Фонтаны петергофа

Как выглядит каскад в наши дни

Львиный каскад выполнен из путиловского камня в нетипичных для Петергофа традициях позднего классицизма. Двухцветные колонны и полное отсутствие золоченых украшений подчеркивают строгость и лаконичность античных линий и форм.

По центру каскада расположена скульптура нимфы Аганиппы

Фонтан обустроен на прямоугольном бассейне, который имеет размеры 30 на 18,5 м. По периметру бассейна возвышаются 14 серых колонн, вытесанных из полированного сердобольского гранита. Архитрав, база и капители ионического ордера сделаны из белого мрамора, а высота стройных колонн достигает 8 м.

Со стороны Марлинской аллеи по сторонам от фонтана стоят два бронзовых льва, из пастей которых падают пенящиеся струи воды. По центру можно увидеть фигуру нимфы Аганиппы. Автор бронзовой статуи — Ф. П. Толстой изобразил молодую девушку, которая держит на плече большой кувшин. Вода выливается из кувшина, падает на основание памятника и разбивается на мелкие брызги, ударяясь о гранит. Из внутреннего бассейна по фонтанным ступеням вода попадает в нижний бассейн, а оттуда течет по гранитному желобу.

Один из двух бронзовых львов

Каскад расположен на западе Нижнего парка. Он стоит на аллее, ведущей к живописному павильону Эрмитаж. Для туристов Нижний парк открыт с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Вход сюда платный. Летом воду в фонтанном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

История

Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.

Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.

В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.

Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.

В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.

По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.

В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.

В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.

Фонтаны в Петергофе: история строительства

Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.

Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.

Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.

В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.

Первыми такими специалистами стали:

  • Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
  • Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.

В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.

В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.

Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.

«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.

Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.

В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.

Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.

Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.

Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.

120 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ

В летний сезон по утрам в Петергофе непривычно тихо: фонтаны молчат, на ночь их отключают. В 09:50 на площадку перед Большим каскадом поднимается Александр Корсаков. У него в руках приспособление, сваренное из двух отрезков труб. Здесь эту конструкцию называют ключом. Этим инструментом мастер поворачивает чугунный вентиль. В воздух одновременно взмывают тысячи струй.

За сутки здесь проливается около 8 миллионов литров воды.Но прежде чем вырваться на волю, она проделывает огромный путь.

Более чем в двух десятках километров отсюда, в Ленинградской области, на Ропшинских высотах – бьют ключи. В 20-е годы XVIII века специальная экспедиция обнаружила тут пруд с очень холодной водой, которая даже летом не нагревается выше +5 градусов.

Водоем в деревне Глядино стал источником всей водоподводящей системы фонтанов. По сути инженеры того времени воспользовались уникальным рельефом местности и законами физики. Ключи бьют на высоте более 120 метров над уровнем моря. А Петергоф расположен на высоте 18 метров. Между ними под руководством Петра Первого были прорыты каналы и пруды, по которым вода самотеком устремилась вниз.

Водную стихию, правда, пришлось усмирить. Чтобы бурный поток не сбил с ног фонтанную скульптуру и не смыл все на своем пути, в Вернем саду сделали несколько водоемов. В них по ночам набиралась вода. 300 лет спустя принцип не изменился.

Описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

История Большого грота

Нижний грот является архитектурным центром Большого каскада. Как и все остальные строения, он был выполнен по эскизам Петра I. Главными архитекторами выступили сразу три талантливых мастера: Жан-Батист Леблон, Иоганн Фридрих Браунштейн, Николо Микетти.

В XVIII веке в Европе создание искусственных ниш было весьма популярно. Гротами называли любые помещения, оформленные камнями и создающие ощущение нахождения в пещере. Но Нижний грот Большого каскада несёт в себе не только развлекательную, но и инженерную функцию. Столь огромную конструкцию без поддержки несущего элемента невозможно было бы расположить на склоне.

Строительство длилось несколько лет и заняло период с 1716 по 1727 год. За это время в Нижнем гроте появились несколько фонтанов и скульптур.

Вплоть до XIX века внутреннее убранство каскада не претерпевало существенных изменений, пока в 1860 году архитектор Николай Леонтьевич Бенуа не обновил каменную отделку, а также заменил фонтан «Кольцо» на «Корзинку». В дальнейшем никто из мастеров не привносил в архитектурную композицию центрального фонтана никаких изменений.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО НАСОСА

Неповторимый водный рисунок фонтанов, оказывается, дело рукотворное. Каждую струю в Петергофе настраивают индивидуально, с помощью вентилей. И так целый день, с поправкой на ветер, осадки и даже изменение температуры воздуха.

Особенно много хлопот с «Пирамидой». Она соткана из 505 водных струй, которые расположены на семи уровнях. Чтобы сохранить четкие геометрические очертания и пропорции, требуется высокое мастерство. Петергофские фонтаны сложнее версальских, говорит экскурсовод ГМЗ «Петергоф» Олег Ганцев: «В Версале есть фонтан «Обелиск», и Петр, восхищенный в свое время Версалем, решил прообразом нашей «Пирамиды» использовать фонтан «Обелиск», правда, улучшенный европейский образец. Версальский обелиск был трехгранный, а наша пирамида с учетом поправок императора стала четырехгранной пирамидой».

Без единого мотора вращается вокруг своей оси фонтан «Солнце» – в движение его также приводит только сила стихии.

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Фонтан «Тритон»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1726 г.
  • Как выглядит: золоченный Тритон разрывает руками морское чудовище, из пасти которого бьёт большая струя. Впечатлён? Не только ты! Вокруг центральных фигур расположены фигуры расползающихся в ужасе черепашек.

Фонтан установлен для украшения бассейна, из которого брали воду для полива плодовых деревьев, овощей и цветов вокруг. 

Фонтан «Тритон». Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com

Фонтан «Львиный каскад»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1799-1801 г.
  • Как выглядит: бассейн с колоннами, водопадными уступами, украшенный двумя бронзовыми скульптурами сторожевых львов. В центре бассейна, на гранитной скале, возвышается статуя нимфы Аганиппы. Звучит не очень интересно, зато выглядит впечатляюще!

Фонтан «Львиный каскад». Фото: Maria Spb / Shutterstock.com

Этот фонтан выделяется среди остальных не только строгостью форм, но и тем… что в его композиции не используется ни одна золочённая деталь! 

Фонтан «Пирамида»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1724 г.
  • Как выглядит: гигантская четырехгранная семиступенчатая пирамида из 505 водяных пенящихся струй.

Такая форма для фонтана выбрана не просто так: в XVIII века была традиция устанавливать в местах сражений деревянные или каменные обелиски, по форме напоминающие пирамиду. Таким образом, этот фонтан — своеобразный памятник в честь победы русских войск в Северной войне.

Интересный факт: принцип работы фонтана не менялся с момента его установки. 

Фонтан «Пирамида». Фото: Олег Шаламанов / commons.wikimedia.org

Фонтаны «Адам» и «Ева»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1726 г.
  • Как выглядит: оба фонтана одинаково устроены и расположены на одной аллее. Скульптура возвышается над восьмиугольным бассейном и обрамляется кругом из шестнадцати струй высотой 7 м, которые распадаются на крупные капли. Выглядит завораживающе!

Интересный факт: фигуры Адама и Евы — точная копия скульптур из Дворца дожей работы Антонио Рицци. 

Ева. Фото: Valentin Ivantsov / Shutterstock.com

Адам. Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com

Каскад «Шахматная гора»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1726 г.
  • Как выглядит: отличительная черта каскада, как понятно из названия, чёрно-белое четырёхступенчатое плато, которое заканчивается круглым бассейном. Украшен каскад фигурами драконов вверху и белокаменными статуями по сторонам.

Каскад «Шахматная гора». Фото: Nigel Jarvis / Shutterstock.com

Каскад «Золотая гора»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1722-1724 г.
  • Как выглядит: каскад из мраморных ступеней, отделанных позолоченными листами, украшенный мраморными и золочеными статуями античных богов и героев.

Каскад «Золотая гора». Фото: Pavlikhin / commons.wikimedia.org

Всё так классично, что этот факт даже не удивляет: прообразом этому каскаду послужил один из фонтанов французской королевской резиденции «Марли ле Руа». Петр I посетил её в 1717 году и захотел нечто похожее уже в своей любимой резиденции.

Фонтаны «Чаши» 

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1722 г.
  • Как выглядит: два фонтана в виде больших чаш, из которых выбивается огромная струя воды.

Фонтаны «Чаши». Фото: Алексей Решетников / commons.wikimedia.org

Эти два фонтана — одни из первых появившихся здесь. Петр I даже присутствовал на их открытии. Чаши часто называют итальянской и французской — всё дело в национальности мастеров, занимавшихся их установкой. 

Фонтан «Тритон-Колокол»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1727 г.
  • Как выглядит: четыре миниатюрных фонтана, в центре которых скульптура мальчика-тритона, держащего в руках плоские чаши.

Фонтан «Тритон-Колокол». Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

Слово «колокол» появилось в названии благодаря способу выхода воды — струя ударяется о специальную заслонку, благодаря чему получается прозрачный водяной колокол.

Римские фонтаны

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1739 г.
  • Как выглядит: двухъярусные фонтаны с золочеными рельефными украшениями на постаменте.

Римские фонтаны. Фото: Ludvig14 / commons.wikimedia.org

Название фонтаны получили в честь своих прародителей: двух фонтанов, установленных в столице Италии на площади перед собором Святого Петра.

В этой статье мы рассказали почти всё про фонтаны Петергофа, фото показали, но умолчали о фонтанах-шутихах. Сделано это умышленно: как ты повеселишься, если будешь точно знать, где и как они установлены? Оставляем элемент неожиданности за любимым развлечением Петра I и желаем весёлой поездки в Петергоф. 

P.S. Возьми с собой сухую одежду. На всякий. 

Заглавное фото: NataVilman / Shutterstock.com

Интересные факты

В это же время, по инициативе начальника Петергофского дворцового правления Павла Баумгартена, на стене Верхнего грота установили фигуру орла, найденного на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге, а в бассейне, у основания фонтана, — скульптурную группу Сатир и Нимфа, созданную скульптором Петром Ставассером.

Хотя эти скульптуры не вписывались в композицию каскада, в таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.

Во время войны статуи орла и драконов, Сатира и Нимфы немецкие захватчики похитили. К счастью, мраморные скульптуры успели закопать в землю и немцы их не нашли.

После войны спрятанные мраморные статуи установили на прежнем месте, а фигуры драконов создали по сохранившимся рисункам XVIII века. В 1953 году композиция была полностью восстановлена в своем историческом виде без последних новшеств Баумгартена.

От площади, где расположен каскад Шахматная гора, гости Петергофа могут совершить экскурсию на поезде по парку Александрия, граничащему с Нижним парком. Эту поездку можно рассматривать как вариант небольшого отдыха после пешей прогулки. Кассы для приобретения билетов расположены здесь же, на площади, продолжительность поездки составляет 30–40 минут.

Петергоф: режим работы и стоимость билетов

Удивительно, но факт: режим работы фонтанов Петергофа совпадает с режимом работы парка. Только если это не какое-то специальное мероприятие, конечно. 

Сейчас летний сезон: он начался 3 июля 2020 года и продлится до 15 октября 2020 года. Все парки работают с 10:00 до 19:00, кассы — до 18:00.

Нижний парк. Фото: Tatiana Kovaleva / Shutterstock.com

Стоимость полного билета в Нижний парк (а тебе именно туда и надо): 1000 руб., но для жителей РФ и ЕАЭС (Армении, Беларуссии, Казахстана, Киргизии) и граждан, имеющих право на льготы: 450 руб.

Ещё здесь же продаются билеты в парки «Александрия» и «Ораниенбаум», но лучше не распыляться на всё сразу и сосредоточиться на главных.

Верхний сад этим летом закрыт на реставрацию, поэтому его посмотреть, увы, не получится. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector