Пергамский музей в берлине

Содержание:

Достопримечательности Пергамон-музея

Античное собрание

Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.

Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.

Музей переднеазиатского искусства

Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.

Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.

Музей исламского искусства

В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.

Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.

Выводы

Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества

Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г

Старая национальная галерея

Старая национальная галерея была создана в 1861 году на основе собрания Иоганна Генриха Вагенера. Здание галереи было построено в 1869—1876 годах по эскизу самого короля Фридриха Вильгельма IV. Ему же посвящен конный памятник прямо перед зданием галереи. В самой галерее выставляются многочисленные произведения классицизма и романтизма, например, знаменитая работа Каспара Давида Фририха «Монах у моря», бидермейера (ответвление романтизма), французского импрессионизма, например, полотна Эдуара Мане и Клода Моне. Известная также скульптура Иоганна Шадова «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика».

5 интересных фактов о Пергамоне

Пергамский музей – один из интереснейших и древнейших музеев мира. Вот почему существует очень много легенд и преданий, связанных с этим местом. Среди наиболее интересных фактов можно выделить следующее:1. Пергамский алтарь – гордость музея – был построен еще в 3 веке до нашей эры. Но в скором времени в результате землетрясения он был полностью разрушен.2. Фрагменты Пергамского алтаря были обнаружены лишь в 1878 году на территории Турции. Дело в том, что при строительстве дорог на территории Турции было найдено множество огромных мраморных глыб. Турецкое население не знало, что это такое. Поэтому они решили изготавливать из них кирпичи. Была назначена специальная бригада, которая собирала эти глыбы, измельчала их и из полученной смеси формировала кирпичи, которые затем использовались при строительстве. Однако вскоре турецкие власти пригласили к себе немецкого инженера Карла Хумана, который должен был помочь им в строительстве дорог. Когда Карл увидел, какое сырье используют турки для изготовления кирпичей, он схватился за голову. В скором времени Германия заключила с Турцией договор на проведение раскопок и вывоз всех найденных мраморных частей в Германию. Причем за предоставленное немцам разрешение на проведения раскопок, Турция получила от Германии определенную сумму денег, о чем также прописано в договоре.

3. Когда турки поняли, что за фрагменты были найдены и вывезены немцами во время раскопок, они захотели вернуть их себе. Однако у немцев сохранился договор, чек, а также разрешение от самого султана, поэтому возврат Пергамского алтаря на территорию Турции невозможен.4. Само здание музея в Берлине было построено специально для того, чтобы вместить в себя Пергамский алтарь. Остальные экспонаты были выставлены здесь значительно позже.5. Немногие знают, что после Второй Мировой войны советские войска вывезли Пергамский алтарь в Москву. В скором времени он был выставлен в Эрмитаже. Однако уже через 13 лет его снова вернули в Берлин. Сделали это по приказу Хрущева в знак примирения с Германией. Но при этом советская власть попросила немцев сделать им макет Пергамского алтаря. Уже в 2002 году макет был доставлен в Санкт-Петербург и выставлен в Эрмитаже.

Пергамон – это действительно впечатляющий музей, который некоторые туристы называют восьмым чудом света. Вот почему сюда так хотят попасть все любители прекрасного. Приятного отдыха!

Das könnte Sie auch interessieren

Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Johannes Laurentius

Knapp eine Million Menschen besichtigen die Antikensammlung im Pergamonmuseum jährlich.
mehr

dpa

Fotostrecke: Baustelle Pergamonmuseum

Im Rahmen des Masterplans Museumsinsel wird das Pergamonmuseum seit 2013 abschnittsweise saniert.
mehr

Asisi (Foto: Tom Schulze)

Pergamonmuseum. Das Panorama

Dauerausstellung

In dem neuen Pergamon-Panorama des Künstlers Yadegar Asisi sind Originalteile des Pergamonaltars sowie eine Videoinstallation zum Pergamonaltar zu besichtigen.
mehr

dpa

Museumsinsel Berlin-Mitte

Die Gebäude der Museumsinsel beherbergen die archäologischen Sammlungen und Kunst des 19. Jahrhunderts.
mehr

Tobias Droz/BerlinOnline

Museen in Mitte

Unbestritten das kulturelle Zentrum Berlins. Das Neue Museum mit der Büste der Nofretete, das Alte Museum, das Deutsche Historische Museum oder das Pergamonmuseum sind weltweit beachtete Kultureinrichtungen.
mehr

dpa

Museumsführer: Staatliche Museen Berlin

Die Staatlichen Museen zu Berlin präsentieren sich an fünf Standorten in der Stadt: Auf der Museumsinsel in Mitte, im Kulturforum in Tiergarten und in Charlottenburg, Dahlem und Köpenick.
mehr

Внешнее и внутреннее убранство Пергамона

Пергамон возвышается в самом центре Берлина, на Острове музеев. Внешне здание ничем не примечательное, как и большинство других строений Берлина. Вообще, если говорить об архитектурных стилях Германии, то в этой стране преобладает классический стиль. Ровные прямые стены, белая отделка, высокие колонны и никаких элементов декора. Практически все здания Берлина похожи друг на друга. Пергамон – не исключение. Однако попав внутрь музея, человек просто замирает от восторга.Прежде всего, практически всех посетителей занимает Пергамский алтарь. Это первое, что видят туристы, войдя в Пергамон. Вообще, само здание музея было построено именно для того, чтобы вместить Пергамский алтарь. К слову, он по праву считается жемчужиной Берлина и гордостью всех немцев. Первое, что бросается в глаза – это изящные, мастерски выполненные мраморные скульптуры античных богов и других персонажей. Размеры алтаря поистине впечатляющие, но самое интересное то, что это всего лишь малая часть того, что сохранилось к нашему времени. К сожалению, его некоторые фрагменты утеряны, однако все сюжеты и их участники вполне узнаваемы.

Кроме Пергамского алтаря, в музее представлены и другие интересные экспонаты. Это и Ворота милетского рынка, и Ворота Иштар, и Алеппская комната, и Дорога процессий. В музее разрешена фото и видеосъемка, однако в некоторых залах запрещено снимать со вспышкой. Работники музея объясняют это тем, что от вспышка неблагоприятно влияет на некоторые экспонаты и древние фрески. И еще один важный нюанс – входить в Пергамон с водой категорически запрещено, так как от влаги старинные экспонаты мгновенно разрушаются.

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в 1897—1898 годах и было торжественно открыто для доступа публики в 1901 году В световом дворе музея разместились произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 году все пергамские художественные ценности до возведения нового здания размещались в восточном колонном зале Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в Вавилоне, Уруке, Ашшуре и Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскоре обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов, связанных с возведением нового здания на том же месте, в 1905 году назначен новый генеральный директор Королевских (а с 1918 года — Государственных) музеев, а в 1906 году к работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с изменениями в плане от 1927 года здесь же должна была обрести своё место и коллекция исламского искусства.

В 1907 году Альфред Мессель приступил к проектированию монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассическом стиле. После смерти Месселя в 1909 году работы продолжил его близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 году начались строительные работы, которые остановили Первая мировая война, революция 1918 года и инфляция 1922—1923 годов. Лишь к 1930 году строительство музейного здания было закончено, и четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 году большая часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в СССР. Лишь в 1958 году музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую республику, но не полностью. До настоящего времени значительная часть коллекции хранится в запасниках Пушкинского музея в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.

my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr

В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.

Adresse, Öffnungszeiten und Kontakt

 Adresse

Am Kupfergraben 5
10178 Berlin

Telefon
Internetadresse
Öffnungszeiten
Dienstag, Mittwoch sowie Freitag bis Sonntag 10 bis 18 Uhr, Donnerstag 10 bis 20 Uhr
Barrierefrei
Rollstuhlgerechter Zugang über Plattformlift, Aufzug vorhanden. Während der Renovierungsarbeiten kann die Zugänglichkeit eingeschränkt sein. Infobuch in Brailleschrift vorhanden. Rollstühle können ausgeliehen werden. Mit Anmeldung werden Führungen in Gebärdensprache angeboten.
Eintritt
19 Euro, ermäßigt 9,50 Euro (Pergamonmuseum und Panorama)
Tickets

Nahverkehr

Bus

  • 0.3km

    Berlin, Staatsoper

    • 100
    • 300
    • N5
  • 0.4km

    Berlin, Lustgarten

    • 100
    • 300
    • N5

Tram

  • 0.1km

    Berlin, Georgenstr./Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.1km

    Berlin, Am Kupfergraben

    • 12
    • M1
  • 0.3km

    Berlin, Universitätsstr.

    • 12
    • M1
  • 0.4km

    Berlin, Monbijouplatz

    • M1
    • M5

In der Nähe

Cafés

  • Café im Bode-Museum
  • Café im Deutschen Historischen Museum
  • Allegretto Caffè im Neuen Museum

Das könnte Sie auch interessieren

Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Johannes Laurentius

Knapp eine Million Menschen besichtigen die Antikensammlung im Pergamonmuseum jährlich.
mehr

dpa

Fotostrecke: Baustelle Pergamonmuseum

Im Rahmen des Masterplans Museumsinsel wird das Pergamonmuseum seit 2013 abschnittsweise saniert.
mehr

Asisi (Foto: Tom Schulze)

Pergamonmuseum. Das Panorama

Dauerausstellung

In dem neuen Pergamon-Panorama des Künstlers Yadegar Asisi sind Originalteile des Pergamonaltars sowie eine Videoinstallation zum Pergamonaltar zu besichtigen.
mehr

dpa

Museumsinsel Berlin-Mitte

Die Gebäude der Museumsinsel beherbergen die archäologischen Sammlungen und Kunst des 19. Jahrhunderts.
mehr

Tobias Droz/BerlinOnline

Museen in Mitte

Unbestritten das kulturelle Zentrum Berlins. Das Neue Museum mit der Büste der Nofretete, das Alte Museum, das Deutsche Historische Museum oder das Pergamonmuseum sind weltweit beachtete Kultureinrichtungen.
mehr

dpa

Die Staatlichen Museen zu Berlin präsentieren sich an fünf Standorten in der Stadt: Auf der Museumsinsel in Mitte, im Kulturforum in Tiergarten und in Charlottenburg, Dahlem und Köpenick.
mehr

Старая национальная галерея

Старую национальную галерею проектировали по королевским рисункам Фридриха Вильгельма IV. Величественное сооружение по архитектуре ассоциируется с древнеримским храмом. Первых ценителей живописи здесь встретили в 1876 году выставкой 262 художественных полотен, предоставленных немецкой буржуазией. Сегодня в анфиладах галереи представлены впечатляющие по размеру, жанрам, видам и стилям картины известных европейских мастеров XIX века. Полотна, написанные в стилях романтизма и классицизма, знакомят с художественным творчеством знаменитых немецких живописцев.

Импрессионизм и бидермайер представлены творчеством французских художников Клода Моне и Эдуарда Мане. Поклонники модернистского стиля поразмышляют над сюжетами картин, написанных Ловисом Коринтом, Максом Либерманом и Адольфом Менцелем. Просматривая художественные шедевры знаменитых мастеров кисти: Сезана, Дега, Делакруа и Ван Гога, посетители забывают о времени. Выставки живописи дополнены искусными назарейскими росписями и скульптурными фигурами.

Старый музей

Находящийся возле кафедрального собора Берлина Старый музей – здание с ионическими колоннами, увенчанное по центру круглым куполом, охраняемое фигурами орлов по верху фасада. Видом монументального античного сооружения создается настрой на восприятие творчества Древней Эллады, Римской империи и этрусков, вошедшего в сокровищницу музея. Перед входом посетителей встречают конные скульптуры и грандиозная чаша из гранита 7 метров в диаметре, весящая 76 тонн. Музейные экспозиции занимают два этажа. Тематические залы Античной коллекции первого этажа представлены коллекциями ваз и фризов, оружия, золотых и серебряных украшений, бронзовых и глиняных фигур.

Пространство круглого купольного зала-ротонды отведено греческим каменным и мраморным скульптурам, расположенным на постаментах между стройных дорических колонн в порядке хронологии. Второй этаж отдан искусству Древнего Рима и этрусков. Он знакомит с портретами Клеопатры и Цезаря, скульптурой императора Клавдия, саркофагами, фресками, мозаикой «Битва кентавров», мраморными барельефами, изображающими шествия богов. Здесь увидите несколько Фаюмских портретов, традиционно создававшихся для гробницы на тончайших золотых листах еще при жизни человека. Видное место занимают эротические скульптурные композиции из камня и бронзы, вазы и медальоны с эротическими сюжетами.

Археологический центр

Монументальное серое здание Археологического центра, пристроенное кбывшим казармам XIX столетия, контрастирует с рядом стоящим необарочным строением музея Боде. Внешняя отделка, приближенная к цвету почвы, подчеркивает массивность и форму здания. Во внутреннем интерьере властвует белый цвет стен, пола и лестниц, оживляемый лишь экспонатами, расположенными на площади в почти 11700 кв.м. Археологический центр – место, где исследуются археологические находки, имеющиеся в фондах музеев и артефакты для вновь создаваемых экспозиций. В стенах археологического центра находятся: специализированная библиотека, архив, реставрационные мастерские и кабинеты ученых.

Немного истории

Огромный мраморный алтарь в городе Пергаме, столице древнего Пергамского царства, был построен в 3 веке до н. э. в честь победы над врагами. Впоследствии из-за землетрясений он разрушился и оказался под землей.

В 1878 году немецкий инженер Карл Хуман, строивший дороги по поручению турецкого правительства, обнаружил фрагменты пергамского алтаря. Они украшали основание колоннады алтаря, составляя 120-метровый фриз высотой 2 метра, изображавший борьбу богов и героев древнегреческой мифологии.

Римский писатель Луций Ампелий называл пергамский алтарь одним из чудес света.

Когда реликвия была доставлена в Германию, комиссия по ценностям не смогла найти здание, которое вместило бы столь внушительно произведение античных скульпторов. Поэтому в 1890-х годах было решено построить отдельное помещение для древнего алтаря.

Пергамон-музей открыли в 1901 году. Кроме фриза пергамского алтаря публика увидела архитектурные произведения из Малой Азии. Позже к ним добавились монументальные экспонаты с раскопок в Вавилоне и Египте, в том числе изумительные синие ворота Иштар, и музей был расширен.
Новое здание принимает посетителей с 1930 года.

2200-летний пергамский алтарь, жемчужина коллекции, 13 лет находился в России и демонстрировался в Эрмитаже.

Новый музей

Новый музей был построен в 1843—1855 годах. Во время Второй Мировой войны именно ему досталось больше всего — Новый музей был почти полностью разрушен и дольше всего лежал в руинах. Эти обломки даже называли «позорным пятном» Берлина. После восстановления в 2009 году в здание переехал Египетский музей и собрание папирусов. В период разделения Германии разделилось и собрание музея — часть осталась в Берлине, а часть отправилась в Шарлоттенбург. К 2005 году собрание объединилось, вернулись в Берлин многие важные экспонаты.

Любителям древностей есть на что посмотреть в Новом музее. Например, там хранится знаменитый бюст Нефертити, созданный примерно в середине XIV века до нашей эры. Здесь же выставлен необычный экспонат — так называемая Берлинская зеленая голова. Скульптура представляет собой голову зрелого мужчины, изготовленную из твердого песчаника серого цвета. Датировать это изображение принято 350 годом до н. э.

Литература

  • Маркина Л. Г. PERGAMONMUSEUM ПЕРГАМСКИЙ МУЗЕЙ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общей редакцией проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 745. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.
  • Nikolaus Bernau, Nadine Riedl: Für Kaiser und Reich. Die Antikenabteilung im Pergamonmuseum. In: Alexis Joachimides u.a. (Hrsg.): Museumsinszenierungen. Zur Geschichte der Institution des Kunstmuseums. Die Berliner Museumslandschaft 1830—1990. Verlag der Kunst, Dresden und Basel 1995, ISBN 3-364-00325-4, S. 171—190.
  • Wilhelm von Bode: Denkschrift betreffend Erweiterungs- und Neubauten bei den Königlichen Museen in Berlin. Imberg & Lefson, Berlin 1907. Auch abgedruckt in: Wilhelm von Bode: Mein Leben. 2 Bd. Verlag H. Reckendorf, Berlin 1930. Bodes Denkschrift zum Bau des Pergamonmuseums.
  • Nicola Crüsemann: Vom Zweistromland zum Kupfergraben. Vorgeschichte und Entstehungsjahre (1899—1918) der Vorderasiatischen Abteilung der Berliner Museen vor fach- und kulturpolitischen Hintergründen. Gebr. Mann, Berlin 2001, ISBN 3-7861-2403-5 (=Jahrbuch Der Berliner Museen N.F. Bd. 42, 2000, Beiheft; =Dissertation, Freie Universität Berlin. 1999).
  • Olaf Matthes: Das Pergamonmuseum. Berlin-Edition, Berlin 2006, ISBN 3-8148-0143-1.
  • Andreas Scholl, Gertrud Platz (Hrsg.): Altes Museum. Pergamonmuseum. Antikensammlung Staatlichen Museen zu Berlin. 3., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Von Zabern, Mainz 2007, ISBN 978-3-8053-2449-6.
  • Carola Wedel (Hrsg.): Das Pergamonmuseum. Menschen, Mythen, Meisterwerke. Nicolai, Berlin 2003, ISBN 3-89479-095-4.

Пергамский музей

Двухэтажный Пергамский музей – сооружение неоклассического стиля, украшенное композициям дорических колонн на фасаде, возведено в 1930 году. Его назвали именем бесценной находки археологов – Пергамского алтаря Зевса, обнаруженного при строительстве инженером Карлом Хуманом на земле бывшего Пергамского царства в Турции. В древнем мире алтарь с горельефным изображением битвы Зевса с Титанами на фризе считался чудом света. Сегодня – это ценнейший экспонат музея, датируемый 180-160 годами до нашей эры. Для монументального алтаря с колоннадой, расположенного на 120-метровом фризе, специально проектировали огромный зал. Три музейных крыла отведены собраниям:

  • демонстрирующим предметы античного искусства Греции и Рима. Поражает вид Милетских ворот, строившихся древними римлянами в I веке нашей эры. Глядя на античные скульптуры, художественные полотна, мозаики и сокровища Трои, словно попадаешь на тысячелетия в прошлое
  • представляющим культуру Азии с 200 экспонатами, найденными в Анатолии, Месопотамии, Сирии. Прогуливаясь вдоль Вавилонских ворот, посвященных богине Иштар, поражаешься масштабной кирпичной арке со стенами. Ворота колоритно выделяются покрытием, украшенным разноцветной глазурью, орнаментами и золотистыми рельефными изображениями животных
  • раскрывающим богатое исламское искусство с предметами VII-XIX столетий, коллекцией ковров и фризом XVIII века с ажурной резьбой по камню, служившим декором дворца Мшатту. Интересный экспонат – Алеппская комната с росписями по деревянным панелям

В 2011 году в комплексе Пергамона открылась панорама, переносящая зрителей в гущу жизни горожан древнего Пергама II столетия до нашей эры.

Новый музей

Новый музей, созданный в 1855 году, сильно разрушили бомбардировками во Вторую мировую войну. Недавно он был восстановлен из руин в облике, максимально похожем на первозданный оригинал. Идентичность прослеживается на фасадах и внутри: в конструкции зальных сводов, мозаиках на полу и росписях. В возрожденном музее, раскрывшем свои сокровища экскурсантам в 2009 году, можно часами ходить по Египетскому музею и Музею доисторического периода и ранней истории, поражаясь уникальности подлинных историко-культурных предметов.

Египетская коллекция переносит во времена Древнего Египта 1500-500 годов до нашей эры, поражая сотней скульптур и бюстов фараонов, видом их гробниц и мумий. По статуэткам простых людей и предметам быта, маскам и одежде жрецов воссоздается картина жизни и верований древних египтян. Особо интересен Египетский двор, приподнятый с цокольного этажа до первого. В нем, словно парящем над другими залами, находится галерея портретов семейства фараона Эхнатона: его дочерей и супруги. Жемчужиной египетского собрания стал бюст Нефертити, созданный в XIV веке до нашей эры, найденный при раскопках в Тель-эль-Амарны.

В одном из залов размещены фрагменты древних стен с изображением иероглифов и рисунков, дающих представление об архитектуре Древнего Египта. Интерес представляют деревянные лодки, в которых плавали в эпоху фараонов в 3200—2240 годах до нашей эры. Вызывает удивление собрание древних папирусов с изящными рисунками и письменами. Размеры некоторых письмен настолько длинные, что достигают нескольких метров.

Музей доисторического периода и ранней истории собрал более 6 тысяч экспонатов с эпохи палеолита до Средневековья, найденных на территориях Европы и Азии. Тематические залы воссоздают эпизоды из жизни неандертальцев и кроманьонцев, показывая сцены охоты, быта, орудия труда. Один из залов иллюстрирует сюжеты германской и скандинавской мифологии, в остальных экспозициях — находки с Кипра, Древней Этрурии, культурное наследие древних греков и римлян.

В античной коллекции представлен обширный спектр предметов искусства и быта. Здесь выставлены: бюст греческого философа Сократа, галерея бюстов римских философов, изваяния богов, бронзовые предметы быта и ювелирные украшения, вазы, изделия из стекла и слоновой кости, музыкальные инструменты уникальной формы.

Самый таинственный затемненный зал отведен для уникального экспоната — Берлинской Золотой шляпы, созданной во времена прокельтской цивилизации в 1000—800 годах до нашей эры. Высочайшая в мире 88- сантиметровая шляпа выполнена из листового золота с изображением неизвестных знаков. Одни исследователи предполагают, что шляпа служила головным убором жрецов при погребальных обрядах, другие считают ее календарем древних кельтов. История шляпы остается загадкой для ученых.

Руины древнего Пергама

Пережив все обычные перестройки, город всё же сумел сохранить три основных атрибута, которые обеспечили ему известность и вес в древнем мире. Во-первых, Пергам был важным центром религии, где культ Зевса находился в соседстве с поклонением императорам, покровительнице города – Афине и экзотическим египетским богам. Во-вторых, город был ещё и медицинским центром. Храм посвящён культу Асклепия — бога врачевания, по своей сути напоминал современный санаторий. В-третьих в Пергаме находилась библиотека, которая соперничала со знаменитой библиотекой Александрии. Сегодня среди руин древнего города, которые обнаружил в 1870 году Карл Хуманн, немецкий инженер, при строительстве железной дороги, отчётливо можно выделить две зоны: Акрополь и Асклепион.

Карта руин античного Пергама

История музея

Предпосылкой к созданию музейного комплекса послужило следующее событие — в 1878 году Карл Хуман во время строительства дороги случайно нашел части античного 120-метрового фриза с барельефами героев и богов. Это и был тот самый Пергамский алтарь Зевса, который сегодня является жемчужиной музейной коллекции.

Когда находку привезли в Берлин, оказалось, что выставить ее для всеобщего обозрения фактически негде. И тогда было решено построить Пергамон — отдельное здание, которое вместило бы не только этот артефакт, но также собрание античной и древнеазиатской скульптуры. В 1901 году был открыт первый музей, однако вскоре стало понятно, что постройка имеет существенные дефекты фундамента и ее нужно сносить.

Строительство второго здания под руководством архитектора Альфреда Месселя было начато в 1907 году, но в 1909 году мастер умер, и его дело продолжил Людвиг Хофман. Работа продвигалась медленно, вначале помешала Первая мировая война, а после — экономический кризис, и лишь в 1930 году музейный комплекс наконец-то принял первых посетителей.

К сожалению, на этом несчастья в истории Пергамона не закончились — во время Второй мировой войны здание было полуразрушено вследствие воздушных бомбардировок, а в 1945 году многие экспонаты были вывезены в СССР. Часть из них после вернулась в Германию, но некоторые и сейчас еще хранятся в Москве и в Санкт-Петербурге.

Экспозиция

Пергамский алтарь

Фриз из Мшатты

Ворота Иштар из Вавилона

Барракиб и его писарь (музей Передней Азии)

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В нём представлены различные экспонаты древней монументальной архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Античное собрание возникло благодаря бранденбургским курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 году коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала доступна для публики в 1830 году с открытием в Берлине Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось благодаря раскопкам, проводившимся в Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете, Приене и Дидиме.

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР открылся вновь в 1959 году, а коллекция, оказавшаяся в Западном Берлине, размещалась вплоть до 1995 года в здании по проекту архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из Тарента.

Музей Передней Азии

В музее Передней Азии представлены экспонаты, обнаруженные на археологических раскопках, проводившихся в ареале шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как украшения.

Особого внимания заслуживают вавилонские Ворота Иштар, фрагмент Дороги процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала Навуходоносора II.

Панорама Пергама

В ноябре 2011 года в музее открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. Наглядно представлены разные стороны жизни пергамцев: тут на площади перед акрополем гуляют горожане, там идёт оживлённая торговля на рынке, вот женщина стирает в реке белье, вдалеке среди деревьев видна знаменитая Пергамская библиотека и т. д. В ротонде высотой 24 и длиной 103 метра созданы спецэффекты: восход и закат солнца, дуновение ветра, гул толпы, пение цикад. Панорама была открыта до сентября 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector