Жемчужина «русского версаля». петергофским фонтанам

Луговой парк

Это один из самых больших по площади парк Петергофа. Он закладывался в середине 19 века на месте болот и крестьянских полей. На продолжении трех десятилетий содружество известных паркостроителей формировало его внешний облик.

Созданный в духе пейзажного парка, он демонстрирует естественную красоту окружающего ландшафта, где главная роль отведена лугам и прудам-водохранилищам.

В цепи водоемов важным элементом парка является Запасной пруд. В 1834 г. архитектор А. Штакеншнейдер построил на берегу сельский, так называемый, «Никольский домик». Строение было похоже на русскую избу и совместно с тесовыми воротами и высоким забором создавало впечатление крестьянской усадьбы.

Отдельные ее элементы существуют и в наши дни, но, несомненно, главной достопримечательностью является великолепный дворец, возвышающийся на Бибигонской возвышенности.

Луговой парк во времена российских императоров служил прекрасным местом для дальних прогулок царских гостей. Таким он является и в наши дни, лишь с той разницей, что на его просторах вместо царской свиты можно увидеть современных любителей природы.

Верхний и Нижние парки в Петергофе

Верхний сад служил парадным подъездом к Большому Петергофскому дворцу со стороны сухопутной дороги, а намного более крупный Нижний сад встречал гостей, прибывших морем. Таков был замысел Петра Первого. Верхний сад при Петре имел помимо парадного, еще и хозяйственное значение: здесь выращивали овощи и рыбу для царского стола. Облик Верхнего сада сформировался на протяжении восемнадцатого века в три этапа: при Петре Первом, Анне Иоанновне и Екатерине Второй. Нижний парк, раскинувшийся у подножия природной террасы, несущей на себе Большой дворец и Большой каскад, также в значительной степени сохранил планировку и облик восемнадцатого столетия. Три части: центральная, восточная и западная составляют комплекс Нижнего сада. Весь парк имеет хорошо продуманную симметричную планировку, каждая аллея заканчивается дворцом, фонтаном или павильоном. Это настоящий шедевр садового искусства барокко, который сумел воплотить на топком берегу Финского залива архитектор Леблон, ученик гениального Анри Ленотра, создателя Версальских садов. При всех последующих переделках и реставрациях парка оригинальный замысел был сохранен.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально  для размещения во флигеле жениха со свитой.  

Нижний парк

Это самый большой и самый старинный парк Петергофа. Созданный еще во время Петра I в регулярном французском стиле он является шедевром садово-паркого искусства, выполненным великим мастером Ж. Б. Леблоном, учеником самого А. Ленотра – творца садов Версаля.

От фасада Большого Петергофского дворца парк простирается до самого побережья Финского залива. Его разделение на три части представляет собой три великолепных архитектурно-парковых ансамбля. Парадная часть – центральная, является доминантой всей композиции, Западная – Марлинская и восточная – Монплезирская подхватывают гармоничное сочетание каскада и дворца.

Марлинскому дворцу соответствует каскад Золотая гора, а дворец Монплезир сочетается с каскадом Шахматная гора. В прибрежной полосе Нижнего парка располагается самый молодой из каскадов – Львиный. Он служит замыкающим звеном в этом прекрасном ожерелье.

Дворец Марли. Это один из немногих дворцов с обстановкой времен Петра Великого.

Дворец Монплезир. Любимый дворец Петра I, построенный в стиле голландской архитектуры. Интерьеры отражают интерес государя к морскому делу. Рядом располагаются Банный, Кухонный и Екатерининский корпуса.

Павильон Эрмитаж. Построенный по проекту архитектора Браунштейна, он представляет собой настоящее «место уединения». Сегодня Эрмитаж представляет собой двухэтажный дом, окруженный по периметру рвом с водой.

Схема аллей и дорожек Нижнего парка так глубоко продумана, что ни одна деталь парка не спрятана от взглядов посетителей. Каждая аллея имеет свое логическое завершение в виде прекрасного дворца или великолепного фонтана. А Морской канал, соединяющий Большой каскад и Финский залив олицетворяет выход России в Балтийское море.

Храм Петра и Павла


История Собора Петра и Павла в Петергофе не такая насыщенная событиями, как у других архитектурных шедевров, потому что это здание возведено только в начале ХХ века по просьбе заведующего духовенством двора Иоанном Янышевым, который вовремя увидел необходимость постройки нового храма в Петергофе из-за нехватки места в существующих храмах. После рассмотрения просьбы на высочайшем уровне, проектирования (архитектор Николай Султанов), закладки фундамента, строительства (руководил – архитектор Василий Косяков), отделки и росписи собора лучшими художниками Санкт-Петербурга и Палеха прошло долгих 13 лет, и только в 1905 году храм был освящён тем же протопресвитером Иоанном Янышевым.

История храма в советское время – это череда позитивных и негативных событий, благодаря которым он всё же сохранил сой первоначальный облик. Сегодня собор представляет собой действующий православный храм с церковно-приходской школой и собственным благотворительным фондом. Его внутреннее убранство выполнено в нескольких художественных направлениях, но снаружи это типичный архитектурный ансамбль в неорусском стиле, пирамидальный и поднимающийся к небу на высоту 70 м. Всё здесь сделано рационально и функционально! Храм окружает крытая галерея с внутренними помещениями для освящения даров. Пристроены сени в качестве гардеробных, на хоры поднимаются отдельные лестницы. Довершают прекрасный внешний облик шатровая звонница, часовня с каменным арочным порталом, а также два крыльца главного входа в собор. Ещё одним часто посещаемым местом в храме является смотровая площадка, куда можно подняться, заплатив небольшую сумму в качестве пожертвования. Чаще всего на площадку допускаются туристические группы, следующие по определённому экскурсионному маршруту. Вид с площадки в хорошую погоду замечательный – это Кронштадт, часть Петергофа с Верхним парком и Ольгиным прудом, часть Санкт-Петербурга, Бабигон, Финский залив.

Парки Петергофа

1. Верхний сад

По утверждениям историков эту часть парка планировал сам Петр. Он служил парадным входом в резиденцию. Кроме того, здесь выращивались фрукты, овощи, лекарственные травы, и в прудах разводили рыбу. Особенностью парка является абсолютная симметричность расположения всех его объектов. Главным фонтаном Верхнего сада Петергофа является «Нептун».


Что посмотреть в Петергофе: самые красивые достопримечательности 13

2. Нижний парк

Его еще называют «Зеленой короной Петергофа». Основными достопримечательностями являются дворец Марли, дворец Монплезир, Воронихинские колоннады, фонтаны Нижнего парка, Морской канал, Большой дворец, павильон Эрмитаж. Парк тянется от побережья Финского залива до Большого Петергофского дворца и хорош в любое время года, но лучшеприезжать в солнечный день, когда можно сделать наиболее красивые фото.

Парк специально сделан в виде лабиринта, чтобы посетители проводили в нем больше времени. Территория разделена на три части: Парадную в центре, Монплезирскую с востока, Марлинскую с запада. На самом высоком месте располагается здание Большого дворца, на зеленых склонах, спускающихся в сторону Финского залива, устроено три водных каскада с изящными парными фонтанами. Гости не устают удивляться красоте садового декора.


Что посмотреть в Петергофе: самые красивые достопримечательности 14

3. Александрийский парк

Парк находится недалеко от главного дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Он былоткрыт во времена правления Николая I его женой Александрой Федоровной, в честь которой и получил свое название. Служил местом летнего отдыха четырех поколений династии Романовых.

Особым вниманием были окружены дети Романовых. На территории парка создавались различные детские сооружения: спортивная площадка, детская крепость, детский сельский домик, голубятня, детская ферма, водяная мельница

Некоторые сооружения отреставрированы, и в них в настоящее время проводятся интересные мероприятия.

На территории парка располагается множество музеев, природных объектов и дворцов. Можно посетить дворец «Коттедж», Фермерский дворец, Готическую капеллу, музей«Дворцовая телеграфная станция», музей «Фельдъегерский домик».


Что посмотреть в Петергофе: самые красивые достопримечательности 15

4. Колонистский парк

Колонистский парк — пейзажный парк, созданный по проекту архитектора Штакеншнейдера и инженера Эрлера. Он появился в Петергофе во время правления Николая I. Поблизости располагались дома немецких колонистов, поэтому парк и получил такое необычное название.

В парке находится потрясающей красоты Ольгин пруд — свое имя он получил в честьимператорской дочери. Главные достопримечательности парка — Царицын иОльгин павильоны.

Нижний парк

Нижний парк раскинулся на площади больше 100 га. Планировался парк как регулярный по французскому образцу.

В парке выделяются 3 части:

  • центр – Парадная;
  • восток – ;
  • запад – .

В Нижнем парке 2 системы аллей. Они веером расходятся от Большого дворца и Марли.

В конце каждой аллеи обязательно обнаружится фонтан или дворец. В парке около 150 фонтанов.

Особо любимые гостями шутихи Водяная дорога, Дубок, Гриб, Елочка, Диванчики.

Фонтан из комплекса шутих — Гриб

На склоне парковой возвышенности устроены каскады фонтанов:

  • в центре Большой каскад;
  • на востоке Шахматная гора;
  • на западе Золотая гора.

Шахматная гора

Перед каждым бьют парные фонтаны – Чаши, Римские, Менажерные.

Ваза в западной части перед Большим каскадом

В нижней части расположен Львиный каскад.

Львиный каскад

Он открыт позднее других каскадов. Но ему принадлежит последний штрих в композиции парка, задуманной Петром – каждый каскад соответствует своему дворцу.

Марли

Павильон в западной части Нижнего парка. Располагается на искусственно насыпанной перемычке между Секторальными прудами и Марлинским прудом.

Дворец миниатюрный и изысканный. Внутренних помещений всего 12, и отсутствует традиционный парадный зал. Название дворцу Петр дал на манер Марли-ле-Руа, королевской резиденции под Парижем.

Монплезир

С французского «мое удовольствие». Здание построено в 1723 г. на берегу залива в восточной части Нижнего парка.

Это был любимый дворец Петра. После его смерти во дворце ничего не меняли. Теперь в павильоне посвященный императору музей.

Возрождение из пепла

Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.

Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.

Александрия

Как бы забавно это не прозвучало, но русские цари были дачниками. Начиная с Николая I и его супруги Александры Федоровны, а в дальнейшем еще три поколения семьи Романовых проводили летнее время в усадьбе, названной в честь императрицы Александрией.

Парк выглядит романтично и овеян легкой грустью о давно минувших днях. Когда-то здесь гуляли и шумно веселились императорские дети, досуг которых был тщательно продуман. Сегодняшним гостям предлагают посетить места детских игр: пожарную каланчу и гимнастическую площадку, построенные специально для наследников. Для современных ребят проводятся исторические реконструкции и увлекательные исторические квесты.

Романтичный парк Александрия

Все парковые павильоны и дворцы Александрии представляют интерес для посетителей: Фельдъегерский домик, Фермерский дворец, музей «Дворцовая телеграфная станция», Новая ферма, дворец «Коттедж», Готическая капелла, каждый из экспонатов имеет увлекательную историю и интересен по-своему.

История Петергофа интересные факты. Петергоф: история возникновения, интересные факты

Бесподобный Петергоф – столица чистейших фонтанов и малахитовых садов – место для туристических визитов для путешественников, которые прибыли в Петербург.

Петровский дворец. Петергоф. Санкт-Петербург.

Источник фото

Без жизнелюбивого вида Петергофа с изумрудными парками, удивительными водными представлениями множества фонтанов, блистательными статуями из золота, образ Петербурга был бы неполноценным. Привлекательность Петергофа не сформулировать словесно. Это образец торжества.

Как появился Петергоф?

История Петергофа берет свой старт 1710 году , когда наступило строительство первейших замков музея-дворца – Марли, Монплезира и Эрмитажа.

Белоснежный дворе Маргинализацией. Петергоф.

Источник фото

А в последствии крупного триумфа над флотом шведов, Петр принял решение преобразовать Петергоф в блестящий знак непобедимых операций флота России. Труд для формирования комплекса применялся в течении 2-х веков.

Петродворец Монплезир.

Источник фото

И осуществилось праздничное открытие музея-дворца в 1722 году, в то время он содержал в себе замки Марли и Монплезир, функционировала доля фонтанов.

Фонтаны Петергофа.

Источник фото

Роскошные сады, бесчисленные фонтаны, позолоченные и матово-белые скульптуры, богатая обстановка Петергофских замков – все указывало на солидное состояние и известность России.

Источник фото

В последствии Второй мировой войны музей-дворец многое вытерпел: были порушены и расхищены дворцы, сворованы роскошные статуи фонтанов, разрушены сады и парки.

Однако у города получилось сберечь этот бесценный труд Петра I. Петергоф был реконструирован и заблестел веселее прежнего.

Немного истории

Оглавление

Свою историю Петергоф ведет с 1709 года. Тогда было положено строительство летней резиденции. В переводе с немецкого название означает «двор Петра». Фонтанный комплекс был впервые запущен 20 августа 1721 года. Официальное открытие Петергофской приморской резиденции состоялось 15 августа 1723 года.

Интересные исторические факты:

Идея строительства принадлежала Петру Первому. Императору, который обрел выход к Балтийскому морю, хотелось показать всю мощь своего государства. Необходимо было «грозить шведу» и другим соседям, но делать это красиво. А значит на берегу Финского залива нужно было возвести что-то мощное, завораживающее своей красотой. К тому же он был сражен величием Версаля и мечтал превзойти его. Петру удалось осуществить обе цели. Петербургские водные конструкции превзошли все европейские парки подобного типа. И обрели статус одних из лучших в мире. Дворцово-парковый комплекс с фонтанами изначально должен был появиться в другом месте. «Русским Версалем» должна была стать Стрельна. Уровень воды необходимо было поднять до 10 метров

Это было важное условие для полноценного существования фонтанного комплекса такого масштаба. Но это привело бы к затоплению бассейнов местных рек: Стрелки и Кикенки, и, соответственно, к наводнению

Проблему можно было решить только путем сооружения сложных и дорогих гидротехнических сооружений. Инженер Б. Миних соорудил этот сложный гидротехнический комплекс, который учитывал рельеф местности. Будущую столицу фонтанов строили больше века. В постройке участвовали лучшие мастера, инженеры и гидротехники. За это время здесь возникло более 173 фонтанов и 4 больших водных каскада. Во время Второй Мировой войны комплекс сильно пострадал. Удалось спасти и вывезти 8 тысяч предметов дворцового интерьера и около 50 статуй. Но эвакуировано было далеко не все. Некоторые из крупных скульптур, чтобы спасти, просто закопали, они сохранились частично. Хранение в земле и раскопки сильно испортили их внешний вид. Много других скульптур и фонтанов погибли под артиллерийскими обстрелами. Часть убранства было вывезено за границу и до сих пор не найдено, возможно, многое из вывезенного было переплавлено. Скорее всего, пошло на переплавку. Пропали четыре самые большие скульптуры комплекса: «Самсон», «Тритоны», «Волхов» и «Нева». В 1944 году появилась возможность приступить к реставрации. Продолжается она и по сей день. Сейчас восстановительные работы ведутся в Большом дворце и большинстве малых — Монплезире, Марли и других.

История создания фонтанов Петергофа

В 1703 г. на острове Котлин началось строительство военно-морской базы. За возведением крепости Петр I наблюдал лично. Для этого на берегу Финского залива к западу от Петербурга соорудили пристань и Петров двор – Питергоф по-голландски.

Замысел сделать Петергоф летней резиденцией появился у царя в 1705 г. Сохранились его рисунки и собственноручные чертежи проекта. Петр наказал, что и как делать в данный момент и в последствии.

Композиция центрального и восточного ансамблей Нижнего парка сада (рисунок Петра I)

Петр I планировал сделать фонтанный комплекс с дворцом по аналогии с Версалем, только в 10 раз лучше. Если в Версале было 14 фонтанов, то у нас должно было быть 140. Первоначально была попытка построить резиденцию в Стрельне, в районе Константиновского дворца. Там даже была сооружена плотина у Орловского парка. Она сохранилась до сих пор. Об этом читайте в статье про Орловский парк. Но там не хватило мощности водяного потока и царь решил перенести строительство в Петергоф.

Посмотрите видео с прогулки по водоподводящей системе к фонтанам Петергофа:

Его идея была в двойном значении статуй, строений, фонтанов. Они имели скрытый смысл для посвященных. Многие сюжеты стали символами эпохи. Архитекторы полтора века сохраняли и воплощали задуманное царем преображение парадного представительства.

Устройство загородного местопребывания российских царей началось в 1714 г. На строительстве задействовали 5 000 человек. В 1723 г. в Петергофе заработали фонтаны, были построены дворцы Монплезир и Марли. К открытию распланировали Нижний парк и прорыли Морской канал.

В торжественный день Петр I устроил для иностранных послов экскурсию по Петергофу. Он лично проводил именитых гостей по паркам, к комплексу фонтанов Большой каскад, к фонтанам-«шутихам».

После кончины Петра императрицы, восходившие на престол, продолжали дело царя. И уже при Елизавете Петровне «столица фонтанов» красотой и роскошью превосходила аналогичные владения монархов Европы. Не уступала даже знаменитому Версалю.

Октябрьская революция 1917 г. сделала Петергоф доступным для народа. Он становится крупным центром просвещения. 2 июня 1918 г. Большой дворец впервые принял 400 посетителей. С этой даты начинает работу музей-заповедник. За 1919 г. все петергофские дворцы объявляются музеями.

В годы Великой Отечественной войны оккупанты заминировали парки, взорвали павильоны. Огонь артиллерии полностью уничтожил Большой дворец. Система фонтанов оказалась разрушенной.

Фото из архива ГМЗ «Петергоф»

Сотрудники музея предприняли героические усилия по спасению экспонатов Петергофа. Часть из них была закопана под землю.

План захоронения мраморной скульптуры Петергофа и их раскопки после войны. Фото из архива ГМЗ «Петергоф»

Восстановление петергофского ансамбля фонтанов началось сразу после освобождения от фашистов в 1944 г. В 1946 г. заработали первые фонтаны. В 50–70-е годы воссоздали основные дворцы. Реставраторы продолжали работы вплоть до 2000 г. Петергоф приобрел первозданный вид и блеск.

31 декабря 2010 года главную скульптуру Петергофа «Самсона» демонтировали для реставрации. В апреле, после окончания работ, памятник торжественно провезли по Санкт-Петербургу и установили на место.

Архив ГМЗ «Петергоф»

Фонтаны Нижнего парка

Это основная достопримечательность Нижнего парка. Всего здесь насчитывается около 150 фонтанов, каждый из которых представляет собой скульптурно-художественную композицию.

Самые интересные из фонтанов:

Самсон, раздирающий пасть льва

Это самый высокий фонтан Петергофа. Из пасти льва бьет струя воды на высоту порядка 21 метра. Скульптура установлена в 1835 г. в честь победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Самсон олицетворяет победоносную Россию, лев — поверженную Швецию.

Римские

Они похожи на фонтаны, расположенные на площади перед собором святого Петра в Риме, за что и получили свое название. Сооруженные в 1739 г., они представляют собой сочетание чаш, расположенных на высоте двух ярусов. Вода, взмывая вверх до высоты 10 метров и падая вниз последовательно на чаши каждого яруса, стекает в бассейн, создавая при этом блестящую водную завесу.

Менажерные

Название фонтаны получили от французского слова menager, то есть экономный, бережливый. Секрет их в том, что они демонстрируют объем воды, больший, чем расходуется фактически. Это достигается специальными насадками, которые позволяют создать водяной столб диаметром 30 сантиметров, с виду похожий на сплошной. На самом деле в середине вместо воды – пустота и вода подается только по внешнему диаметру трубы.


Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Исторический факт! Идея создания этой хитрости принадлежит лично Петру I. Он сам разработал конструкцию и сделал чертежи насадок.

После изготовления всех деталей и их установки появилась возможность создать эффект потока воды значительного диаметра, взмывающего на высоту 15 метров.

Оранжерейный

В аллегорической форме он демонстрирует борьбу России за выход к Балтийскому морю и олицетворяет победу русского флота над шведской эскадрой в сражении при Гангуте в 1714 г.

Скульптурная композиция представляет собой Тритона, вступившего в поединок с морским чудовищем в виде крокодила с рыбьим хвостом. Тритон не оставляет чудовищу никаких шансов и оно явно сдается, выпуская из пасти водяную струю высотой восемь метров. Практически, то же самое происходило в знаменитой морской битве. Российский флот в меньшем составе одержал победу над многочисленной шведской эскадрой, корабли которой бежали с места сражения, как на фонтане от Тритона бегут в разные стороны черепахи, вытянув в страхе свои шведские шеи.

Солнце

Технически очень сложная конструкция, не повторяющаяся ни в одном фонтане Петергофа. В центре бассейна располагается цилиндрическое основание, представляющее собой бассейн меньшего диаметра. Внутри него вращается цилиндрическая колонна высотой 3.5 метра с позолоченными дисками на вершине. Из дисков в разные стороны разлетаются потоки воды похожие на солнечные лучи.

Дельфины, размещенные на чаше бассейна, вторят им, выпуская из своих дельфиньих ртов радостные струи воды, приветствуя сверкающее солнце. В яркие солнечные дни создается невероятная хрустальная феерия сверкающих брызг и потоков воды. Интересно, что механизм фонтана находится в первозданном виде.

Чаши

На одной оси с Самсоном Большого каскада, по обе его стороны располагаются два интересных фонтана с диаметром бассейна свыше 25 метров. Западный фонтан называют итальянским. И, действительно его авторы – итальянцы братья Дассовани и Джулиано Бараттини. Восточный фонтан называется французским, ведь его построил француз Поль Суалем.

Воронихинские колоннады

Стройные белоснежные здания с парными колоннами и сияющими золотыми вазами на крышах отделяют цветники Нижнего парка от его основного зеленого массива. Фонтаны бьют из ваз и позолоченных куполов, придавая зданиям необыкновенно нарядный и праздничный вид.

В середине 19 века архитектор Андрей Штакеншнейдер заново отделал здания. Купола были покрыты позолоченной медью, а на полы колоннад выложена венецианская мозаика.

Сноп

Один из самых древних фонтанов расположен в центральной части Монплезирского сада. Он создан архитектором Н. Микетти по эскизу Петра I и представляет собой мощный водомет — из центральной конструкции, напоминающей связку колосьев, вверх бьет струя воды высотой 4,5 метра. В бассейне диаметром 20 метров по периметру расположены 24 наклонные форсунки, из которых бьют водяные струи, напоминающие по траектории колосья, дополнительно придавая фонтану очертания снопа.

Историческая справка

Первое упоминание о Петергофе датируется 1705 годом, как причал для переправы на Котлинский остров. Она являлась одной из многочисленных, созданных на берегу залива для преодоленияводного пространства. Строительство нового загородного дворцового сооружения для императора и его семьи, расположенной за городом, было развернуто в 1710 году. Фундамент для главногоздания был заложен через 4 года.

В 1715 году самодержец выдвинул идею по созданию императорского загородного дома, способного затмить своей красотой Версаль. Строительство изначально планировалось в Стрельне, но из-заневозможности без значительных финансовых затрат организовать систему фонтанов, строительство было перенесено в более подходящий для этой затеи — Петергоф.

После революционных событий 1917 года и смены действующей власти дворцовые и парковые сооружения были отданы под музеи и открыты для свободного посещения. В военный период подвергся оккупации вражеской немецкой армией. За некоторое время до прихода удалось вывести значительное количество убранств, но здания Петергофа были почти уничтожены артиллерийвражеской армии.

После успешного завершения военных действий, начались реставрационные работы в Петергофе, производимые и по сей день. Главной целью, на момент 2017 года, является реставрация зданийпостроенных при Петре и позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector