Постом перед началом службы проводятся духовные беседы примерно в течение часа.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.

Ангел с огромными крыльями, расположенный на шпиле, символизирует величие и безграничность веры. На фасаде с восточной стороны изображена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (Титов). Западная часть заполнена пилястрами.

Над крышей размещены яркие символы:

  • массивный барабан;
  • восьмиконечная корона;
  • золотистая башня.

Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.

Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:

  • яшма;
  • родонит;
  • мрамор.

Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:

  • Петр Зыбин;
  • Антонио Квадри;
  • Игнацио Росси.

Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.

Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:

  • апостолы Петр и Павел;
  • мученики Борис и Глеб;
  • Владимир и Ольга (Рюриковичи).

Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.

Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Пётр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.

Пётр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой её мужа — императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать её историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector